Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Почему Гоголь назвал "Мертвые души" поэмой? Вопрос открыт. Почему “Мертвые души” – поэма? Почему жанр мертвых душ определен как поэма

(353 слова)

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» - удивительное и поистине великое произведение русской классической литературы. Однако при прочтении названия на обложке у читателя может возникнуть закономерное недоумение. Какой же смысл в себе несёт странное и абсурдное словосочетание «мёртвые души»? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, стоит глубже окунуться в гнетущую атмосферу помещичьих деревень, осмотреться в галерее неприглядных портретов эпохи и понять, что же скрывается за таинственным словом «душа».

Природа названия, данного Гоголем, двояка. При начальном ознакомлении с поэмой становится ясно, что «мертвыми душами» герои произведения нарекают умерших крестьян в бюрократических документах, которых скупает Чичиков. Но при более глубоком погружении приходит осознание иной природы заголовка. Ведь по своей сути, душа – это бессмертная субстанция, представляющая собой божественное начало человека, всё живое, что есть в нём. И Гоголь, уходя в некоторую гиперболизацию, показывает читателю собирательные образы дворянского общества того периода, отталкивающие и одинаково отвратительные в своём падении, несмотря на различия в характерах и повадках.

В героях автор не видит ничего настоящего, кроме порока: грехи Манилова — это праздность и слащавость; Коробочка невероятно скупа и мелочна; у Ноздрева прослеживается абсолютный нарциссизм; холодный цинизм и приземленность – основные черты Собакевича; ну а равнодушный Плюшкин является типичным карикатурным скрягой с огромным состоянием, но столь же огромными дырами в одеянии. Во главе этого «цирка уродов» стоит сам Чичиков – прохвост и жулик, чья единственная цель – обрести капитал любым способом.

В их обличье мы видим историю болезни, разъевшей высшее общество, симптоматика которой – забота о материальных, временных благах и угасание морали и той самой многострадальной души. Вместо того чтобы найти своё предназначение в служении родному отечеству, миру и людям эти существа предпочитают низменные привычки и холодный расчёт, вытеснившие высокие порывы души настоящих людей, когда-то загубленных в героях. Именно такое падение Гоголь и называет причудливым оксюмороном «мёртвые души» — меркантильные оболочки без нравственных принципов.

Николай Гоголь, безусловно, гений своего ремесла. Через острую сатиру, иронию и юмор он открывает читателю глаза на насущные проблемы времени, на гадкую гниль в основании столба, неуверенно держащего государство. К сожалению, образы из омерзительной галереи помещичьих «мёртвых душ» встречаются и в современном мире. А это значит, что моральная деградация общества не утратила силы, и поэтому поэма Гоголя ещё долгое время не потеряет своей актуальности.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В мае 1842 года выходит в печать первый том гоголевских «Мертвых душ». Произведение было задумано автором еще во время его работы над «Ревизором». В «Мертвых душах» Гоголь обращается к основной теме своего творчества: господствующим классам русского общества. Сам писатель говорил: «Огромно и велико мое творение, и не скоро конец его». Действительно, «Мертвые души» - выдающееся явление в истории русской и мировой сатиры.

"Мертвые души" - сатира на крепостничество

«Мертвые души» - произведение В этом Гоголь является продолжателем пушкинской прозы. Он сам об этом говорит на страницах поэмы в лирическом отступлении о двух типах писателей (VII глава).

Здесь открывается особенность гоголевского реализма: способность обнажить и показать крупным планом все изъяны человеческой натуры, которые не всегда бросаются в глаза. В «Мертвых душах» отразились основные принципы реализма:

  1. Историзм. Произведение написано о современном писателю времени - рубеж 20-30 годов XIX века - тогда крепостничество испытывало серьезный кризис.
  2. Типичность характеров и обстоятельств. Помещики и чиновничество изображены сатирически с ярко выраженной критической направленностью, показаны основные социальные типы. Особое внимание Гоголь уделяет детали.
  3. Сатирическая типизация. Она достигается авторской характеристикой персонажей, комическими ситуациями, обращением к прошлому героев, гиперболизацией, использованием в речи и пословиц.

Смысл названия: буквальный и метафорический

Гоголь задумывал написать произведение из трех томов. За основу он взял «Божественную комедию» Данте Алигьери. Точно так же «Мертвые души» должны были состоять из трех частей. Даже название поэмы отсылает читателя к христианским началам.

Почему «Мертвые души»? Само название - оксюморон, сопоставление несопоставимого. Душа - это субстанция, которая присуща живому, но никак не мертвому. Используя этот прием, Гоголь дает надежду, что не все потеряно, что положительное начало в искалеченных душах помещиков и чиновников может возродиться. Об этом и должен был быть второй том.

Смысл названия поэмы «Мертвые души» лежит в нескольких плоскостях. На самой поверхности - буквальный смысл, ведь именно мертвыми душами называли умерших крестьян в бюрократических документах. Собственно, в этом суть махинации Чичикова: скупить мертвых крепостных и взять под их залог деньги. В обстоятельствах продажи крестьян и показаны основные герои. «Мертвые души» - это сами помещики и чиновники, с которыми сталкивается Чичиков, ведь в них не осталось ничего человеческого, живого. Ими правит жажда наживы (чиновники), скудоумие (Коробочка), жестокость (Ноздрев) и грубость (Собакевич).

Глубинный смысл названия

Все новые аспекты открываются по мере чтения поэмы «Мертвые души». Смысл названия, таящийся в глубинах произведения, заставляет задуматься над тем, что любой человек, простой обыватель, может со временем превратиться в Манилова или Ноздрева. Достаточно в его сердце поселиться одной небольшой страсти. И он не заметит, как взрастет там порок. С этой целью в XI главе Гоголь призывает читателя посмотреть вглубь души и проверить: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»

Гоголь заложил в поэму «Мертвые души» смысл названия многоплановый, открывающийся читателю не сразу, а в процессе осмысления произведения.

Жанровое своеобразие

При анализе «Мертвых душ» возникает еще один вопрос: "Почему Гоголь позиционирует произведение как поэму?" Действительно, жанровое своеобразие творения уникально. В процессе работы над произведением Гоголь в письмах делился с друзьями своими творческими находками, называя «Мертвые души» и поэмой, и романом.

О втором томе "Мертвых душ"

В состоянии глубокого творческого кризиса в течение десяти лет пишет Гоголь второй том «Мертвых душ». В переписке он часто жалуется друзьям, что дело идет очень туго и не особо его удовлетворяет.

Гоголь обращается к гармоничному, положительному образу помещика Костанжогло: рассудительному, ответственному, использующему научные знания в устройстве усадьбы. Под его воздействием Чичиков пересматривает свое отношение к действительности и изменяется в лучшую сторону.

Увидев в поэме «жизненную неправду», Гоголь сжег второй том «Мертвых душ».

Почему «Мертвые души» Н.В. Гоголь назвал поэмой?

«Мертвые души» Н.В. Гоголя – явление столь же гениальное и удивительное, сколь и произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Оба текста (с точки зрения жанрового определения) оказываются авторской новацией в системе жанров русской литературы девятнадцатого века. Как необыкновенно казалось тогда литературному обществу определение лирического произведения как «романа» (хоть и «в стихах»), и столь же удивительно звучит определение «поэма» по отношению к прозаическому тексту.
Виссарион Григорьевич Белинский, великий критик девятнадцатого столетия, характеризует произведение Гоголя как роман, выстраивая четкую систему доказательств. Однако, прекрасно зная точку эту зрения, Гоголь и во втором издании «Мертвых душ» определяет жанр произведения как «поэма». На это есть ряд существенных причин, которые можно обнаружить при детальном анализе текста.
Во-первых, согласно определению, поэма – это лироэпический жанр, в котором на первый план выводятся какие-либо значительные и весомые характеры. Можно с уверенностью утверждать, что произведение Н.В. Гоголя – это не просто текст, это не просто повествование о судьбе и похождениях Чичикова, об его удивительной афере, о дерзкой и невероятной идее и прочее. Нет, текст поэмы – это еще и место осязаемого существования автора: читатель не может не обнаружить живой писательский дух, отраженный в лирических отступлениях, в которых Гоголь рассуждает о судьбе России. То есть тонкая лирика души автора, его искренние переживания тесно переплетаются с основной сюжетной линией, очерченной в произведении.
Во-вторых, герои «Мертвых душ» - это своеобразные «антибогатыри». Они значительны, известны всему народу, они прославились, но все их действия и поступки характеризуются с отрицательной стороны, они вызывают неприязнь. Лермонтов, представляя читателю Печорина как героя своего времени, в тех же тонах описывал типичную натуру современного поколения (стоит сказать, что и не без тени сожаления). Так и Гоголь: он показывает все самое гнусное, обнажает читателю обыденную и всем известную Россию – не сильное государство с великими победами и многовековой историей, но страну со своими безобразными, низменными страстями и скверными пороками, в которой действуют не бравые герои-освободители, а мелкие и жадные помещичьи души. Манилов, Коробочка, Собакевич, Ноздрев и Плюшкин – вот самые значительные характеры того времени: характеры низкие и глупые, безнравственные и абсолютно мертвые, пустые; однако это герои своего времени, это нравы России, смело и ярко показанные великим писателем.
В-третьих, стоит заметить, что Гоголь называл «Мертвые души» поэмой еще и потому, что считал значительным и очень важным сам замысел своего произведения: он мыслил его весомым импульсом к духовному возрождению России.
Возможно, что именно такое отношение к своей идее и дало повод Н.В. Гоголю определить жанр своего произведения как «поэма».

Когда Николай Васильевич Гоголь задумал создать произведение, ныне носящее название «Мертвые души», он поставил перед собой особую цель – суметь всесторонне изобразить огромную Россию. Писатель осознавал, что для этого ему необходимо будет обратиться к какому-либо не заезженному другими писателями жанру. Еще лишь начиная «Мертвые души», автор записал в дневнике слова о том, что его новое творение не походит ни на роман, ни на повесть, ни на рассказ.

Считается, что идею создания произведения в жанре поэмы дал Гоголю Пушкин, который неоднократно восхищался талантом писателя. И некогда сам хотел создать прозаическую поэму. Но Гоголь воспользовался лишь основой идеи и широко развил ее. О чем не говорил Александр Сергеевич.

Гоголь стал углубляться в сюжет и досконально описывать не только характер героев, но и их жизнь на фоне расстилающихся исторических событий того времени. Определив жанр нового произведения как поэму, писатель, желал выделить те особые черты, что принадлежат данному произведению: эпичность, обобщение и множество лирических отступлений в тексте.

Писатель говорил, что в литературе появился особый тип произведения, являющийся некой серединой между романом и эпопеей. Подобные творения он прозвал меньшими родами эпопеи. В них главным героем был частный человек, деяния которого между тем становились для многих людей значительными.

Такие герои своим поведением обнажали пороки современности, которые другие тщательно пытались скрыть от взгляда общественности. Желая, чтобы его новое произведение считали «меньшим родом эпопеи», Гоголь и называет его поэмой.

Поэма имеет четко выстроенную композицию. Ее главный герой ездит по стране с желанием стать владельцем больших денежных средств, всюду покупая мертвые души крестьян за бесценок. Помещики, ставшие продавцами душ – это не просто люди, пожелавшие получить деньжат задаром.

Это придуманные образы, показывающие типичные взгляды, желания и привычки людей того сословия. Автор хотел показать, как низко пали духовные качества русских помещиков. Он желал создать не один, а три тома поэмы, в которой герои все же смогли бы измениться и возродиться морально. О таком повороте в истории России мечтал автор.

Когда ты впервые прочитал это произведение, то осознаешь, что создано оно действительно в нестандартной форме. Навряд ли возможно найти нечто подобное у какого-нибудь другого русского или зарубежного автора. В нем огромная роль отведена лирическим отступлениям. А ведь именно они характерны для поэмы.

В них автор высказывает собственные мысли, ненавязчиво вводит в повествование собственное «я». Первую книгу Гоголь закончил, оставляя мысль, что нашу страну ждут изменения и падение черной дымки с душ народа. Он желал возродить идеальный мир, поэтому назвал свою работу лиро-эпической поэмой.

В период работы над «Мертвыми душами» Гоголь называл свое произведение то «повестью», то «романом», то « ». Окончательно определив жанр «Мертвых душ» как поэму, писатель хотел тем самым подчеркнуть основные черты своего произведения: его эпичность, широкие обобщения и глубокий лиризм.

Именно эпопею Гоголь считал наиболее полным и многогранным повествовательным жанром, способным охватить целую эпоху. Жанр романа представлялся ему более узким и замкнутым в рамках определенного пространства. «Мертвые души», согласно его замыслу, не могли быть названы ни эпопеей, ни романом. Тем не менее, Гоголь считал, что в современной ему литературе существует новый тип произведений, являющийся своего рода соединительным звеном между романом и эпопеей. Желая отнести «Мертвые души» к так называемым «меньшим родам эпопеи», он и назвал свое произведение поэмой.

При этом Гоголь отнюдь не связывал жанр поэмы с прославлением существующего миропорядка. Напротив, он наполнил свою поэму обличительным пафосом, бичуя в ней пороки российской жизни.

Странным и двусмысленным выглядит сюжет поэмы, ведь она посвящена покупке и продаже мертвых душ. Однако он позволил автору не только показать внутренний мир своих персонажей, но и дать полную и всеобъемлющую характеристику эпохи.

Композиция поэмы

С точки зрения композиционного построения, поэму можно разделить на три части. В первой из них читатель знакомится с помещиками. Каждому из них автор посвятил отдельную главу. При этом последовательность глав выстроена таким образом, чтобы при переходе к следующему персонажу происходило усиление отрицательных качеств.

Во второй части дана широкая характеристика жизни губернского города. Основное место здесь отводится изображению нравов чиновничьей среды.

В третьей части рассказана история жизни главного героя поэмы – Павла Ивановича Чичикова. Если в начале произведения Чичиков кажется загадкой, то здесь автор раскрывает его истинное обличье, оказавшееся весьма неприглядным.

Еще одна из особенностей произведения, приближающая его к жанру поэмы, - многочисленные лирические отступления, самым прекрасным из которых являются строки о русских просторах и о птице-тройке. В них, после нарисованной мрачной картины российской действительности, автор выражает веру в великое будущее родной страны.

Истинный масштаб произведения Гоголя, эпичность изложения и глубокий лиризм позволяют понять правоту писатель, назвавшего «Мертвые души» поэмой.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!