Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Тема человечности в произведении муму. Тема «Дружба с братьями нашими меньшими» в рассказе «Муму. Любовный треугольник: Герасим, Татьяна и Капитон

В современном мире человеческими чувствами руководят преходящие ценности, которые со временем теряют свою значимость и актуальность: деньги, одежда, дома, драгоценности. Не так много истинно-важных ценностей предоставляет нам Вселенная: это вера, любовь, дружба. Понятие «дружба» является одним из основополагающих в человеческом мироощущении и в системе его ценностных ориентиров. Оно существует не только между людьми, но и в бескорыстных взаимоотношениях человека с животными. Но почему тогда братья наши меньшие часто становятся жертвами человеческой жестокости? Почему человеческая безответственность, коварство и несправедливость становятся источниками беспощадности мира, в которых любая жизнь не стоит ни гроша? В первую очередь страдают те, кто доверчив и не может себя защитить от более сильных существ, именуемых себя людьми. Но ведь животные наделены такими же чувствами скорби, обиды и одиночества, как и человек. Они дают нам гораздо больше, чем мы можем отдать взамен. Они дарят теплоту, ласку, благодарность, любовь, бескорыстную преданность. Проявляя дружелюбие, они позволяют человеку через взаимность раскрывать свои истинные чувства и переживания, и такой немногословный собеседник может подарить нам ощущение близости родной души, второго «Я». Они вверяют нам свою жизнь, и мы должны быть ответственны за тех, кого приручаем.

В своем рассказе «Муму» Тургенев повествует о внутренней коллизии крепостного Герасима, который всей душой был привязан лишь к одному существу – собаке. Однако он понимал, что жестокая барыня не даст ей жизни, а он никак не сможет защитить ее. Для помещицы он сам – жалкая собачонка, как и все крепостные для своих господ. Как же может бесправное и слабое существо помочь другому? Это все равно, что требовать от Муму протекции для Герасима. Осознав свою беспомощность, герой понимает, что лучше не мучать животное, предав его и бросив. Он ощущает груз ответственности за судьбу живого существа, которое так доверилось ему. Собаке, умному и чуткому другу, будет больнее, если ее оставят на произвол судьбы. Она все равно умрет без хозяина, но в муках. А потому Герасим берет эту боль на себя, он убивает собаку, чтобы облегчить ей неминуемую гибель. Так она хотя бы не была подло обманута, не разочаровалась в людях и не изнемогала от голода и одиночества. Ее хозяин был предан ей до конца и готов был пойти на жертвы ради любви к собаке. Очень страшно и сложно жить с таким грузом на сердце, но Герасим смиренно несет этот крест.

Сегодня нет ни помещиц, ни крепостных. Никого не могут принудить убить или бросить животное. Однако принципы гуманизма, заложенные Тургеневым, у многих, видимо, остаются на школьной скамье. Люди становятся взрослыми, их души черствеют, они и человека с удовольствием топят, чего уж о собаке говорить. Светлые чувства, которые этот рассказ пробуждает в читателях, и основополагающее ценности доброты, любви, ответственности для многих – пустые слова и жалкие сантименты. Вокруг все так же множатся бездомные животные, все так же происходят вопиющие скандалы, связанные с жестоким обращением с братьями нашими меньшими. А ведь эти «саратовские живодерки» (фигуранты громкого уголовного дела об издевательствах над животными) тоже учились в школе, также читали Тургенева. Почему они так безответственны? Наверное, потому, что не прочувствовали того гуманистического посыла, который автор передавал потомкам. Они пролистали книгу и ни о чем не задумались. Я считаю, что каждому человеку для того, чтобы им остаться, надо время от времени перечитывать русскую классическую литературу и постепенно открывать для себя новые ее грани, ведь с возрастом все мы меняемся и начинаем лучше понимать и шире мыслить. В противном случае трагедия Муму повторится и не один раз.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Заключение

Рассказ И. Тургенева «Муму», написанный в середине позапрошлого столетия, мало кого может оставить равнодушным. Пронзительный и лаконичный, он красочно описывает времена крепостничества, бесправие крестьян и вседозволенность помещиков.

Герасима не спрашивали, когда решили перевезти его в Москву в услужение барыне в качестве дворника. Он смирился с тем, что милую его сердцу Татьяну выдали замуж за пьяницу и дебошира, а после отослали подальше от усадьбы. Своеобразную замену своей несостоявшейся любви нашел он в собаке Муму. Именно она стала ему членом семьи, которого он любил и о котором беспокоился больше, чем о ком бы то ни было.

Но, несмотря на свою привязанность к собаке, у него и в мыслях не было ослушаться барыню, когда она приказала избавиться от собачонки, которая «нанесла оскорбление» ее достоинству сначала зарычав на нее, а затем неоднократно нарушив ее сон и спокойствие.

Таков был естественный порядок вещей в те времена - когда хозяин приказывает, крепостной подчиняется, несмотря на свои чувства, желания и вопреки душевной боли. Но даже крепостной, как бы он ни был подавляем волей помещика -- в первую очередь является живым человеком. И выполняя очередной приказ барыни вопреки своей воле, убивая единственное близкое ему существо, Герасим, словно убил в себе свою покорность и безропотность.

Он выполнил приказ, он исполнил то, что от него ждали, но - в последний раз. В последний раз он был покорным, в последний раз смирился укладом жизни, который впитал в себя еще с пеленок. Утопив Муму, он стал свободным - пусть не телом, ведь формально и жизнь его, и его благополучие по-прежнему принадлежали капризной барыне, но дух его стал свободным. И он ушел обратно в деревню.

Таким образом, смерть его любимицы Муму стала символичной и изменила и его самого и его дальнейшую жизнь - ведь благодаря стечению обстоятельств, Герасим не был наказан за самовольный уход, а прожил в деревне всю свою жизнь, как и хотел. Но помня о том, что в любой момент он может все потерять по воле помещика, он навсегда исключил из своей жизни привязанность к кому-либо и больше никогда не заводил домашних животных.

Лучшие герои Тургенева не просто изображаются на фоне природы, они выступают, по существу, продолжением природных стихий, человеческой их кристаллизацией. Герасим на протяжении почти всего рассказа «Муму» лишен такой возможности, до тех пор, пока он не принимает самостоятельное решение - вернуться в деревню.

Список литературы

1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике//Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникационные стратегии современного научного познания. - М.: Лань, 2014.

2. Буйнова О.Ю. Универсальные и специфические черты процесса метафоризации// Лингвистические исследования.- М.: Изд-во МГУ, 2010.

3. Гей Н.К. Художественность литературы.- М.: Вагриус, 2013.

4. Кулешов В.И. Маленькая трилогия//Вершины русской классики,.-М.: ЭКСМО, 2010.

5. Лессинг Г.Э. Лаокоон или о границах живописи и поэзии// Хрестоматия по теории литературы. М.: Просвещение: 1982.

6. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. и сост.: Николюк А.Н. - М.: Интелвак, 2011.

7. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения //Вопросы литературы, 1988. №8.

8. Маркович В.М. Человек в романах Тургенева.

9. Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века, ч.2.- М.: Дрофа, 2010.

10. Поспелов Г.И. Введение в литературоведение. М.: Айрис-пресс, 2009.

11. Сапаров М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - СПб.: Норинг, 2011.

12. Тимофеев Л.И. Теория литературы. М.: Алетейя, 2009.

13. Тургенев И.С. Собр. соч., т. 10.- М.: Художественная литература, 1977.

14. Хализев В.Е. Введение в литературоведение.- М.: Айрис-Пресс, 2010.

15. Хализев В.И. Драма как род литературы. М: изд-во МГУ, 2006.

Настоящая статья посвящена творчеству И.С. Тургенева. В ней будут тщательно проанализированы мотивы поведения главного героя рассказа «Муму» - дворника Герасима. Наверное, тех, кто читал, но не обладал достаточной психологической проницательностью, со школы мучил вопрос о том, почему Герасим утопил Муму. В ходе «расследования» ответ на него будет дан.

Личность Герасима

Могучий немой Герасим был выкорчеван из родной избушки в деревне и пересажен в чуждую для себя городскую почву Москвы. Росту он был под два метра. В нем было с избытком природной мощи. Его присмотрела себе одна московская барыня и велела перевезти из деревни в свой дом. Определила она его дворником, ибо работником он был знатным.

Как бы ни казалась эта информация читателю далекой от ответа на вопрос о том, почему Герасим утопил Муму, она очень важна и имеет к нему непосредственное отношение. Это фундамент для понимания внутреннего мира героя.

Любовный треугольник: Герасим, Татьяна и Капитон

У барыни служила одна простая девушка - Татьяна (она трудилась прачкой). Молодая женщина приглянулась Герасиму, хотя и другие слуги, и сама хозяйка понимали, что такой брак вряд ли возможен по понятным причинам. Тем не менее Герасим нежно лелеял внутри себя робкую надежду, во-первых, на взаимность, а во-вторых, на то, что барыня даст согласие на брак.

Но, к сожалению, надеждам главного героя не суждено было сбыться. Вздорная и эгоцентричная барыня решила по-своему: отбившийся от рук башмачник-пьяница барским соизволением был назначен в мужья Татьяне. Он-то сам не против, но боялся реакции Герасима на сие известие. Тогда барская челядь пошла на хитрость: зная, что немой дворник не выносит пьяниц, слуги заставили Татьяну пройти перед Герасимом пьяной. Трюк удался - дворник сам толкнул свою зазнобу в объятия Капитона. Правда, эксперимент барыни ничем хорошим не закончился. Ее башмачник спился даже в руках трудолюбивой и, можно сказать, кроткой до рабства прачки. Дни несчастливой пары текли безрадостно в глухой деревне.

Любовный треугольник важен в контексте ответа на вопрос о том, почему Герасим утопил Муму, так как он раскрывает «химию» будущей привязанности дворника к своей собаке.

Герасим и Муму

Когда Герасим страдал от нерастраченной любви, он нашел собачку. Ей было всего три недели от роду. Дворник спас песика из воды, принес его в свою каморку, организовал собаке (оказывается, это девочка) там лежбище, поил ее молоком.

Другими словами, теперь невостребованная женщиной любовь простого русского немого мужика полностью вкладывается в нежданно появившееся в его жизни существо. Нарекает он собаку Муму.

Финал рассказа

Проблемы у главного героя возникли тогда, когда барыня, до того не видевшая собаку, вдруг обнаружила ее. Муму прожила у Герасима как у Христа за пазухой уже больше года. Хозяйка была в восторге от собачки. Она попросила немедленно принести ее в барские покои. Когда собака была доставлена, то в незнакомой обстановке она вела себя настороженно и агрессивно. Хозяйское молоко пить не стала, а на барыню принялась лаять.

Конечно, госпожа не смогла вынести такого отношения и приказала собаку удалить из ее владений. Так и сделали. Герасим ее искал-искал, но так и не нашел. Но Муму вернулась к хозяину в один прекрасный день с перегрызенным поводком вокруг шеи. Герасим понял, что собака не сама убежала от него, и принялся ее прятать от посторонних глаз в своей каморке, а выводил на улицу он ее только ночью. Но в одну такую прогулочную ночь у забора хозяйской усадьбы прилег пьяный. Муму не любила пьяниц, как и ее хозяин, и стала надрывно и визгливо лаять на выпивоху. Она перебудила весь дом, в то числе и барыню.

В итоге от собаки было приказано избавиться. Слуги поняли это слишком буквально и решили Муму лишить жизни. Герасим же вызвался переселить свою любимую питомицу в лучший мир собственноручно. Затем, не выдержав душевных мук, дворник возвратился (на самом деле сбежал) к себе на родную землю - в деревню, снова став обычным мужиком. Сначала его искали, а когда нашли, барыня сказала, что «такой неблагодарный работник ей и даром не нужен».

Таким образом, если кто-то (скорее всего, школьник) задумает писать сочинение «Почему Герасим утопил Муму», ему следует дать ответ на этот вопрос в контексте всей истории, чтобы повествование автора приобрело глубину и насыщенность.

Мораль истории

Тургенев специально рисует Герасима таким могучим, чтобы на контрасте показать вместе с тем его духовную нерешительность и робость, можно сказать, рабство. Дворник утопил свою собаку не потому, что пожалел ее: вообразил, как она будет без него слоняться по чужим дворам в поисках еды. Он ее убил, так как не смог противостоять барскому наказу и давлению других слуг. И когда читатель понимает всю суть внутреннего мира Герасима, его шокируют две вещи: мастерство писателя и глубокая трагичность повествования. Герасиму ведь никто не мешал сбежать вместе с собакой, вообще, так сказать, подготовить побег заранее, когда он понял, что дело плохо. Но он не сделал этого, а все из-за холопской психологии.

Таким образом, на вопрос о том, почему Герасим утопил Муму, ответы не предполагают разнообразия. Ключ к пониманию произведения И.С. Тургенева - в рабской психологии русского человека, которую классик виртуозно воплотил в образе бессловесного дворника.

Мне так понравился, что я решила выбрать его для своего исследования. Тема исследования – «Осуждение крепостничества в рассказе «МУМУ». Изучение биографии писателя, работа с текстом помогли мне найти ответ на проблемный вопрос: «Как влияет крепостное право на человека?». В работе я осветила такие вопросы:

· страницы биографии писателя

ВЫВОД:

Дворник Герасим был человеком необыкновенной силы, об этом говорит не только его портрет, но и описание комнаты, в которой он все устроил по своему вкусу. По характеру он человек трудолюбивый и ответственный, добрый и умеющий сочувствовать. Но в то же время Герасим глубоко несчастный человек: он любил Татьяну, но ее выдали замуж за пьяницу Капитона, он всем сердцем привязался к Муму, но барыня приказала ее утопить.

Кто же виноват в том, что Герасим несчастлив? Ответ однозначен: барыня, а в ее лице крепостное право.

ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ:

· Крепостное право калечит, уродует душу человека

· Крепостное право разрушает семьи, при этом рвутся родственные связи

· Человек не может распоряжаться своей жизнью, он не принадлежит сам себе, он не может быть счастлив

· В рассказе «Муму» Тургенев показывает первые ростки протеста, они еще робкие и стихийные, но это предвестники грядущих перемен

· Рассказ «Муму» ставит писателя в ряд с такими борцами против крепостничества, как Пушкин, Гоголь, Некрасов. Честность и благородство помогли ему сделать смелый выбор, встать в ряды защитников угнетенного народа.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!