Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Биография яковлева ю я. Писатель Юрий Яковлев. Биография для детей. Три простых истории

Юрий Яковлев

Рассказы и повести

Я детский писатель и горжусь этим.

Юрий Яковлевич Яковлев родился 22 июня 1922 года в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Еще в детстве будущий писатель был членом «Литературного клуба», а его самые первые стихи были напечатаны в школьной стенгазете.

После окончания школы, за полгода до начала Великой Отечественной войны, восемнадцатилетнего Ю. Яковлева призвали в армию. Оттого так правдиво и реалистично в рассказах писателя звучит военная тема. «Моя юность связана с войной, с армией. Шесть лет я был рядовым солдатом», – писал он. Там, на фронте, Ю. Яковлев сначала был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты «Тревога», для которой в часы затишья писал стихи и очерки. Тогда фронтовой журналист и принял окончательное решение стать писателем и сразу после войны поступил в московский Литературный институт им. А.М. Горького.

Самой первой книгой молодого поэта был сборник стихов для взрослых о буднях армии «Наш адрес», напечатанный в 1949 году, позже появились сборники «В нашем полку» (1951) и «Растут сыновья» (1955). Затем у Ю. Яковлева стали выходить тоненькие стихотворные книжечки для детей. Но, как оказалось, поэзия не была его главным призванием. После опубликования в 1960 году небольшой повести «Станция Мальчики» Ю. Яковлев стал отдавать предпочтение прозе. Многогранный и талантливый человек, он пробовал себя и в кино: по его сценариям было снято несколько мультипликационных и художественных фильмов («Умка», «Всадник над городом» и другие).

Ю. Яковлев – один из тех детских писателей, кто искренне интересуется внутренним миром ребенка и подростка. Он говорил ребятам: «Ты думаешь, что… удивительная жизнь где-то далеко-далеко. А она, оказывается, рядом с тобой. В этой жизни много трудного, а порой и несправедливого. И не все люди хороши, и не всегда везет. Но если в твоей груди бьется горячее сердце, оно, как компас, приведет тебя к победе над несправедливостью, оно подскажет тебе, как надо поступать, поможет отыскать в жизни хороших людей. Совершать благородные поступки очень трудно, но каждый такой поступок возвышает тебя в твоих же глазах, и в конечном счете именно из таких поступков складывается новая жизнь».

Своего юного читателя Ю. Яковлев делает собеседником – не оставляя один на один с трудностями, а приглашая посмотреть, как с проблемами справляются его сверстники. Герои рассказов Яковлева – обыкновенные дети, школьники. Кто-то скромный и робкий, кто-то мечтательный и смелый, но всех их объединяет одно: каждый день герои Яковлева открывают что-то новое в себе и в окружающем мире.

«Мои герои – мои бесценные веточки багульника», – говорил писатель. Багульник – это ничем не примечательный кустарник. Ранней весной он похож на веник голых прутиков. Но если эти веточки поставить в воду, произойдет чудо: они зацветут мелкими светло-лиловыми цветочками, в то время когда за окном еще лежит снег.

Такие веточки однажды принес в класс главный герой рассказа «Багульник» – мальчик по имени Коста. Среди ребят он совсем не выделялся, на уроках обычно зевал и почти всегда молчал. «Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами». Одним словом, Коста был загадкой для класса. И однажды учительница Евгения Ивановна, чтобы понять мальчика, решила проследить за ним. Сразу после школы Коста пошел гулять с огненно-рыжим сеттером, хозяином которого был пожилой человек на костылях; потом побежал к дому, где на балконе его ждал брошенный уехавшими хозяевами боксер; затем к больному мальчику и его таксе – «черной головешке на четырех ножках». В конце дня Коста пошел за город, на пляж, где жил одинокий старый пес, верно ждавший своего погибшего хозяина-рыбака. Домой уставший Коста вернулся поздно, а ведь ему еще уроки надо делать! Узнав тайну своего ученика, Евгения Ивановна посмотрела на него по-другому: в ее глазах Коста стал не просто вечно зевающим на уроках мальчишкой, а человеком, помогающим беспомощным животным и больным людям.

В этом небольшом произведении заключена тайна отношения Ю. Яковлева к своим героям-детям. Писателя волнует, что же позволяет маленькому человеку раскрыться, «распуститься», подобно багульнику. Как неожиданно зацветает багульник, так же с неожиданной стороны раскрываются и герои Ю. Яковлева. А часто бывает у него так, что новое открывает в себе и сам герой. Такой «распустившейся веточкой багульника» можно назвать «рыцаря Васю», героя одноименного рассказа.

В тайне ото всех Вася мечтал стать рыцарем: сражаться с драконами и освобождать прекрасных принцесс, совершать подвиги. Но оказалось, для того чтобы совершить благородный поступок, не нужны блестящие латы. Однажды зимой Вася спас маленького мальчика, тонувшего в проруби. Спас, но скромно промолчал об этом. Его слава незаслуженно досталась другому школьнику, который просто отвел промокшего и испуганного малыша домой. О по-настоящему рыцарском поступке Васи не узнал никто. Эта несправедливость вызывает у читателя чувство обиды и заставляет посмотреть вокруг: может быть, такое бывает не только в книгах, может, происходит где-то рядом с тобой?

В литературе часто один поступок может раскрыть характер героя, по нему можно судить, положительный персонаж его совершил или отрицательный. В рассказе «Баваклава» Леня Шаров забыл купить бабушке глазные капли. Он часто забывал о бабушкиных просьбах, забывал сказать ей «спасибо»… Забывал, пока бабушка, которую он называл Баваклава, была жива. Она всегда была рядом, и потому забота о ней казалась ненужной, несущественной – подумаешь, потом сделаю! Все изменилось после ее смерти. Тогда вдруг очень важным для мальчика оказалось принести из аптеки уже никому не нужное лекарство.

Но можно ли с самого начала однозначно сказать, что Леня – персонаж отрицательный? Часто ли мы в реальной жизни внимательны к своим близким? Мальчик думал, что окружающий мир будет неизменен всегда: мама с папой, бабушка, школа. Смерть нарушила привычный для героя ход вещей. «Всю жизнь он обвинял других: родителей, учителей, товарищей… Но больше всех доставалось Баваклаве. Прикрикивал на нее, грубил. Надувался, ходил недовольным. Сегодня он впервые взглянул на себя… другими глазами. Какой он, оказывается, черствый, грубый, невнимательный!» Жалко, что иногда сознание собственной вины приходит слишком поздно.

Ю. Яковлев призывает быть более чутким к своим родным, друзьям, а ошибки совершают все, вопрос только в том, какие уроки мы из них извлекаем.

Непривычная ситуация, новое, незнакомое чувство может заставить человека не просто раскрыть неожиданные стороны своего характера, но и заставить измениться, преодолеть свои страхи и свою застенчивость.

Рассказ «Письмо Марине» о том, как же трудно, оказывается, признаться в своих чувствах девочке, которая нравится! Кажется, откровенно написать все не сказанное при встрече легко. Как начать обещанное письмо: «дорогая», «милая», «самая лучшая»?.. Столько мыслей, воспоминаний, но… вместо длинного интересного рассказа выходят лишь несколько общих фраз об отдыхе и лете. Но и они значительны для Кости – это первый трудный шаг к общению с девочкой в новой для него ситуации.

Еще труднее проводить девочку домой, преодолев свою застенчивость. Гораздо проще оказалось Киру забраться на скользкую крышу высокого дома и узнать, как же выглядит понравившийся Айне загадочный флюгер («Всадник, скачущий над городом»).

Ю. Яковлева всегда интересовала пора детства, когда, по его словам, «решается участь будущего человека…В детях я всегда стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого. Но и взрослый человек для меня начинается с детства».

С уже выросшими героями Ю. Яковлева мы знакомимся в рассказе «Бамбус». Сначала мы видим персонаж будто приключенческого романа, который живет «на краю света, в избушке на курьих ножках», курит трубку и работает предсказателем землетрясений. Приехав в город своего детства, Бамбус разыскивает учеников своего класса: Коржика, который теперь стал майором, Валюсю – врача, Чевочку – директора школы и учительницу Певицу Тра-ля-ля. Но не только для того приехал загадочный Бамбус, чтобы увидеть своих повзрослевших друзей, главная его цель – попросить прощение за давнюю шалость. Оказывается, когда-то, учась в пятом классе, этот Бамбус выстрелил из рогатки и попал в глаз учительнице пения.

Слетел ореол романтики – остался пожилой уставший человек и его злая выходка. Много лет его мучило чувство вины, и приехал он потому, что нет судьи страшнее, чем собственная совесть и нет срока давности у некрасивых поступков.

- (р. 26 июня 1922, Ленинград), российский сценарист. Окончил Литературный институт им. М.Горького (1952). Поэт, писатель, драматург. В кино с 1961 года. Член редколлегии киножурнала «Фитиль», член худ. совета студии «Союзмультфильм». Автор… … Энциклопедия кино

ЯКОВЛЕВ Юрий Яковлевич - (р. 1922), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1944. Пов. «Первая бастилия» (1965) и др. произв. о В. И. Ленине. Сб ки рассказов и повестей, гл. обр. для детей, «Сережкины сны» (1973), «Был настоящим трубачом», «Колыбельная для мужчин»… … Литературный энциклопедический словарь

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Яковлев. Юрий Яковлев: Яковлев, Юрий Васильевич (род. 1928) советский и российский актёр, народный артист СССР. Яковлев, Юрий Евгеньевич (род. 1992) российский актёр.… … Википедия

- (1922, Ленинград 1996) советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества. Содержание 1 Биография 2 Творческая деятельность 3 Достижения … Википедия

- (р. 1928), актёр, народный артист СССР (1976). С 1952 в Театре им. Вахтангова. Актёр широкого диапазона, обладающий точным ощущением жанра и стиля; игре свойственны лёгкость и грация, в драматических ролях тонкий психологизм, эмоциональная… … Энциклопедический словарь

Содержание 1 A 2 Б 3 В 4 Г 5 Д … Википедия

Юрий Яковлев: Яковлев, Юрий Васильевич русский актёр. Яковлев, Юрий Яковлевич советский писатель … Википедия

Юрий Яковлевич Яковлев (1922, Ленинград 1996) советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества. Содержание 1 Биография 2 Творческая деятельность 3 Достижения … Википедия

Юрий Яковлевич Яковлев (1922, Ленинград 1996) советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества. Содержание 1 Биография 2 Творческая деятельность 3 Достижения … Википедия

Книги

  • Последний фейерверк , Яковлев Юрий Яковлевич. Детский писатель Юрий Яковлев (1922-1995) писал о том, что сам пережил и что знал, и до конца жизни оставался верен этим "горизонтам" . Свои рассказы о войне, о детях, о четвероногих друзьях…
  • Последний фейерверк , Яковлев Юрий Яковлевич. Детский писатель Юрий Яковлев (1922-1995) писал о том, что сам пережил и что знал, и до конца жизни оставался верен этим`горизонтам`. Свои рассказы о войне, о детях, о четвероногих друзьях он…

Я детский писатель и горжусь этим.

Ю. Яковлев

Юрий Яковлевич Яковлев родился 22 июня 1922 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). Еще в детстве будущий писатель был членом «Литературного клуба», а его самые первые стихи были напечатаны в школьной стенгазете.

После окончания школы, за полгода до начала Великой Отечественной войны, восемнадцатилетнего Ю. Яковлева призвали в армию. Оттого так правдиво и реалистично в рассказах писателя звучит военная тема. «Моя юность связана с войной, с армией. Шесть лет я был рядовым солдатом», — писал он. Там, на фронте, Ю. Яковлев сначала был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты «Тревога», для которой в часы затишья писал стихи и очерки. Тогда фронтовой журналист и принял окончательное решение стать писателем и сразу после войны поступил в московский Литературный институт им. А.М. Горького.

Самой первой книгой молодого поэта был сборник стихов для взрослых о буднях армии «Наш адрес», напечатанный в 1949 году, позже появились сборники «В нашем полку» (1951) и «Растут сыновья» (1955). Затем у Ю. Яковлева стали выходить тоненькие стихотворные книжечки для детей. Но, как оказалось, поэзия не была его главным призванием. После опубликования в 1960 году небольшой повести «Станция Мальчики» Ю. Яковлев стал отдавать предпочтение прозе. Многогранный и талантливый человек, он пробовал себя и в кино: по его сценариям было снято несколько мультипликационных и художественных фильмов («Умка», «Всадник над городом» и другие).

Ю. Яковлев — один из тех детских писателей, кто искренне интересуется внутренним миром ребенка и подростка. Он говорил ребятам: «Ты думаешь, что... удивительная жизнь где-то далеко-далеко. А она, оказывается, рядом с тобой. В этой жизни много трудного, а порой и несправедливого. И не все люди хороши, и не всегда везет. Но если в твоей груди бьется горячее сердце, оно, как компас, приведет тебя к победе над несправедливостью, оно подскажет тебе, как надо поступать, поможет отыскать в жизни хороших людей. Совершать благородные поступки очень трудно, но каждый такой поступок возвышает тебя в твоих же глазах, и в конечном счете именно из таких поступков складывается новая жизнь».

Своего юного читателя Ю. Яковлев делает собеседником — не оставляя один на один с трудностями, а приглашая посмотреть, как с проблемами справляются его сверстники. Герои рассказов Яковлева — обыкновенные дети, школьники. Кто-то скромный и робкий, кто-то мечтательный и смелый, но всех их объединяет одно: каждый день герои Яковлева открывают что-то новое в себе и в окружающем мире.

«Мои герои — мои бесценные веточки багульника», — говорил писатель. Багульник — это ничем не примечательный кустарник. Ранней весной он похож на веник голых прутиков. Но если эти веточки поставить в воду, произойдет чудо: они зацветут мелкими светло-лиловыми цветочками, в то время когда за окном еще лежит снег.

Такие веточки однажды принес в класс главный герой рассказа «Багульник» — мальчик по имени Коста. Среди ребят он совсем не выделялся, на уроках обычно зевал и почти всегда молчал. «Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами ». Одним словом, Коста был загадкой для класса. И однажды учительница Евгения Ивановна, чтобы понять мальчика, решила проследить за ним. Сразу после школы Коста пошел гулять с огненно-рыжим сеттером, хозяином которого был пожилой человек на костылях; потом побежал к дому, где на балконе его ждал брошенный уехавшими хозяевами боксер; затем к больному мальчику и его таксе — «черной головешке на четырех ножках». В конце дня Коста пошел за город, на пляж, где жил одинокий старый пес, верно ждавший своего погибшего хозяина-рыбака. Домой уставший Коста вернулся поздно, а ведь ему еще уроки надо делать! Узнав тайну своего ученика, Евгения Ивановна посмотрела на него по-другому: в ее глазах Коста стал не просто вечно зевающим на уроках мальчишкой, а человеком, помогающим беспомощным животным и больным людям.

В этом небольшом произведении заключена тайна отношения Ю. Яковлева к своим героям-детям. Писателя волнует, что же позволяет маленькому человеку раскрыться, «распуститься», подобно багульнику. Как неожиданно зацветает багульник, так же с неожиданной стороны раскрываются и герои Ю. Яковлева. А часто бывает у него так, что новое открывает в себе и сам герой. Такой «распустившейся веточкой багульника» можно назвать «рыцаря Васю», героя одноименного рассказа.

В тайне ото всех Вася мечтал стать рыцарем: сражаться с драконами и освобождать прекрасных принцесс, совершать подвиги. Но оказалось, для того чтобы совершить благородный поступок, не нужны блестящие латы. Однажды зимой Вася спас маленького мальчика, тонувшего в проруби. Спас, но скромно промолчал об этом. Его слава незаслуженно досталась другому школьнику, который просто отвел промокшего и испуганного малыша домой. О по-настоящему рыцарском поступке Васи не узнал никто. Эта несправедливость вызывает у читателя чувство обиды и заставляет посмотреть вокруг: может быть, такое бывает не только в книгах, может, происходит где-то рядом с тобой?

В литературе часто один поступок может раскрыть характер героя, по нему можно судить, положительный персонаж его совершил или отрицательный. В рассказе «Баваклава» Леня Шаров забыл купить бабушке глазные капли. Он часто забывал о бабушкиных просьбах, забывал сказать ей «спасибо»... Забывал, пока бабушка, которую он называл Баваклава, была жива. Она всегда была рядом, и потому забота о ней казалась ненужной, несущественной — подумаешь, потом сделаю! Все изменилось после ее смерти. Тогда вдруг очень важным для мальчика оказалось принести из аптеки уже никому не нужное лекарство.

Но можно ли с самого начала однозначно сказать, что Леня — персонаж отрицательный? Часто ли мы в реальной жизни внимательны к своим близким? Мальчик думал, что окружающий мир будет неизменен всегда: мама с папой, бабушка, школа. Смерть нарушила привычный для героя ход вещей. «Всю жизнь он обвинял других: родителей, учителей, товарищей... Но больше всех доставалось Баваклаве. Прикрикивал на нее, грубил. Надувался, ходил недовольным. Сегодня он впервые взглянул на себя... другими глазами. Какой он, оказывается, черствый, грубый, невнимательный!» Жалко, что иногда сознание собственной вины приходит слишком поздно.

Ю. Яковлев призывает быть более чутким к своим родным, друзьям, а ошибки совершают все, вопрос только в том, какие уроки мы из них извлекаем.

Непривычная ситуация, новое, незнакомое чувство может заставить человека не просто раскрыть неожиданные стороны своего характера, но и заставить измениться, преодолеть свои страхи и свою застенчивость.

Рассказ «Письмо Марине» о том, как же трудно, оказывается, признаться в своих чувствах девочке, которая нравится! Кажется, откровенно написать все не сказанное при встрече легко. Как начать обещанное письмо: «дорогая», «милая», «самая лучшая»?.. Столько мыслей, воспоминаний, но... вместо длинного интересного рассказа выходят лишь несколько общих фраз об отдыхе и лете. Но и они значительны для Кости — это первый трудный шаг к общению с девочкой в новой для него ситуации.

Еще труднее проводить девочку домой, преодолев свою застенчивость. Гораздо проще оказалось Киру забраться на скользкую крышу высокого дома и узнать, как же выглядит понравившийся Айне загадочный флюгер («Всадник, скачущий над городом»).

Ю. Яковлева всегда интересовала пора детства, когда, по его словам, «решается участь будущего человека. ...В детях я всегда стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого. Но и взрослый человек для меня начинается с детства».

С уже выросшими героями Ю. Яковлева мы знакомимся в рассказе «Бамбус». Сначала мы видим персонаж будто приключенческого романа, который живет «на краю света, в избушке на курьих ножках», курит трубку и работает предсказателем землетрясений. Приехав в город своего детства, Бамбус разыскивает учеников своего класса: Коржика, который теперь стал майором, Валюсю — врача, Чевочку — директора школы и учительницу Певицу Тра-ля-ля. Но не только для того приехал загадочный Бамбус, чтобы увидеть своих повзрослевших друзей, главная его цель — попросить прощение за давнюю шалость. Оказывается, когда-то, учась в пятом классе, этот Бамбус выстрелил из рогатки и попал в глаз учительнице пения.

Слетел ореол романтики — остался пожилой уставший человек и его злая выходка. Много лет его мучило чувство вины, и приехал он потому, что нет судьи страшнее, чем собственная совесть и нет срока давности у некрасивых поступков.

Не бывает срока давности и у правды. Герой рассказа «А Воробьев стекло не выбивал» Сёмин пытается восстановить справедливость — выяснить, кто разбил стекло в кабинете директора. В хулиганском поступке по привычке обвинили Воробьева. «Если собрать все стекла, разбитые за недолгий век Воробьевым, то их хватит, чтобы застеклить целый дом». Сёмин же знал, что Воробьев в тот день прогуливал школу и выбить стекло не мог. Он не выдал одноклассника, а стал все свои ответы начинать одной и той же фразой: «А Воробьев стекло не выбивал». Несправедливость, обвинение невиновного заставила мальчика упорно искать правды. И учителя, и одноклассники за долгое время школьной учебы стали воспринимать слова Сёмина как чудачество, шутку. Несмотря на это, он в конце концов добился своего: настоящий хулиган признался на выпускном вечере.

Значительное место в творчестве Ю. Яковлева занимает тема войны. Для пережившего ее писателя важно, чтобы дети, родившиеся после салюта Победы, почувствовали себя продолжателями отцовских дел и отцовских подвигов и не забывали павших за Родину.

В маленьком рассказе «Девочки с Васильевского острова» переплетается история и современность. У Тани Савичевой и Вали Зайцевой много общего: и школа, и улица на Васильевском острове Ленинграда. Только первая жила здесь во время почти девятисотдневной блокады Ленинграда, в 1941—1944 годах, а вторая — позже, когда о войне осталась только память. Несмотря на это различие, Валя считает Таню своей подругой, хочет, чтобы о ней помнили, и потому на Дороге жизни — так называлась единственная трасса, связывающая осажденный Ленинград со страной, — помогает возведению памятника. Валя пишет на нем строки из дневника своей подруги: «Умерли все. Осталась одна Таня». За этими скудными строками умирающей маленькой девочки раскрывается трагедия всего блокадного города, всех его жителей.

В 1941 году Таня Савичева вместе с семьей осталась в окруженном немцами Ленинграде. Однажды сестра Нина не вернулась с рабочей смены, и мама отдала Тане на память ее записную книжку. С тех пор девочка стала вести дневник. В нем всего семь страшных записей — семь дат гибели Таниной семьи. Саму Таню, потерявшую сознание от голода, эвакуировали из города, но спасти ее не удалось. После освобождения Ленинграда ее дневник нашли под завалами разрушенного дома. Таня умерла, но эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвинявшего фашизм.

Не допускает автор мысли, что можно забыть не только жестокость войны, но — и это главное! — людей, которые жили в то время, их героизм, их способность оставаться людьми даже в самое страшное время. Тогда проявлялись их настоящие характеры. В обычной жизни нам тоже приходится решать сложные задачи, но на войне часто нельзя отсрочить решение, «переиграть». Здесь выбор, сделанный единожды, заставляет идти до конца. Так в рассказе «Учитель истории» Учитель выбрал смерть вместе со своими маленькими воспитанниками, а не малодушное бегство. Он был уверен, что должен оставаться рядом с детьми, если нет возможности спасти их.

«Дети, — сказал Учитель, — я учил вас истории. Я рассказывал вам, как умирали за Родину настоящие люди. Теперь пришел наш черед. Не плачьте! Поднимите голову выше! Идемте! Начинается ваш последний урок истории».

У каждого из героев Ю. Яковлева своя судьба. В мирной и в военной жизни — во всякое время есть место своим героям и своим подвигам. И Учитель истории, и Таня Савичева, и Баваклава должны остаться в памяти людей. Юный Леня Шаров решает для себя: «Она [бабушка] умрет, когда ее забудут, но пока хоть одно сердце помнит ее, она жива».

«Нет на свете ничего страшнее забвения. Забвение — ржавчина памяти, и она разъедает самое дорогое», — повторяет свою мысль Ю. Яковлев. Одно из произведений он так и назвал — «Память». Рассказ- воспоминание, рассказ-памятник маленькой Лиде Де- меш, тринадцатилетней партизанке, прятавшей мины под своей кроватью. Во время одной из подрывных операций она попала в засаду и была расстреляна. «Передайте маме, что меня ведут на расстрел!» — были ее последние слова.

Лида Демеш — не выдуманный персонаж. Такая девочка действительно была, а писатель лишь продлил ее жизнь в своем рассказе.

Память — та ниша, где хранятся воспоминания о людях и поступках прошлого. «Я хочу своим творчеством сегодня повлиять на завтрашнего взрослого человека. Сделать его благороднее, чище, добрее, отзывчивее к людям. Я стараюсь представить себе детство людей, которые завтра совершат подвиг во имя человека» — так сформулировал Ю. Яковлев цель своего творчества в одном из интервью. Его писательский талант связывает прошлое и настоящее, заставляя читателей задуматься, сопереживать героям рассказов и повестей. Всем строем своих произведений он как бы говорит нам: смотри, читатель, сколько прекрасного вокруг, сколько настоящих героев жило и живет под одним с тобой небом. Следуй за ними, будь, как они, честным, отважным, верь в себя и не падай духом в трудную минуту.

Замечательный детский писатель, сценарист, журналист, автор многих интересных сюжетов детского киножурнала «Ералаш», сценариев к мультфильмам и детским фильмам Юрий Яковлев начинал свой литературный путь как поэт.

Кто из детей не помнит мультфильма о белом медвежонке Умке? А увлекательные истории из жизни взрослых и детей, о льве, живущем в семье, кепке-невидимке или семерых солдатиках.

Парадокс, но прекрасно написанные сказки и повести, талантливые сценарии фильмов этого писателя сегодня иногда воспринимаются как некий анахронизм. Да и вообще, знакомясь с биографией этого незаурядного человека, приходишь к выводу, что, несмотря на удачную карьеру, жизнелюбивый характер и фантастический творческий потенциал, судьбу писателя вряд ли можно назвать счастливой. Почему?

Попробуем поискать ответ на этот вопрос. Юрий Яковлевич Яковлев родился 22 июня 1922 года в тогдашнем Петрограде. Его детство и юность пришлись на становление нового мышления, как тогда считали, на построение новой педагогики и новых принципов воспитания строителей светлого будущего. И мальчик искренне верил в это самое будущее, был пионером, комсомольцем. Все, казалось бы, складывалось вполне закономерно и благополучно для тех времен. Но именно в тот день, когда юноше исполнилось девятнадцать, одна из самых жестоких войн человечества докатилась до его страны.

Патриотически-настроенный Юрий Яковлев находился в рядах Красной армии с ноября 1940. Этому шагу не помешала даже его чрезвычайная любовь к матери. И страшной трагедией для молодого человека стало то, что его мать не эвакуировалась, осталась в блокадном Ленинграде, а впоследствии и погибла там. До конца жизни Юрий не избавится от горечи этой потери и чувства вины перед ней. Сам молодой солдат пройдет всю войну, будет ранен, снова вернется на фронт и именно там начнет писать стихи. Его первые литературные опыты будут опубликованы в одной из фронтовых газет.

Вернувшись к мирной жизни, юноша, который, собственно, еще хорошо той взрослой мирной жизни и не знал, становится перед выбором дальнейшего пути. И выбирает для себя высокую планку - Литературный институт имени Максима Горького! Вскоре в 1949 году, выходит его первая книга «Наш адрес». Затем, в 1961-м, он дебютировал и как киносценарист.

Юрий Яковлев начинает писать в традициях детской «гайдаровской» литературы. Он создает несколько повестей о героях-пионерах времен войны, описывает и школьное, и пионерское житье-бытье. Основной идеей своих произведений писатель провозглашает героизм, чувство благодарности учителю и матери, благородство и соблюдение собственных нравственных идеалов. Основной ценностью в человеческом характере, которую следует воспитывать с детства, он считает доброту к людям и к животным, а также чувство дружбы и верности в отношениях с товарищами. Работает журналистом, ездит по всей стране, от Прибалтики до Курил, но, кроме публицистики, не забывает и о литературной деятельности.

Его признают, ведь общечеловеческие ценности писатель не ставил в противоположность коммунистической идеологии, а наоборот, утверждал, что эти моральные качества присущи именно советским людям. Тогдашней власти это импонировало, поэтому по сценариям Яковлева охотно снимают фильмы, его вводят в редколлегии известного популярного киножурнала «Фитиль» и художественного совета студии «Союзмультфильм». Это был настоящий успех. Но...

Какой-то темный рок бросает тень на темы, за которые берется Юрий Яковлев. Стоило ему увлечься идеей дружбы с диким зверем и написать повесть, а потом и сценарий к фильму «У меня есть лев», как эта почти библейская история заканчивается страшной трагедией. Развернул свое видение педагогического эстетического учения в «Мистерии. Страсти по четырем девочкам », в которой речь идет о персонажах официального советского культа «борьбы за мир», как одна из известных героинь Саманта Смит погибает в авиакатастрофе. Даже повесть и фильм «Верный друг Санчо», о мальчике из одной из стран Латинской Америки «понадобились» только в начале семидесятых прошлого века.

Впрочем, благодаря настоящему незаурядному литературному таланту книги, написанные Яковлевым, легко читаются, их герои вызывают искреннее сочувствие у читателя, а захватывающий сюжет до сих пор привлекает внимание любителей качественной детской литературы.

Еще учась в Литературном институте, Юрий Яковлев знакомится с Николаем Тихоновым, Михаилом Светловым, Агнией Барто. А его соседом был не кто-нибудь, а Рувим Фраерман, известный автор «Дикой собаки динго».

Кстати, сам писатель с детства очень любил животных, поэтому в его творчестве много рассказов о братьях наших меньших. В его доме всегда были четвероногие любимцы - собаки, кошки. Как он сам признавался, никогда не мог избежать соблазна «почесать кого-то за ушком». Юрий Яковлев был убежден, что тот, кто любит собак, не может не любить людей.

«В детях я всегда стараюсь увидеть завтрашнего взрослого человека», - писал он. Может, поэтому так убедительны его маленькие герои. А писать его учил сам Лев Кассиль. И не только учил, был наставником писательского отношения к жизни. Как признавался впоследствии Яковлев, Кассиль был больше, чем учитель и больше, чем друг.

В одной из повестей («Балерина политотдела») Юрий Яковлев описал подлинную историю юных танцовщиков Ленинградского дворца пионеров, которые вместе со своим учителем поехали из блокадного Ленинграда на фронт и дали там более трех тысяч концертов!

Понятен восторг человека, который сам прошел через войну и признавался, что не может не писать о той войне. Но сегодня нам совсем не понятны мотивы взрослых, которые отправляли детей на фронт. Да, были в истории пионеры-герои, но война, видимо, все-таки не место для детей, даже патриотически-настроенных.

Даже в наше время интересно читать и сопереживать героям таких произведений Юрия Яковлевича, как «Девочка, хочешь сниматься в кино?" или «Дочь преферансиста». Там нет лишнего пафоса, зато есть время непростой жизни и настоящие человеческие чувства. Его Малявкин или Рыцарь Вася - внешне обычные, казалось бы, неудачники, над которыми смеются одноклассники. А на самом деле - необычные личности, способные на благородные поступки и восхищение.

«Нет ничего страшнее в мире, чем забвение. Забвение - ржавчина памяти, она разъедает самое дорогое», - писал Юрий Яковлев. Да, забвение - страшная вещь, особенно для писателя. Но еще есть такой фактор, как время. Оно отсеивает все конъюнктурное, несущественное. И оставляет истинные ценности. Если писателю есть что сказать, его будут слушать во все времена.

Юрий Яковлев краткая биография советского писателя и сценариста, автора книг для подростков и юношества

Юрий Яковлевич Яковлев краткая биография

Юрий Ховкин (настоящая фамилия) родился в Петрограде 26 июня 1922 года. Стихи Яковлев начал писать еще в школе.
В 1940 году был призван на военную службу. В должности химинструктора зенитно-артиллерийского полка участвовал в обороне Москвы, был ранен. Мать погибла летом 1942 года во время блокады. э

В 1949 году в издательстве «Детгиз» выходит его первая детская книга «Наш адрес». Во второй книге - «В нашем полку» - он собрал стихи о войне, об армии.

В 1952 году окончил Литинститут имени А. М. Горького. Занимаясь журналистикой, публиковался под псевдонимом Яковлев.

Юрий Яковлев написал многих рассказов и повестей о детях и молодежи -«Мой боевой друг», «Мистерия. Страсти по четырём девочкам», «Травести», «Трудная коррида», «Автопортрет», «Иван-виллис», «Дочь преферансиста».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!