Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Какой исторический период охватывает война и мир. Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир. "плешивая голова, плоское лицо"

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» писался в 1863-1869 годах. Для ознакомления с основными сюжетными линиями романа, предлагаем учащимся 10 класса и всем, кто интересуется русской литературой, прочитать краткое содержание «Война и мир» по главам и частям онлайн.

«Война и мир» относится к литературному направлению реализм: в книге подробно описан ряд ключевых исторических событий, изображены типичные для российского общества персонажи, основной конфликт – «герой и общество». Жанр произведения роман эпопея: «Война и мир» включает в себя как признаки романа (наличие нескольких сюжетных линий, описание развития персонажей и кризисных моментов в их судьбе), так и эпопеи (глобальные исторические события, всеохватывающий характер изображения действительности). В романе Толстой затрагивает многие «вечные» темы: любви, дружбы, отцов и детей, поиска смысла жизни, противостояния войны и мира как в глобальном смысле, так и в душах героев.

Главные герои

Андрей Болконский – князь, сын Николая Андреевича Болконского, был женат на маленькой княгине Лизе. Находится в постоянном поиске смысла жизни. Участвовал в Аустерлицкой битве. Умер от ранения, полученного во время Бородинского сражения.

Наташа Ростова – дочь графа и графини Ростовых. В начале романа героине всего 12 лет, Наташа взрослеет на глазах читателя. В конце произведения выходит замуж за Пьера Безухова.

Пьер Безухов – граф, сын графа Кирилла Владимировича Безухова. Был женат на Элен (первый брак) и на Наташе Ростовой (второй брак). Увлекался масонством. Присутствовал на поле битвы во время Бородинского сражения.

Николай Ростов – старший сын графа и графини Ростовых. Участвовал в военных кампаниях против французов и Отечественной войне. После смерти отца берет на себя заботы о семье. Женился на Марье Болконской.

Илья Андреевич Ростов и Наталья Ростова – графы, родители Наташи, Николая, Веры и Пети. Счастливая супружеская пара, живущая в согласии и любви.

Николай Андреевич Болконский – князь, отец Андрея Болконского. Видный деятель Екатерининской эпохи.

Марья Болконская – княжна, сестра Андрея Болконского, дочь Николая Андреевича Болконского. Набожная девушка, живущая ради своих близких. Вышла замуж за Николая Ростова.

Соня – племянница графа Ростова. Живет у Ростовых на попечении.

Федор Долохов – в начале романа он офицер Семеновского полка. Один из лидеров партизанского движения. Во время мирной жизни постоянно участвовал в кутежах.

Василий Денисов – друг Николая Ростова, ротмистр, эскадронный командир.

Другие персонажи

Анна Павловна Шерер – фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны.

Анна Михайловна Друбецкая – обедневшая наследница «одной из лучших фамилий России», подруга графини Ростовой.

Борис Друбецкой – сын Анны Михайловны Друбецкой. Сделал блестящую военную карьеру. Женился на Жюли Карагиной, чтобы улучшить свое финансовое положение.

Жюли Карагина – дочь Карагиной Марьи Львовны, подруга Марьи Болконской. Вышла замуж за Бориса Друбецкого.

Кирилл Владимирович Безухов – граф, отец Пьера Безухова, влиятельный человек. После смерти оставил своему сыну (Пьеру) огромное состояние.

Марья Дмитриевна Ахросимова – крестная мать Наташи Ростовой, ее знали и уважали в Петербурге и Москве.

Петр Ростов (Петя) – младший сын графа и графини Ростовых. Был убит во время Отечественной войны.

Вера Ростова – старшая дочь графа и графини Ростовых. Жена Адольфа Берга.

Адольф (Альфонс) Карлович Берг – немец, сделавший карьеру от поручика до полковника. Сначала жених, затем муж Веры Ростовой.

Лиза Болконская – маленькая княгиня, молодая жена князя Андрея Болконского. Умерла во время родов, родив Андрею сына.

Василий Сергеевич Курагин – князь, друг Шерер, известная и влиятельная светская личность в Москве и Петербурге. Занимает важный пост при дворе.

Елена Курагина (Элен) – дочь Василия Курагина, первая жена Пьера Безухова. Очаровательная женщина, которой нравилось блистать в свете. Умерла после неудачно сделанного аборта.

Анатоль Курагин – «беспокойный дурак», старший сын Василия Курагина. Обаятельный и красивый мужчина, щеголь, любитель женщин. Участвовал в Бородинском сражении.

Ипполит Курагин – «покойный дурак», младший сын Василия Курагина. Полная противоположность своих брата и сестры, очень глупый, все его воспринимают, как шута.

Амели Бурьен – француженка, компаньонка Марьи Болконской.

Шиншин – двоюродный брат графини Ростовой.

Екатерина Семеновна Мамонтова – старшая из трех сестер Мамонтовых, племянница графа Кирилла Безухова.

Багратион – российский военачальник, герой войны против Наполеона 1805-1807 и Отечественной войны 1812.

Наполеон Бонапарт – император Франции.

Александр I – император Российской империи.

Кутузов – генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией.

Тушин – артиллерийский капитан, отличившийся в Шенграбенском сражении.

Платон Каратаев – солдат Апшеронского полка, воплощающий в себе все истинно русское, которого Пьер встретил в плену.

Том 1

Первый том «Войны и мира» состоит из трех частей, разделенных на «мирные» и «военные» блоки повествования и охватывает события 1805 года. «Мирная» первая часть первого тома произведения и начальные главы третьей части описывают общественную жизнь в Москве, Петербурге, в Лысых Горах.

Во второй части и последних главах третьей части первого тома автор изображает картины войны русско-австрийской армии с Наполеоном. Центральными эпизодами «военных» блоков повествования становятся Шенграбенское сражение и битва под Аустерлицем.

С первых, «мирных» глав романа «Война и мир» Толстой знакомит читателя с главными героями произведения – Андреем Болконским, Наташей Ростовой, Пьером Безуховым, Николаем Ростовым, Соней и другими. Через изображение жизни различных социальных групп и семей автор передает многообразие русской жизни в довоенное время. «Военные» главы отображают весь неприукрашенный реализм военных действий, дополнительно раскрывая перед читателем характеры основных героев. Поражение под Аустерлицем, завершающее первый том, предстает в романе не только проигрышем русских войск, но и символом краха надежд, переворота в жизни большинства главных персонажей.

Том 2

Второй том «Войны и мира» является единственным «мирным» во всей эпопее и охватывает события 1806-1811 годов накануне Отечественной войны. В нем «мирные» эпизоды светской жизни героев переплетаются с миром военно-историческим – принятием между Францией и Россией Тильзитского перемирия, подготовкой реформ Сперанского.

В период, описанный во втором томе, в жизни героев происходят важные события, во многом меняющие их мировоззрение и взгляды на мир: возвращение Андрея Болконского домой, его разочарование в жизни после смерти жены и последующее преображение благодаря любви к Наташе Ростовой; увлечение Пьера масонством и его попытки улучшить жизнь крестьян в своих поместьях; первый бал Наташи Ростовой; проигрыш Николая Ростова; охота и святки в Отрадном (имении Ростовых); неудавшееся похищение Наташи Анатолем Карагиным и отказ Наташи выйти замуж за Андрея. Завершается второй том символическим явлением повисшей над Москвой кометы, предвещающей ужасные события в жизни героев и всей России – войну 1812 года.

Том 3

Третий том «Войны и мира» посвящен военным событиям 1812 года и их влиянию на «мирную» жизнь русского народа всех сословий. Первая часть тома описывает вторжение французских войск на территорию России и подготовку к Бородинскому сражению. Во второй части изображено само Бородинское сражение, являющееся кульминацией не только третьего тома, но и всего романа. На поле битвы пересекаются многие центральные персонажи произведения (Болконский, Безухов, Денисов, Долохов, Курагин и др.), чем подчеркивается неразрывная связь всего народа общей целью – борьбой против неприятеля. Третья часть посвящена сдаче Москвы французам, описанию пожара в столице, который, по мнению Толстого, случился из-за тех, кто покинул город, оставив его врагам. Здесь описывается и самая трогательная сцена тома – свидание Наташи и смертельно раненого Болконского, который все еще любит девушку. Завершается том неудачной попыткой Пьера убить Наполеона и его арестом французами.

Том 4

Четвертый том войны и мира охватывает события Отечественной войны второй половины 1812 года, а также мирную жизнь главных героев в Москве, Петербурге и Воронеже. Вторая и третья «военные» части описывают бегство наполеоновской армии из разграбленной Москвы, Тарутинское сражение и партизанскую войну русской армии против французов. «Военные» главы обрамлены «мирными» первой и четвертой частью, в которых автор особое внимание уделяет настроениям аристократии относительно военных событий, ее отдаленности от общенародных интересов.

В четвертом томе ключевые события происходят и в жизни героев: Николай и Марья понимают, что любят друг друга, умирает Андрей Болконский и Элен Безухова, погибает Петя Ростов, а Пьер и Наташа начинают задумываться о возможном совместном счастье. Однако центральной фигурой четвертого тома становится простой солдат, выходец из народа – Платон Каратаев, выступающий в романе носителем всего истинно русского. В его словах и действиях выражается та самая, простая мудрость крестьянской, народной философии, над постижением которой мучаются главные герои «Войны и мира».

Эпилог

В эпилоге произведения «Война и мир» Толстой подводит итоги всего романа-эпопеи, изображая жизнь героев спустя семь лет после Отечественной войны – в 1819-1820 годах. В их судьбах произошли значительные перемены, как хорошие, так и плохие: женитьба Пьера и Наташи и рождение их детей, смерть графа Ростова и тяжелое финансовое положение семьи Ростовых, свадьба Николая и Марьи и рождение их детей, взросление Николеньки, сына умершего Андрея Болконского, в котором уже явственно виден характер отца.

Если первая часть эпилога описывает личную жизнь героев, то во второй представлены размышления автора об исторических событиях, роли в этих событиях отдельной исторической личности и целых народов. Завершая свои рассуждения, автор приходит к выводу, что вся история предопределяется неким иррациональным законом случайных взаимовлияний и взаимосвязей. Примером этому служит изображенная в первой части эпилога сцена, когда у Ростовых собирается большая семья: Ростовы, Болконские, Безуховы – всех их вместе свел все тот же непостижимый закон исторических взаимосвязей – основная действующая сила, направляющая все события и судьбы героев в романе.

Заключение

В романе «Война и Мир» Толстому удалось мастерски изобразить народ не как различные социальные слои, а как единое целое, объединенное общими ценностями и стремлениями. Все четыре тома произведения, включая эпилог, связаны идеей «мысли народной», живущей не только в каждом герое произведения, но и в каждом «мирном» либо «военном» эпизоде. Именно эта объединяющая мысль и стала, по задумке Толстого, основной причиной победы русских в Отечественной войне.

«Война и мир» по праву считается шедевром русской литературы, энциклопедией русских характеров и человеческой жизни в целом. Произведение вот уже более века остается интересным и актуальным для современных читателей, любителей истории и ценителей классической русской литературы. «Война и мир» – роман, который должен прочесть каждый.

Очень подробный краткий пересказ «Войны и мира», представленный на нашем сайте, позволит получить полное представление о сюжете романа, его героях, основных конфликтах и проблематике произведения.

Квест

Мы подготовили интересный квест по роману “Война и мир” – пройти .

Тест по роману

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 15170.

Л. Н.ТОЛСТОЙ

Задание 1.

Годы жизни писателя:

Задание 2.

так определил жанр своего произведения «Без ложной скромности, - это как «Илиада». Этот жанр:

1. Поэма. 3.Эпопея.

2.Рассказ. 4.Повесть.

Задание 3.

1. «Детство. Отрочество. Юность».

2.»Детство. Юность. Мои университеты».

Задание 4.

Какой временной период охватывает роман «Война и мир»:

1. Время между Великой французской революцией и пожаром Москвы в войне 1812 года.

2. Время периода подготовки и проведения восстания декабристов.

3. Период войны годов.

Задание 5.

Кого имел в виду Д. Писарев в статье «Старое барство»:

1. Старого князя Болконского.

2. Старого графа Безухова.

Задание 6.

Реакционно-крепостнический сословный облик московской аристократии рельефно выявлен в эпизоде:

1. Встречи с царем в Слободском дворце в Москве.

2. Смотра войск с царем перед Шенграбенским сражением.

3. Бородинского сражения.

Задание 7.

Псевдопатриотизм. Полная оторванность от народной среды присущи посетителям и хозяевам гостиных:

1. . 2. Дома Ростовых. 3. Дома князей Болконских.

Задание 8.

Характерными чертами высшего общества являются (найдите лишнее):

1.Предельная эгоистичность, карьеризм, корыстолюбие.

2. Патриотизм, боль за судьбу Родины.

3. Интриганство, светское злоязычие.

4. Душевная опустошенность, лицемерие и притворство.

Задание 9.

Действие романа происходит во времена правления:

1. Александра II. 3. Александра I.

2. Николая II. 4. Екатерины II.

Задание 10.

1. На балу.

2. Во время приезда к армии после разгрома нашествия Наполеона.

3. Во время смотра перед Аустерлицким сражением.

Задание 11.

Патриархальное московское дворянство представлено в образах (найдите лишнее):

1. Графини Безуховой.

2. Дарьи Дмитриевны Ахросимовой.

3. Семьи Ростовых.

Задание 12.

На примере какой семьи в романе показал нетипичность, редкость семейных отношений:

1. Семья Безуховых. 2. Семья Болконских. 3.Семья Ростовых.

Задание 13.

показал в романе «Война и мир» два полюса в историческом облике крестьянства крепостнической России. Найдите соответствие:

1. Философия фатализма, смирения, покорности, признание узаконенности своего положения.

2.Чувство долга перед Родиной, бунтарство, осознание собственной значимости.

https://pandia.ru/text/78/054/images/image002_73.gif" width="27" height="22"> камердинер князя Тихон, Платон Каратаев

Задание 14.

Что больше отражает недовольство крепостных крестьян в романе:

1. Монотонное возрастание.

2. Нарастание и спад, возвращение к прежнему уровню и стабильность положения.

Задание 15.

Ярко прозвучала в романе тема «двух наций», показавшая читателю истинных и «ложных» патриотов России. Найдите соответствие:

1. А. Курагин, Б. Друбецкой. , Графиня Безухова.

2. Тушин и Тимохин, А. Болконской, Тихон Щербатый

Истинные патриоты. «Ложные» патриоты.

Задание 16.

Драматический путь духовного развития какого героя романа был типичен для передовой молодежи эпохи формирования декабристов:

1. Анатолия Курагина. 3.Николая Ростова.

2. Бориса Друбецкого. 4.Андрея Болконского

Задание 17.

Борьба духовного с чувственным лежит в основе внутреннего развития:

1. Пьера Безухова 3. Бориса Друбецкого.

2. Анатолия Курагина.

Задание 18.

Кого из героев романа, типичного представителя первой четверти ХIХ века, А. Герцен назвал «дрянью александровского поколения»:

1.А. Болконского. 3. Д. Долохова.

2.Б. Друбецкого.

Задание 19.

Какое из событий 1812 года не являлось эпизодом народной войны:

1. Смоленское отступление.

2. Бородинское сражение.

3. Тарутинское сражение.

4. Партизанское движение.

Задание 20.

Эпилог – это:

1. Дополнительный элемент композиции, отделенный от основного повествования и следующий после его завершения.

2. Дополнительный элемент композиции, предшествующий завязке.

3. Относительно короткий текст, помещенный автором перед началом произведения и призванный кратко выразить основное содержание или идейный смысл следующего за ним произведения.

Задание 21.

После войны 1812 года много изменилось, и представители русской интеллигенции в 1825 году оказались по разные стороны баррикад. Один из героев романа в эпилоге так сформулировал задачи общества: «Мы только для того, чтобы Пугачев не пришел зарезать и моих и твоих детей и чтобы Аракчеев не послал меня в военное поселение». Кому принадлежат эти слова:

1. Д. Долохову. 3. Николаю Ростову.

2. Перу Безухову. 4.Денисову

Задание 22.

Кому принадлежат следующие портретные характеристики:

1. «…Был неуклюж, толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и ещё менее умел из него выйти…»


2. «… Был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами… с усталым, скучающим взглядом».

https://pandia.ru/text/78/054/images/image005_50.gif" width="28" height="22"> Князь Болконский Пьер

Задание 23.

Кому принадлежат столь противоречивые, на первый взгляд, высказывания о Наполеоне:

«Наполеон велик, потому что он встал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати, - и только потому приобрел власть».

«Как, какой связью был он соединен с тем великим событием, которое было предсказано в Апокалипсисе, он не знал, но он ни минуту не усомнился в этой связи… но он решил положить предел власти Зверя… прекратить несчастия Европы».

1. А. Болконскому. 3. Н. Ростову.

2. Денисову. 4.П. Безухову.

Задание 24.

О какой войне приведено высказывание Пьера Безухова:

«Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу, но … против величайшего человека в мире… это нехорошо».

1. Война 1805 года. 3. Война 1812 года.

2. Война 1807 года 4. Война годов.

Задание 25

Общая характеристика героя создается многими способами, один из которых – это мнение со стороны. По приведенным характеристикам героев романа определите, кому все они адресованы.

: «Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство».

Княжна Марья: «Мне казалось, что у него всегда было прекрасное сердце».

Князь Андрей: «Ты мне дорог, именно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света».

1. Петр Кириллович Безухов. 3.Михаил Илларионович Кутузов.

2. Андрей Николаевич Болконский. 4. Николай Ильич Ростов.

Задание 26.

Что такое счастье? Герои романа понимают его по-своему. Определите, кому принадлежат следующие высказывания:

1. «Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того – свобода выбора занятий, то есть образа жизни».

2. «…Ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он. Тот Тулон. Который выведет из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе».

https://pandia.ru/text/78/054/images/image005_50.gif" width="28" height="22"> Пьер Безухов Князь Болконский

Задание 27.

Князь Андрей взволнованно думает о своей личной славе: «Но где же? Как выразится мой Тулон?» В каком из эпизодов, по вашему мнению, герой пытается реализовать свои мечты о славе:

1. Он не избегал опасности, «шагая через тела и под страшным огнем французов», помог забытому капитану Тушину и отдал ему должное как герою дня.

2. В ночь перед генеральным сражением он почувствовал приближение своего Тулона, в мечтах ему представлялись фантастические успехи, гениальные решения, которые он принимает и которые приносят спасение армии, а ему славу…

Задание 28.

Во время какого сражения состоялась встреча князя Андрея и Наполеона, которая имела огромное значение в судьбе героя:

«Он знал, что был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками».

1. Аустерлицкое сражение. 3. Бородинское сражение.

2. Шенграбенское сражение. 4. Красненское сражение.

Задание 29.

По приведенным портретным характеристикам определите, кому они принадлежат:

1. «Вся фигура была круглая, голова… спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил. Как всегда собираясь обнять что-то, были круглыми; приятная улыбка и большие нежные глаза были круглые», ему «должно быть было за пятьдесят лет».

2. «Вся потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют живущие в холе сорокалетние люди».

https://pandia.ru/text/78/054/images/image005_50.gif" width="28" height="22"> Наполеон. Платон Каратаев.

Задание 30.

Кто из героев романа «Война и мир» не ступит на Сенатскую площадь, согласно своим убеждениям:

«Тайное общество – враждебное и вредное, которое может породить только зло… долг и присяга превыше всего». «Вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить – ни на секунду не задумаюсь и пойду».

1. Пьер Безухов. 3. А. Болконский.

2. Н. Ростов 4. Денисов.

Ответы к тексту:

1-камердинер Каратаев

2- Лаврушка Щербатый

1 – «ложные» п.

2 – истинные п.

1-А. Болконский

1-Каратаев

2-Наполеон

Из книги «Литература: Тесты. 9-11 кл.».: Учебно-методическое

пособие для учителя/Авт.-сост.

Толстому по силам то, под чем упал бы всякий другой.

Его герой — целая страна, борющаяся

с нашествием врага... сотни лиц... и ни одно из них не

хочет уйти из нашей памяти.

В. Г. Короленко

Действие романа-эпопеи «Война и мир» охватывает пятнадцать лет — с 1805 по 1820 год. Для истории пятнадцатилетний срок — мгновение, и надо быть таким гением, как Толстой, чтобы в этом мгновении отразить целую эпоху с ее взлетами и падениями, победами и поражениями. И не только отразить, но и выявить свое отношение к изображаемым людям и событиям, воссоздать колорит эпохи, расши-рить границы изображаемого, оценивая прошлое и безошибочно предсказывая бу-дущее, так что сама История живет в этом великом романе.

Толстой полагал, что завязкой романа должно быть такое событие, из которого, как из фонтана, «разбрызгивается действие в разные места», в него вовлекаются разные лица. Таков вечер в салоне А. П. Шерер. Уже здесь звучит тема войны и мира, здесь из разговоров гостей мы узнаем о событиях, которые на многие годы определят судьбу Европы и мира. Наполеоновские войны из освободительных пре-вратились в захватнические, сам Наполеон стал императором Франции и уже да-леко не во всем был прогрессивной личностью, но за ним стояла его революцион-ная и военная слава. Эта слава привлекала к нему передовых людей: героем считают Наполеона князь Андрей и Пьер. А высшее общество видит в французском импе-раторе «гидру революции», злодея и убийцу.

Так намечается политический конфликт в среде дворянства.

Рамки эпопеи расширяются быстро и естественно. Показана жизнь столичного (Шерер, Курагины) и поместного (Болконские, Ростовы) дворянства с особенностя-ми психологии, быта, нравов. Затем — военные события 1805—1807 годов, эпоха «срама и поражений» русской армии в ненужной, чуждой интересам России войне.

После войны «интересы мысли» князя Андрея и П. Безухова вовлекают нас в круг общественно-политических проблем и духовных интересов эпохи. Бессмыс-ленности и бесчеловечности войны Толстой противопоставляет ту жизнь, которую считает «настоящей». В частной жизни вымышленных героев писатель видит чер-ты эпохи (как тут не вспомнить, что В. Г. Белинский, называя роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», считал его историческим, «хотя в нем нет ни одного исторического лица»).

История русского масонства, подготовка реформ Сперанского, философские споры о смысле жизни, несостоятельность мнения, будто крепостная зависимость — есте-ственное состояние человека, вопросы морали, отношения отцов и детей (на примере Ростовых, Болконских, Курагиных), влияние искусства на человека, жизнь природы — действительно энциклопедический охват событий и проблем отличает «мирный» второй том романа.

Но главное событие, безмерно раздвигающее границы повествования, — это Отечественная война 1812 года, во многом противопоставленная той недавней войне, которая велась за пределами России. Может быть, главный урок начала XIX века в том, что нельзя видеть в истории только результат деятельности выдающихся личностей. Движущая сила истории — народ, и отдельный человек только тогда находит свое настоящее место в жизни, когда становится частицей народа.

Описывая первые часы войны, показывая «кутузовское» и «наполеоновское» начала в людях, раскрывая особенности психологии захватчиков и тех, кто защи-щает свой дом, рисуя истинный и показной героизм, писатель энциклопедически точно и всесторонне показывает рождение «скрытой теплоты патриотизма», кото-рая сблизила людей, объединила их, очень разных: и ополченцев, и Долохова, и Тимохина, и князя Андрея, и юного Петю Ростова, и княжну Марью, и Наташу Ростову, и Кутузова, и Пьера — в народ и позволила победить «непобедимого» врага. Материал с сайта

Конечно, естественные человеческие интересы «здоровья, болезни, труда, отды-ха... мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей» по-пре-жнему будут волновать людей, но Отечественная война показала, что эти интересы не могут быть независимы от политики и «всех возможных преобразований». Вот почему выйдет на Сенатскую площадь любящий муж и отец Пьер Безухов, продол-жит героический путь погибшего отца Николенька Болконский, не осудит, а под-держит мужа все понимающая Наташа...

Энциклопедия не имеет развязки, финала: жизнь продолжается, и новые ее стороны открываются каждому новому поколению. Но свои размышле-ния об особенной, толстовской, энциклопедии эпохи, «Войне и мире», хочется за-кончить выводом, который сделал для себя и для нас Пьер Безухов: «...вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны вместе и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто».

Это и есть главный вывод эпохи, изображенной в гениальном романе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какие временные рамки охватывает роман война и мир

- Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение). - События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов). - Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).

Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне). - Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.)

Огромное количество человеческих характеров.

Большая протяженность во времени (15 лет).

Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино

Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.

Основной приём композиции романа – антитеза. Её полюсы – Наполеон и Кутузов, воплощающие диаметрально противоположные философско-нравственные принципы. Все основные персонажи распределены между этими полюсами.

Антитеза – (от греч., antitesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.

Отличительная черта композиции «Войны и мира» заключается в том, что писатель переносит действия с одного места в другое, переходит от событий, связанных с одной сюжетной линией, к событиям, связанных с другой линией; от частных судеб до исторических событий.

Чтобы резче оттенить особенности тех ли иных событий характера, писатель часто прибегает к методу контрастов (антитеза). Это выражено и в самом заглавии романа: война – мир, и в том жизненном материале, которых лёг в основу произведения. Контраст определяет изображения отдельных героев (Наташа Ростова и Элен Безухова, княжна Марья и Жюли Карагина), и исторические явления (Аустерлицкое сражение- Бородинская битва), исторических деятелей (Кутузов - Наполеон).



На принципе антитезы также вводятся в общую структуру произведения и образы двух городов – Москвы и Петербурга. Именно в Москве происходят основные значимые события романа. В этом городе живут любимые и наиболее дорогие Толстому герои: Ростовы, Безухов. Москва представлена в произведении душевным городом, близким, родным. В сложившейся героической ситуации Москва находится как бы на грани между войной и миром: если ее захватит Наполеон, то победит эгоистический произвол, а если отстоит Кутузов, то принцип единства, родового начала.

Петербург же выступает в роли неестественного, чужого города, его можно вынести за пределы "роевого" единства, образуемого жителями Москвы и самим городом. Война не затрагивает Петербург, но даже узнавая страшные новости из Москвы, жители города на Неве не делают никаких попыток помочь людям, оказавшимся в беде, и находятся вне героической ситуации.

Также выделению Петербурга из родового целого способствует один из существующих мифов о его основании – о том, что он построен по прихоти царя, а не по нуждам людей, и стоит на костях. Толстой не симпатизирует этому городу, а соответственно и тем героям, которые по желанию автор оказываются его жителями – постоянным посетителям салонов Анны Шерер и Элен

Контрастно сопоставлены в романе и типы человеческих натур – эмоциональные и идеологичные. Так, семья Болконских воплощает собой интеллектуальное и рациональное начало, семья Ростовых – эмоционально-интуитивное.

Само движение сюжета в романе обусловлено принципом «сцеплений» (Л.Н. Толстой), оставляющим впечатление мозаики событий. В произведении несколько сюжетных линий, пятьсот пятьдесят девять персонажей, среди которых есть и реальные исторические лица, и вымышленные герои, и безымённые персонажи («генерал, который приказал»). Обширны художественное время и художественное пространство «Войны и мира». Содержание романа охватывает большой период – с 1805-го по 1820-й год. Из России действие переносится в Пруссию, Австрию, Польшу, из Смоленска – в Москву, из Петербурга – в деревню. Перед нами предстают дворец императора, салон Анны Павловны Шерер, особняк умирающего графа Безухова, имение Ростовых в Отрадном, дом Болконских в Богучарове, крестьянская изба в Филях, поля Аустерлицкого, Шенграбенского и Бородинского сражений, походные палатки солдат.

В центре романа лежит хроника жизни трех дворянских семейств – Ростовых, Болконских и Курагиных. При этом в жизни каждого из семейств есть свои кульминационные события. Так, эпизоды, рисующие увлечение Наташи Анатолем, ее отказ князю Андрею Толстой оценивал как «самое трудное место и узел всего романа». Так же считали и читатели. «Главный интерес книги, как романа, – писал В.Ф. Одоевский, – начинается именно с этой кульминации. И добавлял: «Любопытна развязка». Однако сам автор заметил, что в романе «смерть одного лица только возбуждала интерес к другим лицам и брак представлялся большей частью завязкой, а не развязкой интереса». Смерть графа Безухова, женитьба Пьера на Элен, неудавшееся сватовство князя Василия – таким образом, важные исходные, но не определяющие сюжетные моменты произведения. При этом личная жизнь героев неразрывно связана с важнейшими историческими событиями эпохи.

Течение частной жизни в романе органически сливается с сюжетом историческим. «Три главных исторических события составляют стержневую линию развития сюжета. Завязка – 1805-й год, начало войны с Наполеоном, период, главными событиями которого являются Аустерлицкое и Шенграбенское сражения. <…> Эти события первого военного этапа предваряют эпопею народной войны 1812 года и служат завязкой дальнейшего развития жизни героев – Андрея Болконского, Николая Ростова, Долохова и других. 1812-й год, Бородинское сражение – кульминационный пункт романа»

Бородинское сражение и оставление Москвы – это целая эпоха в духовном развитии героев, своеобразный фокус, в котором сходятся их судьбы. Именно с этим событием связано формирование у них новых качеств, новых взглядов на мир, общество. Через испытание огнем, страданиями, смертью проведены все главные герои романа. Незадолго до Бородинской битвы умирает старик Болконский, тяжело переживает его смерть княжна Марья. 1812 год многое меняет в жизни Пьера Безухова. Это период восстановления душевной целостности, приобщения его к «общему», утверждения в душе его чувства гармоничности жизни. Большую роль здесь сыграло посещение Пьером батареи Раевского во время Бородинской битвы и пребывание его во французском плену. Находясь на Бородинском поле, среди бесконечного грохота пушек, дыма снарядов, визга пуль, герой испытывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему сильными и мужественными, в них нет страха, боязни за свою жизнь. Сам патриотизм этих людей, казалось бы неосознанный, идет из самой сути натуры, поведение их просто и естественно. И Пьеру хочется стать «просто солдатом», освободиться от «бремени внешнего человека», от всего искусственного, наносного. Впервые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светско-условного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок. Бородинская битва становится судьбоносной для князя Андрея. В бою он получает тяжелое ранение, после чего его оперируют. Здесь герой снова ощущает близость смерти, и происходит перелом в его мировосприятии. После перенесенных страданий он чувствует «блаженство, давно не испытанное им». Сердце его наполняет не испытанное им ранее чувство христианской любви, он окончательно преодолевает свое тщеславие, эгоизм, аристократические предрассудки. Он испытывает жалость и сострадание, увидев раненого, лежащего рядом Анатоля. «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле…» – все это открывается вдруг князю Андрею. Болконский умирает, и смерть его становится величайшим горем для княжны Марьи и Наташи. Наконец, Бородинская битва становится переломным событием в развитии исторической темы, символизируя победу России.

Развязка романа – победа над Наполеоном, поражение французов и зарождение новых идей в русском обществе. Эти события определяют личные судьбы героев, не заслоняя, однако, у писателя человеческой личности. исторические события показаны у Толстого сквозь призму различных судеб и характеров.

Большую роль в романе играют авторские отступления, в которых раскрываются философские и религиозно-этические взгляды Толстого, его мысли об историческом процессе. Философская проблематика авторских отступлений – это устройство мира и место человека в нем, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, истинные и ложные ценности в жизни. В романе Толстой раскрывает свои взгляды на войну 1812-го года, на ее участников. В основе этих взглядов – исторический фатализм (личность не играет роли в историческом процессе). История, по мнению писателя, представляет собой движение огромных человеческих масс (главным героем романа Толстой считал русский народ, отмечая, что более всего ценил в «Войне и мире» «мысль народную»).

Композиционная роль авторских отступлений различна. Так, в третьей части автор рассуждает о войне 1812-го года как о войне народной, освободительной, и это отступление играет роль своеобразного обобщения художественных глав. Введение публицистических и философских рассуждений автора «расширяет границы повествования и одновременно объединяет в одно органическое целое исторический, философский роман и психологический «очерк нравов».

Стоит отметить, что авторский голос «безраздельно господствует в романе. Автор всеведущ, он возвышается над героями и событиями на недосягаемую высоту. По определению М. Бахтина, роман Толстого «монологический» (в отличие от «полифонического», или «многоголосного», романа Достоевского)»

Таким образом, еще раз отметим художественное своеобразие «Войны и мира». Толстой создал произведение, органично сочетающее черты эпопеи, исторического романа, хроники, очерка нравов, щедро напитав его философской проблематикой и психологическим анализом. Роман не имеет единой интриги, мы видим несколько сюжетных линий, каждая из которых соотнесена с важнейшими историческими событиями эпохи. Жизнь у Толстого представлена во всем многообразии. Все эти художественные свойства сделали роман шедевром мировой литературы.

Творчество Т. знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа 19 в. и литературой 20 в. Реализму Т. свойственны особая откровенность тона, прямота и вследствие этого сокрушит, сила и резкость в обнажении социальных противоречий. Непосредственная эмоциональная заразительность, умение воссоздать саму "плоть жизни" сочетаются в толстовском творчестве с гибкой и острой мыслью, глубоким, предельно искренним психологическим анализом. Здоровый, полнокровный реализм Т. стремится к сочетанию анализа и синтеза, тяготеет к целостному осмыслению мира, осознанию законов, по которым движется жизнь человека. Не доверяя сложившимся мнениям и предрассудкам, Т. на всё хочет взглянуть заново и по-своему; отбрасывая разные виды литературных штампов, он строит своё искусство лишь на том, что сам видел, понял и угадал. Т. захватывают духовное бытие личности, напряжение ищущей мысли, тревоги совести. Но его реализму свойственны и пластическая лепка характеров, яркая словесная живопись в картинах быта, исторических и жанровых сценах.

Реализм Т., тесно связанный с национальной русской традицией, развивший и закрепивший её, несёт в себе и огромное общечеловеческое содержание. Традиции реализма Т. были восприняты и усвоены молодой советской литературой. Они до сих пор остаются для советских писателей одними из наиболее важных и жизнеспособных традиций классического наследия.

Т. оказал огромное влияние на эволюцию европейского гуманизма, на развитие реалистических традиций в мировой литературе. Во Франции Ромен Роллан, Ф. Мориак и Р. Мартен дю Гар, в США Э. Хемингуэй и Т. Вулф, в Англии Дж. Голсуорси и Б. Шоу, в Германии Т. Манн и А. Зегерс, в Швеции А. Стриндберг и А. Лундквист, в Австрии Р. М. Рильке, в Польше Э. Ожешко, Б. Прус, Я. Ивашкевич, в Чехословакии М. Пуйманова, в Китае Лао Шэ, в Японии Токутоми Рока - каждый по-своему испытал на себе влияние творчества Т. Велико было воздействие Т. на культуру Индии и на деятельность М. Ганди. Произведения Т. бесчисленное количество раз экранизировались и инсценировались в СССР и за рубежом. Пьесы Т. многократно ставились на сценах всего мира.

Изучение творчества Т. в отечественном и мировом литературоведении началось ещё при жизни писателя. Существенное значение для изучения Т. имели статьи о нём Г. В. Плеханова, В. Г. Короленко, очерк М. Горького "Лев Толстой" (1919). После Октябрьской революции 1917 интерес к наследию Т. заметно усилился.

Викторина по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

(Викторина составлена учащимися 10 класса к зачётному уроку по роману)

  1. Сколько лет охватывает действие в романе?

(15лет)

  1. Какое мороженое подавали на именинах у Наташи?

(морковное)

  1. В каком месяце началось Бородинское сражение?

(август)

  1. Чьи это слова: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра»

(Наполеона)

  1. Какой танец танцевали Наташа Ростова и Андрей Болконский на первом балу Наташи?

(вальс)

  1. Кого послал русский император с письмом к Наполеону?

(Балашова)

  1. Сколько раз встречались Пьер Безухов и Андрей Болконский?

(3)

  1. Кто первым официально сделал предложение Наташе Ростовой выйти за него замуж?

(Денисов)

  1. В образе какого героя автор воплотил народную мудрость, доброту и простоту?

(Платон Каратаев)

  1. Для чего Берг просил у старого графа Ростова подводы?

(хотел увезти для жены английский шкафчик)

  1. Были ли среди русских полководцев в войне 1812 года иностранцы?

(Да, например Барклай-де-Толли)

  1. Как звали одну из лучших охотничьих собак Николая Ростова?

(Милка)

  1. Какой последней награде был удостоен Кутузов?

(Георгий 1-ой степени)

  1. Как звали мадемуазель Бурьен?

(Амалия Карловна)

  1. Чей образ носил на груди Денисов?

(Образ Николая Чудотворца)

  1. О ком эти слова: «Он говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды…»?

(Князь Василий Курагин)

  1. С какой целью Пьер остался в Москве, захваченной французами?

(С целью убийства Наполеона.)

  1. Какого цвета была собачка, жившая в казарме с Пьером и Платоном Каратаевым?

(лилового)

  1. Кому принадлежат следующие слова?

-…Возьмите, пожалуйста, себе. У меня много таких…Батюшки! Я совсем забыл. У меня изюм чудесный, знаете…

(Пете Ростову)

  1. О ком эти слова?

Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину.

(О Тихоне Щербатом)

  1. Как звали старшего сына Марьи и князя Николая Ростова?

(Андрюша)

  1. Сколько лет Николеньке Болконскому в эпилоге?

(15 лет)

Тест по роману «Война и мир»

  1. Расположите в хронологическом порядке (по тексту)

А) Сватовство князя Анатоля.

Б) Вечер у А.П.Шерер

В) Аустерлицкое сражение

Г) Именины Наташи Ростовой

Д) Ранение Николая Ростова.

(БГДАВ)

  1. Чьи это слова: «Рана не здесь, а вот где!»

А) Багратиона

Б) Кутузова

В) Тушина (Б)

  1. Кто из героев жил по расписанию?

А) Николай Болконский

Б) Пьер

В) Борис Друбецкой

(А)

  1. Кому принадлежал кулон-талисман, который отдала Марья Болконская своему брату

А) Николаю Андреевичу Болконскому

Б) Марье Болконской

В) Отцу Николая Андреевича Болконского

(В)

  1. Кто был рядом с Пьером во время смерти графа Безухова?

А) Анна Михайловна Друбецкая

Б) Елена Васильевна Курагина

В) Княжна Катишь

(А)

  1. Какой танец танцевали Илья Андреевич Ростов и Мария Дмитриевна Ахросимова на именинах Наташи?

А) Экозес

Б) Вальс

В) Данила Купор (фигура англеза)

(Б)

  1. Какую песню пели Николай и Наташа Ростовы на именинах Наташи?

А) «В приятную ночь, при лунном свете»

Б) «Ключ»

В) «Средь шумного бала»

(Б)

  1. Как звали лошадь графа Ильи Андреевича Ростова (на охоте)?

А) Уварка

Б) Милка

В) Виорлянка

(В)

  1. Как звали лошадь Наташи Ростовой (на охоте)?

А) Карай

Б) Арабчик

В) Гирчик (Б)

  1. Когда Денисов сделал предложение Наташе?

А) зимой 1806г.

Б) весной 1807г.

В) Осенью 1806г.

(А)

  1. Чьи это слова: «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человечества состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить»…?

А) Андрея Болконского

Б) Пьера

В) Наташи

(Б)

  1. Про кого это? «Он был тем самым мужем для этой светской женщины. Рассеянный чудак, никому не мешающий и не только не портящий общего впечатления высокого тона гостиной, но и служащий для жены выгодным тоном».

А) Борис

Б) Берг

В) Пьер

(В)

13.Портрет Сони

А) Тоненькая миниатюрная брюнетка с мягким, оттенённым длинными ресницами взглядом, с желтоватым оттенком кожи на лице…

Б) …черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с чёрными кудрями, тоненькими руками и маленькими ножками…

(А)

14. Что означала сумма денег, проигранная Ростовым?

А) случайное число

Б) номер дома

В) Сумма лет Долохова и Сони

(В)

15. Какую песню пел Денисов в доме у Ростовых?

А) «Зима»

Б) «Любимая моя»

В) «Волшебница»

(В)

16. С каким образом связана духовная биография князя Андрея в романе-эпопее «Война и мир»?

А) горы

Б) степь

В) море

Г) небо

(Г)

17. Кого из героев романа-эпопеи характеризует эпитет «круглый»?

А) Наполеона

Б) Кутузова

В) Пьера

Г) Платона Каратаева

(В)

18. Чьими глазами читатель романа увидел военный совет в Филях?

А) Кутузова

Б) адъютанта

В) крестьянской девочки

Г) пленного француза

(В)

19. Узнайте по портретной характеристике героиню романа: «Она поднялась с той же неизменяющейся улыбкой вполне красивой женщины, с которой она вошла в гостиную».

А) Мария Болконская

Б) Наташа Ростова

В) Элен

Г) Анна Павловна Шерер

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!