Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Речевая характеристика героев грозы таблица. Речевая характеристика Кабанихи в пьесе А.Н. Мнение о Кабановой членов ее семьи

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Александр Николаевич Островский Драма «Гроза» 1859 год

Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза Тема урока:

Цели урока: Обучающие: учащиеся овладевают такими важнейшими понятиями, как речевая характеристика персонажей, авторская позиция; стараются увидеть особенности речевой характеристики героев драмы Островского «Гроза» и выяснить, как речь героев помогает понять их характер Развивающие: в процессе работы над текстом пьесы учатся вдумчивому чтению, чуткому отношению к слову, эстетическому восприятию образов и событий драматического произведения; овладевают теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста. Воспитательные: учатся разбираться в людях, делать выводы и обобщения, основываясь на речи собеседника; строят собственные высказывания

В чем особенность литературной основы драмы? Каковы причины этих особенностей? При этом необходимо учитывать особенности драматургии! Идейно-тематическое содержание; композиция; характеры; язык персонажей и др. отсутствие описательной речи автора; большая острота проявления конфликтных ситуаций; речь действующих лиц как единственный источник для характеристики и анализа образов персонажей.

Речевая характеристика персонажа (план) !!! Общая характеристика героя. 1. Объем речи героя (много или мало говорит и почему). 2. Общий строй речи (логично выстроенный, сбивчивый, напевный, экспрессивный, грубый и т. п.). 3. Лексические особенности. 4. Синтаксические построения, пунктуация, оформляющая речь. 5. Взаимосвязь характера и поступков героя с его речью. 6. Общая характеристика героя.

Функции речевой характеристики: Характеризующая – чтобы лучше раскрыть образ героя, его индивидуальность, подчеркнуть какие-то черты характера или принадлежность к определенной группе (профессиональной, этнической, социальной), особенности воспитания. Через изменение речевой характеристики персонажа можно показать изменения в характере и в образе жизни героя. Выделительная – чтобы сделать образ запоминающимся, выделить на фоне других. Сравнительная – используется для сопоставления или противопоставления героев. Психологическая – раскрывает эмоциональное состояние героя.

Первые реплики персонажей Что можно сказать о героях? «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!» «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная». «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» «Не уважишь тебя, как же!» «ругатель» Дикой странница Феклуша, прикидывающаяся святой властная и деспотичная Кабаниха бесхарактерный Тихон строптивая и лукавая Варвара

Вывод: Речь персонажей Островского – проявление присущего им облика, мировосприятие, общественно – бытовых связей и влияний.

« Хозяева» «Жертвы» Дикой: «Ты червяк. Захочу помилую, захочу - раздавлю». Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то ведет». Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится». Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный». Кулигин: «Лучше уж стерпеть». Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Борис: «Не по своей воле еду: дядя посылает»

Вывод: Островский в драме "Гроза" очень четко показывает всю глобальную разницу между положительными и отрицательными героями своего произведения. Ясно видны все важнейшие черты характеров, их реакции на развивающиеся события.

Речевая характеристика Дикого Когда появляется на сцене? Как себя ведёт? Используем план речевой характеристики!

Речевая характеристика Дикого Когда и при каких обстоятельствах Дикой меняет манеру поведения и тон течи? С чем это связано?

Выводы: Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником. Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, и он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость. Нас поражает его бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами при расчётах с рабочими. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве. Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив.

Итоги урока: «Произведение Островского – филигранно отшлифованные самоцветы русского слова». Сквозь язык его действующих лиц русская речь просвечивает самыми существенными своими признаками: лексическим богатством, сочностью, образностью, меткостью, гибкостью. Речь персонажей Островского – проявление присущего им облика, мировосприятие, общественно – бытовых связей и влияний. Вот почему действующие лица одной и той же социальной категории отличаются не поступками, но и в особенности языком, манерой говорить.

Домашнее задание: Составить речевую характеристику Катерины или Кабанихи (с цитатами) Подготовить на основе реч.хар-ки анализ образа персонажа драматического произведения. Доп. Задание: презентация –викторина «Узнай героя по реплике».

Предварительный просмотр:

Материалы к открытому уроку по драме Островского «Гроза»

« Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза» »

Цели урока:

Обучающие: учащиеся разбираются с теоретическими понятиями (герой, персонаж, характеристика, речь, автор, авторская оценка), определяют и объясняют литературные понятия, овладевают такими важнейшими понятиями и навыками, как речевая характеристика персонажей, выяснение авторской позиции, стараются увидеть особенности речевой характеристики героев драмы Островского «Гроза» и выяснить, как речь героев помогает понять их характер

Развивающие: из наблюдений над особенностями стиля Островского делают первоначальные выводы и обобщения, касающиеся отдельных компонентов стиля, овладевают теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста, в процессе работы над текстом пьесы учатся вдумчивому чтению, чуткому отношению к слову, эстетическому восприятию образов и событий драматического произведения.

Воспитательные: учатся разбираться в людях, делать выводы и обобщения, основываясь на речи собеседника, строят собственные высказывания

Оборудование: компьютер, экран, флеш-презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни. Образ авантюриста Остапа Бендера неотделим от его афористичной, изобилующей остротами речи. Лексикон Эллочки-людоедочки давно стал хрестоматийным. Парадоксальность высказываний лорда Генри в «Портрете Дориана Грея» - отражение его ума, неординарности, образованности и цинизма. Из современных писателей к мастерам речевых характеристик можно отнести Бориса Акунина. Первая глава романа «Ф.М.», написанная от лица уголовника, резко контрастирует с тем утонченным литературным стилем, к которому привык читатель фандоринского цикла:

Талантливо созданная речевая характеристика героя – украшение художественного текста и важный штрих к портрету персонажа. Умелое использование речевых характеристик – один из инструментов профессионального литератора. И нет ничего скучнее героев разного возраста, разного рода занятий и темпераментов, которые говорят одинаковым языком.

Такого не встретишь у Островского. И сегодня на уроке мы понаблюдаем за речевыми характеристиками его героев.

Слайд 1-4. (Записываем тему урока)

Что необходимо для того, чтобы разобраться в данной теме? Слайд 5

2. Вопрос? Слайд 6

В чем особенность литературной основы драмы? Каковы причины этих особенностей?

  • Идейно-тематическое содержание;
  • композиция;
  • характеры;
  • язык персонажей и др.

При этом необходимо учитывать особенности драматургии:

  • отсутствие описательной речи автора;
  • большая острота проявления конфликтных ситуаций;
  • речь действующих лиц как единственный источник для характеристики и анализа образов персонажей .

3. Информация учителя

Слайд 7

Какую роль играет речевая характеристика в художественном произведении?

Слайд 8

Функции речевой характеристики

1. Характеризующая - чтобы лучше раскрыть образ героя, его индивидуальность, подчеркнуть какие-то черты характера или принадлежность к определенной группе (профессиональной, этнической, социальной), особенности воспитания.

Через изменение речевой характеристики персонажа можно показать изменения в характере и в образе жизни героя.

2. Выделительная - чтобы сделать образ запоминающимся, выделить на фоне других.

3. Сравнительная – используется для сопоставления или противопоставления героев.

4. Психологическая – раскрывает эмоциональное состояние героя.

4. Давайте посмотрим, как появляются герои драмы на сцене?

Слайд 9

Первые реплики персонажей Что можно сказать о героях?

Вывод: Пять реплик - пять характеров. Слайд 10

5. Герои драмы условно делятся на два лагеря. Можно ли по их высказываниям определить, кто из какого лагеря.

Слайд 11

« Хозяева»

«Жертвы»

Дикой: «Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю».
Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то ведет».
Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится».

Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями

многими украшенный».

Кулигин: «Лучше уж стерпеть».

Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»

Борис: «Не по своей воле еду: дядя посылает».

Вывод: Островский в драме "Гроза" очень четко показывает всю глобальную разницу между положительными и

отрицательными героями своего произведения. Ясно видны все важнейшие черты характеров, их реакции на развивающиеся события. Слайд 12

6. Анализ речи персонажа на примере Дикого.

Слайд 13-14

Особенности речи

Что узнаём о герое

«Раз тебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?».

Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно.

Дикой – «значительное лицо» в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».

Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дрова возил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил».

Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить не хочу с езуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с иезуитом». Так он ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно показывает его бескультурье.

Вообще на протяжении всей драмы мы видим его пересыпающим свою речь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!»,

Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своём способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого, хотя Дикой и сознает, что он нелеп. В разговоре с Кулигиным он отказывается дать денег на “громовые отводы”, при этом называя его “разбойником”, “фальшивым мужичонко”.

Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник… Экой

фальшивый мужичонко…

Весь разговор Дикой подчеркивает свою важность, независимость от кого-либо, а тем более от Кулигина.

Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и Поважней тебя никому отчета не даю.

Хоть Кулигин и говорит, что “расход пустой”, но Дикой все равно стоит на своем, отрицая даже возможность исполнения просьбы.

Он ходил к Кабанихе и рассказывал ей о своих неправедных делах.

О посту как-то великом я говел, а тут Нелегкая и подсунь мужиченка: за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки: изругал…

Дикой отличается других персонажей драмы своим неуправляемым характером, но когда он успокоится, он готов признать, что он не прав.

Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся.

Дикой и Кабаниха очень похожи. Только один может признать что он неправ, ссылаясь на свое доброе “сердце”, а другая уверена, что она всегда права.

Купечество в своей массе полностью отрицает прогресс. В мире могут строиться новые государства, открываться новые земли, меняться лицо планеты, а в городе Калинове на берегу Волги время будет течь медленно и размеренно, как будто этого и не было. Все новости до них доходят с большим опозданием, да и то сильно искаженные. В неведомых странах люди ходят с “песьими головами”. Купечество добилось многого: они богаты, у них привилегии, зависимые крестьяне. Из-за этого они и не хотят переходить в новую эпоху, боясь быть обделенными. Поэтому они хотели ее отодвинуть хоть на несколько лет. При этом понимая, что прогресс все-таки неизбежен, он всегда присутствует в человеческом обществе.

Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником.

Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами при расчётах с рабочими. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

Мы можем сказать, что Дикой совершенно безграмотен

что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным.

Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!».

Ещё одна черта, которая их объединяет – это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может их наказывать

С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает её более страшной.

Важно не только то, о чём говорит герой и как его это характеризует, но и сама манера выражать свои мысли, словарь, построение фразы.

Ведь слово – живая реакция на мысль собеседника, живая реакция на то, что происходит на сцене, выражение его раздумий и душевных переживаний

Слайд 15

7. Групповая работа. Речевая характеристика Кулигина, Варвары, Кудряша и Бориса.

8. Подведение итогов. Слайд 16

«Произведение Островского – филигранно отшлифованные самоцветы русского слова» . Сквозь язык его действующих лиц русская речь просвечивает самыми существенными своими признаками: лексическим богатством, сочностью, образностью, меткостью, гибкостью. Речь персонажей Островского – проявление присущего им облика, мировосприятие, общественно – бытовых связей и влияний. Вот почему действующие лица одной и той же социальной категории отличаются не поступками, но и в особенности языком, манерой говорить.

8. Домашнее задание: Слайд 17

Составить речевую характеристику Катерины или Кабанихи (с цитатами)

Подготовить на основе речевой характеристики анализ образа персонажа драматического произведения.

Доп. задание: презентация –викторина «Узнай героя по реплике».

9. Рефлексия.

Рефлексия на уроке литературы (самоанализ уч-ся)

На сегодняшнем уроке я узнал …

Мне удалось…

Не удалось..

Я понял…

Я не понял.


Колумб Замоскворечья. Наиболее известные пьесы А.Н.Островского. Пьеса «Гроза» написана в 1859 году. Как воспитывалась Катерина. Смысл заглавия пьесы «Гроза». Словарь. Основная тема «Грозы». Идея драмы «Гроза». Александр Николаевич Островский. Занятия Катерины. Человеческие чувства. Два конфликта. Малый Академический Художественный театр. Любовь. Полемика вокруг пьесы. Замоскворечье. Национальный театр.

«Пьеса «Бесприданница»» - Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Катерина - истинно трагическая героиня. Образ Паратова Ю. Олеша восхищался фамилиями героев Островского. Стать богатой содержанкой?.. Но по сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. «Бесприданница». Фото 1911. И каждый смотрит на Ларису как на стильную, модную, роскошную вещь. Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины.

«Герои «Снегурочки»» - Стихия русских народных обрядов. Фантастические персонажи. Мощь и красота природы. Дед Мороз. Огромная сила. Музыка. Герои. Волшебный венок. Древний русский обряд. Идеалы автора. Песни. Красота природы. Бережное отношение к культурным традициям народа. Сцена. Утро любви. Снегурочка. Холодное существо. Образ Леля. Весенняя сказка. Музыка Римского-Корсакова. Римский-Корсаков. Композитор. Торжество чувств и красота природы.

«Островский «Бесприданница»» - Что мы узнаем о Паратове. А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Карандышев. Символический смысл имен и фамилий. Анализ драмы «Бесприданница». Действующие лица. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Цель урока. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Идеи творчества А.Н. Островского. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Паратов Сергей Сергеевич.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Катерина Борис Кулигин Варвара Кудряш Тихон. Система художественных образов. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе. При каких условиях? Что означает слово «самодур»? Жертвы «темного царства». Какую роль играет сцена грозы в пьесе? Смысл названия драмы «Гроза». Каково ваше представление о Диком? С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»? Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка.

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Каков Карандышев. Выстрел Карандышева. Нужна ли Лариса Паратову. Печальная песня о бесприданнице. Любовь для Ларисы. Тайна пьесы Островского. Жених Ларисы. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Что же за человек Паратов. Жестокий романс. Стихотворные строки. Анализ пьесы. Цыганская песня. Островский. Проблемные вопросы. Романс. Навыки изложения своих мыслей. Приобретение навыков анализа текста.

Основные источники языка Катерины - народное просторечие, народная устная поэзия и церковно-житейская литература.

Глубокая связь её языка с народным просторечием сказывается и в лексике, и в образности, и в синтаксисе.

Её речь пестрит словесными выражениями, идиомами народного просторечия: «Чтоб не видеть мне ни отца, ни матери»; «души не чаяла»; «успокой ты мою душу»; «долго ли в беду попасть»; «быть греху», в смысле несчастья. Но эти и подобные им фразеологизмы - общепонятны, общеупотребительны, ясны. Лишь в виде исключения в ее речи встречаются морфологически неправильные образования: «не знаешь ты моего характеру»; «после этого разговору-то».

Образность ее языка проявляется в обилии словесно-изобразительных средств, в частности сравнений. Так, в ее речи более двадцати сравнений, а у всех остальных действующих лиц пьесы, вместе взятых, немного более этого количества. При этом ее сравнения носят широкий распространённый, народный характер: «точно голубит меня», «точно голубь воркует», «точно гора с плеч свалилась», «руки-то жжет, точно уголь».

В речи Катерины часто звучат слова и обороты, мотивы и отголоски народной поэзии.

Обращаясь к Варваре, Катерина говорит: «Отчего люди не летают так, как птицы?..» - и т.д.

Тоскуя о Борисе, Катерина в предпоследнем монологе говорит: «Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил!».

Здесь налицо фразеологические обороты народно-просторечного и народно-песенного характера. Так, например, в собрании народных песен, изданных Соболевским, читаем:

Никак, никак невозможно без милого дружка жить…

Вспомню, вспомню про любезного, не мил девке белый свет,

Не мил, не мил белый свет… Пойду с горы в тёмный лес…

речевой фразеологический гроза островский

Выйдя на свидание к Борису, Катерина восклицает: «Зачем ты пришел, погубитель мой?». В народном свадебном обряде невеста встречает жениха словами: «Вот идёт погубитель мой».

В заключительном монологе Катерина говорит: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка…как хорошо… Солнышко ее греет, дождиком ее мочит … весной на ней травка вырастает, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие…».

Здесь всё от народной поэзии: уменьшительно-суффиксальная лексика, фразеологические обороты, образы.

Для этой части монолога в устной поэзии находятся в изобилии и прямые текстильные соответствия. Например:

…Дубовой доской накроют

Да в могилушку опустят

И сырой землёй засыплют.

Зарастай, моя могила,

Ты травою муравой,

Ещё алыми цветами!

Наряду с народным просторечием и устрой народной поэзией на язык Катерины, как уже отмечено, большое влияние оказывала церковно-житийная литература.

«У нас, - рассказывает она, - полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу… а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют» (д. 1, явл. 7).

Владея сравнительно богатым словарём, Катерина говорит свободно, привлекая разнообразные и психологически весьма глубокие сравнения. Её речь льётся. Так, её не чужды такие слова и обороты литературного языка, как: мечта, помыслы, разумеется, точно все это в одну секунду было, что-то во мне такое необыкновенное.

В первом монологе Катерина рассказывает о своих снах: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся»

Эти сны и по содержанию, и по форме словесного выражения навеяны, несомненно, и духовными стихами.

Речь Катерины своеобразна не только лексико-фразеологическими, но и синтаксически. Она состоит главным образом из простых и сложносочиненных предложений, с постановкой сказуемых в конце фразы: «Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснут лягут, а я по саду гуляю… Таково хорошо было» (д. 1, явл. 7).

Чаще всего, как это характерно для синтаксиса народной речи, Катерина связывает предложения посредством союзов а и да. «А придём из церкви… а странницы станут рассказывать… А то будто я летаю… А какие сны мне снились».

Плавучая речь Катерины иногда приобретает характер народного причитания: «Ах, беда моя, беда! (Плачет) Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?».

Речь Катерины глубоко эмоциональна, лирически задушевна, поэтична. Для придания ее речи эмоционально-поэтической выразительности служат и уменьшительные суффиксы, так присуще народной речи (ключок, водицы, деток, могилушка, дождичком, травка), и усилительные частицы («Как он жалел-то меня? Какие слова-то говорил?»), и междометия («Ах, как мне по нем скучно!»).

Лирическую задушевность, поэтичность речи Катерины придают эпитеты, идущие после определяемых слов (храмы золотые, сады необыкновенные, помыслами лукавыми), и повторения, так свойственные устной поэзии народа.

Островский раскрывает в речи Катерины не только её страстную, нежно-поэтическую натуру, но и волевую силу. Волевая сила, решительность Катерины оттеняются синтаксическими конструкциями резко утверждающего или отрицательного характера.


Домашнее задание к уроку

1. Соберите цитатный материал для характеристики Катерины.
2. Прочитайте II и III действия. Отметьте в монологах Катерины фразы, свидетельствующие о поэтичности ее натуры.
3. Какова речь Катерины?
4. Чем отличается жизнь в доме родителей от жизни в доме мужа?
5. В чем неизбежность конфликта Катерины с миром "темного царства", с миром Кабановой и Дикого?
6. Зачем рядом с Катериной Варвара?
7. Любит ли Катерина Тихона?
8. Счастье или несчастье на жизненном пути Катерины Борис?
9. Можно ли считать самоубийство Катерины протестом против "темного царства»? Может быть, протест – в любви к Борису?

Задание

Используя материал приготовленный дома, охарактеризуйте Катерину. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах?

Ответ

Д.I, явл. V, стр.232: Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться. В Катерине есть – наряду с душевной мягкостью, трепетностью, песенностью – и ненавистная для Кабанихи твердость, волевая решительность, которые слышатся и в ее рассказе об отплытии на лодке, и в отдельных ее поступках, и в ее отчестве Петровна, производном от Петр – «камень». Д.II, явл. II, стр. 242–243, 244.

Поэтому Катерину не удается поставить на колени, и это значительно осложняет конфликтное противостояние двух женщин. Возникает ситуация, когда, по пословице, коса нашла на камень.

Вопрос

Чем еще отличается Катерина от обитателей города Калинова? Найдите места в тексте, где подчеркивается поэтичность натуры Катерины.

Ответ

Катерина – натура поэтическая. В отличие от грубых калиновцев она чувствует красоту природы и любит ее. По утру ранехонько я вставала… Ах, да я у матушки жила, как цветок цвела…

"Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много", – рассказывает она о своем детстве. (д.I, явл. VII, стр. 236)

Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны ее были наполнены чудесными, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает, как птица. О желании лететь она заговаривает несколько раз. (д.I, явл. VII, стр. 235). Этими повторениями драматург подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины, ее свободолюбивые стремления. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны.

Катерина религиозна. При ее впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели ее душой.

"До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится", – вспоминает она. (д.I, явл. VII, стр. 236)

Вопрос

А как вы охарактеризуете речь героини?

Ответ

В речи Катерины отражается все богатство ее внутреннего мира: сила чувств, человеческое достоинство, нравственная чистота, правдивость натуры. Сила чувств, глубина и искренность переживаний Катерины находят выражение и в синтаксической структуре ее речи: риторические вопросы, восклицания, незаконченные предложения. А в особо напряженные моменты речь ее обретает черты русской народной песни, становится плавной, ритмичной, певучей. В ее речи встречаются просторечия, слова церковно-религиозного характера (жития, ангелы, храмы золотые, образа), выразительные средства народно- поэтического языка ("Ветра буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску"). Речь богата интонациями – радостными, печальными, восторженными, грустными, тревожными. Интонации выражают отношение Катерины к окружающим.

Вопрос

Откуда появились в героине эти черты? Расскажите, как жила Катерина до замужества? Чем отличается жизнь в доме родителей от жизни в доме мужа?

В детстве

«Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы): независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

Для Катерины главное – жить согласно своей душе

В семье Кабановых

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».

Атмосфера дома – страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Для Кабанихи главное – подчинить. Не дать жить по-своему

Ответ

С.235 д.I, явл. VII («Такая ли я была!»)

Вывод

Внешне условия жизни в Калинове ничем не отличаются от обстановки детства Катерины. Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но "здесь", отмечает героиня, "все как будто из-под неволи". А неволя несовместима с ее свободолюбивой душой.

Вопрос

В чем заключается протест Катерины против «темного царства»? Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»?

Ответ

Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц "Грозы". Цельная, честная, искренняя, она неспособна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят Дикие и Кабановы, ее жизнь складывается трагично. Она не желает приспосабливаться к миру «темного царства», но и жертвой ее назвать нельзя. Она протестует. Ее протест – это любовь к Борису. Это свобода выбора.

Вопрос

Любит ли Катерина Тихона?

Ответ

Выданная замуж, видимо, не по своей воле, она поначалу готова стать примерной женой. Д.II, явл. II, стр. 243. Но такая богатая натура как Катерина не может любить примитивного, ограниченного человека.

Д. V, явл. III, С.279 "Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев."

Уже в начале пьесы мы узнаем о ее любви к Борису. Д. I, явл.VII, с.237.

Вопрос

Счастье или несчастье на жизненном пути Катерины Борис?

Ответ

Сама любовь к Борису – это трагедия. Д.V, явл. III, стр. 280 «На беду я увидела тебя.» Даже недалекий Кудряш это понимает, с тревогой предупреждая: "Эх, Борис Григорьич! (...) Ведь это значит, вы ее совсем загубить хотите, Борис Григорьич! (...) А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят. (...) Только вы смотрите – себе хлопот не наделайте, да ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта".

Вопрос

В чем сложность внутреннего состояния Катерины?

Ответ

Любовь к Борису – это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви – это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения.

Вопрос

Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой, ее сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней.

Ответ

Д.III, сцена II, явл. III. стр. 261–262, 263

Д.V, явл. III, стр. 279.

Сцена с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его». Сцена свидания: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Сцена прощания: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.

Вопрос

Так что же лежит в основе протеста Катерины против «темного царства»?

Ответ

В основе протеста Катерины против гнета "темного царства" лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Неволя – вот имя ее главного врага. Всем своим существом Катерина чувствовала, что жить в "темном царстве" хуже смерти. И она предпочла смерть неволе.

Вопрос

Докажите, что смерть Катерины – это протест.

Ответ

Смерть Катерины – это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены. Кулигин бросил упрек в немилосердии.

Вопрос

Сможет ли город Калинов жить по-старому?

Ответ

Скорее всего, нет.

Судьба Катерины обретает в пьесе символический смысл. Гибнет не только героиня пьесы – гибнет и уходит в прошлое патриархальная Россия, патриархальная нравственность. Драма Островского как бы запечатлела народную Россию на переломе, на пороге новой исторической эпохи.

Для заключения

Пьеса по сей день задает много вопросов. Прежде всего необходимо уяснить жанровую природу, основной конфликт "Грозы" и понять, почему Н.А.Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве" написал: "Гроза" есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского. Сам автор назвал свое произведение драмой. Со временем исследователи все чаще стали именовать "Грозу" трагедией, исходя из специфики конфликта (явно трагедийного) и характера Катерины, которая подняла остававшиеся где-то на периферии внимания общества большие вопросы. Почему погибла Катерина? Потому, что ей досталась жестокая свекровь? Потому, что она, будучи мужней женой, совершила грех и не выдержала мук совести? Если ограничиться этими проблемами, содержание произведения значительно обедняется, сводится к отдельному, частному эпизоду из жизни такой-то семьи и лишается высокого трагедийного накала.

На первый взгляд кажется, что основной конфликт пьесы – это столкновение Катерины с Кабановой. Будь Марфа Игнатьевна добрее, мягче, человечнее, вряд ли случилась бы трагедия с Катериной. Но трагедии могло бы и не быть, если бы Катерина умела лгать, приспосабливаться, если бы не судила себя столь строго, если бы проще и спокойнее смотрела на жизнь. Но Кабаниха остается Кабанихой, а Катерина – Катериной. И каждая из них отражает определенную жизненную позицию, каждая из них поступает в соответствии со своими принципами.

Главное в пьесе – внутренняя жизнь героини, возникновение в ней чего-то нового, еще неясного ей самой. "Что-то во мне такое необыкновенное, точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю", – признается она сестре мужа Варваре.

Slide 1

Slide 2

В 1845 году Островский работал в
Московском коммерческом суде
канцелярским чиновником.
Перед ним раскрывался целый мир
драматических конфликтов. Так
воспитывался талант будущего мастера
речевой характеристики персонажей в своих
пьесах.
Островский в драме "Гроза" очень четко
показывает всю глобальную разницу между
старыми патриархальными взглядами и
новыми. Ясно видны все важнейшие черты
характеров героев, их реакции на
развивающиеся события. Рассмотрим
речевую характеристику Кабанихи.

Slide 3

Кабаниха – человек старой
морали. Она везде блюдет
правила «домостроя». Во всем
новом ей видится угроза
устоявшемуся ходу вещей, она
осуждает молодежь за то, что
у нее нет «должного
почтения». Кабанова страшна
не верностью старине, а
самодурством «под видом
благочестия».

Кабанова.

«Смешно смотреть-то на них…
ничего-то не знают, никакого
порядка. Проститься-то путем
не умеют… Что будет, как
старики перемрут, как будет
свет стоять, уж и не знаю.»

Slide 4

Кабаниха заставляет всех домашних
плясать под свою дудку. Она заставляет
Тихона по-старинному прощаться со
своей женой, вызывая смех и чувство
сожаления у окружающих. Вся семья
живет в страхе перед ней. Тихон,
совершенно подавленный властной
матерью, живет одним только желанием
– вырваться куда-нибудь и погулять.

«Я, кажется, маменька, из вашей воли
ни на шаг.»
«Он как выедет, так запьет. Он теперь
слушает, а сам думает, как бы ему
вырваться-то поскорей.»

Slide 5

Кулигин называет ее “ханжой” и
говорит, что она “нищих
оделяет, а домашних заела
совсем”. Это характеризует
купчиху с плохой стороны.
Кабаниха же в своей речи
пытается прикинуться доброй и
ласковой, хотя иногда именно
речь обнаруживает
отрицательные черты ее
характера, например страсть к
деньгам.

Катерина.

«Полно, полно, не божись! Грех!
Я уж давно вижу, что тебе жена
милее матери. С тех пор как
женился, я уж вижу от тебя
любви не вижу.»

Slide 6

Сестра Тихона, Варвара,
также испытывает на себе
все тяготы семейной
обстановки. Однако, в
отличие от Тихона, она
обладает более твердым
характером, и у не хватает
дерзости, пусть тайно, не
подчиняться матери.
«Нашла место наставления
читать.»

«И я не обманщица была, да
выучилась, когда нужно
стало.»

Slide 7

Кабаниха очень набожна и
религиозна. Зато перед
нами приоткрывается
страшная и деспотичная
сущность Кабанихи. Она
сумела подчинить себе
всех, держит все под
контролем, она даже
пытается управлять
взаимоотношениями
людей, что и приводит
Катерину к гибели.
Кабаниха хитра и умна, в
отличие от Дикого, и это
делает ее более
страшной.

Slide 8

У Кабанихи нет никаких сомнений в моральной правоте
отношений патриархального быта, но и уверенности в их
нерушимости тоже нет. Напротив, она чувствует себя
чуть ли не последней блюстительницей этого
«правильного» миропорядка, и ожидание, что с ее
смертью наступит хаос, придает трагизм ее фигуре.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!