Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Микеланджело что он создал. Микеланджело - гений эпохи возрождения. Разные факты о Микеланджело

😉 Приветствую любителей истории и искусства! В статье «Микеланджело Буонарроти: биография, факты, видео» — о жизни итальянского скульптора, художника, архитектора, величайшего мастера эпохи Возрождения.

Микеланджело: биография

Будущий гений в области живописи и скульптуры появился на свет в самом начале весны 1475 г. в городке Капрезе, недалеко от Его полное имя звучит так: Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони.

Его отец, Лодовико был мэром этого городка, а потом вернулся во Флоренцию. Род Буонарроти был древним, но обедневшим. Аристократ Лодовико считал для себя недостойным работать. Семья жила на скромные доходы от фермы в селении Сеттиньяно, также вблизи Флоренции. Там младенца отдали кормилице, жене каменотеса.

Камень здесь добывался с незапамятных времен, и скульптор нередко повторял, что «впитал с молоком умение работать резцом и молотком». Творческие способности мальчика проявились в раннем детстве. Но отец, был категорически против того, чтобы его сын стал живописцем.

Однако 13-летний подросток уже смог проявить свой свободолюбивый характер и после долгих возражений, получил согласие на обучение у художника Доменика Гирландайо. Затем перешел к скульптору Бертольдо ди Джованни.

Этой школе покровительствовал Лоренцо Медичи, хорошо разбирающийся в искусстве. Он сразу увидел несомненную талантливость необычного ученика. Юноша даже жил во дворце Медичи несколько месяцев. Но Лоренцо скончался и в семнадцать лет Микеланджело Буонарроти вернулся домой.

Во Флоренции шла неразбериха с политическими лидерами и в 1494 г. молодой художник покидает ее. Он посещает и Болонью, а затем вновь едет к родителям. И опять ненадолго.

Новые правители не смогли умиротворить жителей, а тут еще неожиданно на город обрушилась страшная эпидемия беспощадной чумы, косившей свои жертвы направо и налево. В середине лета 1496 г. Микеланджело оказался в Риме и прожил там более пяти лет. Здесь и ожидали его успех и последующая за этим огромная популярность.

Первые шедевры

Почти сразу, как только он ступил на эту благословенную для многих живописцев землю, ему поступило предложение соорудить из мрамора статую Вакха, а через два года последовал другой крупный заказ также из мрамора — композиция «Пьета».

Микеланджело «Пьета», 1499 (Мрамор. Высота 174 см) Собор Святого Петра, Ватикан

Композиция была единогласно признана шедевром и это упрочило положение молодого человека в творческом мире. Следующий заказ — картина «Погребение», но она не была закончена. В 26 лет он вновь приезжает на родину, где жизнь становится более стабильной.

Буонарроти предлагают создать статую Давида. Эта работа была завершена в 1504 г. Статуя принесла скульптору славу на родине. Флорентийцы были просто ошеломлены великолепием этого произведения.

Микеланджело «Давид», 1501-1504 (Мрамор. Высота 5,17 м) Академия изящных искусств, Флоренция

Планировалось установить статую недалеко от собора, но эта изящность и в то же время величественность была достойна самого сердца Флоренции. И она по праву заняла место на центральной площади. Очень скоро статуя превратилась в символ республики, которая боролась за свободу.

Интерес представляет заказ от городских властей — написать полотно на сюжет сражения при Кашине. Надо было изобразить убедительную победу флорентийской армии над войском пизанцев, которая произошла в 1364 г.

Ситуация была усугублена тем, что еще одно произведение для этого же Палаццо, которое бы изобразило битву при Ангьяри» взялся написать , который был намного старше Микеланджело. Но живописец принял этот своеобразный вызов.

В свете было давно известно о довольно непростых отношениях между Леонардо и Микеланджело, и все ожидали, результатов этого творческого поединка двух гениев. Но оба произведения так и не были окончены.

Рим и Ватикан

Винчи не стал дописывать картину после оглушительной неудачи с экспериментом по изобретенной им техники настенной росписи, а Микеланджело, написал серию изумительных этюдов и выехал весной 1505 г. в Рим, куда его пригласил папа Юлий II.

Прибыл он лишь через девять месяцев, поскольку долгое время провел в каменоломнях Каррары, отбирая мрамор для работы. По плану усыпальницу Юлия II должно было украшать 40 скульптур, но очень быстро папа переменил решение, а в 1513 г. скончался. Многие годы продолжались судебные заседания об оплате труда скульптора.

В 1545 г. Микеланджело окончил работу над усыпальницей, правда это была лишь бледная тень от замысла. Другим заказом папы была роспись свода капеллы в Ватикане. Живописец трудился над ней около четырех лет. Когда фреску представили обществу, ее единодушно признали гениальным произведением.

Новый папа Лев X сделал несколько заказов Микеланджело для флорентийской церкви Сан-Лоренцо. Художник приступил к ним только через три года. Это были два огромных проекта: усыпальница Медичи и библиотека Лауренциана, где хранилась уникальная коллекция книг и манускриптов.

В 1529-30 гг. мастеру были поручены оборонительные сооружения, которые могли бы противостоять хорошо вооруженным отрядам Медичи, которых изгнали в 1527 г.

Через три года они вернули трон, и скульптору пришлось срочно выехать из Флоренции. Правда папа Климент VII дал гарантию не преследовать художника и он продолжил свои работы.

Фрагмент фрески «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле, Ватикан

В 1534 г. мастер переезжает в Климент VII, который готовил для него заказ, уже скончался. Папа, Павел III, изменил сюжет росписи и просил изобразить «Страшный суд». Эта гигантская фреска, которую мастер закончил в 1541 г., стала еще одним шедевром. (Смотрите видео в конце статьи)

Последние годы жизни

Последние 20 лет Микеланджело Буонарроти посвящает архитектуре. И в это же время создает две удивительные по красоте фрески для капеллы Паолина. С 1546 г, мастер работал над реконструкцией собора св. Петра. Он предложил свое видение архитектуры храма. Собор, освящение которого состоялось в 1626 г, — плод его гениальности.

Микеланджело в конце жизни создал рисунки, изображающие Распятие, и скульптуры «Пьета». В одной он изображает себя в образе Иосифа Аримафейского.

Другая, над которой он работал в самые последние дни не была закончена. Величайший скульптор и живописец скончался в феврале 1564 г., не дожив двух недель до 89 лет.

Друзья, в этом видео можно посмотреть произведения мастера и узнать дополнительную информацию «Микеланджело Буонарроти: биография и творчество»

Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni) – самый известный живописец из Италии, гений архитектурных и скульптурных работ, мыслитель и раннего периода . 9 из 13-ти Римских пап, побывавших на троне во времена Микеланджело, приглашали мастера для выполнения работ в и .

Маленький Микеланджело увидел свет ранним утром 6 марта 1475 г. в понедельник в семействе обанкротившегося банкира и дворянина Лодовико Буонарроти Симони (Lodovico Buonarroti Simoni) в тосканском местечке Капрезе (Caprese), возле провинции Ареццо (Arezzo), где его отец занимал должность подеста (podestà), главы итальянской средневековой администрации.

Семья и детские годы

Через два дня после рождения, 8 марта 1475 г. мальчика крестили в храме Сан Джованни ди Капрезе (Chiesa di San Giovanni di Caprese). Микеланджело был 2-м ребенком в большой семье. Мать, Франческа Нери дель Миниато Сиена (Francesca Neri del Miniato Siena), в 1473 г. родила первенца Лионардо (Lionardo), в 1477 г. на свет появился Буонаррото (Buonarroto), в 1479 г. родился четвертый сын Джовансимоне (Giovansimone), в 1481 г. родился младший Джизмондо (Gismondo). Измученная частыми беременностями, женщина умирает в 1481 г., едва Микеланджело исполнилось 6 лет.

Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

В 1485 г. отец многодетного семейства женился во второй раз на Лукреции Убальдини ди Гальяно (Lucrezia Ubaldini di Galliano), которая не смогла родить собственных детей и воспитывала приемных мальчиков как своих. Не справляясь с большим семейством, отец отдал Микеланджело в приемную семью Тополино (Topolino) в городе Сеттиньяно (Settignano). Отец нового семейства работал каменотесом, а его супруга знала ребенка с детства, так как была кормилицей Микеланджело. Именно там мальчик начал работать с глиной и первый раз взял в руки резец.

Чтобы дать наследнику образование, отец определил Микеланджело в учебное заведение Франческо Галатеа да Урбино (Francesco Galatea da Urbino), находящееся во (Firenze). Но ученик из него оказался неважный, мальчику больше нравилось рисовать, копируя иконы и фрески.

Первые работы

В 1488 г. юный живописец добивается своего и отправляется учиться в мастерскую Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), где целый год познает основы техники рисования. За год обучения Микеланджело создает несколько карандашных копий известных картин и копию с гравюры немецкого живописца Мартина Шонгауэра (Martin Schongauer) под названием «Мучения святого Антония» («Tormento di Sant’Antonio»).

В 1489 г. юноша зачислен в художественную школу Бертольдо ди Джованни (Bertoldo di Giovanni), организованную под покровительством (Lorenzo Medici), правителя Флоренции. Заметив гения Микеланджело, Медичи берет его под свое покровительство, помогая развивать способности и исполнять дорогие заказы.

В 1490 г. Микеланджело продолжает обучение в Академии Гуманизма (Academy of Humanism) при дворе Медичи, где знакомится с философами Марсилио Фичино (Marsilio Ficino) и Анджело Амброджи́ни (Angelo Ambrogini), будущими Папами Римскими: Львом X (Leo PP. X) и Климентом VII (Clemens PP. VII). За 2 года обучения в Академии Микеланджело создает:

  • Мраморный рельеф «Мадонны у лестницы» («Madonna della scala»), 1492 г., выставлена в флорентийском музее Каза-Буонарроти (Casa Buonarroti);
  • Мраморный рельеф «Битва кентавров» («Battaglia dei centauri»), 1492 г. , выставлен в Каза-Буонарроти;
  • Скульптуру Бертольдо ди Джованни (Bertoldo di Giovanni).

8 апреля 1492 г. влиятельный покровитель талантов, Лоренцо Медичи, умирает, а Микеланджело принимает решение о возвращении в отчий дом.


В 1493 г. он, с разрешения настоятеля церкви Санта-Мария-дель-Санто-Спирито (Santa Maria del Santo Spirito), изучает анатомию на трупах при церковной лечебнице. В благодарность за это мастер изготавливает для священника деревянное «Распятие» («Crocifisso di Santo Spirito») 142 см в высоту, которое сей день выставлено в церкви в боковой капелле.

В Болонье

В 1494 г. Микеланджело покинул Флоренцию не желая участвовать в восстании Савонаролы (Savonarola) и уехал в (Bologna), где сразу взялся за выполнение заказа из 3-х небольших фигурок для гробницы Святого Доминика (San Domenico) в одноименной церкви «Святого Доминика» («Chiesa di San Domenico»):

  • «Ангел с канделябром» («Angelo reggicandelabro»), 1495 г.;
  • «Святой Петроний» («San Petronio»), покровитель г. Болонья, 1495 г.;
  • «Святой Прокл» («San Procolo»), итальянский воин-святой, 1495 г.

В Болонье скульптор учится создавать трудные рельефы, наблюдая за действиями Якопо делла Кверча (Jacopo della Quercia) в (La Basilica di San Petronio). Элементы этой работы будут воспроизведены Микеланджело позже на потолке («Cappella Sistina»).

Флоренция и Рим

В 1495 г. 20-летний мастер снова приезжает во Флоренцию, где власть находится в руках Джирола́мо Савонаро́ла (Girolamo Savonarola), но не получает от новых правителей никаких заказов. Он возвращается ко дворцу Медичи и начинает работать на наследника Лоренцо – Пьерфранческо ди Лоренцо де Медичи (Pierfrancesco di Lorenzo de’ Medici), создавая для него ныне утраченные статуи:

  • «Иоанна Крестителя» («San Giovannino»), 1496 г.;
  • «Спящего Купидона» («Cupido dormiente»), 1496 г.

Последнюю статую Лоренцо попросил состарить, ему хотелось продать произведение искусства дороже, выдав за старинную находку. Но кардинал Рафаэль Риарио (Raffaele Riario), который приобрел подделку, обнаружил обман, однако, впечатленный работой автора, не стал предъявлять ему претензии, пригласив на работу в Рим.

25 июня 1496 г. Микеланджело приезжает в Рим, где за 3 года создает величайшие шедевры: мраморные скульптуры бога вина Бахуса (Bacco) и (Pietà).

Наследие

В протяжении всей последующей жизни Микеланджело неоднократно работал то в Риме, то во Флоренции, выполняя самые трудоемкие заказы Римских пап.

Творчество гениального мастера проявлялось не только в скульптурах, но и в живописи, и в архитектуре, оставив множество непревзойденных шедевров. К сожалению, некоторые произведения не дошли до нашего времени: одни были утеряны, другие уничтожены намеренно. В 1518 г. скульптор впервые уничтожил все наброски для росписи Сикстинской капеллы (Cappella Sistina), а за 2 дня до смерти он вновь приказал сжечь свои незаконченные рисунки, чтобы потомки не видели его творческих мучений.

Личная жизнь

Доподлинно неизвестно, были у Микеланджело близкие отношения с его пассиями или нет, но гомосексуальная природа его влечения сквозит во многих поэтических произведениях маэстро.

Многие их сонетов и мадригалов он в возрасте 57 лет посвятил 23-летнему Томмазо деи Кавальери (Tommaso Dei Cavalieri). Многие их совместные поэтические произведения говорят о взаимной и трогательной любви друг к другу.

В 1542 г. Микеланджело повстречал Чеккино де Браччи (Cecchino de Bracci), который скончался в 1543 г. Маэстро был так опечален потерей друга, что написал цикл из 48 сонет, воспевающих скорбь и печаль по невосполнимой утрате.

Один из позирующих Микеланджело юношей, Фебо ди Поджио (Febo di Poggio), постоянно просил деньги, подарки и украшения у мастера взамен на ответную любовь, получив за это прозвище «маленький шантажист».

Второй юноша, Жерардо Перини (Gherardo Perini), также позирующий скульптору, не постеснялся воспользоваться благосклонностью Микеланджело и попросту обворовал своего поклонника.

На закате лет скульптор ощутил прекрасное чувство привязанности и к представительнице женского пола, – вдове и поэтессе Виттории Колонне (Vittoria Colonna), с которой был знаком уже более 40 лет. Их переписка представляет собой знаменательный памятник эпохи Микеланджело.

Смерть

Жизнь Микеланджело прервалась 18 февраля 1564 г. в Риме. Он умер в присутствии слуги, врачей и друзей, успев продиктовать завещание, пообещав Господу – душу, земле – тело, а родственникам – имущество. Для скульптора в была построена гробница, но через два дня после смерти тело на некоторое время перевезли в базилику Санти-Апостоли (Santi Apostoli), а в июле его захоронили в базилике Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce) в центре Флоренции.

Живопись

Не смотря на то, что основным проявлением гениальности Микеланджело было создание скульптур, у него есть много шедевров живописного исполнения. По мнению автора, качественные картины должны походить на скульптуры и отражать объемность и рельефность представленных образов.

«Битва при Кашине» («Battaglia di Cascina») создана Микеланджело в 1506 г. для росписи одной из стен Большой Залы Совета в Апостольком дворце (Palazzo Apostolico) по заказу гонфалоньера (gonfaloniere) Пьера Содерини (Pier Soderini). Но работа осталась не законченной, так как автора вызвали в Рим.


На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Онофрио(Sant’Onofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Арно (Arno). Горн из лагеря призвал их к бою и мужчины в спешке хватаются за оружие, доспехи, натягивают одежду на мокрые тела, при этом помогая товарищам. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo), (Raffaello Santi), Ридольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto), Якопо Сансовино (Jacopo Sansovino), Амброджо Лоренцетто (Ambrogio Lorenzetti), Перино дель Вага (Perino del Vaga) и других. Они приходили к работе и срисовывали с неповторимого полотна, пытаясь приблизиться к таланту великого мастера. Картон до нашего времени не сохранился.

«Мадонна Дони» или «Святое семейство» (Tondo Doni) – круглая картина диаметром 120 см выставлена в (Galleria degli Uffizi) во Флоренции. Выполнена в 1507 г. в стиле «канджианте», когда кожа изображенных персонажей напоминает мрамор. Большую часть картины занимает фигура Богоматери, за ее спиной находится Иоанн Креститель. Они держат на руках младенца Христа. Работа наполнена сложной символикой, подвергаемой различной трактовке.

Манчестерская Мадонна

Не законченная «Манчестерская Мадонна» (Madonna di Manchester) выполнена в 1497 г. на деревянной доске и хранится в Лондонской национальной галерее (National Gallery). Первое название картины звучало как: «Мадонна с младенцем, Иоанн Креститель и ангелы», но в 1857 г. она была первый раз представлена публике на выставке в Манчестере (Manchester), получив свое второе название, под которым известна сегодня.


Положение во гроб (Deposizione di Cristo nel sepolcro) исполнена в 1501 г. маслом по дереву. Еще одна не законченная работа Микеланджело, принадлежащая Лондонской национальной галерее. Главной фигурой работы стало тело Иисуса, снятое с креста. Его последователи несут своего учителя к гробу. Предположительно, слева от Христа в красной одежде изображен Иоанн Евангелист. Другими персонажами могут быть: Никодим (Nikodim) и Иосиф Аримафейский (Joseph of Arimathea). Слева на коленях перед учителем стоит Мария Магдалина (Mary Magdalene), а справа снизу намечен, но не нарисован образ Богоматери.

Мадонна с младенцем

Набросок «Мадонна с младенцем» (Madonna col Bambino) выполнен между 1520 г. и 1525 г. и вполне может превратиться в полноценную картину в руках любого художника. Хранится в музее «Каза (Дом) Буонаротти» (Casa Buonarroti) во Флоренции. Вначале на первом листке бумаги он нарисовал скелеты будущих образов, затем на втором «нарастил» на скелет мускулатуру. В наше время работа с большим успехом выставляется в музеях Америки на протяжении последних трех десятилетий.

Леда и лебедь

Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I д’Эсте (итал. Alfonso I d’Este) сегодня известна благодаря лишь копиям. Но картина герцогу не досталась, направленный за произведением к Микеланджело дворянин отозвался о работе мастера: «О, это пустяки!» Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Антонио Мини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (François Ier). Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Château de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (François Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным.

Клеопатра

Картина «Клеопатра» («Cleopatra») 1534 г. создания – идеал женской красоты. Работа интересна тем, что на другой стороне листа находится еще один эскиз черным мелом, но такой уродливый, что искусствоведы сделали предположение о принадлежности авторства наброска одному из учеников мастера. Портрет египетской царицы Микеланджело подарил Томмазо деи Кавальери. Возможно, Томмазо пытался нарисовать одну из античных статуй, но работа не увенчалась успехом, тогда Микеланджело перевернул лист и превратил убожество в шедевр.

Венера и Амур

Картон «Венера и Амур» («Venere e Amore»), созданный в 1534 г., был использован живописцем Якопо Карруччи (Jacopo Carucci) для создания картины «Венера и Купидон» («Venus and Cupid»). Картина маслом на деревянной панели размером 1 м 28 см на 1 м 97 см находится в Галерее Уфицци во Флоренции. Оригинал работы Микеланджело до наших дней не сохранился.

Пьета

Рисунок «Пьета» («Pietà per Vittoria Colonna») написан в 1546 г. для подруги Микеланджело – поэтессы Витториии Колонны (Vittoria Colonna). Целомудренная женщина не только посвятила свое творчество Богу и церкви, но и заставила художника глубже проникнуться духом религии. Именно ей мастер посвятил серию религиозных рисунков, среди которых была и «Пьета».

Микеланджело неоднократно задавался вопросом: не соперничает ли он с самим Богом, пытаясь достичь совершенства в искусстве. Работа хранится в Музее Изабе́ллы Стю́арт Га́рднер (Isabella Stewart Gardner Museum) в Бостоне (Boston).

Богоявление

Эскиз «Богоявление» («Epifania») – грандиозная работа художника, законченная в 1553 г. Она выполнена на 26 бумажных листах высотой 2 м 32 см 7 мм после долгих раздумий (на бумаге заметны множественные следы изменений наброска). В центре композиции изображена Дева Мария, которая левой рукой отстраняет от себя святого Иосифа. В ногах у Богоматери младенец Иисус, перед Иосифом – младенец Святой Иоанн. По правую руку Марии находится не опознанная искусствоведами фигура мужчины. Работа выставлена в Британском музее (British Museum) в Лондоне (London).

Скульптуры

Сегодня известно 57 работ, принадлежащих Микеланджело, около 10 скульптур оказались утеряны. Мастер не подписывал свое творчество и служители культуры продолжают «находить» все новые работы скульптора.

Бахус

Скульптура пьяного бога вина из мрамора «Бахус» («Bacco») высотой 2 м 3 см изображена в 1497 г. с бокалом вина в руке и с виноградными гроздьями, символизирующими волосы на голове. Его сопровождает козлоногий сатир. Заказчиком одного из первых шедевров Микеланджело был кардинал Рафаэ́ль делла Ро́вере (Raffaele della Rovere), который впоследствии отказался забрать работу. В 1572 г. статую купило семейство Медичи (Medici). Сегодня она выставлена в итальянском музее «Барджелло» («Bargello») во Флоренции.

Римская Пьета

Заказ на роспись потолка площадью около 600 кв. м. «Сикстинской капеллы» («Sacellum Sixtinum»), Апостолького дворца папа Юлий II (Iulius PP. II) отдал мастеру после их примирения. До этого Микеланджело жил во Флоренции, он был зол на папу, отказавшегося оплачивать строительство собственной гробницы.

Ранее талантливый скульптор никогда не занимался фресками, но заказ монаршей особы выполнил в кратчайшие сроки, расписав потолок тремя сотнями фигур и девятью сценами из Библии.

Сотворение Адама

«Сотворение Адама» («La creazione di Adamo») является самой известной и красивой фреской капеллы, закончена в 1511 г. Одна из центральных композиций полна символики и скрытого смысла. Бог-отец, окруженный ангелами, изображен летящим в бесконечности. Он протягивает руку навстречу вытянутой руке Адама, вдыхая душу в идеальное человеческое тело.

Страшный суд

Фреска «Страшный суд» («Giudizio universale») – представляет собой самую большую фреску эпохи Микеланджело. Над изображением размером 13 м 70 см на 12 м мастер трудится 6 лет, закончив ее в 1541 г. В центре изображена фигура Христа с поднятой вверх правой рукой. Он уже не посланец мира, а грозный судья. Рядом с Иисусом расположились апостолы: святой Петр, святой Лаврентий, святой Варфоломей, святой Себастьян и другие.

Умершие с ужасом взирают на судью, ожидая приговора. Спасенные Христом воскресают, а грешников уносит сам дьявол.

«Всемирный потоп» («The Universal Flood») – первая фреска, нанесенная Микеланджело на потолок капеллы в 1512 г. Эту работу скульптору помогали выполнять мастера из Флоренции, но вскоре их работа перестала удовлетворять маэстро и он отказался от сторонней помощи. На изображении представлены человеческие страхи в последний момент жизни. Водой уже затоплено все, кроме нескольких высоких холмов, на которых люди в отчаянии стараются избежать смерти.

«Ливийская сивилла» («Libyan sibyl») – одна из 5-ти, изображенных Микеланджело на потолке капеллы. Грациозная женщина с фолиантом представлена вполоборота. По предположению искусствоведов, образ сивиллы художник срисовывал с позирующего юноши. По преданию, она была темнокожей африканкой среднего роста. Маэстро решил изобразить прорицательницу с белой кожей и светлыми волосами.

Отделение Света от тьмы

Фреска «Отделение света от тьмы» («The Separation of Light From Dark») как и другие фрески в капелле, наполнена буйством красок и эмоций. Высший разум, полный любви ко всему сущему, обладает такой неимоверной силой, что Хаос не в силах помешать ему отделить свет от темноты. Придание Всевышнему человеческого облика говорит о том, что каждый человек в силах создать внутри себя маленькую вселенную, разграничив добро и зло, свет и тьму, знания и невежество.

Собор Святого Петра

В начале XVI века Микеланджело как архитектор участвовал в создании плана Базилики Святого Петра вместе с архитектором Донато Браманте (Donato Bramante). Но последний невзлюбил Буонарроти и постоянно строил козни против соперника.

Спустя сорок лет строительство полностью перешло в руки Микеланджело, который вернулся к плану Браманте, отвергнув план Джулиано Сангалло (Giuliano da Sangallo). В старый план маэстро внес больше монументальности, когда отказался от сложного разделения пространства. Также он нарастил подкупольные пилоны и упростил форму полукуполов. Благодаря нововведениям здание приобрело цельность, как будто оно было вырезано из одного куска материи.

  • Советуем почитать про

Капелла Паолина

К росписи «Капеллы Паолина» («Cappella Paolina») в Апостольском дворце Микеланджело смог приступить только в 1542 г. в возрасте 67 лет. Долгая работа над фресками Сикстинской капеллы сильно подорвала его здоровье, вдыхаемые пары краски и штукатурки привели к общей слабости и болезням сердца. Краска испортила зрение, мастер почти не ел, не спал и неделями не снимал сапоги. В итоге, дважды Буонарроти прекращал работы и возвращался к ним вновь, создав две изумительные фрески.

«Обращение Апостола Павла» («Conversione di Saulo») – первая фреска Микеланджело в «Капелле Паолина» размером 6 м 25 см на 6 м 62 см, закончена в 1545 г. Апостол Павел считался покровителем папы римского Павла III (Paulus PP III). Автор изобразил момент из Библии, в котором описывается как к непримиримому гонителю христиан – Савлу явился сам Господь, обратив грешника в проповедника.

Распятие Святого Петра

Фреска «Распятие Святого Петра» («Crocifissione di San Pietro») размером 6 м 25 см на 6 м 62 см закончена Микеланджело в 1550 г. и стала финишной картиной художника. Святой Петр оказался приговорен к смерти (Nero), но приговоренный пожелал быть распятым вверх ногами, так как не считал себя достойным принять смерть как Христос.

Многие художники, изображая эту сцену, сталкивались с непониманием. Микеланджело решил проблему, представив сцену распятия до воздвижения креста.

Архитектура

Вторую половину жизни Микеланджело все чаще стал обращаться к архитектуре. Маэстро при строительстве архитектурных памятников успешно рушил старые каноны, вложив в работу весь накопленный годами багаж знаний и умений.

В «Базилике Святого Лаврентия» («Basilica di San Lorenzo») Микеланджело работал не только над надгробиями Медичи. Церковь, построенную в 393 г. при реконструкции в XV веке дополнили Старой Сакристией по проекту (Filippo Brunelleschi).

Позднее Микеланджело стал автором проекта Новой Сакристии, пристроенной с другой стороны церкви. В 1524 г. по заказу Климента VII (Clemens PP. VII) архитектор спроектировал и построил здание библиотеки Лауренциана (Biblioteca Medicea Laurenziana) с южной стороны церкви. Сложная лестница, полы и потолки, окна и скамьи – каждая мелочь была тщательно продумана автором.

«Порта Пиа» («Porta Pia») – ворота на северо-востоке (Mura aureliane) в Риме на античной Номентанской дороге (Via Nomentana). Микеланджело сделал три проекта, из которых заказчик папа Пий IV (Pius PP. IV) одобрил наименее затратный вариант, где фасад напоминал занавес театра.

Автор не дожил до окончания строительства ворот. После того как в 1851 г. ворота частично были разрушены молнией, папа Пий IX (Pius PP. IX) приказал их реконструировать, изменив первоначальный внешний облик строения.


Титулярная базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Basilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) расположена на римской (Piazza della Repubblica) и возведена в честь Богоматери, святых великомучеников и божьих ангелов. Папа Пий IV поручил разработку плана строительства Микеланджело в 1561 г. Автор проекта не дожил до завершения работ, которое пришлось на 1566 г.

Стихи

Последние три десятилетия жизни Микеланджело занимался не только зодчеством, он писал много мадригал и сонет, которые не были опубликованы при жизни автора. В поэзии он воспевал любовь, прославлял гармонию и описывал трагедию одиночества. Впервые стихи Буонарроти были опубликованы в 1623 г. Всего сохранилось около трех сотен его стихов, чуть менее 1500 писем из личной переписки и около трех сотен страниц личных записей.

  1. Талант Микеланджело проявлялся в том, что он видел свои работы еще до их создания. Мастер лично выбирал куски мрамора для будущих скульптур и сам занимался их транспортировкой до мастерской. Он всегда хранил и берег необработанные глыбы как уже готовые шедевры.
  2. Будущий «Давид», представший перед Микеланджело огромным куском мрамора, оказался той скульптурой, от которой отказались уже два предыдущих мастера. В течение 3-х лет маэстро работал над шедевром, представив в 1504 г. обнаженного «Давида» публике.
  3. В 17-летнем возрасте Микеланджело поссорился с 20-летним Пьетро Торриджано (PietroTorrigiano), тоже художником, который в драке сумел сломать нос своему сопернику. С тех пор на всех изображениях скульптора он представлен с изуродованным лицом.
  4. «Пьета» в базилике Святого Петра так сильно впечатляет зрителей, что на нее неоднократно покушались личности с нестабильной психикой. В 1972 г. австралийский геолог Ласло Тот (Laszlo Toth) совершил акт вандализма, нанеся скульптуре 15 ударов молотком. После этого «Пьету» поместили за стекло.
  5. Любимая скульптурная композиция автора Пьета «Оплакивание Христа» оказалась единственной подписанной работой. Когда шедевр представили в базилике Святого Петра, люди начали высказывать предположения, что его создателем является Кристофоро Солари (Cristoforo Solari). Тогда Микеланджело, пробравшись ночью в собор, выбил на складках одежды Богоматери «Микеланджело Буонаротти флорентинец изваял», но впоследствии он жалел о проявленной гордости, больше никогда не подписывая свои произведения.
  6. Во время работы над «Страшным судом» мастер случайно упал с высоких лесов, сильно повредив ногу. Он увидел в этом плохое знамение и не захотел больше работать. Художник заперся в комнате, никого туда не пуская и решив умереть. Но знаменитый доктор и друг Микеланджело – Баччо Ронтини (Baccio Rontini) пожелал вылечить своенравного упрямца, а поскольку двери перед ним не открылись, с большим трудом пробрался в дом через погреб. Врач заставил Буонарроти принять лекарства и помог ему выздороветь.
  7. Сила искусства мастера с течением времени только набирает силу. За последние 4 года больше сотни человек обратились за медицинской помощью после посещения залов с выставленными работами Микеланджело. Особенно впечатляет зрителей статуя обнаженного «Давида», перед которой неоднократно люди теряли сознание. Они жаловались на потерю ориентации, головокружение, апатию и тошноту. Медики госпиталя «Санта-Мария-Нуова» («Santa Maria Nuova») называют подобное эмоциональное состояние «синдром Давида».

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Эпоха Возрождения подарила миру множество талантливых художников и скульпторов. Но среди них есть титаны духа, достигшие небывалых высот в разных сферах деятельности. Таким гением был Микеланджело Буонарроти. Чем бы он ни занимался: скульптурой, живописью, архитектурой или поэзией, во всем он проявлял себя как в высшей степени одаренный человек. Работы Микеланджело поражают своим совершенством. Он следовал гуманизму Возрождения, наделяя людей божественными чертами.


Детство и юность

Будущий гений Возрождения появился на свет 6 марта 1475 г. в местечке Капрезе округа Казентино. Он был вторым сыном подесты Лодовико Буонарроти Симони и Франчески ди Нери. Отец отдал ребенка кормилице ‒ жене каменотеса из Сеттиньяно. Всего в семье Буонарроти родилось 5 сыновей. К сожалению, Франческа умерла, когда Микеланджело было 6 лет. Через 4 года Лодовико женился снова на Лукреции Убальдини. Его скудных доходов едва хватало на содержание большого семейства.


В 10 лет Микеланджело отдали в школу Франческо да Урбино во Флоренции. Отец хотел, чтобы сын стал юристом. Однако юный Буонарроти вместо учебы бегал в церкви копировать работы старых мастеров. Лодовико часто поколачивал нерадивого мальчишку ‒ в те времена живопись считалась недостойным занятием для дворян, к которым причисляли себя Буонарроти.

Микеланджело подружился с Франческо Граначчи, который учился в мастерской известного живописца Доменико Гирландайо. Граначчи тайком носил рисунки учителя, и Микеланджело мог практиковаться в живописи.

В конце концов Лодовико Буонарроти смирился с призванием сына и в 14 лет отдал его на обучение в мастерскую Гирландайо. По контракту мальчик должен был учиться 3 года, но уже через год он покинул своего учителя.

Доменико Гирландайо Автопортрет

Правитель Флоренции Лоренцо Медичи задумал основать у себя при дворе художественную школу и попросил Гирландайо прислать ему несколько одаренных учеников. Среди них был Микеланджело.

При дворе Лоренцо Великолепного

Лоренцо Медичи был большим знатоком и почитателем искусства. Он покровительствовал многим художникам и скульпторам и смог собрать прекрасную коллекцию их работ. Лоренцо был гуманистом, философом, поэтом. При его дворе творили Боттичели и Леонардо да Винчи.


Наставником юного Микеланджело стал скульптор Бертольдо ди Джованни, ученик Донателло. Микеланджело с увлечением стал изучать скульптуру и проявил себя талантливым учеником. Отец юноши был против таких занятий: быть каменотесом он считал недостойным для своего сына. Лишь сам Лоренцо Великолепный смог переубедить старика, побеседовав с ним лично и пообещав денежную должность.

При дворе Медичи Микеланджело изучал не только скульптуру. Он мог общаться с видными мыслителями своего времени: Марселио Фичино, Полициано, Пико делла Мирандола. Платоновское мировоззрение, царившее при дворе, и гуманизм окажут большое влияние на творчество будущего титана Возрождения.

Ранние работы

Скульптуру Микеланджело изучал на античных образцах, а живопись ‒ копируя фрески прославленных мастеров в церквях Флоренции. Талант юноши уже проявился в его ранних работах. Самые известные из них ‒ рельефы Битва кентавров и Мадонна у лестницы.

Битва кентавров поражает своей динамичностью и энергией боя. Это скопище обнаженных тел, разгоряченных схваткой и близостью смерти. В этой работе Микеланджело берет за образец античные барельефы, но его кентавры ‒ это нечто большее. Это ярость, боль и неистовое желание победы.


Мадонна у лестницы отличается по исполнению и настрою. Она напоминает рисунок в камне. Плавные линии, множество складок и взгляд Богородицы, устремленный в даль, и полный боли. Она прижимает к себе спящего младенца и думает о том, что его ждет в будущем.


Уже в этих ранних работах виден гений Микеланджело. Он не слепо копирует старых мастеров, а пытается найти свой, особенный путь.

Смутные времена

После смерти Лоренцо Медичи в 1492 г. Микеланджело вернулся в родной дом. Правителем Флоренции стал старший сын Лоренцо Пьеро, которому дадут «говорящие» прозвища Глупый и Невезучий.


Микеланджело понимал, что ему необходимы глубокие познания по анатомии человеческого тела. Получить их можно было только вскрывая трупы. В то время такие занятия были сравни колдовству и могли караться казнью. К счастью, настоятель монастыря Сан Спирито согласился тайком пускать художника в мертвецкую. В благодарность Микеланджело изготовил для монастыря деревянную статую распятого Христа.

Пьеро Медичи снова пригласил ко двору Микеланджело. Одним из заказов нового правителя стало изготовление из снега великана. Это, несомненно, было унизительно для великого скульптора

Между тем обстановка в городе накалялась. Прибывший во Флоренцию монах Савонарола в своих проповедях бичевал роскошь, искусство, беспечную жизнь аристократов как тяжкие грехи. У него становилось все больше последователей, и вскоре утонченная Флоренция превратилась в оплот фанатизма с кострами, где горели предметы роскоши. Пьеро Медичи сбежал в Болонью, на город готовился напасть французский король Карл VIII.

В эти неспокойные времена Микеланджело с друзьями уехал из Флоренции. Он отправился в Венецию, а потом в Болонью.

В Болонье

В Болонье у Микеланджело появился новый покровитель, оценивший его талант. Это был Джанфранческо Альдовранди ‒ один из правителей города.

Здесь Микеланджело познакомился с работами известного скульптора Якопо делла Кверча. Много времени он проводил за чтением Данте и Петрарки.

По рекомендации Альдовранди Городской Совет заказал молодому скульптору три статуи для гробницы святого Доменика: святого Петрония, коленопреклоненного ангела с подсвечником и святого Прокла. Статуи отлично вписались в композицию гробницы. Выполнены они были с большим мастерством. У ангела с канделябром божественно-прекрасное лицо античной статуи. На голове вьются короткие курчавые волосы. У него сильное тело воина, скрытое в складках одежды.


Святой Петроний ‒ покровитель города держит в руках его макет. На нем епископское одеяние. Святой Прокл, нахмурившись, смотрит вперед, его фигура полна движения и протеста. Есть мнение, что это автопортрет молодого Микеланджело.


Этот заказ был желанным для многих мастеров Болоньи, и вскоре Микеланджело узнал, что на него готовится нападение. Это заставило его уехать из Болоньи, где он пробыл год.

Флоренция и Рим

Вернувшись во Флоренцию Микеланджело получил заказ от Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи на статую Иоанна Крестителя, позднее утерянную.

Кроме этого, Буонарроти изваял фигуру спящего купидона в античном стиле. Состарив ее, Мкеланджело отправил статую с посредником в Рим. Там ее приобрел кардинал Рафаэль Риарио как древнеримскую скульптуру. Кардинал считал себя знатоком античного искусства. Тем сильнее он был возмущен, когда обман раскрылся. Узнав, кто автор купидона и восхитившись его талантом, кардинал пригласил молодого скульптора в Рим. Микеланджело, подумав, согласился. Риарио вернул свои деньги, потраченные на статую. Но ушлый посредник отказался продать ее обратно Микеланджело, сообразив, что сможет сбыть ее еще раз подороже. Позднее, следы Спящего купидона затерялись в веках.


Вакх

Риарио пригласил Микеланджело пожить у себя и обещал снабдить работой. В Риме Микеланджело изучал античную скульптуру и архитектуру. Первый серьезный заказ он получил от кардинала в 1497 г. Это была статуя Вакха. Микеланджело закончил ее в 1499 г. Изображение античного бога было не совсем каноничным. Микеланджело реалистично изобразил опьяненного Вакха, который, покачиваясь, стоит с чашей вина в руке. Риарио от скульптуры отказался, и ее выкупил римский банкир Якопо Галло. Позднее статую приобрели Медичи и увезли во Флоренцию.


Пьета

По протекции Якопо Галло Микеланджело получил заказ от французского посла при Ватикане аббата Жана Билэра. Француз заказал скульптуру для своей гробницы под названием Пьета, изображающую Богоматерь, скорбящую по мертвому Иисусу. За два года Микеланджело создал шедевр. Он поставил себе сложную задачу, с которой прекрасно справился: разместить тело мертвого мужчины на коленях хрупкой женщины. Мария исполнена скорби и божественной любви. Ее юное лицо прекрасно, хотя на момент смерти сына ей должно быть около 50 лет. Художник объяснял это девственностью Марии и прикосновением Святого Духа. Обнаженное тело Иисуса представляет собой контраст с Богоматерью в пышных драпировках. Лицо его спокойно, несмотря на перенесенные страдания. Пьета ‒ это единственная работа, где Микеланджело оставил свой автограф. Услышав, как группа людей спорит об авторстве статуи, ночью он выбил свое имя на перевязи Богородицы. Сейчас Пьета находится в Соборе Святого Петра в Риме, куда была перенесена в 18 веке.


Давид

Став в 26 лет известным ваятелем, Микеланджело вернулся в родной город. Во Флоренции его уже 40 лет ждал кусок мрамора, испорченный скульптором Агостино ди Дуччи, забросившим работу над ним. Многие мастера хотели поработать с этой глыбой, но трещина, образовавшаяся в слоях мрамора всех отпугнула. Только Микеланджело решился принять вызов. Он подписал контракт на статую ветхозаветного царя Давида в 1501 г. и работал над ней 5 лет за высоким забором, скрывающим все от любопытных глаз. В итоге Микеланджело создал Давида в виде сильного юноши перед боем с великаном Голиафом. Лицо его сосредоточенно, брови сдвинуты. Тело напряжено от предвкушения схватки. Статуя была столь идеально сделана, что заказчики отказались от первоначального намерения разместить ее у собора Санта Мария дель Фьоре. Она стала символом свободолюбия Флоренции, изгнавшей клан Медичи и вступившей в борьбу с Римом. В итоге ее поставили у стен Палаццо Веккьо, где она простояла до 19 века. Теперь там находится копия Давида, а оригинал перемещен в Академию изящных искусств.


Противостояние двух титанов

Известно, что у Микеланджело был сложный характер. Он мог быть грубым и вспыльчивым, несправедливым к собратьям по искусству. Знаменито его противостояние с Леонардо да Винчи. Микеланджело отлично понимал уровень его таланта и относился к нему ревностно. Изящный, утонченный Леонардо был его полной противоположностью, и сильно раздражал грубого, неотесанного скульптора. Сам Микеланджело вел аскетичную жизнь отшельника, он всегда довольствовался малым. Леонардо же постоянно был окружен поклонниками и учениками и любил роскошь. Одно объединяло художников: их великий гений и преданность искусству.

Однажды жизнь свела двух титанов Возрождения в противостоянии. Гонфоланьер Содерини предложил Леонардо да Винчи расписать стену нового дворца Синьории. А позже с таким же предложением обратился к Микеланджело. Два великих художника должны были создать подлинные шедевры на стенах Синьории. Леонардо выбрал для сюжета битву при Ангиари. Микеланджело должен был изобразить битву при Кашине. Это были победы, одержанные флорентийцами. Оба художника создали подготовительные картоны для фресок. К сожалению, грандиозный замысел Содерини не воплотился. Оба произведения так и не были созданы. Картоны работ были выставлены на всеобщее обозрение и сделались местом паломничества для художников. Благодаря копиям мы сейчас знаем как выглядели замыслы Леонардо да Винчи и Микеланджело. Сами же картоны не сохранились, они были разрезаны и растасканы по кускам художниками и зеваками.


Гробница Юлия II

В самый разгар работы над Битвой при Кашине Микеланджело вызвал в Рим папа Юлий II. Папа поручил ему работу над своим надгробием. Изначально планировалась роскошная гробница, в окружении 40 статуй, равной которой не было. Однако этому грандиозному замыслу так и не суждено было сбыться, хотя художник потратил на гробницу папы Юлия II 40 лет своей жизни. После смерти папы, его родственники значительно упростили первоначальный проект. Микеланджело изваял для надгробия фигуры Моисея, Рахили и Лии. Им так же были созданы фигуры рабов, но они не вошли в окончательный проект и были подарены автором Роберто Строцци. Этот заказ половину жизни тяжелым камнем висел на скульпторе в виде неисполненного обязательства. Больше всего его приводило в негодование отступление от первоначального проекта. Это означало, что многие силы были потрачены художником впустую.


Сикстинская капелла

В 1508 г. папа Юлий II поручил Микеланджело расписать плафон Сикстинской капеллы. Буонарроти неохотно принялся за этот заказ. Он был прежде всего скульптором, фрески писать ему еще не доводилось. Роспись плафона представляла собой грандиозный фронт работ, которые длились до 1512 г.


Микеланджело пришлось сконструировать новый тип лесов для работы под потолком и изобрести новый состав штукатурки, не подверженный плесени. Художник писал стоя, запрокинув голову в течение многих часов. Краска капала ему на лицо, он заработал себе остеоартрит и ухудшение зрения из-за таких условий. Художник изобразил в 9 фресках историю Ветхого завета от сотворения мира до Великого потопа. По боковым стенам он написал пророков и предков Иисуса Христа. Часто Микеланджело приходилось импровизировать, так как Юлий II торопил с окончанием работы. Папа остался доволен результатом, хотя считал, что фреска недостаточно роскошна и выглядит бедно из-за малого количества позолоты. Микеланджело возражал на это тем, что изображал святых, а они не были богаты.


Страшный суд

Через 25 лет Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу для написания на алтарной стене фрески Страшный суд. Художник изобразил второе пришествие Христа и Апокалипсис. Считается, что эта работа ознаменовала собой конец эпохи Возрождения.


Фреска произвела фурор в римском обществе. Нашлись как поклонники, так и критики творения великого художника. Обилие обнаженных тел на фреске вызвало ожесточенные споры еще при жизни Микеланджело. Церковные деятели были возмущены, тем, что святые показаны в «непотребном виде». Впоследствии было предпринято несколько правок: фигурам пририсована одежда и ткань, прикрывающая интимные места. Вызывал много вопросов и образ Христа, скорее похожий на языческого Аполлона. Некоторые критики предлагали даже уничтожить фреску как противоречащую христианским канонам. Слава Богу, до этого не дошло, и мы можем видеть это грандиозное творение Микеланджело, хоть и в искаженном виде.


Архитектура и поэзия

Микеланджело был не только гениальным скульптором и художником. Он так же был поэтом и архитектором. Из архитектурных его проектов наиболее известны: собор святого Петра в Риме, палаццо Фарнезе, фасад церкви Медичи Сан Лоренцо, библиотека Лауренцина. Всего насчитывается 15 зданий или сооружений, где Микеланджело работал в качестве архитектора.


Всю жизнь Микеланджело писал стихи. Его юношеские опусы до нас не дошли, потому что автор их сжег в порыве гнева. Сохранилось около 300 его сонетов и мадригалов. Они считаются образцом поэзии эпохи Возрождения, хотя их сложно назвать идеальными. Микеланджело воспевает в них совершенство человека и сетует на свое одиночество и разочарование в современном обществе. Его стихи впервые были опубликованы уже после смерти автора в 1623 г.

Личная жизнь

Всю свою жизнь Микеланджело посвятил искусству. Он так и не женился, у него не было детей. Жил он аскетично. Увлекшись работой, мог ничего не есть кроме корки хлеба и спать в одежде, чтобы не тратить силы на переодевание. Отношения с женщинами у художника не складывались. Некоторые исследователи предполагают, что у Микеланджело были интимные связи с его учениками и натурщиками, однако достоверных сведений об этом нет.

Томмазо Кавальери

Известно о его близкой дружбе с римским дворянином Томмазо Кавальери. Томмазо годился художнику в сыновья и был очень красив. Микеланджело посвятил ему множество сонетов и писем, открыто говоря о своих пылких чувствах и восхищаясь достоинствами юноши. Однако судить о художнике по сегодняшним меркам нельзя. Микеланджело был поклонником Платона и его теории любви, которая учила видеть прекрасное не столько в теле, сколько в душе человека. Высшей стадией любви Платон считал созерцание прекрасного во всем окружающем. Любовь к другой душе по Платону приближает к любви Божественной. Томмазо Кавальери поддерживал дружеские отношения с художником до самой его смерти и стал его душеприказчиком. В возрасте 38 лет он женился, его сын стал известным композитором.


Виттория Колонна

Еще одним примером платонической любви называют отношения Микеланджело с римской аристократкой Витторией Колонна. Встреча с этой выдающейся женщиной произошла в 1536 г. Ей было 47 лет, ему ‒ за 60. Виттория принадлежала к знатному роду, носила титул принцессы Урбинской. Ее мужем был маркиз де Пескара, известный военачальник. После его гибели в 1525 г. Виттория Колонна больше не стремилась выйти замуж и жила уединенно, посвятив себя поэзии и религии. С Микеланджело ее связывали платонические отношения. Это была большая дружба между двумя уже немолодыми, повидавшими многое в жизни людьми. Они писали друг другу письма, стихи, проводили время в долгих беседах. Смерть Виттории в 1547 г. глубоко потрясла Микеланджело. Он погрузился в депрессию, Рим ему опротивел.


Фрески в капелле Паолина

Одними из последних работ Микеланджело были фрески в капелле Паолина Обращение Святого Павла и Распятие Святого Петра, которые в силу преклонного возраста он писал с большим трудом. Фрески поражают своей эмоциональной мощью и стройностью композиции.


В изображении апостолов Микеланджело нарушил общепринятую традицию. Петр у него выражает протест и борьбу, будучи пригвожденным к кресту. А Павла Микеланджело изобразил старцем, хотя обращение будущего апостола произошло в молодом возрасте. Таким образом художник сравнил его с папой Павлом III ‒ заказчиком фресок.


Смерть гения

Перед смертью Микеланджело сжег много своих рисунков и стихов. Великий мастер умер 18 февраля 1564 г. в возрасте 88 лет от болезни. При его смерти присутствовали врач, нотариус и друзья, в том числе Томмазо Кавальери. Наследником имущества, а именно 9000 дукатов, рисунков и неоконченных статуй, стал племянник Микеланджело Леонардо.

Где похоронен Микеланджело Буонарроти?

Микеланджело хотел быть похороненным во Флоренции. Но в Риме уже все было подготовлено к роскошному погребальному обряду. Леонардо Буонарроти пришлось выкрасть тело дяди и тайком вывезти в родной город. Там Микеланджело торжественно похоронили в церкви Санта Кроче рядом с другими великими флорентийцами. Гробницу проектировал Джорджио Вазари.


Микеланджело был мятежным духом, прославляющим божественное в человеке. Значение его наследия сложно переоценить. Он был не просто представителем итальянского Ренессанса, он стал огромной частью мирового искусства. Микеланджело Буонарроти сейчас остается одним из величайших гениев человечества и будет таким всегда.


Величайший мастер и мыслитель Высокого Возрождения - Микеланджело Буонарроти , проживший долгую и плодотворную жизнь, всегда думал, что все его творения не достойны Господа Бога. И сам он не достоин оказаться после смерти в Раю, потому как не оставил после себя на земле потомство, а лишь бездушные каменные изваяния. Хотя была в жизни великого гения необыкновенная женщина - муза и возлюбленная.

Воплощая в жизнь творческие проекты, мастер мог годами находиться в каменоломнях, где выбирал подходящие глыбы мрамора и прокладывал дороги для их перевозки. Микеланджело пытался сделать все собственноручно, он был и инженером, и чернорабочим, и каменотесом.


Жизненный путь великого Буонарроти был полон удивительных трудовых подвигов, которые он совершал, скорбя и страдая, словно бы не по своей воле, а вынуждаемый своим гением. И отличаясь резким и чрезвычайно сильным характером, он имел волю тверже самого гранита.


Детство Мике

В марте 1475 года в семье бедного дворянина родился второй сын из пяти мальчиков. Когда Мике было 6 лет, его мать, измученная частыми беременностями, умерла. И эта трагедия оставила неизгладимый след на психологическом состоянии мальчугана, чем и объяснялась его замкнутость, раздражительность и нелюдимость.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219410677.jpg" alt="Итальянская картина 12-летнего Микеланджело: самая ранняя работа." title="Итальянская картина 12-летнего Микеланджело: самая ранняя работа." border="0" vspace="5">


Достигнув 13-летнего возраста, Мике заявил родному отцу, который хотел дать сыну достойное финансовое образование, что намерен обучаться художественному ремеслу.
И тому ничего не оставалось, как отправить сына на обучение к мастеру Доменико Гирлaндайо.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0024.jpg" alt="Мадонна у лестницы. (1491). Автор: Микеланджело Буонарроти." title="Мадонна у лестницы. (1491).

Уже в 1490 году стали поговаривать об исключительном даровании совсем еще юного Микеланджело Буонарроти, а было ему в то время всего лишь 15 лет. А через два года на счету начинающего скульптора уже были мраморные рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0022.jpg" alt="Статуя пророка Моисея, предназначавшаяся для одного из папских надгробий Ватиканского собора." title="Статуя пророка Моисея, предназначавшаяся для одного из папских надгробий Ватиканского собора." border="0" vspace="5">


Статуи Микеланджело, как титаны, хранящие свою каменную природу, всегда отличались монолитностью и вместе с тем изяществом. Сам же скульптор утверждал, что "хороша та скульптура, которую можно скатить с горы и у нее не отколется ни одна часть".

Единственный шедевр гения с его автографом

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0010.jpg" alt="Фрагмент.

Эту подпись он сделал в порыве гнева на посетителей храма, которые приписали его творение другому скульптору. А немногим позже мастер раскаялся в своем приступе гордыни и больше никогда не подписал ни одну из своих работ.

4-летний каторжный труд над фресками Сикстинской капеллы

В 33 года Микеланджело начнет свой титанический труд над величайшим достижением в области живописи - фресками Сикстинской капеллы. Роспись общей площадью в 600 квадратных метров была взята из сюжетов Ветхого Завета: от момента Сотворения мира до Всемирного Потопа.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0011.jpg" alt=" Микеланджело Буонарроти." title=" Микеланджело Буонарроти." border="0" vspace="5">


По окончании работ мастер практически ослеп от того, что ядовитая краска при работе постоянно капала в его глаза, а ее испарения полностью подорвали здоровье великого мастера.

«После четырех замученных лет, сделав более чем 400 фигур в натуральную величину, я чувствовал себя настолько старым и уставшим. Мне было только 37, а все друзья уже не узнавали старика, которым я стал» .

Личная жизнь художника, окутанная тайнами и домыслами.

Вокруг личной жизни знаменитого скульптора всегда ходило множество слухов.
Биографы констатировали, что ввиду того что Микеланджело был лишен материнской любви, у него не складывались отношения с женщинами.


Зато ему приписывали различные близкие отношения со своими натурщиками. В подтверждение версии о гомосексуализме Микеланджело говорил лишь тот факт, что он никогда не был женат. Сам же он объяснял это следующим образом: «Искусство ревниво, – говорил Микеланжело, – и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, и мои дети – это мои произведения».

Некоторые исследователи считали, что Микеланджело вообще избегал физического секса будь то с женщинами или с мужчинами. Иные же считали его бисексуалом. Однако, как художник он предпочитал мужскую наготу женской, а в его любовных сонетах, посвященных преимущественно мужчинам, явно присутствуют гомоэротические мотивы.


Первые упоминания романтического характера появятся лишь тогда, когда Микеланджело будет уже за пятьдесят. Познакомившись с молодым человеком по имени Томмасо де’Кавалиери, мастер посвящает ему многочисленные любовные поэмы. Но этот факт не является достоверным свидетельством их интимной связи, так как разглашать об этом на весь мир посредством любовной поэзии было опасно по тем временам даже для Микеланджело, который в молодости дважды подвергался гомосексуальному шантажу и научился осторожности.

Но одно достоверно точно, что этих двух людей связывала глубокая дружба и духовная близость до самой смерти мастера. Именно Томассо до последнего вздоха сидел у постели умирающего друга.


Когда художнику было уже под 60 судьба его свела с талантливой поэтессой по имени Виттория Колонна, внучкой герцога Урбанского и вдовой знаменитого полководца маркиза Пескаро. Лишь эта 47-летняя женщина, отличающаяся сильным мужским характером и обладающая необыкновенным умом и врожденным тактом, смогла понять в полной мере душевное состояние одинокого гения.

На протяжении десяти лет до самой ее смерти они постоянно общались, обменивались стихами, вели переписку, которая стала настоящим памятником исторической эпохи.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0029.jpg" alt="Микеланджело у гроба Виттории Колонны, целующий руку покойной. Автор: Francesco Jacovacci." title="Микеланджело у гроба Виттории Колонны, целующий руку покойной.

Ее смерть явилась тяжелой утратой для художника, который до конца своих дней жалел, что поцеловал лишь руку прекрасной возлюбленной, а ему так хотелось поцеловать её в уста, но он "не смел осквернить своим смрадным прикосновением её прекрасные и свежие черты".


Он посвятил посмертный сонет любимой женщине, который стал последним в его поэтическом творчестве.

Смерть гения

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0006.jpg" alt="Гробница Буонаротти во Флоренции. " title="Гробница Буонаротти во Флоренции. " border="0" vspace="5">


Микеланджело еще при жизни был почитаем поклонниками и наслаждался огромной популярностью, чего не имели многие его коллеги.

Так, венец творчества гениального мастера Возрождения - , перевоплощенная из 5-метровой глыбы испорченного мрамора в шедевр, прославила его на весь мир и до сих пор считается одним из самых известных и совершенных произведений искусства.

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) является третьим великим гением итальянского Возрождения. По масштабу личности он приближается к Леонардо. Он был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Последние тридцать лет его творчества приходятся уже на Позднее Возрождение. В этот период в его произведениях появляются беспокойство и тревога, предчувствие грядущих бед и потрясений.

Среди первых его творений обращает на себя внимание статуя «Замахнувшийся мальчик», которая перекликается с «Дискоболом» античного скульптора Мирона. В ней мастеру удаюсь ярко выразить движение и страстность юного существа.

Две работы — статуя «Вакх» и группа «Пьета» — созданные в конце XV в., принесли Микеланджело широкую известность и славу. В первой он смог поразительно тонко передать состояние легкого опьянения, неустойчивого равновесия. Группа «Пьета» изображает мертвое тело Христа, лежащее на коленях Мадонны, скорбно склонившейся над ним. Обе фигуры слиты в единое целое. Безупречная композиция делает их удивительно правдивыми и достоверными. Отходя от традиции. Микеланджело изображает Мадонну юной и прекрасной. Контраст ее молодости с безжизненным телом Христа еще более усиливает трагизм ситуации.

Одним из высших достижений Микеланджело явилась статуя «Давид», которую он рискнул изваять из валявшейся без употребления и уже испорченной глыбы мрамора. Скульптура очень высока — 5,5 м. Однако эта особенность остается практически незаметной. Идеальные пропорции, совершенная пластика, редкая гармония форм делают ее удивительно естественной, легкой и прекрасной. Статуя наполнена внутренней жизнью, энергией и силой. Она является гимном человеческой мужественности, красоте, грации и изяществу.

К числу высших достижений Микеланджело относятся также работы. созданные для гробницы папы Юлия II — «Моисей», «Скованный раб», «Умирающий раб», «Просыпающийся раб», «Скорчившийся мальчик». Над этой гробницей ваятель трудился с перерывом около 40 лет, но так и не довел ее до завершения. Однако то. что ваятель успел создать, считается, величайшими шедеврами мирового искусства. По мнению специалистов, в этих произведениях Микеланджело удалось достичь высшего совершенства, идеального единства и соответствия внутреннего смысла и внешней формы.

Одним из значительных творений Микеланджело является пристроенная им к церкви Сан-Лоренцо во Флоренции и украшенная скульптурными надгробиями капелла Медичи. Две гробницы герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи представляют собой саркофаги с покатыми крышками, на которых расположено по две фигуры — «Утро» и «Вечер», «День» и «Ночь». Все фигуры выглядят безрадостными, они выражают тревогу и мрачное настроение. Именно такие чувства испытывал сам Микеланджело, поскольку его Флоренция была захвачена испанцами. Что касается фигур самих герцогов, то при их изображении Микеланджело не стремился к портретному сходству. Он представил их как обобщенные образы двух типов людей: мужественный и энергичный Джулиано и меланхоличный и задумчивый Лоренцо.

Из последних скульптурных работ Микеланджело заслуживает внимания группа «Положение во гроб», которую художник предназначал для своей гробницы. Ее судьба оказалось трагичной: Микеланджело разбил ее. Однако она была восстановлена одним из его учеников.

Помимо скульптур Микеланджело создал прекрасные произведения живописи. Самыми значительными из них являются росписи Сикстинской капеллы в Ватикане.

Он принимался за них дважды. Сначала по заказу папы Юлия II расписал плафон Сикстинской капеллы, затратив на это четыре года (1508-1512) и проделав фантастически трудную и огромную работу. Ему пришлось покрыть фресками более 600 квадратных метров. На огромных поверхностях плафона Микеланджело изобразил ветхозаветные сюжеты — от Сотворения мира до Потопа, а также сцены из повседневной жизни — мать, играющая с детьми, погруженный в глубокое раздумье старик, читающий юноша и т.д.

Во второй раз (1535-1541) Микеланджело создает фреску «Страшный Суд», разместив ее на алтарной стене Сикстинской капеллы. В центре композиции, в световом нимбе находится фигура Христа, поднявшего в грозном жесте правую руку. Вокруг него расположено множество обнаженных человеческих фигур. Все изображенное на полотне приведено в круговое движение, которое начинается внизу.

елевой стороны, где изображены восстающие из могил мертвецы. Выше них расположены устремленные вверх души, а над ними — праведники. Самую верхнюю часть фрески занимают ангелы. В нижней части правой стороны находится ладья с Хароном, который гонит грешников в ад. Библейский смысл Страшного Суда выражен ярко и впечатляюще.

В последние годы жизни Микеланджело занимается архитектурой. Он завершает строительство собора св. Петра, внеся изменения в первоначальный проект Браманте.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!