Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Как семья влияет на становление личности. Как семья влияет на здоровье ребенка. Работа над собой

Кононок Валерия Александровна,
педагог-психолог городского центра
психолого-педагогической помощи МГДДиМ

Казалось бы, очевидным, что семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка. Но часто мы не уделяем этому особого внимания, допуская большую ошибку. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Повзрослев, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности, что обеспечивает ему безопасность при взаимодействии с внешним миром. Дети приобретают уверенность в своих силах, уходят страх и волнение.

Также важную роль играют модели родительского поведения. Дети зачастую копируют поведение других людей, особенно тех, кто находится с ними в близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. То, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, зависит запас детских знаний. Также очень важно много беседовать с детьми. Те дети, у которых больший жизненный опыт, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка помогает развивать свои интеллектуальные и творческие способности.

Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. Ребенок учится у родителей тому, что ему следует делать, как вести себя.

Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, что позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Для ребенка семья - это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.

Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Также семья может таить в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:
. неадекватное воздействие факторов материального порядка, избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

отсутствие нормального психологического климата в семье;

фанатизм в любых его проявлениях;

безграмотность в педагогическом отношении;

противоправное поведение взрослых.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:
дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

оптимизм - основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно были.

Влияние семьи на становление личности ребенка

Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений, даже школьными трудностями видны взрослые - их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

Существенно, что проблемы ребенка невозможно решать и рассматривать только как школьные или поведенческие, маленький человек зависим от ситуации и окружения, в которых находится искренняя заинтересованность взрослых – родителей, педагогов в каждый момент его жизни создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. И по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительно, так и отрицательно направленного фактора воспитания, так как никакой другой социальный институт не может потенциально как благоприятно влиять на формирование личности, так и нанести ей невосполнимый ущерб. Семья выступает как особого рода общность, играющая в воспитании ребенка ключевую и длительную роль.

У постоянно обеспокоенной матери, достаточно часто растут тревожные дети; амбициозные родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; вспыльчивый отец, выходящий из себя по любому поводу, часто сам того не понимая, закладывает в сознание ребёнка тот же стереотип поведения.

Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно словесно передаваемый опыт подкреплять конкретными примерами, чтобы ребенок видел – у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае нельзя рассчитывать на то, что процесс воспитания будет осуществляться сам по себе. Для успеха необходимо прикладывать определенные усилия и постоянно заниматься самовоспитанием.

Например, достаточно часто встречающаяся конфликтная ситуация в семье – разные подходы к воспитанию ребенка. Первая задача родителей – найти компромиссное решение, если один не может принять аргумент другого. Компромисс должен обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязан помнить о позиции другого.

Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше в его отсутствие. Воспитание ребенка – процесс, развивающийся в рамках семейной жизни и состоящий из постоянно изменяющихся форм взаимодействия. Родители, принимая любое решение, должны на первое место ставить не собственные удобства, а интересы ребёнка.

Ребенок должен приниматься родителями таким, какой он есть. Достаточно часто встречается, что родители любят ребенка, когда он соответствует их ожиданиям, то есть хорошо учится и ведет себя правильно с их точки зрения, но если ребенок не отвечает ожиданиям родителей, то он может стать отверженным в собственной семье. Как следствие - ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной близости, которая должна с самого младенчества окружать его. Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими.

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте? Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в тревожных постоянных сомнениях, теряются при появлении чего-то нового в поведении ребенка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.

В семейном воспитании абсолютной нормы не существует. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, и поражения. Отношения родителей с ребенком, так же как и с другими людьми, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Например, если родители во всём совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществлять самую главную родительскую задачу – воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию мира.

Воспитательная роль семьи основывается на природных стремлениях и действиях человека. В естественных условиях семейной жизни удовлетворяются насущные потребности человека. Общность интересов старших и младших членов семьи заключают в себе неограниченные и бесценные возможности в воспитании подрастающего поколения.

Условием действенности семейного воспитания является целостность и единство семьи как группы. В семье, где присутствует родительский авторитет, взаимопонимание, постоянство, единство требований, уважение к институту семьи в целом, стремление без ссор и конфликтов решать возникающие проблемы, воспитание будет успешным.

Однако сейчас можно наблюдать, как семейные ценности не только подвергаются сомнению, но и теряют свою значимость, что отражается в первую очередь на процессе формирования личности ребенка.

В каждой семье объективно складывается система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приёмов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой, и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество .

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители. Обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких - либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

Тактика «невмешательства» – это такая система межличностных отношений в семье, которая строится на признании возможности, и даже целесообразности, независимого существования взрослых от детей и наоборот.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает подчиненность межличностных отношений в семье организации, целями, и задачами совместной деятельности в контексте высоких нравственных ценностей. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество -–она становится целостным организмом высокого уровня развития.

В эмпирическом исследовании Дж.Болдуина выделено два стиля родительского воспитания – демократический и контролирующий.

Демократический определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включённостью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется; одновременно с этим – верой в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Дети в семьях с демократическим стилем воспитания характеризуются умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим психическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками. Но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Сами дети с трудом поддавались внешнему контролю.

Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

При смешанном стиле воспитания ребенку присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Родители – первая общественная среда ребёнка. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает ребенку собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержки и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, а также поддерживания его физического и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относится к ребенку в любом возрасте внимательно и с любовью. Тем не менее, необходимость создания у ребенка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств.

Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование психологии человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любить.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию наоборот – эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности, вне зависимости от того, как он себя ведет в данный момент.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, так как контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

Детей, которых любят искренне и безусловно можно очень легко увидеть в детском коллективе…

Совершенно очевидно, что как ранее наши родители, теперь уже мы, задаем своим детям модель эмоциональных отношений между взрослыми и детьми, которая с какими-то изменениями в будущем будет реализована в семьях наших детей. Одновременно, уже сегодня мы обучаем наших детей проявлять свои чувства по отношению к нам.

Известно, что “проблемные”, “трудные”, “непослушные” и “невозможные дети”, так же как дети “с комплексами”, “забитые” или “несчастные” - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

О возможностях проявления родительской любви.

Неоспоримо, что если в основе взаимодействия и взаимоотношений родителей и детей не лежит любовь, все остальное покоится на фальшивом и зыбком фундаменте (страхе, подчинении и т.п.). Для полноценных детско-родительских взаимоотношений важна, прежде всего, безусловная любовь , любовь безоговорочная, способная проявляться во всех искренних взаимоотношениях. Безусловная любовь – это как свет в тоннеле, который не дает сбиться с пути и заблудится в поиске решения возникающих трудностей и разногласий. Этот свет помогает удерживать ориентир для нас – счастливое и успешное будущее наших детей. Безусловная любовь – это возможность удовлетворять эмоциональные потребности наших детей. Безусловная любовь – это любовь, не зависящая ни от чего:

    внешности (например, младенец с корсетом);

    способностей, недостатков (сравнение количества детей со сниженными способностями и нормативных детей в зависимости от эмоционального климата семей);

    наших ожиданий в будущем;

    от его сегодняшнего поведения.

Способность любить и потребность быть любимым есть у каждого человека и очень важно не дать угаснуть этой способности, а напротив позволить ей вырасти и развиваться. У каждого из нас есть эмоциональный резервуар, который пополняется эмоциями и чувствами, получаемыми от наших близких. Этот резервуар пополняется по мере того, как мы получаем подтверждение любви и заботы. Этот резервуар обеспечивает нам эмоциональный комфорт, стабильность, чувство защищенности и уверенности. Взрослый человек наполняет этот резервуар через общение со своими родителями, супругом и детьми. Но не только мы, но и наши близкие обладают эмоциональным резервуаром. Наша искренняя забота, внимание, любовь к нашим близким наполняют их эмоциональный резервуар и сохраняют их психологический комфорт.

Первое впечатление о мире ребенок получает через эмоции. Именно это является платформой для будущего развития. Далее ребенок постоянно задает вопрос: “Вы любите меня?”. Если мы любим ребенка условно, он чувствует, что ответ на этот вопрос положительный, если мы любим его условно, то он теряет уверенность в себе, становится тревожным и напряженным.

Важно, что в глубине души мы можем испытывать пламенную любовь к своему ребенку, но этого недостаточно. Именно через наше поведение ребенок ощущает нашу любовь к себе, он не только слышит, что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное, что мы делаем.

Какие же способы выражения родительской любви наиболее необходимы моему ребенку?

Контакт глаз.

В каких ситуациях мы чаще всего смотрим в глаза своему ребенку?

Например, мы смотрим с любовью и нежностью на своего ребенка тогда, когда он особенно хорош и дисциплинирован. В таких ситуациях ребенок обоснованно воспринимает нашу любовь как обусловленную.

Внимательнее всего слушает нас ребенок, когда мы смотрим ему в глаза. Но, к сожалению, мы выразительно смотрим лишь в те моменты, когда критикуем, поучаем, попрекаем, ругаем (“ ну-ка посмотри мне в глаза, что ты еще натворил”). В такие моменты мы вряд ли можем убедить ребенка в нашей безусловной любви.

Еще ужаснее привычка в наказание не смотреть на своего ребенка (“видеть тебя не хочу”). Это тоже пример обусловленной любви. Опасность использования взгляда в наказание заключается не только в том, что мы лишаем ребенка уверенности в нашей безусловной любви. Одновременно, мы учим ребенка использовать контакт глаз в своей жизни. Став взрослым, наш ребенок будет избегать взгляда всякий раз, как только внешняя ситуация будет для него незнакома или тем более некомфортна или в моменты, когда он будет чувствовать себя не уверенно; он вряд ли будет использовать контакт глаз для выражения привязанности своему супругу и детям. Возможно, нашему ребенку не избежать коммуникативных трудностей.

Контакт глаз – это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Младенцы, лишенные любящего взгляда матери чаще болеют, хуже развиваются. Потребность в контакте глаз дана человеку от рождения. В 6-8 недель глаза ребенка ищут чего-то, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на ваше лицо.

Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в том, чтобы с ними налаживали контакт на любом уровне, в том числе и контакт глаз. Ласковый взгляд. Прикосновение способны уменьшить уровень тревожности. Переданная взглядом информация может отпечататься в сознании ребенка, чем сказанные слова. Даже если вы прибегаете к какому-либо наказанию, в ваших глазах должна быть любовь, а не злоба.

Если потребности в контакте глаз удовлетворены, то ребенок обаятелен, он не отворачивает голову сторону при контакте с людьми, с такими детьми хочется общаться.

Физический контакт.

Когда между нами и нашими детьми происходит физический контакт?

Для многих живых существ физический контакт остается единственным способом выражения привязанности и заботы.

Физический контакт – это еще один способ наполнить эмоциональный резервуар ребенка (на самом деле мы не можем позволить себе длительный контакт глаз, прикосновения по отношению ко всем людям, но если мы это делаем, то это есть подтверждение наших особых чувств, нашей любви и привязанности).

В каком возрасте потребность в физическом контакте особенно велика?

Ребенок любого возраста нуждается в физическом контакте со своими родителями. Мальчишкам - младшим школьникам крайне необходимы “телячьи” нежности. Эта потребность у мальчишек ничуть не менее выражена, чем у девчонок, и является в базовой потребности. Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти “медвежьи” шалости не менее важны, чем для девочки “телячьи нежности”. По мере того, как мальчишки растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, очень важно не пропустить такие моменты.

Особенно важно, что в периоды, когда ваш ребенок будет взвешивать свое стремление отказаться от взрослых авторитетов и привязанность к родителям, его воспоминания отчетливо нарисует ему картинку родительской ласки и любви, пережитую им ранее. Чем более трогательная эмоциональная память о детстве у подростка, тем более уверенно он будет противостоять натиску подросткового периода. Возможностей, для того, чтобы дать ребенку ощущение нашей любви достаточно много, но не стоит откладывать это на будущее, так как будущее наступает очень быстро, мы можем просто не успеть что-то сделать.

Для девочек физический контакт особенно важен к 11 годам. В этот период происходит подготовка к юности. Через физический контакт с отцом девочка формирует образ своей сексуальной идентичности со своим полом, иначе говоря, формирует уверенность в себе, с точки зрения сексуальной привлекательности. Для девочки важно чувствовать себя “в порядке”, быть девушкой “что надо”, “первый сорт”. Если она чувствует себя такой, то ее юность пройдет относительно безболезненно, ей не нужно будет искать способ для одобрения у представителей противоположного пола. Чем худшего она мнения о себе, тем легче ей будет поддаться давлению сверстников и тем меньше она способна сохранять ценности своих родителей.

Пристальное внимание.

Пристальное внимание требует времени и проявляется в том, что вы готовы выслушать ребенка наедине, столько времени, сколько необходимо вашему ребенку.

Довольно часто возникают ситуации, когда ребенку необходимо пристальное внимание, но именно в эту минуту вы меньше всего расположены его слушать. Пристальное внимание предполагает возможность полностью сосредоточиться на ребенке, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок не сомневался в нашей полной безоговорочной любви к нему. В такие моменты ребенок должен почувствовать, что он единственный в своем роде, что он особенный.

Типичная трудность современных родителей – недостаток времени, в том числе для проявления пристального внимания. Важно осознать, что является первостепенным в вашей жизни. Где на шкале ценностей находится супруг, ребенок. Если, наш ребенок для нас одна из первостепеннейших ценностей, тогда времени не хватит для чего-то другого, но не для выражения пристального внимания к моему ребенку.

Выражение пристального внимания к ребенку требует действительно сосредоточенности, увлеченности собственным ребенком. Это может быть совместная игра, поход, интимная беседа. Несмотря на то, что эта деятельность может показаться нам не особо интересной, ребенок относится к ней иначе, но не менее важно, что, изменив свое отношение к совместному с ребенком время провождению, мы можем получать истинное удовольствие от таких событий.

Если мы проявляем пристальное внимание уже к маленькому ребенку, то он приобретает способность и потребность делится со взрослым своими переживаниями, делает это естественно даже переживая кризисные периоды в своей жизни.

Кстати о материальных ценностях и их значимости в проявлении нашей любви. Несомненно, ребенок в той или иной степени нуждается во всем том, что он старается у нас попросить. Но, чем больше дефицит ребенка в родительской любви, тем больше его стремление получать материальные “заменители любви”. Для ребенка это буквально: я буду уверен, что родители любят меня, если они мне купят… Но если мы позволим всякий раз выражать свою любовь так, то мы найдем для ребенка и для себя наиболее простой и наименее эффективный способ выражения привязанности друг к другу. Не стоит компенсировать нехватку времени на общение с ребенком, возможностью купить ему какую-то игрушку. Ребенок теряет потребность в других ценностях и, даже став взрослым, строя отношения с другими людьми выбирает как ведущие ложные ценности (деньги, материальные ценности и т.п.)

выступление на заседании

Совета гимназии

Многие смотрели фильм "Всегда говори "да", почти все слышали поговорку: "лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть", но есть в жизни такие вещи, от которых нужно категорически отказываться, о них мы и расскажем в этой статье.

Время от времени всем творческим натурам знакомо чувство внутреннего опустошения и душевного выгорания. В эти дни настроение становится плохим, новые идеи не приходят в голову, творить не хочется и не получается. Такое состояние может настигнуть после длительной творческой работы или вследствие жизненных потрясений и стрессов, напрямую не связанных с творчеством. Конечно, можно дать организму отдых, отоспаться, поесть вкусной еды, съездить на отдых и в результате восстановить силы. Но как впоследствии вернуть вдохновение и снова очутиться в царстве идей?

Негативные эмоции могут возникнуть у каждого. У всех бывают проблемы, стрессовые ситуации, сложные дни... Все это выкачивает из человека тонну жизненной энергии, делает его вялым и уставшим, обреченным и больным. Из-за негатива возникают ссоры с близкими, грубое общение с окружающими, ругательства между людьми и ненависть ко всему миру.

Кризисная ситуация характеризуется внутренними или внешними событиями, которые делают невозможными привычную схему жизни. Как правило, такие изменения сопровождаются негативными чувствами и мыслями, возникновением нового жизненного статуса. Кризисный период оказывает необходимость пересмотра жизни, смены приоритетов и ценностей. Это время изменений.

Как привлечь в свою жизнь любовь, что для этого нужно делать и нужно ли? Во-первых, отсутствуют универсальные рецепты, советы или мануалы, по которым нужно действовать. Во-вторых, если в данном случае в принципе уместным окажется слово «работа», то работу стоит начинать с себя, изменения должны быть в первую очередь внутренние.

У каждого были проблемы, связанные с упадком настроения, стрессовым состоянием, срывом на близких людей по мелочам. С этим необходимо бороться, поскольку это может нанести дискомфорт организму человека. Ведь физическое и психологическое здоровье взаимосвязано между собой.

Туалетная бумага, макаронные изделия, консервы, мыло - это лишь некоторые из предметов, которые быстро исчезают с полок супермаркетов в разгар вспышки коронавируса. Давайте назовем вещи своими именами: это не покупки по необходимости, а покупки из-за паники. И хотя это вполне понятная реакция людей на неопределенную ситуацию, но она влияет на жизнь окружающих не лучшим образом.

Многие согласятся с тем, что, время от времени, их одолевают нежелательные мысли, от которых никак нельзя избавиться. Они бывают настолько сильными, что даже занятия интересным делом совершенно не помогают. Этому сопутствуют негативные эмоции, которые добавляют мучительных ощущений. Иногда кажется, что победить такие мысли не представляется возможным, но, если рассмотреть проблему с разных точек зрения, то можно найти правильное решение.

Влияние семьи на формирование личности ребенка трудно переоценить. Самые важные жизненные уроки человек проходит в собственной семье. Было бы совсем несправедливо умалять ее значимость и нужность. Влияние семьи на развитие личности огромно. От того, чему научат свое чадо отец и мать, зависит его дальнейшая судьба, роль в обществе. Не имея необходимых навыков, человек не может рассчитывать на успешное продвижение по службе, не сможет выстроить гармоничных отношений со своей второй половинкой. Рассмотрим роль родителей в формировании личности ребенка. Какое влияние они на него оказывают? На что следует обратить особенное внимание, воспитывая сына или дочку?

Опыт отношений

Во всяком случае, ребенок в семье получает опыт отношений. Он не живет в изоляции, а с самого раннего детства имеет возможность наблюдать за тем, как взрослые взаимодействуют с окружающими людьми, и пытается перенимать этот опыт. Он закладывается автоматически, без каких-либо усилий. Незаметно для себя самого маленький человек открывает для себя целый мир чувств и настроений, которые царят в обществе. Стремление подражать взрослым продиктовано естественным желанием быть похожим на них. Обычно мальчик внимательно следит за поведением собственного отца и старается его копировать. Девочка же неосознанно воспроизводит поведение матери. Такое поведение совершенно естественно и говорит о нормальном развитии.

Конечно, взрослые тоже совершают ошибки. Порой они не замечают того, что дети усваивают и негативные уроки. Влияние семейных отношений на воспитание дошкольника особенно велико. Развитие личности невозможно без живого показательного примера. Ребенок замечает даже самые малейшие детали отношений родителей, хотя в большинстве случаев не проговаривает их вслух. Отцу и матери необходимо быть предельно внимательными для того, чтобы не подать дурного примера. Очень часто родители допускают такие ошибки, за которые им впоследствии бывает стыдно. Опыт отношений закладывается в детстве и остается с человеком на всю жизнь. Влияние родителей на формирование семейных ценностей огромно. Как правило, человек во взрослом возрасте неосознанно копирует поведение родителей, их манеру общения и т.д.

Саморазвитие

Формирование личности ребенка в семье – задача непростая. Порой нужно приложить немало усилий и терпения для того, чтобы достичь какого-то определенного результата. Семья как социальный институт формирования личности имеет большое значение. Только в семье человек может воспитать в себе навыки, необходимые для дальнейшей жизни. Приобретая навыки саморазвития, ребенок развивается полноценно, не углубляясь в сильные переживания и самообвинение. Если родители занимаются духовной практикой или просто работают над собой иным способом, то у сына или дочери появляются хорошие шансы к тому, чтобы стать в жизни действительно успешным человеком. Развитие личности всегда происходит постепенно, под влиянием множества факторов.

Преодоление трудностей

Роль семьи в развитии личности ребенка чрезвычайно ценна. Умение преодолевать значимые препятствия очень важно для того, чтобы чувствовать себя комфортно. Чем больше человек работает над собой в этом направлении, тем проще ему становится побороть сопутствующие страхи, сомнения и неуверенность. Преодолевая трудности и препятствия, которые встречаются на пути, человек обязательно становится сильнее. Он находит в себе дополнительные ресурсы для достижения. Чтобы научиться справляться с трудностями, необходимо взрастить в себе необходимые навыки. Кому-то становится проще заручиться поддержкой близких людей, нежели действовать самостоятельно. Однако формирование сильной личности происходит тогда, когда человеку приходится преодолевать множество препятствий. Когда некуда отступать, человек начинает действовать более активно и продуктивно, нежели имея в запасе определенное количество времени.

Характер

Воспитание характера ребенка тоже происходит в семье. Родители сильно влияют на формирование как положительных, так и отрицательных качеств своего чада. Отец и мать подают такой пример, который может стать источником вдохновения для сына или дочери, сделаться для них своеобразным проводником на долгие годы. Часть характера является индивидуальной у каждой личности, однако много того, что закладывает общество. Семья оказывает прямое воздействие на характер маленького человека. Влияние семьи на формирование личности ребенка нельзя игнорировать и в том случае, когда родители не смогли научить ничему хорошему свое чадо. Такая личность все равно будет испытывать на себе негативное влияние той среды, в которой выросла, как бы она ни пыталась отрицать сей факт. Даже невольно человек начинает воспроизводить в будущем опыт своей семьи. Характер человека будет таким, каким ему позволили сформироваться. Развитие личности – процесс глубоко индивидуальный. Его невозможно спрогнозировать заранее. Предугадать, каким будет характер взрослого человека, глядя на маленького ребенка, нельзя. Роль семейного воспитания в формировании личности невероятно существенна.

Социальные навыки

Умение общаться невероятно важно в жизни. Без этого умения невозможно построить хоть сколько-нибудь удовлетворительные отношения и быть счастливым. Семья как социальный институт формирования личности создает условия для всестороннего развития индивида. Не будь у человека такой поддержки близких людей, он не смог бы планомерно двигаться вперед, быть уверенным в своем завтрашнем дне.

Приобретение социальных навыков тоже происходит в семье. Именно в окружении близких людей, каждый ребенок учиться общаться, строить индивидуальные отношения. Социальные навыки, полученные в семье, обязательно пригодятся в дальнейшей жизни. Как к ребенку относились в семье, так он потом будет относиться к самому себе и того же ждать от общения с окружающими.

Развитие и социализация личности в семье накладывает серьезный отпечаток на человека. Как его воспитывают отец и мать, так он и живет в дальнейшем. Даже если индивид на словах отрицает влияние родителей на свою жизнь, он в большей степени ему подвержен. Как бы человек ни хотел отгородиться от своей семьи, у него не получится это сделать. Большинство людей попросту не замечают, как копируют привычки родных по крови людей, как воспроизводят похожие ситуации, формируют идентичные события. Многим людям свойственно, так или иначе, жаловаться на жизнь. Но не каждый находит в себе силы заниматься самосовершенствованием.

Работа над собой

Совершенствованию своих навыков каждый человек тоже обучается в семье. Невозможно себе представить индивида, который бы не впитывал в себя модель поведения обоих родителей. Влияние семьи на формирование личности ребенка, по сути, огромно. Именно из своего ближайшего окружения люди выносят умение общаться, доверять друг другу, выстраивать личные отношения.

Работа над собой является неотъемлемым этапом в построении прочных и доверительных отношений. Обычно родители обучают этому своих детей, сознательно или нет передавая им эти навыки. Функции семьи довольно многочисленны. Формирование привязанности, доверия происходит на подсознательном уровне. Человек порой даже не задумывается об этом, просто живет по наитию, подчиняясь руководству внутренней силы.

На развитие личности ребенка влияет не сколько то, как к нему относятся окружающие, столько то, чему его научили собственные родители. Именно рядом с близкими людьми большинство и проходит свои индивидуальные кармические уроки. Если бы каждый человек действительно работал над собой, то мир во многом стал бы более добрым и прекрасным. Чем больше личность открыта для общения с окружающими, тем более счастливой она себя ощущает. Роль семьи в формировании духовно нравственной личности чрезвычайно высока.

К сожалению, в настоящее время далеко не все семьи могут похвастаться тем, что в воспитании ребенка принимают участие оба родителя. Нередко возникает ситуация, когда чадо воспитывает одна мать, а отец даже не присутствует в поле зрения сына или дочери. Даже в том случае, если папа иногда встречается со своим отпрыском, но не живет в одной квартире, можно говорить о неполной семье. Такая ситуация не может не удручать и не печалить.

Другое дело, что в наше время множество людей не считают эту ситуацию проблемой. Очень часто дети растут, окруженные вниманием матери и бабушки, не испытав на себе, что такое забота отца. Каково влияние неполной семьи на развитие ребенка? Ученые спорят по этому вопросу, мнения их расходятся. В большинстве случаев доминирует представление о том, что отсутствие второго родителя негативно сказывается на психике ребенка, влияет на личностное развитие, препятствует формированию доверительного отношения к миру. И с этим трудно не согласиться!

Неполная семья в любом случае оставляет на личности мощный отпечаток неполноценности. Не обязательно, что в человеке разовьется какая-то негативная черта. Только он всегда будет чувствовать некоторую потерянность, неуверенность в себе, отчасти отвергнутость и подавленность. Ребенок ведь не понимает, почему его семья отличается от других, чем он провинился, нередко чувствует, что он как будто хуже остальных. Такой личности обязательно нужна поддержка. Конечно, в наше время никто не удивляется неполным семьям, однако они по-прежнему представляют собой в некотором смысле печальное зрелище. И очень сложно бывает объяснить ребенку, особенно подростку, почему он живет только с мамой. В любом случае происходит какое-то воздействие на психику, на умение воспринимать окружающую действительность. Роль семьи в формировании личности ребенка поистине огромна.

Честность и порядочность

Эти две составляющие неразрывно связаны друг с другом. Приобретение этих черт характера, без сомнения, происходит в семье. Человек просто не смог бы выработать их в себе самостоятельно, или испытывая на себе негативные проявления. Отношения в родительской семье всегда становятся эталоном для подражания. Даже если все происходит не так, как хотелось бы, ребенок воспринимает их как нормальные, идеальные для него.

Семья как фактор формирования личности ребенка, несомненно, оказывает сильное воздействие на индивида. Можно даже сказать, что она является определяющим фактором, которому подчиняются все остальные. Чем более порядочными и искренними являются отношения в родительской семье, тем проще ребенку в дальнейшем будет построить собственную семью. Почему так происходит? Просто человек с детства учится доверять, строить отношения на благородных чувствах, заботиться о близких людях.

Честность и порядочность – это составляющие, необходимые для развития счастливой личности. Когда ребенок растет в благополучной семье, он начинает с маленького возраста воспринимать радость и счастье как неотъемлемые атрибуты нормальной жизни. Он не считает их исключением или чем-то таким, за что надо бороться всеми силами. В семье он получает навык успешного преодоления всевозможных трудностей. Это удачный опыт, который стоит пожелать каждому.

Уверенность в себе

Оказывается, даже такие личностные особенности закладываются в семье! Многие люди спорят об этом, но в итоге соглашаются с тем, что без поддержки самых близких людей вряд ли можно добиться в жизни чего-то по-настоящему существенного. В самом деле, невозможно себе представить преуспевающего человека без крепкой и дружной семьи. Если у него этого нет, значит, и нажитое благополучие в какой-то момент может серьезно пошатнуться. Чем более уверенным человек себя ощущает среди ближайших родственников и второй половинки, тем больше у него шансов реализовать заложенный потенциал.

Уверенность в себе является неотъемлемым компонентом счастливой и самодостаточной жизни. Однако большинство людей никак не могут похвастаться непоколебимой уверенностью в себе. Кто-то сомневается по поводу своих талантов и возможностей, другие не находят достаточных оснований для того, чтобы просто начать действовать. Иногда слишком много времени проходит в сомнениях и тревоге. Если бы каждый человек мог осознать свою непреходящую ценность, мир изменился бы. Так влияет воспитание на формирование личности.

Личные убеждения

Они тоже формируются в семье. Сложно себе представить человека, который не ориентируется на мнение своего ближайшего окружения. Когда индивид живет под одной крышей со своими родственниками, то в какой-то степени делается зависимым от их мнения. Человек эмоционально подвержен влиянию извне. Личные убеждения не возникают ниоткуда, они формируются в семейной обстановке. Как правило, родители передают свои личные воззрения детям. Вот почему во многих случаях дети склонны опираться на мнение родителей: они ищут в них опору и поддержку. Их взгляд на жизнь становится личным убеждением.

Моральные ценности

Это такие категории, которые в глазах общественности приобретают большое значение. Моральные установки порой оказывают значительное влияние на людей. Люди в самых трудных жизненных ситуациях размышляют над тем, как им следует поступить, повинуясь голосу совести. Во многих случаях им удается выйти на правильный ответ внутри своей души, отыскать золотую середину.

Как правило, жизнь заставляет принимать неоднозначные и непростые решения, которые управляют человеком. Не всегда взвешенные решения идут от сердца, но зато руководствуются голосом совести. В некоторых случаях человек вынужден поступиться собственными интересами ради счастья и благополучия близких людей. Моральные ценности воспитываются в семье. То, как родители относились к понятиям долга, ответственности, нравственности, несомненно, сказывается на детях. Если ребенок рос в любви, заботе, его учили терпеливо относиться к окружающим, то в дальнейшей жизни он сам будет основываться на этих же понятиях. Моральные ценности порой слишком сильны, чтобы их победить одним лишь умом.

Духовное становление

Таким образом, влияние семьи на формирование личности ребенка огромно. Маленький человек полностью впитывает в себя ценности того окружения, в котором находится большую часть времени. Моральные установки и мнения здесь имеют большое значение. Чем больше внимания уделяется чаду, тем более счастливым и самодостаточным он вырастет.

Всех нас окружают люди. С момента рождения и до момента смерти мы находимся среди других людей и не можем не взаимодействовать с обществом и не быть его частью. В течение всей жизни, развиваясь, мы подвергаемся воздействию различных факторов, важнейшим из которых является влияние нашего ближайшего окружения - нашей семьи.

Психологи определяют семью, как группу взаимодействующих людей, которых объединяют супружеские отношения и родственные связи. Семьи могут быть разные по количеству членов и структуре, но все они имеют одну задачу - взаимопомощь во всестороннем развитии каждого члена семьи.

Объединенные общим жильем, бытом, бюджетом, родственной связью и семейными ценностями люди становятся единой группой. К составу семьи относят мужа, жену и их детей. Все остальные родственники остаются близкими и родными, но как бы на расстоянии.

Место ребенка в семье

Мы уже выяснили, что такое семья и кто к ней относится. Какую же позицию в ней занимает ребенок? В системе семейных отношений ребенок - наиболее слабое звено, он маленький, мало к чему приспособлен и нуждается в защите и заботе. Одеть, накормить, обогреть и защитить - таковы основные родительские инстинкты.

В то же время, он не имеет ни знаний, ни умений, ни опыта, поэтому его учат. Учат всему, что умеют и знают сами. Дети очень восприимчивы к окружению, поэтому многие элементы характера, поведения, реакций взрослых членов семьи они копируют, как маленькие обезьянки.

Семья является основополагающим звеном в жизни и развитии детей. Именно она имеет наибольшее влияние на их формирование и становление как личностей.

Роль семьи в воспитании детей

В жизни каждого из нас, родители, и семья в целом, занимают особое место. Ребенок с первых лет жизни попадает в атмосферу своей семьи и впитывает те нормы поведения и отношений, которые были приняты именно в его окружении.

Семья - важнейший фактор влияния на ребенка. Именно ее ежедневное, длительное влияние формирует личность малыша. Непрерывный, изо дня в день, воспитательный процесс не заменит ни один детсад, ни одна школа, даже интернатного типа.

Главные ответственные за воспитание люди - это мама и папа. Именно они отвечают за то, каким вырастет их ребенок.

Любовь ребенка к родителям выражается в том, что он во всем им подражает. Воспринимая как пример поведение родителей, малыш перенимает и хорошее, и плохое. Повзрослев, человек начинает копировать ситуации родительской семьи. Часто он выбирает партнера или супруга, похожего на отца (мать), модель семьи также строится по типу родительской.

Какой путь изберет человек во взрослой жизни, какую профессию выберет, как будет строить отношения с противоположным полом - все это закладывается в детстве.

Семьи бывают очень разные как по составу, так и по жизненным обстоятельствам. Воспитание детей в многодетных семьях будет сильно отличаться от воспитания ребенка-инвалида, или от бережного отношения возрастной пары к единственному ребенку. А обстановка внутри обычной полной семьи будет совсем непохожа на авторитарность матери-одиночки. Но в каждой семье, независимо от состава и обстоятельств, роль главного воспитателя лежит на родителях.

Но не только положительные аспекты личности формируются семьей. Весь негатив, с которым сталкивается ребенок, также влияет на его формирование.

Реакция ребенка на конфликты в семье

В каждой семье время от времени возникают конфликты. Это могут быть разные точки зрения, столкновения интересов, принципиальные разногласия по важным вопросам. Это нормально, ведь все люди разные, воспитывались в разных семьях и имеют свое мнение. Если такие выяснения отношений нечастые, не очень агрессивные и не перерастают в рукоприкладство - не стоит волноваться за ребенка. Стоит объяснить ему, что это просто спор, что мама и папа уже помирились и все хорошо.

Но при частых скандалах ребенок начинает сильно переживать, ведь он любит обоих родителей. Малыш проецирует конфликт на себя, считая, что в ссоре виноват именно он, и это отражается на его здоровье и внутреннем состоянии. Сильное чувство вины вызывает стресс и может по-настоящему травмировать детскую психику.

Чуткие и восприимчивые, малыши легко считывают эмоциональный фон родителей.

Вы можете пытаться оградить детей от конфликтов, сдерживаясь при них и выясняя отношения только «за закрытой дверью». Вряд ли это поможет, ведь напряженное молчание, отрывистые фразы, отсутствие тепла в голосе - все эти признаки не смогут обмануть маленького человека.

Сдерживание эмоций и ожидание «удобного» момента для ссоры может привести к тому, что накопленное раздражение вырвется в самый неподходящий момент. Хуже того - объектом агрессии может стать сам ребенок, чей приставучий характер или сотый вопрос за последние пять минут и станут той самой каплей, которая переполнит чашу терпения.

Накричав, или, что намного хуже, отшлепав ребенка, родитель будет чувствовать вину и угнетенность. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой вред будет нанесен малышу. Чувство вины, ненужности, отверженность самыми близкими людьми - вот неполный перечень того, что приведет вашу кроху к пониженной самооценке, замкнутости и депрессиям.

В какой момент и в чем этот негатив проявит себя? Сказать трудно. Но процент подростков, которые связываются с неподходящими компаниями, заигрывают с наркотиками и вступают в группы самоубийц типа «Синий кит» очень велик.

Примеры положительного влияния

Итак, атмосфера, в которой растет ребенок, напрямую влияет на то, какой личностью он станет, какие бытовые привычки сформируются, какое окружение и модель семьи в будущем он выберет. Каждый из членов семьи, не только родители, вносит свою лепту в эмоциональный фон и в отношения.

  1. Если ребенка хвалят за положительные действия и порицают за негативные - это помогает ему сформировать оценочную систему своего поведения.
  2. Если ребенка поддерживают в его делах и творчестве - это рождает уверенность в себе и своих силах.
  3. Помощь ребенку в чем-либо формирует у него ощущение опоры, понимание того, что он не один.
  4. Внимание к его словам учит контактировать с людьми, объяснять свои желания, а не просто кричать «Хочу!».
  5. Уважительное отношение к его мнению заставит почувствовать себя личностью, понять, что с ним считаются, он не пустое место.
  6. Справедливость в суждениях, в поощрении и наказании также поможет ребенку определить «что такое хорошо, а что такое плохо».
  7. Атмосфера спокойствия и стабильности подарит ощущение защищенности.

Примеры отрицательного влияния

Кроме положительного влияния, семья может оказывать и отрицательное. Прежде всего, это происходит в неблагополучных семьях, а также семьях, в которых высокий уровень сложных условий. К таким можно отнести такие условия, как:

  • бедность;
  • низкий уровень развития родителей;
  • неполная семья;
  • равнодушное отношение к ребенку;
  • нежелательная беременность, и, следовательно, нежелательный ребенок.

Бесконтрольность ребенка, когда родители слишком заняты своими делами, может быть опасна. Предоставленные себе дети нередко часто ищут развлечений не в тех местах, попадая в дурные компании.

Гиперопека также отрицательно влияет на формирование ребенка. Находясь под неусыпным контролем бдительных родителей, он теряет волю и инициативу, вырастая боязливым, нерешительным, робким и неуверенным в себе. Ни о защите своих интересов, ни о самозащите речь не идет совсем - запуганный контролем ребенок не способен даже просто дать сдачи обидчику.

Жесткое воспитание , которое иногда практикуют излишне строгие родители, особенно по отношению к мальчикам, скорее сделает из ребенка маленького запуганного зайчонка, чем «настоящего мужчину». Не суровые наказания формируют мужественность, а уверенность в себе и своих силах, которые в постоянном страхе воспитать невозможно.

Холодность по отношению к ребенку может быть обусловлена различными причинами, в которых мы не будет сейчас разбираться, это тема для отдельной статьи. Важно то, что дети не получают полноценного эмоционального развития в обстановке безразличия и эмоциональной отверженности. Отсутствие любви бьет по малышам гораздо сильнее, чем отсутствие новой игрушки или модного велосипеда. Без любви и внимания, чувствуя себя ненужным, ребенок зарабатывает неврозы и озлобленность по отношению к тем, кто, по его мнению, эту любовь получил.

Завышенные ожидания родителей - еще один фактор, негативно влияющий на формирование маленького человека. Часто, стремясь потешить свое эго, родители впадают в очередную крайность. Ребенка, едва научившегося ходить, начинают таскать по всем «развивашкам» города. В понедельник английский, после него - танцы, во вторник - лепка и рисование, в среду - основы экономики и история народов Океании… В своих стремлениях «блеснуть» ребенком, мамаши теряют чувство меры, перегружая малыша совсем недетскими объемами информации. Как результат - низкие успехи или их отсутствие по всем направлениям, постоянная тревога, навязчивые страхи.

Как себя вести, чтоб не травмировать психику детей

Нормальная, здоровая обстановка в семье тоже имеет свои признаки. Давайте же разберем, как выглядит идеальная семья.

В целом, ничего сложного или невозможного. Большинство родителей знакомы с этими пунктами и практикуют их. В жизни могут быть небольшие несоответствия, ведь все мы люди. Могут быть нечастые ссоры, недопонимание. Но воспитать из малыша хорошего, успешного человека - это то, к чему мы все стремимся. А все, что нужно ребенку - это адекватная любящая семья.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!