Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Васильев а зори здесь тихие смелость. Сочинение на тему: Мужество в повести А зори здесь тихие, Васильев. Дальнейшее развитие событий

Чем объяснить, что прошло уже много лет, как мы победили, а писатели вновь и вновь обращаются к военной теме? Видимо, существует какая-то общественная, нравственная потребность, заставляющая нас возвращаться в эту тяжкую пору.

В этике существует тезис об обязывающем значении смерти: смерть человеческая - это конечная, исчерпывающая проверка личности, перед лицом смерти человек не способен лгать. Такой - конечной исчерпывающей - проверкой стала для всякого народа и каждого российского гражданина Великая Отечественная война.

Повесть Б. Васильева, в отличие от многих других произведений о войне, написана в мягком, лирическом ключе. О чем эта повесть? О том, как пять девушек под водительством старшины Васкова приняли бой с группой фашистских диверсантов, с шестнадцатью головорезами, вооруженными до зубов. О потрясении, которое пережил разведчик-сибиряк, охотник, старшина Васков, повидавший всякого на своем веку, но никогда не думавший, что рядом с девчонками воевать будет, что столько нечеловеческого, того, что за чертой, эти девчонки выдюжить смогут, что придется одну за другой провожать их в дальнюю, бессрочную дорогу.

И это, как многое другое, записал Федот Евграфович Васков на счет врагу, который законы человеческие переступил и себя вне закона поставил.

Может показаться, что ситуация эта - за пределами возможного. Но за пределами человеческих возможностей была война, в которой мы тем не менее выстояли и победили. Из столкновения невозможного и реально осуществленного и рождается озарение подвига Великой Отечественной, постигаемого нашей литературой.

Что может быть трагичнее ситуации, когда одна за другой гибнут в неравном бою с диверсантами пять будущих матерей. «Положил ведь я вас, всех пятерых положил, - говорит Федор Евграфович. - А за что? За десяток фрицев?... Пока война

Понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно? Что ответить, когда спросят: что же это вы, мужики, мам наших от пуль сберечь не смогли?!!» - «Не надо, - отвечает ему смертельно раненная Рита Осянина. - Мы Родину защищали, ее. Не мучь себя».

Тема преемственности, наследования, адресованная поколениям, которые придут в жизнь после войны, органична для повести «А зори здесь тихие...». Какая горечь звучит в словах Васкова: «Стихи читала, а главное, детишек могла бы нарожать, а они бы внуков и правнуков, и не оборвалась бы ниточка. А они по этой ниточке ножом...» Обаяние женственности, незащищенности, чистоты и бесстрашия с необыкновенной заостренностью - до комка в горле - обнажает всю несправедливую, нестерпимую, слепую жестокость войны. И одновременно высветляет, закаляет душу.

Сопереживая муке Васкова, мы скорбим вместе с ним, ужасаемся смерти будущих матерей, поражаемся силе духа, терпению, выносливости и мужеству человеческому.

И ясно понимаем, что твердо знали, ради чего шли на смерть эти девчонки из «ревущих сороковых».

Они защищали Родину!
Этим все сказано.

Мужество - есть великое свойство души. Люди, прошедшие через войну, знали, что значило быть смелым и действовать сообща. Были среди них и фронтовые эссеисты. Так, например, Борис Васильев , пройдя через Великую Отечественную войну, также как и многие другие советские писатели, посвятил целое произведение теме мужества и патриотизма. Повесть «А зори­ здесь тихие» была четырежды экранизирована, много раз театрализована и даже упоминалась в оперной постановке.

На мой взгляд, такую популярность она снискала, именно благодаря теме мужества, в данном случае, мужества пяти отважных девушек-зенитчиц. Главные героини по разным причинам решили воевать за родину. У каждой из них была своя история и каждая в душе желала только мирного неба для своих родных. Рита Осянина - смелая двадцатилетняя зенитчица с суровым взглядом вынуждена была защищать свою семью, своего маленького сына, который из-за войны остался без отца.

Мужество Риты проявилось не только в добровольном выборе служить на благо Родине, но и в отношении к своим подругам, соратникам и просто окружающим людям. Во время операции по захвату немецких диверсантов она до последней минуты защищала интересы девушек своего отряда, также как и озорная, самоуверенная, бойкая Женя Комелькова . Женя была совсем юной, когда ее близких расстреляли фашисты. Ей удалось спастись, но жизнь уже не была такой как раньше.

Так как Женя всегда была весела и артистична, окружающие думали, что девушку ничего не тревожит. На самом деле, в глубине души она была изранена, и только желание отомстить за родных придавало ей мужества. Женя стойко прошла через всю операцию по захвату фашистов на 171-м железнодорожном разъезде. Умерла она смертью героя, уводя диверсантов от раненой подруги. Не менее героически себя проявили и три другие девушки в отряде Риты - Соня Гурвич , Галя Четвертак и Лиза Бричкина . Все они шли на смерть добровольно, понимая, что их цель победить врага и не дать в обиду друга.

Мужество было отличительной чертой еще одного героя произведения - старшины Васкова . В обычной жизни Федот Евграфыч ничем выдающимся не отличался, но ради девушек своего отряда был готов убить любого. В конце повести он так и поступил. Васков убил одного из немцев-диверсантов, скрывавшихся в лесу, а остальных взял в плен. До последних дней он не забывал подвиг пяти отважных зенитчиц, которые за короткое время стали для него почти семьей.

Анализ произведения Васильева “А зори здесь тихие” будет полезен при подготовке к урокам литературы учащимся 8 классов. Это удивительно проникновенное трагичное повествование о роли женщин на войне. Автор затрагивает проблемы исторической памяти, мужества и смелости, героизма и трусости, нечеловеческой жестокости. Судьбы пяти молодых девушек, для которых первый бой стал последним, правдиво и трогательно изобразил писатель, прошедший всю войну – Борис Васильев.

Краткий анализ

Год написания – 1969 год.

История создания – первоначально текст был задуман, как рассказ о семи героях, которые смогли отстоять свой боевой объект ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, добавив ему новизну, автор изменил задумку – появилось 5 зенитчиц, которые попали под командование сержанта Васкова.

Тема – подвиг женщин на войне.

Композиция – повествование от лица сержанта, его глазами автор показывает события на разъезде. Воспоминания, ретроспектива, картины из прошлого – достаточно частый приём, гармонично вплетающий в повествование истории судеб девушек и самого сержанта.

Жанр – повесть.

Направление – реалистическая военная проза.

История создания

Первая публикация состоялась в журнале “Юность” в 1969 году. Борис Васильев хотел написать повесть о подвиге, который реально имел место в 1942 году в одной небольшой заставе. Семь солдат, участвовавших в операции ценой своей жизни остановили неприятеля. Но написав несколько страниц, автор понял, что его сюжет один из тысячи, таких историй масса в литературе.

И он решил, что в подчинении у сержанта будут девушки, а не мужчины. Повествование заиграло новыми красками. Этот рассказ принёс огромную славу автору, ведь о женщинах на войне никто не писал, эта тема была оставлена без внимания. Очень ответственно писатель подошёл к созданию образов зенитчиц: они совершенно уникальны и абсолютно правдоподобны.

Тема

Тема совершенно новая для военной прозы: война глазами женщины. Художественно преобразовывая действительность, одаривая героинь совершенно разными индивидуальными чертами, автор добился удивительного правдоподобия. Люди поверили в реально существовавших девчонок, особенно после экранизации повести в 1972 году.

Смысл названия раскрывается в самом конце повести, когда выживший старшина с сыном одной из погибших зенитчиц после войны приезжают на место гибели девушек, чтобы установить памятник. И фраза, ставшая названием повести звучит, как мысль о том, что жизнь продолжается. Траурное спокойствие этих слов контрастирует с ужасной трагедией, которая случилась здесь. Основная мысль , заложенная в название повести – правильно живёт лишь природа, в ней всё тихо и спокойно, а в человеческом мире – бури, смятение, ненависть, боль.

Подвиг на войне – обычное дело, но женщина-боец – это нечто трогательно-священное, наивное и беспомощное. Не все героини понимают, что такое война, не все видели смерть: они юны, старательны и полны ненависти к врагу. Вот только ко встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать юные “бойцы в юбках”.

Каждый прочитавший повесть Васильева неминуемо приходит к выводу, что трагедии можно было избежать, если бы старшина и его “боевые единицы” были более опытны, если бы… Но война не ждёт готовности, смерть на войне – не всегда подвиг, есть случайность, есть глупость, есть неопытность. Правдивость произведения – секрет его успеха и признания таланта автора, а проблематика – залог востребованности произведения. То, чему учит это произведение, должно оставаться в сердцах будущих поколений: война – это страшно, она не различает пола и возраста, мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее. Идея всего творчества Бориса Васильева о войне: мы должны помнить о тех страшных годах в жизни страны, хранить и передавать это знание из поколения в поколение, чтобы война не повторилась.

Композиция

Повествование ведётся от лица сержанта Васкова, его воспоминания составляют основной сюжет. Повествование перемежёвывается лирическими отступлениями, отрывками из детства из воспоминаний различных лет, которые всплывают в памяти старшины. Через его, мужское восприятие автор подаёт образы нежных трогательных девушек-зенитчиц, раскрывает мотивы, по которым они оказывается на фронте.

Чтобы познакомить читателей с очередной героиней, автор просто переносит действие в её прошлое, прокручивая самые яркие моменты из жизни персонажа. Картины мирной жизни настолько не стыкуются с ужасами войны, что возвращаясь к событиям на разъезде, читатель невольно желает вернуться в мирное время. Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог.

Главные герои

Жанр

Произведение написано в среднем жанре военной прозы – повести. Термин “лейтенантская проза” появился в литературе благодаря тем, кто пройдя фронтовые годы в младшем офицерском составе стал писателем, освещая события, пережитые в годы Отечественной войны. Повесть Васильева также относится к лейтенантской прозе, у автора свой неповторимый взгляд на военную действительность.

В содержательном плане произведение вполне достойно романной формы, а идейная составляющая, пожалуй, не имеет равных в русской литературе того периода. Война женскими глазами ещё страшнее от того, что рядом со смертью соседствуют каблуки и красивое женское бельё, которое упорно прячут красавицы в вещмешках. Повесть Васильева совершенно уникальна своим пронзительным трагизмом, жизненностью и глубоким психологизмом.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 421.

Смелость и трусость

Б. Васильев. А зори здесь тихие...

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» — одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне.
Пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым в мае 1942 года на далеком разъезде противостоят отряду отборных немецких диверсантов-десантников — хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами. Светлые образы девушек, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая не пощадила их — юных, любящих, нежных. Но и через смерть они продолжают утверждать жизнь и милосердие.
Молодые девчонки вырваны из мирной жизни и брошены в ужасы войны. Они по-женски, по-детски беззащитны, неумелы, неопытны. Вот во время налета «мессеров» убили подносчицу, на похоронах «девчонки ревели в голос». Не укладывается встреча со смертью в их радостную молодость!
Легко и наивно они воспринимают испытания. «Захихикали, дуры, - беззлобно, правда, отмечает про себя старшина Васков, обучающий их по-утиному подавать сигналы в лесу.
Собираясь на ответственное задание, старшина вынужден учить свой отряд пользоваться портянками: ведь «портянки намотаны, словно шарфики».
Идут они в свой первый бой, не зная об этом и думая об этом, даже не подозревая об опасности. Хотя первая встреча с войной за хрупкими плечами многих из них уже была. Рита Осянина в первые дни войны потеряла мужа: «старший лейтенант Осянин погиб во второй день войны в утренней контратаке». И научилась она ненавидеть «тихо и беспощадно» врагов, разрушивших ее недолгое счастье. У Жени Комельковой маму, сестру и братишку из пулемета уложили - так расстреляли семьи комсостава. Соня Гуревич из интеллигентной еврейской семьи. Семья осталась в оккупированном Минске. Только надежда, что могли скрыться, спасала ее от тяжелой тоски. «Ах, заморыш ты воробьиный, по силе ли горе на горбу-то у тебя», - жалеет ее Васков.
По силам ли горе им всем? По силам ли солдатская доля этим хрупким девчонкам? Война об этом не спрашивала.
В команде Васкова пять девчонок-зенитчиц. Среди их особым обаянием выделяется Женька Комелькова. Она красавица. Девчата восхищаются: «Русалка! У тебя кожа прозрачная! Тебя в музей нужно! Под стекло на черном бархате!» а ее швырнули в войну. Общительная, озорная, артистичная, смелая, поистине героична. Она не раз выручала своих подруг, старшину Васькова. Сцена купания в озере под дулами немецких автоматов - это настоящий героизм. Ведь она понимает, что в любой момент в нее могут выстрелить, но до конца смело и отчаянно играет свою роль. Только Васков, заглянувший ей в лицо, увидел, что «она улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужаса полны, как слезами».
Потом она поможет Васкову одолеть немца, добивая его прикладом своей винтовки.
Нет, не женское это дело - убивать! Потом «ее тошнило, выворачивало, и она всхлипывала, все кого-то звала. Маму что ли…». Так она переживает свой подвиг. Как и ее подруга, Рита Осянина, впервые расчетливо и умело убившая немецкого парашютиста, всю ночь не спала - «трясло ее!»
Но мир повернулся так, что смерть стала рядом. Пришлось убивать, пришлось дерять подруг, погибать самим. Младший сержант Рита Осянина ранена осколком гранаты в живот. Она понимает, что рана безнадежна, и мужественно выбирает смерть.
А отчаянная Женька не верит в смерть - ни в свою, ни в Ритину. Женька ничего не боялась и в счастливое беззаботное время: «скакала на лошадях, стреляла в тире, сидела с отцом в засаде на кабанов, гоняла на отцовском мотоцикле по военному городку…». А в своем последнем бою смело и отчаянно уводит в лес немцев - подальше от раненой Риты. «Она верила в себя и сейчас, не на мгновенье не сомневаясь, что все окончится благополучно. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно умирать в девятнадцать лет…».
Страшно погибает Лиза Бричкина - тонет в болоте, не выполнив поручения Васкова. Очень жаль эту девушку из глухого брянского уголка. Молодость ее прошла в одиночестве. Все 19 лет она прожила в ожидании завтрашнего дня. Ей так хотелось ласки, заботы, любви. Как искренне она влюбилась в старшину Васкова. И эта мечта не сбылась.
Можно ли считать героями Соню Гурвич и Галю Четвертак? Симпатии автора к ним несомненны. «Отличница, круглая отличница и в школе и в институте», - вспоминают о ней подруги после ее гибели. Умненькая девочка читает наизусть Блока, знает немецкий язык. Нет в ней физической силы: гнется как тростинка, голосок писклявый. Но сколько в ней женской доброты, человеческой чуткости. Когда есть из одного котелка со старшиной Васковым, норовит подбросить ему «самое варево». И погибает она, когда бежит за забытым кисетом старшины.
По-особому жалеет автор и Галю Четвертак. Вся она такая «худющая, востроносая, косички из пакли и грудь плоская, как у мальчишки», «замухрышка». И неумеха. Сапог в болоте потеряла, простудилась. Она фантазерка и даже вруша. Врет, что ее мама- медицинская сестра, а сама из детдома, подкидыш. В первом бою испугалась настолько, что и выстрелить ни разу не смогла». Подруги ее даже за это судить собрались. Но и второй свой бой она не выдержала - просто не вынесла присутствие немцев рядом!
Но мудрый старшина Васков защищает и ее: «Трусости не было»., «Погибли наши товарищи смертью храбрых. Четвертак - в перестрелке, а Лиза Бричкина в болоте утопла…»
Остальных немцев пленил Васков, личность незаурядная, великодушная, героическая. С нелегкой личной судьбой. Человек «почти без образования», но такой мудрый по-житейски, огромной человеческой доброты. Заботливый, внимательный к своим зенитчицам, подмечает и поддерживает их настроение. Свою шинель отдал больной Четвертак, вступается за нее, когда девчонки собираются судить ее за трусость. Каждую понимает, каждую жалеет.
Он опытный воин: все правильно рассчитал, сумел одолеть с отрядом болото, взять удар на себя. Не предвидел он только, что вместо двух диверсантов, как донесла Рита, отряд наткнется на 16 автоматчиков -здоровенных мужчин. Но отступать Васков не собирался.
«Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать… И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия».
Один берет в плен оставшихся четырех немцев. Вместе с пятью девчонками он, сам тяжело раненный, одолел вооруженный фашистский отряд. После войны он станет отцом для сына погибшей Риты Осяниной.
А зори здесь тихие… Так восторгаются и рыбаки тишиной озера. Но чтобы наступила эта тишина, какую цену пришлось заплатить нашим людям.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!