Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Агрегированные цели управления экономическими системами. Особенности макроэкономического анализа. Агрегирование Методологические принципы макроэкономического анализа

Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф.Устинова

По дисциплине Финансы

На тему: «Агрегированные цели управления экономическими системами»

Выполнила студентка

го курса группы Р111

Соболева Дарья Дмитриевна

Санкт-Петербург, 2014 год

Введение

Управление экономическими системами

Агрегирование и его виды

Понятие эмерджентности систем и ее свойств

Уровни экономических систем и соответствующие им агрегированные цели управления

Конкретные агрегированные цели управления экономическими системами

Заключение

Список литературы

Введение

Экономика каждого государства функционирует как многомерная система, которая состоит из большого количества разных взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, которые развиваются согласно общим для всей системы законам.

Агрегирование осуществляется методом суммирования, группировки или прочих способов сведения частных коэффициентов в обобщенные. Операцией, противоположной декомпозиции, является операция агрегирования, значит, сочетание нескольких составляющих в единое целое.

Потребность в агрегировании может вызываться различными целями и сопровождаться разными обстоятельствами, что в процессе к различным способам агрегирования. Результат агрегирования называют агрегатом. Всем агрегатам свойственна одна особенность, получившая название эмерджентность. Данная особенность характерна всем системам.

Будучи объединенными, взаимодействующие составляющие создают систему, которая располагает не только внешней целостностью, ограниченностью от окружающей среды, но и внутренней целостностью, а и природным единством. Если внешняя целостность отображается моделью «черного ящика», то внутренняя целостность связана со структурой системы.

Наиболее яркое проявление целостности системы состоит в том, что свойства системы не являются только суммой свойств ее составных составляющих. Система есть нечто большее, система в целом располагает подобными свойствами, которых нет ни у одной из ее составляющих, взятой в отдельности. Модель структуры подчеркивает в первую очередь связь составляющих, их взаимодействие.

Цель работы - изучить агрегированные цели управления экономическими системами.

Из поставленной цели выплывает решение таких задач:

изучить особенности управления экономическими системами;

определить понятие агрегирования и его виды;

изучить понятие эмерджентности систем и ее свойств.

Объект исследования - агрегированные цели управления экономическими системами.

Предмет исследования - теоретические и методологические особенности изучения агрегированных целей управления экономическими системами.

Структура работы. Реферат состоит из введения, трех вопросов, которые раскрывают тему, заключения и списка литературы.

1. Управление экономическими системами

Управление экономической системой является переработкой экономической информации и принятие на этой основе решений о воздействии на экономическую систему.

В данном случае экономика рассматривается как кибернетическая система, управление которой включает два элемента: определение траектории состояний системы и удержание системы на этой траектории методом регулирования. Значит, в подсистеме управления экономическими системами выделяются два блока - блок определения целей и блок регулирования.

Существуют три главных вида управления: программное, регулирование поведения управляемого объекта и саморегулирование, значит автоматическое регулирование.

В первую очередь, то или иное желательное поведение управляемой системы и ее составляющих достигается прямым управляющим влиянием; собственные интересы людей, составляющих данное хозяйственное звено, в то же время во внимание не в принимаются. Это так называемое административное управление.

Во-вторых, создаются экономические условия, заинтересовывающие хозяйственные звенья в желательном поведении системы. Административное управление, получается, ближе к программному; в процессе экономическом же управлении более сильная роль относится самостоятельному регулированию, действию рыночных механизмов.

В современной экономической литературе можно встретить противоречия: административные методы управления - волевые, экономические - научные. Подобное противоречие не является равномерным, так как административные методы так же могут быть научными, и экономические бывают волевыми.

Можно установить такие налоги и нормативы, в процессе которых инициатива составляющих экономического процесса, отдельных предприятий и корпораций будет более связана, чем в случае в применения чисто административного управления .

Макроэкономика применяет общие методы, которые используются в экономической теории: научное абстрагирование, анализ и синтез, исторический и логический методы, системно-функциональный анализ, моделирование экономических систем, нормативный и позитивный методы и прочее. Но специфика применения данных методов определяет специфический метод макроэкономики, который имеет название агрегирование.

Макроэкономика применяет в своем анализе агрегированные величины, которые демонстрируют изменения в экономики как единого целого. Метод агрегирования предполагает сочетание схожих коэффициентов для получения общих, совокупных коэффициентов.

К примеру, валовой внутренний продукт, средний уровень цен, рыночная ставка процента, объемы потребления, сбережения, уровень инфляции, безработицы, занятости являются экономическими понятиями. В процессе макроэкономическом анализе в национальной экономике выделяют четыре экономических субъекта: сектор домашних хозяйств, сектор предпринимательства, сектор государственной экономики, остальной мир.

Каждый из этих секторов является совокупностью реальных действующих субъектов данного типа. Экономическое агрегирование распространяется и на рынки. Все множество рынков отдельных благ в макроэкономике объединяется в единый рынок благ, на котором покупается и продается только один вид благ, который применяется как в виде предмета потребления, так и в виде средства производства .

Рынки факторов производства в макроэкономических моделях представлены рынком труда и рынком капитала. Роль денег изучают методом рынка денег. Рынок благ и рынок труда вместе создают реальный сектор экономики, а рынок денег и рынок ценных бумаг - монетарный сектор. Таким образом, метод агрегирования распространяется, во-первых, на экономические субъекты, во-вторых, на рынки.

Так, дополнительный капитал, необходимый для расширения производства, создается в результате сбережений экономических субъектов. Сбережения создаются за счет открытия сберегательных счетов в банках, покупки ценных бумаг, поэтому рынок капитала называют также рынком ценных бумаг.

Макроэкономика применяются два способа анализа:

макроэкономический анализ ex post, цель которого состоит в определении значения макроэкономических параметров прошедшего периода для получения информации о том, как функционировала экономика и каковы полученные результаты. Эта информация служит для определения уровня реализации поставленных целей, выработки экономической политики;

макроэкономический анализ ex ante - прогнозное моделирование экономических явлений и процессов на основе определенных теоретических концепций.

Его цель состоит в установлении закономерности создания параметров макроэкономики. Так, вся система рынков в макроэкономике рассматривается в процессе помощи моделей, которые представляют собой определенное описание разных явлений в экономике, процессов для выявления функциональных отношений между ними.

Модель является упрощенным, абстрактным отражением реальности, так как все детали не могут быть одновременно учтены в процессе исследовании. Величины, которые находятся вне системы, как правило называются экзогенными, а те, которые определяются в процессе помощи системы, - эндогенными.

Значит, экзогенные показатели представляют собой показатели, которые задаются извне, их значение определяется вне системы. Эти показатели являются в системы независимыми величинами, а их изменение называется автономным изменением.

Эндогенные показатели являются переменными, значение которые определяется внутри системы; данные показатели являются зависимыми. Любая модель увязывает те или иные экзогенные и эндогенные параметры. Она дает возможность показать, как изменение различных переменных оказывает влияние на изменение величины данных переменных.

В разных моделях одна и та же величина может быть и экзогенной, и эндогенной. Исключением являются показатели государственного управления, которые, в основном, в макроэкономических моделях являются экзогенными: государственные закупки товаров и услуг, аккордные налоги, налоговые ставки, величина трансфертов, расчетная ставка процента, норма обязательных резервов, денежная масса.

Так, к примеру, в системы потребления С=C(Yd) потребительские издержки (С) представлены в качестве зависимой величины, а в системы общего спроса AD=C+I+G+NX потребительские издержки (С) являются независимой величиной, значит, переменной, определяющей величину общего выпуска и общего дохода.

В процессе построении макромоделей применяются такие типы функциональных уравнений: поведенческие функции, институциональные функции, определительные функции, которые описывают зависимости, вытекающие из определения сути экономического явления, функции, которые описывают технологические условия производства.

Экономические показатели могут быть представлены как потоки и запасы. Поток является экономической переменной, которая измеряется в движении, учитывая тот период времени, для которого делается расчет. К примеру, ВВП за год, объем за год, бюджетного дефицита, потребительские издержки за год, заработная плата за месяц, выпущенная за сутки продукция и прочее представлены как потоки .

В отличие от потоков запасы не имеют временной размерности и рассчитываются на определенную дату. К в примеру, величина денежной массы в стране, государственный долг, количество безработных, накопленный в экономике капитал на определенную дату. Потоки вызывают изменения в запасах.

Таким образом, показатели потока измеряются в единицах времени; показатели же запаса могут быть определены только в определенный момент времени и описывают состояние объекта анализа на определенную дату. Корреляция потоков и запасов является основой исходной макроэкономической системы круговых потоков.

Экономические показатели могут быть двух видов: абсолютные и относительные. Абсолютные показатели рассчитываются в денежном эквиваленте или количеством человек. Относительные показатели рассчитываются в процентах или долях единицы.

Макроэкономическая теория применяет равновесный подход в процессе изучении совокупных, или агрегированных величин. Состояния равновесия ищутся не на рынках отдельных товаров или факторов производства, а в масштабах всей экономики. В процессе анализа определяется, какие именно причины оказывают влияние на нарушение макроэкономического равновесия и на стремление государства сбалансировать экономику.

Расчет времени в экономических анализах проводят методом выделения короткого и длинного периодов. Предметом анализа в коротком периоде служат потоковые величины народнохозяйственного кругооборота и их влияние на объемы запасов.

Обратное влияние изменения объемов имущества на потоки в то же время не учитывают. Комплексный анализ взаимодействия экономических потоков и запасов проводят на моделях экономических процессов в периоде.

В макроэкономике применяют метод анализа в процессе прочих одинаковых условиях. Суть его состоит в том, что многие влияющие на объект анализа факторы считаются заданными и неизменными; изменяются только те, влияние которых на изучаемый объект стоит установить. Полученную информацию применяют далее в процессе проведении общего анализа, в процессе котором учитывают комплексное влияние всех главных факторов на исследуемый объект .

Важное значение в процессе изучении макроэкономики получает нормативный и позитивный анализ.

Нормативный анализ направлен на определении как должно быть, значит, как должно поступить правительство в том или другом случае для максимизации общественного благосостояния.

Позитивный анализ является анализом, который должен объяснить не как должно быть, а как взаимосвязаны различные экономические показатели, как работает экономика государства.

агрегированная цель управление эмерджентность

2. Агрегирование и его виды

Агрегирование является сочетание, укрупнение коэффициентов по какому-то признаку. С математической точки зрения агрегирование рассматривается как преобразование системы в модель с меньшим числом переменных и ограничений - агрегированную модель, дающую подробное описание изучаемого процесса или объекта. Его суть выступает в соединении однородных составляющих в более крупные.

Среди способов агрегирования сложение коэффициентов, представление группы агрегируемых коэффициентов через их среднюю, применение разных взвешивающих коэффициентов, баллов и прочее.

Некоторыми теоретиками термин «агрегирование» понимается и как переход от микроэкономического к макроэкономическому взгляду на изучаемые экономические явления.

В экономико-математических моделях агрегирование стоит учитывать потому, что ни одна модель не может вместить всего многообразия реально существующих в экономике продуктов, ресурсов, связей. Даже крупноразмерные системы, насчитывающие десятки тысяч коэффициентов, неизбежно являются продуктом агрегирования.

В процессе управления в процессе перехода от низшей ступени к высшей показатели агрегируются, а число их уменьшается. Но в то же время часть информации теряется и в процессе приходится проводить расчеты приближенно, на основании статистических закономерностей. Поэтому всегда стоит сравнивать выгоду от снижения расчетов с ущербом, который наносится потерей части информации .

Особенно усложняется агрегирование в динамических моделях, так как с течением времени меняется соотношение составляющих, входящих в укрупненную группу.

Расхождение между результатами исходной задачи и результатами агрегированной задачи называется ошибкой агрегирования. Снижение ошибки агрегирования - один из главных критериев, применяемых в теории наилучшего агрегирования

Экономическое агрегирование распространяется, в первую очередь, на субъекты экономики, которые группируются в четыре сектора экономики:

сектор домашних хозяйств;

сектор предпринимательства;

сектор государственной экономики;

сектор «остальной мир».

Экономическое агрегирование распространяется и на рынки. Множество рынков на макроуровне состоит из таких типов:

рынок товаров и услуг;

финансовый рынок;

рынок факторов производства.

Агрегирование существует двух типов: вертикальное и горизонтальное. Первое предполагает сочетание продукции по технологической цепочке.

В то же время все показатели относятся на избранную единицу агрегированного продукта. Определить верное сочетание сложно: сталь может отпускаться потребителям не в форме проката, а в форме слитков; целлюлоза может поступать не только на бумажные комбинаты, но и на заводы искусственного волокна, где из нее создают вискозную пряжу, и прочее.

В процессе горизонтального агрегировании в одну группу объединяются, например, продукты, сходные между собой или по экономическому предназначению, или по техническим условиям производства. Данное связано, в то же время, с определенными трудностями. Логично объединить в одну группу всю электроэнергию, но структура затрат на ее производство на тепловых и гидравлических станциях в корне различна. Каждой сдвиг в соотношениях внутри такой объединенной отрасли резко скажется на ее показателях, необходимых для расчета. Наиболее рациональные способы агрегирования отраслей и продуктов определяются методом экономико-математических расчетов. Основным инструментом агрегирования во многих экономических расчетах являются цены.

Уровни агрегирования. Подобно тому, как можно говорить о разных уровнях декомпозиции, значит, уровня детализации системы рассматриваемого объекта, явления, проблемы, можно говорить и о разных уровнях агрегированности системы как о балансе между конкретикой и предположениями.

В то же время также стоит принимать во внимание иерархическое структурно-функциональное строение реальных сложных систем живой и неживой природы. В процессе агрегировании системы принимается во внимание тот факт, что каждый структурный уровень описывается специфическими для него законами, регулирующими становление экономических систем. Высший уровень агрегированности отвечает итоговому уровню декомпозиции.

В процессе повышения уровня агрегированности системы происходит следующее:

изменяются законы, определяющие поведение системы, что влечет за собой изменение структуры и, возможно, типа системы;

упрощается информационное обеспечение системы за счет снижения уровня детализации;

из-за снижения уровня детализации системы вне рассмотрения могут оказаться некоторые важные результаты, представляющие интерес для пользователя;

состав потенциальных пользователей системы изменяется;

проще решается проблема целостности описания объекта;

закономерности, которые описывающие поведение системы на высоких уровнях агрегирования все более удаляются от фундаментальных законов природы.

Последняя специфика может приводить к отрыву системы от реальной экспериментальной базы. Кроме того, показатели, применяемые в процессе модельном описании объекта, становятся более абстрактными, что снова может увеличить трудности информационного обеспечения системы.

В процессе создании моделей сложных систем следует иметь в виду указанную специфику, поэтому стоит налаживать работу таким образом, чтобы на каждом этапе получать перечень завершенных моделей разного уровня агрегированности, которые являются в каждом случае сформированным объектом.

В то же время детальность проработки системы каждого уровня может быть разной и зависит от определенной постановки практической задачи, которую предполагается решить в процессе помощи системы. Системы высоких уровней агрегированности в то же время могут выступать в виде логических систем, помогать обосновывать и документировать системы нижележащих уровней, проверять непротиворечивость общей логики.

Классификация как метод агрегирования. Самый простой способ агрегирования состоит в установлении отношений эквивалентности между агрегируемыми элементами, то есть в образовании классов. Классификация и рассматривается как систематизация классов объектов, как средство установления связей между ними. В то же время класс может интерпретироваться как агрегированный представитель входящих в него составляющих.

Применение классификаций в целях упорядочения задач реализации проектируемой системы дает возможность выделить задачи как равнозначные составляющие, так как они будут иметь общее основание классификации, сделав понятными связи между ними.

Основания классификаций могут быть в каждом случае различными: по «пространственной» и временной структуре процесса реализации проекта, по составу, структуре и функциям. В процессе иерархическом многоуровневом построении задач, естественно, появляется потребность в определении общего основания оснований классификаций. То есть, определение - по какому общему основанию строятся дальнейшие, более детальные классификации.

Существуют и другие методы агрегирования, которые опираются на математических моделях. Так, существенным результатом, возникающим в сложных иерархических системах, является агрегирование информации.

Применение агрегирования информации неизбежно свойственно организационным иерархиям. Агрегирование экономических и прочих коэффициентов происходит в любых социально-экономических системах, в управлении проектами появляется потребность агрегированного описания подпроектов, в задачах управления невозможно обойтись без агрегированного описания состояний управляемой системы.

3. Понятие эмерджентности систем и ее свойств

Агрегирование как процедура объединения нескольких составляющих в единое целое дает возможность получить систему, которую в процессе принято в этом случае называть агрегатом. Стоит рассмотреть более подробно агрегаты-операторы и агрегаты-структуры.

Все агрегаты обладают одним и тем же свойством - эмерджетностью. Эмерджентность является спецификой систем, которая состоит в том, что свойство системы не ограничивается совокупностью свойств составляющих, из которых она состоит, и не выводится из них.

Указанное определение основывается на том, что в случае объединения составляющих системы в единое целое появляется кое-что совершенно другое, чего не существовало и не могло быть без такого объединения.

К примеру, осветительная система помещения, в том числе и учебного, которая состоит из проводов, осветительных составляющих, переключателей, крепежных составляющих прочее, становится системой и получает новое качество только тогда, когда указанные составляющие будут объединены и связаны между собой вполне определенным образом. То есть, несмотря на то что ни один из указанных составляющих не располагает способностью освещать помещение, вместе они создают систему освещения .

Кратко эмерджентность системы часто описывают простым математическим выражением: 2 + 2 > 4.

В самом общем форме агрегирование можно определить как установление отношений на заданном множестве составляющих. Если предположить, что отношения будут описаны на разных языках: экономическом, философском, юридическом, техническом и прочее, то можно получить несколько агрегатов одного и того же объекта.

Агрегат, который состоит из качественно разных языков описания системы и располагающий тем свойством, что число этих языков минимально, но стоит для заданной цели, называется конфигуратором.

Обычно, рассматривая кандидатуру на замещение вакантной должности, лицо, принимающее решение, составляет подобный конфигуратор на претендентов. Рассматриваются профессиональные информацию; анализируются деловые качества; определяется состояние здоровья.

В реальной жизни не бывает проблем чисто физических, химических, экономических, социальных или прочих. Эти термины отражают не саму проблему, а точку зрения специалиста в какой-то области знаний.

Агрегаты-операторы. Их можно рассматривать как механизмы снижения размерности анализируемой системы. Самый простой способ агрегирования состоит в установлении отношения эквивалентности между агрегируемыми элементами, значит, в образовании классов.

Проект каждой системы должен содержать столько структур, сколько языков включено в его конфигуратор. Описание связей стоит проводить на всех языках конфигуратора. Говоря о типах структур, можно отнести к ним уже известные нам сети, матрицы, древовидные и линейные структуры. Система в целом располагает свойствами, которые не обязательно присущи каждой ее составляющей, значит, она характеризуется эмерджментностью.

Свойства эмерджментности:

) свойства системы Qs не выступает суммой свойств составляющих qi:

) свойства системы (в целом) зависят от свойств составляющих

Кроме этого, стоит отметить, что объединенные в систему составляющие могут терять перечень свойств, свойственных им вне системы, значит, система как бы подавляет некоторые свойства своих составляющих.

Таким образом, эмерджментность является результатом агрегирования. В результате агрегирования у системы появляются новые качества, не свойственные ее отдельным составляющим.

Любое исследование осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе стоит выявить потребности в исследовании, оценить проблемы, которые появляются перед определенной системой управления, определить из них главную, определяющую важность и первостепенность проведения анализа. Для этого проблема должна быть правильно определена.

На третьем этапе стоит определить методологию проведения анализа, под которой понимаем совокупность целей, методов, применение управления в процессе проведении анализа, а также подход менеджеров к принятию решений и расчету традиций организации .

На четвертом этапе проводится анализ ресурсов, которые необходимы для проведения анализа. К таким ресурсам относятся материальные, трудовые, финансовые ресурсы, оборудование, информация.

Анализ ресурсов необходим для результативного проведения общего анализа и получения его итогов,

Пятый этап предполагает выбор методов проведения анализа с расчетом имеющихся ресурсов и целей анализа.

Шестой этап состоит в организации проведения анализа. В данном случае стоит определить порядок проведения анализа, разделить полномочия и ответственность и показать это в регламентирующих документах, к применение, в должностных инструкциях. В данном случае стоит уточнить или определить технологию подготовки и утверждения управленческих решений в процессе проведении анализа.

На седьмом этапе следует зафиксировать и оценить полученные результаты. Подобными результатами могут быть отдельные рекомендации, новая модель системы управления, улучшенные нормы управляемости, более совершенные методики, которые помогают быстрому и результативному разрешению проблемы. На этом этапе стоит предварительно подсчитать результативность анализа, значит, правильно соотнести затраты на проведение анализа и полученные результаты.

Уровни экономических систем и соответствующие им агрегированные цели управления.

Различают четыре уровня экономической системы общества: глобально-экономический, макроэкономический, метаекономичний, а также микроэкономический. Глобально-экономический уровень экономической системы включает мировую (планетарную) экономику и экономику межгосударственных объединений (СНГ, ЕС, ВТО, АСЕАН и др..). В этих двух субъектов глобально-экономического уровня экономической системы как собственные субъекты относятся международные и межгосударственные финансово-экономические институты (Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский валютный фонд, финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации, мировые предпринимательские сети и др.). Макроэкономический уровень касается экономик отдельных стран и их общественно-государственных институтов.

Наибольшее количество субъектов охватывает метаекономичний уровень, к которому относятся экономика территориально-региональных комплексов, отраслевая экономика, экономика отдельных рынков (товарного, ресурсного, рабочей силы и т.д.), экономика рыночных инфраструктурных подсистем (банковской, финансовой, налоговой, денежной). Все эти виды экономик, в свою очередь, состоят из территориально-региональных и отраслевых объединений, свободных экономических зон, территориально-производственных комплексов, инфраструктурных институтов отдельных рынков, банковских и биржевых объединений.

Микроэкономический уровень связан с локальной и индивидуальной экономикой, к которой относятся предприятия, фирмы, организации, учреждения, организации, отдельные индивиды, семьи, домашнее хозяйство, то здесь одновременно находятся крупные предприятия, средний и малый бизнес.

5.Конкретные агрегированные цели управления экономическими системами

Цель управления ЭС - выработка управляющего воздействия (сигналы, устные и письменные приказы и распоряжения) и его осуществление; обеспечение слаженной работы звеньев системы управления для выполнения договорных обязательств при экономически целесообразном использовании всех видов ресурсов.

Агрегированные цели управления экономическими системами: цели поддержания системы в достигнутом ей состоянием возникают в условиях, когда надо закрепить это состояние, потому что оно удовлетворяет и субъект и объект управления, либо вызваны опасностью ухудшения этого состояния, которое необходимо предотвратить.

Цели выхода из нежелаемого состояния или цели предотвращения дальнейшего спада, обеспечения выхода из кризиса характерны для ситуации, когда параметры, показатели функционирования системы существенно ниже нормативного уровня, не удовлетворяют запросам объекта управления и целевым установкам субъекта, значительно хуже показателей состояния аналогичных объектов.

Цели управления, которые в этом случае называют стабилизированными или антикризисными, состоят в преодолении спада, в недопущении снижения показателей ниже предельно допустимого уровня, в стабилизации социально-экономической обстановки и создании предпосылок подъёма.

Цели развития экономической системы заключаются в изменении количественных параметров и качества функционирования системы для перевода ее в желаемое, более благоприятное состояние, характеризуемое лучшими значениями целевых показателей. Цели развития могут состоять в достижении определенного фиксированного или мирового уровня показателей качества и эффективности производства, выхода на определенные уровни производства и потребления, удовлетворения потребностей, роста доходов населения.

Система как общенаучное понятие представляет собой совокупность взаимосвязанных субординированных и координированных составляющих определенного целостного образования.

Для каждой системы считаются характерными такие свойства: целостность, упорядоченность, стойкость, самодвижение и общая цель.

Агрегирование представляет собой процесс согласования отдельных задач реализации проекта между собой. Основными методами агрегирования, если не брать в рассмотрение формальных математических моделей, являются определение конфигуратора и применение классификаций.

Конфигуратором называется минимально достаточный набор разных языков описания процесса решения проблемы. Действительно, всякое сложное явление требует разностороннего, многопланового описания, рассмотрения с разных точек зрения.

Только совместное или же агрегированное описание в понятиях нескольких качественно различающихся языков дает возможность охарактеризовать явление с достаточной полнотой.

Это соображение приводит к понятию агрегата, состоящего из качественно разных языков описания проектируемой системы и обладающего тем свойством, что число этих языков минимально, но стоит для заданной цели.

Этот агрегат и является конфигуратором. К примеру, в электронике для создания каждого прибора применяется конфигуратор: блок-система, принципиальная система, монтажная система. в данном случае главное в конфигураторе то, что проектирование, производство и эксплуатация прибора возможны только в процессе наличии всех трех его описаний - любые два без третьего не имеют смысла.

Таким образом, я рассмотрела в своей работе такие агрегированные цели управления экономическими системами, как обеспечение равномерного развития отраслей хозяйственного комплекса страны, путем выравнивания удельной стоимости основных средств, анализ и прогнозирование результатов на валютном рынке, совершенствовании системы управления бизнесом, а так же сдерживании инфляции.

Список литературы

Бурков В.Н., Коргин Н.А., Новиков Д.А Введение в теорию управления организационными системами/. - М.: Либроком, 2009. - 264 с.

Голиков Г.В., Ю.В. Шеина Комплексный подход к оценке эффективности управления социально-экономическими системами. // Современная экономика: проблемы и решения, 2010. - 4 (4).

Ильина Н.В., Лапшин Д.Д., Федянин В.И. Системный анализ и системырование процессов в техносфере: Учеб.пособие. Ч. 1. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет, 2008. 206 с.

Ильина Н.В., Лапшин Д.Д., Федянин В.И. Системный анализ и системырование процессов в техносфере: Учеб. пособие. Ч. 2. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет, 2008. 128 с.агрегированная управление экономический эмерджентность

Новиков Д. А. Структура теории управления социально-экономическими системами // Управление большими системами, 2009.- Выпуск 24. - 216-258.

Основы менеджмента [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: #"justify">Управление социально-экономической системой: монография/Под ред. А.П. Егоршина, В.А. Кожина. - Н.Новгород: НИМБ, 2009 - 288 с.

Шимко П. Д. Оптимальное управление экономическими системами: Учеб. Пособие. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004. - 240 с.)

Электронный ресурс: Управление экономическими системами в условиях кризиса. Режим доступа. - URL:

Функции макроэкономики:

1. Познавательная - объясняет закономерности развития национальной экономики, причинно-следственные связи в экономике, явления экономической жизни общества, дает понимание общих целей и задач экономического развития.

2. Прикладная - макроэкономика может дать практические советы и рекомендации для проведения эффективной экономической политики.

3. Методологическая - другие науки могут использовать для своих целей макроэкономические результаты изучения функционирования национальной экономики.

Макроэкономика, решая проблемы национальной экономики, преследует конкретные, наиболее важные цели:

1. Рост национального производства, обеспечения населения товарами и услугами.

2. Снижение безработицы, повышение уровня занятости.

3. Обеспечение стабильного уровня цен и минимальной инфляции.

4. Обеспечение активного платежного баланса.

Наряду со стандартными методами научного исследования, являющимися универсальными для многих наук и более специфичными методами познания экономических явлений и процессов, макроэкономика активно использует и собственные приемы, продиктованные особенностями подхода.

Методы макроэкономики - это совокупность средств, приемов изучения предмета данной науки, т.е. конкретный набор инструментов.

Метод – это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей исследования. Их можно подразделить на общенаучные и специфические методы исследования.

Общенаучные методы исследования включают метод научной абстракции, анализ; синтез; индукцию; дедукцию; единство исторического и логического; системно-функциональный анализ и др.

Базовыми методами макроэкономического анализа

являются:

    абстрагирование;

    системный метод;

    диалектический метод;

    использование как вербальных, так и математических

    агрегирование объектов исследования.

1. Метод научной абстракции заключается в перенесении объекта исследования с конкретных, реальных явлений или процессов, зависящих обычно от времени, места и случайных событий, на модельный уровень. Метод научной абстракции проявляется в создании экономических теорий отдельных экономических процессов, с использованием экономических законов, категорий и принципов функционирования национальной экономики. Он сочетает в себе два основных приема - индукцию и дедукцию. Индукция - это построение теории исходя из фактов. Дедукция - это получение определенных фактов исходя из теории.

2. Системный метод - определяет взаимосвязь и взаемоположення отдельных составляющих национальной экономики, а также ее структуру.

3. Диалектический метод - означает единство количественного и качественного анализа, развитие явлений и процессов, преодоления противоречий. Есть общим методом познания экономической жизни общества. Любое явление рассматривается с разных сторон, с выделением причины и следствия, корреляционной зависимости.

Основными специфическими методами исследования в макроэкономике являются агрегирование и моделирование .

Моделирование – это описание экономических процессов или явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов с целью выявления функциональных зависимостей между ними.

Оно позволяет получить достаточно полное представление о характере происходящих в экономике процессов, определить тенденции их развития.

В макроэкономике используется множество экономико-математических моделей, которые можно классифицировать следующим образом:

Абстрактно-теоретические и конкретно-экономические;

Краткосрочные (цены на некоторые товары и услуги не являются гибкими и не приспосабливаются к изменениям спроса) и долгосрочные (цены гибкие и реагируют на изменение спроса и предложения);

Линейные и нелинейные (характер взаимосвязей элементов);

Закрытые (представлена только национальная экономика) и открытые (учитывающие воздействия сектора «остальной мир» на национальную экономику);

Равновесные и неравновесные;

Статические (все экономические показатели привязываются к определенному моменту времени) и динамические (рассматривается временная взаимосвязь экономических показателей).

В макроэкономике широко используются экономические модели - это упрощенное описание различных экономических процессов, происходящих в экономической жизни общества.

Для построения макроэкономической модели необходимо использовать ряд наиболее существенных факторов, пригодных для макроанализа конкретной экономической проблемы на определенный период времени.

Модели могут быть графические, табличные и экономико-математические. Однако, главное в них - способность отражать реальную экономическую действительность.

При построении модели используются экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние) переменные.

Экзогенные переменные - это исходные данные, полученные до построения модели.

Эндогенные переменные - это данные, полученные внутри модели в ходе решения определенной задачи.

Различают позитивную и нормативную макроэкономику. Положительная макроэкономика - анализирует реальное функционирование экономической системы. Нормативная макроэкономика - определяет, какие факторы желательны, а какие негативные, т.е. носит рекомендательный характер.

Агрегирование – укрупнение экономических показателей посредством их объединения в единый общий показатель (создание агрегатов, совокупных величин).

Агрегированные величины характеризуют развитие экономики как единого целого: валовой продукт (а не выпуск отдельной фирмы), общий уровень цен (а не цены на конкретные товары), рыночная процентная ставка (а не отдельные виды процента), уровень инфляции, уровень занятости, уровень безработицы и т. д.

Макроэкономическое агрегирование распространяется, прежде всего, на субъекты экономики, которые группируются в четыре сектора экономики:

1. сектор домашних хозяйств;

2. предпринимательский сектор;

3. государственный сектор;

4. сектор «остальной мир».

Сектор домашних хозяйств – совокупность частных хозяйственных ячеек внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей.

Домашние хозяйства являются собственниками факторов производства. За счет их продажи или предоставления в аренду домашние хозяйства получают свой доход, который распределяют между текущим потреблением и сбережением.

Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, зарегистрированных внутри страны. Фирма – это организация, созданная для производства и реализации товаров и услуг. Экономическая активность предпринимательского сектора сводится к спросу на факторы производства, предложению благ и инвестированию.

Под государственным сектором подразумевается деятельность государственных организаций. Экономическая активность государства как макроэкономического субъекта проявляется в производстве общественных благ, реализации социальных программ, перераспределении национального дохода страны, регулировании внешнеэкономической деятельности и др. Выполняя свои функции, государство ориентируется, прежде всего, на удовлетворение интересов общества в целом.

Сектор «остальной мир» (заграница) – это экономические субъекты, имеющие постоянное местонахождение за пределами данной страны, a также иностранные государственные институты. Воздействие «остального мира» на национальную экономику осуществляется через взаимный обмен товарами, услугами, капиталом и национальными валютами.

Макроэкономическое агрегирование распространяется и на рынки. Множество рынков на макро уровне включает следующие типы :

Рынок товаров и услуг (рынок благ);

Финансовый рынок;

Рынок факторов производства.

Все множество рынков отдельных благ, являющееся предметом изучения микроэкономического анализа, в макроэкономике объединяется в единый рынок благ, на котором покупается и продается только один вид благ, использующийся и как предмет потребления, и как средства производства (реальный капитал).

Вследствие свертывания всего множества реальных благ в одно абстрактное благо исчезает микроэкономическое понятие цены блага как пропорции обмена одного товара на другой. Предметом изучения становятся абсолютный уровень цен и его изменение.

Рынки факторов производства в макроэкономических моделях представлены рынком труда и рынком капитала. На первом продается и покупается один вид труда; на втором предприниматели покупают средства для расширения производства (возмещение изношенного капитала происходит за счет амортизации). Дополнительный капитал, необходимый для расширения производства, создается в результате сбережений экономических субъектов. Поскольку они образуются путем покупки ценных бумаг (облигаций, акций), открытия сберегательных счетов в банках, то рынок капитала называют также рынком ценных бумаг.

Роль денег в современной экономике исследуют посредством специфического макроэкономического инструмента - рынка денег, на котором в результате взаимодействия спроса и предложения формируется цена денег - ставка процента.

Рынок благ и рынок труда вместе образуют реальный сектор экономики, а рынок денег и рынок ценных бумаг - ее монетарный сектор.

Очевидными издержками макроэкономического агрегирования являются частичная потеря информации и повышенный уровень абстракции экономических исследований. Однако высокий уровень абстракции - осознанный прием макроэкономических исследований, соответствующий их целям. Так, микроэкономическое наблюдение за домашним хозяйством преследует цель выяснить, почему спрос одного индивида отличается от спроса другого; в результате оказывается, что на это влияет большое число факторов: доход, индивидуальные предпочтения, возраст, семейное и социальное положения, место жительства и др. При изучении сектора домашних хозяйств в макроэкономике главная цель - это объяснить колебания объема потребительского спроса во времени; в этом случае все перечисленные факторы, кроме дохода, взаимно нейтрализуются в ходе агрегирования.

Чтобы агрегированные категории не потеряли экономического смысла и научной ценности, необходимо соблюдать определенные пра_вила, которые разрабатываются в системе национального счетоводства

3.Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки .

Макроэкономические агенты

Мы выше уже говорили, что все субъекты экономических отношений субъекты экономических отношений, т.е. все те, кто участвует в процессах производства, распределения, потребления и накопления благ, объединяются в четыре группы (сектора): домашние хозяйства, фирмы, государство и внешний мир.

Главными критериями отбора являются функции агента и источники финансирования, определяющие его экономическое поведение. К сектору домашних хозяйств относятся лица или группы лиц, имеющие собственный источник дохода, распоряжающиеся этим доходом в общих интересах и, как правило, живущие вместе. Это могут быть как семьи, состоящие из нескольких человек, так и индивиды.

Домашние хозяйства получают доход прежде всего, в качестве владельцев экономических ресурсов (факторов производства). Напомним, что экономическими ресурсами являются такие экономические (т.е. ограниченные) блага, которые необходимы для производства всех остальных товаров и услуг. Стандартный набор того, что нужно для производства, включает природные ресурсы (землю, полезные ископаемые), физический капитал (здания, оборудование), рабочую силу (труд наемных работников) и предпринимательский талант (умение организовать производство и готовность принимать на себя риск за финансовый результат). В производстве разных благ каждый вид ресурса имеет большее или меньшее значение по сравнению с другими.

Обычно в современной промышленно развитой экономике с крупным товарным производством и развитой сферой услуг главными факторами являются капитал и рабочая сила.

Доходы от производства домохозяйства получают в виде ренты, процента, заработной платы и прибыли.

В некоторых ситуациях владение ресурсами происходит опосредованно, через приобретение долевых ценных бумаг фирм, например акций; доходы акционеры получают из прибыли в виде дивидендов. Кроме того, домохозяйства могут финансировать приобретение ресурсов бизнесом, получая доходы от кредитования в виде процентов.

В качестве источника доходов домохозяйств внутри страны, кроме отечественного производства, выступает, конечно, и государство. С одной стороны, покупая государственные облигации, домохозяйства участвуют в финансировании дефицита государственного бюджета (недостатка средств вследствие превышения расходов над доходами) и получают по ним проценты. С другой стороны, государство выполняет функцию социального страхования и обеспечения граждан, выплачивая разного рода пособия и пенсии (по старости, инвалидности, безработице и т.д.). Такие односторонние платежи, при которых не происходит взаимного обмена благами, называются трансфертными платежами , или просто трансфертами .

Доходы домашним хозяйствам могут поступать из-за рубежа: от участия принадлежащих им ресурсов в производстве на территории других стран или в виде трансфертов.

Часть полученных доходов после уплаты подоходного налога и обязательных неналоговых платежей домохозяйства используют на покупку товаров и услуг. Другая, неизрасходованная часть дохода составляет сбережения домохозяйств. В идеальной экономике рациональный индивид не хранит сбережения дома, «в чулке», поскольку в этом случае возникают альтернативные издержки в виде упущенной выгоды. Он вкладывает сбережения в финансовые активы, приносящие доход, открывая таким образом доступ к этим деньгам фирмам и государству.

Итак, главными функциями сектора домохозяйств , определяющими его роль в экономике, являются:

Предоставление имеющихся в их распоряжении ресурсов фирмам для использования в производстве товаров и услуг;

Предъявление спроса на товары и услуги и расходование значительной части полученных доходов на потребление;

Накопление сбережений, которые используются для финансирования бизнеса и кредитования государства.

Сектор фирм (предприятий) представляет собой совокупность экономических агентов, которые осуществляют производство товаров и услуг, продающихся на рынке, и получают, таким образом, основной доход в виде выручки от их реализации.

В производственную деятельность этого сектора включается не только собственно процесс переработки сырья и создание нового продукта, но и оказание коммерческих услуг (в том числе финансовых), деятельность дистрибьютеров, импортеров - фирм, перепродающих товары, не изменяя обычно их качества.

Для того чтобы произвести товары или услуги, компании привлекают ресурсы домохозяйств, при этом собственниками всех ресурсов, кроме государственных, остаются люди (даже сами фирмы тоже принадлежат их владельцам). За пользование ресурсами фирмы выплачивают домохозяйствам заработную плату, ренту, процент, предприниматели получают доход в виде прибыли. Именно сфера производства является главным источником доходов населения, трансфертные платежи от государства - не более чем результат перераспределения доходов, заработанных в производстве.

Некоторые приобретенные фирмами ресурсы (например, станки, машины, оборудование, объекты недвижимости) используются в производстве в течение нескольких лет, участвуя в создании дохода не только в год их приобретения, но и в дальнейшем. Вложения фирм в производство с целью получения дохода в будущем называются инвестициями фирм .

С инвестиций начинается любой производственный процесс. Необходимы они и для поддержания объема выпуска, поскольку здания и особенно оборудование изнашиваются при эксплуатации и постепенно выбывают, сокращая таким образом запас капитала в экономике. Когда величина произведенных инвестиционных расходов превышает расходы, компенсирующие износ, запас капитала растет, а с ним увеличиваются и производственные возможности страны (при прочих равных условиях).

Для вложений в производство, окупающихся в течение нескольких лет, фирмы нуждаются в деньгах. При недостатке собственных средств для инвестирования им приходится обращаться к услугам кредиторов или увеличивать число собственников, выпуская акции.

Таким образом, главными функциями сектора фирм, или бизнеса , являются:

Производство товаров и услуг и удовлетворение потребностей экономических агентов в благах;

Вовлечение в производство имеющихся в экономике ресурсов и выплата доходов их владельцам;

Инвестирование в производственный сектор, способствующее росту производства и доходов в будущем.

Вместе с домохозяйствами фирмы составляют частный сектор экономики .

Функционирование современной экономической системы невозможно без государственного сектора , под которым в макроэкономике понимают совокупность организаций и учреждений, финансируемых из бюджетов разных

уровней для предоставления нерыночных услуг (таких как обеспечение национальной безопасности, правопорядка, здравоохранение, образование и др.), перераспределения доходов в обществе и проведения экономической политики.

Даже если предположить, что государство никоим образом не вмешивается непосредственно в экономическую сферу, а только создает законодательную основу деятельности бизнеса и домашних хозяйств, гарантирует права соб ственности и контролирует соблюдение всеми участниками установленных «правил игры», значение его огромно. Иначе нормальное функционирование и развитие рынка было бы невозможно.

Но, разумеется, влияние государства даже в максимально свободной, рыночной системе не исчерпывается только правовой деятельностью. Одна из его наиболее важных экономических функций заключается в обеспечении экономики легитимным, общепризнанным средством обмена и платежа , т.е. деньгами .

Нужно признать, что рынок и без государства создал бы некое узнаваемое и признаваемое платежное средство, использование которого при обмене одних благ на другие существенно упростило и ускорило бы заключение сделок.

Примеров таких денег, появившихся без участия государства, в истории человечества было множество: золото и серебро, скот и пушнина, соль и сигареты, ракушки и зубы животных, долговые расписки (векселя) частных фирм и многое другое. В качестве денег использовался или товар, не менее ценный, чем блага, которые им оплачивали, или нечто символическое, само по себе не имеющее ценности или имеющее относительно небольшую ценность, но признаваемое участниками сделки. Однако ни товарные, ни символические негосударственные деньги не удовлетворяют потребностям современной экономики. При использовании товарных денег количество платежных средств в стране ограничивается имеющимся запасом этого товара. К тому же некоторая его часть обычно используется и по своему прямому назначению. Отсутствие возможности увеличения предложения денег в соответствии с ростом объемов производства и торговли рано или поздно становится фактором, сдерживающим экономический рост. Использование нескольких товаров в качестве денег, с одной стороны, решает проблему достаточности платежных средств лишь временно, с другой стороны, усложняет процесс обмена, снижает «прозрачность» рынков и их эффективность.

В случае символических денег обмен возможен только тогда, когда продавец реальных благ уверен в способности этих «символов» и в дальнейшем обмениваться на товары и услуги. Без гарантий государства в современной экономике функции платежных средств могли бы выполнять ценные бумаги конкретных фирм, банков или даже частных лиц.

Правда, платежеспособность таких денег зависела бы от процветания эмитента и упала бы до нуля при его банкротстве.

Такая система денежного обращения была бы достаточно рискованна для населения и, вероятно, не очень удобна.

Государство, принимая на себя обязательства по выпуску денег и гарантируя их способность обмениваться на реальные блага, решает проблемы, с которыми менее эффективно справляется рынок. Кроме того, регулируя количество денег в обращении, оно может изменять его таким образом, чтобы обеспечивать растущие потребности экономики: недостаток платежных средств перестает быть проблемой, препятствующей экономическому росту.

Не менее значимые функции государства вытекают из неспособности рыночной системы обеспечить в некоторых ситуациях эффективное использование ресурсов. Даже самый развитый рынок решает далеко не все проблемы, стоящие перед обществом. «Провалы» рынка на микроэкономическом уровне связаны с несовершенством конкуренции и усилением монопольных тенденций в ущерб потребителям, недостаточным производством общественных благ в силу их свойства «неисключаемости», неэффективностью использования ресурсов при наличии «внешних эффектов», неполнотой и асимметричностью информации на рынках

Если не во всех, то в большинстве случаев государство может устранять или минимизировать негативные последствия несовершенства рыночного механизма, принимая на себя часть функций (например, оказывая услуги населению в области здравоохранения, образования, поддержания правопорядка, регулирования деятельности естественных Монополий) или создавая соответствующие условия для бизнеса.

На уровне всей экономики рыночный механизм также не идеален. Безработица, инфляция, периодические спады экономической активности, кризисы, значительная степень неравенства доходов и социальная напряженность - типичные черты рыночной системы. Даже в наиболее благополучных странах люди теряют работу и сбережения из-за финансовых кризисов и иногда пессимистично смотрят в будущее. Но сегодня острота и возможные последствия этих проблем несопоставимы с тем, что было в относительно недавней истории.

Государство постоянно контролирует состояние экономики, следит за динамикой основных макроэкономических показателей и корректирует политику таким образом, чтобы предотвратить ухудшение экономической ситуации или, по крайней мере, уменьшить негативные последствия.

Меры, направленные на достижение полной занятости ресурсов, снижение инфляции до приемлемого уровня, не создающего проблем домашним хозяйствам и бизнесу, и обеспечение условий для устойчивого роста экономики, составляют основу стабилизационной политики. Для проведения такой политики в арсенале государства существуют методы бюджетно-налогового, кредитно-денежного и валютного регулирования.

Деятельность государства невозможна без налоговых поступлений. Налогами облагаются, прежде всего, доходы и собственность частного сектора (прямые налоги), а также некоторые виды его деятельности, включая покупку товаров и услуг (косвенные налоги).

Однако значение налоговой системы определяется не только финансированием государства. Взимая налоги с имеющих доход граждан и выплачивая пенсии и пособия людям, нуждающимся в социальной защите, государство выполняет функцию перераспределения первичных доходов и снижения степени неравенства в обществе.

Налогообложение бизнеса, в свою очередь, при наличии разных налоговых ставок и налоговых льгот приводит к перераспределению неспецифических производственных и финансовых ресурсов между отраслями, меняя структуру экономики. Например, предоставляя ряд льгот малому бизнесу, государство способствует развитию мелкого частного производства. А поскольку в большинстве случаев малый бизнес функционирует в сфере услуг, обычно более трудоемкой, чем выпуск товаров, такая политика одновременно успешно решает задачу сокращения безработицы. Снижение уровня налогообложения фирм, активно инвестирующих в капитальные активы (строительство, приобретение оборудования), стимулирует рост производственных воз можностей страны.

Итак, роль государственного сектора в экономической системе определяется такими его функциями, как:

Создание законодательных основ функционирования экономики и контроль за их соблюдением всеми экономическими агентами; гарантии прав собственности;

Обеспечение экономики национальной валютой и регулирование кредитно-денежного обращения;

Преодоление «провалов рынка» и производство нерыночных услуг (обеспечение национальной безопасности и правопорядка, здравоохранение, образование и др.);

Проведение стабилизационной политики, направленной на поддержание совокупного выпуска, снижение безработицы, инфляции и создание условий для устойчивого экономического роста;

Перераспределение доходов и предоставление социальной защиты гражданам;

Перераспределение ресурсов между разными секторами экономики с помощью инструментов бюджетно-налоговой и других видов экономической политики.

В совокупности домашние хозяйства, фирмы и государство представляют собой национальную экономику .

Домохозяйства, фирмы и государственный сектор других стран относятся в макроэкономике к «внешнему миру» , или иностранному сектору . Однако такое разделение довольно условно, поскольку фирмы и специалисты

могут работать на территории других стран как непродолжительное время, так и годами. В этом случае удобнее использовать понятия «резидент» и «нерезидент». Резидентами считаются все экономические агенты, независимо от национальности и гражданства, проживающие или занимающиеся производственной деятельностью на экономической территории страны не менее года. К резидентам относят также дипломатов, студентов и военнослужащих страны за границей, независимо от срока их пребывания. В терминах «резидент» и «нерезидент» к «внешнему миру» относятся нерезиденты.

Если иностранные экономические агенты допускаются на внутренние рынки, а национальные экономические агенты выходят на внешние рынки, экономика становится открытой для потоков благ, ресурсов и финансового капитала.

Прежде всего, рассмотрим участие страны в мировой торговле товарами и услугами. Если произведенные на ее территории блага приобретаются и потребляются иностранным сектором, страна экспортирует отечественный продукт. Экспорт может быть как видимым, в этом случае товарный поток пересекает границу государств, так и невидимым, когда иностранный сектор пользуется услугами, произведенными на территории страны-экспортера. К таким услугам относятся туризм, страхование, банковские операции и другие услуги, которые не регистрируются при пересечении границы.

Импорт, напротив, представляет собой покупки национальными экономическими агентами благ иностранного производства. При видимом импорте товары ввозятся на территорию страны, при невидимом - происходит потребление услуг, предоставляемых «внешним миром» за границей.

Возможность свободного экспорта-импорта благ обычно приводит к усилению конкуренции внутри страны за счет иностранных заменителей отечественных товаров и способствует выравниванию цен. Политика введения импортных пошлин, квот на импорт, вызывающая удорожание иностранных товаров на внутреннем рынке и ограничивающая их ввоз, называется протекционизмом .

Кроме обмена благами между странами возможно движение самих ресурсов (например, перемещение рабочей силы) и финансового капитала. Когда граждане нашей страны открывают счета в швейцарских банках или покупают недвижимость на итальянской Ривьере, а компании размещают свои акции на Лондонской фондовой бирже или берут кредиты у французских банкиров, происходит движение финансовых потоков через границу. Приобретение реальных и финансовых активов за рубежом приводит к вывозу капитала из страны, продажа отечественных активов внешнему миру сопровождается ввозом капитала в страну.

Понятно, что вместе с товарами, ресурсами и финансовыми активами через границу перемещается и валюта разных стран. Все сделки резидентов с внешним миром фиксируются в платежном балансе страны. Поступление иностранной валюты учитывается в балансе со знаком «плюс», расходование валюты - со знаком «минус». Разница между этими величинами показывает чистый приток (или отток) иностранной валюты, величина запаса этой валюты у резидентов при этом меняется.

Макроэкономические рынки

В реальной экономике все экономические агенты встречаются и взаимодействуют друг с другом на множестве рынков самых разнообразных товаров и услуг, рынке ценных бумаг, валютном рынке и пр. По типу блага, покупаемого и предлагаемого к продаже на каждом рынке, их можно объединить в четыре группы: товарный рынок, рынок ресурсов, финансовый рынок и валютный рынок.

Товарный рынок относится к реальному сектору экономики, на нем покупаются и продаются блага, обладающие реальной (не условной, как, например, у ценных бумаг) внутренней ценностью. Продукты питания, одежда, бытовая техника, компьютеры, юридические, медицинские и образовательные услуги, производственное оборудование и строительные материалы - все блага, которые производятся в стране, обмениваются на товарном рынке.

Агрегированный товарный рынок обладает всеми атрибутами обычного рынка. На нем тоже формируются спрос и предложение, устанавливается равновесие. Однако поскольку это рынок, на котором продается и покупается сразу все, что производится в стране, он имеет множество особенностей.

Во-первых , покупателями на этом рынке выступают не только люди, но и фирмы, и государство, и внешний мир, т.е. все сектора экономики. Предлагает товар к продаже производственный сектор, т.е. фирмы, функционирующие на территории страны.

Во-вторых , объемы спроса и предложения на этом рынке невозможно измерить в натуральных показателях, поскольку тонны, кубометры, декалитры и прочие единицы счета благ на отдельных рынках бессмысленно складывать друг с другом. Единственный способ сделать это корректно - перейти к денежным показателям. В макроэкономике количество всех товаров и услуг - произведенных, проданных, предлагаемых к продаже, экспортированных и прочих - измеряется в деньгах как рыночная стоимость соответствующего набора.

В-третьих , цена на товарном рынке тоже особенная. Прежде всего надо сказать, что это не среднее арифметическое цен на конкретные блага, как может показаться на первый взгляд. Более того, этот показатель измеряется даже не в денежных единицах. Это индекс, величина которого показывает общий уровень цен в экономике в рассматриваемом периоде по сравнению с периодом (базовым периодом), принимаемым за «точку отсчета». Если, к примеру, индекс цен в текущем году равен двум, это значит, что общая рыночная стоимость произведенных в стране товаров и услуг в два раза выше, чем была бы их стоимость в ценах базового года1. Когда общий уровень цен в экономике растет от периода к периоду, это называется инфляцией

Совокупным (агрегированным) спросом на товарном рынке называется суммарная рыночная стоимость благ, которые все экономические агенты хотят и могут приобрести при каждом возможном уровне цен.

Совокупное (агрегированное) предложение показывает суммарную рыночную стоимость благ, которые фирмы готовы произвести и продать при каждом возможном уровне цен. При фактически существующем уровне цен объем предложения на товарном рынке равен рыночной стоимости произведенного на территории страны продукта. Так как в реальной экономике, открытой для ввоза благ, на рынках продаются и иностранные товары и услуги, для определения показателей отечественного производства из суммарного объема продаж на внутреннем рынке вычитается общая стоимость импорта.

Если при сложившемся уровне цен все экономические агенты хотят и могут приобрести такое количество товаров и услуг, которое предлагается к продаже (т.е. объем совокупного спроса равен объему совокупного предложения), значит, на товарном рынке сложилась ситуация равновесия.

Изменения совокупного спроса или совокупного предложения выводят рынок из равновесного состояния. Если растет платежеспособный спрос, фирмы расширяют производство, привлекая больше ресурсов; домашние хозяйства получают больший доход, государство собирает больше налогов. Все три сектора национальной экономики имеют стимул и возможности приобретать больше благ и в будущем. Недостаток совокупных расходов на товарном рынке может привести к спаду производства, безработице и снижению доходов. Периодические колебания совокупного объема производства, доходов, занятости и прочих макроэкономических показателей называются циклами деловой активности , или просто «деловыми циклами» . Если при этом в среднем на достаточно продолжительном интервале времени совокупное производство и доходы растут, значит, в стране идет экономический рост .

На рынке ресурсов фирмы привлекают необходимые им для производства благ ресурсы, при этом их владельцами остаются домашние хозяйства, а к фирмам переходит право временного пользования этими ресурсами в производственном процессе. Иногда говорят, что фирмы покупают на рынке факторов услуги ресурсов.

Хотя, как уже упоминалось, к экономическим ресурсам относятся рабочая сила, физический капитал, земля с ее богатствами и предпринимательские способности людей, наибольшее внимание привлекает именно рынок труда. Это объясняется многими причинами. Прежде всего тем, что на долю наемного труда приходится большая часть факторных доходов (в развитых странах эта доля составляет около двух третей), а значит, именно труд является для домашних хозяйств основным источником средств к существованию.

К тому же для многих людей работа важна как способ самореализации, возможность общения с близкими по интересам людьми. Потеря работы часто воспринимается как личная трагедия, а когда это явление становится массовым, например во время кризисов, или приобретает хронический характер, оно создает проблемы для всего общества. Но именно рынок труда в большей степени, чем все остальные факторные рынки, отличается неполным использованием ресурсов - безработицей.

Поскольку лишь часть населения является экономически активной, т.е. способна и хотела бы участвовать в общественном производстве, только она и может быть экономическим ресурсом, рабочей силой. Соответственно, безработица возникает, если не все экономически активное население имеет работу, некоторые граждане находятся в поиске или, как, например, сезонные рабочие, ожидают выхода на работу.

Очевидно, что в действительности рабочая сила неоднородна: едва ли можно найти двух абсолютно одинаковых работников по профессии, образованию, квалификации и личным качествам. Однако в отличие от микроэкономического (отраслевого) рынка в макроэкономических моделях эти различия не учитываются, хотя в целом эти рынки имеют много общих характеристик.

Как и на отраслевом рынке труда , в макроэкономике спрос на труд показывает, какое количество труда фирмы хотели бы использовать в производственном процессе при любой возможной ставке заработной платы в настоящий момент при сложившихся экономических условиях. Предложение труда определяется количеством труда, которое домашние хозяйства готовы предложить фирмам при любой возможной ставке заработной платы. Рынок придет к равновесию, если при существующем уровне оплаты труда фирмы готовы нанять всех желающих работать, т.е. количество рабочих мест соответствует численности рабочей силы.

На рынке капитала фирмы покупают услуги капитала, принадлежащего домашним хозяйствам. Обычно это происходит, если предприниматели используют принадлежащие им строения и оборудование или арендуют его у других владельцев. «Ценой» привлечения собственного капитала являются издержки упущенных возможностей, например, в виде ставки банковского процента по вкладам. А «цена» арендованного капитала не может превышать ставки процента по кредитам, поскольку тогда фирме было бы выгоднее приобрести капитальные блага на товарном рынке, используя заемные средства. Поэтому во многих макроэкономических моделях в качестве «цены» капитала выступает ставка процента. Более «продвинутые» теории учитывают и степень износа капитала в процессе эксплуатации.

Количество капитальных благ, как и всех других товаров, измеряется в денежных единицах.

Рынок земли обычно рассматривается на микроэкономическом уровне. Поскольку предложение земли ограничено и речь может идти только о переходе прав собственности на конкретные участки, для макроэкономики этот рынок не представляет интереса.

Финансовый рынок включает рынок денег и рынок финансовых активов.

Обсуждая экономические функции государства, уже упоминалось о деньгах как об общепризнанном, узнаваемом средстве обмена и платежа. Добавим еще, что одним из наиболее важных свойств денег является их ликвидность , т.е. способность быстро и без дополнительных затрат обмениваться на другие активы. Фактически именно это свойство и объясняет, почему люди хотят иметь деньги, ведь сами по себе они не представляют ценности, а хранение их не приносит дохода. Только гарантированная возможность обмена неких символических знаков на реальные товары и услуги делает эти знаки деньгами и обеспечивает спрос на них со стороны экономических агентов.

Монопольным правом на выпуск денег (эмиссию) обладает центральный банк страны. Однако на общее предложение платежных средств (денежную массу) оказывает влияние вся банковская система, т.е. и коммерческие банки.

Цена денег тоже не абстрактное понятие, как это может показаться на первый взгляд. Хотя никакой покупки гривень за гривни в явном виде не происходит, владение даже собственными деньгами не бесплатно. Когда есть возможность использовать эти деньги с целью получения дохода - положить в банк под процент или приобрести ценные бумаги, ценой владения денег является этот упущенный доход , который они могли бы принести владельцу (в самом простом случае это процент по вкладам в коммерческих банках). Для экономического агента, нуждающегося в деньгах, цена получения денег равна проценту от суммы кредита, который он должен заплатить кредитору.

В реальной экономике существует много ставок процента: по разным видам депозитов (вкладов) и кредитов. Макроэкономическая теория абстрагируется от этого многообразия. В качестве цены денег можно ориентироваться, например, на процентную ставку по операциям центрального банка (учетную ставку, или ставку рефинансирования)

Таким образом, спрос на деньги (т.е. спрос на ликвидность ) показывает, каким количеством денег хотят пользоваться экономические агенты при каждой возможной ставке процента, а предложение - сколько денег при каждойвозможной ставке процента может быть в экономике. Недостаток денег приводит к росту процента, т.е. подорожаниюденег и кредитов, их избыток - к снижению и процента,и, соответственно, цены денег.

По сравнению с деньгами финансовые активы обладают гораздо меньшей ликвидностью. Главное их преимущество относится к другой сфере: они приносят их владельцу доход. Фактически выбор между владением деньгами и приобретением финансовых активов сводится к выбору между ликвидностью и доходностью.

Наиболее распространенными финансовыми активами являются сберегательные и срочные счета в банках, ценные бумаги.

В макроэкономической теории обычно рассматриваются два вида ценных бумаг: обыкновенные акции (долевые ценные бумаги) и облигации (долговые ценные бумаги).

Акции выпускают фирмы, чтобы привлечь средства для инвестирования в производство, не прибегая к займам. Размер собственного капитала фирмы при этом увеличивается, а доля компании, приходящаяся на одну акцию, уменьшается. Владелец обыкновенной акции имеет право на часть прибыли, оставшейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов, - дивиденд - и может участвовать в управлении компанией в рамках своей доли.

Облигация - это ценная бумага, которая подтверждает факт заимствования. Она приносит владельцу (кредитору) фиксированный доход, обычно в виде процента от суммы займа. В реальной экономике выпускать облигации могут и фирмы, и государство. Однако фирмы делают это относительно редко, предпочитая брать кредиты у финансовых посредников, например коммерческих банков. Поэтому под облигациями в макроэкономике обычно понимаются государственные ценные бумаги, выпускаемые для финансирования дефицита бюджета и проведения кредитно-денежной политики.

Независимо от цены размещения ценных бумаг (номинала) фактически их рыночная цена определяется доходностью, которую они приносят владельцу. От доходности зависит, какое количество денег экономические агенты, имеющие сбережения, хотели бы вложить в эти активы, т.е. объем спроса на них. От доходности, которую должны обеспечить покупателям ценных бумаг их эмитенты, зависит также объем их предложения. Для упрощения во многих теоретических моделях в качестве доходности ценных бумаг принимается ставка процента.

Риски, связанные с ценными бумагами, обычно не учитываются.

На валютном рынке происходит обмен национальной денежной единицы на деньги, выпущенные другими государствами.

Предложение иностранной валюты на территории страны прежде всего определяется объемом валютной выручки фирм - экспортеров отечественного продукта. Другими источниками являются факторные доходы домашних хозяйств от использования принадлежащих им ресурсов за рубежом, доходы от продажи финансовых активов и объектов недвижимости иностранным экономическим агентам, кредиты, предоставленные внешним миром национальной экономике, иностранная экономическая помощь и частные трансферты.

Спрос на иностранную валюту прежде всего предъявляют фирмы-импортеры. Она нужна им для оплаты благ, произведенных за границей. Другим наиболее значимым мотивом спроса на иностранную валюту может быть использование ее в качестве средства накопления или резерва. Правда, лишь очень ограниченное число валют может выполнять эту функцию более или менее успешно. Кроме того, иностранная валюта нужна для оплаты ресурсов, предоставленных внешним миром национальной экономике, приобретения финансовых и других активов за рубежом и т.д.

Ценой валюты в обменных операциях является ее номинальный валютный курс, т.е. цена единицы национальной валюты, выраженная в количестве иностранной валюты.

Например, валютным курсом рубля к доллару является количество долларов, которые можно обменять на один рубль, к евро - соответствующее количество евро и т.д. Поскольку на территории страны обычно присутствует несколько валют, удобно определять средневзвешенный курс национальной валюты по отношению к «корзине» иностранных валют с учетом доли расчетов в соответствующей валюте во внешнеторговых операциях страны. В этом случае говорят об «эффективном» курсе национальной валюты.

    Модель кругооборота доходов и продуктов в экономике. Модель круговых потоков.

Функции и методы макроэкономического исследования.

Макроэкономика выполняет следующие функции:

1. Познавательная: макроэкономика не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике изучение, анализ и объяснение экономических процессов и явлений.

2. Практическая: знание макроэкономических зависимостей и связей позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать рекомендации по проведению экономической политики.

3. Прогностическая: знание макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы , оценивать перспективы экономического развития, выявлять будущие экономические проблемы.

4. Идеологическая: изучение макроэкономики позволяет сформировать определенное мировоззрение по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества.

Различают два вида макроэкономического анализа: анализ ex post и анализ ex ante. Макроэкономический анализ ex post или национальное счетоводство - анализ статистических данных , что позволяет оценивать результаты экономической деятельности, выявлять проблемы, разрабатывать экономическую политику по их решению, проводить сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран. Макроэкономический анализ ex ante , т.е. прогнозное моделирование экономических процессов и явлений на основе определенных теоретических концепций, что позволяет определить закономерности развития экономических процессов и выявить причинно-следственные связи между экономическими явлениями и переменными. Это и есть макроэкономика как наука.

Методы макроэкономического анализа. В своем анализе макроэкономика использует те же методы, что и микроэкономика. К таким общим методам экономического анализа относятся: абстрагирование, использование моделей для исследования и объяснения экономических процессов и явлений; сочетание методов дедукции и индукции; использование принципа «при прочих равныхусловиях» и др.



Особенность макроэкономического анализа состоит в том, что его важнейшим методом выступает агрегирование . Изучение экономических зависимостей и закономерностей на уровне экономики в целом возможно лишь при условии рассмотрения совокупностей или агрегатов.

Макроэкономическое агрегирование.

Агрегирование - сведение (объединение) множества разрозненных экономических показателей в единое целое, в совокупность.

Можно выделить четыре макроэкономических субъекта:

1) Домохозяйства (население) - это макроэкономический субъект, целью экономической деятельности которого выступает максимизация полезности. Домашние хозяйства являются: а) собственником экономических ресурсов б) основным покупателем товаров и услуг. в) основным сберегателем, т.е. обеспечивают предложение кредитных средств в экономике.

2) Фирмы (предприятия) - это макроэкономический субъект, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли. Фирмы выступают: а) покупателем экономических ресурсов , с помощью которых обеспечивается процесс производства, б) основным производителем товаров и услуг в экономике. Полученную выручку от продажи произведенных товаров и услуг, фирмы выплачивают домохозяйствам в виде факторных доходов. Для расширения процесса производства и возмещения износа капитала фирмам необходимы инвестиционные товары (в первую очередь, оборудование), поэтому фирмы являются в) инвесторами, т.е. покупателями инвестиционных товаров и услуг. Для финансирования своих инвестиционных расходов фирмы используют заемные средства, поэтому они выступают г) основным заемщиком в экономике, т.е. предъявляют спрос на кредитные средства.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики

3) Государство (совокупность государственных учреждений) – это макроэкономический субъект, основная задача которого – ликвидация провалов рынка и максимизация общественного благосостояния. Поэтому государство выступает: а) производителем общественных благ; б) покупателем товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций; в) перераспределителем национального дохода (через систему налогов и трансфертов); г) в зависимости от состояния государственного бюджета - кредитором или заемщиком на финансовом рынке.

Частный и государственный сектора образуют закрытую экономику

4) Внешний мир – объединяет все остальные страны мира и является макроэкономическим агентом, осуществляющим взаимодействие с данной страной посредством международной торговли (экспорт и импорт товаров и услуг) и перемещения капиталов (экспорт и импорт капитала, т.е. финансовых активов).

Добавление в анализ иностранного сектора позволяет получить открытую экономику.

Агрегирование рынков дает возможность выделить три макроэкономических рынка:

1. Рынок товаров и услуг (реальный рынок) Закономерности формирования спроса и предложения товаров и услуг, соотношение совокупного спроса и совокупного предложения позволяет получить величину равновесного уровня цен на товары и равновесного объема их производства.

2. Финансовый рынок (рынок заемных средств) – это рынок, где продаются и покупаются финансовые активы (деньги, акции и облигации). Этот рынок делится на два сегмента:а) денежный рынок . б) рынок ценных бумаг .

Рынок факторов производства . В макроэкономических моделях он представлен рынком труда. Равновесие рынка труда позволяет определить равновесное количество труда в экономике и равновесную «цену труда» – ставку заработной платы. Анализ неравновесия на рынке труда позволяет выявить причины и формы безработицы.

Агрегированные макроэкономические показатели – это ВНП (валовой национальный продукт), рыночная ставка процента, уровень цен и др.

денежный рынок спрос экономический

Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов имеет ряд особенностей:

он направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом (национальный доход, общие объемы занятости и инвестиций, уровень цен). Основные субъекты экономики (производители и потребители) также рассматриваются как агрегированные совокупности;

в отличие от микроэкономического анализа, при котором решения фирм и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматривались как независимые, макроэкономика рассматривает взаимодействия между субъектами через систему взаимосвязанных рынков;

расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики (фирмы, домохозяйства, государство, а также субъекты других стран) .

В макроэкономическом анализе выделяются два совершенно различных уровня анализа, на основе которых экономист может выводить законы, касающиеся поведения экономических субъектов. Первый уровень макроэкономического анализа относится к экономике как целому, а также как к субъекту мировой экономики. Второй же уровень относится к составляющим национальную экономику основным подразделениям, секторам (или агрегированным показателям - агрегатам), таким, как правительственный сектор, домашние хозяйства и частный сектор.

Таким образом, если микроэкономический анализ имеет дело с конкретными экономическими единицами - фирмами, домашними хозяйствами, правительственными органами (агентами), с закономерностями их поведения, то макроэкономический анализ - с ними же, но как агрегированными величинами.

Макроэкономика так же, как и экономическая теория в целом, использует широкий спектр методов. Одним из них является агрегирование .

Агрегирование - укрупнение экономических показателей посредством их объединения в единый общий показатель.

Агрегированные величины характеризуют развитие экономики как единого целого: валовой продукт (а не выпуск отдельной фирмы), общий уровень цен (а не цены на конкретные товары), рыночная процентная ставка (а не отдельные виды процента), уровень инфляции, уровень занятости, уровень безработицы и т. д.

В макроэкономике используются агрегированные параметры. При анализе выделяют 4 экономических субъекта:

Сектор домашних хозяйств. Включает все частные хозяйственные ячейки внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Все факторы производства находятся в собственности домохозяйств. За счет их продажи или предоставления в аренду домохозяйства получают доход, который распределяют между текущим потреблением и сбережением. Следовательно, они проявляют 3 вида экономической активности: предлагают факторы производства, потребляют часть получаемого дохода, покупая потребительские блага, и сберегают другую часть.

Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, функционирующих внутри страны. Выделяются 3 вида экономической активности: спрос на факторы производства, предложение благ и осуществление капиталовложений (инвестирование).

Государственный сектор - все государственные институты и учреждения. Государство занимается производством общественных благ - национальная безопасность, достижения фундаментальной науки, услуги государственной социальной и производственной инфраструктуры. Экономическая активность государства проявляется в расходовании госбюджета, взимании налогов и предложении денег.

Остальной мир включает все экономические субъекты, имеющие постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные государственные институты. Воздействие заграницы на отечественную экономику происходит через взаимный обмен товарами, капиталом и национальными валютами .

Каждый из этих макроэкономических субъектов взаимодействует с другими через кредитование и заимствование.

В макроэкономическом анализе агрегируются не только физические и юридические лица, но и их поведение в хозяйственной жизни. Иначе говоря, совокупность микроэкономических функций спроса и предложения заменяется макроэкономическими функциями, отражающими поведение макроэкономических субъектов. При этом обнаруживается, что национальная экономика как сложная органическая система обладает свойством эмерджентности: последствия деятельности макроэкономического субъекта могут не совпадать с последствиями такой же деятельности микроэкономических субъектов, объединенных в макроэкономический агрегат.

Еще статьи по экономике

Учет и анализ движения денежных средств на примере ООО Охранное предприятие Азимут
Среди главных проблем российской экономики многие экономисты выделяют дефицит денежных средств на предприятиях для осуществления ими своей текущей и инвестиционной деятельност...

Характеристика машиностроения, металлообработки, приборостроения Удмуртии
Машиностроение, металлообработка и приборостроение - исторически сложившаяся специализация промышленности Удмуртии. По настоящее время машиностроение, металлообработка и прибор...

Формирование эффективной инвестиционной стратегии предприятия на материалах ООО Северное сияние
Для осуществления эффективной производственно-хозяйственной деятельности предприятий в современных условиях особо актуальной является проблема привлечения, мобилизации и эффективного использ...

Макроэкономика как отрасль науки оперирует всеми типичными экономическими методами. Вместе с тем макроэкономика использует свои специфические методы, к ним относится прежде всего агрегирование.

Макроэкономический анализ предполагает абстрагирование от различий между отдельными рынками и выявление ключевых моментов функционирования целостной системы. Концентрируя внимание на более значимых экономических факторах, макроэкономика оставляет за кадром поведение отдельных экономических агентов - домашних хозяйств и фирм. С макроэкономической точки зрения народное хозяйство состоит из четырех экономических субъектов:

1. Сектор домашних хозяйств, который формирует предложение рабочей силы и спрос на блага, потребляет часть получаемого дохода, а другую его часть сберегает. Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность, т.е. добиться максимального потребления при минимуме затрат.

2. Предпринимательский сектор - совокупность всех фирм в стране, которые предъявляют спрос на факторы производства, создают предложение благ и осуществляют инвестирование. В своей деятельности предпринимательский сектор, как правило, стремится к максимизации прибыли.

3. Государственный сектор, создающий такие специфические блага, как безопасность, наука, услуги инфраструктуры. Госсектор обычно не преследует цели максимизации прибыли, а создает условия для оптимального функционирования экономики. При этом как макроэкономический субъект государство производит и закупает блага, взимает налоги, выплачивает трансферты, формирует предложение денег.

4. Иностранный сектор, представляющий собой совокупность национальных экономических субъектов за границей и иностранных государственных институтов. Данный сектор исследуется главным образом для определения состояния национального платежного баланса и валютного курса.

Макроэкономика оперирует такими агрегированными понятиями, как национальный доход, общий уровень цен, темпы инфляции, уровень безработицы, темпы экономического роста, дефицит государственного бюджета и платежного баланса страны, валютный курс и т.п. Опираясь на эти показатели, она объясняет механизм формирования типичных для рыночной экономики явлений и процессов и обосновывает закономерности их изменения. Это позволяет не только давать теоретическое описание основополагающих принципов функционирования национальной экономики, прогнозировать ожидаемые тенденции в развитии производства и изменения конъюнктуры рынка, но и выявлять возможности влияния различных макроэкономических субъектов на ход событий.

Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч.1 «Основы экономической теории»: учебно - методическое пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. Составители: Огородникова Т.В., Сергеева С.В.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!