Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Виды валютных операций и общий порядок их совершения. Порядок совершения валютных операций Порядок совершения валютных операций

Публикация

Главным законодательным документом валютного контроля является инструкция банка России 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением". Документы валютного контроля - это паспорт сделки, справка о валютных операция, справка о подтверждающих документах.

Паспорт сделки

Паспорт сделки (далее ПС) - это обязательный документ, который должен оформляться при проведении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Для открытия ПС необходимо обратиться в банк, через который будут проходить расчеты по контракту (или их часть). Если все расчеты идут через счета, открытые в банке за пределами территории РФ (банке-нерезиденте), то ПС нужно оформлять через территориальное учреждение Банка России юридическому адресу организации.

При этом у банка нет обязанности информировать о необходимости оформления ПС, обязанность по его оформлению возлагается на резидента.

ПС необходимо открыть если одновременно выполняются следующие условия:

1. Между резидентом и нерезидентом есть согласованный контракт, предварительный договор, предложение о заключении договора (оферта), либо проект договора, который предусматривает:

  • осуществление валютных операций, связанных с расчетами через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках-нерезидентах;
  • продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанных с продажей (приобретением) на и за пределами территории РФ горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от их вида и назначения в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки;
  • выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  • передачу движимого и (или) недвижимого имущества по договору аренды, финансовой аренды (лизинга)
  • получение или предоставление денежных средств в виде кредита (займа), возврат денежных средств по кредитному договору (договору займа), а также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа) (за исключением договоров (контрактов (соглашений), признаваемых законодательством Российской Федерации разновидностью займа или приравненных к займу).
2. Сумма обязательств по договорам равна или превышает в эквиваленте 50000 долларов США.

Для того чтобы открыть ПС, необходимо предоставить в банк один экземпляр ПС по форме 1 (или по форме 2 для кредитных договоров) в соответствии с приложением 4 к Инструкции 138-И Банка России, а также договор либо выписку из контракта, содержащую информацию, необходимую для оформления ПС. Если представляется лишь проект договора, то в срок не позднее 15 рабочих дней с даты подписания договора его нужно представить в банк.

Банк принимает на обслуживание контракт и оформляет по нему ПС, либо отказывает в принятии на обслуживание контракта и оформлении по нему ПС в срок, не превышающий три рабочих дня после даты представления. Отказать банк может в случае несоответствия данных, указанных в заполненной форме ПС, сведениям и информации, которые содержатся в предоставленном и (или) иных документах и информации, если форма ПС заполнена с нарушением требований, установленных Инструкцией, а также в случае непредставления резидентом в уполномоченный банк документов и информации, указанных в пункте 6.6 Инструкции 138-И Банка России, в том числе представления неполного комплекта документов, неполной информации, недостоверных документов (информации). ПС считается оформленным после присвоения ему банком номера, проставления даты оформления и подписи ответственного лица. Оформленный ПС не позднее двух рабочих дней после даты его оформления направляется банком резиденту. По каждому договору оформляется один паспорт сделки.

Сроки представления в банк информации для открытия ПС устанавливается в зависимости от того, какое из указанных ниже исполнений обязательств по контракту начнется раньше, но не позднее следующих сроков:

Оп ерация Сроки открытия ПС
Зачисление/списание иностранной валюты или валюты Российской Федерации Не позднее срока представления СВО
Проведение валютной операции по контракту, в котором не определена сумма обязательств Не позднее срока представления СВО при проведении той валютной операции, в результате которой расчеты по контракту превысят, либо будут равны 50 000 USD
Исполнение обязательств по контракту посредством вывоза с территории РФ или ввоза на территорию РФ товаров в случае наличия в нормативных правовых актах в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров Не позднее даты подачи декларации на товары, документа, используемого в качестве декларации на товары или заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара)
Исполнение обязательств по контракту посредством вывоза с территории РФ или ввоза на территорию РФ товаров в случае отсутствия в нормативных правовых актах в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров Не позднее срока для представления СПД
Исполнение обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них Не позднее срока для представления СПД

В каких случаях и как переоформить ПС?

Переоформить ПС нужно, если:

Для переоформления ПС в банк направляется заявление о переоформлении ПС, а также документы и информация, на основании которых вносятся изменения. В заявлении необходимо указать:

  • сведения о резиденте;
  • реквизиты ПС;
  • раздел ПС, в который вносятся изменения;
  • содержание изменений;
  • информацию о документах, которые являются основанием для переоформления ПС;
  • дату подписания резидентом заявления о переоформлении ПС.
После представления заявления о переоформлении ПС, а также документов и информации, которые необходимы для переоформления ПС, банк проверяет заявление, полноту представленных документов, наличие и соответствие оснований для переоформления ПС и принимает решение о переоформлении ПС либо об отказе в переоформлении ПС. При принятии заявления о переоформлении ПС банк вносит необходимые изменения в соответствующий раздел ранее оформленного ПС, который ведется в электронном виде. Переоформленный ПС подписывается ответственным лицом и не позднее двух рабочих дней после даты переоформления направляется банком резиденту. При переоформлении паспорта сделки сохраняется его номер и все реквизиты, которых не коснулись изменения (Пункт 8.7 Инструкции 138-И Банка России).

Как закрыть паспорт сделки?

Закрытие ПС производится в следующих случаях:

  • при переводе из одного банка в другой в связи с переводом контракта на обслуживание в другой уполномоченный банк, а также при закрытии резидентом всех расчетных счетов в банке ПС;
  • при исполнении сторонами всех обязательств по контракту;
  • при уступке резидентом требования по контракту другому лицу – резиденту, либо при переводе долга резидентом по контракту на другое лицо - резидента;
  • при уступке резидентом требования по контракту нерезиденту;
  • при исполнении (прекращении) обязательств по контракту по иным, не указанным выше, основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
  • при прекращении оснований, требующих оформления ПС, в том числе вследствие внесения соответствующих изменений или дополнений в контракт, а так же в случае если ПС был ошибочно оформлен при отсутствии в контракте оснований, требующих его оформления.
Для закрытия ПС в банк необходимо предоставить заявление о закрытии ПС. В одном заявлении можно сообщить о закрытии нескольких ПС. Форма заявления о закрытии не утверждена Инструкцией, в ней указаны только обязательные сведения. Так что можно либо попросить образец в своем банке, либо написать заявление в свободной форме, указав в нем все обязательные сведения, перечисленные в п.7.2 Инструкции-138-И Банка России. Также нужно предоставить документы, состав которых зависит от причины закрытия ПС:
  • документы, подтверждающие уступку требования по контракту другому лицу - резиденту либо перевод долга по контракту на другое лицо – резидента;
  • справку о подтверждающих документах и документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту;
  • документы, свидетельствующие об отсутствии (прекращении) оснований, требующих оформления ПС.
Банк в срок, не превышающий три рабочих дня после даты представления резидентом заявления о закрытии ПС и документов, необходимых для закрытия, проверяет заявление о закрытии ПС, полноту представленных документов, соответствие основания закрытия ПС сведениям, содержащимся в представленных документах и иной информации, имеющейся в банке, и принимает решение о закрытии либо об отказе в закрытии ПС.

При принятии решения о закрытии ПС банк не позднее двух рабочих дней после даты его закрытия передает резиденту на бумажных носителях закрытый ПС и сформированную на дату закрытия ведомость банковского контроля, и по желанию резидента ПС и ведомость банковского контроля в электронном виде. В случае перевода ПС из одного банка в другой, банк передает резиденту на бумажных носителях экземпляр закрытого ПС и два экземпляра сформированной на дату закрытия ПС ведомости банковского контроля, а также ПС и ведомость банковского контроля в электронном виде, для последующего представления организацией в другой уполномоченный банк, в котором будет осуществляться обслуживание контракта. ПС считается закрытым с даты, указанной банком в разделе № 4 «Сведения об оформлении, переводе и закрытии паспорта сделки».

Кроме того, банк может самостоятельно закрыть ПС по истечении 180 календарных дней с даты завершения обязательств по контракту в следующих случаях:

  • при исполнении (прекращении) исходя из имеющейся в банке информации всех обязательств по контракту и непредставлении резидентом заявления о закрытии ПС;
  • при неисполнении исходя из имеющейся в банке ПС информации всех обязательств по контракту и непредставлении резидентом в течение 180 календарных дней, следующих за датой завершения обязательств по контракту, документов и информации, на основании которых банк ведет ведомость банковского контроля.
В данных случаях банк информирует (по своему усмотрению) организацию о закрытии ПС в срок не позднее двух рабочих дней после даты его закрытия. При неисполнении исходя из имеющейся в банке информации обязательств по контракту и закрытии организацией всех расчетных счетов в банке без закрытия ПС, банк вправе самостоятельно закрыть ПС по истечении 30 рабочих дней, следующих за датой закрытия последнего расчетного счета резидента.

Если после закрытия ПС организация продолжит работать в рамках этого договора, а срок хранения документов - не менее трех лет с даты закрытия ПС – не истек, то можно просто переоформить ПС, для чего необходимо обратиться в банк с заявлением. После чего банк продолжит учитывать операции по этому договору (п. 7.10 Инструкции 138-И Банка России). Если же срок хранения истек, то необходимо оформить новый ПС в установленном порядке.

Следует отметить, что за нарушение валютного законодательства предусмотрены существенные штрафы, так, например, за несоблюдение правил оформления ПС грозит штраф:

  • должностным лицам - от 4000 до 5000 руб.;
  • юридическим лицам - от 40000 до 50000 руб.
Справка о валютных операциях
  • при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет;
  • при списании иностранной валюты с расчетного счета;
  • при проведении расчетов по аккредитиву;
  • при проведении валютных операций через расчетный рублевый счет резидента;
  • при осуществлении операций с использованием банковской карты, если открыт ПС;
  • в некоторых случаях - при проведении расчетов через зарубежный счет резидента.
СВО с расчетами по договору в валюте нужна вне зависимости от оформления ПС. Справку оформляют только резиденты и представляют одновременно с обосновывающими документами.

СВО является документом, с помощью которого организация заявляет о содержании валютной операции и реквизитах документов, связанных с ее проведением. Также СВО это документ, посредством которого резидент при проведении авансовых платежей указывает срок исполнения нерезидентом своих обязательств.

При получении валюты РФ по договору без ПС можно, а при наличии ПС - необходимо оформить СВО, если в платежном поручении контрагент не указал код валютной операции, либо организация не согласна с указанным кодом.

Для предоставления СВО установлены определенные сроки:

Причина Срок предоставления СВО
Списание иностранной валюты со счета Одновременно с Распоряжением о переводе валюты
Зачисление иностранной валюты на транзитный счет Не позднее 15 рабочих дней с даты зачисления иностранной валюты на счет
Списание валюты РФ в пользу нерезидента Одновременно с расчетным документом по валютной операции
Зачисление валюты РФ от нерезидента на расчетный счет Не позднее 15 рабочих дней со дня зачисления
Проведение операций через счета в банке-нерезиденте Не позднее 30 рабочих дней после месяца, в котором была произведена валютная операция
При списании иностранной валюты или валюты РФ с использованием банковской карты Не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором была осуществлена операция

После получения банк осуществляет проверку соответствия предоставленной СВО и документов, связанных с проведением валютной операции, и если сведения в документах соответствуют справке, то банк подписывает справку, указывает на ней дату ее принятия, после чего проводит операцию. Если выявляется несоответствие, то банк возвращает справку вместе с документами и отказывает в проведении операции.

С 01.10.2013 введена корректирующая СВО, которую нужно составлять в случае изменения сведений из прежней СВО.

Срок представления корректирующей СВО - 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих изменения.

СВО и документы, связанные с этими операциями, необходимо предоставлять в банк строго в установленные сроки, так как за нарушение сроков предусмотрен штраф:

  • для юридических лиц - в размере от 40000 до 50000 руб.;
  • для должностных лиц - в размере от 4000 до 5000 руб.
Справка о подтверждающих документах

Согласно требованиям Инструкции N 138-И Банка России при исполнении, изменении или прекращении обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, резидент должен в определенные сроки представить в банк в одном экземпляре правку о подтверждающих документах (далее – СПД) а также, следующие подтверждающие документы:

  • в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) РФ, по которому установлено требование о декларировании и осуществлении их декларирования способом, отличным от подачи декларации на товары, - документы, используемые в качестве декларации на товары;
  • в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) РФ при отсутствии требования о декларировании - транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы, статистическую форму учета перемещения товаров.
  • в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности - акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта;
  • в случае иного исполнения (изменения, прекращения) обязательств по контракту - иные документы, подтверждающие соответствующее исполнение (изменение, прекращение) обязательств по контракту, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
СПД и подтверждающие документы предоставляются в банк в следующие сроки:
  • в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором на документах, используемых в качестве декларации на товары, заявлении на условный выпуск (заявлении на выпуск компонента вывозимого товара), должностным лицом таможенных органов проставлена отметка о дате их выпуска (условного выпуска). При наличии на указанных документах нескольких отметок должностного лица таможенных органов о разных датах выпуска (условного выпуска) товаров срок, исчисляется от наиболее поздней даты выпуска (условного выпуска) товаров, указанной на документе;
  • в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы по ввозу/вывозу товара с территории (на территорию) РФ при отсутствии требования о декларировании, выполнению работ, оказанию услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Датой оформления подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию РФ (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории РФ (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе. В случае если контрактом, предусматривающим передачу движимого или недвижимого имущества по договору аренды, финансовой аренды (лизинга), оказание услуг связи, страхование, определены платежи, которые осуществляются (будут осуществляться) с периодичностью по времени, зафиксированной в условиях контракта, резидент не представляет в банк СПД и подтверждающие документы. Фиксированными платежами являются платежи, сумма которых зафиксирована в условиях договора, либо является определяемой, т.е. в договоре закреплены способ расчета платежа. В случае осуществления иных платежей, отличных от периодических фиксированных платежей, резидент представляет в банк СПД и подтверждающие документы в установленном порядке.

Очень важно следить за изменениями валютного законодательства и неукоснительно выполнять его требования, так как нарушения влекут за собой существенные штрафы.

С 2016 года увеличена давность привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Теперь она составляет два года со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Валютные операции можно рассматривать как совокупность следующих элементов:

а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе связанные с ис­пользованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

в) осуществление международных денежных переводов. Законодательство, касающееся валютного регулирования и

валютного контроля, устанавливает, что операции с иностран­ной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте под­разделяются на текущие валютные операции и валютные опера­ции, связанные с движением капитала.

Под текущими валютными операциями понимаются:

а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Фе­дерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и ус­луг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредито­ванием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Фе­дерации процентов, дивидендов и иных.доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с дви­жением капитала;

г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработ­ной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие ана­логичные операции.

Под валютными операциями, связанными с движением ка­питала, понимаются:

а) прямые инвестиции, т. е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

б) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;

в) переводы в оплату права собственности на здания, соору­жения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижи­мому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Действует правило, согласно которому расчеты между рези­дентами осуществляются в валюте РФ.

Вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты РФ и иных ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, а также ввоз и перевод в Российскую Федерацию валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, осуществляются резидентами и не-

резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком России совместно с Министерством финансов РФ и ГТК Рос­сии.

Действующее законодательство устанавливает следующий порядок осуществления текущих валютных операций резиден­тами:

текущие валютные операции осуществляются без ограниче­ний;

валютные операции, связанные с движением капитала, осуще­ствляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ;

резиденты имеют право без ограничений переводить, вво­зить и пересылать валютные ценности в Российскую Федера­цию при соблюдении таможенных правил;

порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, устанавлива­ет Центральный банк РФ;

резиденты имеют право продавать иностранную валюту за валюту РФ на внутреннем валютном рынке России в порядке, предусмотренном действующим валютным законодательством;

порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается высшим представительным органом России. Порядок обязательной продажи резидентами поступлений ино­странной валюты на внутреннем валютном рынке России уста­навливается Президентом РФ с последующим представлением информации высшему представительному органу России;

физические лица - резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переве­денные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пре­делах, указанных в декларации или ином документе, подтверж­дающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федера­цию;

порядок вывоза и пересылки из Российской Федерации ва­лютных ценностей устанавливает Центральный банк РФ совмест­но с ГТК России.

Нерезиденты имеют право:

иметь счета в иностранной валюте и в валюте РФ в уполно­моченных банках. Порядок открытия и ведения уполномочен-

Финансовое право России. Особенная часть

ными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте РФ устанавливает Центральный банк РФ;

без ограничений переводить, ввозить и пересылать валют­ные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении тамо­женных правил;

продавать и покупать иностранную валюту за валюту РФ в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ;

беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Российскую Федерацию или приобретены в Российской Федерации на основаниях, ука­занных Законом о валютном регулировании, и в иных случаях в соответствии с законодательством РФ;

переводить, вывозить и пересылать из Российской Федера­ции валютные ценности, за исключением случаев, указанных в законе, в порядке, установленном Центральным банком РФ совместно с ГТК России.

Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестици­ями, если эти платежи получены в иностранной валюте.

Порядок реализации гражданам на территории России това­ров (работ, услуг) за иностранную валюту устанавливается Цен­тральным банком РФ.

В целях усиления контроля за валютными операциями с 1 января 1994 г. Центральный банк РФ запретил реализацию гражданам на территории России товаров (работ, услуг) за на­личную иностранную валюту. При этом все расчеты между уполномоченными предприятиями и гражданами за реализуе­мые последним товары (работы, услуги) на территории Россий­ской Федерации могут осуществляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными и дебетными картами), за исклю­чением расчетов наличной иностранной валютой.

Для совершения официальных операций с иностранной ва­лютой коммерческие банки имеют право открывать специали­зированные обменные пункты. Такие пункты открываются только по месту нахождения коммерческого банка на всей тер­ритории, подведомственной соответствующему Главному тер-

Глава 26. Правовые основы валютного регулирования

риториальному управлению Банка России. В обменном пункте совершаются следующие операции:

покупка и продажа наличной иностранной валюты за налич­ные рубли;

покупка и продажа платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также продажа и оплата платежных документов в иностранной валюте за наличную иностранную валюту;

прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

прием на экспертизу денежных знаков иностранных госу­дарств и платежных документов в иностранной валюте, подлин­ность которых вызывает сомнение;

выдача наличной иностранной валюты по кредитным и де­бетовым картам, а также прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в банках, для расчетов по кредитным и дебетовым картам;

обмен (конверсия) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную иностранную валюту другого иностранного государства;

размен платежного денежного знака иностранного государ­ства на платежные денежные знаки того же иностранного госу­дарства.

§ 4. Валютный контроль

Валютный контроль - это контроль государства за соблюде­нием валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

В соответствии с валютным законодательством целью валют­ного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты. Его основными направлениями являются: а) определе­ние соответствия проводимых валютных операций действующе­му законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; б) проверка выполнения резидентами обяза-

___„„..ни/» т civ-ID

тельств в иностранной валюте перед государством, а также обя­зательств по продаже иностранной валюты на внутреннем ва­лютном рынке России; в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; г) проверка полноты и объективности уче­та и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномо­ченные Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не явля­ющиеся уполномоченными банками профессиональные участ­ники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (ре­гистраторы), подотчетные федеральному органу исполнитель­ной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Федеральным законом «О валютном регулировании и валют­ном контроле» установлены права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Органы и агенты валютного контроля обладают следующими общими полномочиями:

проводить проверки соблюдения резидентами и нерезиден­тами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

проводить проверки полноты и достоверности учета и отчет­ности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и веде­нием счетов.

Исключительно органы валютного контроля и их должност­ные лица в пределах своей компетенции имеют право:

выдавать предписания об устранении выявленных наруше­ний актов валютного законодательства РФ и актов органов ва­лютного регулирования;

применять установленные законодательством РФ меры от­ветственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Глава 26. Правовые основы валютного регулирования 681

В целях осуществления валютного контроля агенты валют­ного контроля в пределах своей компетенции имеют право зап­рашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Законодательство запрещает агентам валютно­го контроля требовать от проверяемых субъектов предоставле­ния документов, которые непосредственно не относятся к про­водимой валютной операции.

Валютный контроль со стороны Правительства РФ реализу­ется через деятельность Департамента международного сотруд­ничества, основными функциями которого являются валютное регулирование и валютный контроль за совершением сделок и операций с валютой и валютными ценностями.

Валютный контроль осуществляется таможенными органами. Все таможенные органы осуществляют функции валютного кон­троля в пределах своей компетенции. Согласно ТК РФ ГТК России является органом валютного контроля. Иные таможен­ные органы являются агентами валютного контроля, подотчет­ными ГТК России. В целях осуществления валютного контроля в структуре ГТК России создаются специальные подразделения: а) в ГТК России - Управление валютного контроля; б) в реги­ональных таможенных управлениях - отделы валютного конт­роля или отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля; в) в таможнях - отделы таможенного оформления и таможенного контроля, или отделы валютного контроля, или отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля; г) в таможенных постах - отделы таможенного оформления и таможенного контроля.

Компетенция таможенных органов в области валютного кон­троля установлена ТК РФ, согласно которому названные орга­ны осуществляют валютный контроль двух видов: 1) фактичес­кий - контроль за перемещением лицами через таможенную границу различных объектов валютного контроля; 2) докумен­тальный - контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу товаров и транспор­тных средств. Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных

Финансовое право России. Особенная часть

Глава 26. Правовые основы валютного регулирования

таможенных зон и свободных складов, валюты РФ, ценных бу­маг в валюте РФ, валютных ценностей, а также осуществляют контроль за правильностью совершения валютных операций, связанных с перемещением через Российскую границу товаров и транспортных средств.

Правовые основы полномочий таможенных органов в сфере валютного контроля имеют существенную специфику, заключа­ющуюся в сочетании таможенного и валютного законодатель­ства, а также его детализации подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми ГТК России самостоятельно или совместно с иными органами валютного контроля.

Таможенным законодательством установлены процедуры проведения и формы осуществления валютного контроля тамо­женными органами. При осуществлении валютного контроля за соблюдением действующих правил совершения сделок и опера­ций с валютой и валютными ценностями таможенные органы применяют такие формы, как проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенный досмотр (досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр как исключительная форма контроля); учет товаров и транспортных средств; устный опрос физических лиц и должностных лиц; проверка системы учета и отчетности; осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных скла­дов, свободных складов, свободных таможенных зон и магази­нов беспошлинной торговли и других мест, где могут находить­ся товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за ко­торой возложен на таможенные органы.

Валютное законодательство содержит нормы, распространя­емые на все органы валютного контроля и определяющие объек­ты валютного контроля.

Соотношение таможенного и валютного законодательства необходимо учитывать и при квалификации правонарушений, выявленных таможенными органами в ходе осуществления ва­лютного контроля. ТК РФ устанавливает правило, на основа­нии которого при выявлении таможенными органами в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного за­конодательства, являющихся одновременно нарушениями тамо­женных правил, деяния виновных субъектов квалифицируются в соответствии с нормами КоАП РФ, устанавливающими ответ-

ственность за нарушение таможенных правил. Все иные проти­воправные деяния, объектами посягательств которых выступа­ют валюта или валютные ценности, образуют составы валютных правонарушений, а лица, виновные в их совершении привлека­ются к ответственности на основании ст. 25 Федерального зако­на «О валютном регулировании и валютном контроле».

Министерство финансов РФ осуществляет возложенные на него функции органа валютного контроля через Департамент валютного контроля. Департамент валютного контроля Минфи­на России является правопреемником ранее существовавшей Федеральной службы России по валютному и экспортному кон­тролю 1 и действует на основании Положения, утвержденного приказом Минфина России от 28 ноября 2002 г. № 120-П.

Основными задачами Департамента валютного контроля яв­ляются: совершенствование нормативно-правовой базы и орга­низационной системы валютного контроля; координация дея­тельности органов и агентов валютного контроля, а также правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти в сфере организации и прове­дения валютного контроля; осуществление в пределах своей ком­петенции контроля за соблюдением резидентами и нерезиден­тами валютного законодательства РФ.

В соответствии с возложенными задачами Департамент ва­лютного контроля выполняет обширные функции, основными из которых являются: контроль за выполнением резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; контроль за полнотой поступления в Российскую Федерацию средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; выдача резиден­там разрешений на осуществление валютных операций и ли­цензирование валютной деятельности резидентов; организация и проведение проверок полноты и объективности учета и отчет­ности по валютным операциям, а также по операциям нере-

1 См.: Указы Президента РФ от 24 сентября 1993 г. № 1444 «О Феде­ральной службе России по валютному и экспортному контролю» // САПП РФ. 1993. № 39. Ст. 3605; от 9 августа 2000 г. № 1476 «О признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации по вопросам федеральных органов исполни­тельной власти» // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3353.

Финансовое право России. Особенная часть

зидентов в валюте РФ; организация и осуществление контроля за использованием кредитов в иностранной валюте, предостав­ляемых Российской Федерации и субъектам РФ на основе меж­дународных договоров и соглашений.

Департамент валютного контроля Минфина России участву­ет в международных переговорах с целью заключения междуна­родных договоров и соглашений по вопросам организации и осуществления валютного контроля и противодействия финан­сированию терроризма.

На основании результатов проверок соблюдения резидента­ми и нерезидентами валютного законодательства РФ Департа­мент валютного контроля подготавливает материалы для пере­дачи в соответствующие административные, налоговые и пра­воохранительные органы, а также в соответствующие иные органы валютного контроля и в пределах своей компетенции оказывает им содействие. По итогам обобщения и анализа прак­тики валютного контроля, в том числе в зарубежных странах, департамент разрабатывает предложения по развитию и совер­шенствованию валютного законодательства РФ.

Министерство РФ по налогам и сборам обес печивает валют­ный контроль: внешнеторговых сделок, предметы которых не имеют материально-вещественной формы (работы, услуги и ин­теллектуальная собственность); обоснованности расчетов и пла­тежей резидентов и нерезидентов в иностранной валюте в пре­делах таможенной территории Российской Федерации; полно­ты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта работ, услуг и интеллектуальной деятельности.

В соответствии с валютным законодательством Центральный банк РФ как орган валютного регулирования обладает нормот-ворческой функцией, т. е. издает нормативные акты, обязатель­ные к исполнению в России всеми резидентами и нерезидента­ми (п. 2 ст. 9).

Центральный банк РФ издает инструкции, положения и ука­зания по отдельным направлениям валютного контроля. Объек­тами правового регулирования Банка России в сфере валютного контроля являются: обязательная продажа валютной выручки на внутреннем валютном рынке России; организация и обращение иностранной валюты в Российской Федерации; выпуск ценных бумаг в иностранной валюте на территории Российской Феде-

регулирования 685

рации, в частности государственных ценных бумаг; уплата обя­зательных платежей государству в иностранной валюте; переме­щение российской и иностранной валюты и валютных ценнос­тей через границу Российской Федерации.

Важное значение при осуществлении валютного контроля имеют главные территориальные управления Банка России, кото­рые осуществляют контроль за соблюдением уполномоченными предприятиями установленного Центральным банком РФ по­рядка реализации гражданам на территории Российской Феде­рации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту и по ре­зультатам проведенных проверок направляют в Главное управ­ление валютного регулирования и валютного контроля Банка России, а также в местные органы исполнительной власти и территориальные правоохранительные органы сведения о выяв­ленных нарушениях и принятых мерах. В случае нарушения уполномоченным предприятием действующего законодатель­ства главное территориальное управление Банка России прини­мает решение об аннулировании выданного ему разрешения (с письменным уведомлением об этом уполномоченного пред­приятия, уполномоченных банков, ведущих валютные счета со­ответствующего предприятия, а также местного органа испол­нительной власти). Уполномоченный банк по получении от главного территориального управления Банка России уведомле­ния об аннулировании разрешения прекращает зачисление на текущий валютный счет этого предприятия средств от реализа­ции гражданам товаров (работ, услуг) на территории Россий­ской Федерации, которые были переведены в пользу предпри­ятия после даты аннулирования разрешения последнего.

Кроме того, главные территориальные управления Банка России обязаны совершать следующие действия:

проверять наличие у предприятий, реализующих на подве­домственной территории гражданам товары (работы, услуги) за иностранную валюту, соответствующего разрешения Банка Рос­сии;

приостанавливать операции предприятий по счетам в упол­номоченных банках в случае непредставления должностным лицам органов и агентов валютного контроля разрешения Бан­ка России на реализацию гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту;

Финансовое право России. Особенная часть

направлять в суд, арбитражный суд иски о признании недей­ствительными сделок и незаконными действий по реализации гражданам товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории Российской Федерации без разрешений Банка Рос­сии, а также взыскании всего полученного по недействитель­ным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий в доход государства;

при повторном признании судом, арбитражным судом выше­указанных сделок недействительными и действий незаконными взыскивать в безакцептном порядке штрафы в иностранной ва­люте в пятикратном размере сумм необоснованно полученного в результате недействительных сделок и незаконных действий в доход государства. В случае отсутствия или недостаточности средств на валютных счетах предприятия в безакцептном поряд­ке с его расчетного счета (в пределах остатка средств на нем или из последующих поступлений при недостатке средств на счете) списывается сумма в рублях, эквивалентная всей сумме в иност­ранной валюте, подлежащей безакцептному списанию, либо не­достающей ее части (с пересчетом в рубли по курсу Банка России на дату списания средств с расчетного счета);

направлять заявления об осуществлении юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) в органы прокуратуры либо иные органы, уполномоченные предъявлять иски о ликвидации юридического лица;

направлять материалы проверок деятельности предприятий по реализации гражданам на территории Российской Федера­ции товаров (работ, услуг) за иностранную валюту, в ходе кото­рых были установлены факты нарушений законодательства, в местные правоохранительные органы с ходатайством о возбуж­дении уголовных дел в соответствии с законодательством РФ;

взыскивать в бесспорном порядке штрафы с уполномочен­ных банков, осуществляющих расчеты (платежи) в нарушение положений законодательства либо зачисляющих валютную вы­ручку на счета предприятий, реализующих гражданам товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации за ино­странную валюту без соответствующего разрешения Банка Рос­сии, а также направлять в Департамент по регулированию де-

Глава 26. Правовые основы валютного регулирования 687

ятельности банков Центрального банка РФ сведения об указан­ных уполномоченных банках;

взыскивать в безакцентном порядке с уполномоченных пред­приятий штрафы в размере сумм, которые не были учтены, были учтены ненадлежащим образом или по которым докумен­тация и информация не были представлены в установленном порядке.

принимать иные меры, предусмотренные действующим за­конодательством.

Создание действенного финансово-правового механизма ва­лютного контроля является необходимым условием обеспече­ния государственных экономических интересов. Механизм ва­лютного контроля за экспортными и импортными операциями позволяет также осуществлять их учет и выявлять нарушения валютного законодательства, допущенные в процессе исполне­ния внешнеэкономических сделок. Вместе с тем финансово-правовой механизм валютного контроля не должен ущемлять права подконтрольных субъектов. В этих целях валютным зако­нодательством установлено, что резиденты и нерезиденты, осу­ществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право: а) знакомиться с актами проверок, проведенными органами и агентами валютного контроля; б) обжаловать реше­ния и действия (бездействие) органов и агентов валютного кон­троля и их должностных лиц в административном и судебном порядке; в) на возмещение в установленном законодательством порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного конт­роля и их должностных лиц.

При осуществлении валютных операций на территории Российской Федерации резиденты и нерезиденты обязаны: а) представлять органам и агентам валютного контроля доку­менты и информацию, связанные с проведением валютных опе­раций, открытием и ведением счетов; б) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими ва­лютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих Документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее

Финансовое право России. Особенная часть

срока исполнения договора; в) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений ак­тов валютного законодательства и актов органов валютного ре­гулирования.

Осуществление контрольных мероприятий в любой сфере финансовой деятельности, а в валютной особенно, должно осно­вываться на адекватном законодательстве. Несовершенство ва­лютного законодательства, просчеты и недостаток опыта в работе контролирующих и правоохранительных органов используются в криминальных целях посредством совершения сделок, нанося­щих ущерб экономической безопасности государства.

Действующее в России законодательство, регулирующее ва­лютный контроль, создавалось в 1980-1990-х гг., характеризу­ющихся рядом негативных процессов в публичной финансовой деятельности. Период формирования валютного законодатель­ства совпал по времени с сокращением резервов государства в иностранной валюте, наличием значительного внешнего долга, оттоком капитала за рубеж, обесцениванием национальной де­нежной единицы. Названные отрицательные аспекты оказыва­ли соответствующее влияние на валютную политику государ­ства и ее правовое оформление.

Как показывает мировой опыт, только страны с мощным экономическим и финансовым потенциалом могут справиться с серьезными финансовыми проблемами без установления жест­кого валютного контроля за международным движением плате­жей и капиталов 1 . Несмотря на усиление в мире тенденции к отмене валютных ограничений, современное состояние эконо­мики и финансов России, в значительной мере подорванное бесконтрольным вывозом национальных ресурсов, не позволяет в настоящее время полностью отказаться от применения госу­дарством мер валютного регулирования и контроля.

Одной из важнейших задач проводимых контрольных мероп­риятий должно стать своевременное выявление, пресечение и предотвращение нарушений установленных законодательством правил валютного регулирования, призванных обеспечить ус­тойчивость национальной валюты РФ.

См.: Экбе В. Ф. Международное валютное право М., 1997. С. 29

Глава 26. Правовые основы валютного регулирования 689

Для интеграции России в международную хозяйственную систему необходим компромисс между необходимостью либе­рализации правил осуществления валютных операций и необ­ходимостью сохранения оптимальной структуры платежного баланса, поддержания курса национальной валюты, создания государственного валютного резерва.

Россия, являясь участницей международного экономическо­го сотрудничества, приобщается к коллективным мерам борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств и иного иму­щества, приобретенного незаконным путем.

Список сокращений

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российс­кой Федерации

БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации БНА РФ - Бюллетень нормативных актов федеральных ор­ганов исполнительной власти

ВВС РСФСР - Ведомости Верховного Совета РСФСР ВдК РФ - Водный кодекс Российской Федерации Ведомости РСФСР - Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР

Ведомости РФ - Ведомости Съезда народных депутатов Рос­сийской Федерации и Верховного Совета Российской Федера­ции

ВКС РФ - Вестник Конституционного Суда Российской Федерации

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях

КТМ РФ - Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации

ЛК РФ - Лесной кодекс Российской Федерации НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации САПП РФ - Собрание актов Президента Российской Феде­рации и Правительства Российской Федерации

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федера­ции

ТК РФ - Таможенный кодекс Российской Федерации ТрК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Фе­дерации

Крохина Юлия Александровна - доктор юридических наук, профессор. Родилась в 1973 г. В 1994 г. окончила Саратовскую государственную академию права, в 1997 г. защитила кандидат­скую, а в 2001 г. - докторскую диссертацию (были опубликова­ны как монографии).

Заведует кафедрой административного и финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции РФ. Научно-педагогическую деятельность сочетает с практической работой, являясь судьей третейского суда при Российской пра­вовой академии Министерства юстиции РФ, а также экспертом по правовым вопросам Палаты налоговых консультантов Рос­сии.

Ю. А. Крохина - автор более ста научных работ, в том числе «Город как субъект финансового права» (монография) (Саратов, 2000); «Бюджетное право и российский федерализм» (моногра­фия) (М., 2001); «Налоговое право России» (Учебник для вузов. М., 2003)

Банки проводят широкий круг операций и сделок на валютном рынке: обслуживают валютные счета клиентов (резидентов и нерезидентов), выдают валютные кредиты, заключают сделки по покупке и продаже валюты на межбанковском рынке, а также с другими юридическими лицами, являются агентами государственного валютного контроля .

Принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства в настоящее время регулируется Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ. .

Банк России - основной орган валютного регулирования в РФ. Он определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, проводит все виды валютных операций, устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в России операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ.

Банки, проводящие валютные операции, в целях снижения валютных рисков должны соблюдать лимит открытой валютной позиции (ОВП), т. е. поддерживать на определенном уровне разрыв между суммами своих требований и обязательств в валюте.

1) Особенности операции «спот»

Базой для проведения операций «спот», оказывающих исключительное влияние на валютную позицию, служат корреспондентские отношения между банками. Валютные операции «спот» составляют примерно 90% всех валютных сделок. Главными целями их проведения являются:

ь обеспечение потребностей клиентов банка в иностранной валюте;

ь перевод средств из одной валюты в другую;

проведение спекулятивных операций .

Банки используют операции «спот» для поддержания минимально необходимых рабочих остатков в иностранных банках на счетах «Ностро» для уменьшения излишков в одной валюте и покрытия потребности в другой валюте. С помощью этого банки регулируют свою валютную позицию в целях избежания образования непокрытых остатков на счетах.

Проведение валютных сделок и минимизация рисков требует определенной подготовки (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Стадии проведения валютных сделок

При сделках «спот», день, в который завершаются расчеты по той или иной валютной сделке, называется «дата валютирования» и используется как защита от риска. Международные платежи не могут совершаться в воскресенье, праздник или нерабочий день. То есть расчеты должны производиться в рабочий день обеих стран. В российских банках по каждой иностранной валюте открытая валютная позиция определяется отдельно (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Определение валютной позиции

Последовательность действий

Валютные позиции уполномоченного банка переводятся в рублевый эквивалент по действующим на отчетную дату официальным обменным курсам рубля, которые устанавливаются ЦБ РФ

Пассивное сальдо указывается со знаком минус, обозначая короткую открытую валютную позицию; активное сальдо указывается со знаком плюс, обозначая длинную открытую валютную позицию

Для подсчета открытой валютной позиции в рублях определяется разность между абсолютной величиной суммы всех длинных открытых валютных позиций в рублях и абсолютной величиной суммы всех коротких открытых валютных позиций в рублях

Сравнение суммарных величин, они должны быть равны.

С целью ограничения валютного риска уполномоченных банков ЦБ РФ устанавливаются следующие лимиты открытых валютных позиций:

ь по состоянию на конец каждого операционного дня суммарная величина всех длинных (коротких) открытых валютных позиций не должна превышать 30% от собственных средств (капитала) уполномоченного банка;

ь по состоянию на конец каждого операционного дня длинные (короткие) открытые валютные позиции по отдельным иностранным валютам и российским рублям не должны превышать 15% от собственных средств (капитала) уполномоченного банка.

Уполномоченными банками, имеющими филиалы, самостоятельно устанавливаются сублимиты на открытые валютные позиции головного банка и филиалов .

  • 1) Текущие валютные операции (см. приложение 2) .
  • 2) Валютные операции, связанные с движением капитала (см. приложение 2) .

Умение различать валютные операции, классифицировать их, а также владение принципами и методами их проведения, являются неотъемлемой частью знаний для деятельности на валютном рынке, но без правовых основ проведения валютных операций в РФ, которые будут рассмотрены в следующей главе, будет сложно грамотно и рационально организовывать и проводить валютные операции.

Согласно Федеральному закону “О валютном регулировании и валютном контроле” понятие валютные операции включает:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Валютные операции могут проводиться субъектами валютных отношений, которые разделяются на две категории: резиденты и нерезиденты.

К резидентам относятся:

Физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

Постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Федеральным законом “О валютном регулировании и валютном контроле” и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами.

К нерезидентам относятся:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с Федеральным законом “О валютном регулировании и валютном контроле”;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных и межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в п. “б” и “в” настоящего определения;

ж) иные лица, не являющиеся резидентами в соответствии с Федеральным законом “О валютном регулировании и валютном контроле”.

Для резидентов и нерезидентов существует различный порядок открытия и ведения счетов в иностранной валюте, что регламентируется ЦБ РФ в рамках валютного регулирования. В системе валютного регулирования понятия “резидент” и “нерезидент” определяют субъекты, осуществляющие операции с национальной и иностранной валютой.

Согласно законодательству Российской Федерации проводить валютные операции следует только через “уполномоченные банки” -- кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации") и имеющие право на основании лицензии ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями ЦБ РФ филиалы кредитных организаций, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

В лицензии, выдаваемой ЦБ РФ, указываются операции, которые разрешено выполнять коммерческому банку в иностранной валюте.

Контроль за выполнением коммерческими банками операций, указанных в валютной лицензии, осуществляет ЦБ РФ.

Необходимо рассмотреть некоторые виды валютных операций, проводимы на территории РФ.

Ведение валютных счетов клиентуры распространяется на валютные счета резидентов, а также валютные и рублевые счета нерезидентов. Эта операция является простой и принципиально не отличается от ведения расчетных счетов в рублях. Ее особенность заключается в исполнении банком (по отношению к ней) функций валютного контроля.

Неторговые операции в иностранной валюте представляют собой операции по обслуживанию клиентов, не связанные с проведением расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг клиентов банка. Такими операциями являются:

Покупка и продажа наличной иностранной валюты физическими лицами;

Кассовое обслуживание счетов клиентов;

Покупка и продажа дорожных чеков и других платежных документов;

Выдача наличной иностранной валюты по кредитным карточкам;

Инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте.

Операции по международным расчетам связаны с проведением расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг юридических лиц -- клиентов банка. Международные расчеты осуществляются в основном в форме аккредитива, инкассо и перевода. Необходимым условием проведения банком международных расчетов является установление корреспондентских отношений с иностранными банками, что оформляется специальным соглашением, представляющим собой договоренность о порядке и условиях ведения банковских операций. Для осуществления операций по международным расчетам можно установить два типа корреспондентских отношений: “корреспондент без счета” и “корреспондент со счетом”.

Конверсионная операция -- это покупка/продажа (обмен) валюты одной страны за валюту другой страны по действующему курсу.

Депозитные операции в иностранной валюте связаны с привлечением денежных средств во вклады и депозиты банка от имени физических и юридических лиц -- клиентов банка, которым за это начисляется определенный процент.

Конверсионные и депозитные операции на международных денежных рынках требуют наличия высококвалифицированных кадров и современного технического оснащения, такого, как системы “Рейтер-Дилинг”, SWIFT.

Кредитные операции с иностранной валютой -- один из наиболее сложных и рискованных видов банковских операций. Валютные средства внутри Российской Федерации привлекаются от клиентов или других российских и иностранных банков. Размещаются эти средства банками на российском и международном межбанковском рынке или на кредитных счетах клиентов.

В Инструкции ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И установлены порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядок учета валютных операций и порядок оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций.

Таким образом, в данной главе автор провел комплексный анализ валютных операций, проводимых в Российской Федерации, проанализировал правовые основы осуществления валютных операций по действующему законодательству, а также в ходе своего исследования выявил основные проблемы в законодательном регулировании валютных операций, которые более конкретно будут проанализированы в следующей главе.

"Финансовая газета", N 35, 2000

Российское валютное законодательство содержит значительный объем правовых норм, регулирующих порядок проведения валютных операций юридическими лицами - резидентами. В то же время в ряде случаев законодательно прямо не закреплена возможность проведения тех или иных валютных операций физическими лицами - резидентами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее по тексту - индивидуальные предприниматели) либо необходимость применения в отношении них нормативных правовых актов в области валютного регулирования и валютного контроля. Поэтому в практике применения валютного законодательства часто возникает ряд вопросов, на которые мы постараемся ответить на страницах газеты.

Необходимо ли индивидуальным предпринимателям оформлять паспорта экспортных (импортных) сделок в случае заключения с нерезидентами договоров об экспорте (импорте) товаров?

В соответствии с п.1 Положения Банка России и ГТК России от 22.12.1999 N 101-П и N 01-23/32005 "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно)" действие этой Инструкции распространяется на сделки, заключенные между резидентами (юридическими лицами или физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) и нерезидентами и предусматривающие осуществление расчетов полностью или частично в иностранных валютах и / или в валюте Российской Федерации за экспортируемые резидентом (в том числе в счет погашения задолженности бывшего СССР и Российской Федерации, а также в счет государственных кредитов, предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам) товары, которые помещаются под таможенный режим экспорта. Согласно преамбуле Инструкции Банка России и ГТК России от 26.07.1995 N 30 и N 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" ее действие распространяется на юридических лиц - резидентов Российской Федерации независимо от организационно - правовой формы. Таким образом, индивидуальным предпринимателям необходимо оформлять паспорта экспортных сделок в случае заключения с нерезидентами договоров об экспорте товаров. Оформление паспортов импортных сделок в случае заключения индивидуальными предпринимателями с нерезидентами договоров об импорте товаров не требуется.

Требуется ли уполномоченным банкам открывать индивидуальным предпринимателям депозиты на сумму рублей, перечисленных на покупку иностранной валюты для осуществления авансовых платежей по договорам об импорте товаров?

Обязанность уполномоченными банками открывать резидентам депозиты на сумму рублей, перечисленных на покупку иностранной валюты для осуществления авансовых платежей по договорам об импорте товаров, установлена п.3 Указания Банка России от 22.03.1999 N 519-У (в ред. от 24.03.1999, 28.06.1999) "О порядке покупки юридическими лицами - резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию". В соответствии с преамбулой этого Указания его действие распространяется на случаи покупки иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию только юридическими лицами - резидентами. Указание N 519-У не распространяется на покупку иностранной валюты индивидуальными предпринимателями. Таким образом, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять покупку иностранной валюты для осуществления авансовых платежей по договорам об импорте товаров без депонирования суммы рублей, перечисленных на покупку иностранной валюты.

Должен ли уполномоченный банк при открытии индивидуальному предпринимателю текущего валютного счета параллельно открывать ему транзитный валютный счет и специальный транзитный валютный счет? Каков механизм обязательной и обратной продажи иностранной валюты, поступившей в пользу индивидуального предпринимателя?

Порядок открытия уполномоченными банками своим клиентам транзитных валютных счетов установлен Инструкцией Банка России от 29.06.1992 N 7 (в ред. от 18.06.1999) "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации". Исходя из преамбулы данной Инструкции ее действие распространяется исключительно на юридических лиц - резидентов. Порядок открытия уполномоченными банками своим клиентам специальных транзитных валютных счетов установлен Указанием Банка России от 20.10.1998 N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации". Согласно преамбуле этого Указания его действие распространяется также исключительно на юридических лиц - резидентов. Таким образом, уполномоченному банку при открытии индивидуальному предпринимателю текущего валютного счета не требуется параллельно открывать транзитный и специальный транзитный валютные счета. Поскольку частичная обязательная продажа иностранной валюты осуществляется с транзитного валютного счета, а ее обратная продажа - со специального транзитного валютного счета, то порядок обязательной и обратной продажи не распространяется на индивидуальных предпринимателей.

Вправе ли индивидуальный предприниматель переводить средства со своего текущего валютного счета, открытого в уполномоченном банке, на текущий валютный счет, открытый ему как физическому лицу в этом же или другом уполномоченном банке? Какие документы необходимо представить для проведения такого перевода?

Перевод иностранной валюты с валютного счета лица, открытого в уполномоченном банке, на валютный счет того же лица в этом же или ином уполномоченном банке не является валютной операцией, поскольку отсутствуют признаки валютной операции, содержащиеся в п.7 ст.1 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 (в ред. от 29.12.1998 N 192-ФЗ) "О валютном регулировании и валютном контроле". Поэтому в данном случае для осуществления перевода иностранной валюты достаточно представить уполномоченному банку поручение на перевод иностранной валюты.

Вправе ли индивидуальный предприниматель снимать (зачислять) наличную иностранную валюту со (на) своего (свой) валютного (валютный) счета (счет), открытого (открытый) в уполномоченном банке?

Действующее валютное законодательство Российской Федерации, в том числе нормативные акты Банка России, не содержит ограничений по внесению (снятию) наличной иностранной валюты на (с) валютные (валютных) счета (счетов), открытые (открытых) в уполномоченных банках на имя индивидуальных предпринимателей.

Может ли индивидуальный предприниматель, выступающий товарищем по договору простого товарищества, перевести часть экспортной валютной выручки, поступившей от нерезидента, в пользу другого индивидуального предпринимателя - товарища в соответствии с договором простого товарищества?

В соответствии с пп."е" п.10 ст.1 Закона N 3615-1 (в ред. от 29.12.1998 N 192-ФЗ) расчеты в иностранной валюте между товарищами - резидентами по договору простого товарищества являются валютными операциями, связанными с движением капитала. Согласно п.2 ст.6 этого Закона, а также п.4 разд.II Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР, утвержденных Письмом Госбанка СССР от 24.05.1991 N 352 (в ред. от 02.09.1994) и действующих в части, не противоречащей существующему валютному законодательству Российской Федерации, валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами при наличии разрешений Банка России. Вместе с тем простой товарищ, на счет которого поступила экспортная валютная выручка, вправе осуществить ее продажу и на основании п.1 ст.2 Закона N 3615-1 осуществить перевод валюты Российской Федерации в пользу другого простого товарища.

Каким образом индивидуальный предприниматель может получить разрешение Банка России на проведение валютных операций, связанных с движением капитала?

В настоящее время рассмотрение вопросов о возможности выдачи разрешений Банка России относится к компетенции Департамента валютного контроля Банка России. При обращении в Департамент валютного контроля юридические лица представляют документы, примерный перечень которых установлен Письмом Банка России от 06.10.1995 N 12-524. Из установленного перечня документов индивидуальные предприниматели представляют те документы, которые соответствуют их статусу индивидуальных предпринимателей. Помимо этих документов индивидуальные предприниматели представляют документ, соответствующий их статусу физического лица (копию паспорта). При этом исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить резидентам в Департамент валютного контроля Банка России с целью рассмотрения вопроса о возможности получения вышеупомянутых разрешений, нормативно не установлен.

Д.Рубинов

Ведущий экономист

валютного управления

Главное управление Банка России

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!