Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Торжок, львов и пирамиды. Львов николай александрович - биография Почему архитектор львов тайно женился

Удивительна архитектура петербургской Троицкой церкви, которую в народе называют «Кулич и Пасха». Она нехарактерна для православной традиции. Храм — в виде ротонды, колокольня — пирамиды. Масонство какое-то!

Оказывается, возведена эта церковь по проекту выдающегося русского архитектора XVIII века Николая Александровича Львова, который был действительно связан с масонством.

И думается, не случайно он построил несколько пирамид и на своей «малой родине» — в Тверской губернии. Очевидно, он знал о некоторых магических свойствах подобных строений.

Известны три пирамиды, построенные Н.А. Львовым в Тверской губернии: в его собственном имении Никольское-Черенчицы, в усадьбе его родственника в деревне Митино и усадьбе Ф.И. Глебова-Стрешнева Знаменское-Раек. Последняя до нашего времени не сохранилась.

Зато одиннадцатиметровая пирамида в родовой усадьбе Львова оказалась самой прочной постройкой. Она стоит вот уже более 100 лет, тем не менее, к удивлению специалистов, обследовавших ее, не появилось ни трещин на ее гранях, ни следов коррозии. Они решили, что все дело в материале, мастерски подобранном архитектором.

По своим пропорциям тверские сооружения подобны царскосельской «Египетской пирамиде», перестроенной Чарльзом Камероном в 1783 году. Львов мог подробно ознакомиться с нею, когда участвовал в строительстве Софийского собора, главным архитектором которого был Камерон.

Лаборатория масонов

Все три тверские пирамиды использовались как погреба для хранения вин и продуктов. Однако некоторые исследователи считают, что их предназначение было несколько иным, особенно главной, расположенной в имении Никольское-Черенчицы.

Возможно, эта пирамида была секретной лабораторией, в которой российские масоны проводили свои эксперименты. Судя по сохранившимся записям Н.А. Львова, они пытались управлять потоками некоей невидимой энергии.

Считалось, что 13 членов ложи, произносящие особые заклинания во время ритуала внутри пирамиды, могут ни много ни мало влиять на сознание людей. Трудно сказать, насколько успешными были эти эксперименты, но сам архитектор пользовался немалым авторитетом в масонской среде. Не зря ведь именно ему самый мистически настроенный из российских венценосцев Павел I поручил воздвигнуть в Гатчине дворец для приора Мальтийского ордена.

Загадочная эпиграмма

Впрочем, отношение Николая Александровича к тайным мистериям было довольно противоречивым. В его архиве найдена загадочная эпиграмма:

«Рассудку вопреки и вечности в обиду,
А умницам на смех
Построил — да его забвен не будет грех —
Из пыли пирамиду».

Посвящена она, возможно, тому же Камерону и его «Египетской пирамиде». За что же такое неуважение к своему патрону? Не исключено, что Львов узнал тайну личности Камерона, который, как доказано ныне, всю жизнь выдавал себя за другого человека, а его истинное происхождение по сей день вызывает дискуссии.

Но почему же сие строение возведено «вечности в обиду»? Возможно, он знал о том, что план части царскосельских парков в районе Китайской деревни, начертанный Камероном, представляет собой карту звездного неба, причем «Египетская пирамида» занимает в ней место Сириуса — альфы созвездия Большого Пса.

Но по иронии судьбы (или самой императрицы) это сооружение предназначалось для захоронения любимых собачек Екатерины II. Похоже, Львов знал много — гораздо больше, чем говорил. И его отношение к масонству было смесью уважения и иронии.

Трехъярусная пирамида

Так что, скорее всего, пирамиды, построенные Львовым, имели прежде всего утилитарное назначение: они использовались в качестве погребов, в которых можно было хранить вина и продукты. Об этом говорит и сама их конструкция.

Автору этой статьи довелось побывать в Никольском-Черенчицах и попасть внутрь пирамиды. Она стоит на небольшом склоне и частично погружена в землю. В подземной части пирамиды расположен ледник, в который перед весной загружали вырубленный на реке лед. В это помещение ведет вход со стороны хозяйственного двора. Он имеет укрепленный, выложенный из булыжников свод.

Пройдя по небольшому проходу в нижнее льдохранилище, можно увидеть в потолке, прямо по центру, круглое отверстие, через которое проникает свет. А винный погреб и склад пищевых продуктов находились выше, в центральной части пирамиды. Туда ведет другой вход, расположенный на противоположной стороне пирамиды.

Это помещение имеет полусферическую форму. В потолке центральной части пирамиды также имеется цилиндрическое отверстие, имеющее больший, чем у дыры в полу, диаметр. Там расположена верхняя, третья полость пирамиды, которая позволяет, с одной стороны, обеспечить правильную вентиляцию (в четырех гранях пирамиды в верхнем ярусе сделаны вентиляционные отверстия), а также организовать естественное освещение: свет, проникающий через отверстия, отражается от купола и заливает ровным тусклым светом центральную часть хранилища. По сути, здесь царит полумрак, но все же освещения достаточно, чтобы заметить дыру в полу и не упасть в ледник.

Кстати, такой способ освещения Николай Александрович применял и в храмах. Двойной купол — это своеобразная «визитная карточка» архитектора.

Волшебные свойства пирамид

Все говорит о том, что Н.А. Львов был прекрасно осведомлен о волшебных свойствах пирамид и умело применял их на практике. К примеру, его вина, выдерживаемые и хранимые в погребе внутри пирамиды, славились своим прекрасным качеством не только в Тверской, но и в соседних губерниях.

Уже в наши дни ученые доказали, что выдержанные в пирамиде сухие вина (9-12%), особенно красные, обладают лечебными свойствами: оказывают благоприятное воздействие на иммунную систему и состояние стенок сосудов, улучшая кровообращение и восстанавливая биоритмы сосудистой системы. При экспозиции в пирамиде крепких спиртных напитков нейтрализуется действие сивушных масел, и у людей, употребляющих их, не возникает похмельного синдрома.

Семенное зерно, хранимое в пирамиде, давало отличные урожаи: на 30-70% больше, чем зерновые, находившиеся в обычных амбарах. Впрочем, ограниченная площадь склада не позволяла засыпать туда много зерна, к тому же Львов, человек далекий от сельского хозяйства, и не стремился к этому, основное внимание уделяя виноделию, приносившему неплохие доходы.

Нужно еще сказать, что внутри пирамиды овощи и фрукты не только прекрасно сохранялись, но и приобретали особые качества. Энергетические поля пирамиды облагораживали структуру продуктов, делая их более полезными и усвояемыми для организма, к тому же придавая им дополнительные лечебные свойства.

Пирамида в Екатерининском парке. Пушкин

И нынче пирамиды начинают строить для вполне утилитарных целей — хранения и «синхронизации» продуктов питания. Огромную роль в правильном функционировании организма играют биоэнергоритмы пищевых продуктов. Максимальную пользу организму, особенно детскому, приносят овощи и фрукты, выросшие в зоне, где родился и вырос или живет длительное время человек.

Биоэнергоритмы таких продуктов синхронизированы с биоэнергоритмами местных жителей. А овощи и фрукты, выращенные в других странах, обладают иными энергетическими характеристиками. Поэтому их следует экспонировать в пирамиде для синхронизации их биоэнергоритмов с энергоритмами участка Земли, на котором мы живем, и биоэнергоритмами нашего организма.

Кроме того, пирамиды обладают структурирующим полем, оказывающим благотворное влияние на природные объекты, расположенные вне ее. К примеру, фруктовые деревья в саду Львова давали стабильно высокие урожаи. В его усадьбе вызревал даже виноград, который шел на изготовление вин.

Возле пирамиды даже люди, не обладающие экстрасенсорными способностями, ощущают особую ауру. Неизвестно, проводились ли в Никольском-Черенчицах врачебные эксперименты, но в некоторых российских лечебных учреждениях помещение пациентов в поле пирамиды давало положительный эффект при лечении язвы, гастрита и других заболеваний желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы, способствовало заживлению ран.

Вообще же, спектр возможного применения пирамид в народном хозяйстве довольно обширен. И отрадно, что их волшебные свойства все чаще ставятся наукой на службу людям.

Неожиданно съездили на 2 дня в Торжок. Что я помню или знаю по него? Помню, что была там лет 2… тому назад, в общем, очень давно, помню много полуразрушенных церквей и большой валунный мост. Знаю, что там есть много церквей и вертолетный музей. Почитали, поискали, выяснили, что там много всего интересного, и оказывается есть около 400 старинных архитектурных объектов - то есть больше, чем в любом другом городе Тверской области. Поняли, что едем правильно. Правда, в многочисленные церкви так и не зашли, а в вертолетный музей не попали - это очень сложно оказалось, но зато видели много всего другого, не менее интересного.
Получилось так, что вся поездка «посвятилась» творчеству архитектора Николая Львова. Он родился в имении своих родителей недалеко от Торжка и потом много строил для себя, своих родственников и соседей, поэтому из его многочисленных построек львиная доля приходится на окрестности этого города. Но вначале мы этого не знали, вернее не обращали внимания на мелькавшее при чтении описания усадеб имя Львова. Но это имя звучало все чаще и заставило обратить на себя внимание.
Что же это за человек и какой след оставил он на торжокской, да и на всей русской земле? Оказалось - удивительный человек, он занимался всем и во всем был талантлив. Он был:
 одним из самых лучших русских архитекторов (причем теоретиком и практиком), строителем - новатором, создателем новых строительных материалов (землебитные блоки, толь), художником, графиком-новатором;
 садовником, ботаником, мастером садово-паркового и ландшафтного искусства;
 разносторонним изобретателем и инженером-конструктором машин, а также гидротехником, механиком, новатором-создателем отопительно-вентиляционных устройств;
 геологом (по сути, основателем каменноугольной и торфяной промышленности), химиком-исследователем, географом - экологом (как мы говорим теперь);
 поэтом, прозаиком, драматургом, переводчиком, редактором, причем везде и всегда он отстаивал и доказывал большие возможности и достоинства русского языка;
 автором ряда научных книг и художником-иллюстратором изданий;
 историком, археологом, этнографом, искусствоведом;
 композитором, музыкантом, теоретиком музыки и первым профессиональным собирателем народных песен, автором - сценаристом ответственных празднеств;
 дипломатом;
 педагогом.
(с сайта http://www.liveinternet.ru/users/aramill_stells/post221262243)
Удивительна его жизнь. До 16 лет он воспитывался в Черенчицах и был, собственно говоря, дворянским недорослем. Но потом он прибыл в Петербург для прохождения действительной службы в Преоб-раженском полку и получения систематического образования и, живя у своих родственников братьев Соймоновых (один из которых был учредителем и первым директором Горного института, а второй занимался строительством и архитектурой), начал учиться и работать с такой энергией, что уже через 10 лет стал архитектором, которому Екатерина
II заказала постройку собора в Могилеве в честь приезда в город австрийского императора. Всего по его проектам построено более 80 сооружений.
Мы видели его творения в Торжке и 4 соседних усадьбах, их в этом районе больше, но, наверное, мы посмотрели самое главное.
Никольское-Черенчицы - имение, в котором он родился, а в потом жил со своей женой (с которой был тайно повенчан в течение 4 лет, т.к. ее родители не соглашались на брак с никому неизвестным и небогатым архитектором). Усадьба была им обустроена прекрасно, но, к сожалению, осталось мало: один флигель от дворца, погреб, церковь и кузница. Больше всего поражает погреб - он сделан в виде 3-этажной пирамиды: в подвал загружали лед (туда был отдельный вход), на «первом» этаже хранились продукты, «второй» этаж - служил для вентиляции и освещения - лучи, отражались от купола и равномерно освещали помещение - этот прием «двойной купол» Львов использовал и при строительстве церквей.

Удивительно - для такого утилитарного использования - такое сооружение! В Интернете разные точки зрения, но возможно Львов имел какое-то отношение к масонству (иначе, почему бы Павел I заказал ему проект Приоратского дворца в Гатчине), и пирамида тоже появилась в связи с этим. Возможно, такая форма была выбрана, т.к. во время путешествия по Италии Львова очень впечатлила пирамида Цестия. И возможно, Львов знал о волшебных свойствах пирамид, поскольку и вино его, выдержанное в пирамиде, было лучшим в Тверской и соседних губерниях, и семенное зерно, хранившееся там, давало бОльшие урожаи. Теперь неизвестна основная причина, но главное то, что эти странные постройки существуют и изумляют нас. Вторую пирамиду мы видели в усадьбе Митино, где она хранится под уродливым рубероидом вроде как для сохранности, но вид ее ужасен и реставрировать ее пока не собираются.

В Черенчицах также сохранилась церковь-усыпальница Львовых - замечательная классическая ротонда с двойным куполом, внешне она неплохо выглядит, внутри обваливается, а усыпальница Львовых была разорена в 1930-х годах.


От большого дома остался один флигель, в ужасном состоянии, а ведь он был и очень красив, и очень удобен. C вой дом Львов оснастил новшествами и удобствами ("умный дом" по нашему): из колодца, находившегося внутри здания, водоподъемная машина подавала воду в бельэтаж, отапливался дом по "воздушной" системе, которую Львов сконструировал и описал в книге "Пиростатика воздушных печей". Камины также были особого устройства - своего рода кондиционеры: через отдушины в наружной стене дома поступал свежий воздух, проходя через змеевик камина, он нагревался, затем по каналу поступал в своеобразные вазы, наполненные розовой водой, что стояли рядом с камином. Через решетки ваз свежий, теплый, ароматизированный воздух наполнял комнаты. (с сайта http://deadokey.livejournal.com/118049.html)
В соседнем имении своих дядьев Арпачево Львов построил Казанскую церковь с удивительной колокольней, которая очень напоминает маяк.

Многие пишут о том. что колокольня "падает". У нас на некоторых фотографиях она тоже получилось наклонной. Так вот я прочитала, что Львов специально сделал такую иллюзию, сместив каждый ярус относительно центральной оси, и башня с любой стороны кажется падающей. Не знаю - так ли это на самом деле?
Еще одно особенно близкое для меня сооружение мы увидели в Музее деревянного зодчества Василево - огромный 100-метровый валунный мост (ну, люблю я мосты, наверное, это дедушка - проектировщик ж/д мостов - во мне проявляется). Красивейшее и потрясающее сооружение! Огромные валуны держатся только за счет собственного веса без применения цемента или других связывающих компонентов. (Василево - тоже бывшая усадьба родственников Львова).


В самом Торжке мы видели ротонду на берегу р.Тверцы и Борисоглебский монастырь, где Львов простроил собор и замечательную колокольню.

А венцом творчества Львова стала Усадьба Знаменское-Раек, принадлежащая вельможе екатерининского времени Ф.И.Глебову-Стрешневу. Якобы Екатерина II назвала это место раем - ничего не напоминает? Буквально 2 недели назад мы были в подмосковной усадьбы Райки, про которую тоже рассказывают эту легенду.


Мне, кажется, раем это место сделал именно Львов, построив чудесный классический дворцовый ансамбль и украсив парк всевозможными плотинами, гротами, мостиками. Но «иных уж нет, и те далече…» Многое утеряно, последней погибла погреб-ротонда (простроенная по типу погребов-пирамид).
Реставрацией усадьбы занялась компания «Конкор», решив устроить тут фешенебельный отель, успели частично отремонтировать, но тут грянул кризис, и сейчас, похоже, даже электричества нет (по крайней мере, не было в наше посещение).

Красота спасет мир.. Но, боюсь я, не успеет. Похоже все-таки мир (общество, народ) погубит красоту.
Хотелось бы, чтобы наш мир выглядил именно так

а не так.


Поезжайте в Торжок и посмотрите творения Львова, пока они еще живы, и расскажите своим друзьям про него - этот человек достоин того, чтобы люди знали про его жизнь и творчество!

Затерянные в лесах Тверской области старинные усадьбы - отличный повод отправиться в путешествие по заснеженным проселкам. Особенно если эти постройки обязаны появлению на свет архитектору, которого современники называли «гением вкуса».

Из Москвы выехали пораньше, еще затемно. Световой день короток, а увидеть и сфотографировать хочется многое. Хорошо известная питерская трасса проблем не вызывает: где положено пробочка, где обычно - гаишники в кустах с радарами. Направляемся мы под Торжок, небольшой по современным меркам городок Тверской области, в 230 километрах от Москвы. Цель поездки - знакомство с творчеством русского архитектора Николая Александровича Львова (1753-1803), уроженца Новоторжского уезда Тверской губернии. Среди самых знаменитых его работ - Невские ворота Петропавловской крепости, здание почтамта в Санкт-Петербурге, Приоратный дворец в Гатчине, Иосифовский собор в Могилеве, Екатерининская церковь в Валдае. А вообще специалисты определяют более 30 зданий, спроектированных и построенных Львовым. Державин написал: «Он был исполнен ума и знаний, любил науки и художества, отличался тонким и возвышенным вкусом…» Многое из творческого наследия архитектора сохранилось (точнее, пока не разрушилось) и в его родных краях. Вот по ним-то мы и прокатимся…


ШЕСТЬ ГОЛУБЕЙ, ШЕСТЬ ДОРОГ

Точной даты основания Торжка не известно, но первое упоминание о поселении Новый Торг на реке Тверца в Новгородской летописи датируется 1139 годом. Нынешний облик старой части города начал формироваться в 1766 году, когда в пожаре он выгорел почти полностью. С одним из пожаров, не раз случавшихся в многовековой истории, связана и легенда возникновения герба города, на котором изображены шесть голубей: три золотых и три серебряных, с алыми ленточками, похожими на языки пламени. Якобы взяла княгиня Ольга дань с богатых, но непокорных жителей голубями, которых держали в каждом дворе, считая приносящими удачу, да и отпустила их на волю, привязав к лапкам горящую паклю. Птицы по обыкновению вернулись в свои голубятни и подожгли весь город. Впрочем, существуют и другие толкования. Мол, золотые голуби символизируют богатство, а серебряные - гостеприимство. Или что шесть голубей - это как шесть ворот крепости и шесть путей, «разлетающихся» в разные стороны. По одному из них мы и направились - ныне дороге местного значения, ведущей на северо-запад, между питерской трассой и шоссе на Осташков.

На освящение храма в Арпачеве 16 августа 1791 года съехалось все большое семейство Львовых

СЕМЕЙНЫЙ МАЯК
Село Арпачево (ранее Рапочево) вместе с ближайшими деревнями и полями в 1669 году было пожаловано за безупречную службу предку будущего великого архитектора - стряпчему Борису Пименовичу Львову и с тех пор стало родовым гнездом Львовых. До наших дней здесь сохранились только семейная церковь во имя Казанской иконы Божией матери и колокольня (N57 05,778 E34 37,805), возведенные Н. А. Львовым. Почему он выбрал для колокольни такую необычную для русских традиций форму, похожую на маяк? Может быть, чтобы всегда указывала дорогу к отцовскому дому? Нам же очень приятно было встретить в морозный день в этом глухом, по сути, месте интересующихся историей совсем молодых людей - «сузуководов» из Питера, читателей журнала. Спасибо вам, ребята!

А собственную усадьбу Черенчицы (в паре километров от Арпачева) зодчий полностью обустроил по своему вкусу. Даже назвал своим именем - Никольское. Стоящий на пригорке дом в два с половиной этажа был не только изыскан в отделке, но и оснащен по последнему на тот момент слову прогресса. Имел он и водоподъемную машину, и систему отопления с прообразом современного кондиционера. Центральный зал высотою в два этажа подсвечивался не только сквозь окна, но и через остекленные проемы в потолке, являвшемся одновременно полом бельэтажа. А еще были парк с журчащими ручьями, несколько искусственных прудов, подземный водопровод, фонтаны, арочные мостики, гроты. Работали ветряная мельница, кузница, зернохранилище, скотный двор. Все это в прошлом… До наших дней дожили лишь часть центрального дома с флигелем, оригинальный трехъярусный погреб в виде пирамиды из валунов и мавзолей (N57 05,486 E34 40,541). Он тоже имеет три уровня. Сверху летний храм Воскресения, ниже - теплый храм Св. Николая, а под ним усыпальница, где и покоится тело гениального архитектора.

Работая над проектом храма Воскресения, Н. А. Львов писал: «Я всегда думал выстроить храм Солнцу…»

ЧЕРТОВ МОСТ
Даже если вы никогда не были в Тверской области, этот мост точно видели. Сцена битвы светлых и темных сил в фильме «Ночной дозор» снималась именно на нем (N57 05,796 E34 57,957). Музейный комплекс в селе Василево - место довольно известное (мы тоже о нем уже писали, правда, в другой связке достопримечательностей), но, посвящая маршрут творчеству Львова, миновать его невозможно. Здесь на территории старинной усадьбы Львовых (однофамильцев) находится историко-этнографический музей. А архитектурно-парковая часть усадьбы была создана стараниями Николая Александровича. Кроме жилых и хозяйственных построек, он спроектировал и возвел каскадную систему прудов и совершенно уникальный 100-метровый арочный мост, собранный насухую(!) из валунов, держащихся вместе лишь за счет силы тяжести. Не из-за этого ли не понимающие подобной архитектурной мистики местные жители прозвали мост «чертовым»?

ФИРМЕННОЕ УГОЩЕНИЕ
Возвращаемся в город. Сумерки используем для посещения Борисоглебского собора (N57 02,061 E34 57,491), основанного еще в XI веке и перестроенного в 1785-1796 годах по проекту Н. А. Львова. Считается, что по его же проекту в 1804-1811 годах возведена и надватная Введенская церковь с колокольней, изящно устремленная ввысь над приземистым куполом собора. Здесь работает небольшая экспозиция, посвященная архитектору, а в центре города возле Крестовоздвиженской часовни, перестроенной в 1814 году в ротонду (тоже Львов), ему установлен памятник (N57 02,457 E34 57,813). Далее можно было бы, как и положено настоящим путешественникам, удалиться из цивилизации на природу и разбить палаточный лагерь в лесу, но решили последовать совету Пушкина, писавшего приятелю:

«На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай
И отправься налегке…»

Почему этот мост местные жители называют Чертовым? Может быть, потому,
что он чудесным образом сложен без цемента?

Гостиниц в Торжке как минимум три. Одна, как гласят рекламные щиты, с VIP-сауной, другая - «новая уютная», а третья - расположенная на набережной одноименной реки Тверца (N57 02,411 E34 57,872). В ней, соблазнившись историческим месторасположением, мы и остановились. Номера без изысков, но чистые, теплые и уютные (одноместный - 1300 руб., двухместный - 2100 руб.), есть бесплатная охраняемая парковка. К гостинице же примыкает знаменитый «ресторан Пожарского», куда мы и направились вечером ужинать. Визитная карточка заведения - пожарские котлеты, готовятся из куриного мяса по давнему рецепту дочери хозяина ресторана, который так уважал Александр Сергеевич, бывавший здесь более 20 раз. В меню современного общепита на набережной среди горячих блюд они тоже числятся первыми (160 руб. за пару). Но… отсутствующими в ассортименте. То ли окорочков в тот день не завезли, то ли рецепт за новогодние праздники чуть подзабылся… Сказать, что ушли не солоно хлебавши, конечно, нельзя, но пришлось довольствоваться под «Радио-шансон» банальными отбивными с картошкой-фри.

НАВИГАЦИЯ В ИСТОРИЮ

Утром выдвинулись в южном направлении по дороге на Старицу. Заодно решили поэкспериментировать и проверить на практике работу маршрутизации свежей версии «гарминовских» «Дорог России» (топокарты, сборка 6.04) от «Навикома». Задача - попасть в деревню Переслегино, что на берегу реки Рачайна. Прибор шустро проложил до нее маршрут, точно вывел из города, и мы отдались его власти. За разговорами о тонкостях навигации чуть не проскочили населенный пункт Грузины (N56 56,037 E35 03,015). Раньше имение называлось Кузнечики, и сюда тоже неоднократно заглядывал А. С. Пушкин, путешествуя из Петербурга в Берново и Малинники. Владельцем усадьбы был К. М. Полторацкий - герой войны 1812 года и дядя А. П. Керн (кстати, ее могила находится на погосте в Прутне, что в паре километрах к северу от Василева). Впрочем, пушкинская тема в Тверской области требует самостоятельной поездки. А вот львовский мостик в Грузинах через небольшую речку Жаленку сразу в глаза бросается. Как Чертов, только поменьше…

200 лет назад усадьба Знаменское-Раек блистала роскошью.
Поражает она своей изысканностью и сегодня…

Повинуясь воле навигатора, свернули с шоссе в Захожье и километров на десять углубились по проселкам в тверские леса. Как красиво! Снег вокруг искрится и переливается в лучах низкого солнца. Еловые лапы, покрытые настоящими сугробами, завораживают. И лиса, потревоженная шумом мотора, несется по обочине! На дороге голый - без преувеличения - лед, но полный привод обеспечивает отличную устойчивость на курсе. Эй, а где он, этот правильный курс? Космический штурман явно пытается вывести нас к пункту назначения кратчайшей срезкой по просеке. А заказывали вроде «по дороге»… Возможно, летом она здесь и есть, но сейчас только полуметровая снежная целина. Приходится отключить маршрутизацию (все-таки она скорее для города или трассы) и заново прокладывать маршрут вручную. Благо картография в версии 6.04 - это лучшее, что на сегодня есть в векторном формате. Показаны и рельеф, и множество дополнительных топографических деталей - мосты, броды, линии электропередач и пр.

Возвращаемся на шоссе и уже наверняка правильно сворачиваем с него южнее, миновав деревню Мошки, за мостом через Рачайну (N56 49,815 E35 02,773). И опять десяток километров по ледяному проселку, который приводит к нужной точке (N56 49,085 E34 52,350) и… очередной встрече с читателями! На этот раз из Москвы и к тому же участниками нашего прошлогоднего квеста. Вместе осматриваем и фотографируем останки восхитительной церкви Петра и Павла, копии собора в Могилеве. Отличие от оригинала лишь в двух парных звонницах над входом. По косвенным признакам ее заказчиками считают помещиков Полторацких. И, как ни странно, к работе Львова ее стали относить только в 90-х годах прошлого века. По сей день специалисты однозначно так и не определились, его это рук и головы дело или нет. Нет и точной датировки: кто называет 1780 год, кто 1820-й. Сходятся лишь, что стиль Львова отчетливо прослеживается.

Продолжаем знакомить наших читателей с книжной серией «Коллекция МА» — совместным проектом Музея архитектуры и издательства «Кучково поле». В прошлый раз мы рассказывали о про великого Константина Мельникова, а сегодня представляем издание, посвященное одному из самых известных русских палладианцев XVIII века — Николаю Львову.

Николай Львов (1753 — 1803) остался в истории архитектуры не только как автор классических зданий, в которых он планомерно претворял в жизнь заветы Андреа Палладио, но и благодаря своей теоретической работе. Именно он перевел на русский язык и издал «Четыре книги об архитектуре» Палладио, вместе с которыми в Россию пришло само представление о классической линии зодчества.

Сегодня Музей архитектуры хранит одну из самых крупных коллекций наследия Николая Львова, в которую входит его графика и обмерные чертежи, а также архивные фотографии сохранившихся построек. Эта коллекция и легла в основу книги, многие материалы которой стали доступны широкому читателю впервые. Тексты для издания написали историки архитектуры Зоя Золотницкая и Михаил Ильин.

Выходные данные: Архитектор Николай Львов. Храмы, дома, усадьбы эпохи классицизма / Авт.-сост. З. Золотницкая. — М., «Кучково поле», 2015. — 176 с.

Купить книгу можно на сайте издательства «Кучково поле », в книжной лавке Музея архитектуры и магазинах Москвы. Избранные страницы доступны на сайте издательства.

Мы публикуем отрывок из вступительной статьи Зои Золотницкой «Николай Львов — архитектор эпохи Просвещения».

В истории русской архитектуры последней трети XVIII века творчество Николая Львова по праву занимает место рядом с крупнейшими мастерами петербургской классической школы Иваном Старовым, Джакомо Кваренги, Чарльзом Камероном. Архитектурное наследие зодчего значительно и разнообразно, оно включает множество проектов и осуществленных сооружений, творческие труды по проблемам классицизма и садово-паркового искусства. Однако серьезные занятия архитектурой не исчерпывали творческих возможностей Львова. Энциклопедически образованный человек, проявивший себя во многих областях науки и искусства, Львов был истинным сыном века Просвещения и принадлежал к кругу наиболее передовых и талантливых людей своего времени.

Современники знали его как поэта и переводчика, гравера и рисовальщика, теоретика музыки и собирателя народных песен, изыскателя природных ископаемых, ботаника, гидролога, археолога, изобретательного инженера и государственного деятеля. Талант Львова без преувеличения уникален, настолько он многогранен. Порой кажется, что одарив его столь щедро, природа хотела доказать человеку его возможности. И не случайно рождение этой яркой личности произошло в эпоху, когда возродился глубокий интерес к познанию мира, новые философские и государственные идеи захватили русское общество, а в отечественной культуре утверждался классицизм. Действительно, все, чем занимался Львов в своей жизни, было отмечено печатью новизны, гуманистических устремлений и искренних патриотических порывов. И, конечно, нельзя не поразиться той невероятной деятельной энергии, которой он обладал и которая позволила ему осуществить многое из задуманного.

Николай Александрович Львов происходил из дворянской семьи среднего достатка. В 1769 году юноша приехал в Петербург из родительского поместья в Тверской губернии для прохождения службы в Преображенском полку. Судя по воспоминаниям современников, еще учась в полковой школе, молодой офицер интересовался всеми видами искусств и в особенности архитектурой. В дальнейшем его увлечение зодчеством сопровождалось глубоким и серьезным изучением специальной литературы и знакомством с отечественным и мировым архитектурным наследием. Известно, что в1776-1777 годы Львов путешествовал по странам Европы и особенное внимание уделял архитектуре классической древности и Возрождения.

Не имея достаточных средств к существованию, Львов вынужден был состоять на государственной службе. В 1780 году он поступает на службу в Коллегию иностранных дел, в 1782-м становится советником «Главного почтовых дел правления», а в 1797-м был назначен директором «Угольных приисков и разработки оных в империи». По долгу службы в этих учреждениях, Львов большую часть жизни провел в Петербурге, постоянно деля себя между государственными делами и занятиями искусством.

Нравственные, эстетические и художественные идеалы сблизили его с известными литераторами того времени — Гавриилом Державиным, Василием Капнистом, Иваном Хемницером, Михаилом Муравьевым. Вместе они составляли знаменитый в Петербурге поэтический кружок. Насколько ценилось в их кругу мнение Львова, можно судить по словам Державина: «Он был исполнен ума и знаний, любил Науки и Художества и отличался тонким и возвышенным вкусом, по которому никакой недостаток и никакое превосходство в художественном или словесном произведении укрыться от него не могло. Люди, словесностью, разными художествами и даже мастерствами занимавшиеся, часто прибегали к нему на совещание и часто приговор его превращали себе в закон». Львов хорошо знаком был с крупнейшими русскими живописцами Дмитрием Левицким и Владимиром Боровиковским. Известно также, что дружеское и творческое общение связывало Львова с Джакомо Кваренги и Чарльзом Камероном, зодчими близкими ему по архитектурным вкусам.

Архитектуре Львов явно отдавал предпочтение перед другими искусствами. Его увлеченную натуру захватил процесс обновления, происходивший в русском зодчестве. Это были годы блистательного расцвета отечественной архитектуры, время создания яркой и самобытной классической школы. Россия привлекала размахом строительства и реальной возможностью осуществления самых смелых замыслов многих талантливых западноевропейских мастеров. Преобразовывались целые города, возникали сотни интереснейших ycaдeбных ансамблей. И, конечно, впечатление от торжественной красоты первых значительных зданий Петербурга, сооружаемых на глазах Львова (это были Мраморный дворец и Академия художеств, Малый и Старый Эрмитажи) влияло на формирование Львова как архитектора.

До нашего времени не дошли сведения о том, как постигал Львов столь трудную и тонкую практику строительного искусства; неизвестно, кто из русских мастеров мог помогать ему в этом. Несмотря на то, что Львов не получил специального образования, природное дарование, упорный интерес и постоянное самосовершенствование позволили ему стать одним из ведущих мастеров русского классицизма.

Эстетические и теоретические принципы Львова-архитектора обнаруживают глубокое творческое отношение к классическому наследию. Обращаясь к первооснове ордерной архитектуры — классике Древней Греции и Рима, изучив ее каноны, Львов стремился следовать законам и принципам античного наследия. Однако это не означало точного воспроизведения и копирования классических образцов на практике (хотя в архитектуре XVIII века это считалось принятым). Почерпнув у классики «сии величественные формы, сие понятие красоты, неподражаемую соразмерность», он воспринял основное — тончайшее чувство неповторимости и изменяемости канонов в каждом конкретном случае. Львов писал по этому поводу: «Нет почти двух храмов древних одинакового ордера, которые бы в членах своих одинаковый размер имели, и не токмо местоположение определило разность сей пропорции, но само употребление зданий».

Этими же принципами руководствовался Львов и по отношению в архитектурному наследию Андреа Палладио — итальянского зодчего Высокого Возрождения — известного своей блестящей интерпретацией античности. Львов высоко ценил мастерство Палладио, тщательно изучал его творчество, издал первый том его трактата об архитектуре и осознанно избрал «палладианство» в своем творчестве. Особенно проявилось это в усадебных и жилых городских постройках архитектора. Они далеки от слепого подражания. Требования целесообразности, иные климатические условия, другой жизненный уклад в сочетании с творческой фантазией мастера позволили создать неповторимые композиции и ансамбли.

Обширное архитектурное наследие Львова принадлежит и столицам, и провинции. 3одчий проектировал и строил в Петербурге, Москве, Могилеве, Торжке, на Валдае, в подмосковных, тверских, малороссийских усадьбах.

Иллюстрации предоставлены дизайн-студией ABCdesign

Точная дата рождения Львова была установлена в 2001 году в ходе анализа документов, содержащихся в ГАТО:

«Специальные справочники и прошение Львова епископу Тверскому и Кашинскому от августа 1789 г. помогли установить, что Черенчицы входили в приход церкви Николая Чудотворца с. Арпачево. В метрических книгах этой церкви за 1751-1752 гг. нет интересующих нас записей. Но в „Книге Новгородской епархии Новоторжского уезда села Арпачево церкви Николая Чудотворца попа Якова Карпова, пономаря Петра Михайлова записная о приходских тоя церкви людех на три части: кто имяны когда родились, браками венчались и померли. 1753 года, генваря 1 числа“ в первой части о родившихся под № 2 значится: „4 маия. Санкт-Петербургского гарнизона прапорщика Александра Петрова сына Львова сын Николай“.

Этот факт подтверждается и сведениями, содержащимися в исповедной ведомости вышеназванной церкви. В „Росписи Новгородской епархии Новоторжского уезда села Арпачево церкви Николая Чудотворца попа Якова Карпова, пономаря Петра Михайлова, обретающихся при оной церкви, в приходе нижеявленных чинов людем, со изявлением против коегождо имене о бытии их в святую сего 1753 года четыредесятницу у исповеди и святые тайн причастия и кто ж исповедался токмо, а не причастился и кто ж не исповедался“ имеется запись о том, что в 1753 г. „у исповеди были: сельца Черенчицы Санкт-Петербургского гарнизона прапорщик Александр Петров сын Львов 30 лет, его жена Параскева Федоровна 28 лет, дети: Николай полугода, Надежда 5 лет, Мария 3 лет, Евдокия 2 лет“».

Дмитриева Г. М. «Документы Государственного архива Тверской области о Н. А. Львове» // «Гений вкуса: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной творчеству Н. А. Львова» / Ред. М. В. Строганов. - Тверь: ТвГУ, 2001. - С.9

  • Усадьба «Василёво » на реке Тверце в трех километрах севернее Торжка.
  • Андреевский А.К. Отопление. - Минск: Выш. школа, 1982. - с. 5.
  • Грунтостроение - Благотворительный фонд им. Н. А. Львова
  • Тверское училище культуры им. Н. А. Львова
  • Доступны в часы работы музея Петропавловской крепости (официальный сайт музея).
  • В здании по-прежнему располагается Петербургский почтамт; внутренность здания полностью перестроена.
  • Церковь действующая, открыта для доступа практически постоянно.
  • В здании располагается Музей русской словестности - филиал Всероссийского музея Пушкина (официальная страница музея)
  • Дворец отреставрирован и музеефицирован (официальный сайт музея).
  • Памятник достаточно сильно разрушен.
  • Памятник, представлявший собой фантазию на тему античного бассейна для водных представлений, разрушен практически полностью; в настоящее время на его месте сохранился только бесформенный пруд.
  • Церковь действующая.
  • Авторство Львова для собора установлено документально; атрибуция надвратной церкви произведена только по схожести стилистики. Монастырь частично действующий, частично музеифицирован. Собор находится в достаточном хорошем состоянии, в интерьере (на 2010 год) установлены леса и доступ закрыт. Надвратная церковь-колокольня находится в удовлетворительном состоянии, доступ внутрь здания закрыт.
  • Усадьба передана в аренду частной фирме, на 2010 год идет реставрация, доступ в парк платный в определенные часы, доступны платные экскурсии по усадебному дому, возможно остановиться на ночлег (официальный сайт усадьбы).
  • В часовне интересные фрески, выполненные по мотивам европейских гравюр 18 века. На 2010 год часовня закрыта, ключ в соседней усадьбе Знаменское-Раёк, посещение только по особой договоренности.
  • В церкви хорошо сохранилась богатая отделка. Церковь действующая, службы проводятся нерегулярно; для доступа следует обращаться к священнику церкви села Заовражье (контакты Осташковского благочиния Тверской епархии РПЦ). Рядом расположен большой запущенный усадебный парк, усадебный дом и постройки в парке утрачены.
  • Все постройки расположены в большом запущенном парке. На 2010 год погреб-пирамида отреставрирован и постоянно открыт, усадебный дом полностью заброшен и разрушается, церковь в хорошем состоянии, закрыта и доступа внутрь нет, захоронения Львовых в крипте церкви большей частью уничтожены.
  • На 2010 год церковь медленно реставрируется по инициативе местного жителя Г.Шапошникова; реставрация снаружи почти закончена, интерьер в лесах; колокольня заброшена и быстро разрушается; церковные службы не проводятся.
  • Усадьба музеифицирована, на ее территорию перенесены различные памятники деревянной архитектуры Тверской области (
  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!