Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Лермонтов «Смерть Поэта» – анализ и история создания. Анализ стихотворения «Смерть поэта Смерть поэта история создания и анализ

Стихотворение «Смерть поэта» относится ко второму периоду творчества поэта и датируется 1837 годом. Считается, что Михаил Лермонтов в это время автор стал наиболее остро чувствовать реалии окружающей его действительности. Стихотворение стало откликом Михаила Юрьевича на трагическую гибель Пушкина.

В произведении показаны не только личные чувства автора, но и отношение к той утрате, которую понесла Россия, после смерти Пушкина. Раздумывая над причинами гибели Пушкина, Лермонтов показывает яркую картину общественной травли, клеветы, на которую шли враги. Поэт стал жертвой клеветы, затрагивающей его достоинство - враги добились своей цели.

Погиб Поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..

Несмотря на смерть Пушкина, противостояние поэта (как образного явления) и подлой толпы не прекратилось. Толпа в этом стихотворении - орудие судьбы, в которой отсутствует разумное начало. Но Бог все видит и слышит, он будет судить виновных справедливо. Его нельзя подкупить золотом, деньгами, как наш земной суд, который находится во власти богачей.

Но есть и божий суд, наперсники - разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Божья кара будет для них вечной, так как невинную смерть
никогда не искупишь.
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Но, пока божий суд не свершился, Лермонтов беспощаден к Дантесу: убийце Пушкина. Он называет его хладнокровным убийцей, человеком, который презирает саму Россию и ее жителей.

Чтобы увеличить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть выразительность языка, автор использует изобразительные средства: тропы.

Для того, чтобы лучше передать, как и из-за чего погиб поэт, как к нему относились люди знати, как после его смерти они поняли, что потеряли, а, также, чтобы показать, каким был Александр Сергеевич, Лермонтов использует очень много эпитетов: «оклеванный молвой», «мелочных обид», «пустых похвал ненужный хор и жалкий лепет оправданья», «свободный, смелый дар», «дивный гений», «торжественный венок»). Также употребляются метафоры для того, чтобы представить происходящее перед нами в более яркой форме: «невольник чести», «мир кровавый» и др., а также перифразы: «взят могилой», «на устах его печаль»; сравнения:

И он убит - и взят могилой, как тот певец,
неведомый, но милый…
…Сраженный, как и он, безжалостной рукой.;

Гиперболы:

…Пятою рабскою поправшие обломки.

…Пал, оклеветанный молвой…
Поникнув гордой головой

То на предпоследний:

Погиб Поэт! - невольник чести…
С свинцом в груди и жаждой мести…

«Смерть поэта» - это не просто стихотворение, а речь тех, кто был не согласен со складывающимся положением дел, новый образец политики, лирики, бьющей точно в цель.

Михаил Юрьевич Лермонтов очень уважал Александра Сергеевича Пушкина и любил его творчество. Он был одним из тех, кто рассмотрел в Пушкине большой талант, а в его стихах значимость, силу и неповторимый стиль. Для Лермонтова он был настоящим кумиром и примером для подражания, поэтому смерть Александра Сергеевича произвела на него очень сильное впечатление. На следующий же день после печальных событий, произошедших 29 января 1837 года, Михаил Юрьевич написал стихотворение, которое посвятил своему великому современнику - «Смерть поэта». Анализ работы показывает, что в нем автор хоть и рассказывает о трагедии Пушкина, но подразумевает судьбу всех поэтов.

Стихотворение разделено на две части. В первой рассказывается непосредственно о трагедии, произошедшей зимой 1837 года, а вторая часть является обращением к убийцам гения, своеобразным проклятием, которое посылает всему высшему обществу Лермонтов. «Смерть поэта», анализ которого показывает всю боль и отчаяние автора, является прямым обвинением всего общества, которое не ценило и унижало Пушкина при жизни, а после его смерти изображало вселенскую скорбь. Михаил Юрьевич отлично понимал, что его могут наказать за такую дерзость, но все же сдержаться и промолчать не мог.

В стихотворении используется слово «убийца», а не дуэлянт или соперник. Это объясняется тем, что Лермонтов подразумевает не самого Дантеса, а общество, подтолкнувшее Пушкина к такому поступку, разжигавшее вражду между соперниками, медленно убивавшее поэта постоянными унижениями и оскорблениями. Обо всем этом и рассказывает автор в стихотворении «Смерть поэта».

Анализ работы показывает, с какой ненавистью и злобой автор относится ко всем князьям, графам и царям. В то время к поэтам относились, как к придворным шутам, и Пушкин не был исключением. не упускало ни одного случая, чтобы уколоть и унизить поэта, это было своеобразной забавой. В 34 года Александру Сергеевичу было присвоено звание камер-юнкера, которого удостаиваются 16-летние юноши. Такого унижения не было сил терпеть и все это отравляло сердце великого гения.

Все прекрасно знали о предстоящей дуэли, но никто не остановил кровопролития, хоть понимали, что под угрозой находится жизнь человека, который за недолгую творческую жизнь сделал немалый вклад в развитие отечественной литературы. Равнодушие по отношению к жизни талантливого человека, пренебрежение к собственной культуре - все это описывается в стихотворении «Смерть поэта». Анализ работы дает ясно понять общее настроение автора.

В то же время, как показывает анализ, смерть поэта была предрешена судьбой. Еще в юности Пушкину гадалка предсказала смерть во время дуэли и подробно описала внешность его убийцы. Лермонтов понимает это, об этом гласит строчка из стиха «судьбы свершился приговор». Талантливый русский от руки Дантеса, и автор стиха «Смерть поэта», анализ которого ясно показывает позицию Лермонтова, его ничуть не оправдывает, хоть и не считает главным виновником трагичных событий.

Во второй части произведения поэт обращается к которая и погубила Пушкина. Он уверен, что они будут наказаны, если не на земле, то на небе. Лермонтов уверен, что гений погиб не от пули, а от равнодушия и презрения общества. При написании стиха Михаил Юрьевич даже не подозревал, что сам погибнет на дуэли всего через несколько лет.

Первым произведением Михаила Лермонтова, принёсшим ему широкую известность, стало стихотворение «Смерть Поэта», хотя опубликовано оно было только спустя почти 20 лет после создания.

Это стихотворение было написано сразу же после дуэли Пушкина с Дантесом и смертельного ранения Александра Сергеевича. В те дни была создана большая часть стихотворения, кроме его последних 16 строк. Заключительные строки были дописаны уже после похорон Пушкина, когда стало известно, что часть общества, близкая к царскому двору, взяла под защиту Дантеса. На смерть Пушкина откликнулись многие поэты, но в их произведениях не было ни такого гнева, ни такого страстного обличения.

Стихотворение моментально разошлось в рукописных списках и было доставлено царю с надписью «Воззвание к революции». И автор крамольного произведения, и те, кто его распространял, были арестованы — за арестом последовала ссылка.

«Смерть Поэта» — яркий при мер публицистической гражданственной лирики с элементами философского раздумья. Основная тема — трагическая судьба Поэта в обществе. В произведении совмещены черты разных жанров: элегии, оды, сатиры и политического памфлета.

По своей структуре стихотворение состоит из нескольких фрагментов, имеющих каждый свою стилистику. Компоаиционно легко выделяются три относительно самостоятельные части.

Первая часть — печальная элегия о трагическом событии 1837 года. С первых же строк ясен подтекст стихотворения — прямым убийцей Пушкина Михаил Лермонтов называет не дуэлянта Дантеса, а высшее общество, которое насмехалось над Поэтом и унижало его. Светское общество не упускало ни одного случая, чтобы уколоть и унизить Поэта — это было своеобразной забавой. Чего стоит одно только
присвоение ему императором Николаем 1 чина камер-юнкера в 1834 году, когда Пушкину было уже 35 лет (подобного чина, как правило, удостаивались юноши, которым отводилась роль придворных пажей). В стихотворении автор доносит до читателя мысль, что убийство поэта — это неизбежное следствие его давнего и одинокого противостояния «свету».

Во второй части создан образ светского общества как некоего замкнутого круга, от которого нет спасения. Оно состоит из людей подлых и жестоких, способных на обман, предательство и коварство. Автор развивает романтический мотив противостояния героя и толпы. Конфликт этот неразрешим, трагедия неизбежна.

Михаил Лермонтов открыто говорит о лицемерии людей, которые при жизни унижали Поэта, а после его смерти надели маску скорби. Тут же присутствует намек на то, что гибель Пушкина была предопределена — «судьбы свершился приговор». По преданию, смерть на дуэли Пушкину ещё в юности предсказала гадалка и даже в точности описала внешность того, кто сделает роковой выстрел.

Но Лермонтов этим упоминанием вовсе не оправдывает Дантеса, справедливо полагая, что на его совести остаётся гибель гениального русского Поэта. Однако люди, которые разжигали конфликт между Пушкиным и Дантесом, хорошо отдавали себе отчёт в том, что на кон поставлена жизнь человека, успевшего прославить русскую литературу. Поэтому именно их Лермонтов считает истинными убийцами
Поэта. Вторая часть заметно отличается от первой настроением и стилем. В ней главной выступает скорбь о преждевременной смерти Поэта. Лермонтов даёт волю глубоко личному чувству любви и боли.

Третья часть, последние шестнадцать строк стихотворения, — это гневное обвинение, перерастающее в проклятие, Перед нами монолог с риторическими вопросами и восклицаниями, в котором проявляются черты сатиры, памфлета. И этот монолог можно назвать продолжением неравного поединка — одного против всех.

Светская «толпа» обличается трижды: в начале, ближе к концу стихотворения и в последних строках. К фигуре непосредственного убийцы автор обращается лишь один раз. Описывая убийцу Поэта, Лермонтов даёт точные приметы Дантеса:
… издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На Ловлю счастья и чинов
3аброшен к нам по воле рока …

Чужестранец, не знавший русского Языка и презрительно относившейся к стране, в которой жил, не задумываясь, выстрелил в Поэта. Лермонтов, используя приём антитезы, противопоставляет Поэта убийце: у того «пустое сердце», он, «подобный сотням беглецов », Охотник за счастьем и чинами, презирающий чужую культуру и обычаи.

Вся последняя часть звучит как политическая декламация. Лермонтов предрекает палачам Поэта гибель и выносит им страшный приговор:
и вы не Смоете всей вашей чёрной кровью Поэта праведную кровь! Важно, что Поэт — это не только Пушкин. Оплакивая Пушкина, Лермонтов размышляет о судьбе Поэта в обществе. Лермонтов уверен, что Пушкин погиб не от пули, а от равнодушия и презрения общества. При написании этих строк Михаил Юрьевич даже не подозревал, что сам погибнет так же на дуэли — всего через несколько лет.

Средства художественной выразительности, которые выбирает Лермонтов, ПОмогают ему передать пафос стихотворения, выразить возмущение и гнев в адрес убийц и горечь личной потери. Вот какие эпитеты найдены для этого: свободный, смелый дар; пустое сердце; дивный гений; миг кровавый; глухая ревность; чёрна» кровь; жалкий лепет; коварный шёпот; ничтожные клеветники.

Лермонтов использует сравнения: Поэт « угас, как светоч»; увял, как «торжественный венок»; погиб, «как тот певец … воспетый им … » (сравнение с Ленским — персонажем из романа в стихах «Евгений Онегин»). Можно отметить также перифразы (Угас …дивный гений, / Увял торжественный венок), метафоры (на ловлю счастья и чинов; Свободы, Гения и Славы палачи; жалкий лепет оправданья; злобно гнали … дар; И прежний сняв венок — они венец терновый, / Увитый лаврами, надели на него); ассонансы (поникший гордой головой) и аллитерации
(пал оклеветанный молвой).

В стихотворении много риторических вопросов. Такие вопросы ставятся не для того, чтобы получить на них ответ, а чтобы заострить внимание: «Зачем … / Вступил он в этот свет завистливый и душный / Для сердца вольного и пламенных страстей? / Зачем он
руку дал клеветникам ничтожным, / Зачем поверил он словам и ласкам ложным, / Он, с юных лет постигнувший людей?».

В этих строчках использован и другой стилистический приём — параллелием, то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, что придаёт поэтической речи особую выразительность. Не случайно повторение слова зачем в начале предложений. Этот приём, называемый анафорой, также усиливает эмоциональность.

3.9 / 5. 7

29 января 1837 года скончался Пушкин. Известие о его гибели потрясло Лермонтова, и на сле­дующий же день он написал стихотворение «На смерть поэта», а через неделю - заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучива­лось наизусть. Жанр - лирическое стихотворение, соединяющее черты элегии (первая часть) и сатиры (последние 16 строк).

Стихотворение «Смерть поэта» написано под непосредственным впечатлением от смерти Пуш­кина. Но хотя речь идет о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует про­исшедшее как проявление вечной борьбы добра, света со злом и жестокостью. Таким образом, судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще. Основные темы стихотворения - кон­фликт поэта и толпы, божественный дар и обреченность на гибель. Стоит обратить внимание на неоднозначность словосочетания «невольник чести». Обычно в связи с ним говорят о биографи­ческих подробностях смерти Пушкина, но в лермонтовском понимании, видимо, речь идет не столько о светской чести, сколько о чести поэта, не способного изменить своей правде, своему данному свыше дару.

Композиция . В первой строфе изображен романтический образ Поэта. Ключевое слово второй строфы - «убийца». Его образ совершенно лишен романтической приподнятости. Он не против­ник, не неприятель, не дуэлянт, он - именно убийца. В связи с этим смерть Поэта мыслится как провидение, как «перст Судьбы»: у убийцы «пустое сердце», он заброшен к нам «по воле рока», это не столько конкретное лицо, сколько исполнитель «приговора судьбы».

Следующая часть стихотворения (23 строки) - элегия, наполненная отсылками к пушкинским произведениям. «Сраженный, как и он, безжалостной рукой» - аналогия с Ленским; «Зачем от мирных нег...» - перекличка с пушкинским «Андреем Шенье». Вторая часть наполнена ан­титезами, иллюстрирующими невозможность понимания между поэтом и «светом», толпой. В первой части автор взывал к толпе, теперь обращается к поэту. Конец пятой строфы переклика­ется с первой: «жажда мести» - «жажда мщенья», «оклеветанный молвой» - «коварный шепот насмешливых невежд», «угас светоч» - «приют певца угрюм...».

В заключительной части стихотворения (последние 16 строк) Лермонтов открыто называет истинных виновников гибели Пушкина. Его погубили «надменные потомки известной подлостью прославленных отцов».

Для Лермонтова Пушкин был подобен кумиру, с которым он желал познакомиться поближе. Но смерть поэта стала неожиданностью и потрясением для Лермонтова. В отчаянии он пишет стихотворение на смерть поэту, которое посвящает Пушкину.

Смерть поэта: анализ кратко

В своей работе Михаил Юрьевич Лермонтов пишет о несправедливой смерти великого писателя. Но не только Дантеса винит он в кончине своего кумира. Здесь виновно общество в целом, которое клеветало, не принимало и обвиняло писателя. Лермонтов пишет, что восстал Пушкин против света, который ради потехи только раздувал пожар и насмехался, воспринимая любое оскорбление в свою сторону как развлечение. И вот, без утайки, прямым текстом Лермонтов заявляет о лицемерии общества, которое унижало писателя при его жизни, а после смерти наиграно скорбело. Он задает риторический вопрос, вопрошая, к чему их рыдания и жалкий лепет. Обращался поэт в стихе Смерть поэта и к Дантесу. У него не дрогнула рука, и он хладнокровно нажал на курок пистолета. Поэт пишет, что убийцу забросил рок, сам же Дантес не мог понять на что он руку поднимал. Но дело сделано, поэт убит и теперь тесен его приют, а на устах печать.

Работая над стихотворения Лермонтова, мы знакомимся со второй частью. Здесь писатель обращается с гневной тирадой к потомкам, чьи отцы прославлены. Они стоят сейчас у трона, подобно палачам, которым не страшны законы. Но если земные законы над ними не властны, поэт напоминает, что есть еще и Верховный, высший Божий суд. Этот суд не подчиняется злату, и всем виновным придется расплатиться за смерть поэта, и как пишет Михаил Лермонтов, своей черной кровью им не смыть праведную кровь.

История создания

Возвращаясь к истории написания стихотворения, невольно обращаешься во времена, когда прозвучал роковой выстрел, который забрал жизнь Пушкина на дуэли. Эта нелепая смерть настолько сильно потрясла Лермонтова, что он тут же пишет свое знаменитое стихотворение. Работа начала быстро распространяться среди просвещенной молодежи, чему поспособствовал друг Лермонтова Раевский. Но так случилось, что была написана лишь первая часть стихотворения. Вторую же часть писатель дописывает позже, когда в обществе стали защищать Дантеса и клеветать на Пушкина. Тогда Лермонтов дополняет стихотворение Смерть поэта, в которой критикует тех, кто осмелился на клевету. За это Лермонтов был отправлен в ссылку, но я считаю, что свою миссию он осуществил.

Жанр и идея

Стихотворение М. Лермонтова Смерть поэта можно разделить на две части, где первая по жанру напоминает больше элегию, а вот вторая часть написана в жанре сарказма.

Создавая свой стих, Лермонтов преследует цель обличить общество, его нравы, указать на его невежество, и на то что не способно оно оценить по-настоящему талантливого, искреннего и великого человека в лице Пушкина. Писатель в своей работе показывает противостояние поэта толпе и черни и это ему прекрасно удается.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!