Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Скифская пектораль. Скифская пектораль – находка ХХ века Археологические раскопки кургана Толстая Могила

Предлагаем читателю узнать тайный смысл и значение Золотой царской пекторали (вес 1150 г, диаметр 30,6 см), найденной в Толстой Могиле (Нижнее Поднепровье), в захоронении скифского царя, датированном IV в. до н.э. Предназначение и символизм всех животных, людей и мифических существ, которые изображены на этой золотой пекторали.

Что изображено на скифской золотой пекторали?

Все поле пекторали поделено на три месяцеподобных яруса (сферы) при помощи изящных пустотелых трубок, которые представляют каркас изделия. Нижний и верхний ярусы заполнены скульптурными композициями, а средний - украшен насыщенным растительным орнаментом, за-крепленным на плоской пластине. Все произведение до мельчайшей детали изготовлено из золота 958 пробы, имеющего чистый солнечный цвет.

В центре нижнего яруса - три сцены борьбы коня с двумя грифонами, напавшими на него. Причем, наиболее трагическая из них помещена посредине. Далее за ними - поединок дикого кабана (справа) и оленя (слева) с леопардом и львом, за которыми изображена погоня собаки за зайцем. То есть, здесь во всей своей неприглядной жестокости показан животный мир (фауна), где сильные звери-хищники терзают и поедают более слабых. И этот ужасный мир терзаний, конечно же, принадлежит божеству войны - коварной и вероломной войны ради наживы, либо честной и справедливой войны ради жизни, но тем не менее, Войны.

Пышный рост растений и праздничное бушевание природы на золотой пластине скифов среднего яруса усиливается крупными цветками, инкрустированными голубой эмалью, и пятью скульптурками птиц в непринужденных, беспечных позах. Растительный мир (флора) среднего яруса пекторали подчинен лунному божеству плодородии., о чем свидетельствуют и цвет и форма пекторали, а также его место в композиции пекторали - знака власти царя, данной от бога.

И соответственно, верхний ярус пекторали, с бытовыми сценами из жизни скифов, посвящен солнечному божеству как подателю материальных благ, т.е. имущества и богатства. Фокусом всей пекторали является центральная сцена верхнего яруса, где двое раздетых до пояса мужчин шьют меховое одеяние, напоминающее золотое руно, над которым повешен горит с луком и стрелами (другой горит, или колчан, лежит у ног). На оковке горитов изображены микроскопические сцены борьбы героя с чудовищем.

Слева и справа от центральной сцены стоят кобылы и коровы с детенышами, а за ними помещены фигуры двух юных скифов, занятых доением овец. Рядом - амфора с молоком. За овцами с обеих сторон композиции - козы с козлятами. И завершается композиция изображением птиц, летящих в разные стороны.

Загадка центральной сцены верхнего пруса давно уже беспокоит исследователей. Поэтому остановимся на ней подробнее. Итак, два мастера шьют меховое убранство, растянув его за рукава. Правый мастер сидит на подогнутой левой ноге. Левой рукой он натягивает убранство (т.е. руно, или овечью шкуру), а в правой держит длинную иглу или шило. Указательный палец этой руки отставлен и взгляд его обращен на коллегу, будто на что-то указывает. Волосы и борода человека оформлены крупными кудрями, лицо имеет вытянутые пропорции. В выражении лица и осанке запечатлена непреклонная воля.

Сцены и персонажи на золотой пекторали скифов

Левый скиф стоит на коленях, повернувшись к убранству. Левой рукой он тянет к себе убранство, а в правой также держит иглу, которую можно заметить лишь с противоположной стороны. Вьющиеся волосы его откинуты назад и перевязаны широкой лентой (как у царя на чаше Куль-Обского кургана). Лицо обрамлено густой курчавой бородою, под глазами - большие набрякшие круги. Во всей фигуре человека ощущается какая-то надломленность и скрываемая болезненность. Даже талия его перевязана толстым платком.

Эта ритуальная сцена пока не находит удовлетворительного объяснения. Хотя можно предполагать, что здесь изображены верховный жрец царской усыпальницы в Геррах и тяжело больной, умирающий скифский царь. И возможно, таким образом символически показан на пекторали вход в подземный лабиринт Каменных Могил - золотую сокровищницу и усыпальницу первых скифских царей. Если вытянутые рукава «золотого руна» совместить с восточной грядой Каменных Могил, а его ворот - с так называемыми Воротами Солнца, то место входа, указываемое правой рукой скифского царя, определяется достаточно точно. Ведь в руке у царя needle, что по-английски значит не только «игла», но также «стрелка (компаса и т.п.)», не только «шить, зашивать иглой», но и «протискиваться, проникать (сквозь что-либо)». А подсказка - в выразительном взгляде и указующем жесте руки верховного жреца.

Она хранится в Музее исторических драгоценностей Украины в Киеве. Минимальная страховая стоимость пекторали - золотого нагрудного знака скифской царской власти - более полутора миллионов долларов США, вес - 1150 граммов, диаметр - 30,6 сантиметра, проба золота - 958.

Некое предчувствие

Найдена пектораль была в 1971 году в могиле скифского царя, в кургане третьей четверти IV века до н.э., на окраине нынешнего города Орджоникидзе Днепропетровской области. Этот курган известен среди археологов под названием Толстая Могила, но ранее он считался бесперспективным, так как ещё в древности был ограблен, и тогда же вход туда обвалился.
Но в начале 70-х годов XX века руководство горнорудного комбината, на территории которого находилась Толстая Могила, обратилось в Институт археологии АН УССР с просьбой «освободить промзону от кучи земли». Раскопки кургана поручили внештатнику Института археологии Б.Н. Мозолевскому.
По словам Бориса Николаевича, оказавшись перед курганом в феврале 1971 года, он ощутил некое предчувствие: «Передо мною стояла гора, которая 23 века берегла свои тайны». По подсчётам Мозолевского, в сооружении «горы» высотой 8,6 метра участвовало до двух с половиной тысяч человек, которые, завершив работу, устроили там тризну по царю, о чём свидетельствовала масса обломков амфор, а также множество костей - коней, диких кабанов, оленей - во рву вокруг кургана.

Мистика находки

Когда археологи расчистили коридор, ведущий в центральную камеру захоронения, то обнаружили, что грабителей, вероятно, кто-то спугнул, и они, торопясь, обронили бронзовую булаву, а также несколько золотых и серебряных вещей.
Словно похитители спасались от кого-то
Уж не от духов ли мщения - призраков слуг, конюхов и охранников, погребённых вместе с царскими особами? Хотя эти стражи и не помешали ограбить владыку, однако воры искали ценности только в известных им ритуальных местах, другие же «схроны» их не интересовали. Поэтому, кроме останков царя и обломков чешуйчатого панциря, разбросанных по земляному полу, Мозолевскому удалось недалеко от камеры найти меч с обложенными золотом рукоятью и ножнами.
Нетронутой оказалась боковая погребальная камера царицы и двухлетнего царевича. Женщине, по всей вероятности, на момент кончины было лет 20-30. Вместе с её останками обнаружили головной убор, украшенный крупными золотыми пластинами, золотые подвески с изображением сидящей с поднятыми руками богини, шейное украшение - золотую гривну весом 478 граммов, три золотых браслета и 11 перстней. Царевич в руках сжимал золотой браслет, рядом лежал пояс с золотыми пуговицами. Всего в камере царицы нашли 600 золотых вещей из тысячи обнаруженных в кургане.
Но 21 июня, в языческий День мёртвых, Мозолевского словно кто-то потянул в камеру царя, и в 14:30 рука археолога наткнулась в земляном полу на ускользнувший от грабителей предмет. При свете дня он «засиял, как Солнце» - а ведь был день летнего солнцестояния! - находка оказалась ныне известной всему миру скифской пекторалью.

Золотой символ власти

Пектораль - это украшение из четырёх витых проволочных жгутов с тремя рядами фигурок и символов между ними, выполненных в присущей скифам технике рельефной микроскопической торевтики. Изображения быта скифов, жизни флоры и фауны степей чередуются с мифическими грифонами, которые слишком уж натурально грызут лошадей, а рядом не менее агрессивно лев и леопард нападают на оленя и кабана, собаки гонятся за зайцами.
В отличие от нижнего, «звериного» ряда, где даже степные кузнечики в тревоге готовы взлететь, средний ряд изображений - «флористический»: на вьюнковых растениях сидят пять голубей, причём два из них в центре, по одному заглядывают в нижний и верхний ряды пекторали.
В центре же верхнего ряда двое обнажённых по пояс скифов, став на колени, чинят накидку из овечьей шерсти (у одного даже видна зажатая в кулаке жильная нить). Сбоку от них пасутся лошади, коровы, козы со своими детёнышами. Одна скифянка, поджав ноги, доит овцу в амфору, а другая, подоив, закрывает сосуд пробкой. Завершают верхний ряд летящие утки.
Без сомнения, во всём этом скрыт смысл, хорошо известный владельцу пекторали. Ведь знаки скифской царской власти всегда отличались конкретикой символов, присущих самой системе власти в Скифии.

Знаете ли вы что…

В скифской мифологии прародителем людей считается первочеловек Таргитай (также его называют Скифом) - сын Зевса и дочери реки Борисфен. Исследователи считают, что он является прототипом греческого Геракла.

Нагрудный календарь

Для скифологов символика изображений верхнего ряда пекторали не составляет секрета - два царя-скифа (в Скифии, как и в Спарте, существовала традиция двоевластия) держат в руках золотое руно - символ «златообильной» страны. А тот факт, что возле царей пасётся скот с приплодом, указывает на весеннее время года.
По мнению киевского исследователя С. Паукова, сюжет ряда связан с подготовкой к главному культовому празднику скифов - Новому году. Год у них начинался 21 марта, в день весеннего равноденствия, это совпадало с появлением детёнышей у домашних животных. Скифы были солнцепоклонниками и почитали золото как - солнечный металл», поэтому к главному празднику страны цари готовили священную реликвию - «золотое руно», которое и несли на новогодней церемонии.
С подготовкой к Новому году в буквальном смысле слова соединён на пекторали средний, «флористический» ряд: как раз тогда в степи зеленела трава, появлялись вьюнковые растения с цветами, прилетали птицы.
Тот же Пауков обратил внимание, что в верхнем ряду пекторали - 16 фигур, а в нижнем - 23. Скифский календарь как раз и состоял из 16 месяцев по 23 дня каждый.

Прав ли был Геродот?

Исследователи Д. Раевский и М. Русяева первыми рассмотрели на пекторали индивидуальные черты лица царей: по этим чертам можно даже определить возраст и настроение мужчин. В частности, Русяева заметила сходство профиля одного из них с известными изображениями скифского царя Атея (429-339 годы до н.э.), после гибели которого скифы перенесли резиденцию своей державы из степей Причерноморья в Крым, рядом с нынешним Симферополем.
В этой связи Пауков ещё в 1998 году пришёл к выводу, что «золотое руно» пекторали - «карта владений скифов» IV века до н.э., и абрис «руна» повторяет контур черноморского побережья, когда уровень моря был ниже, а на месте Азовского моря существовала долина болот.
По мнению Паукова, на пекторали один царь (Атей) перстом правой руки указывает на Крым (виден даже «завиток» Тендровской косы), где был центр внешней торговли скифов - Неаполь скифский, а другой царь правой ладонью что-то прикрывает на руне, и это «потаённое место» совпадает с силуэтом Некрополя скифского - местом «могил отцов царей-основателей». Геродот назвал этот «город мёртвых - термином Геррас (точно так же в древности именовалась протекающая и ныне река Молочная), заметив, что здесь спрятано священное золото скифов, местонахождение которого царские скифы сберегали ценой собственной жизни.

Ещё одна тайна

Она касается мифических грифонов - существ с телом льва, с головой и крыльями орла, которых древние греки называли «стражами золота у страны гипербореев». И до нашего времени дошла легенда о том, как грифоны появились в Северном Причерноморье.
Их сюда однажды занёс шквальный северо-восточный ветер борей (до сих пор возникающий в районе Новороссийска - бора). Увидев у скифов золотые украшения, оружие, предметы быта, грифоны стали отнимать их у людей, но скифы проворно спрятали свои драгоценности. Тогда грифоны в ярости набросились на лошадей скифов, а на помощь монстрам пришли хищные звери, терзая прочих животных, чтобы лишить скифов мясной пищи. Досталось даже степным кузнечикам - много их погибло под копытами травоядных, в ужасе метавшихся по степи.
Скифы собрались в святилище Эксампей и обратились к владычице неба Табити с просьбой изгнать чудовищ. Богиня ночью «зажгла в небе тропу - и по ней грифоны полетели обратно к гипербореям. Все эти события и изображены на пекторали. Но вот ещё что интересно: грифоны, эти мифические стражи золота, стали эмблемой Музея исторических драгоценностей Украины, а с 21 апреля 1999 года утверждены на гербе Автономной Республики Крым.

В киевском Музее исторических драгоценностей Украины хранится уникальная находка, о которой мало кто не слышал, но мало кто видел воочию. Она считается крупнейшей археологической находкой XX века, шедевром мирового искусства. Ее приблизительная стоимость не менее 2 млн. долларов. Речь о скифской золотой пекторали.

, историческая реликвия и относится к Историческому фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Украины. Это нагрудное украшение скифского царя (предположительно - женское украшение) IV века до н.е., было обнаружено в июне 1971 года во время археологических исследований (под руководством Б. М. Мозолевського) захоронения в кургане "Толстая могила" (скифского периода) вблизи города Орджоникидзе (Днепропетровская область).

Курган "Толстая могила" - тут нашли скифскую пектораль

Шедевр эллино-скифского искусства весит больше килограмма - 1150 г, диаметр составляет - 30,6 см. Пектораль выполнена из чистого золота 958 пробы! Разумеется, не в этом ее богатство, а в ее историческом наследии и... мастерстве! При изготовлении пекторали использовались такие техники, как литье по утраченной восковой модели, гравировка, пайка, чеканка, инкрустация цветными эмалями, филигрань - очень тонкая ювелирная работа древних мастеров. Ученые считают, что она была изготовлена ​​греческими мастерами (т.н. "торевтамы") по заказу скифской знати как дипломатический дар. Скорее всего ее изготовили в ювелирных мастерских Пантикапея или Афин.

Элемент пекторали, где два мужчины держат шкуру жывотного

Сама пектораль имеет луновидную форму и состоит из нескольких ярусов. Они в свою очередь отделены друг от друга четырьмя толстыми полыми трубками (в виде перевитого жгута). В самом верхнем ярусе изображено несколько отдельных и интересных сцен. Основным сюжетом является центральная сцена верхнего яруса: тут двое полураздетых мужчин, растянув мех на руках, готовятся к некоему таинству (см. фото выше). По бокам от основной сцены стоят лошади и коровы с телятами, позади них расположены фигуры скифских слуг, один из них доит овцу, а другой - корову (см. фото ниже). В нижнем ярусе пекторали отражены различные сцены охоты диких и различных фантастических животных. На среднем фризе - фигуры птиц среди побегов цветов.

Нижний и верхний фризы золотой пекторали ажурные. Тут фигурки животных и людей выполнены в технике литья по утраченной восковой модели. Средний фриз расположен на фоне тонкой золотой луновидной пластины, припаянной к двум средних полых трубок. Тут объемные фигуры птиц прикреплены с помощью штифтов среди цветов, их лепестки покрыты цветной эмалью. Концы трубок в верхней части пекторали соединены плоскими трапециевидными обоймами с тремя поясами из орнаментов (цветы лотоса и многолучевые пальметты). К ним прикреплены наконечники с помощью штифтов - застежки в виде головок львов и коротких лент сложной плетенки. Последние с двух сторон вставлены в две прямоугольные обоймы. Верхняя из них украшена цветами лотоса с многолучевыми пальметтами, нижняя обойма - лентой из цветов...

Элемент пекторали с фантастическими животными

Согласно множества интерпретаций золотой пекторали, различных образов и мотивов, ее стилистики, особенно семантики сюжетов, исследователями было разработано немало гипотез и концепций. Среди них и вовсе фантастические. Например, пектораль из Толстой Могилы рассматривалась как модель мифопоэтического пространства-времени, как древний календарь, как древняя карта владений скифов, как изображение великого женского божества Скифии, как атлас скифской космологии и модель Вселенной... Но не так важно, что зашифровано в золотой скифской пекторали, вне всяких сомнений, это уникальная находка из числа скифских сокровищ и бесценный экземпляр скифского золота: пектораль увековечена в монете НБУ, многочисленных научных трудах, интерпретациях и исследованиях.


Ваш Александр Максимчук!
Лучшая награда для меня как автора - Ваш лайк в социальные сети (расскажите друзьям об этой статье), также подписывайтесь на мои новые статьи (просто укажите в форме ниже свой адрес электронной почты и Вы будете первыми читать их)! Не забывайте комментировать материалы, а также спрашивайте любые интересующие Вас вопросы по поводу кладоискательства! Я всегда открыт к общению и стараюсь отвечать на все Ваши вопросы, просьбы и замечания! Обратная связь на нашем сайте работает стабильно - не стесняемся!

Скифская Золотая пектораль считается величайшей археологической находкой 20 века, шедевром мирового искусства. Ее приблизительная стоимость 2 млн. долларов, хотя были предложения на порядок выше. Нашел ее археолог Б.Н. Мозолевский в 1971 году в скифской могиле царя, в кургане Толстая Могила возле г. Орджоникидзе (Днепропетровская обл., Украина). Сама по себе пектораль - это женское украшение которое весит 1,2 кг, состоит из чистого золота 958 пробы, на ней содержится около ста мастерски выполненых фигур, диаметр - 30,6 см. Ее изготовили где-то в 5 веке до н. э. Эта реликвия пережила 100-ни владельцев за времья своего существования. Из-за неё предавали, грабили, убивали. Эта пектораль сильно похожа на скифскую пектораль, найденую в кургане Куль-Оба, около Керчи. Сейчас данная реликвия не дает покоя как профессиональным исследователям так и простым зевакам. Так недавно в учёных кругах появилось такое мнение, что эта пектораль - это, не что иное как зашифрованное послание скифов.

Что означают фигурки на Золотой пекторали?
Всего есть три основные версии объяснения структуры пекторали: Календарь, Карта владений скифов и Модель Вселенной.

По 1-ой версии Золотая пектораль показывает строение нашей Вселенной, в том виде в котором ее видели древние скифы.По 2-ой версии пектораль могла быть своеобразной картой скифских владений, которую могли понять только избранные: военачальники, жрецы, цари.По 3-ей версии пектораль - это древний скифский календарь. Известно что скифы были язычниками, именно поэтому каждый день, месяц, год, и т.д. имели своих божеств в виде домашних животных, расположенных на пекторали по кругу. Есть мнение что, Золотая пектораль - это древние солнечные часы. Тайну этого календаря знали лишь жрецы и цари и элита скифского общества, и благодаря своим знаниям они управляли своим народом.

О чём говорит нам 2-ой ярус Золотой пекторали?
2-ой ярус полностью заполнен цветами. И это неспроста. Это потому что на пекторали находится зашифрованный рецепт старого целебного бальзама из кореней и цветов. Скифы его широко использовали в медицине, зачастую во времена сражений. Основным компонентом бальзама был корень мандрагора. К сожаленню, полностью расшифровать рецепт не удалось, поскольку только по самому золотому изображению очень сложно определить сам цветок.

В центральной части Золотой пекторали - 2-ве мужские фигуры (скорее всего - это древние скифские цари Haп и Пал), они держат в руках шкуру (но это не простая шкура, а карта). Они сидят. Взглянув на эту карту, можно увидеть черты Крыма, левого и правого берегов Черного моря. Но данная шкура-карта условная. Все предметы изображенные на ней определяют захваченную скифами территорию.

Верхний ярус Золотой пекторали содержит вереницу животных, которые идут в разные стороны. В конце концов оказалось, что все эти фигуры показывают конкретный день месяца.
Также на пектороли изображён один очень интересный сюжет - стоит леопард и смотрит, как лев убивает кабана. Здесь леопард символизирует Ассирию, Лев - скифов, кабан - Африку. Если воспользоватся увеличительными приборами, то на пекторали можно увидеть даже египетские пирамиды, которые расположились на голове у кабана. Так данная миниатюра изображает скифскую осаду Египта в 7 веке до н.э. и именно поэтому она есть самой первой Африканской картой. Отдельные трофеи полученные в этих походах (перстни с фараонскими печатями, ювелирные изделия, и т. п.) вместе со скифским золотом попали в Музей драгоценностей.
Так под крылом Жар-птицы находится Южная Украина, а именно - побережье Азовского моря. В скифов жар-птица соответствовала греческой богине Гере, супруге главного бога Зевса. Она изображала место где именно в Северном Причерноморье проживали царские скифы. Кроме того, правое крыло этой Жар-птицы указывает на место где находился скифский некрополь. Жар-птице навстречу летит селезень, который в свою очередь покрывает территорию Стамбула и Турции. На пекторали очень много фигур и у каждой из них есть своё значение.
Календарь скифов напрямую связан с астрологией. В скифском календаре заложен 16-летний цикл (тогда как в китайском - 12-летний цикл). Этот календарь стартует с года утки (жар-птицы). Стоит отметить, что 3-е тысячелетие начнется с года птицы счастья (Жар-птицы). За ним идут годы: Козы, Козла, Барана, Коровы, Тельца, Лошадки, Коня, Кобылы, Жеребца и т. д.
Сейчас Золотая пектораль хранится в Киеве - в Музее исторических драгоценностей Украины.

Известный киевский археолог, Борис Мозолевский, обнаруживший в Гаймановой могиле знаменитую скифскую чашу, вскоре совершил ещё одно выдающееся открытие.

В феврале 1971 года Б.Н. Мозолевский обнаружил ещё один скифский курган в10 километров от знаменитого скифского кургана Чертомлык, неподалеку от Никополя. При ручном бурении кургана, который местные жители называли Толстая могила (высота его 9 метров и диаметр70 метров), археолог Борис Мозолевский обнаружил на глубине 7 метров глину – это верный признак скифской могилы.

Предстояла подготовка археологических раскопок: громадный курган нужно было очистить от верхней насыпи, а это 15000 кубометров земли. Под удалённым верхним слоем археологи обнаружили две гробницы в виде глубоких катакомб, относящихся к более позднему захоронению.

Археологи окружили курган широким рвом, в котором обнаружили следы грандиозной заупокойной тризны, здесь было множество костей животных: диких свиней, лошадей, оленей. Установленный по останкам животных, вес съеденного во время поминок мяса составлял примерно 13 тонн. Если учесть, что поминальная тризна у скифов длилась несколько дней, то в поминках на Толстой могиле участвовало не меньше 3000 человек.

Сначала археологи исследовали боковую гробницу, в которой была сначала обнаружена хозяйственная ниша с бронзовой посудой и остатками жертвенной пищи, затем и погребение молодой скифской царицы в богатых нарядах, в расшитом крупными золотыми пластинами головном уборе, одежде и башмачках. Шею скифской царицы украшала массивная золотая гривна с семью фигурками львов, крадущимися за молодым оленем. Вес гривны - 478 гр. чистого золота. Руки царицы унизаны золотыми перстнями и тремя широкими золотыми браслетами, на её висках - крупные золотые подвески с изображением богини с поднятыми в мольбе руками, вокруг было разбросано около 600 золотых бляшек.

Рядом с «царицей» был погребен двухлетний ребенок в деревянном саркофаге, отделанном алебастром, по-видимому, он умер позже матери и для его погребения был прорыт еже один вход.

В изголовье малолетнего царевича стояли три драгоценных миниатюрных серебряных сосуда для питья вина: кубок, килик и ритон. В руке ребёнка лежал большой золотой браслет - символ власти. В деревянном саркофаге был положен расшитый золотыми пуговками пояс.

Шею царевича украшала золотая гривна, на безымянном пальце правой руки - маленький золотой перстенёк, в его ушах блестели золотые сережки. Вся одежда малолетнего царевича был расшита золотыми бляшками.

Ритуальные украшения из золота изготавливались специально для похорон, ими украшали одежды умерших.

Вместе с умершей царицей и царевичем были похоронены их жестоко убитые слуги: девочка-служанка, женщина-кухарка, воин-охранник и юноша-возничий, вокруг них были разложены соответствующие их занятиям атрибуты.

Археологи обнаружили, что в центральной части, где был похоронен скифский царь, побывали грабители, прорывшие 22-метровый лаз.

Не смотря на то, что эта часть могилы обвалилась, грабителям удалось найти и вынести парадную утварь, царское оружие, украшения.

И всё же Толстая могила остаётся богатейшей из всех известных царских скифских курганов, общий вес найденных в ней золотых украшений равен 4500 гр. золота, это намного превышает вес золота найденного в кургане Куль-Оба, близ Керчи (Пантикопей, Боспорское царство).

Рядом со входом в погребальную камеру, в дромосе (коридоре) лежал царский меч с золотой рукояткой, вложенный в ножны, покрытые золотыми рельефными украшениями, со сценами борьбы животных в традиционном скифском «зверином стиле». Под перекрестьем меча стоят в геральдической позе дерущиеся петухи - это довольно необычный и совершенно новый сюжет в скифском искусстве.

В нижнем ряду изображён фантастический грифон, раздирающий оленя, лев и грифон, нападающие с двух сторон на лошадь, еще ниже – леопард, напавший на оленя и поединок между львом и леопардом. Все сцены борьбы животных выполнены в едином «зверином стиле».

На выступе для подвешивания меча к портупее изображен фантастический рогатый грифон с львиной головой, на хвосте которого змеиная голова. Изображения животных полны динамики и очень реалистичны, очень четко проработаны все мельчайшие детали.

В Толстой могиле Борис Мозолевский нашел неслыханное сокровище: царское парадное нагрудное украшение - золотую пектораль . Это поистине гениальное творение античной торевтики (греч. Toreutikоs) - искусства рельефной обработки художественных изделий из металла. Ныне это произведение искусства получило мировую известность.

Вес пекторали -1150 грамм золота, её диаметр -30,6 см.

Золотая царская пектораль представляет собой символ солнца (коло), состоящих из трёх кругов мира. В первом круге изображена бытовая жизнь скифов, богатство скифов - домашний скот, во втором круге - луговые цветы, лесные травы, дремучий лес, а в третьем круге изображены дикие звери, живущие в дремучем лесу.

Золотая пектораль - это символ царской власти. Одевая пектораль, скифский царь, становился центром солнечного круга и мира. Самоназвание скифов, по Геродоту, сколоты - в этом слове ясно слышен корень «коло» - солнце. «С коло ит», возможно, означало «с солнцем идущий» или «за солнцем идущий», ведь расселение скифских племён шло с востока на запад, то есть скифы всё время шли «за солнцем».

Пектораль состоит из четырех скрученных в жгут трубок, скрепленных на концах застёжкой в виде львиных голов. Вся пектораль по горизонтали разделена на три яруса, заполненные многочисленными изображениями людей и животных, средний ярус украшен цветами и растениями.

В нижнем ярусе пекторали изображены сцены борьбы животных, центральную часть занимают грифоны терзающие коней, по бокам в нижнем ярусе пекторали лев и леопард, терзающие оленя и дикого кабана, дальше идёт сцена погони собак за зайцами и, наконец, в самом углу притаились два кузнечика, сидящие друг против друга.

Особенно интересны сцены мирной жизни скифов, изображённые в верхнем ярусе. «Развернутой симфонией о жизни в представлениях скифского общества» назвал царскую пектораль ее первооткрыватель археолог Борис Мозолевский.

В центре изображены два полуобнажённые скифа, держащих в руках овечью шкуру, золотое руно и ведущих мирную беседу. Один из них трогает мягкую овечью шерсть рукой, как бы проверяя ее качество, его длинные волосы стянуты тугой кожаной повязкой, какой обычно пользуются мастеровые во время работы. Второй скиф, придерживает овечью шкуру и, указывая пальцем, что-то говорит.

Рядом лежит их оружие, вокруг спокойно течёт мирная жизнь: справа жеребёнок сосёт молоко кобылицы, рядом поросёнок, юный скиф, подросток доит овцу, козы пасутся на лугу; слева изображены корова с телёнком, женщина, с заколотыми вверх волосами, держит остро-донную амфору с молоком.

Общая картина пасторальной скифской жизни завершена взлетающими в разные стороны птицами.

Создаётся впечатление, словно, все животные свободно бродят в пространстве пекторали.

Какой приём применил мастер, для придания объёма всем изображённым сюжетам?

Присмотритесь, и вы увидите, что овца (слева) не касается земли, словно, поднята в пространство, мастер прикрепил её к верхнему ярусу за спину. А лошадь, свободно гуляющая и почёсывающаяся копытом, чуть опустила голову и, совсем, не касается верхнего яруса. Все фигурки располагаются свободно и не симметрично, как в жизни, занимая собой всё пространство.

В основе сюжета изображённого на пекторали, несомненно, лежат реальные образы скифов, занятых привычными, повседневными делами, окружённых природными красотами цветов и трав, на которых пасутся стада домашних животных.

Каждая миниатюрная скульптура золотой скифской пекторали, несомненно, шедевр непревзойдённого мастерства скифского мастера Северного Причерноморья IV века до н.э.

Золотая царская пектораль совершила своё триумфальное шествие по многим континентам и странам мира, вызывая восторг и восхищение всех, кому посчастливилось ею любоваться.

В настоящее время скифская золотая царская пектораль из Толстой могилы, хранится в Киеве, в Музее исторических драгоценностей Украины.

Ни для кого не секрет, что за прошедшие тысячелетия, скифские курганы обследовали не только археологи, было немало кладоискателей, которых сейчас называют «чёрными археологами». Используя новейшие достижения техники, такие, как металлоискатели , эхолоты, «чёрные археологи» в поисках кладов, варварски разрушают археологические памятники.

Вероятно, в разные годы в их руки попало множество ценных артефактов из скифских курганов. Сокровища скифских царей могут и сейчас храниться в частных коллекциях любителей старины в разных странах мира.

Как же открыть этот потайной ларчик с сокровищами?

В Украине, как и в России, приняты законы о легализации частных коллекций, что делает законным содержание антикварных коллекций и даёт возможность коллекционерам показать свои сокровища, которые они прятали долгие годы.

В Министерстве культуры Украины зарегистрирована Коллекция частного музея «Родовид», состоящая из 21 предмета.

Все эти золотые предметы найдены в разное время в скифских курганных на территории Украины.

По оценкам экспертов, это подлинные предметы, относящиеся к V-I вв. до н. э, ко времени существования Великой Скифии.

Золотая царская пектораль, из частной коллекции «Родовит», по мнению специалистов, может быть отнесена к числу тех предметов, которые были похищены грабителями у французского археолога Поля Де Брюса, проводившего раскопки скифского кургана Куль-Оба в Керчи в 1830 году.

О возможном родстве золотых украшений из частной коллекции музея «Родовит» с находками кургана Куль-Оба, хранящимися в Эрмитаже, говорят многие эксперты.

Все эти произведения искусства роднит одна и та же техника античной торевтики, и одни и те же сюжеты скифского «звериного стиля»

Крупнейшим археологическим открытием ХХ века признали обнаружение сокровищницы фараона Тутанхамона. Но мало кто знает, что в степях Украины, в начале 70-х годов был найден могильник, который по своей значимости и богатству не уступает египетскому наследию. Речь идет о раскопках скифского кургана близ Керчи. Великий народ, раскинувший свои владения от Восточной Европы до азиатских пустынь, оставил после себя множество тайн и загадок. Главным артефактом племени скифов была царская Пектораль…

Степи Украины, воспетые Гоголем, Шевченко и Брюсовым, пестрят холмами. То тут, то там можно встретить курган, который является молчаливым памятником какого-нибудь события. Эти могилы окружены завесой тайн и суеверий. Народные легенды говорят о то, что запорожцы хоронили убитых товарищей, насыпая землю собственными шапками. А до них курганы возводили племена, кочевавшие по этим степям задолго до славных подвигов воинов Запорожской Сечи. Кочевники пришли на берега Дона еще в 3 тысячелетии до н.э. Это были племена скотоводов, охотников, воинов. Они впервые узнали остроту медного оружия. Они навсегда вписали свои имена в страницы истории. Киммерийцы уступали место склотам. Склоты ушли под давлением скифов. А скифы основали свое великое царство, посреди "коридора" между Азией и Европой. Именно властителям Скифии и принадлежат первые курганы, которые похожи на пирамиды. В них находили последний покой могучие владыки. Геродот, посетивший древнюю Скифию, был поражен богатством этого народа. Еще больше его удивили, с какой помпезностью и пышностью хоронят усопших царей. На тот свет с ними отправляли жен, слуг, коней, утварь, порой целые караваны. Все для того, чтобы царь предстал перед предками в подобающем виде. Курган Куль-Оба, расположенный в нескольких километрах от Керчи, начали раскапывать еще в 1830 году. Уже первые слои земли были под завязку набиты украшениями работы древних греков. Там было золото, серебро, великолепные вазы. Даже серьги с головой богини Афины. Курган обследовали много лет. Он принес немало интересных экспонатов, осевших в хранилищах украинских музеев. Но то, что нашел Борис Мозолевский, оказалось сенсацией. Будучи внештатным сотрудником киевского Института археологии, он с энтузиазмом взялся за раскопки кургана Толстая Могила, на который коллеги давно махнули рукой. Они считали, что там не может быть ничего стоящего внимания, сосредоточив свой взгляд на более "перспективные" южные гробницы. Раскапывать курган начали случайно. Груда земли мешала днепропетровскому горнодобывающему комбинату расширить своё производство. Просто снести курган не позволял закон, поэтому попросили археологов "быстро раскопать". В холодной февральской степи, под мощными порывами ветра два десятка историков-романтиков вступили в противоборство с курганом. На протяжении двух недель Мозолевский и его товарищи просыпались в 5 утра, и до 4 вечера без устали копали, разглядывая каждый клочок земли. Видя мучения археологов, директор комбината Григорий Середы сжалился, и выделил бульдозер. Работать стало легче. Внезапно на южном склоне ученые натолкнулись на удивительной красоты колесницу, которая была отделана бронзовыми плитами, обвешана колокольчиками. Каждый сантиметр повозки был покрыт узорами. В институте поняли, что курган стоит усилий и выделили дополнительный отряд. Чем дальше они углублялись в толщу грунта, тем более древние богатства находили они. Их минула участь расхитителей гробниц. В этом месте был погребен наследник скифского престола. Он лежал в изумительном по красоте алебастровом саркофаге. Тело его было увешано драгоценностями. Рядом была могила матери, которая покоилась в шикарном золотом платье, расшитом ликами животных. На шее у нее был массивный золотой обруч в виде гривы льва. Таких находок не ожидали даже бывалые археологи. Наконец пришло время главной камеры, где покоился царь. Но там уже успели побывать мародеры. Ученые с сожалением сворачивали работы, когда Мозолевский внезапно посмотрел на глиняный пол и заметил тайник. Со всеми возможными осторожностями он сдвинул плиту и... "21 июня 1971 года, в 14 часов 30 минут, близ г. Орджоникидзе Днепропетровской области, Борисом Мозолевским была найдена золотая пектораль - нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э. - весом в 1150 граммов, 30, 6 см в диаметре, выполненная из золота 958 пробы". Такую фразу вы можете найти в любом учебнике археологии. Это было чудесное произведение искусства, вышедшее из-под руки греческого мастера. Ничего подобного прежде на территории Украины не находили. Пектораль представляла собой четыре полых трубки, изящно переплетенных между собой. Они составляли своеобразный каркас. Каждая трубка венчалась головкой небольшого льва, который сжимал в своей пасти кольцо. Через них пропускались шнурки. На них украшение вешалось на шею царю. Пектораль имела три яруса, что отражало представление древних скифов об устройстве Вселенной. Нижний ярус - битва фантастических диких зверей - мир стихий, дикой природы, мир подземного царства, откуда идут корни дерева, и куда все рано или поздно уводят. Средний яру - голубые цветы, птицы - мир живых. Наверху же была жизнь кочевников. Их быт, их подвиги и простые дела. Безусловно, пектораль являлась магическим и религиозным символом, которому поклонялись кочевники. Но смысл пекторали не раскрыт по сей день. Автором этого величественного ювелирного чуда является древний эллин, потомок греков Средиземноморья. Он был настоящим Мастером, в совершенстве обращался не только с металлом, но и прекрасно знал верования и обычаи скифов. Предположительно люди, изображенные на пекторали, имели реальные прообразы. Может среди них есть и заказчики этого чуда. Ныне она хранится в киевском музее исторических древностей Украины. Есть и копия, установленная в Донецке на Театральной площади. Она входит в скифскую композицию. А еще, по сей день, в качестве высшей театральной премии Украины используется точная копия пекторали из кургана Толстая Могила. Имя Бориса Мозолевского навеки вписано в историю археологии. Он стал кандидатом исторических наук и до конца жизни преподавал в родном институте.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!