Презентация коммуникативные универсальные действия младших школьников. Презентация - формирование коммуникативных ууд посредством технологии учебного сотрудничества. Презентация - Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудниче
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №176 с углубленным изучением отдельных предметов
- Формирование коммуникативных универсальных действий в начальной школе.
- (из опыта работы)
- Самара
- Коммуни-
- кативные
- действия
- коммуникация-
- взаимодействие
- Коммуникация-
- как кооперация
- Коммуникация-
- как условие
- интериоризации
- - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- - постановка вопросов;
- - разрешение конфликтов
- - управление поведением партнера
- - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Расскажи мне, и я забуду.
- Покажи мне, и я запомню.
- Вовлеки меня, и научусь.
- Ребенок приобретает опыт восприятия, понимания и взаимодействия, получает обратную связь от равноправного партнера.
- В зависимости от характера решаемой проблемы партнеры могут совершать
- одинаковые действия
- противоположные действия
- взаимодополняющие действия
- - слушай внимательно партнера по общению;
- - переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял;
- - отмечай прежде всего положительное;
- - уважай чужие ошибки. Вежливо объясни свое мнение;
- - старайся работать хорошо;
- - при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если другой просит об этом;
- - результатом работы пары/группы является ваше общее мнение;
- - помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;
- - поблагодари партнера за работу.
- 4.Действуем, взаимодействуем.
- Группа № 1.
- 1. Всем известно слово проворонить . Что оно обозначает?
- Проворонить – з начит _________________________________________.
- 2. Человека, который что-то «проворонил» часто в народе называют вороной. Как ещё можно назвать такого человека? _______________
- ____________________________________________________________
- 3. Познакомьтесь с пословицами. Какие черты вороны народ подметил в пословицах?
- Ворона за море летала, да вороной и вернулась.
- Зачем вороне большие разговоры, знай ворона своё воронье кра.
- Пугана ворона и куста боится.
- Не летать вороне в высокие хоромы.
- 5.Получаем и оцениваем результат.
- Группа №2.
- На ель Ворона взгромоздясь,
- Задание:
- 1. Выпишите из словаря синонимов слова, близкие по значению к глаголу взгромоздиться. ____________________________________________
- 2. Подумайте, чем значение выписанных вами слов отличается от значения слова взлететь ? ___________________________________
- Группа №3.
- На ель Ворона взгромоздясь,
- Позавтракать было совсем уж собралась…
- Задание:
- 1. Проанализируйте звуковой состав слова взгромоздясь.
- Гласных или согласных звуков больше в слове? ________________
- ______________________________________________________________
- Среди согласных звуков звонких или глухих больше, твёрдых или мягких? __________________________________________________
- 2. Какие слова по звучанию вам напоминает слово взгромоздясь ?
- ______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- 3. Какой можно представить Ворону, опираясь на звуковой строй слова взгромоздясь ?____________________________________________
- _______________________________________________________________
- Тяжёлая
- огромная
- неуклюжая
- громкоголосая
- Ворона
- Глупая, неуклюжая
- Уселась позавтракать, каркнула.
- Не слушай льстецов!
- Разиня.
- Лисица
- Хитроумная, льстивая
- Заметила, подкралась, утащила.
- Глупого легко обмануть.
- Плутовка.
|
|
|
|
|
|
|
|
- 1.Научите ребенка высказывать свои мысли.
- 2. Не бойтесь «нестандартных уроков»
- 3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста материала
- 4. Напоминайте ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы
- 5. Приучите ребенка самого задавать вопросы
- 6. Учитывайте жизненный опыт учеников
- www.foxdesign.ru
- multiki.arjlover.net/
- www.youtube.com/
- fn.bmstu.ru/
- www.liveinternet.ru/
- www.academyofwives.ru
- wiki.iteach.ru
- kv.pl.ua
- www.mindmeister.com
- subscribe.ru
- www.molodost.in.ua
- es-foto.ru
- www.english-nova.ru
Формирование УД во многом зависит от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. Это выражается и в формулировке вопросов и в точности комментариев учителя, направленных непосредственно на формирование У УД. Можно без преувеличения сказать, что все предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их универсального, т.е. максимально обобщенного, характера.
Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: -общение со взрослыми и сверстниками; – владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; – приемлемое отношение к процессу сотрудничества; – ориентация на партнера по общению; – умение слушать собеседника.
Основные формы учебной коммуникации. Монологические формы речевой деятельности Диалогические формы речевой деятельности Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика РассказыватьУчебная беседа в парах Спрашивать и задавать вопросы Учебная беседа в группах ПересказыватьДискуссия СообщатьОтветы на вопросы Отвечать на вопросыРолевая игра КритиковатьБлиц-турнир Доказывать и опровергать Защита проекта
Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы Этапы 1 Э Т А п Умения, отрабатываемые под руководством учителя. - Готовность учащихся участвовать в урочном общении. - Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ. - Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой. - Комментировать вопросы или ответы. - Делать сообщения. - Рассказывать логично и последовательно.
Развитие школьной коммуникации. 2 Э Т А П Простота и чёткость речевого высказывания. Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку. Умение высказать свою мысль образно, ярко и кратко. Умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание. Умение использовать риторические вопросы. Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником. Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова.» Л.Успенский Для создания эмоционально- благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать: 1. Игровые приёмы. 2. Задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения
Виды заданий на уроках литературного чтения Рассказ от первого лица. Рассказ от лица лисы, как она угощала журавля; Повествование от имени предмета,героя. Комплимент. (Сказать комплимент литературному герою) Сказка в заданном ключе (введение в сказку нового персонажа) Изменение сказочной развязки (придумать другое окончание произведения)
Слушание чтения (рассказа) учителя; подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного); инсценирование и драматизация; устное словесное рисование; творческий пересказ текста от лица разных героев-персонажей сочинение по личным впечатлениям (3–4 кл.) и по прочитанному (4 кл.); интервью с писателем; письмо авторам учебника и др.
Правила ведения диалога. Любое мнение ценно; Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего; Хочешь говорить- подними руку; Обращение начинается с имени; Критика должна быть тактичной; Голос - твой божественный дар, умей им владеть.
2 класс, упр. 73 «Прочитай слова. Найди и выпиши слова, которые … В первом предложении автор играет словами. Ты заметил какими? Прочитай их». 2 класс, упр.118 «Прочитайте. Все ли действия животных названы правильно? Запиши правильно. Назови сказку». Виды заданий на уроках русского языка
Задание: Нужно убедить родителей в том, что тебе необходимо... (заверши сам). Родители отказываются выполнить твою просьбу. Найди не менее двух убедительных аргументов, запиши их. Дорогие родители! Мне очень нужно, чтобы____________________ Хочу объяснить, почему мне это необходимо:1)___________2)_________ ___ Виды заданий на уроках русского языка
Развитие устной научной речи на уроках математики К этому направлению можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», и все задания, обозначенные вопросительным знаком на жёлтом поле (основной вопрос урока);
Развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие К данному направлению формирования коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)
Эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие вопросы: Тренинговые вопросы Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных действий. Конструктивные вопросы. Требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа. Альтернативные вопросы. Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его. Наводящий вопрос. Вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.
Источники информации. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова. Статья учителя начальных классов О.А. Пестовой «Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения» Анимационные картинки с архива Интернет. Фотографии из личного архива.
Журова О.Я., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 5» сайт
Слайд 2
Ранжирование:
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД – 1 место Личностные УУД
Слайд 3
Учимся взаимодействовать.
Развитие коммуникативной компетентности- одна из первостепенных задач современного образования
Слайд 4
Базовые коммуникативные и речевые действия.
1. Потребность ребёнка в общении со сверстниками и со взрослыми.
Слайд 5
2. Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения
Слайд 6
Л.С. Выготский:
« Вербальная природа общения изначально связана с обобщением и, возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания»
Слайд 7
3. Приемлемое отношение к процессу сотрудничества.
Слайд 8
4. Ориентация на партнёра по общению.
Слайд 9
5. Умение слушать собеседника.
Слайд 10
Группы коммуникативных УУД.
Коммуникация как взаимодействие. Коммуникация как кооперация. Коммуникация как интериоризация.
Слайд 11
Коммуникация как взаимодействие.
Показатели: Предвидение разных возможных мнений на один и тот же предмет, факт, событие у разных людей. Умение обосновывать и доказывать собственное мнение
Слайд 12
Коммуникация как совместное действие.(кооперация) Составляющие: 1.Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы.
Слайд 13
2.Обмен способами действий и операций в качестве средства для получения продукта совместной работы. 3. Взаимопонимание. 4. Коммуникация, обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.
Слайд 14
5. Планирование общих способов работы. 6. Рефлексия.
Слайд 15
Нормативно –возрастные показатели.
умение договариваться, находить общее решение практической задачи, высказывать и аргументировать собственное мнение, доброжелательное отношение друг к другу,
Слайд 16
способность брать на себя инициативу в организации совместного действия осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Слайд 17
Коммуникация как интериоризация.
Коммуникативно- речевые действия, служащие средством передачи информации друг другу и становления рефлексии.
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно. А. Дистервег
Взаимосвязь универсальных учебных действий
Познава
тельные
Личност
Коммуникативные
Регулятив
обеспечивают:
- социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно связаны между собой) на группы:
- коммуникацией как взаимодействием;
- коммуникацией как сотрудничеством;
- коммуникация как условие интериоризации.
- Методика
Оцениваемые УУД :
действия, направленные на учет позиции партнера
Коммуникация как взаимодействие
- Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.)
Показатели уровня выполнения задания:
- Низкий уровень : ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета или выбора; принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
- Средний уровень : ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы, но не может обосновать свои ответы.
- Высокий уровень : ребенок демонстрирует понимание относительности, учитывает различие позиций персонажей, может обосновать свое мнение.
- Коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям, способствующие осознанию и усвоению содержания.
- Способность строить понятные для партнера высказывания.
- Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
- Речевое планирование и регулирование своих действий.
- Рефлексия своих действий.
- Организация групповых, парных форм работы – помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников.
- Создание атмосферы поддержки и заинтересованности в группе, классе и в школе в целом.
Коммуникация как кооперация
- Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман,)
Оцениваемые УУД :
коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация);
Синквейн
- Одно слово существительное – тема обсуждения ___задание_, упражнение
- Два прилагательных _ умные , интересные, дружелюбные, веселые
3. Три глагола обсуждали ,_ работали в парах _,_ думали , слушали
4. Опишите, что происходило на уроке – «…Мы писали, рисовали, обсуждали, думали очень долго, отвечали на вопросы. А еще мы делали одинаковые варежки…»
«…На уроке мы с Аминой обсуждали, как бы нам украсить варежки. Мы смогли договориться и стали разукрашивать варежки… »
Коммуникация как кооперация.
Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.
Пример: методика «Рукавичка» Цукерман Г.А.
- ученик учится отвечать на вопросы;
- ученик учится задавать вопросы;
- ученик учится вести диалог;
- ученик учится пересказывать сюжет;
- обучающихся учат слушать; перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно», «Послушай».
Важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия.
Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.
Приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом - атмосферы поддержки и заинтересованности . Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.