Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Кукрыниксы (художники). Кукрыниксы и их вклад в победу над фашизмом О чем идет речь кукрыниксы

Творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903–1991), Порфирий Крылов (1902–1990) и Николай Соколов (1903–2000).

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Художники работали всегда вместе, в этом и заключался феномен их коллективного творчества. Наибольшую известность «Кукрыниксам» принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры, шаржи, плакаты и книжные иллюстрации, созданные в характерном сатирическом стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов СССР. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и с тех пор они работали уже втроём как Кукрыниксы.

В начале творческого пути в группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой.

Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС», созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941–1945, сочетающие в символически-обобщённых образах злую сатиру и героизм («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941). Значительной политической силой обладают и послевоенные работы Кукрыниксов, обличающие поджигателей войны, империалистов, врагов мира и социализма. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксы удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965).

Работы Кукрыниксов есть почти во всех крупных музейных собраниях России; Государственной Третьяковской галерее, Российской государственной библиотеке, Рыбинском и Ярославском государственных историко-архитектурных художественных музеях-заповедниках, Тульском музее изобразительных искусств, частных собраниях России и зарубежья.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кукрыниксы - название является ни чем иным, а псевдонимом или аббревиатурой, по первым слогам трёх художников-графиков СССР. Ими являлись: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич и Соколов Николай Александрович. Все они являлись народными художниками СССР и членами АХ СССР.

Кукрыниксы являлись художниками-сатириками. Благодаря своим точно подмеченным сюжетам стали всемирно известны и получили особое место в советском искусстве . Изначально этот творческий союз создавал карикатуры на различные темы из литературы (12 стульев, Золотой телёнок, Господа Головлёвы, Жизнь Клима Самгина и др.). Максим Горький при встрече с ними посоветовал брать идеи для творчества более шире - не только внутри жизни литературной России, но и политические темы в том числе и за пределами страны. С 1925 года они стали выступать художниками-карикатуристами в газетах: Правда и Крокодил. Здесь они выработали свой особенный стиль. Они отмечали своим творчеством различные злободневные темы, иногда с язвительной подоплёкой и даже уничижающими героев своих карикатур, часто встречаются политические темы, плакаты с обличением (Бегство фашистов из Новгорода, Конец, Обвинение и др.) и свой ответ мировым событиям, которым Советский Союз давал крайне отрицательную оценку.

Немалую роль они сыграли и в , которые играли роль патриотического воспитания русского народа. За так называемые Окна ТАСС Кукрыниксы были удостоены Государственной премии СССР и Ленинской премии.

Ближний Восток. Здесь льётся вновь и нефть, и кровь.

Монополия. Пойдут на дно, обняв друг друга, вмиг без спасательного круга.

НАТО. Кабальна натовская сеть: в ней можно мигом «облысеть».

Лукаво мудрствуя о мире, пустился он «вовсе четыре» и не фальшивит в этой гамме _ ногами.

НАТО. У этих деятелей ловких изъян не маленький, увы! Есть всех систем боеголовки, но нет обычной головы.

Вьетнам. Пока не знал урока сам, он проучить хотел Вьетнам, но… огрызаясь по дороге, едва с собой уносит ноги.

Гегемонизм, Антисоветизм, Провокации. Много шансов есть у этой бочки разнести жонглёра на кусочки.

Советская угроза. Карта шита-крыта, но будет бита всё равно.

Кукрыниксы – это псевдоним творческого коллектива трех совместно работавших советских живописцев и графиков. Составлен он из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первого слога имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества. При этом каждый работал и индивидуально - над портретами и пейзажами. Наибольшую известность им принесли многочисленные карикатуры, шаржи и книжные иллюстрации.

Совместное творчество Кукрыниксов началось в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Москву они съехались из разных концов страны. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоем как Кукры. Соколов, еще в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. С 1924 года художники работали уже втроем как Кукрыниксы. «Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой», - пишут Кукрыниксы и подчеркивают: - То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности. В полную силу живописный талант художников развернулся в годы Великой Отечественной войны. Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Москвы одним из первых - сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Они продолжили традицию Маяковского, создавая плакаты для цикла «Окна ТАСС». Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с врагом. Сколько раз Гитлер в карикатурах Кукрыниксов командовал скелетами и сам превращался в скелет! Сколько раз предрекали советские карикатуристы конец кровавой авантюре, сколько раз отмечали «разваливание» рейха! Куприянов, Крылов, Соколов - отразили всю историю Великой Отечественной, создали знаменитые карикатуры на правителей Третьего рейха. Сначала, как правило, появлялся текст - что-нибудь наподобие «У гада Гитлера срываются все планы. В провале их не он, однако, виноват, а красные бойцы - герои-великаны». На плакатах его, гадину, душили, протыкали острым копьем, заковывали в кандалы. Карикатуры были еще одним нашим мощным орудием и били прямо в цель. Наполеон потерпел пораженье то же будет и с зазнавшимся Гитлером!

В Москве калачи,

Как огонь горячи.

По ночам фашистских гадов

Градом огненных снарядов

Угощают москвичи!

Ко Дню Победы приурочена выставка, открывшаяся в Москве. Называется она «История глазами Кукрыниксов». Коллектив был удостоен Ленинской премии (1965), Сталинской премии (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Картина «Конец» - вершина в живописи Кукрыниксов. Это плод художественного вымысла, и вместе с тем - это правда искусства, основанная на глубоком знании жизни. Исключительно важную роль в истории этой картины сыграли поездки художников в Берлин. Вот они спускаются в подземелье рейхсканцелярии, идут ее мрачными коридорами, видят своими глазами воронки от снарядов зарисовывают живых гитлеровцев, размышляют… Все это питало воображение художников, а мысль работала в определенном направлении. За серию картин, посвященных событиям Великой Отечественной войны - «Таня» (1942 г.), «Конец» (1948) и «Бегство немцев из Новгорода» (1944г.),- творческий коллектив был удостоен Государственной премии (1975). Их искусство остаётся злободневным и в наше время. Особенно, когда НАТО ведёт наступление на восток! Обратим внимание, что все Кукрыниксы – полковники Советской Армии. Характерная примета времени. Кукрыниксы до самой старости работали вместе, поражая всех удивительным для группы творческих людей единодушием. Все картины удалось спасти и восстановить. Сегодня работы художников, выполненные в военные годы, в одних руках - у частного коллекционера.

Кукрыниксы - творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-2000).

Биография Кукрыниксы

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп.В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы)

Творчество Кукрыниксы

Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально - над портретами и пейзажами).

Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

В группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов.

Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений.

Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой. По воспоминаниям художника журнала «Крокодил» Германа Огородникова, с середины 60-х годов,

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!. Он появился на июньских улицах Моск­вы одним из первых - сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР.

Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»).

Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.).

Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они - авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947-1948), «Старые хозяева» (1936-1937). Ими выполнены рисунки пастелью - «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и др.

Члены коллектива работали также и порознь - в области портрета и пейзажа.

Работы и выставки

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933-1934, «Поджигатели войны», 1953-1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940-1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948-1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).

Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).

Михаил Куприянов Порфирий Крылов Николай Соколов

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Ку приянова и Кры лова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Ник олая С околова.

Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы.

В группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой.

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Моск-вы одним из первых — сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Кукрыниксы на фронте, 1942 год

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и др.

О ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ КУКРЫНИКСЫ

Известный советский поэт Александр Жаров вспоминает, что в 1925 году, в бытность его редактором одного молодежного журнала, к нему в кабинет как-то зашли трое студентов-художников и предложили свои услуги. «А что вы можете нарисовать?» — спросил Жаров. Тогда молодые люди сразу же принялись за дело и, в процессе работы передавая рисунок один другому, быстро набросали несколько метких шаржей на присутствовавших при этом литераторов, чем вызвали общее восхищение. С той поры в журнале стали регулярно появляться острые и выразительные рисунки молодых авторов, подписанные составной фамилией Кукрыниксы.

Это было на заре совместной творческой деятельности талантливых советских художников Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитича Крылова и Николая Александровича Соколова.

Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Вдохновенно и настойчиво трудятся вдумчивые художники над большими живописными полотнами, карикатурой, плакатом, книжной иллюстрацией и даже над скульптурным портретом, добиваясь в каждом виде искусства высоких результатов. Необычайная актуальность тематики, идейная направленность и доходчивость содержания, оригинальность и лаконизм художественного языка — эти ясно видимые каждому достоинства произведений Кукрыниксов делают их понятными самому широкому кругу советских зрителей и читателей.

КАРИКАТУРЫ ХУДОЖНИКОВ КУКРЫНИКСОВ

Будучи даровитыми живописца-ми, Кукрыниксы прежде всего и бо-лее всего — виднейшие мастера со-ветской политической графики, художественной сатиры. Трудно назвать хотя бы одно значительное со-бытие в международной жизни на-чиная с 30-х годов и кончая сегод-няшним днем, которое не вызвало бы соответствующего отклика в их творчестве.

В свое время карикату-ры Кукрыниксов беспощадно разо-блачали заговор империалистических держав против республикан-ской Испании, подготовку второй мировой войны («Схема строгого контроля испанских границ», «Про-должение последней войны» и дру-гие). В этих, как и во всех других произведениях, художники высту-пают выразителями взглядов и интересов нашего народа, неустанно борющегося за мир во всем мире.

С неменьшим успехом выступают Кукрыниксы в области бытовой сатиры . Их удары направляются против всего отжившего, косного и уродливого, что мешает движению советского народа к прекрасному будущему. Из обширного цикла работ Кукрыниксов на бытовые темы следует выделить серию «Транспорт», рисунки «Безвыходный выходной», «Служебная записка», «Поганки» (о молодых людях, раболепствующих перед иностранщиной).

Карикатуры Кукрыниксов настолько своеобразны по форме, что зритель тотчас узнает их авторов, даже не глядя на подпись. Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Отточенность кукрыниксовской графики является ярким примером большого значения коллективности в творчестве: каждый из художников предлагает свое решение темы, в процессе обсуждения из них отбирается все лучшее, а затем все силы коллектива направляются на отработку окончательного варианта.

ПЛАКАТЫ ВОВ В ТВОРЧЕСТВЕ КУКРЫНИКСОВ

Еще свежи в нашей памяти мно-гочисленные плакаты в «Окнах ТАСС», созданные Кукрыниксами в суровые годы борьбы с фашистскими захватчиками: «Беспощадно раз-громим и уничтожим врага!», «Пре-вращение фрицев», «Волжский утес», «Уборка урожая — грозный удар по врагу» и другие. Отвечав-шие самым насущным задачам времени, предельно выразительные, они были мощным идейным ору-жием, придавали еще больше сил советским воинам на фронте и тру-довому населению в тылу.

На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появ-лялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. В 1958—1959 годах были опубликованы ка-рикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. В № 2 «Крокодила» за 1960 год, по-священном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию».

КАРТИНЫ ХУДОЖНИКОВ КУКРЫНИКСОВ

Великий Новгород в январе 1944 года. На фоне мрачного неба высится величественная громада Софийского собора. Из-под снега торчат обломки варварски разрушенного памятника «Тысячелетие России». Около строений суетливо мечутся с факелами гитлеровские вояки. Вынужденные под могучими ударами Советской Армии позорно бежать из древнего города, они в бессильной злобе пытаются уничто-жить бесценные сокровища русской культуры.

Таково содержание широко из-вестной картины Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода». Несмотря на драматическую напря-женность момента, хорошо передан-ную контрастами темных и светлых пятен, картина проникнута оптими-стическим настроением. Художники сумели показать в ней полнейшую обреченность выродков, намеревав-шихся поработить нашу социали-стическую Родину.

Патриотическим чувством проник-нуты и другие живописные работы Кукрыниксов, посвященные собы-тиям Великой Отечественной вой-ны, — «Таня», «Правда», «Конец».

"Таня"

"Конец"

В последней картине в образах большой художественной силы по-казана бесславная гибель гитле-ризма, в разгроме которого Совет-ский Союз сыграл решающую роль.

Иллюстрируя произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова и Горького, художники стремятся с максимальной полнотой раскрыть перед читателем гуманистическую направленность великой русской литературы. Наиболее удачны в этом отношении рисунки Кукрыниксов к гоголевской «Шинели», рассказам Чехова «Тоска» и «Спать хочется».

"Тоска"

"Шинель"

Басня "Лиса и Бобёр"

"Царь Николай рассматривает блоху"

Необходимо отметить, что каждый из Кукрыниксов обладал яркой творческой индивидуальностью и много работал самостоятельно. Так, М. Куприянова особенно увлекали пейзажи Подмосковья и Волги, П. Крылов выполнил множество портретов и прекрасно передал живописное своеобразие Парижа, Рима и Венеции, а Н. Соколов любовно изобразил жизнь родной Москвы и трогательную прелесть русской природы. Непрерывно обогащая свои знания и опыт, художники соединяли их в том или ином общем замысле, упорно добиваясь в каждом новом произведении все большей завершенности сюжета и его художественного воплощения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!