Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Организация и осуществление валютных операций. О порядке проведения валютных операций Порядок совершения валютных операций

Валютные операции – это все операции, которые связаны с переходом прав на валютные ценности. Кроме того, законодательство РФ относит к валютным операциям также ведение отечественными финучреждениями рублёвых счетов нерезидентов.

Осуществление валютных операций и их виды

Порядок организации валютных операций в РФ определяется положениями ФЗ «О валютном регулировании и о валютном контроле». Этот закон предусматривает, что в России осуществление валютных операций доступно как финансово-кредитным учреждениям, так и участникам внешнеэкономических торговых отношений.

Операции в иностранной валюте делят на 2 группы:

  • текущие –предоставление займов сроком от полугода и международные переводы (расчёты с поставщиками, выплата зарплаты, алиментов, процентов по займу, доходов по депозитам, инвестициям и прочим связанным с движением капитала операциям).
  • связанные с движением капитала – портфельные и прямые инвестиции, ссуды сроком от 6 мес., иные валютные операции, которые не входят в группу текущих.

Осуществление текущих валютных операций резидентами возможно без каких-либо особых ограничений. Но существуют лимиты на вывоз из страны иностранной валюты.

Осуществление валютных операций , связанных с движением капитала, проводится с учётом требований . Последний строго контролирует вывоз капитала из страны, выдавая разрешение на организацию валютных операций подобного рода только отечественным банкам с соответствующей лицензией.

При осуществлении валютных операций финучреждения обязаны страховать ввозимые и вывозимые ценности от всех возможных рисков, которые могут иметь место на протяжении пути между кассой отечественного банка и хранилищем зарубежной кредитной организации.

Организация валютных операций

Как мы уже отмечали, принципы осуществления валютных операций разного рода в РФ, как и порядок их организации, регулируются федеральным законодательством. Организация валютных операций в первую очередь возложена на коммерческие банки, которые в своей деятельности руководствуются указаниями Банка России.

Порядок организации валютных операций (перевоза, ввоза, пересылки инвалюты), а также условия и возможность открытия россиянами счетов в банках-нерезидентах – все это определяется нормативными документами ЦБ России. Он также устанавливает лимиты открытых валютных позиций уполномоченных банков – соотношение между обязательствами и требованиями финучреждений в инвалюте.

Организация валютных операций, сопровождающаяся нарушением норм и требований ЦБ РФ, карается финансовыми санкциями – внушительными штрафами.

Документы для платежей

▼ Обязанность представления документов
▼ Перечень документов
▼ Требования к документам для валютных операций
▼ Сроки представления документов
▼ Срок хранения документов резидентами
▼ Штраф за нарушение до 55 000 руб., повторное до 165 000 руб.

Обязанность представлять документы для проведения платежей

Пункт 2.1 Инструкции ЦБ № 138-И:

2.1. Резидент при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, представляет в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) (далее - уполномоченный банк, за исключением прямого указания на филиал уполномоченного банка) одновременно следующие документы:

справку о валютных операциях;

документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.

Однако в соответствии с п. 1.6 Инструкции ЦБ № 138-И, эти положения не распространяются на валютные операции, совершаемые физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и не занимающиеся частной практикой.


Перечень документов для проведения валютных операций

Часть 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173 "О валютном регулировании и валютном контроле":

4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

Эти требования предусмотрены частью 5 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

5. Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 № 90-ФЗ)

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Пункт 1.3 Инструкции ЦБ № 138-И:

Порядок оформления (заверения) копий документов, связанных с проведением валютных операций, может быть согласован уполномоченным банком с резидентом.

Сроки представления документов

Пункт 2.3 Инструкции ЦБ № 138-И:

2.3. Справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки (за исключением случаев, установленных пунктами 2.5 - 2.9 настоящей Инструкции):

при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет;

при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте - одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты.


Срок хранения документов резидентами

Пункт 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

«6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов -

(в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 № 311-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 29.06.2015 № 181-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 16.11.2011 № 311-ФЗ)

6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней -

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 16.11.2011 № 311-ФЗ)

6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней -

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

(часть 6.3 введена Федеральным законом от 16.11.2011 № 311-ФЗ)».

6.4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, за исключением случаев повторного совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, -

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере десяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Принципиально важное значение имеет законодательное разграничение валютных операций на два основных вида:

текущие валютные операции;

валютные операции, связанные с движением капитала.

Текущие валютные операции -- это:

  • а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;
  • б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
  • в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

r) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Валютные операции, связанные с движением капитала:

  • а) прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия в целях извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
  • б) портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;
  • в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны ее местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на, недвижимость;

r) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

  • д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
  • е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Разделение валютных операций на два типа -- дань их влиянию на экономические процессы.

Текущие операции направлены на обслуживание экспортно-импортных торговых операций (их оплату, в том числе и получение кредитов для этих целей), а также на обеспечение перемещения валютных средств граждан, работающих или проживающих за рубежом (пенсии, переводы и т.д.).

Валютные операции, связанные с движением капитала, как явствует из самого названия, означают вложения российского капитала в иностранную экономику, а также ввоз иностранного капитала в страну. И тот и другой процесс могут иметь негативные последствия для отечественной экономики (как в форме оттока капитала, так и в форме установления иностранного контроля за различными сферами национальной экономики).

Как следствие этого, резиденты осуществляют текущие валютные операции без ограничений, а операции второго типа подлежат достаточно жесткому контролю со стороны государства, в лице его соответствующих органов.

Закон о валютном регулировании и валютном контроле дает определение понятия «уполномоченные банки», под которыми подразумеваются банки и другие кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка РФ на проведение валютных операций. Лицензии на проведение операций с иностранной валютой выдаются коммерческим банкам и другим кредитным учреждениям как правило через год после начала их работы. Покупка и продажа иностранной валюты в РФ производится только через уполномоченные банки. Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться как непосредственно между уполномоченными банками, так и через валютные биржи.

Сделки купли-продажи иностранной валюты, заключенные в нарушение этих норм, являются недействительными.

Валютные ограничения. Под валютными ограничениями подразумеваются законодательное или административное запрещение, лимитирование или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства или крупных предпринимателей. Введение валютных ограничений может диктоваться как экономическими, так и политическими мотивами. В целом же минимизация вторжения государства в валютные отношения, развитие экономической свободы всегда означает уменьшение валютных ограничений.

Законодательство зарубежных государств знает немало разновидностей валютных ограничений, к числу которых можно, например, отнести:

централизацию валютных операций в центральных банках;

лицензирование валютных операций;

полное или частичное блокирование валютных счетов;

обязательную продажу валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному или уполномоченным банкам;

ограничения обратимости валют и т.д.

Валютные ограничения могут применяться как по текущим валютным операциям, так и по операциям, связанным с движением капитала.

Законодательные ограничения операций с валютными ценностями -- одна из форм валютной политики Российской Федерации. Одним из объектов валютных ограничений являются валютные права предприятий и населения.

Так, деятельность предприятий-экспортеров регулируется в 1990-х годах с помощью экспортных лицензий, а также экспортно-импортных тарифов. Экспортные лицензии рассматриваются как средство сдерживания вывоза сырья и топлива из страны. А импортные тарифы -- как средство снизить конкуренцию зарубежных товаров против товаров, производимых отечественной промышленностью.

Одним из валютных ограничений является обязательная продажа части экспортной валютной выручки на внутреннем рынке.

В процессе осуществления движения капиталов и кредитов предприятия России имеют право покупать ценные бумаги и получать кредиты за рубежом лишь с разрешения Центрального банка РФ.

В отношении физических лиц валютным ограничением является запрет вывоза, ввоза и пересылки за границу гражданами России наличной национальной валюты на сумму свыше 100 млн. рублей. Вывоз иностранной валюты сверх суммы в 500 долларов США допускается при наличии справки уполномоченного банка.

Одним из важных валютных ограничений является официальное запрещение обращения и использования иностранных валют в качестве платежного средства. С января 1993 г. реализация гражданам на территории России товаров, работ и услуг за иностранную валюту разрешается только магазинам, имеющим лицензию Центрального банка, который определяет перечень реализуемых товаров и услуг. Эта мера направлена на борьбу с «долларизацией» экономики.

В качестве определенного смягчения валютных ограничений можно назвать предоставленное гражданам право открывать валютные счета в банках, а также продавать и покупать иностранную валюту в обменных пунктах уполномоченных банков. Иностранным фирмам и гражданам (нерезидентам) разрешено открывать счета в рублях в банках России, что является формой допущения нерезидентов на внутренний валютный рынок России.

В процессе развития валютного рынка в стране начался поиск оптимальных вариантов распределения валютной выручки от внешнеэкономических операций между государством и конкретными предприятиями-собственниками экспортной продукции. Формой такого распределения стало законодательное установление обязательной продажи части валютной экспортной выручки на внутреннем валютном рынке.

В последующие годы был принят ряд правовых актов, вносивших существенные изменения в регулирование рассматриваемого вопроса. На сегодняшний день основным правовым актом по данному вопросу является

Инструкция ЦБР от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (утв. приказом ЦБР от 29 июня 1992 г. N 02-104 А) (с изм. и доп. от 15 сентября, 31 декабря 1992 г., 28 июня 1993 г., 5 апреля, 21 июня, 29 июля 1994 г., 16, 26 июня 1995 г., 17 июля 1997 г., 11 сентября, 7, 31 декабря 1998 г., 13 января, 18 июня 1999 г.).

Отметим наиболее важные моменты указанного правового акта:

  • 1. Предприятия независимо от форм собственности, включая предприятия с участием иностранных инвестиций, осуществляют обязательную продажу 50 процентов валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.
  • 2. Продажа осуществляется через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля.
  • 3. При осуществлении обязательной продажи предприятия могут продать иностранную валюту через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах, а также по согласованию с Департаментом иностранных операций Банка России, -- в Валютный резерв Банка России.
  • 4. В инструкции дается перечень поступлений в иностранной валюте от нерезидентов, не подлежащих обязательной продаже. В него, в частности, входят:

поступления в качестве взносов в уставный капитал, а также доходы, полученные от участия в капитале;

поступления в виде привлеченных кредитов, депозитов, вкладов, а также суммы, поступающие в погашение предоставленных кредитов (депозитов, вкладов), включая начисленные проценты;

поступления в виде пожертвований на благотворительные цели;

другие поступления.

5. Установлен порядок обязательной продажи предприятиями части экспортной выручки. Он может быть представлен в следующем, несколько упрощенном виде.

Все поступления предприятий в иностранной валюте подлежат зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в Российской Федерации, если иное не разрешено Центральным банком РФ.

Каждому предприятию открываются параллельно два счета в уполномоченном банке:

транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте;

текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении предприятия после обязательной продажи экспортной выручки.

Таким образом, все валютные поступления предприятия зачисляются на транзитный валютный счет. По поручению предприятия 50 процентов валютной выручки продается на внутреннем валютном рынке, а остальные средства перечисляются на второй -- текущий валютный счет предприятия. Отсюда и название первого счета -- транзитный.

В результате реализации рассмотренного Указа, увеличивается предложение иностранной валюты на валютном рынке России, формируются валютные резервы Банка России. В то же время 50 процентов экспортной выручки остается в распоряжении предприятий и идет на формирование их валютных фондов. Следует отметить, что некоторые правовые акты устанавливают льготы при обязательной продаже части экспортной выручки или даже полностью освобождают от нее. Так, Указом Президента РФ от 27 июня 1994 г. СЗ РФ. 1994. №10. Ст. 1114. от обязательной продажи части валютной выручки освобождены федеральные учреждения и организации культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, цирковых предприятий и организаций.

За нарушение порядка зачисления валютной выручки хозяйствующие субъекты подвергаются штрафу, налагаемому Государственной налоговой службой РФ, в размере всей сокрытой выручки в валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа. Согласно Письму Госналогслужбы РФ от 27 августа 1993 г. «О применении штрафных санкций за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации» под сокрытой выручкой следует понимать выручку, не зачисленную на счета в уполномоченных банках, независимо от отражения ее в бухгалтерском учете хозяйствующего субъекта, если иное не разрешено Центральным банком РФ. Вскрытие же нарушений валютных операций возможно в процессе осуществления валютного контроля.

Банки проводят широкий круг операций и сделок на валютном рынке: обслуживают валютные счета клиентов (резидентов и нерезидентов), выдают валютные кредиты, заключают сделки по покупке и продаже валюты на межбанковском рынке, а также с другими юридическими лицами, являются агентами государственного валютного контроля .

Принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства в настоящее время регулируется Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ. .

Банк России - основной орган валютного регулирования в РФ. Он определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, проводит все виды валютных операций, устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в России операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ.

Банки, проводящие валютные операции, в целях снижения валютных рисков должны соблюдать лимит открытой валютной позиции (ОВП), т. е. поддерживать на определенном уровне разрыв между суммами своих требований и обязательств в валюте.

1) Особенности операции «спот»

Базой для проведения операций «спот», оказывающих исключительное влияние на валютную позицию, служат корреспондентские отношения между банками. Валютные операции «спот» составляют примерно 90% всех валютных сделок. Главными целями их проведения являются:

ь обеспечение потребностей клиентов банка в иностранной валюте;

ь перевод средств из одной валюты в другую;

проведение спекулятивных операций .

Банки используют операции «спот» для поддержания минимально необходимых рабочих остатков в иностранных банках на счетах «Ностро» для уменьшения излишков в одной валюте и покрытия потребности в другой валюте. С помощью этого банки регулируют свою валютную позицию в целях избежания образования непокрытых остатков на счетах.

Проведение валютных сделок и минимизация рисков требует определенной подготовки (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Стадии проведения валютных сделок

При сделках «спот», день, в который завершаются расчеты по той или иной валютной сделке, называется «дата валютирования» и используется как защита от риска. Международные платежи не могут совершаться в воскресенье, праздник или нерабочий день. То есть расчеты должны производиться в рабочий день обеих стран. В российских банках по каждой иностранной валюте открытая валютная позиция определяется отдельно (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Определение валютной позиции

Последовательность действий

Валютные позиции уполномоченного банка переводятся в рублевый эквивалент по действующим на отчетную дату официальным обменным курсам рубля, которые устанавливаются ЦБ РФ

Пассивное сальдо указывается со знаком минус, обозначая короткую открытую валютную позицию; активное сальдо указывается со знаком плюс, обозначая длинную открытую валютную позицию

Для подсчета открытой валютной позиции в рублях определяется разность между абсолютной величиной суммы всех длинных открытых валютных позиций в рублях и абсолютной величиной суммы всех коротких открытых валютных позиций в рублях

Сравнение суммарных величин, они должны быть равны.

С целью ограничения валютного риска уполномоченных банков ЦБ РФ устанавливаются следующие лимиты открытых валютных позиций:

ь по состоянию на конец каждого операционного дня суммарная величина всех длинных (коротких) открытых валютных позиций не должна превышать 30% от собственных средств (капитала) уполномоченного банка;

ь по состоянию на конец каждого операционного дня длинные (короткие) открытые валютные позиции по отдельным иностранным валютам и российским рублям не должны превышать 15% от собственных средств (капитала) уполномоченного банка.

Уполномоченными банками, имеющими филиалы, самостоятельно устанавливаются сублимиты на открытые валютные позиции головного банка и филиалов .

  • 1) Текущие валютные операции (см. приложение 2) .
  • 2) Валютные операции, связанные с движением капитала (см. приложение 2) .

Умение различать валютные операции, классифицировать их, а также владение принципами и методами их проведения, являются неотъемлемой частью знаний для деятельности на валютном рынке, но без правовых основ проведения валютных операций в РФ, которые будут рассмотрены в следующей главе, будет сложно грамотно и рационально организовывать и проводить валютные операции.

Валютные операции (лат. operatio - действие) представляют собой дей­ствия по организации и управлению денежными отношениями, возни­кающими при движении валюты и ценных бумаг в валюте.

Валютные операции осуществляют банки, имеющие статус уполно­моченного банка. Уполномоченный банк - это банк, получивший от Центрального банка Российской Федерации лицензию на право прове­дения операций с иностранной валютой.

Юридические и физические лица, осуществляющие операции с ино­странной валютой, подразделяются на резидентов (лат. residens (resi - dentis) - сидящий, пребывающий) и нерезидентов.

В соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1992 г. № 3615-1 «О ва­лютном регулировании и валютном контроле» к резидентам относятся:

1. Физические лица, имеющие постоянное место жительства в Рос - сийской Федерации, в том числе временно находящиеся за пре­делами РФ.

2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодатель­ством РФ, с местонахождением в РФ.

3. Предприятия и организации, не являющиеся юридическими ли­цами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с мес­тонахождением в РФ.

4. Дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ.

5. Находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов, указанных в п. 2 и 3.

Нерезидентами являются:

1. Физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, в том числе временно нахо­дящиеся в РФ.

2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодатель­ством иностранных государств, с местонахождением за предела­ми РФ.

3. Предприятия и организации, не являющиеся юридическими ли­цами, созданные в соответствии с законодательством иностран­ных государств, с местонахождением за пределами РФ.

4. Находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные офи­циальные представительства, а также международные организа­ции, их филиалы и представительства.

5. Находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов, указанных в п. 2 и 3.

Валютные операции могут быть связаны как с денежными платежа­ми (расчеты, трансферт и т. п.), так и с движением капитала (лизинг, кредит и др.). Капитал - это , пущенные в оборот и приносящие доход от этого оборота. Движение валютного капитала означает вложе­ние инвестором валюты в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.

К валютным операциям относятся:

♦ операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валю­ты и платежных документов в иностранной валюте;

♦ ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пе­ресылка из РФ валютных ценностей;

♦ осуществление международных денежных переводов.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностран­ной валюте можно разделить на две группы:

1. Текущие валютные операции.

2. Валютные операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

А) переводы в РФ и из РФ валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

Б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не бо­лее 180 дней;

В) переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, свя­занным с движением капитала;

Г) переводы нетоварного характера в РФ и из РФ, включая перево­ды сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а так­же другие аналогичные операции.

К валютным операциям, связанным с движением капитала, относят­ся:

А) прямые инвестиции, т. е. вложения в уставной капитал предприя­тия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

Б) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;

В) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по зако­нодательству страны его местонахождения к недвижимому иму­ществу, а также иных прав на недвижимость;

Г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг);

Д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

Е) все другие валютные операции, не являющиеся текущими валют­ными операциями.

Текущие валютные операции осуществляются без ограничения.

Банк России регулирует текущие операции двумя способами:

1. Путем ограничения применения таких форм расчетов, как чеки, векселя, а также требованием предоставления гарантий в форме аванса или предоплаты.

2. Жестким контролем за соблюдением периода времени по сдел­кам в 180 дней. При просрочке по текущим операциям срока в 180 дней применяются штрафные санкции.

При импорте товаров начальной датой сделки является дата отгруз­ки. Датой отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к пере­возке) считается дата транспортного документа или дата на штемпеле, удостоверяющем принятие к перевозке, или дата отметки о погрузке на борт в зависимости от того, какая из них более поздняя. При этом сле­дует учитывать, что в случае выдачи нескольких транспортных доку­ментов (от разных дат и / или из разных портов отгрузки) при отгрузке товаров на одном и том же судне одним и тем же рейсом датой отгрузки считается дата последнего транспортного документа.

При экспорте товаров начальной датой сделки является дата тамо­женного оформления каждой отдельной отгрузки. При этом срок учи­тывается по каждой отдельной отгрузке.

Моментом исполнения обязательства по сделке является день по­ступления валютных средства на счет экспортера.

Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществля­ются в соответствии с инструкциями, письмами и другими норматив­ными актами и оперативными документами Банка России.

ЦБ РФ письмом от 14 октября 1999 г. № 93-П утвердил Положение «О порядке проведения отдельных валютных операций», согласно кото­рому резиденты осуществляют исключительно в рублях такие опера­ции, как:

♦ возврат нерезиденту кредита (займа), ранее предоставленного ре­зиденту нерезидентом в рублях;

♦ возврат нерезиденту авансового платежа (предоплаты), ранее уплаченного по сделке резиденту нерезидентом в рублях;

♦ возврат нерезиденту денежных средств из общего имущества по договору простого товарищества (договору о совместной дея­тельности), одним из участников которого является резидент, если вклад по договору простого товарищества (договору о со­вместной деятельности) был внесен нерезидентом в рублях;

♦ возврат нерезиденту из доверительного управления денежных средств, переданных нерезидентом в доверительное управление резиденту в рублях;

♦ уплата нерезиденту процентов, неустойки, комиссионных и иных платежей, предусмотренных условиями вышеуказанных сделок.

Указанные выше операции в рублях осуществляются нерезидентами через рублевые счета, открытые нерезидентам уполномоченными банками.

Нерезиденты осуществляют исключительно в иностранной валюте следующие валютные операции:

♦ возврат резиденту кредита (займа), ранее предоставленного не­резиденту резидентом в валюте;

♦ возврат резиденту авансового платежа (предоплаты), ранее упла­ченного по сделке нерезиденту резидентом в валюте;

♦ возврат резиденту денежных средств из общего имущества по договору простого товарищества (договору о совместной дея­тельности), одним из участников которого является нерезидент, если вклад по договору простого товарищества (договору о со­вместной деятельности) был внесен резидентом в валюте;

♦ возврат резиденту из доверительного управления денежных средств, переданных резидентом в доверительное управление нерезиденту в валюте;

♦ уплату резиденту процентов, неустойки, комиссионных и иных платежей, предусмотренных условиями вышеуказанных сделок.

Основным органом валютного регулирования в Российской Феде­рации является Банк России, который:

♦ определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валю­ты и ценных бумаг в валюте;

♦ издает нормативные акты для исполнения их резидентами и не­резидентами;

♦ проводит все виды валютных операций;

♦ устанавливает все правила проведения резидентами и нерезиден­тами валютных операций, а для нерезидентов - операций с руб­лем и ценными бумагами в рублях;

♦ устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересыл­ки в РФ валюты и ценных бумаг в валюте, принадлежащих рези­дентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в валюте в банках за пределами Российской Федерации;

♦ устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и кре­дитным организациям на осуществление валютных операций и выдает лицензии;

♦ устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

♦ готовит и публикует статистику валютных операций РФ по при­нятым международным стандартам.

Уполномоченные банки, подотчетные банку России, выполняют фун­кции агента валютного контроля .

Основными направлениями валютного контроля являются:

1. Определение соответствия проводимых валютных операций дей­ствующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений.

2. Проверка выполнения резидентами обязательств в валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты не внутреннем валютном рынке России

3. Проверка обоснованности платежей в валюте.

4. Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валют­ным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях (т. е. в валюте Российской Федерации).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!