Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Рисуем маслом для начинающих. Как начать писать картины маслом: урок по живописи для начинающих. Перечень необходимых предметов для рисования маслом

В наше время многие люди стараются разнообразить свой досуг. Для этого они придумывают различные занятия и хобби. Наиболее популярными из них являются рукоделие и рисование. Последнее прекрасно подходит для людей, которые не нашли себя в других видах творчества. Если вы один из них, то попробуйте нарисовать картины маслом. Для начинающих это дело покажется трудным, но соблюдая все советы и рекомендации, вы сможете его освоить и добиться хороших результатов.

Подготовка к работе

Перед тем как освоить пошаговый мастер-класс по рисованию маслом для начинающих, необходимо правильно подобрать все инструменты и материалы для работы. Именно от этого и будет зависеть качество и привлекательность вашей картины.

Выбор красок

Начинать подготовку к рисованию, следует с выбора красок. Благодаря им можно подчеркнуть отдельные детали рисунка и придать ему завершённый вид. Художники для своих работ используют такие виды красок:

Для графики используются гуашь и акварель, а для живописи - масло, акрил, темпера. Новичкам лучше всего использовать масляные краски. Их легко можно найти в специализированных магазинах, а также с ними проще работать.

Для рисования картин маслом не существует общепринятой техники. Каждый художник подбирает свой стиль которому следует в процессе создания всех картин. Масляные краски можно наносить как пастозно (неразбавленной краской), так и жидко (с добавлением растворителя). Практикуясь с разными техниками нанесения, можно подобрать оптимальный и наиболее удобный для вас способ.

Начиная с XV века, живописцы всего мира стали применять в качестве связующих веществ различные масла (ореховое, льняное, маковое). Например, знаменитый голландский живописец Питер Пауль Рубенс использовал масла, которые были предварительно сгущены и отбелены солнцем, а также смолы, делавшие его краску вязкой. Благодаря этому они очень быстро сохли и имели хорошее сцепление с холстом. Среди русских художников (Венецианов, Рублёв, Репин, Брюллов, Коровин), особой популярностью пользовались живописные лаки, сделанные из различных смол.

Большинство используемых видов масел практически не меняют цвет краски. При этом они очень долго высыхают и, отвердевая, образуют хрупкую плёнку. Из-за этого картины, нарисованные с применением таких красок, требуют дополнительной обработки и ухода.

Оптимальным вариантом для новичков будет использование в качестве связующего вещества льняного масла. Краска с его добавлением довольно быстро высыхает и не требует дополнительной обработки. Единственным его недостатком является то, что при высыхании оно придаёт краске светло-коричневый оттенок. Для избавления от этого нежелательного изменения используют искусственные осветлители.

Покупая масляные краски, первым делом обратите внимание на их срок годности. Если он уже вышел или кончается, то откажитесь от покупки или поищите более «свежие» материалы.

Масляные краски выпускаются в огромном количестве цветовых вариантов. Новичку в этом деле не следует покупать их все. Достаточно приобрести базовые цвета и научиться с ними работать. Получив определённые навыки, вы всегда сможете докупить краску недостающего оттенка. Масляные краски выпускают много фирм, поэтому их цена варьируется в очень широком диапазоне. Если вы делаете только первые шаги в освоении живописи, то лучшего всего отказаться от дорогих вариантов и отдать предпочтение более простым и дешёвым.

Покупка растворителей

Выбор растворителя также очень важен при подготовке к работе. Неправильно подобранный материал может испортить ваши краски и сделать их непригодными для рисования. Чаще всего для разбавления красок используют:

Подготовка основы

Перед началом изучения мастер-класса по живописи маслом для начинающих, следует правильно подобрать и подготовить основу, на которую будет наноситься краска. Работу можно выполнять на таких поверхностях:

  • холст;
  • дерево;
  • стекло;
  • картон;
  • металл;
  • бумага.

Любую из этих основ нужно предварительно грунтовать. Это необходимо для того, чтобы краски лучше ложились на поверхность и держались на ней. А также грунтовка предотвращает растрескивание и сжатие слоя нанесённой краски.

Выбранные и подготовленные холсты натягиваются на подрамник (деревянную рамку) или прикрепляются к плотному картону. Важным критерием при выборе холста для работы является его зернистость. Если вы собираетесь наносить краски пастозно, то оптимальным вариантом для вас станет крупнозернистая поверхность, если «тонко» - холст с мелким зерном. Для новичков лучше всего выбирать нечто среднее, а затем уже исходить из своих предпочтений.

Готовую основу можно купить в любом магазине, специализирующемся на продаже товаров для живописи. Самым дешёвым вариантом является грунтованный картон. Его и другие виды основы можно не только приобрести в магазине, но и заказать по интернету.

Кисти и мастихины

Для полноценного изучения мастер-класса картины маслом, необходимо подготовить кисти. Их изготавливают из щетины, натурального ворса или синтетики. По форме их разделяют на:

  1. Плоские. Такие кисти используются художниками для рисования крупными мазками на больших участках холста.
  2. Круглые кисти. Они необходимы для рисования мелких частей изображения.
  3. Веерообразные. Эти кисти идеально подходят для создания плавных цветовых переходов.

Найти кисти можно в любом специальном магазине или отделе. Их цена напрямую зависит от качества изготовления и дороговизны используемого материала. Для новичков подойдут самые простые варианты. При должном уходе они могут прослужить вам не один месяц.

Для того чтобы продлить их срок службы необходимо мытьё после каждого использования. Сперва их отмывают любым растворителем, а затем промывают при помощи обыкновенного мыла. Если краска на кисти уже успела подсохнуть, то её нужно поместить в ёмкость со скипидаром и подержать там несколько минут. После этого она моется растворителем и хозяйственным мылом. Чистые кисточки сушатся в горизонтальном или вертикальном положении.

В процессе изучения рисования картины маслом для начинающих, поэтапно используются такие виды кистей:

  1. Синтетическая кисточка для прорисовки тонких деталей.
  2. Веерообразная кисть из шерсти пони для обеспечения плавности цветовых переходов.
  3. Несколько плоских кисточек.

Мастихины - инструменты, которые используются для смешения красок и исправления дефектов. Для новичков оптимальным вариантом будет покупка ромбообразного инструмента для живописи и закруглённого - для палитры.

Палитра и рабочее место

Палитра предназначена для смешивания красок различного цвета. Этот предмет можно без труда найти в любом магазине для художников или сделать самому из куска пластика или стекла. После каждого использования, палитру необходимо чистить. Если вы не хотите тратить на это время, то можно использовать любую картонку или разрезанный пакет от сока или молока.

Для получения максимального удовольствия от рисования, важно правильно выбрать место для работы. Лучше всего заниматься живописью при естественном освещении. Если это невозможно, то необходимо стараться как можно лучше осветить рабочую поверхность. Следите, чтобы лампы не отбрасывали блики на вашу картину и не мешали творческому процессу.

При выборе помещения, следует отдавать предпочтение тем, которые находятся максимально далеко от спальни, игровой комнаты детей и животных. Помещение обязательно должно хорошо проветриваться, так как во время работы используются материалы с неприятными запахами. Комната не должна быть слишком влажной и пыльной.

Практически все великие художники творили маслом. Их картины и сотни лет спустя выглядят впечатляюще. Для того чтобы добиться таких же пейзажей и живописи маслом нужно знать много нюансов работы с этим материалом. Данная статья даст лишь некоторое представление о технике работы с масляными красками. Основное понимание и создание собственного стиля придет интуитивно во время написания своего шедевра.

Что собой представляют масляные краски

Перед тем, как начать работу с масляными красками не лишним будет узнать, что все они являются смесью сухого красящего пигмента и льняного масла, которое высыхает, окисляясь на воздухе. Это окисление влечет за собой кристаллизацию красящего вещества, поэтому после полного высыхания масло невозможно удалить.

Краски фасуют в металлические тюбики, из которых их надо вылавливать на палитру и смешивать между собой мастихином. Масло - довольно густой материал. Неподготовленному человеку бывает довольно непросто справиться с ним в первый раз.

Какие инструменты нужны для рисования маслом

Кисти для живописи маслом нужно выбирать специальные. Они должны быть довольно жесткими и упругими. Они идеально подходят для того, чтобы наносить разнообразные мазки и добавлять картине объема краской, но ими довольно неудобно мешать масло. Для этих целей лучше приобрести мастихин: небольшой металлический шпатель с деревянной ручкой.

Также вам понадобится инструмент, которым вы будете корректировать рисунок, пока он еще не успел высохнуть. Это может быть тот же мастихин, влажная тряпочка или резиновый скребок.

Для того чтобы было удобно рисовать, лучше приобрести или сделать самостоятельно мольберт, на который вы сможете поместить холст. Саму ткань натягивают на рамку, о которой также нужно позаботиться заранее. Чтобы сохранить краски на картине яркими как можно дольше, их нужно закрепить с помощью лака.

Техника живописи маслом

Для того чтобы создать картину маслом, сначала нужно подготовить холст, закрепив его в штакетнике и загрунтовав. Следующий шаг - смешивание краски разных цветов на палитре с целью получения нужного оттенка. Затем ее наносят кистью на вертикально стоящий холст. Каждый слой нужно оставить до полного высыхания. В противном случае краски смешаются между собой, и изображение будет "грязным". Происходит процесс высыхания довольно медленно: порой должно пройти не менее трех дней до того момента, когда можно будет наложить новый слой. Всего можно работать с маслом до 12 часов подряд. Потом работу требуется отложить для того, чтобы она просохла.

Не существует определенной системы в написании живописи и пейзажей маслом. Все эти правила о том, что писать нужно сверху вниз или наоборот снизу вверх, на самом деле не имеют под собой никакого основания. Опытные художники говорят, что рисовать картину лучше отдельными цветовыми пятнами, чтобы сразу оценить их сочетаемость друг с другом. Хорошо сразу обозначить самое темное место на картине и самое светлое и остальные цветовые акценты сравнивать с ними: не темнее ли оно самого темного места и не светлее ли самого светлого.

Особенности, которые важно знать

  1. Каждый новый слой должен быть таким же по толщине или толще предыдущего, в противном случае по живописи маслом могут пойти трещины.
  2. Через три-шесть месяцев после того, как картина полностью просохнет, изображение необходимо закрепить с помощью дамарского лака.
  3. Пока краски влажные ими очень просто сделать градиент. Для этого нужно нанести полосами оттенки, которые вы хотите перевести один в другой, и потом сухой кистью начать смешивать их между собой, двигаясь в горизонтальном иди вертикальном направлении, соответственно остальным мазкам. Работать нужно средней кистью и двигаться от самого темного цвета к самому светлому, а потом вернуться чистой кистью от светлого участка к среднему. Добавьте пару параллельных полос нужных цветов, чтобы закрепить результат.
  4. Фиксирующий слой при работе с масляными красками ни в коем случае не должен быть клеевым.
  5. Не нужно злоупотреблять разбавителями краски. Несмотря на то, что создавать живопись маслом гораздо проще, если краска немного более жидкая, чем в тюбике.

С чего начать

Прежде чем создать свое первое творение необходимо понять, что вы будете рисовать и наметить эскиз карандашом. Рисунок лучше выбирать с крупными деталями. Все мелкие части могут "потеряться" даже в самых аккуратных масляных мазках. Если вы хотите повторить какой-то понравившийся вам образ или мотив можно заранее перевести его на холст с помощью копировальной бумаги. Для этого его нужно будет перевести на тонкую кальку, а уже потом перенести на сам холст. Ваш эскиз обязательно нужно закрепить грунтовкой для ткани либо тонким слоем фиксажной жидкости, которая продается в любом магазине для творчества.

Как правильно создать эскиз

Специалисты советуют наносить набросок будущей композиции угольным карандашом, потому что его легче всего убрать с загрунтованной поверхности, просто протерев влажной тряпкой. Правда угольный набросок обязательно нужно будет закрепить на холсте фиксирующим составом. В противном случае он будет смешиваться с краской, и придаст ей грязный оттенок. К тому же угольная пыль будет препятствовать закреплению краски на ткани. Также для создания наброска для живописи маслом на холсте можно обвести угольную зарисовку простым карандашом, сангиной или жидко разведенной скипидаром краской, а затем смахнуть угольную пыль.

Работа с цветом

Если вам что-то известно о соотношении цветов и их оттенков, то, скорее всего, вы справитесь без цветового круга. Всем остальным он поможет более грамотно подойти к выбору цветовой палитры для своей картины. Все цвета делят на теплые и холодные в зависимости от подтона, который в них присутствует. К теплым относят цвета с желтым подтоном, к холодным - с серым. Все цвета, которые расположены в цветовом круге друг напротив друга, называются дополнительными, например, желтый и фиолетовый являются дополнительными цветами по отношению друг к другу. Если на картине такие цвета будут находиться рядом, то они будут усиливать яркость свою и соседнего оттенка. Если их нанести один на другой, они нейтрализуют друг друга. Для того чтобы получить необходимый оттенок, нужно добавить в исходный цвет немного дополнительного цвета и поэкспериментировать с пропорциями. Например, чтобы создать приглушенный желто-оранжевый цвет недостаточно просто добавить в желтую краску оранжевого пигмента. Вы должны будете снизить интенсивность обоих оттенков каплей фиолетовой краски, которая является дополнительной по отношению к ним. Для того чтобы первое время не запутаться в этих тонкостях, приобретите цветовой круг. Написав несколько картин, вы уже будете работать на автомате, забыв про круг. Для того, чтобы научить свои глаза распознавать большее количество разных оттенков, а также научиться находить наилучшие цветовые решения, лучше отправиться на курсы живописи маслом. Опытный преподаватель подскажет, на что стоит обратить внимание, как "обуздать" цветопередачу и какие упражнения помогут стать более чутким живописцем.

Живопись маслом известных художников

Вот несколько картин, нарисованных маслом, которые помогут вам обрести вдохновение и побудят приступить к рисованию.

Русский художник Иван Константинович Айвазовский, как никто другой передавал всю глубину и красоту моря. Его картины поражают своей реалистичностью. Мазки он использовал преимущественно мелкие и аккуратные для более точной проработки деталей.

Исаак Ильич Левитан в своих работах также использует мелкие мазки. С их помощью ему удается показать листву на деревьях и в водоеме, свежую зеленую траву. Его картины очень живые и в то же время абсолютно спокойные.

В отличие от вышеназванных русских художников Ван Гог был любителем широкого мазка и размашистых линий. Он не уделял большого внимания мелочам, его яркой чертой была динамика в работах.

Современная живопись

Среди ныне живущих художников масляные краски также остаются любимым материалом для творчества. Вот лишь некоторые картины, для того, чтобы иметь представление о современной живописи маслом.

Эта картина создана художником Лораном Парселье. Мягкими и аккуратными мазками он пишет свет, много зелени, солнечные блики и словно легкое дуновение ветра.

Еще один современный художник - Джозеф Лорассо. Он создает картины маслом, изображая на них важные моменты из жизни простых людей - объятия, поцелуи. На его холстах люди скучают, целуются, стесняются, проявляют нежность и страсть. Краски он выбирает преимущественно темных и приглушенных оттенков, чтобы ничего не отвлекало от изображенных сцен.

Восхитительно научилась изображать окружающую действительность маслом и польская художница Юстина Копанья. Ей удается передать текстуру ткани, легкость паруса, гладь воды. Она добавляет объема своим работам не только с помощью цвета, но и, наслаивая краску, что создает очень необычный эффект. От ее полотен невозможно оторвать взгляд.

Вот лишь малая часть того, что нужно знать о масляных красках и нюансах работы с ними. Живопись маслом на картинах - это всегда что-то впечатляющее и прекрасное. Даже если сначала у вас не все будет получаться, не опускайте руки! Творите и, возможно, вашей картиной будут любоваться не только родственники, но и посетители всемирно известных картинных галерей.

Меня зовут Татьяна. И когда-то, не очень давно, я даже и не представляла, что умею рисовать. Но в один прекрасный момент звезды выстроились на небе для меня, и это случилось. У меня дома оказались краски. Да не просто акварель или гуашь, а масляные! И все началось именно с них. Теперь, спустя почти 4 года, я пишу красивые картины. Конечно, в моих работах можно найти и неточности,но я все еще учусь, пусть и самостоятельно обучаясь. Но как же прекрасно, когда ты можешь запечатлеть то, что видишь и чувствуешь! Весь мир меняется, когда ты - художник! Это такое удовольствие!

Я поняла одно - не надо бояться что-то пробовать, делать. А вдруг это твое? Ведь ты сам о себе много можешь не знать. Но начинать с чего-то ведь надо? И, оказывается, много людей хотели бы попробовать писать-рисовать масляными красками, но не знают с чего начать. Лучше всего, конечно же, записаться в студию, на курсы, где профессиональные художники-педагоги обучат вас этому. Но бывают такие ситуации, когда на это нет времени, не с кем детей оставить или просто на это не хватает денег, а так хочется рисовать, да не просто карандашом (хотя это тоже совсем непросто), а маслом.

Вот и решила рассказать вам об этом, поделится своим опытом. Я непрофессиональный художник, поэтому, возможно, кому-то некоторые мои советы покажутся неправильными. Но и пишу я эту статью,в основном, рассчитывая, на тех людей,которые будут создавать картины для украшения своего интерьера и в подарок близким и друзьям, а также всем тем,кто хочет научиться выражать свои чувства и впечатления красками на холсте. С чего-то ведь надо начинать? А если у вас окажется талант к этому делу и увлечетесь не на шутку, то будете совершенствоваться дальше, выбирая свой путь обучения.

В данной статье я не буду рассказывать о всех тонкостях и законах живописи,да это и не расскажешь за один урок(об этом постараюсь упомянуть на примере мастер-классов в последующих выпусках журнала) , для начала дам вам информацию о материалах для живописи.

Профессиональный художник видит в живописи способ оставить в мире после себя свои творения. Для художника-любителя искусство- это возможность уйти в волшебный мир творчества, испытать восхитительное чувство вдохновения, которое так редко нас посещает в повседневной жизни.

О КРАСКАХ

Краски бывают разные. Это и акварель, гуашь, акрил, пастель, масляные,темперные. Изображения, выполненные первыми двумя, относят к графике. Пастель можно отнести и к графике, и к живописи, в зависимости от техники написания. Картины, выполненные акрилом, маслом, темперой называют живописными. Т.к. я сама работаю в основном с масляными красками, то и рассказывать я буду о них.

МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ

Масляные краски--очень пластичное средство выражения. (рис. 1)

С их помощью можно достичь как фотографической, гиперреалистической точности изображения, так и экспрессионистической свободы выражения. Нет какой то одной, «правильной» техники письма маслом. Его можно наносить жидко (тонко, разбавляя краску разбавителем) или пастозно (фактурно, т.е. толстыми, густыми мазками неразбавленной краски). Когда вы откроете для себя свойства масла, от вас потребуется только одно - практиковаться! Со временем, приобретая опыт, вы сможете развить свой собственный стиль.

Густые пасты, приготовленные путем растирания пигмента со связующим веществом, в котором главной составной частью является масло, называются масляными красками. Сохранность и прочность произведений изобразительного искусства, исполненных масляными красками, в значительной степени зависит от качества связующих веществ.

Живописцы XV и XVII веков в качестве связующих веществ применяли растительные масла - льняное, ореховое или маковое,-смолы, эфирные масла и некоторые добавки, главным образом сиккативы, для придания краскам отдельных специфических свойств.

Рубенс применял в качестве связующего вещества масла, отбеленные и сгущенные солнцем, вводил смолы - мастике или терпентин, поэтому его краски были вязкими, быстро высыхали и обладали большой силой сцепления с грунтом.

Русские художники - Рублев, Венецианов, Левицкий, Брюллов, Репин, Коровин и другие - широко пользовались в своей работе живописными лаками, приготовленными из смол.

Подсолнечное, ореховое и маковое масла почти не изменяют цвета красок, но медленно высыхают и при отвердении образуют недостаточно прочную красочную пленку и без соответствующей обработки не могут быть использованы в производстве художественных красок.

Льняное масло в отношении скорости высыхания и прочности является лучшим маслом, но при высыхании приобретает коричневый оттенок, несмотря на то, что посредством искусственного осветления отбельными землями и удается цветность масла довести до минимума.

После очистки, отбелки и уплотнения без применения сильных химических реагентов льняное масло становится наиболее качественным из всех масел.

Покупая краски,не берите сразу дорогие и много разных оттенков. Сначала научитесь работать с маслом (красками) , разбавляя-смешивая основные цвета друг с другом, получая разные цвета, оттенки. Вы всегда сможете дополнить эту палитру позднее, когда ваше мастерство и бюджет возрастет.

Выбирая краски, смотрите на срок годности.

Основная палитра красок:

1 лимонно-желтая;

2 кадмий красный средний;

3 кадмий желтый светлый;

5 белила титановые (их надо всегда больше остальных в два раза);

6 ультрамарин;

7 умбра жженная;

8 церулеум;

9 Черная или индиго (я, вместо черной,использую только ее);

10 сиена жженная;

11 травяная зелень (можно получить,смешивая различные синие и желтые).

РАСТВОРИТЕЛИ

Можно использовать для разбавления красок скипидар (запах ужасный),пинен или «Тройник» (льняное масло +лак даммарный +скипидар) (запах вполне терпимый), или совершенно безвредное очищенное льняное масло. Т.к. у меня трое детей, а они все время крутятся-вертятся около меня,я использую для подмалевка «Тройник» и,для разбавления в процессе письма, льняное масло. Но большей частью я работаю с неразведенными красками.

Поверхность, на которую наносят краску, называют основой. Масляными красками можно работать на любой поверхности- холсте, стекле, дереву, картоне, бумаге и даже металле. Основу необходимо грунтовать, чтобы краски держались на поверхности. Грунтовка предохраняет красочный слой от сжатия и растрескивания.

Готовые к использованию холсты крепятся к плотному картону или натягиваются на деревянную раму(подрамник) . Холсты бывают разной зернистости и состава. Крупнозернистые подходят для пастозного (крупными, густыми мазками), мелкозернистые годятся для «тонкого» письма. Наиболее подходящий холст для обучения- средней зернистости.

Самый дешевый вариант –грунтованный картон. Когда я взялась за краски впервые, то использовала для обучения дощечки-досочки, оставшиеся после ремонта.

Уже готовый грунтованный картон(самый дешевый вариант), грунтованный холст на картоне(дороже картона) и холст уже натянутый на подрамник (цена зависит от производителя, подрамника, размера и состава самого холста) можно купить в магазинах для художников. Или заказать по интернету, если в вашем городе, селе таких магазинов нет.

КИСТИ И МАСТИХИНЫ

Кисти бывают из натурального ворса, щетины или синтетические. Они бывают круглые, веерообразные и плоские. (рис. 4)

Плоские подходят для покрытия больших участков крупными мазками, Кисти с веерообразным пучком подходят для достижения мягких тональных переходов (я для этих целей пользуюсь круглой толстой,мягкой кисточкой из волоса пони). Тонкие круглые кисточки предназначены для прорисовки мелких деталей.

Для начала нужны кисти

1 Тонкая для деталей -подойдет № 0, синтетика

2 Пушистая пони № 5 или № 6-для смягчения мазков и плавных переходов.

3 Плоская щетина разных номеров -№1,№3, №8, № 12

5 для выписывания небольших деталей я очень люблю кисть колонок №4 круглую без кончика. Колонок- обычно дорогие кисти, но очень удобные. Они и мягкие и упругие одновременно.

Хорошие кисти дороги, но при хорошем уходе, они прослужат несколько лет. Я беру средние по цене, срок службы у меня около года.

В конце каждого дня работы тщательно мойте кисти. Вначале положено мыть кисти растворителем (скипидаром) , затем мылом. Т.к. я физически не выношу запаха растворителя, то мою кисти только теплой водой с хозяйственным мылом. Вы поступайте так,как устраивает вас. Если кисть забыли помыть, и краска на ней успела подсохнуть, то опускаем ее в растворитель на некоторое время до размягчения краски, промываем им же и затем мылом. Кисти промокаем салфеткой или просто отжимаем. Сушим кисти в горизонтальном или вертикальном положении.

Чтобы кисти не пачкались во время работы друг о друга, я использую банку,наполненную рисом или солью. Воткнутые в крупу, они стоят по отдельности.

Мастихины -это инструмент для смешивания красок на палитре, для соскребания краски с холста, если что-то не получилось, а также для написания картин. (рис. 6)Картины, написанные мастихином выглядят очень необычно, импрессионистически, фактурно. Наш земляк Дмитрий Кустанович пишет изумительные картины практически только одним мастихином.

Для начала обучения их можно вообще не покупать или купить один ромбообразный для живописи и один с лезвием с закругленным углом для палитры.

На палитре размещают небольшие порции масла и смешивают их. В продаже есть разнообразные палитры, которые после работы необходимо чистить. В качестве палитры можно использовать кусок стекла, пластика. Если вам не хочется каждый раз чистить палитру, можно использовать внутреннюю поверхность разрезанного тетрапаковского пакета от молока или сока, разные баночки, крышечки (именно так я и делаю).

После использования просто выкидываете вашу «бесплатную» палитру.

РАБОЧЕЕ МЕСТО

Работать желательно при дневном свете рядом с окном, но это не всегда получается. Ваше место должно быть хорошо освещено, желательно лампами дневного света. Свет направляем так, чтобы вам было удобно работать, не было бликов. Масляные краски и растворители имеют устойчивый запах, некоторые из них токсичны, поэтому помещение хорошо проветривайте после работы. Сушить картины (масло сохнет от 2 до 4 недель) желательно там,где не так часто бывают дети, где вы не спите, вдали от животных и не во влажном помещении. Пыли тоже должно быть не много (на мокрую краску она хорошо прилипает). В городской квартире хорошо использовать под мастерскую утепленный балкон.

ДОБАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Вам обязательно понадобится карандаши, угольный карандаш, ластик (очень удобен художественный ластик –клячка) , при стойком увлечении живописью, мольберт придется все- таки купить.

Для эскизов я использую кальку, она раскручивается на размер холста и при стирании карандаша не скатывается, как бумага. Эскиз с кальки я переношу на холст с помощью копировальной бумаги желтого цвета. Почему желтого? Желтый цвет менее заметен под слоем краски, особенно, если он слишком тонок, и достаточно заметен для меня. Опытный художник может обойтись, в некоторых случаях, без эскиза, сразу на холс те набрасывая контуры предметов. Я не настолько профессиональна и опытна, поэтому практически всегда делаю эскиз. Так же, не лишнем будет альбом для набросков и зарисовок карандашом.

В книжных магазинах всегда можно найти книги по обучению живописи, технике рисунка. Купите их себе- лишними на первых этапах они точно не будут. И активно ищите информацию в интернете! Не стесняйтесь спрашивать.

Лак для покрытия картин совсем необязателен. По правилам его рекомендуют наносить через год после написания картины. Однако многие художники или вовсе не наносят его, что тоже считается правильным, чтобы картина не давала сильных бликов, или покрывают им раньше года, практически сразу после видимого высыхания картины. Если нанести лак раньше, чем краска окончательно высохла (включая и внутренние слои, а не только визуально видимые верхние), красочный слой может растрескаться. Я, стараюсь,не наносит лак рано. Но с теми картинами, которые покрыла через 5 недель после написания, за 4 года ничего страшного не произошло. Все зависит от толщины красочного слоя.

Итак, для начала нам необходимо приобрести

« кисти(мастихины,но можно и без них) от 5 до 8 штук

« хотя бы 11 масляных красок

« основу для живописи (картон грунтованный или холст на картоне (подрамнике))

« мольберт, если решили за дело взяться серьезно. Но на первых этапах,используя небольшой холст, можно мольберт и не покупать.

« палитра (покупную или одноразовые «бесплатные» картонки от пакетов)

« растворитель и разбавитель (льняной, «Тройник»(можно без него), скипидар (для мытья кистей)-даже если решили мыть кисти только мылом, он все равно иногда нужен)

« тряпки (всегда нужно вытирать кисти и руки)

«карандаши, угольный карандаш, стирка-клячка, альбом для набросков, калька для эскизов, копировальная бумага (для перенесения эскиза на холст).

ЦВЕТОВОЙ КРУГ

Самое сложное в работе с красками это их смешение.

В процессе работы с красками, вы поймете как получать тот или иной тон, цвет. Я не буду сейчас долго останавливаться на этом, буду объяснять это в последующих мастер-классах.

Цветовой круг –это наглядное пособие, с помощью которого легко понять взаимоотношение цветов. Дополнительные цвета-цвета, расположенные по цветовому кругу прямо напротив друг друга. Нанесенные рядом друг с другом, дополнительные цвета создают сильные контрасты. Цвета подразделяются на теплые и холодные.

Смешивая краски для получения светлого тона, начинайте с белил. Затем осторожно добавляйте основной цвет,до тех пор пока не получите нужный оттенок.

Для получения темного тона начинайте смешение красок с основного цвета. Добавляйте в него белила, для высветления,или другой основной цвет, чтобы получить необходимый цвет,оттенок.

Чистые цвета в природе встречаются редко, поэтому очень важно научится нейтрализовать масляные краски. Нейтральный тусклый цвет можно получить при смешении двух дополнительных цветов (цвета, расположенные по цветовому кругу прямо напротив друг друга) в разных пропорциях. При добавление в краску большого количества белил,получаются картины в светлой гамме. При добавлении черного цвета-картины в темной гамме, при добавлении серой краски- в средней гамме.

Только пробуя и тренируясь,смешивая краски друг с другом, вы поймете как получить тот или иной цвет, оттенок.

ПРИЕМЫ и ТЕХНИКИ нанесения масляных красок.

Краску можно наносить пастозно, «тонко» разбавленной краской, полусухой кистью, мастихином, губкой, можно процарапывать, растушевывать пальцем, разбрызгивать. Приемов множество. Рассмотрим некоторые из них.

Можно использовать зубочистку, кончик мастихина или кисти,чтобы удалить сырую краску с холста и открыть слой нижележащей краски или сам холст.(например для прорисовки травинок, веточек деревьев).

Слияние тонов (растяжка). Наносят рядом два цвета и постепенно растирают кистью, чтобы получить размытую границу.

Мягкие переходы цвета. Используем чистую,сухую кисть белки(пони), чтобы легкими ударами по слою сырой краски получить мягкий переход цвета (например для облаков).

Импрессионизм. Форма или цветовые массы формируются короткими мазками, нанесенными пастозно, кисточкой (щетина) или мастихином, которые затем слегка растираются.

Нанесение разбавленной краски (используется в основном для подмалевка или лессировок по высохшему слою светлой краски) или пастозно (густыми мазками). На данном рисунке тон краски один - умбра жженная.

Нанесение краски мастихином. Краску можно краем мастихина «прорезать», получая интересную фактуру.

Пуантелизм. Используя кончик кисти или мастихина, наносим краску в виде маленьких пятнышек.

Лессировка. Нанесение тонкого слоя прозрачной более темной краски поверх нижнего более светлого уже сухого слоя. Слоя,перед нанесение краски,просушиваем. Именно лессировкой писались картины в давние времена.

Современная живопись большей частью пишется по сырым слоям. Лессировку используют на завершающих этапах, чтобы придать картине завершенность и глубину. Ну, конечно же, есть и сейчас художники,пишущие многослойные картины с применение лессировки. Этюды на пленере пишутся alla prima, т.е. за один сеанс.

Вот так, коротко о живописи.

Татьяна Сонец. (публикация в журнале "Мастерица, № 4, 2012, Беларусь)

Живопись маслом - одна из самых интересных, многогранных и долговечных техник живописи.

Краски

Главная отличительная черта этого вида живописи - краски. Их производят смешивая растительное масло (льняное или маковое) с цветными пигментами. Период высыхания красок очень длительный (от 3 до 30 дней). Такое свойство этого художественного материала имеет свои преимущества и недостатки.

Растворитель

Растворитель для масляных красок скипидар или уайт-спирит. Поскольку эти вещества обладают очень резким запахом, сейчас в художественных магазинах можно приобрести очищенные растворители без запаха. Часто для разбавления масляных красок используют тройник (смесь льняного масла, скипидара и лака).

Холст

Масляные краски очень стойкие и долговечные. Чаще всего маслом пишут на холстах натянутых на деревянные подрамники. В качестве холста используют льняную или хлопковую ткань, покрытую несколькими слоями специального грунта. Об особенностях и правилах подбора полотен на подрамниках вы узнаете из публикации . Маслом рисуют и на специально подготовленной основе из дерева, ДВП, фанере, шелке, камне, бумаге и даже на штукатурке.

Мольберт

Также вам понадобится мольберт - это очень удобное приспособление для работы на холсте. Они бывают самых разных видов, от больших громоздких и устойчивых, до маленьких складных и легких, с которыми удобно путешествовать. Для любителя-новичка достаточно складной треноги.

Палитра

Краски смешивают на палитре, в качестве которой может подойти покрытая лаком деревянная доска, стеклянная поверхность, холст небольшого размера, или гладкая поверхность из пластика. На палитре вы сможете смешивать разные краски и получать необходимые цвета и оттенки. Как это сделать вы узнаете из публикации . Чтобы палитра служила вам долго - содержите ее в чистоте, короткая инструкция подскажет как это сделать.

Интсрументы

Для того, чтобы написать картину масляными красками - используют различные художественные инструменты: кисти, мастихин, тряпки, пальцы или другие экспериментальные приспособления (лезвия, целлофан, валик и т. п.).

Картины маслом пишут за один сеанс - алла прима, или в несколько подходов.

Лак

Для защиты красочного слоя такие работы покрывают специальным лаком. Поскольку масло сохнет достаточно долго, лучше всего это сделать через 2-3 месяца после написания картины, в зависимости от толщины слоя краски.

Живопись играет огромную роль в развитии культуры, многие века она развивается, знакомя мир с новыми техниками. Рисунки пещерных людей доказывают, что живопись позволяла продемонстрировать свои мысли и чувства. Для их творчества характерны особенности: контуры сделанные золой, мелом, глиной - это животные на которых охотятся; человек - охотник. Получается, что уже в доисторические времена была своеобразная техника.

Животные из XII века

Красочная живопись появилась, где-то в XII веке, так для изображения туловища живности использовали охру, которая случайно нашлась в пещере, копыта же и рога рисовали углем. Желание создавать красочные «произведения» вынуждало людей открывать новое, благодаря этому в VII веке появились примитивные масляные краски. Проведя исследования старых работ, ученые обнаружили в них природные пигменты.

Чем можно рисовать

Тем не менее, как рисовать масляными красками художники разобрались только в XV веке. Ян ван Эйк активно использовал их для своих работ, вызывая к ним повышенный интерес окружающих. Со временем он первый создал правила, объясняющие как правильно использовать такие краски.

Случай с картиной голландской школы живописи

Методика работ голландской школы всегда поражает реалистичностью и красотой. Они смогли создать такие картины, которые по сей день вызывают восторг, как у простых посетителей музеев, так и у ценителей. Так в 80-х внимание экспертов привлекла картина с букетом цветов, с которых якобы упала капелька росы на стол. Специалисты пришли к единому мнению, что капля настолько очень реальна и ее даже хочется смахнуть. Получается, что она «не высохла» за 600 лет. Такие «капли» делают живопись вечной.

Какие масляные краски бывают

Рисовать маслом для начинающих будет сложно, но интересно, потому что палитра цветовая

представлена большим ассортиментом:

  • титановые белила;
  • красный кадмий;
  • виридоновая зелень;
  • краска ярко-красная;
  • диоксин лиловый;
  • сажа газовая;
  • желтый кадмий;
  • оранжевый кадмий;
  • лазурь и т.д.

А как рисовать маслом, чтобы добиться выразительности и реалистичности? Нужно развиваться, набираться опыта. Для этого понадобится выделить время, запастись терпением и некоторыми принадлежностями для рисования.

Где можно найти краски

В арт-магазинах представлен большой выбор профессиональных наборов для творчества. Для начинающих можно купить на пробу маленький недорогой комплект, его вполне хватит для создания небольших картин. Рекомендуется осваивать эту технику, изображая яркие вещи, например, фрукты или овощи, не однотонные, а с переливающимися боками.

Для рисования масло пригодятся не только краски, но и:

  • холст (подойдет картонный лист);
  • несколько кисточек.

Холсты чаще всего представлены грубой тканью или бумагой со специальным грунтовым покрытие. Начинающим художникам лучше приобрести холст, натянутый на подрамник. Что касается кистей, то они делятся по: жесткости; размеру; волосу, использованному для ее изготовления. Так для фона пригодятся твердые и широкие, для прорисовки - мягкие, для мелких штрихов - тонкие.

Много ли «масла» и красок нужно начинающему художнику

Слишком дорогие наборы не стоит покупать, ведь использовать вы будете лишь часть. Тем, кто только начинает осваивать «масло» достаточно

5 разных кистей:

  • флейц широкий;
  • средние №2, №3;

Такого набора хватит для любой картины. Не отчаивайтесь, если ничего не получается сразу, все приходит с опытом. Изучив и отработав техники рисования, вы добьетесь успеха. Да методики сложны, но они необходимы. Вы научитесь смешивать цвета и создавать новые оттенки. Получается так, что весь процесс создания работы заключается в постоянной правке тонов. Это очень увлекательно.

Что должен знать живописец

Достичь видимого нужного результата с первых попыток сможет только усидчивый человек. Также немаловажно обладание хоть какими-то навыками рисования. Полезно будет походить на занятия, посмотреть обучающие видео, они помогут обращаться с масляными красками и кисточками.

Поэтапное обучение

Итак, как рисовать маслом на холсте? Предлагаем вам ознакомиться с тем, как работать над картиной. Натяните на подрамник холст и загрунтуйте его, чтобы краска ложилась ровно и не впитывалась. Самым незамысловатым и достаточно надежным грунтом считается водоэмульсионная краска соединенная с ПВА, 1:1. Перед нанесением на холст смесь хорошо размешивается и разбавляется водой, состав должен быть таким как сливки. Работать с холстом можно только после того, как пальцы перестанут прилипать к его поверхности.

Далее рисуем маслом поэтапно, следуя нашей инструкции. Создаем фон, это может быть просто закрашенная часть или какой-то рисунок. Вам потребуется мастихин, им очень удобно распределять краску, получая ровный и тонкий слой. Это позволит маслу просохнуть гораздо быстрее, как известно, этот процесс очень долгий, может затянуться на месяцы. Будьте готовы надолго отодвинуть дальнейшие работы.

Подсохшее полотно - следующий этап

Как подсохло полотно можно приступить к прорисовке эскиза, на светлом фоне делается это карандашом, а на темном - мелком. Сделать контуры обязательно до того, как начнете расписывание маслом.

Если ваша картина будет состоять из нескольких частей, то первым делом рисуете самый большой предмет. Например, вы рисуете кувшин, чашки, вазу, сливы, конфеты, скатерть. А это значит, что вы будете использовать разнообразные цвета.

Неотъемлемая часть картины - тени

Начинайте писать маслом с кувшина, нанесите на палитру коричневый цвет и разведите его слегка. В полученную смесь мокните кисточку и нанесите мазки. Завершив работу с этим предметом, нужно заняться его тенями, в этом вам поможет коричневая краска, но более темного и глубокого оттенка. Для этого добавьте в коричневое масло черное и хорошенькое соедините их. Оттенок для теней готов, где они будут располагаться, вы сами определите. Затем приступаете к работе над чашками, они выполнены из одного и тоже материала (условно), а значит, работа с ними аналогична выполненной ранее. Не забывайте, что свет падает на предметы под одним углом.

На следующем этапе разбираемся с вазой, заполненной сливами. Не пытайтесь сделать стеклянную вазу, так как должно быть много оттенков, которые в реальной жизни отображаются в стекле. Начинающим художник лучше сделать фаянсовый вариант, для которого кроме закраски потребуются обычные тени. Нарисовать сливы проще всего, главное, чтобы они выглядели натурально, а значит, накладывались одна на одну.

И напоследок

Закрашивайте фрукты темным синим цветом. В тех местах, где они касаются друг друга нужно провести тонкую линию, как бы разделяя их. Для реалистичности нужно добавить черенки фруктов, но не к каждой ягоде. Что касается конфет, то главное сделать правильные контуры. Разрисовать их можно как угодно.

После завершения работы оставьте ее просыхать, отвернув «лицом» к стене.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!