Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Характеристика героев кладовая солнца настя и митраша. Характеристика насти и митраши из рассказа "кладовая солнца". Подробная сравнительная характеристика Настя и Митраша

Настенко Дмитрий -ученик 6 класса МБОУ СОШ №8 г.Томмот

В данной работе ученик раскрывает образы детей через их портретную характеристику и поведение в разных ситуациях. Это зачетная работа ученика по итогам 6 класса.

Скачать:

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Настя и Митраша-герои сказки-были « Кладовая солнца»
Выполнил: ученик 6»Б» класса Настенко Дмитрий МБОУ ОШ №8 г.Томмот Алданского района РС(Я)Учитель: Сергеенко Людмила Вячеславовна

Слайд 2
Цель работы
Познакомить с писателем;Рассказать об истории создания произведения;Раскрыть образы детей через их портретную характеристику и поведение в разных ситуациях;Ответить на основной вопрос: чему учит нас история Насти и Митраши

Слайд 3
План
Слово о писателе. История создания «Кладовой солнца»Образы детей:Настя: портрет внешний внутреннийМитраша: портрет внешний внутреннийОбщее у детей и их различияКак жили дети после смерти родителейЧем они занималисьКак относились к ним людиВ лес за клюквойКратко о Блудовом болотеСмысл притчи о сосне и елиПочему поссорились дети Что произошло после ссорыПоведение детей в лесуЧто поняли дети,когда возвратились домойЧему учит история Насти и Митраши

Слайд 4
Пришвин Михаил Михайлович (1873-1954)
Родился 4 февраля 1873-го года в селе Хрущеве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье.Мальчик, который родился в семье купцов, не отличался успехами в учебе, поэтому несколько раз оставался в классе на второй год. После нескольких попыток выучиться в гимназии Пришвина выгнали «за дерзость к учителю». После этого судьба будущего писателя пошла иным руслом.Пришвин Михаил Михайлович – человек, который много путешествовал по Сибири, Крыму и других малоизведанных территориях бывшего СССР. Многие из друзей Пришвина говорили о его жажде к путешествиям, и о том, как он описывает все, что видит.Широкую известность получили детские рассказы и повести Пришвина, изданные в сборниках»Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб», (оба 1939г) «Кладовая солнца»(1945г)Особую ценность представляют дневники писателя, которые он вел на протяжении всей жизни. В них идет постоянный спор с самим собой, поиск своего места в мире, содержатся раздумья об обществе, стране, мире.Умер 16 января 1954 г. В Москве.

Слайд 5
История создания
Но « Еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги- обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила»

Слайд 6
Образ Насти
Настя была, как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком

Слайд 7
Образ Митраши
Митраша был моложе сестры на 2 года. Ему было только10 лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень упрямый и сильный. «Мужичок-в-мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.Мужичок-в-мешочке, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх попугайчиком.

Слайд 8
Общее у детей и их различия
Общее: веснушки по всему лицу, носик гляделвверх попугайчиком; оба добрые,трудолюбивые, хозяйственные, занимались общественной работой.Различия:Митраша- строптивый, часто хорохорится.Настя - спокойная, рассудительная.

Слайд 9
Жизнь детей после смерти родителей
После смерти родителей всё их крестьянское хозяйство досталось детям. «Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!» Вначале им помогали дальние родственники и соседи, но очень скоро умненькие дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо.«И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть и на колхозных полях, лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах.»

Слайд 10
Как относились к ним люди
Не было ни одного дома, где бы жили так дружно, как Настя с Митрашей. Они были всеобщими любимцами.«Они были очень милые…»«…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»«Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»«И какие это были умненькие детишки!»«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»

Слайд 11
В лес за клюквой

Слайд 12
Кратко о Блудовом болоте
Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. Оно представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”. Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

Слайд 13
Смысл притчи о сосне и ели
«…Деревья разных пород ужасно боролись между собой корнями за питание. сучьями –за воздух и свет, Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа…»Смысл этой притчи в том, что надо помогать друг другу, быть дружными, не ссориться.

Слайд 14
Ссора детей
Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить не смогла и рассердилась. Около Лежачего камня тропа расходилась: одна плотная шла направо, другая, слабенькая, прямо. Здесь и произошла ссора детей. Митраша считал, что надо идти по слабой тропе (на нее указывал компас), а Настя – по плотной, где ходят все люди. Так они разошлись.Дети забыли о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности. Каждый в минуту ссоры думал только о себе. Ранее терпеливая Настя рассердилась на брата, осталась на своей тропинке, забыла, что у Митраши нет с собой еды. А он не прислушался к словам сестры, что чуть не привело к трагедии. «Правду жизни» им помогает понять Травка, которая, «почуяв беду человеческую… подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку». Травка спасла и Митрашу. Травка – напоминание о любви и верности, о необходимости быть терпеливым и заботиться о близких.

Слайд 15
Поведение Насти
Увидев клюкву, забыла обо всем. «Ничего не видя, ползет и ползет она к большому черному пню. Еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная – прежняя золотая курочка на высоких ножках. Лось ее и за человека не считает…»«Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к килой ягоде клюкве?»«…девочка ползла по болоту, не поднимая высоко вверх головы. И так она приползла к горелому пню и дернула за ту самую плеть, где лежала змея. Гадина подняла голову и зашипела. Тогда-то наконец Настя очнулась, вскочила...»«Где же был за это время брат … как она забыла о нем, как она забыла сама себя и все вокруг!» В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества.Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся.

Слайд 16
Поведение Митраши
Митраша пошел по слабой тропе, « не подумав ни о корзинке для клюквы, ни о пище». « Земля под ногами стала как гамак», « нога его опускаясь в грязь сейчас же собирает в ямку воду», « постепенно ноги его стали утопать глубже», « В один миг остановки он погрузился по колени, в другой миг ему стало выше колена». Он хотел перепрыгнуть на тропу, но « почувствовал себя плотно схваченным по самую грудь». «По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы». Но он сумел взять себя в руки. Спасла Митрашу Травка.

Слайд 17
Как изменились дети, когда вернулись домой?
« И тогда, незаметно для всех, прежний Мужичок- в –мешочке правда стал переменяться и за следующие два года войны вытянулся, и какой из него парень вышел, высокий, стройный! И стать бы ему непременно героем Отечественной войны, да вот только война-то кончилась.А Золотая Курочка тоже всех удивила в селе. Никто ее в жадности, как мы, не упрекал; напротив, все одобряли и что она благоразумна звала брата на торную тропу, и что так много набрала клюквы. Но, когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду. Тут-то вот мы… узнали от нее, как мучилась она про себя за свою жадность»Испытания научили их ценить теплоту человеческих отношений.Надо любить друг друга и заботиться о близком человеке.

Слайд 18
Чему учит история Насти и Митраши?
"Кладовая солнца" - удивительная сказка-быль. Рассказанная в ней история Насти и Митраши заставляют нас задуматься о своем отношении друг к другу и к миру вокруг нас, дает нам новые знания о жизни, учит любви и внимательному отношению к природе.

Слайд 19
Задание классу
Составить синквейн по выбору (Настя, Митраша, дети)

Слайд 20
Мои синквейны
НастяДобрая, трудолюбивая Хозяйничает, ласкает, заботится «Золотая курочка на высоких ножках» Хозяйка
Митраша Самостоятельный, упрямыйМастерит, намекает, хорохорится «Мужичок в мешочке» Хозяин

Урок литературы

в 5-м классе.

Тема: Сравнительная характеристика Насти и Митраши

в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».

Учитель: Гамаюнова Н.А.

Урок: литература.

Класс: 5.

Тема : Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».

Место урока в теме: урок № 2 (из 4)

Тип урока : урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Вид урока: интегрированный (литература, русский язык, музыка, ОБЖ, география, биология).

Цель: понять поступки героев сказки-были в дальнейшем через раскрытие особенностей их характера и литературные портреты.

Задачи:

1) образовательные:

Учить работать с текстом, на основе прочитанного выделять черты характера главных героев; анализировать поступки детей, их поведение для понимания идеи сказки-были М.Пришвина. Повторить теорию литературы (портрет, изобразительно-выразительные средства).

3) развивающие:

Развивать образное и критическое мышление, устную речь, творческий потенциал обучающихся. Совершенствовать технику выразительного чтения. Пополнять словарный запас школьников.

2) воспитательные:

Воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев произведения (чувство красоты, доброты, уважение друг к другу, бережное отношение к природе). Задуматься об ответственности человека за судьбу природы и за близких людей.

Методы: метод сравнительного анализа, метод аналитической беседы, метод работы с книгой, метод самостоятельной работы.

Формы работы: общеклассная, дифференцированная.

Педагогические технологии: элементы проблемного обучения, исследование, информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: презентация, раздаточные материалы для учащихся; учебники литературы п/р В.Я. Коровиной, тетради по литературе, рисунки учащихся «Тропа Насти», «Тропа Митраши», сообщение учащегося о клюкве, пословицы о дружбе, музыкальное сопровождение (звуки леса).

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Слайд 1 (заставка)

    Организационный этап. (Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.)

Здравствуйте ребята. Поприветствуйте, пожалуйста, наших уважаемых гостей. Я надеюсь, вы с удовольствием поделитесь своими знаниями с гостями, а вместе мы с вами сделаем важные выводы на сегодняшнем уроке.

    Этап подготовки учащихся к активному усвоению материала. (Организовать познавательную деятельность учащихся, обеспечить готовность у усвоению.)

Актуализация знаний

На прошлом уроке мы начали знакомство с творчеством замечательного русского писателя М.М.Пришвина.

Слайд 2 (портрет М.Пришвина)

Что вы о нем запомнили? (Ответы детей.)

Слайд 3 (М.Пришвин сидя)

Сын писателя Петр Михайлович Пришвин вспоминал об отце: «После охотничьего броска по торфяным болотам, немного передохнув, он энергично забрасывает ногу на ногу, вынимает из бокового кармана записную книжку, кладет её на коленку, берет карандаш и начинает что-то записывать, изредка прерывая запись, смотрит в бездонное небо, шевелит губами и опять спешно что-то записывает».

А как вы думаете, что он мог записывать?

У Пришвина много растений, повадок животных, их мест обитания. Писатель любил природу, был наблюдательным, внимательным. Он был путешественником, много ездил и ходил по стране, искал уединение в природе. Мы сегодня с вами подобно М.М. Пришвину тоже отправимся в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей, посмотрим, какие трудности пришлось испытать им в дороге, как они с ними справились, чему научились.

Формулирование темы и цели урока, выявление проблемы.

Главные герои сказки-были – Настя и Митраша. Они схожи? А разница между ними есть? Сформулируйте тему урока. (Предположения детей).

Слайд 4 (тема урока)

Тема сегодняшнего урока: Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Запишите число, тему урока.

Поставьте перед собой цели на урок. (Предположения детей.)

Слайд 5 (цель урока)

Сегодня мы поработаем с текстом сказки-были, исследуем черты характера главных героев, поговорим об их поступках, поведении, попробуем посмотреть на одну и ту же ситуацию выбора Насти и Митраши с разных сторон.

А что значит слово «сравнивать»? (Находить общее и различное.)

Слайд 6 (эпиграф урока)

- Эпиграфом к уроку служат слова Михаила Михайловича Пришвина: “ Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю”.

Как вы их понимаете?

Через отношение к природе, к миру, к другим людям познается человек. Природа и люди являются главными героями замечательной сказки-были.

Хочется подчеркнуть тот факт, что Михаил Михайлович Пришвин никогда не считал себя детским писателем, но многие его произведения о детях. Вот и сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным произведением о детях, сказкой – былью “Кладовая солнца, и его героями – Настей и Митрашей. Попробуем создать их литературные портреты по предложенным отрывкам.

Ребята, скажите, а что такое портрет литературного героя? (Ответы детей).

Слайд 7 (литературный портрет)

- Литературный портрет – описание внешнего и внутреннего мира героя. Запишите определение в тетрадь.

Ответьте на вопросы:

1. Где и когда происходит действие в произведении?

2. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти родителей? Какие отношения сложились между ними?

3. Какое у ребят было хозяйство? (Корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры и поросенок Хрен).

4. За счет чего жили дети? (Хозяйство, бондарное дело Митраши, помогали соседям).

5. Как соседи относились к детям? (Любили и уважали их). За что? (Они всем помогали, справлялись со своим хозяйством, были дружны.)

В тексте встречается много сложных слов. Посмотрим, как вы в них разбираетесь.

Словарная (лингвистическая) работа

Продолжите фразы (в тетради):

ПАЛЕСТИНКА –это…

ЕЛАНЬ – это…

СУХОДОЛ – это…

МАНОК – это…

ЗАГНЕТКА – это…

Выполните взаимопроверку, взаимооценивание:

ПАЛЕСТИНКА – ОТМЕННОЕ МЕСТО В ЛЕСУ

ЕЛАНЬ – ТОПЬ В БОЛОТЕ

СУХОДОЛ – ДОЛИНА БЕЗ ВОДЫ

МАНОК – СВИСТОК ДЛЯ ЗАМАНИВАНИЯ ПТИЦ, ЗАГНЕТКА – УГЛУБЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПЕЧИ ДЛЯ ГОРЯЩИХ УГЛЕЙ

    Этап усвоения новых знаний.

Слайд 8 (портреты Насти и Митраши)

Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их внешности?

А вы слышали такую пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают?»

О чем она говорит? (Внешность бывает обманчива.)

Перед нами только внешние портреты. А нам предстоит создать ещё и внутренние портреты детей.

То такое, по-вашему, внутренний портрет человека? (Описание характера, поведения и т.д.)

Помогут нам словесные описания героев.

Найдите их в учебниках. Какая страница? (с.127-128)

Самостоятельно перечитайте описание Насти и заполните таблицу, лежащую у вас на столе. (Инструктаж по заполнению таблиц. Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой).

Слайд 9 (словесный портрет Насти)

Таким же образом исследуйте портрет Митраши.

Слайд 10 (словесный портрет Митраши)

Сделаем выводы: что общего вы нашли в литературных портретах Насти и Митраши?

Общее

    Внешние сходства

    Внутренние

    Отношение жителей

Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.
Старались помочь им; наши любимцы.
Они были очень милые.

Различие внутреннее

Настя – уступчивая и благоразумная.

Митраша – строптивый (упрямый).

Скажите, а для чего мы с вами составляли литературные портреты героев?
(Чтобы понять их характеры и почему они поссорились.)

Какова завязка сюжета? С чего все начинается? (Дети собираются пойти на болото за клюквой.)

А что за ягода эта клюква?

Слайд 11 (изображение клюквы)

( Сообщение учащегося о пользе клюквы.)

Прежде чем пойти в лес, нужно что сделать? (Собраться)

Слайд 12 (предметы)

Из перечисленных на слайде предметов отберите те, которые взял с собой Митраша? (Ружье, манки, компас, топор, сумка)

А что взяла Настя? (Полотенце, корзина, молоко, хлеб, картошка)

Какие черты характера детей проявляются в них во время сборов?

Добавьте еще 3 предмета, которые взяли бы вы, объясните почему?

Физминутка.

Давайте немного отдохнем. Вы часто бываете в лесу? Что там можно услышать? Откинемся на спинку стула. Закроем глаза. Расслабимся. Представьте, вы идете по лесу…

Что услышали?

Продолжим беседу. Собравшись, Настя и Митраша отправляются в путь.

Что первым встретилось на их пути? (Переплетенные ель и сосна)

Слайд 13 (ель и сосна)

Прослушайте притчу о них (чтение учителя – с.130)

Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Какой прием использует автор? (Олицетворение). Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого.

Кого напоминаю нам эти деревья? Почему? (Настю и Митрашу)

Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.

На какое болото пришли Настя и Митраша? (На Блудово)

Почему оно так называется?

Настя и Митраша пошли разными тропами.

Как это произошло? Докажем строчками из текста. Прочитаем по ролям ссору детей. (с.132)

Проверка д/з.

Дома вы рисовали тропу Насти и тропу Митраши.

Покажите путь Митраши.

(


Материалом для книги Пришвина «Кладовая солнца» послужили события Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что основные события произведения разворачивались в лесу на протяжении дня, все же воспоминания автора о мужественном и геройском прошлом, о родном для его души крае воздвигли его для написания этой сказки-были.

Почему он выбрал именно сказку в качестве жанра для своего столь символичного произведения? Ответ на данный вопрос прост, как все гениальное. Именно народная сказка просто и доступно объясняет истину, именно в ней таится корень поиска правды и смысла существования. И именно сказки всегда поражают стремлением к мечте о доскональности человеческого существа. Это и послужило причиной для писателя последовать тому примеру, который и стал в основе жанра его произведения.

Его идеал заключался в полете мечты к высокому предназначению человеческой сущности, к его обязанностям перед всем, что является живым на планете.

Пришвин отображает в своей сказке позитивный настрой на способность реализации данной мечты, если стремительно начать поиск ее осуществления в повседневном существовании, где живут обычные люди.

В книге «Кладовая солнца» мы знакомимся с двумя героями – Митрашей и Настей. Каждый из них обладает рядом положительных и отрицательных качеств.

Митраша невысок, плотен, у него широкий лоб и затылок. Он силен и упрям, несмотря на юные года – он моложе, чем его сестра на два года. Все его лицо покрыто золотистыми веснушками, а носик вздернут кверху. Упрямство мальчика будто бы подчеркивает его целеустремленность и трудолюбие. В школе учителя его прозвали «Мужичок в мешочке», поскольку уже в свои десять лет он был способен выполнять все мужские обязанности по дому. Родители погибли: мама - от болезни, отец – на войне. Митраша по характеру очень походил на своего отца, обладая всеми качествами настоящего мужчины. Отец его обучил столярству. Мальчик имел все необходимые инструменты для этого дела. Он вырезал разнообразную посуду из дерева, припоминая папины советы, которые ему не раз помогали.

Митраша посещал все собрания в стремлении понимания мнения общественности. Он обожал природу и старался пользоваться ее дарами, однако, оказавшись в лесу, где было все общее, у него проявилась жадность, которая и завела его в беду.

Митраша очень любил свою сестру. Стараясь походить на папу, он учил Настю и наставлял. Однако когда она не слушалась, мальчик начинал злиться и хорохориться. Он является чудесным человеком, настоящим мужчиной, невзирая на юные годы, и прекрасным примером для подражания.

Насколько Митраша походил на отца, настолько же Настя была похожа на мать. Пришвин в шутку прозвал ее золотой курочкой. И не зря: она будто бы светилась золотом – веснушки золотые, волосы такого же оттенка, и только носик не блестел, а был чистенький, вздернут к небу.

Эти дети очень работящие и умные. Они выполняли общественные работы: в колхозе, на скотных дворах, помогая танкистам. Несмотря на то, что у них было много домашних животных, они прекрасно со всем справлялись.

Настя и Митраша похожи, однако характеры их обладают определенными различиями. Поступки Насти благоразумны: она старалась убедить Митрашу не ходить заболоченной дорогой. Однако есть и другая сторона медали. Вот мы видим, как она ведет себя эгоистично, поссорившись с Митрашей и уйдя с корзинкой.

«Мужичок в мешочке» упрям, из-за чего и попал в неприятности. Но он и находчив, поэтому смог спастись. Благодаря своей смекалке, он подозвал собаку Травку, которая и спасла его. Митраша смел, недаром буквально вся деревня была поражена: ведь он застрелил волка. Не каждый взрослый смог бы так поступить, а десятилетний мальчик все же подстрелил серого помещика.

Настя же тоже благодаря своей жадности чуть не угодила в неприятности. Если бы вовремя не опомнилась, она была бы укушена змеей. Автор будто бы на примере «золотой курочки» упрекает всех, кто теряет человечность. Девочка сталкивается со злом, и ей приходится осознать свою ошибку, ведь сначала она поддалась чувству обиды, а потом уже жадности и азарту в сборе ягод. Настя испугалась за брата, ее охватили отчаяние и тревога. Именно благодаря тому, как она восприняла природу, ей удалось понять, как плохо поступила.

Я считаю, что данное произведение является поучительным, его интересно читать и детям, и взрослым. В нем четко просматривается мораль. Автор будто разъясняет, что хорошо, а что плохо. И то, что поступая плохо, придется в итоге расплачиваться. Герои этого произведения – замечательные. У них есть характер, сила духа, доброта. И даже если они иногда ошибаются, то в конце концов осознают свои ошибки.

Сравнительная характеристика Насти и Митраши в рассказе Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая Солнца» помогает наиболее полно раскрыть образы каждого героя.

Сходства героев

Настя и Митраша - «деревенские сироты». Они потеряли на войне своего отца, а мать умерла от болезни. Эти события не смогли сломить главных героев, они продолжают жить. Самостоятельно они ведут домашнее хозяйство: Настя берет на себя дела покойной матери, а Митраша - дела отца.

Дети живут очень дружно, они заботятся друг о друге и ведут себя как настоящие друзья. Рассказчик часто называет их именно друзьями, а не родственниками.

Для односельчан Настя и Митраша были детьми простыми, они очень полюбились каждому жителю. Рассказчик называет детей «милыми», «умными», «дружными», «умненькими». При описании образов Насти и Митраши используются уменьшительно-ласкательные суффиксы, подчеркивающие возраст героев, а также авторское отношение к ним.

Схожа и внешность героев: оба они имеют «золотые» веснушки, которые покрывают все тело, кроме «чистенького» носа.

И брат, и сестра имеют прозвища, которые с точностью описывают их характеры: Настя - «Золотая Курочка на высоких ножках», Митраша - «Мужичок в мешочке».

И Настя, и Митраша - люди предусмотрительные. Когда они собираются в поход, каждый занят своим делом: Настя берет с собой пищу, боясь, что они могут заблудиться в лесу, Митраша берет с собой ружье и компас, который был главным помощником его отца. Оба ребенка стараются быть похожими на своих покойных родителей.

Сходство героев проявилось еще в том, что оба они совершили ошибку на протяжении повествования. Упрямый Митраша самостоятельно выбирает гибельный путь, а Настя настолько увлекается сбором клюквы, что забывает о том, что ее брат находится совсем один.

Персонажи рассказа понимают свои ошибки. Писатель дает героям шанс исправиться. Митраша искупает свою вину тогда, когда убивает волка Серого помещика, которого никто долгое время не мог поймать. Своим поступком он доказал свою смелость и силу. Настя же, переживая по поводу своей жадности, отдает всю «целебную ягоду» детям из детского дома.

После случая в лесу Настя и Митраша становятся более внимательными к своим взаимоотношениям и к жизни других людей.

Различия героев

При тщательном сравнении персонажей можно увидеть то, что они имеют непохожие черты характера.

Настя старше Митраши на 2 года, поэтому чувствует свою ответственность за него. Мальчик, видя заботу сестры, старается быть главным в их семье, поэтому часто «хорохорится».

Митраша упрям, на это указывает то, что он отказался идти вместе с Настей по проторенной тропинке. Он хотел выполнить указание отца: идти по направлению компаса. Главное различие брата и сестры заключается в упрямости Митраши и ласковости Насти. Девочка осторожно выбирает путь к ягоде, а мальчик старается показать свою смелость и храбрость. На самом деле он действительно был таким. В безвыходной ситуации ему удалось выбраться из болота. Рассудительность и ум помогли мальчику в борьбе со Старой Еланью, которая погубила многих людей.

Таблица

Для обобщения материала, посвященного сходствам и различиям главных героев, необходимо составить таблицу.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!