Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Третьяковская галерея выставки. Третьяковская галерея на крымском валу. Фонд культуры «Екатерина»

В апреле Третьяковская галерея покажет большую монографическую выставку Зинаиды Серебряковой. Фото РИА Новости

В 2016 году Москва продолжила впечатлять ажиотажем вокруг выставок изобразительного искусства. Выставку Рафаэля в ГМИИ им. Пушкина посетило за три месяца более 200 тыс. человек. На выставку Ивана Айвазовского в Третьяковскую галерею за четыре месяца пришло около 600 тыс. человек. Несколько сотрудников со скандалом уволили за спекуляцию билетами, а в последние дни работы проекта музей работал до полуночи. Следующий проект Третьяковки - «Шедевры Пинакотеки Ватикана» – открылся осенью и продлится до 19 февраля. Однако попасть на экспозицию уже невозможно: полностью завершилась продажа билетов. Они впервые были именные, их можно было купить только в Интернете или в кассе в ограниченном количестве, и последняя партия заветных входных закончилась 13 января.

Наступивший 2017 год обещает быть не менее щедрым на громкие экспозиции. Так, в ГМИИ им. Пушкина уже 24 января откроется камерный проект, посвященный одноименным графическим циклам «Капричос» Франсиско Гойи и Сальвадора Дали. Экспозиция попытается сопоставить замысел и эстетику двух серий эстампов, которые разделяет более полутора веков. Однако несмотря на внутреннюю красоту и глубину выставки, скорее всего не она имеет шанс стать рекордсменом посещаемости. В июне ГМИИ откроет очередной итальянский проект, на этот раз из разных собраний привезут около 40 произведений великих венецианцев – Тициана, Веронезе и Тинторетто. Итальянские экспозиции – бессменные фавориты музейных посетителей, ожидать большого внимания стоит и на этот раз.

Другой претендент на любовь публики – выставка из собрания венской Альбертины, которая приедет в Москву в октябре. В экспозиции 120 рисунков важнейших австрийских да и общеевропейских авангардистов – Густава Климта и Эгона Шиле. Покажут, конечно, разные аспекты творчества обоих мастеров, но с учетом того что и Климт, и особенно Шиле известны своими эротическими рисунками, не только поражавшими откровенностью публику 100 лет назад, но и впечатляющими современного зрителя, не стоит исключать общественного недовольства.

Следуя последним музейным тенденциям, ГМИИ решил провести и выставку-интервенцию – проект, в котором работы современных художников вторгаются в пространство классического искусства. В прошлом году проект такого плана в Эрмитаже вызвал большой общественный резонанс: тогда работы бельгийца Яна Фабра стали шоком для многих посетителей, осудивших как самого мастера, так и руководство Эрмитажа. Рвать шаблоны и взрывать старые смыслы в главном московском музее поручено молодой и задорной группе Recycle. Сможет ли она добиться подобного эффекта, увидим уже в мае.

Завершит же год Пушкинский ретроспективой Хаима Сутина, первой в России. В экспозиции, которая отроется 11 ноября, выставят около 60 работ из французских и русских музейных и частных собраний.

Государственная Третьяковская галерея также может похвастаться солидной программой. Уже 7 февраля откроется выставка «Шедевры византийского искусства XII–XV веков». Византийская цивилизация оказала важнейшее влияние на развитие Древней Руси, и в России есть представительные коллекции византийского искусства. Однако в этой экспозиции покажут византийские иконы, рукописи, предметы декоративно-прикладного искусства, специально приехавшие из музеев Греции.

Полгода назад большую экспозицию византийских сокровищ из разных собраний Греции уже показывал петербургский Эрмитаж, теперь другую подборку экспонатов можно будет посмотреть и в Москве.

В апреле в Третьяковской галерее нас ждут сразу две впечатляющие ретроспективы. В Инженерном корпусе 4 апреля откроется крупнейшая за последние 30 лет монографическая выставка Зинаиды Серебряковой. В 2014 году Третьяковка уже отмечала 130-летие со дня рождения художницы выставкой, но тогда акцент сделали на творчество Серебряковой в эмиграции. В новом проекте, наоборот, особенно полно покажут русский период, здесь будет много ранних портретов и пейзажей. Работы парижского периода приедут из французских собраний и будут экспонироваться в России впервые.

В здании на Крымском Валу 19 апреля стартует еще одна масштабная выставка под грифом «впервые». Первый раз московскому зрителю представится возможность увидеть около сотни работ Джорджо де Кирико – они приедут из музеев Италии, Франции и Великобритании. Великий итальянский основатель метафизической живописи представлен в России лишь единицами работ. В будущей экспозиции – живопись, графика, скульптура, а также театральные костюмы, выполненные художником для антрепризы Сергея Дягилева к балету «Бал» 1929 года.

Наконец, еще одна монографическая выставка намечена на осень: 16 ноября откроется наиболее полная ретроспектива Эля Лисицкого, причем проходить она будет сразу на двух площадках – в Третьяковской галерее и Еврейском музее и центре толерантности. Около 200 экспонатов представят все периоды творчества одного из ведущих мастеров русского авангарда, здесь будет и живопись, графика, объекты, дизайнерские эскизы, фотография, а также большой корпус архивных документов.

Музеи Московского Кремля на 2017 год анонсировали три крупных зарубежных проекта. Из Франции приедет выставка драгоценностей и реликвий эпохи Людовика IX Святого, одного из самых знаменитых французских королей, правивших государством в XIII веке. Витражи Сент-Шапель, готическая скульптура, миниатюры, ювелирное искусство – все это можно увидеть в Одностолпной палате Патриаршего дворца уже с 3 марта. Летом же экспозицию сменит проект из Японии, посвященный культуре страны второй половины XIX – начала XХ века. Наконец, завершит год большая выставка португальского искусства, которая расскажет о периоде расцвета Португалии в XVI–XVIII веках и представит более 200 экспонатов: оружие, доспехи, карты, драгоценности, монеты, рукописи и многие другие. Обещают привезти даже меч Васко да Гамы. Открытие назначено на 8 декабря.

Из планов других музеев особенно стоит отметить еще два проекта. Первый – выставка Антонио Гауди, которую готовят в ММОМА. Экспозиция откроется 23 мая и представит около 150 архитектурных чертежей и макетов, в том числе разработку собора Саграда Фамилии, а также проекты архитектора в области дизайна мебели.

Еще одна особо ожидаемая любителями современного искусства выставка – первая в России ретроспектива важнейшего японского художника Такаси Мураками, которая откроется осенью в «Гараже». Она покажет работы мастера с 1990-х годов до настоящего времени в контексте японской культуры. В экспозицию войдут также традиционная японская гравюра и живопись и ГМИИ им. Пушкина, и Музея искусства народов Востока, мангу и аниме.

Анонсируем самые ожидаемые выставочные проекты, которые подготовила Государственная Третьяковская галерея.

1. Карл Брюллов. Портреты изчастного собрания Санкт-Петербурга

Выставка, которая откроется 24 января 2018 года, познакомит московскую публику спроизведениями знаменитого художника, которые неувидишь впостоянных музейных экспозициях. Восемь работ, созданных Карлом Брюлловым вразличные годы, демонстрируют разнообразие портретного жанра втворчестве мастера: это парадные икамерные изображения, групповой семейный портрет, конный « портрет-прогулка» , автопортреты.

Среди произведений вэкспозиции- парадное изображение « Дама уфортепьяно» (1838), « Портрет Е. П. Гагариной ссыновьями Евгением, Львом иФеофилом» (1824), атакже повторение самого известного автопортрета Карла Брюллова.

Карл Брюллов. « Портрет Е. П. Гагариной ссыновьями Евгением, Львом иФеофилом» (фрагмент). 1824

Карл Брюллов. « Портрет молодой женщины уфортепиано» (Эмилия Тимм). 1838. Частная коллекция

Выставка « Карл Брюллов. Портреты изчастного собрания Санкт-Петербурга » работает с24 января по24 июня 2018 года.

2. Картины русской истории

Еще одна презентация февраля вмузее- экспозиция « Картины русской истории» , которая представит зрителям работы исторических живописцев второй половины XIX- начала ХХвека: Василия Смирнова, Григория Седова, Константина Маковского, Клавдия Лебедева идругих.

Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча. Клавдий Васильевич Лебедев, 1889

После завершения сложного комплекса реставрационных работ зрители увидят масштабное полотно Клавдия Лебедева « Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча» (1889). Изначально представленное на19-й выставке ТПХВ, полотно размером 4 на2,5метра впервые экспонируется вТретьяковской галерее.

3. Ретроспектива Василия Верещагина

Весенний сезон вТретьяковской галерее откроется масштабной ретроспективой лучших работ Василия Васильевича Верещагина (1842− 1904)- выдающегося русского живописца, историка, исследователя иэтнографа. Основной состав экспозиции составят работы изсобрания Третьяковской галереи, которые дополнят работы изГосударственного Русского музея исобраний Новгорода, Вологды, Казани, Перми. Зрители увидят около 100 живописных и130 графических произведений.

Мавзолей Тадж-Махал вАгре. Василий Васильевич Верещагин, 1876

Произведения будут демонстрироваться сериями, посвященными походам ипутешествиям Верещагина: Туркестанская, Балканская, Индийская серии, « Русский Север» , Японская серия. Выстраивая экспозицию таким образом, кураторы выставки учитывают стремление самого художника сохранять целостность каждой изних. Цикл»Трилогия казней» и« Палестинская серия» станут особыми разделами навыставке. Одна изтеоретических проблем, которую ставит выставка,- размышления ограницах реализма напримере творчества Верещагина.

Ретроспектива Василия Верещагина вНовой Третьяковке будет работать с6марта по15 июля 2018 года.

4. Путник повселенным. Максимилиан Волошин

4 апреля вНовой Третьяковке откроется выставка, накоторой будут представлены лучшие акварели Максимилиана Волошина (1877− 1932). Вэкспозиции- работы европейского периода, который менее известен зрителю, атакже крымские пейзажи 1920-х годов. Реалистические виды Коктебеля иего окрестностей будут демонстрироваться отдельно отфантастических сочиненных пейзажей.

Лунное безмолвие. Максимилиан Александрович Волошин, 1930

Помимо акварелей навыставке будут показаны малоизвестные произведения печатной графики- офорты, выполненные Волошиным впарижской мастерской Елизаветы Кругликовой, портреты иинтерьеры, первые издания поэтических сборников, архивные фотографии.

Экспозиция будет дополнена прижизненными портретами художника, видами коктебельского дома иего гостей работы Анны Остроумовой-Лебедевой , Елизаветы Кругликовой, Бориса Кустодиева. Всего навыставке будет экспонироваться около 120 работ.

Выставка « Путник повселенным. Максимилиан Волошин» будет открыта с04 апреля по19 августа 2018 года.

5. Илья иЭмилия Кабаковы.

« Вбудущее возьмут невсех»

Масштабная ретроспектива, которая до28 января проходит вГалерее Тейт Модерн(Лондон), затем переедет вЭрмитаж (Санкт-Петербург , 20 апреля- 29 июля 2018), вобновленном варианте развернется всамых крупных залах Третьяковской галереи с7 сентября 2018 года. Вэкспозиции будет представлено более 100 произведений Кабаковых- живопись, графика, альбомы, макеты, атакже масштабные инсталляции. Среди последних центральное место займут « Лабиринт (Дневник моей матери)» (1990), « Человек, улетевший вкосмос изсвоей комнаты» (1985), « Три ночи» (1989), « Предметы его жизни» (2005).

Илья Кабаков. « Человек, улетевший вкосмос изсвоей комнаты» . 1985

Название выставки повторяет название одного изцентральных проектов экспозиции- инсталляции « Вбудущее возьмут невсех» (2000), представляющей железнодорожные пути судаляющимся поездом, накоторых лежат отвергнутые будущим картины.

ВТретьяковской галерее будет представлена непоказанная вТейт Модернинсталляция « Случай вмузее, или Музыка наводе» (1992). Особый раздел включит ранние работы Ильи Кабакова 1960− 1970-х годов.

Выставка Ильи иЭмилии Кабаковых « Вбудущее возьмут невсех» открыта с7 сентября 2018 по13 января 2019 года.

6. Михаил Ларионов

19 сентября 2018 года вНовой Третьяковке откроется крупная ретроспективная выставка Михаила Фёдоровича Ларионова (1881− 1964), одного изосновоположников русского художественного авангарда иего признанного лидера. Всостав экспозиции войдут около 500 экспонатов, которые представят все основные направления творчества художника, атакже широкий круг интересов Ларионова-коллекционера .

Сад. Михаил Федорович Ларионов, 1904

Экспозиция представит произведения изроссийских собраний, атакже изкрупных зарубежных коллекций Центра Помпиду, Музея Людвига иГалереи Тейт. Навыставке впервые покажут собранные вместе работы изсерии « Времена года» (1912, « Зима» и« Осень» - ГТГ, « Весна» - Центра Помпиду).

Раздел французского периода творчества мастера включит нетолько живопись, ноизначительный корпус графических произведений Ларионова, многие изкоторых впервые предстанут перед публикой. Также будут экспонироваться работы 1910− 1920-х годов, связанные с« Русскими сезонами» Дягилева: Ларионов выступал как художник-декоратор , автор либретто, консультант ихореограф.

7. Архип Куинджи

С3 октября вИнженерном корпусе открывается большая выставка выдающегося пейзажиста, одного изсамых ярких представителей русской живописи второй половины XIX столетия Архипа Ивановича Куинджи (1842− 1910). Проект представит более 120 произведений мастера изколлекции Третьяковской галереи, Государственного Русского музея инескольких региональных музеев, обладающих работами живописца исключительного качества. Особый акцент будет сделан наэтюдах художника- ведь именно вовремя работы над ними происходили творческие поиски иэксперименты мастера.

Лунная ночь наДнепре. Архип Иванович Куинджи, 1880

8. Неизвестные передвижники

Завершится выставочный сезон Третьяковской галереи масштабной экспозицией»Неизвестные передвижники» , которая представит зрителям около 200 произведений Ильи Репина, Валентина Серова, Исаака Левитана, Ивана Шишкина идругих, выполненные вграфических техниках. Графика непублична, это техника « для себя» , дающая абсолютную свободу самовыражения- так считают кураторы. Вэтом виде искусства знаменитые ихорошо известные живописцы предстают непривычными и, без преувеличения, « неизвестными художниками» , скоторыми ипредстоит заново познакомиться зрителям.

Вид вокрестностях Дюссельдорфа. Уменьшенный вариант одноименной картины. Иван Иванович Шишкин, 1865

Выставка « Неизвестные передвижники» откроется 23 ноября 2018 ибудет работать до19мая 2019 года

Путеводитель по самым интересным выставкам Москвы второй половины 2017 года

Осень и начало зимы - не повод хандрить, а прекрасная возможность походить по музеям и культурно обогатиться. В 2017 году в Москве пройдет сразу несколько знаковых мероприятий: выставки современного искусства, приезд гостей из Азии и события в честь 870-летия столицы. Мы отобрали восемь самых интересных выставок, которые стоит посетить во второй половине этого года.


Если в один осенний день вы окажетесь рядом с Пушкинским музеем, то еще на подступах к зданию оцените масштаб выставки Цая Гоцяна, которая пройдет с 13 сентября по 12 ноября этого года. Прямо на ступенях главного входа гений современного искусства и обладатель «Золотого льва» Венецианской биеннале возведет необычную инсталляцию из 350 колясок и кроваток. Внутри каждой «прорастут» русские березки - символ разных человеческих судеб и отсылка к знаменитой сцене на лестнице из фильма «Броненосец Потемкин». Если помните, в ней коляска с младенцем долго и страшно катится вниз по ступеням одесской лестницы, пока офицеры расстреливают разбегающуюся толпу. «Октябрь» - первая выставка Цая Гоцяна в России, она приурочена к годовщине Октябрьской революции 1917 года. Только рассказывает она не о самом событии, а о человеке, который его переживает. Все пространство музея превратится в одну масштабную инсталляцию, где будут представлены знаменитые двадцатиметровые пороховые картины, эскизы, наброски и скульптурные группы. Автор спрашивает: кто ответственен за судьбу человечества? Какие последствия у наших действий? Попробуйте найти свои ответы, познакомившись с Цай Гоцяном - мастером-пиротехником из Поднебесной, творения которого украшали летние Олимпийские игры в Пекине в 2008, а выставка «Да Винчи из народа» собрала больше миллиона человек и стала самым посещаемым мероприятием ныне живущего художника.


Выставка картин экспрессивного художника белорусского происхождения Хаима Сутина, генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ, откроется в главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина 24 октября и продлится почти три месяца. Экспозиция работ этого нелюдимого и своеобразного автора пройдет в России впервые. Картины Хаима Сутина очень драматичны по исполнению и даже у современных искушенных зрителей вызывают мурашки. Многочисленные «кровавые» гладиолусы, натюрморты с выпотрошенными тушами и оригинальные портреты буквально сочатся краской и, конечно, стоят немного особняком от произведений других представителей «Парижской школы» - сообщества французских художников 1900–1960-х годов. Возможно, такая нестандартная художественная манера была связана с постоянным присутствием боли в жизни Сутина. Современники утверждали, что даже его лицо как будто все время выражало боль: он страдал от язвы желудка и скончался от нее на операционном столе в 1943 году. Экспозиция займет три зала - под три направления творчества автора: портреты, пейзажи и натюрморты. Организаторы попытались рассказать, из чего Сутин вырос как творец и на кого повлиял. Всего будет представлено около 50 работ: 20 картин принадлежат самому Хаиму Сутину, а остальные - мастерам, которые так или иначе были с ним связаны: Марку Ротко, Джексону Поллоку, Виллему де Кунингу, Жану-Батисту Шардену и другим.



Государственная Третьяковская галерея, 15 апреля 2016 - 17 декабря 2017

Почему «Перезагрузка»? Потому что выставка, которую Третьяковская галерея проводит до середины декабря 2017 года, покажет посетителям многолетний путь современного российского искусства и даст понять, как оно эволюционировало. Экспозиция собрана и сгруппирована по жанрам так, чтобы гости могли «соединить» и «сопоставить» работы, которые в разное время попадали в коллекцию музея. Обширная панорама включает картины, объекты, ассамбляжи, видеоработы и инсталляции, объединенные по темам: «Абстракция», «Кинетизм и оптическое искусство», «Мистики и сюрреалисты», «Новый реализм», «Поп-арт», «Минимализм и постживописная абстракция», «Соц-арт», «Концептуализм - образ в голове», «Поэзия и письмо», «Перформанс», «Машины понимания», «Неоэкспрессионизм», «Концептуализм - новое поколение», «Археология постмодерна», «Акционизм 1990-х» и «Проект: искусство 2000-х». Половина из 200 представленных произведений принадлежала знаменитому коллекционеру Леониду Талочкину и впервые будет показана широкой публике. Формат выставки соответствует названию, и для Третьяковской галереи это большой эксперимент: гости смогут взаимодействовать с некоторыми экспонатами и даже становиться их частью. Например, сидеть за столом, изучать интерактивные копии работ или вертеть их в руках. Чтобы посетители могли лучше разобраться, в чем же прелесть современного искусства, кураторы организовали дополнительную образовательную программу «Философия после искусства», где можно послушать лекции и подискутировать на тему свободы воли и связи культуры и технологий.


Выставку акварелей и рисунков первой половины XIX века стоит посетить, даже если вы не разбираетесь в искусстве, - просто ради эстетического удовольствия. Для экспозиции собрано 200 лучших акварельных и графических работ художников эпохи романтизма: пейзажи, жанровые рисунки и бытовые сцены. Смысловое ядро выставки - работы педагогов Императорской академии ххудожеств: Иванова, Егорова, Шебуева, Бруни, Басина и их учеников (в том числе знаменитого Брюллова). Картины, населившие пять залов музея, имеют четкую повествовательную линию: почти невесомые, как будто нарисованные воздухом и светом ранние работы академиков постепенно заменяются на безрадостные бытовые сепии, предвосхитившие графику передвижников XX века. Солнечному творчеству Брюллова посвящен отдельный зал, где собраны иллюстрации из поездок в Грецию, Турцию и занимательные зарисовки итальянской жизни. В последнем зале посетители познакомятся с «наблюдательным» творчеством Федотова: зарисовками московской жизни с авторскими комментариями и сатирическими рисунками о повседневности. В этот период происходил расцвет журнальной графики и иллюстраций, с которыми посетители смогут познакомиться по карикатурам и шаржам Штернберга, Бенуа, Степанова и Рамазанова.



Государственная Третьяковская галерея, 28 сентября 2017 - 14 января 2018

Кто такой «Некто 1917», предсказанный поэтом Велимиром Хлебниковым, и как он ворвался в мировую историю и историю России, продемонстрирует одноименная выставка, которая откроется в Третьяковской галерее в сентябре. Как говорит директор музея Зельфира Трегулова, эта выставка - не просто иконография Октябрьской революции. «Некто 1917» - это отражение споров, дискуссий, идей и реакций авторов того времени на событие, которое перевернуло мировое сообщество. Одни художники были готовы сотрудничать с государством нового типа и находили его перспективным. Другие прятались в мастерских и отказывались видеть то, что происходило вокруг. И тех, и других ждали катастрофические перемены. И сегодня люди из 1917 года, которые еще не знали, что произойдет, могут с помощью искусства «поговорить» с нами, людьми из далекого 2017-го. Гостей ждут около 120 произведений Кузьмы Петрова-Водкина, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой, Казимира Малевича, Василия Кандинского, Александра Родченко, Ольги Розановой и других художников, а также фотографии и кинохроники 1917 - 1918 годов. Выставка будет многослойной, как и исторический момент, которому она посвящена и по поводу которого до сих пор ведутся споры. Не стоит пытаться трактовать работы с точки зрения какой-то концепции: как говорит Зельфира Трегулова, «чтобы воспринять эту выставку, нужно быть внепартийным».



Музей современного искусства «Гараж», 29 сентября 2017 - 4 февраля 2018

Когда речь заходит о Японии, перед глазами рождаются образы: аниме, высокие технологии, токийские неоновые вывески, сакура в цвету, суши, гравюры с изображением горы Фудзи... Все вместе - горючая смесь совершенно разных и зачастую несовместимых вещей и явлений. Творчество популярного японского автора Такаси Мураками именно такое: яркое, противоречивое и ультрамодное. Познакомиться с разнообразием его работ, впервые представленных в России, вы сможете на выставке, которая пройдет в музее «Гараж» осенью этого года. Сам автор утверждает, что его произведения - критика современной японской культуры, в которой все перемешалось, и высокое искусство не отличить от продукта потребления. Яркий пример симбиоза всего со всем - сотрудничество Мураками с маркой Louis Vuitton: коричнево-бежевый фон сумок художник заменил на белый, орнаменты раскрасил всеми оттенками радуги и добавил психоделические изображения цветов, грибов, веселых медвежат и других персонажей. Экспозиция будет открыта в пяти залах, а экспонаты, в том числе картины, тиражная графика, фильмы, объекты и анимация, расскажут о феноменах японской культуры, по-новому осмысленных Такаси Мураками.

С творчеством Ивана Билибина знакомы даже маленькие дети. Иллюстрации художника и декоратора начала XX века неразрывно связаны с образами из русских сказок и узнаются мгновенно. Можно сказать, что именно Билибин сформировал в умах жителей современной России представление о том, как выглядит Баба Яга, Иван-царевич, сестрица Аленушка и другие хрестоматийный персонажи русского фольклора. Как это ему удалось и откуда проистекало вдохновение автора, расскажет выставка, которая проходит в усадьбе Царицыно с 12 мая по 29 октября 2017 года. Организаторы собрали 101 экспонат из Ивангородского музея, Новоладожского историко-краеведческого музея, музея-усадьбы «Приютино» и музея «Дом станционного смотрителя». Причем это не только с детства знакомые иллюстрации к «Руслану и Людмиле», «Василисе Прекрасной» и «Сказке о царе Салтане», но и не менее волшебные эскизы костюмов и декораций к театральным постановкам - Иван Билибин ко всему прочему был выдающимся сценографом. Событие получилось очень атмосферное: работы художника представлены вперемешку с его личными вещами и предметами русского быта - народными костюмами, вышивками, иконами, лубками, старопечатными книгами и восточными миниатюрами.


Команда из Третьяковской галереи предлагает отметить 870-летие Москвы посещением выставки, которая расскажет об истории города голосами его жителей, гостей и известных художников. Пространство поделится на периоды от XV до XX века. Историческую летопись города составят старинные иконы, полотна авторов вплоть до XX века, мемуарная литература и работы современных художников. Мероприятие обещает быть атмосферным: кураторы сделали упор не на информационную составляющую, а на эмоциональное восприятие, возможность войти в диалог с жителями города разных эпох, почувствовать и увидеть Москву такой, какой ее видели они. Например, с каким задором развернулось столичное строительство в начале XX века - через работы Пименова. Какие уютные задворки окружали нынешний Арбат - через полотна Поленова. Как выглядела Соборная площадь и Кремль в глазах Алексеева, Васнецова и Кандинского. Организаторы подготовили много сюрпризов и приглашают зайти на выставку прямо с гуляний в День города, чтобы по-настоящему отметить юбилей столицы. К открытию экспозиции также планируется подготовить мобильное приложение и образовательный сайт.

От средневековых витражей и офортов Гойи до мебели Гауди и саунд-арта - рассказываем, какие важные арт-события ждут нас в течение ближайших месяцев.

«Капричос». Гойя и Дали

«Капричос» Гойи Сальвадора Дали. Серия из 80 гравюр «Пусти». 1977. Источник: Из собрания Бориса Фридмана.

Показ серии офортов Франсиско Гойи «Капричос» - шедевральной сатиры эпохи Просвещения , наполненной гротеском, едкостью, болью и безумием - и сюрреалистической реплики Сальвадора Дали, который пестро раскрасил графику, добавил в изображения свои излюбленные мотивы и придумал альтернативные подписи.

Геометрия настоящего

Фонд V-A-C, пока демонстрирующий умные и актуальные проекты на дружественных территориях, на неделю откроет свою будущую постоянную площадку. Интернациональная команда художников и музыкантов под руководством куратора Марк Фелл озвучат пространства дореволюционной электростанции саунд-артом .

Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель

Двойная помолвка. Витраж XIII в. Париж. Источник: Центр национальных памятников Франции. Сент–Шапель

Артефакты эпохи «высокой готики», связанной с правлением Людовика IX Святого (1214-1270): скульптуры, произведения ювелирного искусства и миниатюры XIII века, а также витражи красивейшей часовни Сент-Шапель, которая была построена королем как хранилище добытых мечом и золотом христианских святынь. Темное и мистическое Средневековье в лучшем виде.

Триеннале российского современного искусства

Амбициозная попытка представить современное российское искусство, не ограничиваясь всем известными персонами. Шесть кураторов отобрали работы 60 художников из 40 городов , выделили семь тенденций, присущих искусству всех регионов, и отдельно представили авторов, чье творчество вышло далеко за границы малой родины.

До востребования. Коллекции русского авангарда региональных музеев. 1918-1930

Вторая часть масштабной просветительской выставки одного из составителей трехтомника «Энциклопедия русского авангарда» Андрея Сарабьянова. Как и в прошлом году, из региональных музеев свезут больше ста картин , включая работы Василия Кандинского, Александра Родченко, Любови Поповой, Ильи Чашника, Ивана Клюна, Александра Лабаса, Роберта Фалька, Густава Клуциса. Открытие первой части проекта, напомним, собрало у Еврейского музея приятно удивившую очередь - не Серовым единым жива Москва.

Де Кирико. Ностальгия по бесконечности

Представительная экспозиция основателя метафизической живописи , умевшего минимальными средствами создать на холсте потусторонний, сюрреалистический мир. Покажут около 100 произведений - живопись, графику, скульптуры из собраний Фонда Джорджо и Изы де Кирико, Национальной галереи современного искусства в Риме, Центра Помпиду, Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Бонус - театральные костюмы, которые художник создал для дягилевского спектакля «Бал» 1929 года.

Антонио Гауди. Барселона

Гауди навсегда изменил облик Барселоны, и в первую очередь выставка (в макетах, графике, фотографиях) расскажет о самых знаменитых творениях архитектора в этом городе: грандиозном соборе Саграда-Фамилиа, дворце Гуэля и других зданиях. Кроме того, в Москве покажут придуманную Гауди мебель, не менее изящную и замысловатую, чем его архитектура.

Роскошь императорской Японии

Курильница в форме карасу-тенгу, вылупляющегося из яйца. Япония, около 1885 г. . Источник: Коллекция профессора Д.Н. Халили ©The Nour Foundation .

Император Муцухито (1868–1912), назвавший себя Мэйдзи, прекратил политику самоизоляции Японии. С тех пор страна активно осваивала достижения Запада и экспортировала в ответ свои идеи и наследие. Декоративное искусство светлой для Японии эпохи будет представлено кимоно, вазами, курильницами, керамикой, предметами из металла и ткани из собрания британского ученого и коллекционера Дэвида Нассера Халили.

Анри Картье-Брессон

Работы одного из основателей агентства Magnum Photos, первого фотографа, выставлявшегося в Лувре, уже показывали в Москве, но выставка мастера такого уровня всегда желанна. Картье-Брессон без преувеличения великий автор: его снимки никогда не были постановочными, но всегда получались эстетскими и в высшей степени художественными .

Некто 1917 год

Третьяковка с приходом Зельфиры Трегуловой регулярно показывает проекты сколь художественные, столь и идеологические. Это касается и внимания к художникам «сурового стиля», и выставки, посвященной «оттепели». Особенно любопытной и высокой по уровню должна выйти экспозиция о 1917-м, приуроченная к столетию русской революции. На примере представителей фигуративной (Петров-Водкин, Кустодиев, Серебрякова) и абстрактной (Малевич, Филонов, Попова, Кандинский) живописи будет обозначена реакция главных художников эпохи на определившие ход истории события .

Такаси Мураками

Гойя, Дали, Климт, Шиле, Тициан, Гауди, Мураками, Каттелан: редакция The Art Newspaper Russia выбрала самые интересные выставки нового года в Москве и Санкт-Петербурге, которые вы наверняка не захотите пропустить

Сальвадор Дали. «„Капричос“ Гойи». Серия из 80 гравюр. «Нет». 1977. Из собрания Бориса Фридмана. Фотография предоставлена ГМИИ им. Пушкина

«Капричос». Гойя и Дали
Главное здание ГМИИ им. А.С.Пушкина
С 24 января по 12 марта

Откроет год выставка гравюр Франсиско Гойи и Сальвадора Дали , на которой 41 офорт художника XIX века соседствует с 41 гравюрой, созданной на 180 лет позднее. Лицемерие, несправедливость, лень, спящее человеческое сознание, страх — галерея пороков, облаченных в фантастические образы испанскими гениями, мало отличается от сегодняшней. Но в музее предостерегают от поспешных выводов: сам Дали на одном из офортов экспозиции изобразил предшественника в виде загадочного сфинкса, лежащего на фоне пустыни. Интерпретациям работ в экспозиции посвящена внушительная лекционная программа. Но и помимо нее каждую пару «капричос» предваряет литературный комментарий самого Гойи, поясняющего, наряду с сатирическим подтекстом, мистические истоки своих персонажей. Расположенные парами офорты затягивают в дополнительную игру: иногда Сальвадор Дали просто следует за предшественником, не вторгаясь в изображение, но нередко переводит сюжеты в другую плоскость, вводя дополнительных персонажей и новые детали.

Вид ГЭС-2. V-A-C

«Двойная помолвка». Витраж из Сент-Шапель. Франция, 1230-1248. Patrick Cadet / Centre des monuments nationaux

«Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель»
Патриарший дворец Музея Кремля
С 2 марта до 4 июня

Французский король, имя которого связано с расцветом готического стиля во Франции, был увлеченным собирателем христианских реликвий. Начав с тернового венца Иисуса Христа, он собрал более 20 священных предметов: от частицы Креста Господня до Копья Судьбы. Все они хранились в Сент-Шапель — капелле-реликварии, обладающей к тому же самым полным ансамблем витражей XIII века. Часть из них демонтировали шестью веками позднее. Теперь благодаря Центру национальных памятников Франции витражи вместе с другими шедеврами готического искусства Франции из Лувра, Музея Клюни, Национальных Библиотеки и Архивов Франции можно будет увидеть в Москве.

Музей современного искусства «Гараж»

Триеннале современного искусства
Музей «Гараж»
Март

Кураторы «Гаража» исследовали города России от Калининграда до Владикавказа, чтобы найти самых заметных региональных художников и искусство, лучше всего отражающее дух времени. В экспозиции будет выделено семь направлений, отражающих одинаковые художественные тенденции на разных территориях огромной страны. Экспозиция, помимо музея, расположится и в парке Горького, а на открытие позовут всех выбранных художников, которых оказалось более 60.

Василий Кандинский. Эскиз. 1920. Бумага, акварель, тушь, кисть. Ярославский художественный музей

«До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». Часть II
Еврейский музей и центр толерантности
С 30 марта по 28 мая

Проект, первая часть которого вошла в рейтинг лучших выставок года нашей газеты, в новом году представит около 100 произведений русского авангарда времен Гражданской войны, перехода к НЭПу и коллективизации. От куратора Андрея Сарабьянова снова ожидают неизвестные произведения, никогда раньше не выставлявшиеся в Москве.

Зинаида Серебрякова. «За туалетом» («Автопортрет»). 1909. ГТГ

Ретроспектива Зинаиды Серебряковой
Государственная Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
С 4 апреля по 30 июля

В Третьяковской галерее, как и петербургском Русском музее, пару лет назад уже проходили выставки художницы. Теперь посетителей ждет ретроспектива с исчерпывающим набором живописных работ не только из русских музеев, но также из парижского фонда художницы, частных английских и французских коллекций. Впервые зритель познакомится с декоративными панно Зинаиды Серебряковой для виллы бельгийского барона Жана Броуэра , которые считались погибшими во время Второй мировой войны, но чудом уцелели и нашлись в 2007 году в подвале той самой виллы. Большую галерею портретов разбавит серия картин, посвященных закулисной жизни Мариинского театра, а также пейзажи и эскизы росписей Казанского вокзала.

Джорджо Де Кирико. «Ностальгия по бесконечности». Пьяцца д"Италия

«Де Кирико. Ностальгия по бесконечности»

С 19 апреля по 23 июля

Для выставки основателя метафизической живописи и предтечи сюрреализма Джорджо Де Кирико свои экспонаты предоставили парижский Центр Помпиду, лондонский Музей Виктории и Альберта, Фонд Джорджо и Изы Де Кирико , Национальная галерея современного искусства в Риме. Творчество художника будет представлено очень широко: около 100 произведений искусства от живописи и скульптуры до театральных костюмов. Зрителям напомнят и о русском следе в творчестве мастера авангарда. Живя в Париже с русской актрисой Раисой Гуревич-Кроль , де Кирико создал костюмы к дягилевскому спектаклю «Бал» — они, а также архивные фотографии и материалы станут дополнительным украшением экспозиции.

Василий Верещагин. «Прогулка по воде». 1903. Государственный Русский музей

«Василий Верещагин. К 175-летию со дня рождения»
Русский музей
Апрель — июль

Историки шутят, что единственной принятой когда-либо Верещагиным наградой был орден Святого Георгия за оборону Самаркандской крепости. Импульсивный, эгоцентричный, любящий свободу художник-баталист обожал путешествовать и принимал участие во всех военных действиях, которые выпадали в его судьбе. На ретроспективной выставке художника покажут 220 произведений мастера, в том числе знаменитые Балканскую и Туркестанскую серии, множество пейзажей, а также этнографические зарисовки и графику. Экспозицию украсят предметы из Этнографического музея, связанные с многочисленными поездками Верещагина.

Ансельм Кифер. «Велимиру Хлебникову». 2004-2010 Phillips

«Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову»
Государственный Эрмитаж
С 31 мая по 3 сентября

О том, что «Председатель Земного шара» Велимир Хлебников вдохновляет каббалиста Ансельма Кифера , мировое сообщество узнало, когда работа Кифера «Велимиру Хлебникову. Доктрина войны: Битвы» в 2016 году была продана на летнем аукционе Phillips за £2,4 млн. Оказалось, что Кифер постоянно перечитывает переведенные на немецкий стихи футуриста. В своей фантастической инсталляции для ретроспективы в Париже и Лондоне он иллюстрировал математическую теорию Велимира Хлебникова о цивилизационных столкновениях в истории. Ее можно будет увидеть в Эрмитаже, где к ней добавится еще 18 масштабных работ.

Саграда Фамилия. Фото Bernard Gagnon

«Антонио Гауди. Барселона»
Московский музей современного искусства
С 22 мая по 10 сентября

Вместо того чтобы читать путеводитель по Барселоне, в конце весны можно будет прийти на выставку. Эскизы и макеты самых выдающихся сооружений мастера ар-нуво, а также коллекцию снимков из архива Каталонского колледжа архитектуры покажут в ММОМА. Архитектор оставил после себя 18 сооружений, и 12 из них находятся в Барселоне. Это прежде всего знаменитый собор Саграда Фамилия, над которым архитектор работал 43 года и которому в экспозиции будет посвящен отдельный раздел. Четыре других уделят внимание его жилым постройкам, созданию дворца Гуэля, истории совместной работы с главным заказчиком, промышленником Эусеби Гуэлем , и мебели, автором которой также был архитектор. Экспозицию завершит документальный фильм «Дали и Гауди» из Испанского архива кино, что закономерно, если вспомнить, что Сальвадор Дали называл архитектуру, вдохновлявшую сюрреалистов, «самым оригинальным явлением в истории искусства».

Иоганн Гроот. «Сова, сидящая на суку». 1750-е. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»

«Братья Грооты: портретист и зверописец. Немецкие художники при российском дворе»
Хлебный дом Музея-заповедника «Царицыно»
С 1 июня по 17 сентября

Летняя выставка в «Царицыно» посвящена немецким мастерам портретной живописи XVIII века, связавшим свою жизнь с Россией и сыгравшим огромную роль в становлении отечественной живописи. Георг Гроот прославился прежде всего изящными портретами Елизаветы Петровны (например, в образе Флоры) и ее придворных, а его брат Иоганн оказался самым первым анималистом в Петербургской академии художеств, дав основу целой школе зверописцев. Мастерскую Иоганна Гроота посещал в восхищении весь двор — так реалистичны были изображенные им звери и птицы. Выставка в Царицыно, где покажут около 60 работ, собранных из музеев обеих столиц и частных коллекций, откроет удивительный и трогательный мир диких зверей XVIII века и домашних питомцев при дворе первых русских императриц.

Паоло Веронезе. «Аполлон и Марсий». ГМИИ им. Пушкина

«Тициан, Веронезе, Тинторетто. Золотой век венецианской живописи»
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Июнь — конец августа

Наследие венецианской живописной школы составляет одну из самых ярких страниц в истории итальянского Возрождения. Венецианцы, оказавшиеся в стороне от итальянских материковых феодальных войн, переживали радость жизни на редкость полно, перенося в свои работы чувственную красоту мира и яркий колорит. Пока что не сообщается, какие именно шедевры увидит зритель на открывающей летний сезон выставке, ясно лишь, что они отразят период от расцвета школы и до ее угасания в творчестве Тинторетто . Другой отличительной особенностью станет жанровое многообразие полотен, которых в экспозиции будет около 40 — от излюбленного венецианскими мастерами портрета до религиозных и мифологических сюжетов. Билетами, судя по всему, стоит озаботиться заранее.

Аристарх Лентулов. «Звон». («Колокольня Ивана Великого»). 1915. Фото: Третьяковская галерея

«Аристарх Лентулов. К 135-летию со дня рождения»
Театральный музей им. А.А.Бахрушина. Основное здание
Лето

Аристарх Лентулов был неутомимым экспериментатором. Писал и в духе экспрессионизма, и в стиле Сезанна , после поездки во Францию перешел к кубофутуризму, создав одну из самых известных своих картин — «Собор Василия Блаженного». Один из основателей «Бубнового валета» , художник боялся повторений, о чем и должна рассказать грядущая выставка. Ее музей планирует сделать довольно масштабной и обещает показать зрителям 24 работы периода 1910-1920-х годов.

Павел Филонов. «Коровницы». 1914. Русский музей

«Мечты о мировом расцвете»
Русский музей
Август — ноябрь

Столетие Октябрьской революции отразилось на программах большинства музеев и галерей, о чем мы уже . Петербургский Русский музей тоже решил осмыслить последствия событий 1917-го в истории искусства. В экспозицию выставки «Мечты о мировом расцвете» войдет большое количество работ Павла Филонова , посвятившего «мировому расцвету» — идее символического цветения и прорастания как в обществе, так и в живописи — целый поэтический гимн «Проповедь о проросли мировой». Кроме него, на выставке можно будет увидеть произведения Каземира Малевича, Александра Дейнеки, Александра Самохвалова и других художников из собрания музея, которые, несмотря на отличия в манере и политических взглядах, с одинаковым энтузиазмом делились своими взглядами на послереволюционное будущее.

Кузьма Петров-Водкин. «1918 год в Петрограде». Государственная Третьяковская галерея

«Некто 1917 год»
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу
27 сентября — 14 января 2018

Выставка должна не просто показать иконографию образов революции, но и отразить внутренние дискуссии, напряженную борьбу художественных течений и идей начала XX века. Экспозиция задумана масштабной: узнать о том, с какими мыслями и чувствами художники встретили революцию, можно будет на примере 120 работ, среди которых полотна Нестерова, Петрова-Водкина, Серебряковой , а также Филонова, Родченко, Кандинского, Малевича. Чтобы показать контраст между живописью и реальной жизнью измученных и оголодавших людей, выставку дополнят фотографиями и кинохроникой тех лет. Чтобы рассказать об одном из самых значимых событий новейшей истории, революции 1917 года, Третьяковская галерея отбирала экспонаты не только в регионах России, но и за рубежом: в Центре Помпиду, галерее Тейт, нидерландском Стеделейк-музее, музеях Испании, Греции, Израиля.

Такаси Мураками. «Каикаи». 2000-2005. 2000-2005 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved. Private Collection. Courtesy Galerie Perrotin

Ретроспектива Такаси Мураками
Музей «Гараж»
Сентябрь

Осенью в «Гараже» можно будет познакомиться с искусством одного из самых дорогих и веселых современных японских авторов — Такаси Мураками . Это первая в России ретроспектива поп-арт-художника, оригинальным образом соединяющего мангу с современным искусством и дизайном. Работы с ушастым мистером Добом — альтер эго 54-летнего «кидалта», плакаты с самыми невероятными мультяшками и скульптурами неоновых цветов — как раз то, что понадобится в осенний сезон. Во много раз усилить воздействие такого искусства решили, сыграв на контрастах: в экспозицию войдет старинная японская живопись и гравюра из собрания Музея искусства народов Востока и ГМИИ им. Пушкина. По уже сложившейся традиции, выставка выйдет из пределов музея на прилегающую площадь Искусств, где появится монументальная скульптура Мураками. Ее название пока держится в секрете.

Телевизор Lambert («Ламберт») 21-S-502 стационарный кинескопный. Политехнический музей

«Энциклопедия телевидения»
ВДНХ, павильон № 64 «Оптика»
Сентябрь-октябрь — январь 2018

Узнать все секреты телевидения — от советского вещания до самых рейтинговых современных передач — предложат гостям осенней выставки на ВДНХ. Здесь покажут оборудование, которым пользовались первые русские телевизионщики: от камер до записывающих и проекционных установок из фондов российских музеев, телевизионных студий и телеканалов. Пока не сообщается, будет ли экспозиция интерактивной, но что можно будет увидеть и услышать однозначно, так это архивные кадры со съемок, макеты студийных декораций, а еще костюмы, реквизит, смешные фрагменты из телепередач и музыкальные темы к ним.

Эгон Шилле. «Климт в синем халате». ГМИИ им. Пушкина

Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина
ГМИИ им. Пушкина
Середина октября — середина января 2018

Венский музей Альбертина в обмен на полотна импрессионистов предоставил ГМИИ им. Пушкина 120 графических работ Густава Климта и Эгона Шиле . Последний считал себя учеником Климта, и известно, что во время их первой встречи Климт не просто согласился обменять свою работу на рисунок художника 28 годами младше, но и выкупил несколько работ, отметив: «Почему вы хотите обмениваться со мной? Вы все равно рисуете лучше». Впоследствии Климт покровительствовал художнику, знакомя его с выгодными покупателями и выставляя его произведения вместе со своими. Благодарный ученик делал его портреты и рисунки, один из них — «Климт в синем халате» — скорее всего, можно будет увидеть в экспозиции.

Маурицио Каттелан. Инсталляция на Frieze Art Fair. Photo: Timothy Schenck; courtesy of Frieze Projects

Выставка Маурицио Каттелана
Мультимедиа Арт Музей
С 30 октября по 17 декабря

Выставку скандалиста давно ждали в России, с тех пор как художник, нарушив слово о том, что навсегда уходит из искусства, выставил свои работы в Парижском монетном дворе в прошлом году. Вряд ли Мультимедиа Арт Музей выделит специальную комнату для селфи с золотым унитазом — недавним шедевром Каттелана , который сейчас находится в нью-йоркском Музее Гуггенхайма. Но можно однозначно рассчитывать на знаменитые чучела животных, застрявших головами в стене, и провокационные восковые скульптуры. Кто знает, может быть, итальянец создаст произведение специально для российской выставки.

UPD: проект отменен

Сергей Эйзенштейн на съемках фильма «Старое и новое» («Генеральная линия»). 1929 г. Серебряно-желатиновый отпечаток. Государственный центральный музей кино

«Эйзенштейн. Революция в искусстве»
Государственный Эрмитаж
7 ноября — 5 марта

Московские музеи посвятили в ушедшем году несколько проектов личности эксцентричного режиссера, художника и педагога. Музей «Гараж» сравнил работы Эйзенштейна с творчеством Франсиско Гойи и Роберта Лонго , а в Мультимедиа Арт Музее большим проектом с фрагментами из кинофильмов, афишами, эскизами декораций и рисунками автора открыли празднование юбилейного сезона. О том, что именно покажут на выставке в Петербурге, пока мало известно. С одной стороны, это может быть очередной проект под знаком Великой Революции с демонстрацией киноленты «Октябрь» и исследованием влияния режиссера на революционное советское кино. С другой — проект может раскрыть Эйзенштейна с его графикой, визуальными и театральными решениями как новатора, «революционизирующего» искусство как таковое. «Если бы не революция, я бы никогда не „расколотил“ традиции, только революционный вихрь дал мне основное — свободу самоопределения», — писал он в автобиографии.

Хаим Сутин. «Вид на Сере». 1921

Ретроспектива Хаима Сутина
ГМИИ им. А.С.Пушкина
11 ноября — 19 февраля 2018

Живопись одного из ярчайших представителей Парижской школы Хаимы Сутина московский зритель мог видеть в 2011 году, на выставке художников Парижской школы. На ней он был представлен наибольшим числом работ. В этом году ГМИИ вместе с парижским Музеем Оранжери готовит ретроспективу экспрессиониста, который рисовал голым, чтобы не износить одежду, и морил себя голодом, пока не нарисует натюрморты с селедками или окровавленными тушами быков.

Лазарь Лисицкий

Эль Лисицкий
Еврейский музей и Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу
16 ноября — 4 февраля 2018 Популярные материалы

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!