Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Матера (Прощание с Матерой Распутин). Три поколения героев повести "прощание с матерой" - три взгляда на решение проблемы "человек и родная земля" История создания повести

На мой взляд,одним из самых интересных и близких каждому человеку вопросов русской литературы является тема родного дома,родных мест.Нельзя недооценить их важность для каждого из нас.Мне в наибольшей степени понравилось произведение В.Распутина "Прощание с Матерой"
Действие этой повести разворачивается на небольшом островке под названием " Матера" на реке Ангара.Жизнь в этой деревушке текла вполне обыденно,так же,как и в тысячах других деревень нашей необъятной страны.Скорее всего,такая спокойная,счастливая жизнь продолжалась бы и в дальнейшем.Но обстоятельства сложились иначе.Власти решили затопить Матеру для того,чтобы создать на ее месте водохранилище.Наверняка,для любого человека весть о уничтожении родного дома и о скором пареезде станет настоящей катастрофой.Может быть,для молодого поколения эта новость покажется не такой уж пугающей,а наоборот,шансом обрести новых друзей,узнать,какова жизнь вдали от родных мест.Но для более старшего поколения это настоящая трагедия.Здесь прошли их детство,молодость,минуты счастья и печали,радости и негодования,были пережиты успехи и пройдены невзгоды.Не исключением стала Матера.Расставание с родной деревушкой молодежь пережила почти безболезненно.А для пожилых людей переезд оказался неприемлимым.Главная героиня произведения,старейшая жительница этих мест Дарья,общалась с духами природы,со своими предками,захороненными в этой земле.Автор на ее примере показывает нам,как связаны жители с этим островком, и еще раз подчеркивает нежелание отъезда со своей малой Родины тех,кто живет на этом месте многие десятки лет.Символом повести является "Царский листвень". Он олицетворяет собой бескрайние силы природы,над которыми человек не имеет власти.Его пытались сжечь,срубить,спилить.Но все попытки оказывались безрезультатными.Жители,оставшиеся на Матере после её затопления,будто это многовековое,раскатистое дерево,которое глубоко вросло своими корнями в землю,и ничто,и никто не сможет его переселить с того места,где оно когда-то было посажено,а затем росло,несмотря ни на какие природные стихии и иные потрясения.Те,кто остались в своих домах после затопления,даже не предпринимали попыток спастись,когда на деревушку хлынула вода.Свои лучшие годы они уже прожили да к тому же были далеко не молоды.Для этих людей было немыслимым закончить свою жизнь вдали от этих мест.Та же Дарья,общаясь со своими предками,уже давно покоенными в земле,затем,проведя обряд очистки своей избы,всем своим поведением показывала,что готовится к смерти и не боится ее принять,поскольку останется на родной земле,где были похоронены все ее предки.Память о Матере и о жителях,которые не покинули свое родное место, навсегда останется в сердцах людей.
В заключение я хочу сказать,что то тепло,уют,которые человек ощущает в родном доме,он не почувствует больше нигде.Это произведение отражает действительность нашего общества,но в то же время раскрывает всю широту русской души.

«Прощание…» 1976 г., это время упадка и разрухи советской деревни. В основу сюжета положил реальную историю о строительстве гидроэлектростанции на реке Ангара, в результате которого оказались затопленными несколько окрестных деревень. Жителям деревни Матёра пришлось переселиться. Но кроме проблемы вымирания деревни В. Распутин в поднимает и ряд других проблем: взаимоотношение поколений, память и забвение, совесть, поиск смысла жизни. Главная героиня - старуха Дарья. Эта носительница многовековых традиций не в силах навсегда расстаться с обжитым местом, ведь в избе, которой она прожила всю свою долгую жизнь, жили еще ее дед и бабка. В этих старых стенах прошло ее детство, тяжелое время войны. Другие старики также остаются верными родной Матере. Молодое же поколение, живя будущим, совершенно спокойно расстается с родными местами. Так происходит распад семьи, за которым, по мнению автора логически последует крушение народа и всей страны. И оттого Матеру можно считать не только названием одной деревни, но и символическим наименованием страны и образа матери-земли, в целом. Слова Дарьи: «У кого памяти нет, у того нет и жизни». «Прощание с Матерой» очень ярко показывает великое значение традиций в жизни каждого человека.

38. «Тихая» лирика н.М. Рубцова.

"Тихая лирика" возникает на литературной сцене во второй половине 1960-х годов как противовес "громкой" поэзии "шестидесятников". Николай Рубцов (1936-1971). Вологодской земле посвящены стихотворения Рубцова, ставшие шедеврами русской лирики: «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...», «Журавли», «Видения на холме», «В горнице», «Старая дорога», «Привет, Россия - родина моя!..», «Ночь на родине», «Тихая моя родина», «Звезда полей», «Русский огонек». Темы: Родина, природа, любовь, деревня, космос. и мотивы лирики поэта тесно перекликаются между собой. Вместе они образуют неповторимое единство. Поэзия Рубцова задумчивая, нежная, зовущая к размышлению. Крестьянское селение, земля связаны с космосом. Нельзя однозначно назвать лирику Рубцова «тихой». В ней отразилась широкая русская натура, задушевность, искренность. Никто не сумел проникнуть в народную жизнь так глубоко и проникновенно, как Н.М. Рубцов. «Звезда его полей» продолжает освещать нашу жизнь.

Как далеко дороги пролегли!

Как широко раскинулись угодья!

Как высоко над зыбким половодьем

Без остановки мчатся журавли!

В лучах весны - зови иль не зови! -

Они кричат все радостней, все ближе...

Вот снова игры юности, любви

Я вижу здесь... но прежних не увижу.

И обступают бурную реку

Все те ж цветы... но девушки другие,

И говорить не надо им, какие

Мы знали дни на этом берегу.

Бегут себе, играя и дразня,

Я им кричу: - Куда же вы? Куда вы?

Взгляните ж вы, какие здесь купавы! -

Но разве кто послушает меня...

39. И.А. Бродский. Художественное своеобразие лирики.

Иосиф Александрович Бродский (24 мая 1940 года, Ленинград, СССР - 28 января 1996 года, Нью-Йорк, США) - поэт, переводчик. Был в ссылке, затем выгнан из СССР, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 г, поэт-лауреат США в 1991-1992 г.Поэзия Иосифа Бродского сложна и отличается высокой культурой. Большое влияние на его творчество оказала А. А. Ахматова. В своей лирике он обращается к античности, библейским темам, любви, тоски по родине; к вечным темам, библейским, в его творчестве возникают темы любви, родины; смерти, добра и зла.

Бродский - поэт уникальный. Вклад его в русскую литературу, культуру неоценим. Он изменил течение и тональность русского стиха, придав ему другое звучание. Иосиф Бродский - поэт-изгнанник. Не разрешили вернуться на Родину, тосковал по Петербургу.

Ни страны, ни погоста

не хочу выбирать,

на Васильевский остров

В своей повести "Прощание с Матерой" В. Распутин исследует национальный мир, его систему ценностей и его судьбу в кризисном ХХ веке. С этой целью писатель воссоздает переходную, пограничную ситуацию, когда еще не наступила смерть, но и жизнью это назвать уже нельзя.

Фабульно произведение нам рассказывает об острове Матера, который должен затонуть в связи с построением новой ГЭС. А вместе с островом должна будет исчезнуть и та жизнь, которая складывалась здесь в течение трехсот лет, то есть сюжетно эта ситуация изображает гибель старой патриархальной жизни и воцарение жизни новой.

Вписанность Матеры (острова) в бесконечность природного миропорядка, ее нахождение "внутри" него дополняется включенностью Матеры (деревни) в движение исторических процессов, не столь согласованных, как природные, но наряду с ними являющихся органической частью человеческого существования в этом мире. Триста с лишним лет Матере (деревне), видела она казаков, плывших ставить Иркутск, видела ссыльных, арестантов и колчаковцев. Важно, что социальная история деревни (казаки, ставящие Иркутский острог, торговые люди, арестанты, колчаковцы и красные партизаны) обладает в повести длительностью, не столь протяженной как природный миропорядок, но предполагающей возможность существования человека во времени.

Соединяясь, природное и социальное вводят в повесть мотив естественного существования Матеры в (острова и деревни) в едином потоке природного и исторического бытия. Этот мотив дополняется мотивом вечно повторяющегося, бесконечного и устойчивого в этой повторяемости круговорота жизни (образ воды). На уровне авторского сознания открывается момент прерывания вечного и естественного движения, а современность предстает как катаклизм, преодолеть который невозможно, как смерть прежнего состояния мира. Таким образом, затопление начинает означать не только исчезновение природного (Матеры-острова), но и этического (Матеры как системы родовых ценностей, рожденных и нахождением в природе, и нахождением в социуме).

В повести можно выделить два плана: жизнеподобный (документальное начало) и условный. Ряд исследователей определяет повесть "Прощание с Матерой" как мифологическую повесть, в основе которой лежит миф о конце света (эсхатологический миф). Мифологический (условный) план проявляется в системе образов-символов, а также в сюжете повести (название острова и деревни, Листвень, хозяин острова, обряд проводов покойника, лежащий в основе сюжета, обряд жертвоприношения и т.д.). Наличие двух планов - реалистического (документально-публицистического) и условного (мифологического) является свидетельством того, что автор исследует не только судьбу конкретной деревни, не только социальные проблемы, но и проблемы бытия человека и человечества вообще: что может служить основой существования человечества, современное состояние бытия, перспективы (что ждет человечество?). Мифологический архетип повести выражает представления автора о судьбе "крестьянской Атлантиды" в современной цивилизации.


В своей повести В. Распутин исследует прошлую национальную жизнь, прослеживает изменение ценностей во времени, размышляет над тем, какую цену заплатит человечество за утрату традиционной системы ценностей. Основные темы повести - темы памяти и прощания, долга и совести, вины и ответственности.

Семья воспринимается автором как основа жизнедеятельности и сохранения родовых законов. В соответствии с этой идеей писатель выстраивает систему персонажей повести, которая представляет собой целую цепочку поколений. Автор исследует три поколения, родившихся на Матере, и прослеживает их взаимодействие между собой. Распутин исследует судьбу нравственных и духовных ценностей в разных поколениях. Наибольший интерес Распутин испытывает к старшему поколению, потому что именно оно является носителем и хранителем народных ценностей, которые цивилизация пытается уничтожить, ликвидировав остров. Старшее поколение "отцов" в повести - это Дарья, "самая старая из старых", старуха Настасья и ее муж Егор, старухи Сима и Катерина. Поколение детей - это сын Дарьи Павел, сын Катерины Петруха. Поколение внуков: внук Дарьи Андрей.

Для старух неминуемая гибель острова - это конец света, так как они не мыслят ни себя, ни своей жизни без Матеры. Для них Матера - это не просто земля, но это часть их жизни, их души, часть общей связи с теми, кто ушел из этого мира и с теми, кто должен прийти. Эта связь и рождает у стариков ощущение того, что они - хозяева этой земли, а вместе с тем и ощущение ответственности не только за родную землю, но и за умерших, которые им эту землю доверили, а они не смогли ее сохранить. "Спросют: как допустила такое хальство, куда смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальет, навроде тоже как я виновата", - размышляет Дарья. Связь с предыдущими поколениями прослеживается и в системе нравственных ценностей.

Материнцы относятся к жизни как к службе, как к некоему долгу, который нужно нести до конца и который они не вправе перекладывать на кого-либо другого. Существует у материнцев и своя особая иерархия ценностей, где на первом месте стоит жизнь в согласии с совестью, которую раньше "сильно отличали", не то, что в нынешнее время. Таким образом, основами такого типа народного сознания (онтологического миропонимания) становятся восприятие природного мира как одухотворенного, признание своего определенного места в этом мире и подчинение индивидуальных устремлений коллективной этике и культуре. Именно эти качества помогали нации продолжать историю и существовать в гармонии с природой.

В. Распутин отчетливо осознает невозможность такого типа миропонимания в новой истории, поэтому он пытается исследовать и другие варианты народного сознания.

Период тяжелых раздумий, смутного душевного состояния переживают не только старухи, но и Павел Пинигин. Его оценка происходящего неоднозначна. С одной стороны, он тесно связан с деревней. Приезжая в Матеру, он чувствует как за ним "смыкается время". С другой стороны, он не чувствует той боли за родной дом, которой переполнены души старух. Павел осознает неизбежность перемен и понимает, что затопление острова необходимо для всеобщего блага. Свои сомнения по поводу переселения он считает слабостью, ведь молодым "и в голову не приходит сомневаться". Этот тип мироощущения еще хранит в себе существенные черты онтологического сознания (укорененность в труде и доме), но в то же время смиряется с наступлением машинной цивилизации, принимая заданные ею нормы существования.

В отличие от Павла, по мнению Распутина, молодые совсем потеряли чувство ответственности. Это можно увидеть на примере внука Дарьи Андрея, который уже давно покинул деревню, работал на заводе и теперь хочет попасть на строительство ГЭС. У Андрея своя концепция мира, согласно которой будущее ему видится исключительно за техническим прогрессом. Жизнь, с точки зрения Андрея, находится в постоянном движении и от нее нельзя отставать (стремление Андрея ехать на ГЭС - передовую стройку страны).

Дарья же в техническом прогрессе видит гибель человека, так как постепенно человек будет подчиняться технике, а не управлять ей. "Маленький он, человек", - говорит Дарья. "Маленький", то есть не набравшийся мудрости, далекий от безграничного ума природы. Он еще не понимает, что не в его власти управлять современной техникой, которая раздавит его. В этом противопоставлении онтологического сознания Дарьи и "нового" сознания ее внука открывается оценка автором технократических иллюзий переустройства жизни. Симпатии автора, безусловно, на стороне старшего поколения.

Однако не только в технике видит Дарья причину гибели человека, но, главным образом, в отчуждении, удалении его от дома, родной земли. Не случайно так обидел Дарью отъезд Андрея, который даже не взглянул ни разу на Матеру, не прошелся по ней, не простился с ней. Видя ту легкость, с которой живет молодое поколение, попадая в мир технического прогресса и забывая нравственный опыт предыдущих поколений, Дарья задумывается над истиной жизни, пытаясь найти ее, потому что чувствует свою ответственность и за молодое поколение. Эта истина открывается Дарье на кладбище и заключается она в памяти: "Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни".

Старшее поколение в современном обществе видит размывание границ между добром и злом, соединение этих начал, несовместимых друг с другом, в единое целое. Воплощением разрушенной системы нравственных ценностей явились так называемые "новые" хозяева жизни, разрушители кладбища, которые расправляются с Матерой, как со своей собственностью, не признавая права стариков на эту землю, следовательно, не считаясь с их мнением. Отсутствие ответственности у таких вот "новых" хозяев просматривается и в том, как был построен поселок на другом берегу, который строили не с расчетом на удобство жизни для человека, но с расчетом быстрее закончить стройку. Маргинальные персонажи повести (Петруха, Воронцов, разрушители кладбища) - следующий этап деформации народного характера. Маргиналы ("архаровцы" в "Пожаре") - это люди, у которых нет почвы, нет нравственной и духовной укорененности, поэтому они лишены семьи, дома, друзей. Именно такой тип сознания, по мнению В. Распутина, рождает новая технологическая эра, завершающая позитивную национальную историю и означающая катастрофу традиционного уклада и его системы ценностей.

В финале повести происходит затопление Матеры, то есть разрушение старого патриархального мира и рождение нового (поселок).

Дарья Пинигина – женщина с непростой судьбой. Пережила войну, похоронила трех своих детей, потеряла мужа. Отсутствие поддержки, ласки и понимания сделало старушку бесчувственной. Ей 80 лет. Однако она продолжает вести хозяйство, ведь кроме нее о доме некому будет позаботиться.

В город переезжать не хочет. Общение с живым сыном дается Пинигиной чрезвычайно тяжело – кажется, что между ними стена либо пропасть и эти два противоположных полюса никогда не обретут консенсуса.

От остальных бабушек Дарья отличается повышенной восприимчивостью к прошлому и силой воли. Несмотря на то, что она не такой уж и экстраверт, именно в ее доме собираются на приятные чаепития все пожилые женщины округи.

Павел – сын главной героини. Работящий. Ему около 50 лет. Фаталист – впрочем, как и его жена, и дети. Мать герой не осуждает, редко спорит с ней. Однако понимание от этого не появляется. Он желает покоя и определенности – поэтому всем естеством своим делает вид, что трагедия деревни ему совершенно безразлична.

Андрей – молодой парень (22 года), внук Дарьи. Деревенской жизнью практически не интересуется. Мало того, она угнетает его. Не так давно вернулся из армии. Несмотря на то, что он не проявляет в себе ничего выдающегося, Андрей мечтает вершить подвиги и слиться с прослойкой «передовой молодежи». Считает, что каждый кузнец своего счастья, и что только лишь отстаивание своего мнения может принести положительные результаты.

Богодул – обросший старик, в коем есть что-то звериное. Проживает в заброшенном здании. Всегда ходит босиком. Странноват. Иногда любит выругаться, как следует. Зимой пытается прижиться у кого-то из деревенских, в банях. Ходят слухи, что он скрывается, потому, что кого-то убил. Является в Матере кем-то вроде домового, ведь защищает эти земли, препятствует сносу старого кладбища

Егор и Настасья – соседи Пинигиных. Переехали в город первыми. Однако мужчина умирает, не выдержав разлуки с Родиной. Что же касается жены, на фоне смерти мужа у нее «ломается» психика: Настасья то пугает окружающих странными слухами про благоверного, то разговаривает с вещами. Сходя с ума, героиня ежеминутно ищет подтверждение тому, что ее существование в этом мире не было напрасным

Зотова Катерина – хорошая, добрая женщина. Подруга Дарьи. Ее сын не работает, любит приложиться к бутылке и отъявленный врун. Пытается найти поддержки у своей приятельницы. Однако верит в то, что рано или поздно парень «придет в себя», образумится. Вместе с другими стариками остается на острове до последнего.

Петруха – тот самый «непутевый» сын Катерины. На самом деле его имя – Никита. Однако этого не помнит даже родная мать. Является посмешищем в деревне – вначале потому, что был «прижит» от женатого, а после подтвердил статус, благодаря своим поступкам. Слаб по отношению к алкоголю. Не имеет ни постоянной работы, ни сезонных подработок. Бесполезен, однако, считает себя значимым. Чтобы возвысить себя в глазах других, Петруха пытается врать, но ему мало кто верит – возможно, потому что его все знают.

Второстепенные герои

Воронцов – ответственный за переселение, председатель совхоза. Местные его не уважают и не понимают. Равно как и он не уважает и не понимает их.

Хозяин острова – маленький зверек, является духом Матеры. В совершенстве ведает все об этой земле. Его мало кто видит. Предстает перед Дарьей, но она, убитая горем от сожжения избы, не замечает его присутствия.

Вариант 2

Пинигина Дарья

Основным персонажем произведения является восьмидесятилетняя пожилая женщина по имени Пинигина Дарья Васильевна, представленная писателем в образе коренной жительницы острова Матеры.

Дария Васильевна описывается в повести в качестве высокой, поджарой старухи с бескровным лицом, беззубым ртом, сухими губами, прожившей нелегкую человеческую жизнь, но не растерявшую собственную энергичность. Невзирая на свой возраст Дария Пинигина самостоятельно занимается своим большим хозяйством в виде огорода, домашней живности и бытовой работы. Характерными чертами героини являются ее правдивость, совестливость и справедливость, которые притягивают к ней местных жителей острова, любящих приходить на чашку чая из любимого самовара Дарьи Васильевны. Героиня отличается особой любовью к родным местам, где покоятся ее предки, и предпочитает оставаться на Матере, несмотря не затопление острова.

Павел Миронович

Также ключевым героем повести писатель представляет сына Дарьи Пинигиной, Павла Мироновича, пятидесятилетнего мужчины, работающего в совхозе в должности тракториста, устав от постоянной перемены от совхозного бригадира до заведующего гаража. Павел характеризуется в повести в образе простого, честного, трудолюбивого человека, хорошо относящегося к матери и старающегося оказать ей любую помощь. Павел Миронович имеет семью, состоящую из жены и трех сыновей, младший из которых, Андрей, вернувшись из армии, проживает совместно с родителями. В ситуации с островом, связанной с его затоплением и переселением местных жителей, Павел ощущает огромную жалость к Матере, устает от собственных переживаний и радуется, когда понимает, что наступает определенность.

Андрей Пинигин

Сын Павла, Андрей Пинигин, является одним из второстепенных героев произведения, и представляет собой молодого двадцатидвухлетнего мужчину, здорового на вид, недавно вернувшегося из армии, отличающегося гордо поднятой головой и солдатской выправкой. Андрей характеризуется в повести как разумный, взрослый человек, выстраивающий свою собственную жизнь по заранее разработанному им плану, желающего осуществлять трудовую деятельность на важном для государства объекте, где работает передовая молодежь, не тратя силы на жизнь в глухомани.

Богодул

Также второстепенным персонажем повести представлен старик Богодул, поселившийся на острове в давние времена, но не являющийся его коренным жителем. Богодул позиционирует себя как представитель польской нации, не любит изъясняться на русском языке, но обожает использование в своей речи матерных слов и выражений. Внешность старика напоминает сказочного лешего, отличаясь лохматой головой, красными глазами, огромными ручищами и отсутствием почти круглый год обуви на ногах. Местные жительницы с симпатией относятся к Богодулу, однако мужики его сторонятся, не понимая чудаковатость натуры Богодула.

Петруха

Одним из жителей Матеры является Петруха, второстепенный герой повести, сорокалетний мужчина, сын одной из старух Катерины, имеющий данное при рождении имя Никита Алексеевич Зотов. Петрухой его называет местное население, поскольку по жизни мужчина проявляет себя как никчемный беспутный разгильдяй, не работающий, не имеющий имущества, кроме своей ненаглядной гармошки, любящий поболтать и выпить, отличающейся ленью и бестолковостью. После начала переселения Петруха устраивает пожар собственной избы с целью получения компенсации, представив его как несчастный случай, а затем поджигает и дома соседей.

Катерина Зотова

Кроме того, в образе жителей острова в повести изображаются Катерина Зотова, мать Петрухи, являющаяся милой и доброй старушкой, супруги Егор и Настасья, переехавшие в город с Матеры в связи с затоплением, где старик Егор, истосковавшись по родине, умирает, а Настастья возвращается на остров к оставшимся жителям, а также старуха Сима с внуком Колей, оставленным ей ее немой дочерью и Борис Андреевич Воронцов, занимающий должность председателя совхоза.

Хозяин остров

На протяжении повести писатель использует образ Хозяина острова, описанного в виде невидимого, сказочного существа, охраняемого Матеру, осуществляющего еженощно осмотр обреченного островного поселения.

Характеристики 3

Героями данного произведения являются простые люди, которые проживают в деревне. В произведении столкнулись два мира, деревня и город. Жизнь людей, которых оторвали от корней, становится бессмысленной. Ведь люди полностью срастаются со своей землей и оторвать их невозможно друг от друга. Речь пойдет о том, как доставалось людям расставание с родной землей. Кому-то расстаться было легко, а вот кому-то немерено тяжело и болезненно. В сюжете описывается гибель деревни. Почти каждый персонаж, проживающий в деревне, имеет свою трогательную историю, которая может пронзить до глубины души.

Дарья Пинигина.

Одной из главных героинь в произведении является строгая женщина пожилого возраста. Восьмидесятилетняя старушка, пережившая войну, схоронила своих детей, а ее супруг считается без вести пропавшим. Женщина ведет свое маленькое хозяйство. По характеру она очень сильная женщина. Другие женщины с деревни любят приходить к ней в гости, чтобы попить чай вместе. Имеет единственного сына Павла, с которым у них недопонимая.
Павел.

Еще одним персонажем является пятидесятилетний сын старушки. В его жизни военные годы оставили глубокий след у него на сердце. Павел, несмотря на все недопонимая между ним и матерью, любит ее и пытается во всем помочь. Ему также, как и матери не хватает человеческих чувств. Он женат и у него есть дети.

Помимо сына у героини есть также двадцатилетний внук, которому не интересно жить в селе. Он хочет двигаться вперед, идти вместе с другой молодежью, а также завести семью. Ради этих целей он даже уволился с работы в заводе.

Еще одним весьма странным персонажем является заросший как животное, старик, проживающий в заброшенно доме. Он всегда ходит с голыми ногами и часто матерится. Тем не менее зимой, старухи дают ему ночлег в банях, они испытывают к нему жалость. Богодул является неким защитником их села, он даже смог остановить снос кладбища.

Настасья и Егор.

Являются соседями семьи, которые переехали из деревни в город. После переезда, Егор умер, а Настасья решила уехать обратно в родную деревню и жить там с остальными жительницами до конца своих дней. После того, как умерли ее дети, она начинает странно себя вести, вплоть до того, что общается с вещами дома.

Катерина.

Еше одна пожилая героиня, которая является подругой Дарьи. Имеет неработающего сына, который увлекается алкоголем и очень страдает от этого. Постоянно ищет в этом какие-то оправдания и надеется на лучшее, что ее сын бездарь когда-нибудь изменится.

Является сыном Катерины, а также неким посмешищем для жителей деревни, к тому же страшный врун.

В произведении упоминается также о второстепенных персонажах, таких как председатель совхоза по фамилии Воронцов, которого не уважают местные жители, для них он считается чужим. Смог прогнать людей, которые разрушали могилы на кладбище.

Также упоминается о маленьком звере, неком духе деревни. Его никто никогда не видел. Он имеет вид мелкого зверька и оберегает остров.

Несколько интересных сочинений

    Россия – сильнейшая в мире держава! - так нам внушают с самого детства. Однако последние события на международной политической арене говорят об обратном. Но надо признать, что сейчас Россия в трудном положении

  • Портрет Сони и Маруси (сравнение) в повести В дурном обществе

    Каждой девочке примерно лет 4. Они разносторонние. Соня – веселая. У нее кругленькое, пухлое тело, волосики темные, но наряженные шикарным бантом

  • Герои произведения Василий Теркин

    В поэме «Василий Теркин» главный герой олицетворяет образ обычного русского солдата, а окружающие его второстепенные персонажи не имеют имен, это его сослуживцы, генерал и пожилая пара.

  • Анализ произведения Гаршина То, чего не было

    Замечательное и поучительно произведение, которое называется «То, чего не было», написано русским писателем 19 века Всеволодом Михайловичем Гаршином. Анализ данного литературного творения представлен в данной статье.

Разделы: Литература

Класс: 11

Задачи урока:

Личностные

  • совершенствование духовно-нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
  • совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

  • развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
  • развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
  • развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

  • развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
  • развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  • развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
  • развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
  • закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
  • закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.

Ход урока

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как........ пустыня.
И как алтарь без божества.
А.С. Пушкин

Четыре подпорки у человека в жизни:
дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе
править праздники и будни, и земля,
на которой стоит твой дом.
В.Г. Распутин

1. Постановка задачи урока.

Анализируя повесть В.Г. Распутина, мы должны выявить философский, символический и экологический аспекты произведения.

3. Образ Матёры

Каков сюжет повести?

(История затопления расположенного на острове сибирского села Матёры)

Прочитайте описание Матёры. (2 глава)

Матёра – матёрый, мать, материк.

Матёрый –

  • полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;
  • опытный, знающий;
  • неисправимый, отъявленный

МАТЕРЫЙ или матерой, матерущий (по словарю В.И. Даля) - большой, высокий, огромный; толстый, плотный, здоровенный, дородный, дебелый, тучный; взрослый, возмужалый, на возрасте, не малый.

Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю историю Матёры?

(Как у людей есть прошлое, есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше знаешь ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже. Гибель Матёры – это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время – это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты)

Прочитайте историю Матёры. (1 глава)

Повесть начинается с описания Матёры весной. Что осталось неизменным, а что поменялось? Какой характер носят это перемены?

4. Атлантида (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 2

Есть ли связь между Атлантидой и Матёрой?

Как погибла Атлантида?

(Люди стали эгоистичнее, более алчными.)

Почему судьбу Матёры можно сравнить с судьбой Атлантиды?

(Строительство ГЭС привело к затоплению Матёры)

Жители Матёры похожи на атлантов? (нет)

5. Иркутская ГЭС (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 3

6. Отношение к “малой родине”, к Матёре (дом. задание по группам)

1 группа

Как относятся к происходящему? Дарья (гл. 14), Настасья (гл. 7)

2 и 3 группы

Как относятся молодые к происходящему? Петруха (гл.2), Павел (гл. 9,22), Андрей (гл. 12), Клавка Стригунова (гл. 13), санитарные бригады (гл. 3), Воронцов (гл. 3)

4 группа

Почему Дарья вспоминает родителей? Что Дарья думает о человеке? (гл. 4)

Прочитайте сцену, когда в конце повести Дарья приходит на кладбище. Почему в этом эпизоде много вопросов? (гл. 18)

Какова история жизни Дарьи? (гл. 5) Зачем автор её рассказывает читателям?

5 группа

Каковы точки зрения Дарьи и её внука Андрея на место человека в мире? (гл. 12)

В чём суть спора Дарьи и Андрея в 13 гл.?

О чём больше всего горюет Дарья при отъезде Андрея? (гл. 15)

Вывод

Столкновение “отцов” и “детей” переходит в столкновение добра и зла, нравственной чистоты и нравственного оскудения, убожества. Мы понимаем, что писатель сокрушается не просто о том, что старое сменяется новым, а о том, что уходит или может уйти навсегда, о потере нравственности, которую нельзя будет восполнить. В этом заключается философский смысл повести.

Какие противопоставленные образы можно выявить в повести?

  • жители Матёры – представители власти
  • природа – цивилизация
  • деревня – город

Какой вывод можно сделать на основе этих сопоставления этих образов?

7. Стихотворение Станислава Куняева “Валентину Распутину” . Приложение 5

8. Символический аспект повести

Итак, мы заговорили о символах. А что такое “символ”?

(Знак, предмет, образ, несущий определенную смысловую нагрузку).

Посмотрим, какие символы есть в повести “Прощание с Матерой” и попытаемся разобраться, что они означают.

В чём символическое значение образа Ангары? (гл. 4) Описания сенокоса? (гл. 11) Сцены уборки избы? (гл. 20)

Каково символическое значение образа огня? (гл. 8, 18, 22) Образа лиственя? (гл. 19) Образа хозяина? (гл. 6)

Образ огня (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 6

Образ лиственя (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 7

Хозяин (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 8

Матёра – деревня, остров на Ангаре, родная земля, родина, мать.

9. Итоги

Как вы понимаете смысл финала повести?

10. Слово учителя.

В повести много традиционных символов, однако иногда они приобретают иное звучание. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение, а последнюю вспышку жизни.

Символичен образ Дома. Он изображен одухотворенным, живым. Перед неизбежным пожаром Дарья убирает Дом, как убирают покойника перед похоронами.

Трагическим завершением повествования является ощущение конца света; герои, оставшиеся последними на острове, чувствуют себя “неживыми”, брошенными в разверстой пустоте”.

Вот такой глубокий подтекст спрятан в повести “Прощание с Матёрой”.

Кроме философских вопросов Распутин поднимает и актуальнейшую проблему наших дней – экологическую. Это касается не только нашей страны. Все человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно- технического прогресса, цивилизации в целом? Глобальные проблемы, поднятые писателями, исследуются учёными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже ясно, что главная задача человечества – сохранить жизнь на Земле.

Как вы думаете, от чего зависит отношение человека к природе?

(От воспитания, от любви к родине, от уважения к самому себе и другим людям).

Есть такой термин “экология души”. Как вы его понимаете?

(Охрана нравственной, духовной чистоты людей).

Связаны ли между собой экология природы и “экология души”?

(Да. Если человек осознает себя частичкой народа, общества, истории, чувствует благодарность к предкам и ответственность за потомков, он будет пытаться сохранить Землю, родину, дом для них.)

Писатель изначально ставит в своем произведении проблемы духовные, влекущие за собой проблемы материальные.

Завершая сегодняшний урок по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой", попытаемся, каждый для себя, выделить главное: что нам дала встреча с Матёрой? Заставила ли задуматься над вопросами нравственности: о бережном отношении к малой родине, Родине, об отношении к предкам, о назначении человека; или же вас больше взволновала экологическая проблема? Тем не менее произведение Распутина – кладезь мудрых мыслей, бесконечный поиск ответов на философские вопросы. Я уверена, что ни один из вас не остался равнодушен к героям повести Распутина.

11. Высказывания о природе. Приложение 9

Какое высказывание подходит к повести больше всего? Аргументируйте своё мнение.

12. Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по повести Распутина “Прощание с Матерой” (составить развернутый план)

Список литературы

  1. Распутин В.Г. Прощание с Матёрой. – М. “Молодая гвардия”, - 1980.
  2. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс 2 полугодие, - М.: ВАКО, 2008.
  3. ru.wikipedia.org/wiki/Распутин, Вал.
  4. rus-vost.irk.ru/stixi-posvyashhenny.
  5. librero.ru/article/myth/org/ cim/
  6. belovlas.narod.ru/medieval/slavian-...
  7. ru.wikipedia.org/wiki/Всемирный пот.
  8. ru.wikipedia.org/wiki/Атлантида.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!