Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Сообщение о перуне боге славян. Смотреть что такое "Перун" в других словарях. Дива-Додола - верная жена Перуна

Перун (др.-рус. Перунъ, белор. Пярун) — бог-Громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. После распространения христианства на Руси многие элементы образа Перуна были перенесены на образ Ильи-пророка (Ильи Громовника). Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет».

Бог Перун, славянская мифология, самый известный из братьев Сварожич. Он бог грозовых облаков, грома и молнии. Возможно, это были жестокие принцы-принцы и воины, избравшие Перуна своим небесным вождем. Великий князь Владимир Святославич поставил его под ответственность других богов и установил памятник рядом с княжеским дворцом в Киеве. После того, как крещение Руси приказало свергнуть его и утонули в водах Днепра, люди побежали и кричали «Выдыбай, о Боже». Место, где волны вымывались на берегу деревянной статуи Грома, и по сей день называется Выдубичи.

Славянская этимология имени Перун (праслав. *Perunъ) достаточно очевидна. Оно происходит от глагола *perti, *pьr? «ударять, бить» (ср. рус. переть, болг. пера, перем «бью, колочу») и суффикса деятеля -unъ (ср. бегун, прыгун и т. д.). Таким образом, имя Перун имеет значение «бьющий, ударяющий, разящий (громом и молнией)». В пользу этой этимологии говорит ещё и тот факт, что в славянских языках есть идентичные слова, обозначающие гром и молнию — рус. перун «молния», укр. перун, белор. пярун, польск. piorun «гром».

Подоль был построен одной из старейших церквей в Киеве Илия. Перед входом в церковь показывает седовласый человек, вознесенный на небеса на колеснице, нарисованной огненными лошадьми. Родителями Перуна были Сварог и Лада. Рождение Перуна было отмечено сильным землетрясением.

В древней «Книге колядок» говорится: «Затем в небе грохотал гром, а затем вспыхнул молнией в облаках, и был свет, как молния, Сына Сварога Перуна Громовержеца». Это описано в древней шумерско-вавилонской эпопее Гильгамеша. Перунский шкипер погрузился в вечный сон, и богини превратились в волосатых монстров. Гармония в горах называла его старших сыновей и велела им немедленно отправиться на поиски Перуна и сестер. Те, кто обратился к пророческим птицам - сирийским, алконским и стратимским, пролетели по всему миру.

О культе Громовержца у славян сообщал ещё Прокопий Кесарийский (VI век - византийский писатель; секретарь полководца Велизария):

"…Они считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды."

Отсюда делается вывод, что Громовержец-Перун уже тогда был главой славянского пантеона. То, что Перуну в жертву приносили быков, подтверждается позднейшими этнографическими данными: в братчину на Ильин день в честь Ильи-пророка (сменившего Перуна на посту Громовержца) так же закалывались быки и другой скот.

Все кружили и не нашли следа младенца Перуна. Просто заметил, что сидел у входа в подземелье Скипер-зверь. Любой человек с Сварожичем немедленно исчез. Братья поняли, где они ищут потери, и упали в подземелье. Долго пробирались сквозь мрачные проходы и наконец увидели спящий глубокий сон Перуна. На протяжении многих лет он рос, становился мужчиной, но это только для того, чтобы разбудить его от мертвой дремоты, и не смог справиться. Затем отправил птицу Сварожича Гамаюна в святую гору Репейских для Сурьи - воды жизни.

Омыл своего брата и он встал живым и здоровым. Как дошло до Перуна, и сказал, что найдется месть Скинер-зверь и сестры.
Slavic mythology" title="God Perun.
Он преодолел множество препятствий в темноте, Нави, с множеством ужасов, но все же нашел живую, Марен и Лелию, Скипером превратился в монстров. Разочарованные сестры Перуна и отправились во дворец Скипера, что из человеческого костного комплекса. Крепко они схватили и долго сражались. Перун наконец поднял врага и бросил его на землю. Сыр Матери-Земли расстался навсегда, проглотил Скипер.

Апокрифическая «Беседа трёх святителей» называет Перуна, наряду с , ангелом грома и молнии, что ещё раз подтверждает его сущность громовержца.

Первые сведения о Перуне с упоминанием его имени появляются в «Повести временных лет». В частности, клятвы Перуном содержатся в договорах Руси с византийцами, заключённых после походов в 907, 945 и 971 годах.

После этой победы Перун отправился в небесный мир - право. Перуну понравилось, и он предложил молодой богине выйти за него замуж. Но ночью девственница испугалась Грома, расплакалась и убежала. Перун не отступил от запланированного и пошел за ней. Поэтому он подошел к дому, а Дай ухаживал за дочерью.

Отец Дивы не сразу ответил жениху и пригласил его в свой дом поговорить и поужинать. И пока они разговаривали, возникла проблема: Черное море ползло монстра - трехглавый змей. Он увидел диву и решил похитить ее. Фюсс, начал плакать и разрушать все вокруг. Услышал его Дый с Перуном и вышел из дворца. Оба Грома вспыхнули в его молниеносной змее и выехали на дно моря.

Вот фрагмент договора 945 года:

"И если кто с русской стороны помыслит разрушить такую любовь… то некрещёные да не получат помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся щитами своими, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами в этой жизни и в загробной."

Далее описывается, как при заключении договора русь-язычники клянутся, положив свои щиты, обнажённые мечи, обручи и прочее оружие. Позже князь Игорь был приведён к присяге греческими послами — он пришёл со своими людьми-язычниками на холм, где стоял Перун, и они сложили своё оружие, щиты и золото, и присягнули.

После этой битвы Дий согласился отдать свою дочь Перуну. Они скоро вышли замуж и отпраздновали. С тех пор дива называлась Перин или Перуницей - женой Перуна. Сила она пошла к отцу, чрезмерная гордость - матери. Из обоих родителей выучились магические навыки: умело оборачивать любого животного, рыбу в море и могучую птицу. Поэтому станьте великим охотницей. Она прыгнула на Леса в сопровождении двух страшных волков, которые следовали за ней как обычная собака. Любая игра, извлеченная и не знающая в своей забаве непревзойденной.

Потому что Дьюан ужасно гордился и решил покорить небесную обитель богов, избавиться от престола Сварога и самых правых трех миров: закона, реальности и Навю. Гром ужасно рассердился и бросился к своей дочери. Поймал ее взгляд в лесу и зарычал, как животное.

Из договора 971 года мы узнаём следующее:

"А если выше сказанного не выполним…, да будем прокляты Богом, в которого веруем, Перуном и Волосом, скотьим богом, да будем желты, как золото, и да будем посечены своим оружием."

Вообще же говоря, фигурирование Перуна в клятвах неудивительно: он действительно был для варягов-руси «своим богом», покровителем князя и дружины. Вполне вероятно, что чисто славянский бог Перун заменил для них скандинавского Тора, тоже Громовержца.

Заповеди родных богов. заповеди бога перуна

Сразу же раздались страшные волки Девы, хвосты между ног в страхе убежали. Нечего делать, кроме грома, как назвать охотника на бой. Отец и дочь положили копье и бросились друг к другу на быстрых лошадей. Перекрещенные копья и разбросанные чипы. Они взяли свои мечи, но они сломали власть, повернутую ударов. Тогда Деван, хищная львица, прыгнул от рычания у своего отца. Здесь, в первый раз в моей жизни, испугалась девственница. Повернулся в птицу и попытался улететь, но Перун под видом орла поймал его и бросил.

Перун упоминается в летописном рассказе о так назваемой «языческой реформе» князя Владимира Святославича, когда он установил в Киеве идолы шести важнейших божеств:

Таким образом, в центре Киева, недалеко от резиденции князя, на холме был установлен деревянный антропоморфный идол Перуна с серебряной головой и золотыми усами. Перун в данном списке упоминается на первом месте, поэтому можно считать, что он стал во главе общерусского языческого пантеона, установленного Владимиром. Мало того, некоторые исследователи полагают, что первоначально в летописи упоминался один лишь Перун, а имена остальных божеств являются позднейшей вставкой (стало быть, на холме в Киеве был установлен только один идол — Перуна). Как бы то ни было, целью реформы действительно была установка общегосударственного культа верховного божества. И неслучайно, что это божество покровительствовало князю и дружине — в молодом формирующемся Древнерусском государстве князь и дружина насущно нуждались в укреплении своих позиций. В рамках той же языческой реформы идол Перуна был установлен и в Новгороде дядей Владимира, Добрыней: «и пришед Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу».

Охотник скользил по воде в воде, и Перун, и на этот раз он перехитрил: не пойманная дочь. Деван кричал, умолял отца прощения, поклялся продолжать слушать его. Дьюан был известен многим людям. Греки назвали ее Артемидой и признали, что Хантер - славянская богиня. Римляне, только слегка изменили ее, ее имя называли Дианой. Многие приключения Перуна известны из мифов разных народов, сказок и русской легенды об Илье Муромеце. В Новгороде был самым известным святилищем Перуна в России, построил колесо с шестью спицами - знак Грома.

Знак грома был разрушен, и каждый славянский дом - как защита от молнии Перуна. Перун упоминается в хрониках в контрактах Руси и славян с Ромео. Сварожич.

Поскольку элинский бог отмечен в «Проповеди на мзоимании» и в «Слове покаяния». Верховный бог книги пантеона. Владимир - бог правящей военной элиты, принц и охранники. Бог наказывает несоблюдение. Всесторонняя информация о кумире Перуна, найденная в «Густинской хронике»: Первый Перконос, Б - это Перун, по сравнению с их старшим болотом, создан до подбои человека, он также Бру Рукхшаша - драгоценный камень, похожий на огонь, это жертва к Богу Ты приношаху и огонь неугасающий г дуб древая постоянно паляху.

«Языческая реформа» Владимира не принесла ожидаемых результатов, и насущной необходимостью стало крещение Руси. В связи с этим и в Киеве, и в Новгороде идолы Перуна были свержены и «изгнаны». В Новгороде это произошло так:

"В год 6497 (989). Крестился Владимир и вся земля Русская. И поставил в Киеве митрополита, а в Новгороде — архиепископа… И пришёл в Новгород архиепископ Аким Корсунянин, и разрушил капища, идол Перуна посёк и велел его волочить к Волхову. Обвязали его верёвками, и поволокли по грязи, избивая палками. И заповедал никому нигде его не принимать."

Если бы вы были, если неравновеся служащаго иерея, огонь, когда эти вещи исчезают, как такаваго иерея без какой-либо изветы убиваху и милосердия. Должен признать, что среди сторонников князя Дмитрия Ивановича тогда - другого союзника Хан Тахтамышева крестили татар и, возможно, не только крестили. Коррелирует с Перкунас Балтс Тор Скандинавиями Таринисом - кельтами. Итак, Перун, сын Сварога, старший: Бог грома и молнии, как Скайфир. Покровитель солдат и княжеских воинов. Правящий Бог, Бог наказывает законы об отказе.

Храм символизма - дубовый кумир, камень или два камня по обеим сторонам идола, жертвенный огонь, ожог перед кумиром, шестилучевое колесо на кумире, символ молнии и стрел, и даже если настоящий кумир Громовержца, Вероятно, язычники не вырезали живые деревья для кумиров - живые, но старый, мощный дуб был для них символом поклонения, применяя черты золотой и серебряной краски. Дуб, почитаемый особенно пораженными молниями и амулетами, посохами, палочками, стрелами, сделанными из него, считались лучшими хранителями Наи.

В фольклоре

Определённые сведения о Перуне можно почерпнуть и из фольклора славянских народов. В календарной ритуальной традиции фольклоре южных славян встречается такой персонаж, как Пеперуда (Додола), которая напрямую связывается с Перуном. Девочка, олицетворявшая Пеперуду, участвовала в летних ритуалах вызова дождя. Упоминается она и в ритуальных песнях, исполнявшихся по этому поводу. В фольклоре восточных славян имя Пеперуды забылось, однако в детских закличках по поводу дождя имеется идентичный с нею образ «сироты», способной вызвать дождь, открыв ключиком ворота (подобный сюжет есть и в додольских песнях).

Одно из главных славянских божеств, часто действующее как глава других богов. Его партнер Перперуна обычно отождествляется с силами плодородия. Очевидно, что имя Перун должно ассоциировать вас чем-то, а именно с молнией, потому что бог Перун, среди прочего, является властелином молнии. Как это ни парадоксально, его имя хронологически изначальное, тогда как название атмосферного явления является второстепенным - иначе говоря, существовало божество Перун, а затем, после его имени, атмосферное явление заняло свое имя.

В случае Перуна есть богатый набор фольклорных материалов, устных традиций, немного письменных. Исследователи находят их на всей славянской территории, также среди балтийских народов. Однако этот несомненный козырь может вызвать некоторые проблемы. Александр Брукнер доказывает, что Перун известен только на Руси. Александр Гийзтор совершенно не согласен с тем, чтобы поставить дело таким образом, доказывая, что вы также можете найти божества, связанные с Перуном в других славяноязычных районах.

Интересные данные о Перуне обнаруживаются и в восточнославянском фольклоре. В частности, в белорусских сказках имеется сюжет о преследовании чёрта Громовержцем. Перун (или его «заместитель») пытается убить чёрта молнией, а тот по очерёдности прячется в человеке, животных, дереве, камне, и наконец уходит в воду («там тебе и место» — говорит Перун). В данном сюжете отражены представления восточных славян о том, что нечисть большую часть года живёт в воде, а на суше прибывает лишь с Ивана Купалы до Ильина дня. Именно поэтому купаться в природных водоёмах разрешается лишь в этот период, и именно поэтому в это время бывает так много гроз — это Перун/Илья-пророк отстреливает молниями нечисть, разгуливающую на суше. В Ильин день нечисть возвращается в реки, делая их опасными для купания.

Перун — откуда имя сие родилось?

Персонификацией Перуна в природе является дуб и животные, такие как бык, овна или голубь. Места, где удар молнии считается священным. Также изъятия после такого события приобретают особые свойства. - фрагменты валунов, резко кончающиеся и похожие на наконечники стрел, являются очень ценной находкой и могут помочь в некоторых ситуациях, например, когда корова не хочет давать молоко, вы должны вытирать вымя, используя такую ​​штуку. Таким образом, Перун также связан с оружием, таким как дуга и стрелы.

Одним из атрибутов этого божества является топор, который обладает некоторыми магическими свойствами и может использоваться для защиты целей от болезней и нечистых сил. Топор ставится под кровать женщины, которая рожает или, например, на поле при посеве, поэтому защищает ее от града.

У южных и восточных славян повсеместно в фольклоре и мифологических представлениях Перун заменился христианскими святыми или образом Бога. Воинские черты Перуна во многои перешли Георгию Победоносцу и отчасти Борису и Глебу. В народном же сознании образ Перуна весьма полно и органично заменился Ильёй-пророком. Способствовали этому и отдельные черты этого святого, роднящие его с образом Громовержца — например, колесница как транспортное средство, связь с небом и огнём.

Там также обычай ударить себя в голову камнем сразу после того, как вы услышите первый весенний гром.

Есть некоторые ритуалы, связанные с Перуном. В южных славянских странах, во время засухи, существует обычай, когда танцующие дети выбирают молодую, незрелую и не готовую к замужней девушке эту несчастную девочку, обнаженную, носящую только цветы, травы и листья, проходящие через деревню, посыпают водой старухами и домохозяйками. Эта девушка известна в нескольких странах под несколькими названиями, такими как Перепуна, Пеперуна, Перперуна, Перперона, Пирпируна.

Атрибуты Перуна

Перун, как считается, ассоциировался с возвышенностями — к примеру, его идолы, по данным летописей, стояли на холмах. Есть и лингвистические причины для такой привязки, к которым, однако, следует относиться внимательно, поскольку они могут быть позднейшим сближением по созвучию двух совершенно разных корней.

В то время как в русской мифологии появляется загадочное божество Переблута, которое также может иметь связи с описанной девушкой. На сербском участке есть обряд, во время которого девушки украшают главный дуб в деревне, спрашивая о плодородии полей, один из хозяев жертвует ягненком, жертвенная кровь собирается в яму под дубом, указанная части животных погребены, после этого они имеют пир и едят, среди прочего, жертву мяса или ритуальный хлеб, который разделяют между общинами. Джеймс, люди в Медимурье говорят: «Джеймс горит, Яна горячо горят».

Одним из важнейших атрибутов Перуна был дуб. Интересно, что в славянских языках не сохранилось индоевропейское название дуба — *perku-. Оно было табуировано, что ещё раз подверждает сакральность дуба для славян.

Константин Багрянородный (сер. X века) оставил описание ритуала, связанного с дубом, производившегося на острове Хортица. В данном случае речь идёт не столько о славянах, сколько о «русах» — скандинавах, перенявших славянские обычаи:

"На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие — кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай."

У южных славян известно поклонение Илье-пророку на холмах с дубравами.

В грамоте галицкого князя Льва Даниловича 1302 года, в которой определяются границы владений епископа Перемышльского, упоминается Перунов дуб как одна из границ: «…а отъ той горы до Перунова Дуба гор? склонъ».

Свидетельствуют о культе дубов и данные археологии. Б. А. Рыбаков (советский археолог и историк) пишет:

"Дважды наука обогатилась находками подлинных священных дубов языческого времени. Первая находка была сделана в 1909 г. В 8 км от устья Десны близ Никольского монастыря из воды был извлечен ствол дуба около 20 м длины. Дуб погиб сравнительно молодым — судя по годичным кольцам, ему было около 150 лет. В свое время в толщу ствола были врезаны и успели врасти в древесину четыре кабаньих челюсти, расположенные квадратом. Челюсти принадлежали молодым кабанам. Вторая аналогичная находка дубового ствола с кабаньими клыками была сделана в 1975 г., неподалеку от первой в Днепре, ниже устья Десны. На высоте 6 м от корней в ствол дуба были также вживлены 9 кабаньих челюстей, образующих фигуру квадрата со стороной в 34 см. Нижняя часть ствола носит следы огня. Дата по С14 — примерно середина VIII в. н. э."


Из цветов Перуну, видимо, принадлежал ирис. Этот вывод делается на том основании, что южнославянские народы называют ирис германский перуника, наряду с богиша «Божий цветок».

Оружием Перуна были палица, топор, камни и «громовые стрелы». Славяне считали, что ископаемые моллюски-белемниты, кремневые топоры, наконечники стрел и копий — это «громовые стрелы» Перуна, уходящие в землю при ударе молнии и со временем выходящие на поверхность. Этим артефактам придавались магические свойства, например — они могли исцелять болезни. Данные представления о «громовых стрелках» сохранялось в народе вплоть до недавнего времени. О палице, как артибуте идола Перуна и драк в его честь в Новгороде, упоминает летопись.

Важным атрибутом Перуна считался и топор. С данным фактом связываются многочисленные амулеты-«топорики», находимые археологами на древнерусских землях и связываемые с дружинной средой (ведь Перун — покровитель князя и дружины). Считается, что амулеты-«топорики» выдавались отрокам во время постригов, и сначала носились ими как обереги, а по мере входа в дружину — как престижный символ принадлежности к ней.

Для более раннего времени больше характерны амулеты «молоточки », которые являются археологическим маркером варягов-руси, ещё не оставивших скандинавские обычаи.

Из дней недели Перуну был несомненно посвящён четверг. Об этом свидетельствует, во-первых, индоевропейская традиция, связывающая с богом-Громовержцем именно этот день недели (ср. нем. Donnerstag «день Донара», англ. Thursday «день » и т. д.). Далее, в пользу этого говорит название четверга у полабов — Peräunedån «день Перуна» (хотя вполне вероятно, что это название может быть калькой от нем. Donnerstag). У восточных славян равным по значимости с Ильиным днём считался четверг перед этим праздником. Четверг в славянской традиции считался днём «мужским» и удачным для начинаний. Наконец, именно о связи громовержца с четвергом говорит русская пословица «после дождичка в четверг», в которой идёт речь об исполнении желания (скепсис её, видимо, позднего происхождения).


Бог грозы и грома. Культ Перуна восходит общеиндоевропейскому почитанию бога-громовержца (Зевс греков, Индра индусов, Тор скандинавов, Перкунас балтов). Имя Перуна часто связывают с санскритским корнем «par» и сопоставляют с прозвищем Индры – Parjanya-parganya (молниеносная туча). По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни. Производитель, творец, он как бы вновь созидал мир.

Но Перун – также божество грозное и карающее, которое возбуждает страх и трепет. У индоевропейцев бог-громовержец постоянно связывался с военной функцией. На Руси Перуна представляли в виде немолодого мужа: по сообщению летописей, голова его деревянного идола в Киеве была серебряной (седина?), а усы – золотыми. Борода громовержца у всех индоевропейских наций играла какую-то особую роль, что отчасти отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи-пророка», чей образ (как и образ Георгия Победоносца) заменил Перуна после крещения . Главным оружием Перуна были камни и стрелы (олицетворения молний), палица, плеть, а также топоры.

Збручский идол. Возможно, изображение Перуна. Ок. X века

В образе всадника на коне или на колеснице Перун поражает своим оружием змеевидного врага (в изначальном варианте мифа – то мифологическое существо, которому соответствует бог Волос -Велес, в поздних текстах – сказочный Зми-улан и т. п.). Тот прячется от Перуна вначале в дереве, потом – в камне, человеке, животных, воде. После победы Перуна над врагом освобождаются воды (в других вариантах мифа – скот, женщина, похищенная противником Перуна – Додола, Марена, Мокошь), и проливается дождь. Миф о Перуне олицетворял нисхождение грома, грозы, плодородного дождя.

Этому мифу соответствуют общеславянские ритуалы, связанные с культом Перуна и имеющие целью вызывание дождя. Наиболее распространённым из них было обливание женщины, возможно, первоначально связанной с жертвами Перуну. По летописным сообщениям, Перуну также приносились в жертву животные, дети и пленники.

Относимые к Перуну мифы и ритуалы часто связывались с дубами и дубовыми рощами, а также с возвышенностями, на которых в древности ставили идолы этого бога и его святилища. У таких дубов произносились торжественные клятвы. Названия возвышенностей и гор, происходящие от имени Перуна, встречаются по всей древней области расселения славян. В балтийской и славянской мифологиях Перун и Перкунас приурочиваются к четырём сторонам света, что видно, в частности, из названия четверга – четвёртого дня недели – как «дня Перуна» у полабов, и из четырёх(восьми)-членной структуры святилища Перуна на Перыни под Новгородом.

Имя Перуна связано с древнегерманским словом fairguni («скала»). В древнеисландской мифологии Фьёргюн (Fiorgynn) – это имя матери громовержца Тора.

Согласно древнерусскому источнику «Перун есть мног» – этот бог имел несколько географических и сезонных ипостасей, каждая из которых играла и самостоятельную роль. В дохристианской Руси он почитался как высший бог.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!