Библиотечный проект по краеведению. Историко-краеведческий проект, ориентированный на издательскую и просветительскую деятельность «Даль былого рядом с нами. Ресурсы для организации краеведческого проекта
Где б мы ни были, Мы издали торопимся В несказанные отцовские места, Где свои нам перелески, Рощи, тропы все, Где и сам ты свой для каждого куста… Д.И. Блынский Где б мы ни были, Мы издали торопимся В несказанные отцовские места, Где свои нам перелески, Рощи, тропы все, Где и сам ты свой для каждого куста… Д.И. Блынский
Состоит, прежде всего, в том, что литературное краеведение, являясь составной частью библиотечного краеведения, пропагандирует лучшие в идейно-художественном отношении произведения, в которых нашла яркое отражение жизнь Ливенского края, и тем самым, содействует воспитанию у читателя чувства связи с родной землей, со своей «малой родиной», знакомит читателя с историей литературы края, воссоздает панораму современной литературной жизни, рассказывает о лучших людях края земляках и уроженцах, оставивших значительный след в литературе.
Изучение жизни и творчества местных писателей, родившихся в крае и тесно с ним связанных, изучение жизни и творчества писателей-классиков в плане регионально- краеведческих связей, исследование современной литературной жизни в крае и история развития литературы в крае, отражение региона в художественной литературе; русские писатели на Ливенской земле.
Роль литературного краеведения в пропаганде лучших в идейно- художественном отношении произведений, в которых нашла яркое отражение жизнь Ливенского края, в приобщении читателей-лицеистов к истокам народной культуры, к культурным и духовным ценностям своего народа.
1. Пробуждение чувства патриотизма, любви к родному краю. 2. Развитие творческих способностей читателей. 3. Формирование культурно - исторического сознания читателей лицеистов. 4. Интеллектуальное и духовное развитие личности читателя лицеиста. 5.Самостоятельное создание новых документов первичной или вторичной информации по литературному краеведению; написание сценариев массовых мероприятий краеведческой тематики, разработка методических пособий. Ожидаемые результаты
Сроки реализации проекта Проект долгосрочный. « » учебный год 1.Создание при Библиотечно- информационном центре лицея клуба «Родники»; 2. Создание биобиблиографических пособий по творчеству ливенцев, в том числе и учащихся лицея. 3. Провести исследования «Паустовский и Ливны.
Нормативно- правовая база по литературному краеведению Закон РФ « Об образовании» Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на гг. Закон Орловской области «Об образовании в Орловской области» Комплексная программа нравственного и патриотического воспитания граждан в Орловской области. Закон РФ «О библиотечном деле»
Фонд краеведческой литературы Книжный фонд по литературному краеведению, насчитывает почти 300 экземпляров книг, брошюр, периодических изданий. Это литературоведческие документы, в том числе издания произведений современных ливенских авторов (Ф. Ковалева, Г. Рыжкина, Н. Провалова, М. Беляева, Ю. Бондарева, О. Сафоновой, Ю. Гритченко, Ю. Воробьева, А. Смирных, Н. Барабанова и других). Источники печатных изданий по литературному краеведению: издания местной периодической печати; библиографические указатели и календари знаменательных дат.
Справочно-библиографический аппарат по литературному краеведению - универсальная картотека «Наш город. Наша область»; - тематическая картотека «Люби и знай свой край»; - фонд справочных и библиографических пособий по литературному краеведению; - архив выполненных библиографических справок по литературному краеведению; тематические и библиографические папки «Литературные Ливны» и «Творчество наших читателей».
- «Писатели и поэты Ливенского края»; - «Их имена связаны с Ливенским краем»; - «Поэзия»; - «Литературная критика»; - «Литературная жизнь района до 1917 года»; - «Фольклор края. Сказители»; - «Ливенский край в художественной литературе». Универсальная картотека «Наш город. Наша область»
Основные направления литературного краеведения: Массовая работа (литературные вечера, вечера- встречи, вечера- портреты, конференции, устные журналы, литературные часы, часы поэзии, премьеры книг и т.д.) Информационно- библиографическая деятельность (сбор данных для досье, введение в компьютер полнотекстовых баз данных, выполнение справок, организация картотек по тематике). Издательская деятельность (выпуск библиографических пособий, буклетов, дайджестов, библиодайджестов, информационных списков, факт-листов и т.д.)
Клуб «Родники» ДЕВИЗ КЛУБА. «Мы должны жить на земле так, Как колесо вертится: Чуть только одной точкой касается земли, А остальными непременно стремится вверх» Благословление святого Амвросия. УСТАВ КЛУБА. Наш клуб обращается ко всем, кто любит «России скромный уголок – город Ливны – нашу малую Родину», кто хочет знать его историю, традиции, великих земляков, узнавать новые имена в поэзии и прозе и самому прославлять наш город» – приходи к нам.
26
Краеведение - всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем.
Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края
Задача библиотеки:
Донести литературную ис-торию и произведения литераторов-современ-ников до юного поколения,
воспитать любовь и бережное отношение к своей малой родине, организация и проведение встреч с интересными людьми, знакомство с творчеством писателей и поэтов родного края.
Используя великое наследие писателей-земляков, библиотека старается воспитывать у детей и подростков истинное патриотическое чувство, развивать любовь к своему краю через изучение и анализ краеведческой литературы.
Повышать уровень знания истории, традиций казахского народа, воспитание чувства любви к родине, гордости за свой край.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сегодня краеведение является одним из приоритетных направлений деятельности сельской библиотеки. Бесспорно, каждому человеку необходимо знать: кто он и откуда родом.
Возрождение библиотечного краеведения в сельской библиотеке сегодня вызвано небывалым подъемом национального самосознания. Признанием общечеловеческих приоритетов библиотечное краеведение способно восполнить в людях тот нравственный процесс, о котором сейчас много говорят, нравственность прививается вместе с любовью к отчему дому.
Степень разработанности данной темы.
В предлагаемой работе рассматриваются краеведческая деятельность сельской библиотеки.
Предметом разработки является краеведческая деятельность Двуреченской сельской библиотеки.
Миссия: Хранить прошлое, открывать будущее.
Теоретические аспекты краеведческой деятельности сельской библиотеки:
Задачи краеведческой работы сельской библиотеки весьма разнообразны, каждая библиотека имеет свое лицо, находит свою «изюминку», направление,
в своей повседневной работе сельская библиотека решает множество задач:
Сохраняет и передает культурные традиции во времени и пространстве, обеспечивая память поколений;
Формирует нравственные позиции молодежи, создает особую культурную, образовательную и интеллектуальную среду в обществе.
Одним из традиционных направлений работы библиотеки всегда было краеведение, сформировалось даже понятие «библиотечное краеведение»
Распространение и пропаганда краеведческих знаний
Библиотека ведет планомерную работу в данном направлении. Приобщение к изучению прошлого родного края значительно расширило поле деятельности сельских библиотекарей. Сегодня мы выступаем и в качестве краеведов-летописцев, подвижников патрио-тического воспитания молодежи. Особенностью такой деятельности библиотеки является сотрудничество со школой.
Проблемой для сельских библиотек является отсутствие специалистов для работы с информационными ресурсами и необходимого программного обеспечения.
Выводы:
Сегодня даже самая малая сельская библиотека Казахстана старательно собирает и хранит материалы по фактам местной истории, годами накапливает местный материал.
Ожидаемые результаты:
Краеведческая работа библиотеки получит новый импульс благодаря использованию новых технологий в деле сохранения и распространения информации в нашем районе.
Краеведческая деятельность Двуреченской сельской библиотеки:
Усовершенствовать и продолжать работу клуба «Краевед». Членами клуба являются учащиеся старших классов - 9 человек. С помощью участников клуба библиотека пополняется свежим материалом о жизни заслуженных тружеников села, первоцелинников, ветеранов. Память о своих корнях делает человека достойнее и сильнее. Сегодня Двуреченской сельской библиотеке отводится роль создателя энцикло-педии родного края. Давно прошло время работы избы-читальни в поселке, но интерес к этому периоду среди жителей поселка большой.
Формирование, организация и хранение фонда краевед-ческих материалов
Основу краеведческой деятельности библиотеки составляет фонд краеведческих документов (по своей территории и региону в целом). В него входят опубликованные документы о родном крае; неопубли-кованные документы, переданные в библиотеку на постоянное хранение частными лицами или созданные самой библиотекой.
План работы на 2017 г.
Наименование мероприят. |
Форма |
Присутствующие |
Срок |
|
«Юный краевед» |
Заседание. План работы |
|||
«Мы любим наше село и будем делать его лучше» |
Дискуссия |
Молодежь |
||
«Мы парни и девушки казахской степи!» |
Молодежь |
|||
«Чтобы помнили потомки…» |
Вечер - встреча с участниками ВОВ |
Учащиеся среднего звена. Юношество |
||
Памятники села - «Сохраним культурное наследие» |
Юношество |
|||
«Своя лепта в историю села родного» |
Обсуждение |
Взрослая группа читателей |
||
«Прививая любовь к родному краю» |
Час истории |
Учащиеся среднего школьного звена |
||
« Хвала рукам, что пахнут хлебом!» |
Фото-стенд |
Широкий круг читателей |
Сентябрь |
|
«Учимся быть патриотами» |
Экскурсия в школьный краеведческий музей им. Е. Зайчуковой |
Учащиеся среднего школьного возраста |
||
«Я люблю село родное!» |
Сочинение |
Уча-ся разн.возр. |
||
Ко Дню рождения села: «С добрыми воспоминаниями о Целине» |
Вечер-встреча |
Первоцелинники |
||
«Чтобы лучше нам жилось здесь» |
Круглый стол |
Акимат, клуб ветеранов. |
Библиотекарь Двуреченской сельской библиотеки - Снигур Людмила Николаевна
Поисково-краеведческая деятельность школьного музея «Память»
в МКОУ «Павловская СОШ» Новичихинского района.
Центром воспитательной работы по данному направлению является школьный музей. Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учащихся. Он соединяет воедино многие поколения педагогов и выпускников разных лет, является многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школьной жизни.
Опыт показывает, что школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы, позволяющие выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к истории, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.
Наш школьный музей начал создаваться с 1987 года. Хранитель и создатель краеведческого музея «Память» - учитель русского языка и литературы Гончарова Нина Максимовна.
Тематические экспозиции посвящены не только школе, но и отдельным периодам нашей истории: годам Великой Отечественной войны и коллективизации, истории малых сёл, гражданской войне на Алтае. Немало информации краеведческой и биографической. В музее собраны данные о героях ВОВ и воинах интернационалистах. Собирать информацию помогают жители нашего села, выпускники школы. историки-краеведы, выпускники школы.
Музей имеет историко-краеведческий профиль и следующие направления:
1.История родного края.
3.Предметы быта
5.Годы коллективизации, образование колхозов.
6.История школы.
7.Великая Отечественная война.
8.Наши земляки-защитники Отечества.
9.Воины – интернационалисты.
Данное направление деятельности музея позволяет организовать внеклассную краеведческую работу учащихся
Целью работы музея является создание оптимальных условий для учителя и учащихся в использовании краеведения при обучении и воспитании подрастающего поколения.
Главными задачами являются :
1.Воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к Родине.
2. Развитие стремления участвовать в созидательной деятельности.
3. Формирование познавательных интересов и способностей.
4. Формирование творческой самодеятельности, общественной активности,
расширение кругозора.
5. Овладение практическими навыками поисково-исследовательской, собирательской,
учетно -хранительской, экспозиционной, массово-пропагандистской, экскурсионной работы.
Для успешной работы по данному направлению используется:
1.Работа детского общественного объединения.
2. Школьная сельская библиотека, в которой собрана литература по краеведению.
3. Возможность общения через интернет с известными краеведами.
4. Связь со школьными музеями района.
5. Тесная связь с местным советом ветеранов.
Для решения поставленных задач учитывается:
1. Организация поисково-исследовательской работы с учащимися по всестороннему изучению родного края.
2. При планировании краеведческой работы в школе учитываются предстоящие памятные события из истории и жизни родного края.
3.Проведение экскурсий по родному краю, занятий в школьном музее.
4. Встречи со старожилами, ветеранами войны и труда, запись, обработка и хранение их воспоминаний. Сбор документальных и предметных свидетельств.
5. Видео и фото фиксация сохранившихся объектов истории, культуры, природы.
6. Работа с архивными документами.
7.Периодическое обновление и пополнение экспозиций школьного музея, разработка и оформление новых экспозиций, выставок.
9. Ежегодное участие в районном краеведческом конкурсе.
10. Организация и проведение ежегодных тематических мероприятий, посвященных историческим победам русской армии, победам советских войск в годы Великой Отечественной войны и вкладу наших земляков, боевым традициям армии и флота.
Вся воспитательная работа в рамках краеведческой деятельности строится с учетом возрастного критерия по принципу поэтапной реализации действующей программы.
1-4 классы: знакомство с краеведением происходит на уровне пассивного восприятия через прослушивание и обсуждение определенных краеведческих тем, через встречи, экскурсии. Учащиеся исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи.
5-7 классы: В работе с учащимися этого возраста используется активное восприятие и участие в краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают историю школы и края через экскурсии и знакомство с архивом музея, выполняют разовые поисковые задания.
8-11 классы: Готовят и проводят экскурсии в школьных музеях, участвуют в подготовке тематических классных часов по краеведению в младших и средних классах, занимаются исследовательской работой, обобщают имеющиеся материалы в музее, изучают архивные документы; проводят исследования по определенной краеведческой теме, изучают историю родного края, участвуют в научных краеведческих школьных конференциях района, края..
В рамках данной деятельности можно выделить следующие разделы:
1. Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися.
2. Координационная работа с общественными организациями и внешкольными учреждениями.
3. Учет и хранение фондов школьного музея.
4. Обновление экспозиций и выставок школьных музеев.
5. Массовая и экскурсионная работа школьных музеев.
6. Памятные события из истории родного края.
Школьники разрабатывают экспозиционный план школьного музея, проводят экскурсии по экспозиции музея, выступают с беседами и сообщениями перед детьми младших классов; представляют результаты изучения краеведческого материала в форме сообщений, рефератов, конспектов, творческих работ, с которыми нередко выступают не только на районном, но и краевом уровнях.
Результатами реализации деятельности поисково-краеведческой работы являются: успешная поисковая работа учащихся, интерес обучающихся к поисково-краеведческой деятельности, постоянное развитие созданного музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых разделов, достижения учащихся на районных, областных и т.д. научно-практических конференциях и конкурсах.
« Родина – место, где мы родились,
Отечество Родина, мною осознанная».
М.Пришвин
Школьный краеведческий проект
«Сохрани историю своего села».
Актуальность и цели проекта :
- формирование основ патриотизма
– воспитание уважения к истории, интереса к жизни сверстников в военное время, воспитание гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей.
Воспитательные задачи проекта:
- формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, к жизни сверстников детей, которые воевали, трудились, погибли в годы войны;
- приобщение юного поколения к знанию, какой ценой досталась нам Победа в Великой Отечественной войне.
- воспитание уважения к памяти погибших .
Принципы реализации проекта:
личностно - ориентированная направленность: формирование патриотических качеств личности;
деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности – создание видеофильма;
оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
Образовательная – знакомит с историческими фактами Великой Отечественной войны, знание истории своих сёл.
Ценностная – предполагает формирование патриотического мировоззрения, ориентацию на гуманистические ценности, знание истории России, её изучение, сохранение.
Деятельностная – способствует обучению создания презентаций, фильмов в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Участники проекта – обучающиеся 4-11 классов, классные руководители , родители, жители села, совет ветеранов.
Ожидаемые результаты реализации проекта: участие в конкурсе патриотических проектов. Школьная краеведческая конференция. Районная краеведческая конференция, посвященная 70-летию Великой Победы, краевой конкурс «Будущее Алтая».
Средства реализации проекта: документы в Word , Интернет, воспоминания жителей села, документы музея.
1
План проекта .
Введение Актуальность.
Патриотическое воспитание молодого поколения - важнейшая задача, стоящая сегодня перед нашим обществом. Куда мы идем, на что ориентируемся, что является нашим духовным идеалом - эти вопросы волнуют сегодня многих. А ведь любовь к Родине, уважение к ее историческому прошлому, культурному наследию, литературе, гордость за своих выдающихся соотечественников должны прививаться молодому человеку дома или в школе. Долг настоящего учителя - бороться за утверждение в умах и сердцах молодых людей вечных ценностей. Самое главное, изначальное в деле патриотического воспитания молодежи - твердое убеждение учителя, что эта работа необходима, что в каждом человеке должно жить ощущение Родины, своих исторических корней, своей принадлежности к определенной культуре, традициям, народности. Любовь к Родине - это не только интерес к ее историческому прошлому, знаменательным событиям и историческим личностям. Это неравнодушное отношение к России сегодняшней, боль за ее судьбу, за неудачи, за трудное положение в стране, это созидание « разумного, доброго, вечного». Залогом стабильного развития государства является активная гражданская позиция. От активности молодежи в общественно-политической жизни будет зависеть темп продвижения общества по пути демократических преобразований. Поэтому гражданское воспитание - одна из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно осуществляющегося на базе школьного музея, - позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. Музейно-педагогические программы активно внедряются в школьную практику для развития механизмов, обеспечивающих рост и актуализацию профессионального потенциала специалистов системы образования. Особенно актуальной сегодня становится и проблема памяти поколений, традиций, превращения каждого образовательно-воспитательного учреждения в музейный объект. Такая постановка проблемы создает у обучающихся взаимосвязь прошлого - настоящего - будущего. ^ Программа разработана в рамках образовательного процесса школы
Цели программы: - создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством музейной деятельности; - формирование духовно-нравственной культуры для решения проблем личностного развития в рамках образовательного процесса; - сохранение памяти о прошлом через изучение людей и событий своей малой родины.
^
Задачи программы:
Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда; - развить способности и сформировать на основе уроков-экскурсий и музейной среды навыки межличностного общения; - экскурсии для взрослых, посещающих школьный музей; - интегрироваться в систему музейной сети муниципального образования «Солоновский сельский совет» в части организации совместной поисковой деятельности; - использование компьютерных технологий в поисковой деятельности музея; - воспитать визуальную и музейную культуру среди обучающихся; - прививать навыки образованного посетителя музейной экспозиции; - уделять большее внимание пропаганде семейных традиций; - развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики (создание кружка, секции).
^ Содержание программы: - включение в воспитательный процесс школы музейно-педагогической тематики и музейно-педагогических технологий; - создание системы приобщения ребенка к музейной культуре, прежде всего через участие в экскурсионной работе; - разработке новых условий для творческого развития детей; - расширение воспитательной среды школы. Программа, реализуемая на базе музея, включает в себя следующие этапы:
1. Ознакомительный (информационный)
Данный этап посвящен изучению истории образовательного учреждения. Участниками этого этапа являются обучающиеся 5-6 классов по собственной инициативе. Основными качествами являются интерес к истории, развитая речь, хорошая память, желание выступать самому. Информация о музее дается в доступной форме.
2. Экскурсионная деятельность обучающихся
Данный этап включает в себя внедрение музейной педагогики в систему образования и разработанный комплекс мероприятий по повышению нравственного и патриотического воспитания на основе экспозиционной, экскурсионной деятельности. Участниками этого этапа являются обучающиеся 8-11 классов. Формы участия: подготовка тем экскурсий, которые уже разработаны и используются; обновление информации (новые факты, воспоминания, архивные материалы); разработка новых тем, создание презентаций.
Исследовательская и поисковая деятельность
На данном этапе осуществляется создание музейных проектов, подготовка и написание докладов и рефератов по темам, связанным с событиями малой родины, публикации в СМИ. Встречи с жителями села, ветеранами войны, тружениками тыла, первыми пионерами и комсомольцами села. Архивная работа (районный архив). Связь с районным краеведческим музеем.
Историческая справка.
Краеведческий музей МКОУ «Павловская СОШ» был создан в 1987 году. Выделенная комната составляла 30 кв.м. Краеведческий музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу направляет совет музея. Руководитель музея Гончарова Нина Максимовна.
Направление, связанное с историей села наилучшим образом реализуется на основе активного сбора и изучения обучающимися краеведческого материала. Такую возможность дает создание обучающимися документов в результате бесед, опроса, анкетирования у непосредственных участников и очевидцев исторических событий.
Школа построена в 1914 году, перестраивалась в 1924 году, новая школа – 1928-1932 году, средняя школа – 1987 год. Школа была участницей исторических событий, происходивших в стране: революций, гражданской войны, коллективизации, Великой Отечественной войны.
Под краеведческую комнату было выделено помещение размером 32 кв.м. Собрано около 250 экспонатов, рассказывающих о жизни и занятиях населения, о Великой Отечественной войне. Действуют сменные экспозиции и тематические выставки. Здесь проводятся экскурсии, выставочные работы, встречи с выпускниками прошлых лет.
Образовательное пространство краеведческого музея
сельская
библиотека
районный музей
школьная
библиотека
районный
дом культуры
интернет
Солоновский с/совет
совет ветеранов
Среди экспонатов краеведческой комнаты есть много интересных предметов старины: монеты, одежда, церковная утварь, рушники, самовары и др. В своей работе мы сотрудничаем со структурами, обеспечивающими нас необходимой информацией, которая способствует формированию умения поисковой деятельности. Музейная педагогика анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей, изучает особенности их восприятия экспозиции и вырабатывает дифференцированные методики по работе с ними. В определенных случаях она вносит необходимые коррективы в содержание самой экспозиции. Одним из примеров внедрения музейной педагогики в образовательный процесс являются музейные экскурсии. Музейная экскурсия - это особый вид деятельности, которая как никакая другая форма работы, демонстрирует обучающимся связь прошлого и настоящего, дает возможность почувствовать дыхание Времени через предметы, которые когда-то держали в руках наши предки. Все это порой и выступает как основное средство воспитания подрастающего поколения. В настоящее время музейные экскурсии, являющиеся средством музейной педагогики, активно внедряются в образовательный процесс. Растет число проводимых экскурсий, в том числе и уроков- экскурсий, мини- экскурсий. В качестве апробации внедрения данного средства музейной педагогики являются проведенные уроки-экскурсии по истории Великой Отечественной войны (музейный проект). Интерес вызывает и тема повседневности. Крестьянский быт, одежда, народное творчество, ремесла не оставляют пассивных слушателей. По итогам экскурсий обучающиеся составляют творческие отчеты о посещении музея. Осуществляя правило обратной связи регулярно, экскурсионная деятельность наполняется новым содержанием.
1. Поисковая деятельность: Школьные краеведческие конференции:
1. «Святая Память» (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне).
*«Я родом не из детства – из войны»,
*«Военное детство моё»,
*«Мир русской деревни в годы Великой Отечественной войны»,
*«Награды наших земляков»,
*Фронтовая география наших земляков»,
*«Маликов Иван Александрович – участник Великой Отечественной войны».
2.»Вехи века. История сёл Павловка и Красноярка».
Темы поисковой работы учащихся:
*«Я и мой посёлок»,
* «Усадьбы нашего села»,
*«Целина и труженики села»,
*«История села Павловка: события и люди»,
*«Откроем памяти страницы» (к 90-летию села Красноярка).
* «Демографическая ситуация в сёлах Павловка и Красноярка».
. 3. «От начальной школы до средней» (история школы сёл Павловка и Красноярка).
Темы поисковой работы уч ащихся:
*. История выпуска. (Альбомы)
*. Известные выпускники нашей школы.
*. Старые книги и журналы в семье.
*Они работали директорами и завучами школы.
*Учителя – выпускники школы.
*«Участники конкурсов»
*«Выпускники школы и учителя на дорогах войны».
*«Семейные династии выпускников»
*Экспонаты музея (аттестаты разных лет, медали, пионерская форма, ручки, прописи и.т.д.)
*Презентации на школьные темы.
2. Оформить поисковые материалы к сельским праздникам
по темам проектной работы, разместить их в сельском
доме культуры.
3. Провести в школе конкурсы фотографий (о жизни школы),
«Лучшая презентация », лучший проект,
наши таланты «Я талантлив!».
4. Проводить в музее планомерный систематический сбор
документов, памятников материальной и духовной культуры;
прием даров и случайных поступлений;
* проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников
по исследованию проблемных вопросов истории родного края;
*обобщать изученный материал в рефератах, творческих
исследованиях учащихся;
* участвовать в районных олимпиадах по историческому краеведению;
* создавать фонд мультимедийных презентаций.
2. Просветительская деятельность:
*проведение на материалах музея встреч, экскурсий, уроков-экскурсий,
*мини- экскурсий,
* создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера;
-*использование экспонатов музея в урочной и внеурочной деятельности;
* участие в конкурсных викторинах, посвященных памятным датам;
- участие в районных и областных краеведческих конференциях;
- сотрудничество с районной газетой « Сельчанка».
3. Оформительская работа:
*оформление экскурсий, плакатов, альбомов – раскладушек, выставок;
*создание папок - воспоминаний участников Великой Отечественной войны, детей войны, тружеников тыла, участников военных действий XX
века (Афганистан, Чечня).
За время работы нас неоднократно поощряли грамотами отдела образования
Заключение
Ожидаемый результат предполагается
в виде внешнего проявления: постоянного развития музея, увеличения количества его экспонатов, появления новых разделов, увеличение количества обучающихся, желающих участвовать в поисковой деятельности, получения практических навыков: поисково- собирательной работы, исследовательской деятельности, а также внутреннего проявления - интереса к истории своего Отечества и родного края, уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению, понимания важности сохранения исторической памяти для потомков, личностного роста обучающихся, их нравственного задела, что поможет им стать достойными гражданами России.
Мир сегодня совсем иной! Изменился и человек. Он более рассудительный, прагматичный и, может быть, чувство привязанности к своей Родине, боль за ее судьбу должны уступить место каким-то иным чувствам. Но после раздумий вновь прихожу к выводу о том, что других идеалов и нравственных ценностей просто нет. История человечества сформировала вечные ценности, такие как правда, справедливость, добро, благородство, честность, любовь к Родине, сострадание, защита слабого, уважение к старшему и многое другое. И как бы не пытались переоценивать и переосмысливать эти важнейшие ценности, в том числе и высокое чувство любви к Родине, правда всегда останется правдой.
Название проекта |
Историко-краеведческий проект, ориентированный на издательскую и просветительскую деятельность «Даль былого рядом с нами» |
Сорокина Лариса Леонардовна |
|
Какую проблему решает проект |
Сохранение, развитие и популяризация нематериального культурного наследия народов Забайкальского края. |
Цель проекта |
Издание краеведческого сборника «Заветы доброй старины» |
Организатор |
Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая центральная библиотека Сретенского района» Забайкальского края |
Целевая аудитория проекта (для кого предназначен) |
Население Сретенского района с 14 лет и старше. |
Основные мероприятия |
|
Период реализации |
|
Итог (ожидаемый итог) |
|
Даль былого рядом с нами: историко-краеведческий проект
Название проекта: Историко-краеведческий проект, ориентированный на просветительскую деятельность «Даль былого рядом с нами».
Цель проекта
Издание краеведческого сборника «Заветы доброй старины»
Задачи проекта
- Пробуждение у населения Сретенского района интереса к своему краю, его культуре и традициям.
- Ознакомление с историей своего края.
- Активизация исследовательской краеведческой деятельности.
- Формирование понимания взаимосвязи местных традиций и событий, опознавания важности их содержания и поддержания.
- Воспитание любви к малой родине, чувства ответственности за её судьбу.
Адресат программной деятельности
Население Сретенского района с 14 лет и старше.
Сохранение, развитие и популяризация нематериального культурного наследия народов Забайкальского края играет важную роль в социальном, экономическом, культурном и политическом развитии края. Нематериальное окружало и продолжает окружать нас всегда, это обычаи и обряды, сказки и народные песни, географические названия и местный языковой диалект. Ведь сила памяти - это и есть , благородства и высокой гражданственности. Все передается от поколения к поколению, формируя в нас чувство самобытности и преемственности, содействую тем самым развитию каждого человека.
С давних времен все это несло в себе большую смысловую и языковую нагрузку, в настоящее же время в большинстве случаев это потеряно. Следовательно, современный человек вынужден «раскапывать», изучать своего края. Все это нередко становится темой многочисленных библиотечных мероприятий и исследований. МУК МЦБ накоплен и собран богатый и этнографический материал, требующий обобщения и издания в едином тематическом сборнике, приуроченном к 325-летию г. Сретенска.
В сборнике «Заветы доброй старины» будут представлены фольклорно-этнографические материалы, опубликованные в различных источниках, а также собранные и записанные у нас в районе, (например сказки Н. Пушмина, песни о Сретенске, написанные местными авторами И. Чистяковой, С. Глазовым и Ю. Карасевым). Впервые будет сделана попытка представить и сгруппировать материал в тематических разделах: таких как, сказки, топонимический словарь названий сел и деревень, «Слова страны Гурании», песни о г. Сретенске и др. Сборник не будет повторять изданные книги по истории Сретенска.
Данный сборник внесет определенный вклад в историческое и литературное наследие края. Сборник будет способствовать пробуждению чувства гордости, уважения и бережного отношения к своей Малой Родине, привлечет интерес жителей Забайкальского края к Сретенскому району, расширит круг пользователей библиотеки и хочется надеяться, станет подарочным изданием для гостей района.
Ожидаемые результаты
- Издание сборника «Заветы доброй старины» .
- Совершенствование работы библиотеки по краеведению (увеличение документовыдачи и массовых мероприятий на 20%)
- Привлечение новых читателей в библиотеку (на 20%)
- Повышение имиджа библиотеки.
Авторы проекта
Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая центральная библиотека Сретенского района»
Почтовый адрес
673500 Забайкальский край, город Сретенск, ул. Луначарского, 226 В
Телефон, факс, электронный адрес:
Телефон/факс 8-30-246-215-64, с/т 8 914 449 54 35
Электронный адрес: [email protected]
География участников
Население Сретенского района от 14 лет и старше.
Количество участников проекта
Предполагаемый охват населения 1000 чел.
Сроки проведения проекта
Этапы проведения проекта
- 1 этап: Сбор и группировка материала сборника «Заветы доброй старины» по темам, разделам, главам (сентябрь-октябрь 2013 г.)
- 2 этап: Набор текста, редактирование сборника «Заветы доброй старины» (ноябрь 2013 г. - январь 2014 г.)
- 3 этап: Издание сборника «Заветы доброй старины» (февраль 2014 г.)
Информация о проектной команде и организациях-исполнителях
- сотрудники МУК «Межпоселенческая центральная библиотека Сретенского района» (директор Л.Л.Сорокина, зав. отделом обслуживания О.М.Лоншакова, библиограф О.В.Дарьина, библиотекарь ЦПИ Т.А.Касьянова, библиотекарь читального зала А.А.Касьянова, библиотекарь -зав. секцией краеведения Л.А.Гусевская);
- МУК «Межпоселенческий Социально-культурный центр Сретенского района» (директор Л.В.Прокошева, методист А.А.Григорьева);
- МУК «Сретенский районный краеведческий музей» (директор Е.С.Ворсина и зав. фондами Т.В.Зимина);
- местные краеведы (кандидат исторических наук О.Ю.Черенщиков, преподаватель истории СПК Н.Я.Колодина, краевед-коллекционер А.И.Чащин)
Партнеры по проекту
Имеющийся опыт реализации проекта
- Краеведческий семинар для работников культуры «Родословная моей земли» (2006 г.)
- Краеведческие чтения «Мой город и я: чем больше узнаю, тем больше берегу», посвященные 320-летию Сретенска (были отражены темы: «Топонимика родных мест», «Историко-культурное наследие города», «Традиции, обряды, местный фольклор» 2009 г.)
- Краеведческие чтения «Что может быть милей бесценного родного края» (в рамках мероприятий к 85-летию Сретенского района» 2011 г.)
- Научно-практическая конференция «Многообразие языков и культур народов России» (были отражены темы: «Культурные традиции народов, проживающих в Забайкалье», «Слово толковое, стоит целкового» (местные диалекты), «Загадки забайкальской топонимики» и «Жили-были забайкальцы» (сказы, сказки, легенды) 2012 г.)
- Тематический семинар для работников культуры «Вступая, с трепетом священным под кров радушной старины» (сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Забайкальского края 2012 г.).
- Массовые мероприятия: литературный праздник «И долговечно царство слова…» (2010 г.), информационное путешествие «Энциклопедия сел» (2011 г.), литературный вечер «Пою мой край - край великих вдохновений» (2012 г.) и др.
Источники финансового обеспечение проекта
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Финансирование |
||
всего |
Районный бюджет |
Краевой бюджет |
||
Пополнение документного фонда краеведческими материалами |
10,0 |
10,0 |
||
Оформление информационных стендов, краеведческих уголков, книжных выставок (бумага «Снегурочка», бумага цветная, краска, заправка картриджа, папка файловая, файлы и др.) |
||||
Подбор материала для сборника, группирование по разделам, по темам и т.д. (сканирование, работа на ПК, скоросшиватели и др.) |
||||
100,0 |
100,0 |
|||
Итого: |
133,0 |
33,0 |
100,0 |
Особая информация и примечания
МУК «Межпоселенческая центральная библиотека Сретенского района» является культурным и информационным центром по обеспечению информации и организации досуга населения различных возрастных категорий Сретенского района. По итогам 2012 года библиотекой обслужено 4904 пользователя, в т.ч. до 15 лет 1356, в т.ч. 1169 человек от 15-24 лет. Книговыдача составляет 96376 экземпляров. Посещения библиотеки составляет 38 936 в т.ч. на массовых мероприятиях 10 932 человек. Проведено 248 массовых мероприятий в т.ч. по краеведению 31. Библиотека принимает активное участие в международных, краевых и районных конкурсах по различным направлениям.
План мероприятий по реализации проекта
Наименование мероприятий |
Дата проведения |
Ответственный |
Организационные мероприятия |
||
Подготовка методико-библиографических материалов по краеведению. |
Весь период |
МУК МЦБ |
Оформление информационных стендов, краеведческих уголков, книжных выставок. |
Весь период |
МУК МЦБ (Отдел обслуживания, ЦДБ) |
Подбор материала для сборника, группирование по разделам, по темам и т.д. |
МУК МЦБ (Инновационно-методический отдел) |
|
Набор текста сборника |
МУК МЦБ (Информационно-библиографический отдел) |
|
Издательская деятельность |
||
Издание сборника «Заветы доброй старины». |
февраль 2014 г. |
МУК МЦБ (Информационно-библиографический отдел) |
Массовая работа |
||
Презентация сборника «Заветы доброй старины». |
МУК МЦБ (Отдел обслуживания) |
|
Информация о сборнике в г. «Советское Забайкалье» |
Март 2014 г. |
Редакция газеты |
Награждение сборником активных участников массовых мероприятий, посвященных юбилею г.Сретенска |
в теч. 2014 г. |
МУК МЦБ (Отдел обслуживания) |
Использование Сборника для широкого круга читателей |
МУК МЦБ (Отдел обслуживания) |
Интерес к краеведению - это тенденция современности. Многие учреждения и организации занимаются сегодня изучением истории края и сохранением культурных тенденций. Библиотеки занимают свою, только им свойственную нишу в системе сохранения, изучения и возрождения интереса к историко-культурному наследию.
В «Основах государственной культурной политики» (утв. Указом Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808) определена ведущая роль библиотек в собирании, хранении, изучении и популяризации региональной и местной культуры, в сохранении этнического, культурного, языкового и религиозного разнообразия и самобытности.
Библиотечное краеведение как один из аспектов
деятельности библиотек с каждым годом становится многограннее, обогащается
инновационными формами, обретает новые черты.
В современных условиях успешно развиваются те библиотеки, которые выбрали перспективный путь профессионального развития, дающий возможность моделирования деятельности – разработку библиотечных проектов и целевых комплексных программ .
Результатом проектной деятельности библиотек является:
- составление летописей населенных пунктов;
- организация музеев и музейных экспозиций
- создание литературных и мемориальных музеев в честь писателей, чье творчество связано с родным краем
- выпуск собственной издательской продукции
Примеры:
- серия изданий «История в лицах» («Почетные граждане…» и др.)
- создание книги, посвященной юбилею деревни (села, поселка)
- создание энциклопедического словаря по названию населенного пункта (например, «Азбука Омска») , включающее информацию об истории, организациях, природе, традициях, о судьбах замечательных земляков и т.д.
Развитию новых форм информационно-просветительской деятельности способствует техническое переоснащение библиотек.
Библиотеки, обладая определенным потенциалом в области информационно-компьютерных технологий, осуществляют формирование локальных баз данных, которые пополняют информационные ресурсы библиотек и расширяют возможности библиотек в удовлетворении запросов пользователей, используются при подготовке краеведческого календаря знаменательных и памятных дат района/города.
Пример: формирование полнотекстовых краеведческих электронных баз данных « N -ский район: Люди. События. Факты», «Органы муниципальной власти N -ского района», «Социальная инфраструктура района», «Почётные граждане г. N », «Участники войны в Афганистане и Чечне».
С каждым годом возрастает роль библиотек в популяризации литературы краеведческого содержания , повышении интереса к краеведческой книге, произведениям местных авторов. Проводятся творческие встречи с местными писателями и поэтами, премьеры и презентации произведений местных авторов.
Для формирования интереса пользователей, а также для дальнейшего изучения жизни и творчества писателей и поэтов Кувандыкского района сотрудниками Центральной межпоселенческой библиотеки им. П. И. Федорова была создана Web-страница « Литературная жизнь Кувандыкского городского округа » на сайте «Библиотечная система Кувандыкского района» (Оренбургская область). Цель создания данного электронного продукта состоит в том, чтобы обеспечить вхождение пользователей в культурную среду региона путем изучения биографических данных и ознакомления с творческой жизнью писателей и поэтов, связанных с Кувандыкским краем. Web-страница предназначена для широкого круга пользователей.
Одним из направлений инновационной деятельности библиотек является внедрение новшеств в организацию массовой работы .
Среди наиболее интересных находок оренбургских библиотекарей:
Библиоспектакль «Дождем, как слезами, омыто победное утро страны»;
Районные акции «Помоги ветерану», «Как живешь ветеран?»;
Электронная презентация видеокниги «Последние свидетели войны»;
Фестиваль военной книги «Война, твой горький след и в книгах, что на полке…»;
Диалог поколений «Отцы и дети», приуроченный ко Дню защитника Отечества, и др.
В последние годы все большее распространение в работе библиотек по продвижению библиотечных услуг получает проведение таких ярких комплексных мероприятий, как акция, которая может включать театрализованные действия, красочные шествия, викторины, конкурсы, флешмобы и др.
Информационным поводом для проведения акции может быть: юбилейная календарная дата (литературная, историческая, политическая в масштабе страны, района, села); ведущая тема года; проблемы, волнующие всех; реализация библиотечного проекта и др.
Примерная программа акции, как правило, включает такие формы мероприятий, как презентации, экскурсии, шествия, дискуссии, конкурсы, театрализованные представления, опросы, анкетирование, встречи с писателями, известными людьми, просмотры литературы, громкие чтения и др.(необязательно все эти формы, всего их может быть 2-4). По завершении акции закономерно проведение анализа мероприятия, где определяются выводы и рекомендации, которые необходимо учитывать при организации последующей работы. Подведение итогов акции освещается в СМИ, на сайте библиотеки или библиотечном портале.
Коллеги создают мини-музеи при библиотеках, собирая исторический материал, предметы материальной и духовной культуры. Примером может служить « комната казачьего быта » библиотеки им. Шолохова г. Волгограда. Создаются как музеи русской традиционной культуры, так и музеи других национальных культур. Материалы и экспонаты музеев активно используется не только при обслуживании пользователей в стенах библиотеки, но и в массовых мероприятиях, проводимых совместно с клубной системой (юбилеи села, национальные праздники).
Одним из важных способов предоставления краеведческой информации является использование средств сети Интернет. Библиотеки повсеместно размещают краеведческую информацию в Интернете, создавая рубрики и страницы на сайтах библиотек, создавая самостоятельные краеведческие сайты и блоги. Ценность созданных электронных ресурсов — в сохранении документального наследия своих регионов, пропаганде и продвижении информации о них.
Формирование электронных краеведческих ресурсов библиотек осуществляется по трем основным направлениям :
— генерация собственных электронных ресурсов на базе краеведческого фонда библиотеки;
— заимствование внешних ресурсов;
— корпоративное взаимодействие в рамках различных проектов.
Эти направления существуют в тесной взаимосвязи. Основными краеведческими электронными ресурсами библиотек, представляемыми в сети, являются:
— краеведческие электронные каталоги;
— краеведческие БД (библиографические и полнотекстовые);
— краеведческие тематические сайты (порталы);
—краеведческие электронные библиографические и справочные издания;
— электронные версии печатных краеведческих документов;
— электронные фактографические краеведческие сведения (в т. ч. фактографические БД);
На краеведческих страницах своих сайтов и блогов библиотеки представляют следующую информацию:
- история региона/района/населенного пункта
- официальные символы: гимн, герб, флаг
- памятники и памятные места
- ветераны ВОВ и горячих точек
- природные памятники,
- аннотированные источники, находящиеся в фонде библиотек,
- сценарии краеведческих мероприятий
К примеру, в моем методическом блоге представлены краеведческие страницы «О Муромцевском районе», «Почетные жители Муромцевского района», «Знаменитые земляки», а также публикуются посты краеведческой направленности. Людмила Лоневская, сотрудница библиотеки №4 г. Михайловка Волгоградской области, ведет, наряду с библиотечным блогом, краеведческий блог « Михайловский краевед ».
На сайте Кувандыкской библиотеки размещена виртуальная выставка « Альбом истории открыт …». Вниманию пользователей представлены книги, рассказывающие об истории деревень Кувандыкского района. На этом же сайте очень содержательная рубрика «Краеведение ».
База данных «Почетные граждане города Медногорска » (ЦБС г.Медногорска) была создана с целью сохранения памяти о людях, удостоенных наивысшей награды Медногорска, для приумножения знаний об их жизни и деятельности и раскрытия документов, доступ к которым пользователям библиотеки затруднен или ограничен. Каждому из 47 почетных граждан города Медногорска в базе отведен отдельный блок, в который входят биографическая справка, сведения о достижениях и награждениях, фотография почетного гражданина, а также библиографические списки печатных и электронных материалов, рассказывающих о его трудовом пути. Со всеми печатными источниками – статьями газет, фрагментами книг – можно ознакомиться в базе. Они оцифрованы и сохранены в формате pdf. Некоторые блоки включают также фотоальбомы, содержащие копии наградных документов, грамот, дипломов, фотографии наград. Блоки о почетных гражданах расположены в порядке присвоения им звания. Кроме именных блоков база располагает вводной статьей и полным списком награжденных.
База создается сотрудниками Центральной городской библиотеки МБУК «ЦБС г. Медногорска». Документы из других баз данных в нее не включаются. Все работы по подбору материалов и их оцифровке осуществляются только сотрудниками ЦГБ. База данных адресована широкой аудитории. В первую очередь она интересует краеведов-любителей и профессиональных историков, библиотекарей, преподавателей и учащихся различных учебных заведений, организаторов культурно - досуговых мероприятий. Пользователи могут познакомиться с базой данных на официальном сайте Центральной городской библиотеки, а также во всех библиотеках системы, где установлены компьютеры.
В настоящее время в базе содержится 47 персоналий. В нее включены 268 оцифрованных документов, 13 гиперссылок на Интернет-ресурсы.
Использование интерактивных форм в краеведческой деятельности
Библиотеки оказывают содействие пробуждению познавательных интересов детей, организуя поисково-собирательскую, исследовательскую и творческую деятельность. Библиотеки Саракташского района (Оренбургская обл.) уже много лет являются не только хранителями накопленных краеведческих ценностей, но и отчасти их создателями. Исходя из того, что краеведческий фонд пополняется слабо, появилась необходимость издавать краеведческие тематические сборники, накопительные папки, сборники стихов местных поэтов и многое другое. Сегодня современные технологии позволяют не только выпускать печатную продукцию, использовать в работе медианосители, но и самим создавать тематические электронные ресурсы. На протяжении нескольких лет сотрудники районной библиотеки переводили в электронный вариант материалы из накопительных папок, создавали виртуальные экскурсии, книжные выставки, слайд-филь-мы и многое другое. Накопленный материал способствовал созданию электронного ресурса – краеведческой базы данных «Здесь прописано сердце мое». Ее уникальность заключается в том, что именно сотрудники библиотек занимаются сбором краеведческого материала, оцифровкой краеведческих документов.
Саракташские библиотекари являются и инициаторами, и авторами книг по истории сел. Например, одним из авторов книги «Край родной навек любимый» о селе Надеждинка является Третьякова В. Н. (зав. Надеждинским с/ф). Белова В.Ю. – соавтор книги «Серебряный родник» о селе Черкассы и тд.
1. любые краеведческие издания после выхода в свет сразу становятся библиографической редкостью в силу того, что они издаются малыми тиражами и практически никогда не переиздаются;
2. для максимального раскрытия фонда в виртуальном пространстве Интернета (в надежде, что «виртуальный» читатель станет в конечном итоге «реальным»).
В самой рубрике «Краеведческая книга» размещены привычные для библиотекарей «Тематические обзоры», «Обзоры новых поступлений» и «Виртуальные выставки». Однако, представленный в них материал способен в максимальной степени заинтересовать читателя. Обзоры новых поступлений включают в себя краткие биографии авторов, отрывки из произведений. Виртуальные выставки, выполненные в форме музыкальных видеоклипов, стремятся образно представить творчество орских литераторов. Тематические обзоры не ограничиваются сухой аннотацией, а включают в себя развёрнутое содержание и иллюстративный материал.
Возможности современных технологий широко применяются в проведении массовых мероприятий. Так, в 2013 году знаменитому земляку Игорю Фэдовичу Сахновскому исполнилось 55-лет. Появилась идея не просто провести литературный вечер, посвящённый его творчеству, а попробовать организовать интернет-мост и предоставить возможность читателям библиотеки и орским литераторам напрямую пообщаться со знаменитым земляком. Эту идею удалось успешно реализовать, а в мае 2014 года Игорь Фэдович приезжал в Орск и, конечно же, встречался с почитателями своего таланта.
В методической копилке отдела краеведения за 2012-2013 годы был собран богатый материал по литературному краеведению: виртуальные выставки, видеоклипы, видеозаписи бесед с поэтами и прозаиками, электронные варианты книг, предоставленные авторами, фотоматериалы и т.д. Для того, чтобы все эти материалы были доступны широкому кругу пользователей, разработана библиотечная программа «Литературный Орск в электронном формате». Программа рассчитана на 2 года. Целью программы является популяризация творчества орских писателей и воспитание любви к малой родине посредством создания серии дисков «Орск литературный». В реализации проекта принимают участие сотрудники отдела информационно-библиотечных технологий ЦГБ им. Горького.
Основная целевая аудитория проекта – юношество. Современному молодому поколению интересно получение информации в электронном виде. Информация, размещённая на дисках, в конечном итоге сумеет привлечь внимание молодёжи к книгам. Серия дисков так же будет интересна и любителям литературы, которые смогут больше узнать о творчестве орских авторов. Виртуальные выставки, клипы, интервью с авторами могут быть показаны на уроках литературного краеведения и при проведении мероприятий.
Интересны такие формы работы:
- «День памяти исчезнувших сёл»
- «Где эта улица? Где этот дом?» - проект , целью которого был сбор информации о возникновении улиц поселка. Итогом проекта явился выпуск брошюры по истории этого населенного пункта;
- Интеллектуально-творческий конкурс «Литературно - краеведческий дилижанс», разработанный библиотекой (Йошкар-Ола, р. Марий Эл.), представлял собой путешествие по улицам города. Его участники подготовили творческие работы по истории названия улицы (11 улиц). Основной целью конкурса явилось привлечение внимания к марийскому литературному наследию через изучение истории названия улиц города, носящих имена марийских поэтов и писателей. Все проекты участников краеведческого конкурса были размещены на сайте Йошкар – Олинской ЦБС в разделе «Литературно-краеведческий дилижанс».
- Тематические (краеведческие) библионочи . Программы мероприятий библионочи включали в себя различные темы: «Хлеб всему голова», «Занятное дело», «О рыбалке», «Белые узоры» – о знаменитом Оренбургском платке, «Мы сильны, когда едины». Музыкальная часть мероприятий включила в себя диалог о дружбе народов края, музыкальные и поэтические номера на русском, казахском, татарском, чувашском языках, короткие рассказы о традициях, дегустацию национальных блюд, песни, народные танцы. На каждое мероприятие были оформлены выставки с книгами, с фотографиями, предметами народного творчества. По собранным материалам был издан сборник «Родники твор-чества».
· активизация деятельности библиотек по сохранению литературного наследия и дальнейшему развитию национальной самобытности и традиций народов, населяющих район;
· выявление, обобщение и распространение нового, интересного опыта работы библиотек по сохранению и развитию литературного творчества местных писателей и поэтов.
· выставка-диалог книг «Библиотека – территория толерантно-сти», устный журнал «Мир дому твоему»,
· творческая работа «Возрождение и сохранение мордовской культуры», и др. работы.
В библиотеках ведется работа по сбору материалов об участниках войны. Были подготовлены и распространены листовки с обращением к населению села и района с просьбой помочь собрать фотоматериалы с биографиями участников войны для создания фотогалереи «История в лицах». В фойе районной библиотеки «растёт» Дерево памяти. На стене обращение к землякам: «Зеленые ленточки – жизнь после войны, современный мир, память о погибших людях. Завяжите ленточку, и засохшее дерево, благодаря вам, оживет». Посетители библиотеки привязывали ленточки к веткам дерева. А также оставляли краткую информацию об участниках войны в специальной Книге памяти, созданной работниками библиотеки под названием: «Я помню! Я горжусь!».
Библиотекари проводят районный конкурс пробы пера «Мой край задумчивый» (инициирован центральной районной библиотекой). Конкурс призван содействовать продвижению чтения, развитию просветительской деятельности библиотек района, активизации и стимулированию творческой деятельности библиотек, повышению профессионального мастерства работников библиотек. На конкурсе были представлены поэтические и литературные композиции в номинациях:
В связи с юбилейной датой в библиотеках г. Омска осуществлялся целый ряд проектов и программ по краеведению, которые реализуются силами всех или нескольких муниципальных библиотек: интернет-проект «Виртуальный центр литературного краеведения» (2011-2015 гг.); программа по историко-литературному краеведению «Город можно как книгу читать» (2015 г.); проект «Информационный центр краеведения» (2014-2016 гг.); проект «Истоки» (2015 г.); программа мероприятий историко-краеведческого зала «История
моей библиотеки» (2015-2016 гг.); проект «Краеведческие знания – народу»: юбилейные маршруты омского библиомобиля (2013-2016 гг.); целевая комплексная программа «Мир Омска» (2013-2016 гг.); проект «Омская виртуальная справка» (2010-2016 гг.); проект «Омская цифровая библиотека» (2009-2015 гг.); проект "Тобольские ворота" (2014-2016 гг.): организация работы экскурсионного бюро». «Деятельность государственных и муниципальных библиотек Омской области в 2015 году»):
– проект Русско-Полянского района по созданию виртуальной галереи «Библиотека и музей: виртуальное рукопожатие », в которой располагаются 4 демонстрационных зала: «Бессмертный полк», «Почетные граждане Русско-Полянского муниципального района», «Доска Почета» и «Краеведческий зал»;
– Краснознаменская сельская библиотека Москаленского района работала по программе «Моя малая родина», направленной на возрождение и сохранение культурного наследия села. В рамках программы осуществлялся сбор материалов в формате «Устной истории» - воспоминания старожилов по истории сел Красное Знамя, деревень Харловка, Лузино, Ново-Лузино, Ланск, Дубровка;
– в Тарском районе реализован проект «Литературно-исторический марафон "Тара в годы Великой Отечественной войны", получивший субсидию Правительства Омской области;
– в Фирстовской библиотеке Большеуковского района реализуется программа «Библиотека – центр знаний о своей малой Родине». Результатом работы по программе стало открытие комнаты-музея имени писателя-земляка М. И. Рассказова. В рамках данной программы в 2015 году разработан и реализован в жизнь проект «Село Фирстово и Московско-Сибирский тракт»;
– в библиотеках Тюкалинского муниципального района сложилась система работы по краеведению в рамках 13-ти программ, в т.ч. «Мой край – земля Тюкалинская», «Мини-музей «Церковно-приходская школа», где участники интерактивных экскурсий пробуют писать пером, узнают интересные факты о г. Тюкалинске, гадают по Домострою, играют в игры XIX века, решают задачки из решебника «Арифметика» (1897 г.).
выставочные экспозиции в Таврической ЦДБ, они были собраны в сборники работ читателей, стали темой для краеведческих литературно-исторических уроков и экскурсий, информационных буклетов и закладок. 12 июня 2015 года, в день празднования 80-летнего юбилея Таврического муниципального района, сотрудники ЦДБ развернули в «Летнем читальном зале» литературно-интеллектуальную площадку «А я живу в Таврическом!» Посетители площадки с удовольствием приняли участие в мероприятиях, организованных Таврической ЦДБ. Им была предоставлена возможность пройтись по импровизированной фотогалерее «Навечно в памяти народной» и узнать о славном боевом пути тавричанцев – героев Великой Отечественной войны; разгадать увлекательный кроссворд «Родное мое Таврическое» и заодно проверить свои знания о любимом районе; расшифровать занимательные ребусы «Всякому мила улица своя» и познакомиться с интересными фактами о знакомых улицах рабочего поселка; угадать, кому из «Поэтов земли Таврической» принадлежат отрывки из стихотворений, и прочитать их вслух.
Поэтам и писателям, имена которых встречаются в названиях тарских улиц, была посвящена выставка-экскурс «Улица, писатель, библиотека». При её подготовке выяснилось, что в Таре 8 таких улиц: А. Пушкина, Н. Гоголя, Н. Чернышевского, А. Герцена, А. Радищева, М. Горького, М. Ломоносова, пер. М. Лермонтова. На выставке были представлены не только книги этих замечательных авторов, но и коллаж из фотографий тарских улиц, а также большая карта города, на которой ребята с интересом находили улицы с поэтическими названиями.
В Тарской ЦДБ краеведческой работой с читателями занимаются сотрудники центра информации «Школьная академия». В 2015 году они реализовали программу «Культурно-туристический вездеход», в рамках которой состоялись театрализованная обзорная экскурсия «Древний город по имени Тара», квест-игра «Тарская крепость», интерактивная площадка «Город детства», районный фотоконкурс «Читающая Тара», турнир «Знаешь ли ты свой город?», презентация книжки-раскраски «Путешествие во времени. Начало XX века» из серии «Прогулки по Таре», палеонтологический квест «Что хранит тарская земля: результаты раскопок», топонимические загадки «Пройдусь по Александровской, взгляну на Юбилейную», видео-экспресс «Вдохну я запах родины своей» и краеведческая слет-игра «Земли моей минувшие года».
Заключение.
Роль библиотек в краеведческом информировании трудно переоценить: они обладают универсальным фондом документов и остаются наиболее доступными для всех категорий пользователей. Умелое использование инновационных форм работы способствует формированию нового образа библиотеки как культурно-просветительского, информационного, образовательного, досугового центра и, что особенно важно, центра общественной жизни местного сообщества.
Библиотеки стремятся представить в сети богатство своих накопленных за многие годы краеведческих ресурсов, сделать их доступными для самого широкого пользователя. Это является не столько веянием времени, сколько попыткой систематизировать весь накопленный материал и предоставить возможность удаленного доступа к информации пользователям.
Источники, не указанные в тексте: