Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Ханаанская земля. Контакты с еврейским народом. Храмы и жрецы

Ханаан находился на восточном побережье Средиземного моря. Южная часть её стала Страной Израиля в XIII вв до н. э., остальное превратилось в Финикию и Сирию .

Название "Ханаан" впервые появляется в источниках из Мари 18 века до н.э. и встречается вплоть до 12 века до нашей эры. После этого оно практически исчезает, кроме Библии и текстов, написанных под её влиянием.

После этого Ханаан стал для всех практических целей Землей. Сахар, специя и все хорошее. Современное знание истории и культуры Ханаана происходит как от археологических раскопок, так и от литературных источников. Раскопки, главным образом в 20-м веке, раскопали останки многих важных ханаанских городов, в том числе Хасор, Иерихон, Иерусалим, Лахис, Мегиддо и др.

Часть 1 - Ханаан в Библии. Авраам идет в Ханаан. В самом начале Парашат Лех Леча нам говорят, что Бог повелел Авраму, будущему Аврааму. Хотя этот отрывок не говорит нам, в какую страну Бог намеревается Абрама уйти, нам скоро говорят, что. Аврам взял свою жену Сарай и его сына-брата Лота и все имущество, которое они собрали, и лица, которых они приобрели в Харане; и отправились в землю Ханаанскую; и они пришли в землю Ханаанскую.

Исключения - вавилонский лексический текст (ок. 1100 до н.э.), египетское текстовое указание на источник (ок. 900 г. до н.э.) и две монеты второго века до нашей эры.

Один из "отцов церкви" Августин свидетельствует, что еще в его время (IV век) крестьяне на территории бывшего Карфагена (потомки финикийских колонистов) называли себя «ханани».

Итак, начинается длительное взаимодействие Абрама и его потомков, будущих людей Израиля, с землей Ханаана - будущей Землей Израиля. В первом появлении этого термина Ханаан - человек - младший сын Хама, а не нация. В этой истории «отец Хама Ханаана» обличает пьяного Ноя, заставляя его сына проклинать: «Проклят Ханаан; низший из рабов должен быть для своих братьев». Вторая из них находится в «Таблице Наций» в главе 10 - всеохватывающее «семейное дерево» потомков Ноя - предков всех народов мира. В этой генеалогии Ханаан перечислены в деталях.

После этого семьи хананеев распространились за границу. И территория Хананеев простиралась от Сидона, в направлении Герара, до Газы, и в направлении Содома, Гоморры, Адмы и Зебойима, до Лаши. Авраам Прибывает в Ханаан. Однако ни Авраму, ни читателю не говорят, что эта земля относится точно. Бог еще раз излагает обещание Авраму в главе 15, странную историю «завета между разрезами». После создания массива резных животных Абрам засыпает. Во сне у него есть видение Бога, рассказывающее ему о рабстве его потомков и освобождении и заканчивая тем.

Согласно библейской генеалогии, Ханаан (Кнаан) - младший сын Хама , брат Куша (Нубия), Мицраима (Египет) и Пута - прародитель народов, населявших Ханаан.

Найденные в 2014 гду остатки ханаанского города начала XIII века до н.э. в Изреэльской долине дают основание полагать, что там была резиденция верховного египетского наместника в Ханаане.

Божье обещание земли теперь определено в рамках определенных параметров - как географических, так и этнических. Тем не менее, эти параметры еще далеки от ясности. С этнической точки зрения, земля, как говорят, была заселена группой «наций», которая подпадает под общий заголовок «Хананея». Фактически, эти «нации» Ханаана перечислены примерно в двадцать раз в Библии, причем списки часто отличаются друг от друга.

Например, в вышеупомянутой «Таблице Наций», в которой изображено все человечество как происхождение от Ноя и трех его сыновей, «Ханаан» - это сын Хама, а остальные ханаанские «нации», одиннадцать в число, происходят от него. Однако в приведенном здесь списке «хананеи» просто являются одним из списка из десяти «народов» - и даже не на первом месте! Не только это, но и двенадцать из них и десять здесь, только пять появляются в обоих списках. Фактически, если мы сравним все списки, которые разбросаны по всей Библии, мы находим в общей сложности 14 имен, которые обычно появляются в группах по шесть или семь.

Ханаанские города были окружены стенами из глины и камней, защищавшими от набегов грабителей и от диких животных. Внутри городских стен дома теснились, лепясь один на другой - подобное можно встретить на Ближнем Востоке и сегодня.

Простые люди вели хозяйство на небольших участках земли или занимались различными ремеслами. Некоторые нанимались на работу к царю, богатым землевладельцам или купцам. Между городами были разбросаны деревни, где жили земледельцы и пастухи.

Итак, кто эти «хананеи»? В нескольких главах мы прочитаем, как Авраам отправил своего слугу в Харран, чтобы найти жену для своего сына Исаака, так что Исаак не женится на хананеите. Затем мы прочтем о Ребекке, которая также настаивала на том, чтобы ее сын Иаков был отправлен в Харан, а не женился на «дочери Хета», которые Исаак повторяет как «вы не должны брать жену от дочерей Ханаана». Опять кажется, что есть какая-то путаница. Это то же самое, что «дочь Ханаана»? Является ли хетит своего рода хананеем, как это подразумевается в Быт. 10?

Являются ли они отдельной нацией, как это подразумевается в Быт. 15? Потомки хеттов и аморрейцев? Во время завета частей, упомянутых выше, Бог говорит Аврааму, что, хотя его потомки наследуют землю, этому придется ждать четыре поколения, потому что: «Грех Аморрея еще не завершен». Этот стих использует «Аморрит» как общий термин для жителей земли, так же, как Ребекка использовал термин «Хетит» в качестве общего термина, а Исаак использовал «Ханаан». Аналогичным образом, в Быт. 23 жители Хеврона, от которого Авраам покупает Пещеру Махпела, называются «сыновьями Хета», тогда как в Джоше. 10 цари Иерусалима, Хеврон и другие города на юге Ханаана, которых побеждает Джошуа, коллективно называются «царями Аморреев».

Ханаанеи

Ханаанские моряки (ещё до финикийских времён) наладили поставки олова с Британских островов в Восточное Средиземноморье. Это обеспечило стабильное производство оловянистой бронзы - лучшего из вариантов состава этого сплава. В более поздние времена финикийцы обошли вокруг Африки и колонизовали запад Средиземного моря.

Это также название, используемое Сигоном и Ог, двумя царями Трансиорданий, побежденными Моисеем. Фактически, наиболее часто упоминаемое имя после «Ханаан» - это «Аморит», почти как если бы это была «дефолтная» личность любого хананея, который не был известен как нечто другое.

Если бы это не сбивало с толку, когда пророк Иезекииль описывает истоки Иерусалима, он использует все три условия. Что означает Иезекииль по этому утверждению? Имеет ли он конкретную историческую ситуацию, или он просто сравнивал грешных жителей Иерусалима, которые он знал своим «грешным» давним предшественникам?

Соседствовали, взаимодействовали и воевали с еврейским народом со времён Авраама до раннего средневековья, когда они полностью растворились среди других народов. Многократно упоминаются в ТАНАХе . Некоторые учёные считают, что часть их на разных стадиях истории влилась в еврейский народ.

К этим доказательствам мы могли бы добавить еще много ссылок на народы Ханаана, каждый из которых дает нам немного другую картину того, кто именно населял землю. Таким образом, картина, которую мы получаем, довольно смущена. На земле обитали «хананеи», которые состояли из нескольких разных групп, один из которых был «хананеями». Также упоминаются «амориты», «хетты» и многие другие, но, похоже, в использовании различных групп. Именно в этот момент мы, как ученые, желающие понять «реальный» контекст Торы, можем посмотреть на внешние доказательства, чтобы заполнить недостающие части.

Развитая технология мореплавания позволила ханаанеям (прежде всего, финикийцам) основать колонии по всему Средиземноморью. Они передали эту технологию соседним еврейским племенам . Согласно легендам средиземноморских общин, их предки участвовали в колонизации наравне с финикийцами уже во времена царя Шломо .

Ханаанцы Когда в 19 веке западные ученые сумели расшифровать древние языки Ближнего Востока и начали читать труды древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и других народов, обнаружился совершенно новый мир. Многое из того, что они обнаружили, казалось, напоминало им то, что они читали в Библии, но многое было совсем по-другому.

Различные ученые разработали разные теории о происхождении и оригинальном значении имени «Ханаан». Некоторые утверждали, что он первоначально относился к группе или «классу» торговцев, возможно, специализировался на синем и фиолетовом красителе, который был экспортирован из Ханаана.

Письменность

Ханаанеи говорили на языке, близкородственном ивриту .

Самым большим вкладом хананеев в мировую цивилизацию является изобретение алфавитного письма в период между 2000 и 1600 гг. до н. э. Его древнейшие образцы обнаружены в городе Угарит на побережье современной Сирии .

В любом случае, как и в Библии, «Ханаан» действительно был одним из имен, используемых для этой земли; жители, возможно, «по умолчанию», были «хананеями». Возможно, причина, по которой это имя используется чаще всего в Библии, состоит в том, что это было «официальное» имя, используемое египтянами, которые правили страной просто до первого появления израильтян на земле. Это также может быть объяснением для перечисления Ханаана как «маленького брата» Египта среди сыновей Хама в Генерале.

Мы теперь знаем довольно много о языке, религии, политической культуре, материальной культуре, экономике и дополнительных аспектах жизни хананеевцев, которые могут служить для заполнения редкой информации, представленной библейским текстом. Хетиты и хетты. Еще одна древняя культура, которая была вновь открыта учеными 19-го века, - это татти, основанная в том, что сейчас является центральной частью Турции. Эта империя упала ближе к концу 13-го века, но небольшие преемники-царства продолжали существовать в северной Сирии еще несколько веков.

Многие выражения, встречающиеся в ТАНАХе , содержались в угаритских текстах. Например, «מטל השמיים ומשמני הארץ » - «от росы небесной и от туков земных». Из этого следует, что эти обиходные формулировки были обычными для западносемитских языков в те времена, когда происходили события, описанные в Торе .

Почему Бытие призвало людей Хевронских «сыновей Хета»? На самом деле, мы знаем столько же о библейских хеттах, как о гиргашитах, иевусеях или кадмонитах. Мы можем сделать некоторые обоснованные догадки. Тем не менее, в конце концов, все, что мы знаем о большинстве «народов Ханаана», - это то, что говорит нам Библия - чего не много! Тора - не книга истории. Это не этнологический справочник. Это не каталог древних племен. Это книга с религиозным посланием. Его цель - проинструктировать нас о характере взаимоотношений между людьми Израиля, потомками Аврама и Богом, который избрал их как народ Божий.

Торговля

Основным занятием жителей побережья была торговля. Финикийские моряки господствовали в средиземноморской торговле. Поэтому в иврите слово «хананей» стало означать «купец» - именно такое значение оно имеет, например, в Притч 31:24 .

Однако Тора была написана с использованием исторических воспоминаний и изображений, которые были знакомы людям, которые были его аудиторией. Мы, далекие от того времени, находимся в состоянии восстановить некоторые из этих воспоминаний, используя знания древнего мира, которые были заново открыты за последние несколько поколений. Наше использование этих знаний - это один из способов, с помощью которых мы можем лучше понять Тору и ее сообщения в контексте, в котором они были изначально написаны.

Игаль Левин учит истории библейского периода в Израиле и Голде Кощицкой, факультете еврейской истории в Университете Бар-Илан и в Иерусалимском университетском колледже. Он специализируется на исторической географии и библейских генеалогиях. Он был соредактором войны и мира в еврейской традиции от библейских времен до наших дней.

Так, в частности, пророк Хошеа (12:8), порицая упадок морали жителей Ираильского царства , называет его жителей «ханаанеями»: «Ханаанеянин с неверными весами в руке любит обижать», а Иехезкель называет Вавилонию «землей Ханаанской, городом торговцев».

В стихе 31 предыдущей главы говорится, что отец Тера, отец Аврама, взял свою семью и покинул свою родину в Ур-Касдиме «отправиться в землю Ханаан», чтобы закончить пребывание в Харане, где умерла Фарра. Куш, часто переводимый как «Эфиопия», на самом деле является древним Нубией, современным Суданом. «Мизраим», конечно же, является Египет. Положение «Путь» обсуждается с мнениями, начиная от Сомали и заканчивая Ливией. В любом случае это дает понять, что Хэм считается предком народов Африки и что хананеи считались частью этой группы.

Раввины объясняли некоторые из расхождений между различными списками ханаанских «наций». Например, гиргашиты, которые фигурируют в большинстве списков в Торе, но «выпадают» после Иисуса Навина 3, как говорят, бежали в Африку во время израильского завоевания земли. Источником этого мидраша, возможно, было знакомство раввинов с «пуническими» жителями Карфагена, в том, что сейчас является Тунисом, частью того, что римляне называли «Африкой». Фактически, Карфаген был основан как колония ханаанского города Тир, а его главным божеством был Ханаанский Ваал.

В моде были египетские фигурки жуков-скарабеев и иные ювелирные изделия, вавилонские цилиндрические печати, хеттские золотые украшения из Малой Азии. Хананеи использовали одновременно египетскую (иероглифическую) и вавилонскую (клинописную) письменность.

Иаков использует этот термин так же, как в Быт. 48. И в пересказе истории в Втор. 1, это «аморреи», с которыми они сталкиваются. Сначала упоминается в Степе Мернептах - конец 13 века. Только в городах этих народов, которые Господь, ваш Бог, дает вам в наследство, вы не оставите живого ничего, что дышит. Но вы должны уничтожить их: хетты и аморреи, хананеев и ферезеев, игит и Иевусеев, как повелел вам Господь Бог ваш, чтобы они не научили вас поступать по всем своим мерзостям, они сделали для своих богов, чтобы вы грешили против Господа, Бога вашего. 1.

Такие тексты тревожили верующих Библии и неверующих. В своей книге «Заблуждение Бога» атеист Ричард Докинз утверждает, что Израиль занимался «этнической чисткой» - теми «кровожадными убийствами», совершаемыми с «ксенофобским удовольствием». Как мы должны понимать эти тексты?

Религия хананеев

Ханаанская ритуальная маска, найденная на горе Кармель

Ханаанские боги и богини были персонифицированными силами природы. Имя Баал (Ваал), означающее «господин», было титулом Хаду, бога грома и дождя. Поскольку Баал ведал дождями, туманами и росой, от него зависело, каким будет урожай, что имело жизненно важное значение для всего хананского общества.

Женой Баала была Астарта, или, иначе, Анат , богиня любви и войны, отцом - Эль, повелитель богов, который ко времени израильского завоевания превратился в довольно туманную фигуру. Женой Эля была Ашера, богиня-мать и повелительница моря. И Астарту, и Ашеру часто называли Баалат («хозяйка»).

К числу главных божеств принадлежали также Шамаш (бог солнца), Решеф (бог войны), Дагон (бог хлеба). Вокруг старших богов вращалось множество прочих, составлявших семьи и дворы верховных божеств. Это общая картина варьировалась, ибо каждый город имел своего персонального покровителя или свое любимое божество, часто именовавшееся «Господином» или «Госпожой» этого места.

Статуэтка хананейского бога Ваала (предположительно). Поднятая правая рука, вероятно, некогда сжимала оружие.

Языческий культ ханаанеев включал поклонение ослу, как часть представлений о посмертном существовании, человеческие жертвоприношения и ритуальное скотоложество как часть культа Ваала (об этом написано в угаритских текстах). Этот культ сохранялся тысячи лет, давая рецидивы уже в эпоху Первого храма .

Рассказы о богах

Рассказы о богах хананеев известны как из собственно ханаанских (угаритских) , так и из иноземных источников. Ханаанские божества были жестоки и кровожадны. Они находили удовольствие в бесконечных схватках друг с другом и в беспорядочных совокуплениях.

В человеческие дела они вмешивались только ради удовлетворения собственных капризов, не задумываясь о причиняемых людям страданиях. Но порой боги хананеев могли быть добрыми и щедрыми.

Храмы и жрецы

В главных городах Ханаана находились храмы важнейших богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший ее местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие делили между богом и прихожанами.

По случаю большого праздника к процесии мог присоединиться и простой народ - ему разрешалось издали наблюдать за совершавшимися церемониями. Поскольку храмовые здания были небольшими, внутрь входили только посвященные.

Для каждого царя было делом чести сделать храм своего божества возможно более величественным, покрыть изваяния богов и стены святилища драгоценными металлами, подавать богам пищу на золотых блюдах. Кроме статуи бога или символизировавшего его животного (к примеру, символом Баала был бык, Ашеры - львица), внутри храма имелись жертвенник для жертвоприношений, жертвенник для курений и несколько каменных столбов, которые считались обиталищами богов или духов.

Наряду с храмами в Ханаане существовали и святилища, устроенные на открытом воздухе («высоты»). Там тоже имелись каменные столбы, жертвенники и деревянный шест или ствол дерева. Народ приходил в такие святилища принести жертву или просто помолиться. Иногда местом почитания Ваала и Ашеры служили врытые в землю столбы (см.Втор.12:3)

Жертвоприношения

В жертву богам обычно приносили животных и пищу. По свидетельствам греческих и римских источников, у хананеев практиковалось и человеческие жертвоприношения. Ханаанеи приносили детей в жертву Молоху . Археологи нашли в Мегидо руины храма, посвященного богине Астарте, жене Баала. В нескольких шагах от этого места было кладбище, где найдены в кувшинах останки детей, приносимых в жертву...

Так называемое „жертвоприношение на основания“ состояло в принесении младенца в жертву Баалу в конце постройки здания. Его тело замуровывалось в стену (См. Мелахим-I, 21:25, 26). Неясно, насколько широко это было распространено. Не исключено, что к человеческому жертвоприношению прибегали лишь в чрезвычайных обстоятельствах.

Контакты с еврейским народом

Приход Араама Авину

В Ханаан по велению Б-га пришёл Авраам Авину со своей семьёй и хозяйством в XVIII веке до н.э. Именно там Авраам Авину заключил союз с Б-гом.

Окружающие язычники считали, что это был родовой бог Авраама , подобный тем, которых имел каждый род тогдашнего населения региона. Наследием тех времён является распространённое выражение "Б-г Авраама , Ицхака и Яакова ".

В Ханаане произошла большая часть событий, связанных с родом Авраама и его племянника Лота .

Род жил там на протяжении трёх поколений, прежде чем переселился в Египет . К этому времени он был уже ядром будущего еврейского народа.

Страна евреев

Примерно через век после начала завоевания евреями своей страны, в эпоху Судей (рубеж XII - XI вв до н.э.) северные колена Израиля встретили сопротивление сильной коалиции ханаанеев во главе с царём Хацора . Натиск ближайших к ним еврейских колен был остановлен на двадцать лет.

Хацор смог нанять войско из 900 боевых колесниц, сделанных из железа (в самом начале железного века). Как показали археологические открытия последнего времени, колесницы были изготовлены на территории современной Нижней Галилеи в сардинской колонии Харошет hа-Гоим .

Хотя самый богатый и сильный из финикийских городов-государств, Хацор , был побеждён и завоёван северными коленами , продвижение евреев было остановлено примерно на той северной границе, которая указана в Торе .

В объединённом царстве

Царь Шломо наладил морскую торговлю. Учитывая финикийскую гегемонию на морях в X веке до н.э., это не могло быть сделано без содействия финикийцев. Моряки Израиля и

Цивилизация возникла 43 в. назад.
Цивилизация остановилась 21 в. назад.
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Цивилизация создавалась на основе культур первых городов левантийского побережья и городов-государств сиро-палестинского региона, а затем, княжеств раннего железного века (Арам, Израиль, Моав и т.д.), а также культур филистимлян, Финикии, Империи Карфагена, хасмонейского Израиля, римской Палестины..

Территория распространения Ханаанской цивилизации в настоящее время поделена между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

И дёт от культуры первых городов левантийского побережья и городов-государств сиро-палестинского региона, до княжеств раннего железного века (Арам, Израиль, Моав и т.д.), филистимлян, Финикии, Империи Карфагена, хасмонейского Израиля, римской Палестины.

С амым большим вкладом хананеев в мировую цивилизацию является изобретение алфавитного письма в период между 2000 и 1600 гг. до н.э. Благодаря влиянию египтян основным писчим материалом в Ханаане стал папирус. Поскольку папирус в здешних климатических условиях храниться очень недолго (в отличие от Египта), образцы раннего алфавитного письма чрезвычайно редки. До нашего времени дошло лишь несколько надписей на более прочных материалах, например имена, нацарапанные на чашах.

К вигли относит Ханаанскую цивилизацию к Цивилизациям восточного полушария, связанными друг с другом культами и генетически

У Месопотамской цивилизации, разрушенной греками в 300 году до н.э., были потомки: Кретская, Хеттская (1900 до н.э.) и Ханаанейская (2200 г. до н.э.).

У Ханаанейской цивилизации, разрушенной римлянами в 100 г. до н.э., были потомки - Классическая, Западная (500 г. н.э.), Исламская (600 г. н.э.). (Уилкинсон).

Б орьба с ханаанскими народами приводит евреев к государственному устройству, разделение царств и противодействие культурным началам Ассирии, Вавилона и Финикии - возбуждают развитие пророческой цивилизации Израиля. (Данилевский)

С лово «Ханаан» (Кнаан) происходит от семитского корня, означающего «изгибаться вниз»; это имя в библейские времена носила страна, простирающаяся на запад от Иордана.

Т ерритория расространения Ханаанской цивилизации в настоящее время поделена между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией.

Н азвание Ханаан, часто встречающееся в Танахе, впервые появилось в текстах, написанных по аккадски и датируемых ХV в. до н.э.. В аккадских текстах для обозначения Ханаана (Кинаххи) использовалось хурритское слово kinakhny-красный. Этот же термин неоднократно встречается (в разных аспектах) и в текстах из Телль-Амарнского архива (ХIV в. до н.э.).

П осле спасения от Потопа земля была распределена по жребию между Симом, Хамом и Яфетом, сыновьями Ноя. Хам и его сыновья пошли в землю, где должны были поселиться. По пути к реке Египетской один из четырёх сыновей Хама Ханаан увидел землю Ливана, которая ему понравилась. И тогда Ханаан не пошёл в землю, доставшуюся ему в наследие, что к западу от моря (Красного), а поселился в земле Ливана, к востоку и западу от Иордана".

Х анаана предостерегали от этого шага дед его Ной и отец его Хам (Ной даже проклял его)

Н о Ханаан не послушал их, и жил в земле Ливана от Хамата до самого Египта, он и его сыны и по сей день. Поэтому земля эта называется Ханаан. У Ханаана было одиннадцать сыновей (одиннадцать, а не двенадцать, - как знак порочности семени), каждый из которых стал прародителем одного из племён.

С реди ханаанейских племён наибольшей популярностью в Древнем мире пользовались финикийцы, - мореходы, купцы, кораблестроители. Но уже к началу нашей эры финикийцы причислялись к народам эллинистического мира (не к варварам). Финикийский диалект (пунический язык) ханаанейского языка исчез в Ханаане раньше, чем в западных финикийских колониях (и Карфагене), уступив место уже в эллинистические времена арамейскому и греческому. Неопунические надписи встречаются вплоть до 111 в. н.э., а христианские писатели 1-V в. н.э. (например, святой Августин) отмечали, что этот язык сохранился в Северной Африке до их времён (наряду с официальной латынью), и население всё ещё считало себя ханаанеями.

А рхеологические изыскания 1962-1963 гг. позволили найти ханаанскую крепость, город Арад (современный Телль-Арад). Поселение, охватывавшее площадь в 1 га, относится к раннеханаанейскому периоду (3000-2700 гг. до н.э.). Население города, как это видно по остаткам пшеницы, найденным в руинах зданий, занималось земледелием.

Д о завоевания Ханаана еврейскими племенами был заселён различными народами, такими как хананеи, хетты, иевусеи, амореи. Из-за неудобного расположения - между Междуречьем и территорией Древнего Египта, которые были больше по площади и плодородней - на территории Ханаана ни разу не сформировалось государство достаточно сильное, чтобы вести активную завоевательную политику.

П алестина - часть Ханаана. Название "Палестина" ("Фалестын", араб.) произошло от библейских слов "пелесет, филисет, пелиштим"- "филистимляне",- самоназвания одного из "народов моря", захватившего южную часть средиземноморского побережья Ханаана в конце XIII в. до н.э.. В начале V в. до н.э. греки стали так называть всю страну (Густав Гече), а пришедшие сюда позже римляне сохранили это название.

П о преданию, Бог повелел Аврааму покинуть родную Месопотамию и отправиться в Ханаан, названный Землёй обетованной, который стал страной его потомков. Самым большим образованием, существовавшим на его территории, было объединённое царство Израиля и Иудеи во времена царей Саула, Давида и Соломона. Жители Ханаана первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды; выходцы из этой земли - финикийцы - основали множество колоний на берегах Средиземного моря, в том числе Карфаген.

В Ханаане находился "культурный круг" пшеницы, вина и оливкового масла,- об этом свидетельствуют тексты Угарита, Алалаха и данные Ветхого Завета.

Х аибри, сыны Ебера-Абраама, вполне счастливо, покойно и умиротворённо прожив в земле Сеннаар Месопотамии почти две тысячи лет от сотворения мира, по воле рока были изгнаны из Эдена и переселились в Ханаан, "землю обетованную"; где жили, испытав многие удары судьбы, до разрушения Второго Храма (70 г. до н.э.). Во времена Веспасиана и его сына Тита, императоров Рима, более миллиона евреев было продано в рабство.

О сновным занятием жителей побережья была торговля, составлявшая столь важную часть жизни хананеев, что в древнееврейском языке слово "хананей" стало означать "купец" - именно такое значение оно имеет.

Г лавными портами были Тир, Сидон, Бейрут и Библ, расположенные в северной части Ханаана (на побережье современного Ливана).Отсюда в Египет, Грецию и на Крит везли кедровую древесину, кувшины с маслом и вином, другие товары. Привозили же сюда предметы роскоши и папирус из Египта, гончарные и металлические изделия из Греции. За пределами Ханаана (близ современной Латакии) лежал крупный город Угарит, население которого было близко хананеям по языку, культуре и уровню экономического развития. Угарит был одним из важнейших и богатейших торговых центров Восточного Средиземноморья.

П оложение страны на пути между Египтом и Азией и активная торговля делали хананеев открытыми для самых разнообразных культурных влияний. В городе, находившемся под властью египтян, дворцы и храмы возводились в египетском стиле. А в другом, по соседству, мог господствовать сирийский стиль. В моде были египетские фигурки жуков-скарабеев и иные ювелирные изделия, вавилонские цилиндрические печати, хеттские золотые украшения из Малой Азии. Показательно, что хананеи использовали одновременно египетскую (иероглифическую) и вавилонскую (клинописную) письменность.

Х анаанские города были окружены стенами из глины и камней, защищавшими от набегов грабителей и от диких животных. Внутри городских стен дома теснились, лепясь один на другой, - подобное можно встретить и на Ближнем Востоке и сегодня. Простые люди вели хозяйство на небольших участках земли или занимались различными ремеслами. Некоторые нанимались на работу к царю, богатым землевладельцам или купцам. Между городами были разбросаны деревни, где жили земледельцы и пастухи.

П равители городов постоянно ссорились и воевали друг с другом. Иногда города подвергались нападениям скрывавшихся в лесах разбойничьих шаек. Такого было положение дел в Ханаане около 1360 г. до н.э. Об этом свидетельствуют документы, найденные при раскопках города Эль-Амарна в Египте. А библейские книги Иисуса Навина и Судей дают основание полагать, что и 100-200 лет спустя все оставалось по-прежнему. Междоусобная вражда хананеев значительно облегчила израильтянам завоевание страны. Объединенным Ханааном овладеть было неизмеримо труднее.

Х анаанские боги и богини были персонифицированными силами природы. Имя Баал (Ваал), означающее "господин", было титулом Хаду, бога грома и дождя (в самом слове "Баал" слышится звучание грома). Поскольку Баал ведал дождями. туманами и росой, от него зависело, каким будет урожай, что имело жизненно важное значение для всего хананского общества.

Ж еной Баала была Астарта, или, иначе, Анат, богиня любви и войны, отцом - Эль, повелитель богов, который ко времени израильского завоевания превратился в довольно туманную фигуру. Женой Эля была Ашера, богиня-мать и повелительница моря. И Астарту, и Ашеру часто называли Баалат ("хозяйка").

К числу главных божеств принадлежали также Шамаш (бог солнца), Решеф (бог войны), Дагон (бог хлеба). Вокруг старших богов вращалось множество прочих, составлявших семьи и дворы верховных божеств. Это общая картина варьировалась, ибо каждый город имел своего персонального покровителя или свое любимое божество, часто именовавшееся "Господином" или "Госпожой" этого места.

Р ассказы о богах хананеев известны как из собственно ханаанских (угаритских), так и из иноземных источников. Ханаанские божества были жестоки и кровожадны. Они находили удовольствие в бесконечных схватках друг с другом и в беспорядочных совокуплениях. В человеческие дела они вмешивались только ради удовлетворения собственных капризов, не задумываясь о причиняемым людям страданиях. Однако порой боги хананеев могли быть добрыми и щедрыми. Словом, они представляли собой не более чем отражение тех, кто им поклонялся.

В главных городах Ханаана находились храмы важнейших богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший ее местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие делили между богом и верующими.

П о случаю большого праздника к процесии мог присоединиться и простой народ -- ему разрешалось издали наблюдать за совершавшимися церемониями. Поскольку храмовые здания были небольшими, внутрь входили только посвященные. Для каждого царя было делом чести сделать храм своего божества возможно более величественным, покрыть изваяния богов и стены святилища драгоценными металлами, подавать богам пищу на золотых блюдах.

К роме статуи бога или символизировавшего его животного (к примеру, символом Ваала был бык, Ашеры -- львица), внутри храма имелись жертвенник для жертвоприношений, жертвенник для курений и несколько каменных столбов, которые считались обиталищами богов или духов.

Н аряду с храмами в Ханаане существовали и святилища, устроенные на открытом воздухе ("высоты"). Здесь тоже имелись каменные столбы, жертвенники и деревянный шест или ствол дерева. Народ приходил в такие святилища принести жертву или просто помолиться. Иногда местом почитания Ваала и Ашеры служили врытые в землю столбы

В о время жертвоприношения по внутренностям животного жрец предсказывал судьбу жертвователя. Другие предсказатели определяли будущее по звездам, общаясь с мертвыми или впадая в пророческий транс. От жрецов требовалось и умение исцелять больных с помощью молитв и магических заклинаний.

++++++++++++++++++++

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!