Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Как характеризует базарова его поведение перед смертью. Символическое значение смерти Базарова. Роман «Отцы и дети» в русской критике

Базаров перед лицом смерти - один из самых ярких образов, созданных Иваном Сергеевичем Тургеневым в его знаменитом произведении "Отцы и дети". Это произведение стало знаковым для поколения, выросшего в 60-е годы XIX столетия. Многие воспринимали этого героя как идеал, образец для подражания.

Роман Тургенева

Базаров перед лицом смерти предстает в самом конце этого романа. Его действия разворачиваются в 1859 году, в канун крестьянской реформы, навсегда отменившей крепостное право в России. Главные герои - Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Это молодые люди, которые приезжают погостить в поместье Марьино к отцу и дяде Аркадия. У Базарова складываются непростые и напряженные взаимоотношения со старшими Кирсановыми, в результате чего он вынужден от них съехать. Аркадий, увлеченный товарищем, отправляется за ним следом. В губернском городе они оказываются в компании прогрессивной молодежи.

Позже на званом вечере у губернатора они встречают Одинцову - пожалуй, главного женского персонажа романа. Базаров и Кирсанов едут в ее имение под названием Никольское. Оба они увлечены этой женщиной. Базаров даже признается ей в любви, но этим только пугает Одинцову. Евгений вновь вынужден уехать. На этот раз снова вместе с Аркадием он отправляется к своим родителям. Они чересчур любят своего сына. Базарову это вскоре откровенно надоедает, поэтому он возвращается в Марьино. Там у него появляется новое увлечение - девушку зовут Фенечка. Они целуются, и оказывается, что Фенечка - мать внебрачного сына отца Аркадия. Все это приводит к дуэли Базарова и Павла Петровича Кирсанова, дяди Аркадия.

Между тем сам Аркадий в одиночку отправляется в Никольское и остается у Одинцовой. Правда, он увлекается не хозяйкой поместья, а ее сестрой - Катей. Базаров тоже приезжает в Никольское. Он объясняется с Одинцовой, извиняется за свои чувства.

Судьбы героев

Роман заканчивается тем, что Базаров, распрощавшись с другом, уезжает к своим родителям. Отцу он помогает в нелегком деле - лечении заболевших тифом. Во время операции он случайно порезался при вскрытии очередного умершего и заразился смертельной инфекцией.

Перед смертью он просит Одинцову повидаться с ним в последний раз. Судьба остальных персонажей складывается следующим образом: прогрессивный Павел Петрович уезжает за границу, Николай Петрович женится на Фенечке, а Аркадий Кирсанов - на ее сестре, Одинцовой Кате.

Проблемы романа

В романе Тургенева "Отцы и дети" оказывается в результате Базаров перед лицом любви и смерти. Решение автора завершить свое произведение смертью главного героя многое говорит о замысле, который был у создателя. У Тургенева Базаров в финале погибает. Поэтому так важно разобраться, почему именно так обошелся с ним автор, почему описание этой гибели так важно для понимания смысла всего произведения. Ответить на эти вопросы помогает подробное изучение эпизода, посвященного смерти центрального персонажа. Как оказывается Базаров перед лицом смерти? Краткое содержание развязки романа вы можете найти в этой статье.

Образ Евгений Базарова

Описывая главного героя своего произведения, автор отмечает, что Базаров был сыном лекаря. Когда он вырос, то решил продолжить дело своего отца. Автор сам характеризует его как умного и циничного человека. При этом где-то внутри, в глубине души он остается внимательным, чутким и добрым.

У Базарова специфическая жизненная позиция, которая в последующие годы получила большое количество приверженцев и сторонников. Евгений отрицает любые моральные ценности современного ему общества, а также нравственность и любые идеалы. Более того, он не признает никакого искусства, не воспринимает любовь, которую воспевают многие поэты, так как считает ее чистой физиологией. При этом он не признает в жизни никаких авторитетов, считая, что каждый человек должен ориентироваться только на себя, ни за кем не следуя.

Нигилизм

Базаров - сторонник нигилизма, но при этом он отличается от других молодых людей, придерживающихся подобной философии, например от Кукшина или Ситникова. Для них отрицание всего вокруг - не более чем маска, которая помогает скрыть собственную несостоятельность и черствую глубинную пошлость.

Базаров на них совсем непохож. Он нисколько не кривит душой, с присущей ему пылкостью отстаивая свои взгляды. Он считает, что главное, ради чего должен жить человек, - это труд, который приносит пользу всему обществу. При этом Евгений снисходительно относится к большинству окружающих, даже презирает многих из них, ставит ниже себя.

Встреча с Одинцовой

Эта жизненная философия Базарова, в незыблемости которой он был уверен, коренным образом изменилась после встречи с Одинцовой. Базаров впервые по-настоящему влюбляется, а после этого понимает, насколько его убеждения расходятся с жизненными истинами.

Крах идеалов

Главный персонаж романа Тургенева ощущает, что любовь - это не только физиология, но и настоящее, сильное чувство. Наступает прозрение, которое многое меняет в мировосприятии героя. Рушатся все его убеждения, а вслед за ними и вся его жизнь теряет смысл. Тургенев мог бы написать о том, как этот человек со временем отказывается от своих идеалов, превращаясь в среднестатистического человека. Вместо этого он ставит Базарова перед лицом смерти.

Стоит признать, что гибель героя происходит глупо и во многом случайно. Она становится следствием небольшого пореза, который был получен при вскрытии тела человека, умершего от тифа. Но при этом смерть совсем не была внезапной. Зная, что болен, Базаров сумел оценить сделанное и осознать размеры того, что уже никогда не осуществит. Примечательно, как ведет себя Базаров перед лицом смерти. Он не выглядит испуганным или растерянным. Вместо этого Евгений силен, на удивление спокоен и стоек, практически невозмутим. Читатель начинает в эти моменты испытывать к нему не жалость, а искреннее уважение.

Смерть Базарова

При этом автор не дает нам забыть, что Базаров - это все-таки обычный человек, которому свойственны разные слабости. Никто не воспринимает свою гибель безразлично, поэтому и Евгений откровенно переживает. Он постоянно думает о том, что мог бы еще совершить, о той силе, которая в нем есть, но так и осталась нерастраченной.

При этом до последнего ироничным и циничным остается Базаров перед лицом смерти. Цитата "Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!" это только подтверждает. Здесь за иронией героя мы можем рассмотреть горькое сожаление об уходящих минутах. В последние минуты жизни он жаждет встречи с любимой женщиной, с которой не смог быть вместе. Базаров перед лицом смерти просит, чтобы Одинцова приехала к нему. Та выполняет это желание.

На смертном одре главный герой смягчается к своим родителям, понимая, что в действительности они всегда занимали важное место в его жизни, сформировали его сущность и мировоззрение. Так, как выглядит Базаров перед лицом смерти, хотел бы, наверное, выглядеть каждый. Он спокойно анализирует все сделанное за свою короткую, но плодотворную жизнь, которую посвятил науке, желая принести пользу своей стране. Смерть для главного героя оказывается не только прекращением физического существования, но и знаком того, что он в действительности не нужен России. Все его мечты что-то изменить оканчиваются фактически ничем. Физической гибели главного героя предшествует гибель его взглядов. Вместе с Базаровым умирает и его гений, а также мощный характер и искренние убеждения.

Смерть Базарова

1. Базаров - несвоевременный человек.

2. Внутреннее состояние Базарова в финале романа.

3. Неслучайный уход Базарова из жизни.

Многие писатели XIX века обращались к проблеме «лишнего человека». К этой категории «лишних людей» можно причислить таких литературных героев, как Евгений Онегин, Печорин, Рудин. Писатели в своих произведениях ставили целью понять, что делает этих людей столь незаурядными, как такие люди взаимодействуют с окружающей реальностью и людьми. И всякий раз получается, что в определенный момент появляются одиночки, которые никак не могут найти свое место в жизни. Они проповедуют экстравагантные идеи, малопонятные среднему обывателю. В итоге таких людей обычно отвергает общество, к которому они принадлежат.

Так, Евгений Онегин, убивающий своего друга на дуэли по глупейшему поводу, оказывается оторванным от круга, в котором вращался. Почему он убивает Ленского? А потому что, не умея найти себе достойное занятие, он начинает активно вмешиваться в жизнь других. Печорин же невольно разрушает жизнь «мирных контрабандистов», обрекая нескольких человек на голодную смерть. Скука толкает их на непродуманные действия, расплачиваться за которые приходится нередко совершенно посторонним людям.

Герой романа Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров тоже в какой-то мере является «лишним человеком». Но его от Онегина и Печорина отличает то, что он необыкновенно трудолюбив, настойчив в достил<ении цели. Он прекрасно разбирается в естественных науках и медицине, много работает над повышением своего профессионализма. Но кроме его нигилистической теории, которая в финале романе терпит крах, у него нет никаких жизненных целей и планов. Убежденный материалист пускает на самотек свою деятельность, а также не справляется с чувством, которое прежде отвергал - с любовью к Одинцовой.

И вот после всех жизненных испытаний Базаров приехал в родную деревню к родителям. Сразу после приезда герой твердо заявил родителям, чтобы они не мешали ему, п незамедлительно окунулся в работу. Его отец и мать благоговейно смотрели на сына, не перечили ему ни в чем и не мешали. Но тут уже стало заметно, что Евгений словно бы начал терять интерес к работе, и кажется, что в нем произошел надлом, который где-то внутри поселил сомнения в том, что все то, во что прежде свято верил герой, так уж незыблемо.

«...Лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась. Он перестал гулять в одиночку и начал искать общества; пил чай в гостиной, бродил по огороду с Василием Ивановичем и курил с ним "в молчанку"; осведомился однажды об отце Алексее». Его отец сначала обрадовался этой перемене в настроении и поведении сына, но радость его была непродолжительна, поскольку он понял, что такое поведение Базарова вызвано какой-то глубокой, внутренней грустью. «Енюша меня сокрушает, - ж адов ал с я он втихомолку жене, - он не то что недоволен или сердит, это бы еще ничего; он огорчен, он грустен - вот что ужасно. Все молчит, хоть бы побранил нас с тобою; худеет, цвет лица такой нехороший».

Состояние депрессии закономерно, ведь Базаров, отвергая все и вся, разрушая все старое, не знает, что можно возвести на расчищенном месте, и надеется на других людей. Деятельность, лишенная цели, скоро наскучивает. Именно поэтому достаточно скоро Базаров забрасывает свои научные труды, впадает в глубокую депрессию. Скука и уныние вынуждают его помогать своему отцу в его медицинской практике. Сталкиваясь с простыми людьми, крестьянами, помогая им, Базаров пытается хоть в какой-то мере заполнить внутреннюю пустоту, создавшуюся вследствие отторжения всего человеческого в себе.

Автор словно подготавливает читателя к тому, что совсем скоро должен произойти финал жизни героя, человека явно «лишнего» для общества, человека, жизненная теория которого не выдержала столкновения с действительностью. И действительно, совершенно случайно Базаров заражается смертельной болезнью. Он врач и прекрасно отдает себе отчет в том, что дни его сочтены, о чем он говорит отцу: « - Старина, - начал Базаров сиплым и медленным голосом, - дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».

Читателю абсолютно ясно, что Евгению очень жаль своих родителей, но таков уж герой, что не может открыто пожалеть их, как-то утешить. Прибегая к иронии, Базаров советует отцу обратиться к религии, хотя сам всегда отрицал веру в высшие силы. Жаль ему и собственной жизни, которая, по сути, еще только началась: «Сила-то, сила, - промолвил он, - вся еще тут, а надо умирать!... Старик, тот по крайней мере успел отвыкнуть от жизни, а я... Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» Герой признал свое бессилие перед тем, что предначертано свыше. Он осознал, что существует нечто, что будет отрицать его взгляды и убеждения, а ему при всей своей позиции нигилиста придется только смириться.

Базаров, перед тем как умереть, перед тем как впасть в бессознательное состояние, просит о встрече с Одинцовой. Ее появлению он несказанно рад. Кажется, что вполне искренен в эту минуту он с той, которая пробудила в отрицающем высокие чувства нигилисте чувство любви. Его слова, сказанные Одинцовой на прощание, действительно трогательны: «Великодушная! - шепнул он. - Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая... в этой гадкой комнате!... Ну, прощайте! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время. Бы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно: вилять хвостом не стану». Ему действительно удалось «умереть прилично», он держался поистине мужественно. И трудно сказать, окончательно ли он разуверился во многом из того, во что верил прежде, но он согласился перед смертью причаститься. Может быть, он разрешил священнику придти из-за того, чтобы успокоить родителей, которые просили его причаститься, но мне все же думается, что в смертельно больном Базарове не мог не возникнуть вопрос о том, что ждет его там, за чертой жизни. И, как любой человек, он ощущал страх перед неизвестностью, поэтому и не отверг священника.

В главе, рассказывающей о последних днях жизни героя и о его смерти, Тургенев изобразил Базарова как человека очень мужественного и при всей своей внешней суровости очень любящего своих близких. Но смерть героя неслучайна - думаю, писатель только «умертвив» героя мог бы доказать несостоятельность теории отрицания всего того, что практически всем людям дорого и нередко составляет смысл жизни большинства людей.


“Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг, ” – отметил Д.И. Писарев. Можно ли согласиться с этим высказыванием? Конечно же, можно. Попытаемся доказать правдивость слов известного критика.

Почему же умер Базаров? Главный герой порезал свой палец, пока вскрывал труп тифозного мужика, и к тому же Евгений смог прижечь ранку спустя четыре часа после вскрытия. Довольно-таки большой промежуток времени.…Очевидно, что произошло заражение крови.

И Базаров понимал это очень хорошо. Нигилист попросил у своего отца адского камня, проявив очень маленькую надежду на свое спасение. Но он был уверен, что заразился. Реплики самого героя подтверждают мои слова. Базаров говорит: “…а теперь, по-настоящему, и адский камень не нужен. Если я заразился, так уж теперь поздно”.

Стоит сравнить реакции отца и сына. Отец, Василий Иванович, понимал все ужасные последствия заражения, но он не хотел принимать мысль о неизбежной смерти Евгения, стараясь тешить себя всякими надеждами. Например, Василий Иванович говорил Базарову: “Бог с тобою! Ты простудился…”. Когда Евгений показал отцу красные пятна, Василий Иванович ответил: “…А все-таки мы тебя вылечим! ”.

Что касается самого Базарова, то здесь совсем иная ситуация. Евгений понимал, что рано или поздно он умрет. В отличие от Василия Ивановича главный герой не тешил себя пустыми надеждами и иллюзиями и старался не тешить своих близких. Так, например, он говорил своему отцу: “Старина….дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь”. Анализируя данные слова Базарова, можно заметить, что у Евгения не было страха перед смертью, он был готов умереть, расстаться с жизнью, в нем отсутствовало какое-либо волнение. Доказательством моих слов являются следующие реплики героя: “Завтра или послезавтра мозг мой…в отставку подаст”, ”…вилять хвостом не стану”. Умирая, Базаров оставался верен самому себе и своим убеждениям. Например, он согласился на причащение, но только в состоянии беспамятства, когда он не будет способен отвечать за свои действия. Базаров говорил: ”…ведь и беспамятных причащают”.

Базаров не боялся умереть. Но Евгению было досадно, что он умрет очень рано, так и не сделав ничего полезного для России, для народа, для общественного блага. Герой говорил: “Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность, очень, по правде сказать, неприятная…”. Он очень сожалел, что так и не сумел использовать все свои силы по назначению. “Сила-то, сила…вся еще тут, а надо умирать”, - сказал Базаров. У героя было много планов на будущее, но, увы, эти планы уже никогда не осуществятся… Евгений с жалостью говорил: “И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант…”.

Таким образом, мне удалось доказать, что смерть Базарова является подвигом.

Обновлено: 2018-01-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Вопрос о том, почему Тургенев убил своего героя романа «Отцы и дети» - Евгения Базарова, интересовал многих. Герцен говорил по этому поводу, что автор романа хотел убить своего героя «свинцом», то есть пулей, а прикончил тифом, потому что многое не принимал в нем. Так ли это? Может быть, причина кроется гораздо глубже? Так почему умер Базаров?

Почему Тургенев убил Базарова

А кроется ответ в самой жизни, в политической и социальной обстановке того времени. Возможности для того, чтобы осуществлять стремления разночинцев к демократическим преобразованиям, общественные условия России тех лет не давали. Кроме этого, они оставались оторванными от народа, к которому тянулись и за который боролись. Они не в состоянии были осуществить ту титаническую задачу, которую ставили перед собой. Бороться они могли, а вот побеждать - нет. На них лежала печать обреченности. Получается, что Евгений и был обречен на гибель и поражение, на то, что дела его не осуществятся. Тургенев был уверен в том, что Базаровы пришли, а вот их время - еще нет.

Смерть главного героя «Отцы и дети»

Отвечая на вопрос о том, от чего умер Базаров, можно сказать, что причиной стало заражение крови. Он поранил палец, когда вскрывал труп больного тифом, которого лечил. Но скорее всего, причины кроются гораздо глубже. Как принял герой свою смерть, как относился к ней? Как умирал Базаров?

Сначала Базаров попытался побороться с болезнью, попросив для этого у отца адский камень. Поняв, что умирает, за жизнь он перестает цепляться и отдает себя в руки смерти довольно пассивно. Ему ясно, что утешать и себя, и других надеждой на исцеление – напрасное дело. Теперь главное – достойно умереть. А это означает – не расслабляться, не хныкать, не предаваться отчаянию, не поддаваться панике и сделать все, чтобы страдания родителей-стариков облегчить. Такая забота о близких перед смертью возвышает Базарова.

У него самого страха перед смертью нет, расстаться с жизнью он не боится. В эти часы он очень мужествен, что подтверждается его словами о том, что хвостом он все равно вилять не станет. Но не покидает его обида за то, что силы его богатырские напрасно гибнут. Он демонстрирует свою мощь. Поднимая стул за ножку, ослабленный и гаснущий, он произносит «Сила-то, сила вот вся еще тут, а надо умирать!». Он преодолевает свое полузабытье и говорит при этом о своем титанизме.

То, как умер Базаров, выглядит случайно и нелепо. Он молод, сам - врач и анатом. Поэтому смерть его выглядит символично. Медицина и естественные науки, на которые так надеялся Базаров, оказываются недостаточными для жизни. Его народолюбие оказалось непонятым, ведь погибает-то он как раз из-за обычного мужика. Необъясним и его нигилизм, потому что теперь его самого отрицает жизнь.

Почему умирает Базаров? Каков смысл финала романа Тургенева «Отцы и дети»?

    Откровенно говоря Базаров мне никогда не нравился.

    Не знаю почему — еще в школе этакая неприязнь была.

    А вот Анна Одинцова у меня наоборот вызывала симпатию.

    Возвращаясь к Базарову — тот умирает от заражения крови, от тифа.

    При этом каждый читатель по своему понимает смерть Базарова.

    Смерть Базарова очень символична, ведь даже он признат перед смертью, что не нужен он России в настоящее время.

    Когда Базаров практиковался на трупе тифозного больного, он поранил себе палец и получил заражение крови. Через несколько дней он сообщает своему отцу, что дни его сочтены.

    Согласно критику Добролюбову, Базаров умирает оттого, что его недюжинному таланту негде развернуться, применить свои силы, и потому автор выбрал смерть герою из-за пустякового укола зараженной иглой.

    С другой стороны, именно приближение конца жизни дает человеку полностью раскрыться, показать себя таким, какой он на самом деле есть. И оказалось, что Базаров -не просто нигилист, отрицающий все и вся, но и тонко чувствующий, думающий человек, не чуждый высоких чувств. Вспомним его прощание с Любовью Одинцовой, сколько в нем любви, нежности, трепета перед любимой женщиной. Это не тот Базаров, который в начале романа говорил об Одинцовой:

    Это лирик, романтик, как оказалось, он прятал высокие чувства под маской нигилизма.

    На первый взгляд смерть главного героя романа Отцы и дети смотрится досадной случайностью, неосторожностью медика, но на самом деле она глубоко символична. Базаров в романе — новый человек, который отрицает все старое, нигилист, ничего не принимающий на веру, поклонник науки и . Наука не может спасти Базарова, что смотрится насмешкой над идеалами Базарова, сам врач не может вылечить себя. Привычный Базарову как-то тает под напором болезни и не показываемых, но несомненно испытываемых переживаниях. Он становится даже романтичным, меняясь перед лицом смерти. Базарова заботит теперь только одно — как умереть не потеряв лица. Тургенев убивая Базарова показывал бесперспективность этого движения, нигилизма, показывал, что время перемен еще не пришло, и какими бы сильными не были эти люди по отдельности, они одиноки, а потому не могут стать решающей силой, способной что-то реально изменить в жизни.

    Умирает Базаров от заражения тифом и его кончина очень символична, отрицающие все не могут быть полезны в этом мире. Базаров, отвергающий существовавшие ценности оказывается лишним в этом мире и его отвергает сама жизнь. Иначе, кем бы стал Базаров, если бы писатель оставил бы его в живых.

    Я смотрю на финал романа Отцы и дети чуть иначе, по-своему. Смысл финал кроется в основном конфликте, причем конфликт скрытый. Заключается он в том, что человек поставил себя на место Бога…Нет же! Он захотел стать Богом! Но это невозможно! Человек никогда не сможет управлять миром, и никогда не станет центром Вселенной, никогда не будет Хозяином в мастерской (мир), так как это место давно уже занято. Для меня слово мастерская в романе является аллегорией. Базаров не верит в то, что есть Бог, и основной нигилизм в этом!

    У героя есть решающие слова, и они говорят о многом. Он говорит, так как считает так, что раз невозможно видеть Господа, значит Его и нет! Но ведь — это неправда.

    Если резко обозначить смысл финала, то главный героя постигло наказание. Есть сказать совсем громко, то кара Божия!

    Но повторюсь, что это лишь мой взгляд, который может кому-то показаться странным.

    Более полутора веков этот вопрос возникает у каждого прочитавшего произведение и желающего разобраться в замысле автора, его отношении к персонажам. Вначале это были современники писателя, которым, казалось бы, это сделать было легче всего, просто спросив: Почему такой конец?. Они и спрашивали, но не все смогли понять ответ: ведь у каждого сво мировоззрение, которое ох как нелегко изменить.

    Казалось бы, уже написано о лишних людях, что же ещ нового можно сказать? Но Тургенев рассмотрел новые нюансы — нигилизм. И именно на это попытался обратить внимание публики.

    Толчком к написанию романа послужили мысли о бренности всего сущего, возникшие после того, как он узнал об обстоятельствах смерти молодого врача. То есть вначале сложился финал, а уж на нм был выстроен весь сюжет. Можно сказать, что смысл романа — в последних сценах.

    Таким образом, смерть Базарова была предопределена заранее и уж во всяком случае не являлась неожиданностью для самого автора, как об этом говорилось в критических статьях впоследствии. Дескать, не хотел его смерти, любил героя, а как ему в таких жизненных условиях быть? — не готово общество принять в сво лоно. Руководствуясь этими исследованиями творчества, писали сочинения в школах по образу. Идеям-де не время было воплотиться в жизнь, почва не подготовлена.

    Надо вспомнить, каково было отношение Тургенева к революционным преобразованиям общества, которые всегда несут неизбежное насилие и разрушение, а также его воззрения на отношения человека с природой. Казалось бы, какой тогда герой ближе самому автору? Но на протяжении всего романа мы видим старание не быть ни на чьей стороне: объективность — такова авторская позиция. Зато совершенно ясно высказано сожаление, что совершенно невозможно примирить ни отцов, ни детей, пока последние сами не станут отцами.

    Вс течт, вс меняется. И вот, как только начали происходить эти изменения в Базарове — выход из статуса детей , роман и закончился. Но как! Это самое лучшее место в романе, герой полностью раскрывается и можно увидеть, что ничто человеческое ему, оказывается, не чуждо. Как бы глубоко не помещались и к тому же насильно не выпускались любовь, романтизм — они вс равно пробьются наружу.

    Но тем не менее от своих идеалов он не отказывается, и мы понимаем, что проживи он дольше, начнтся уже борьба внутри него, когда нигилизм и духовность будут стараться одержать верх. А это сюжет уже другого романа.

    Поэтому только смерть могла стать преградой на пути этих изменений. Но зато, умирая физически, он не умирает духовно.

    Если судить поверхностно, не вникая в суть романа И. Тургенева Отцы и дети, то Базаров умирает от тифа из-за своей неосторожности. Но его смерть символична, писатель не мог такого героя оставить в живых. Базаров взял на себя слишком большую и немыслимую ответственность он решил, что человек может ВС, и слишком большую роль отвл материальному в жизни. Любовь, искусство по его понятиям были ничто. Поэтому писатель и решил сделать такой трагический финал.

    Но трогательная любовь вызвала в душе Базарова мятеж, бурное противоречие. Напоследок он понял, что есть и высшие чувства.

    Евгений Базаров — человек прогрессивных взглядов, нигилист. Однако время для воплощения его мыслей в жизнь еще не пришло. Нигилизм с его разрушительными концепциями был чужд России, поэтому у автора не остается иного выхода, как убить своего героя. Но перед смертью происходит переоценка ценностей: он понимает цену любви, становится романтичнее (задуйте свечу жизни). Да и последние абзацы произведения говорят именно о силе природы над человеком. Какое бы бунтующее сердце не лежало в могиле, над ним все равно будут расти цветы и петь птицы. Природа вечна, а человек — нет. Значит все взгляды Базарова — неправда. Природа все же не является мастерской для людей, как думал Базаров, а человек является букашкой перед лицом всеобъемлющей природы. Вот в этом и есть смысл финала.

    Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, какое определение Тургенев давал своему герою. По терминологии Тургенева, и он не раз писал об этом, нигилист равно революционер.

    Трагический конец Базарова обусловлен взглядами автора на революционеров и революционное движение в России. Эти слова, произнесенные в беседе с другом Тургенева историком и публицистом Стасюлевичем, как нельзя лучше относятся к и Базарову:

    Все революционеры для Тургенева — надломленные, психически больные люди. В определенный период времени они выходят на историческую сцену и, выполнив отведенную для них роль, покидают ее, не оставляя ни учеников, ни последователей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!