Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

«тв центр»: история в цифрах и фактах. Канал ТВЦ. История старообрядчества: от раскола к признанию Главный редактор твц

к 20-летию канала


20 лет – солидный возраст для ТВ-канала. За это время на «ТВ Центре» было столько всего интересного! Возможно, вы не знали, что…

* Цифровое вещание телеканала в составе первого мультиплекса организовано во всех 85 субъектах Российской Федерации – то есть свыше 90% россиян имеют возможность просмотра «ТВ Центра».

* Аудитория международной версии канала – TVCI –составляет порядка 40 миллионов человек. Канал смотрят жители СНГ, Восточной и Западной Европы, Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, США и Канады.

* У канала есть свой современный интернет-портал – www.tvc.ru , на котором можно почитать новости, посмотреть любимые программы в online-режиме или найти их в разделе «Видео», поучаствовать в online-голосованиях и т.д.

* В 2016 году начал вещание телеканал «Центральное телевидение», на котором можно посмотреть архивные проекты «ТВ Центра», уже не идущие в эфире (например, «Временно доступен», «Сто вопросов к взрослому», «Таланты и поклонники» и т.д.).

* На «ТВ Центре» есть программа, выходящая в эфир с самого начала вещания – это «События». Также почти ровесники канала – «Постскриптум» (19 лет), утренний канал «Настроение» (18 лет), «Городское собрание» (18 лет), «Московская неделя» (17 лет), «События. 25-й час» (17 лет).

* На канале по сей день выходит легендарная детская программа «АБВГДейка» (первый выпуск программы вышел в 1975 году, на «ТВ Центре» – с 2002 года).

* Согласно исследованиям, многие телезрители считают «ТВ Центр» интеллигентным, семейным, домашним телеканалом, на котором отсутствует скандальность и «чернуха».

* Со дня премьеры 3 октября 2016 года в эфир вышло 130 выпусков ток-шоу «Естественный отбор». Из них 104 программы были посвящены различным продуктам питания: телезрителей учили выбирать сметану, пельмени, шпроты, чай, красную икру и многое другое.

* За два года существования ток-шоу «Мой герой» в студии программы побывало более 300 гостей: актеры, певцы, поэты, музыканты, ведущие, спортсмены и т.д. Но единственный, кто побывал дважды, – художник Александр Шилов.

* Обращали внимание на специфический и весьма грозный закадровый голос в программе «Без обмана»? Он принадлежит актеру Максиму Пинскеру («Час Волкова», «Семья маньяка Беляева»). В жизни он говорит по-другому, а эти тон и манера были подобраны специально для «Без обмана».

* «ТВ Центр» – основной канал экранизаций романов Татьяны Устиновой. Многие премьеры детективов, снятых по фильмам писательницы («Сразу после сотворения мира», «Хроника гнусных времен», «С небес на землю», «Отель последней надежды» и т.д.) прошли именно на «ТВ Центре».

* С 1997 по 1999 год на канале транслировались этапы гонок «Формула-1». Гонки комментировали Сергей Анисимов и Сергей Ческидов.

* На «ТВ Центре» зажигались многие звезды отечественного ТВ. Так, например, в 1997 году здесь начал работать Дмитрий Губерниев – ныне известный спортивный комментатор, телеведущий. А в начале 2000-х актриса и продюсер Ольга Погодина («Женская интуиция», «Маргарита Назарова») четыре года проработала в программе «Времечко» с Кирой Прошутинской.

Краткая справка

Телеканал «ТВ Центр» – один из ведущих федеральных российских каналов, который впервые вышел в эфир 9 июня 1997 года. 21 апреля 2013 года «ТВ Центр» юридически признан федеральным телеканалом – Указом президента РФ №367 включен в состав первого цифрового мультиплекса.


Юлия Быстрицкая

Наиболее яркие и популярные передачи телеканала – это информационно-аналитические программы «В центре событий» с Анной Прохоровой, «Постскриптум» с Алексеем Пушковым, политические ток-шоу «Право голоса» с Романом Бабаяном и «Право знать!» с Дмитрием Куликовым, развлекательные ток-шоу «Мой герой» с Татьяной Устиновой и «Естественный отбор» с Отаром Кушанашвили и Зинаидой Руденко, новостные выпуски «Событий», утренний информационно-познавательный канал «Настроение».

Генеральный директор АО «ТВ Центр» – Юлия Анатольевна Быстрицкая.

Раскол в Русской церкви в XVII веке породил “оппозиционную веру” – старообрядчество. Староверы отказались принимать реформу патриарха Никона, за что были подвергнуты репрессиям. Лишь спустя несколько столетий реформаторы были вынуждены раскаяться.

Сегодня одним из самых загадочных – и одновременно представляющих наибольший интерес – течений христианства является старообрядчество. Возникшее в результате церковной реформы, старообрядчество не исчезло, а стало жить по своим канонам, преимущественно на окраинах страны. Пережив гонения, старообрядцы существуют и поныне как в России, так и за её пределами.

Целью церковной реформы была унификация богослужебного чина Русской церкви с Греческой церковью и прежде всего - с церковью Константинопольской. Главным реформатором Русской церкви стал патриарх Никон, находящийся под покровительством молодого царя Алексея Михайловича. Главным противником реформ стал протопоп Аввакум, которого после начала гонений на несколько дней бросают в темницу без еды и воды, а затем отправляют в ссылку в Сибирь, где Аввакум стал главным проповедником старообрядчества, объединяющим староверов по всей стране. Несмотря на годы ссылок и гонений, протопоп и его товарищи за отказ от уступок были сожжены в срубе в Пустозёрске.

Художник П. Е. Мясоедов. Фрагмент картины “Сожжение протопопа Аввакума”. 1897 г. Фото: В. Бабайлов/РИА Новости

Отправной точкой в Богослужебной реформе, ставшей также причиной раскола церкви, стала дата 9 февраля 1651 года. После одного из церковных соборов царём Алексеем Михайловичем было объявлено о введении “единогласия” в богослужении вместо “многогласия” по всем церквям: было отдано распоряжение “петь в один голос и неспешно”. После этого царь, в обход утверждения соборного постановления 1649 года о допустимости “многогласия”, поддерживаемого Московским патриархом Иосифом, сделал аналогичное обращение к Константинопольскому патриарху, который также дал добро на “единогласие” в церквях. Помимо царя и Константинопольского патриарха, реформу о пении поддержали царский духовник Стефан Вонифатьев и постельничий Фёдор Михайлович Ртищев. Во многом именно они переубедили царя Алексея Михайловича перейти к “единогласию”.

Церковная реформа патриарха Никона в живописи. Фото: Global Look Press

В целом же, реформа содержала следующие пункты:

1. Так называемая “книжная справа”, выразившаяся в редактировании текстов Священного писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям, в частности, в принятом в Русской Церкви тексте перевода Символа Веры: был убран союз-противопоставление “а” в словах о вере в Сына Божия “рожденна, а не сотворенна”, о Царствии Божием стали говорить в будущем (“не будет конца”), а не в настоящем времени (“несть конца”), из определения свойств Духа Святаго исключено слово “Истиннаго”. В исторические богослужебные тексты был внесён ряд других исправлений, например, в слово “Ісус” (под титлом “Ic”) была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться “Іисус” (под титлом “Іис”).

2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена т. н. метаний, или малых земных поклонов - в 1653 году Никон разослал по всем московским церквям “память”, в которой говорилось: “не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились”.

4. Крестные ходы Никон наказад проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).

5. Возглас “аллилуйя” во время пения в честь Св. Троицы стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).

6. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.


Жители села Кумская долина во время службы в церкви на Святую Троицу. Фото: Валерий Мельников/РИА Новости

Стремление патриарха Никона к унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам вызвало сильнейший протест сторонников старых обрядов и традиций. Спустя несколько лет после перехода к “единогласию”, в 1656 году, на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. Ещё через год собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды.

Религиозная часть страны фактически оказалась в состоянии войны: первым выразил своё несогласие Соловецкий монастырь, за что вполедствии и поплатился – в 1676 году он был разорён стрельцами. В 1685 году царица Софья, по просьбе духовенства, издаёт документ под названием “12 статей”, предусматривающий различного рода репрессии в отношении староверов – изгнания, тюрьмы, пытки, сожжения заживо в срубах.


Жительница села Кумская долина крестится двоеперстием перед иконой у себя дома. Фото: Валерий Мельников/РИА Новости

“12 статей” были отменены лишь Петром I в 1716 году. Царь предложил старообрядцам перейти на полулегальный режим существования, взамен потребовав платить “за оный раскол всякие платежи вдвое”. Вместе с тем, за старообрядческое богослужение или совершение треб по-прежнему была предусмотрена мера наказания в виде смертной казни, а все старообрядческие священники объявлялись либо расколоучителями, если это были старообрядческие наставники, либо изменниками православию, если они раньше были священниками.

Однако даже такие репрессии не убили старообрядчество в государстве. По некоторым данным, в XIX веке около трети всего населения страны причисляли себя к старообрядцам. После введения единоверия, то есть, признания староверами иерархической юрисдикции Московского Патриархата при сохранении собственных традиций, дела у религиозного течения улучшились: например, старообрядческое купечество богатело и помогало одноверцам. В 1862 году большие дискуссии в старообрядческой среде произвело Окружное послание, которое делало шаг навстречу новообрядному православию. Оппозиционеры этому документу составили толк неокружников.


Женщины-прихожанки молятся в старообрядческой молельне. Фото: Юрий Кавер/РИА Новости

Несмотря на выход из подполья, староверам по-прежнему запрещалось подниматься на полностью легальный уровень. “Раскольники не преследуются за мнения их о вере; но запрещается им совращать и склонять кого-либо в раскол свой под каким бы то видом”, – говорилось в статье 60 Устава о предупреждении и пресечении преступлений. Им запрещалось строить церкви, заводить скиты, а существующие даже чинить, а также издавать какие-либо книги, по которым было бы возможно вести богослужения, их религиозный брак не признавался государством, а все родившиеся до 1874 года у староверов дети не считались законнорожденными. После 1874 года старообрядцам разрешили жить в гражданском браке: “Браки раскольников приобретают в гражданском отношении, через записание в установленные для сего особые метрические книги, силу и последствия законного брака”.

Официальный выход староверов на легальный уровень произошёл 17 апреля 1905 года: в этот день был издан Высочайший Указ “Об укреплении начал веротерпимости”. Указ отменял законодательные ограничения в отношении староверов и в частности гласил: “Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам”. Теперь староверам разрешили проводить крёстные ходы, совершать колокольный звон, организовывать общины; в легальное поле ушло и Белокриницкое согласие. Старообрядцы-беспоповцы оформили поморское согласие.


Одна из церемоний старообрядцев. Фото: Global Look Press

Интересно, что приход к власти большевиков не вернул старообрядцев в подполье; напротив, власти РСФСР, а затем и СССР, достаточно благосклонно относились к староверам, видя в них оппозицию принятому в дореволюционной России православию – так называемой “тихоновщине”. Впрочем, такая благосклонность просуществовала лишь до конца 1920-х годов. Великая Отечественная война была встречена староверами неоднозначно: большинство из них призвало встать на защиту Родины, тогда как были и исключения – например, Республика Зуева и староверы-федосеевцы деревни Лампово стали коллаборационистами.

В старообрядческой церкви пению уделяется большое воспитательное значение. Петь надо так, чтобы “звуки поражали слух, а заключающаяся в них истина проникала в сердце”. Классическая постановка голоса у староверов не признаётся – молящийся человек должен петь своим естественным голосом, в фольклорной манере. В знаменном пении нет пауз, остановок, все песнопения исполняются непрерывно. Во время пения следует стремиться к однородности звучания, петь “в один голос”. Раньше состав церковного хора был исключительно мужским, но из-за малочисленности певцов на сегодняшний день практически во всех старообрядческих моленных и церквах основу хоров составляют женщины.


Верующие читают молитвенник на крыльце старообрядческой домовой молельни. Фото: Михаил Дмитриев/РИА Новости

На сегодняшний день крупные старообрядческие общины, помимо России, существуют в Латвии, Литве и Эстонии, в Молдавии, Казахстане, Польше, Беларуси, Румынии, Болгарии, Украине, в США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии. Главенствующей у староверов является Русская Православная Старообрядческая Церковь (Белокриницкое согласие, осн. 1846), насчитывающая около миллиона прихожан и имеющая два центра – в Москве и в румынском городе Браиле.

Существует также Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) у которой на территории России насчитывается около 200 общин (большинство из них не зарегистрированы). Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ. Духовно-административный центр Русской Древлеправославной Церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области, а после – в Москве.


Священнослужитель во время службы в церкви. Фото: Валерий Мельников/РИА Новости

В 2000 году на Архиерейском соборе Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами: “Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого Обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви… Простите, братья и сестры, наши прегрешения, причинённые вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причинённых вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрёка, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения… В XX веке на Православную Российскую Церковь обрушились новые преследования, теперь уже от рук богоборного коммунистического режима… Мы со скорбью признаём, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад Старого Обряда нашими предшественниками. Итак, мы сознаём горькие последствия событий, разделивших нас и, тем самым, ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем своё глубокое желание исцелить нанесённую Церкви рану…”.

Среди известных приверженцев старообрядчества можно выделить мецената и основателя Третьяковской галереи Павла Третьякова, видного деятеля Донского казачества Венедикта Романова, преподавателя ВШЭ и советского диссидента Павла Кудюкина, экс-главу службы безопасности президента России Бориса Ельцина Александра Коржакова, учёного Дмитрия Лихачёва, и других.

Избранные статьи от сайт:

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. , ,

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

Государственное унитарное предприятие города Москвы Московский городской Центр арендного жилья. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

центр - а, м. centre m., нем. Zentrum < , лат. centrum <гр. kentron острие; средоточие. 1. Точка пересечения каких нибудь осей, линий в фигуре, точка сосредоточения каких н. отношений в теле. Центр окружности. Центр эллипса. Согласно двизатися… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Центр (Center) Василий Шумов на концерте «Центра» в Москве, 17.11.2006. Страны … Википедия

Центр по энергосбережению … Википедия

- (от др. греч. κέντρον острие, средоточие) Точка пересечения каких либо осей, линий в фигуре, точка сосредоточения каких либо отношений, сил в теле. Место, одинаково удалённое от краёв, концов чего либо; середина. Срединная и главная часть… … Википедия

Сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? центра, чему? центру, (вижу) что? центр, чем? центром, о чём? о центре; мн. что? центры, (нет) чего? центров, чему? центрам, (вижу) что? центры, чем? центрами, о чём? о центрах 1. Центром называется… … Толковый словарь Дмитриева

- (лат. centrum, от греч. kentron). 1) средоточие, средина круга, шара и проч. 2) политическая партия в Германии, в качестве протеста против дальнейшего развития германского союза во имя независимости церкви от государственной власти. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

Открытое акционерное общество коммерческий Банк Центр инвест Тип Открытое акционерное общество Лицензия Генеральная № 2225 Деятельность Все виды банковской деятельности Девиз … Википедия

Центр масс (центр инерции, барицентр) в механике это геометрическая точка, характеризующая движение тела или системы частиц как целого. Содержание 1 Определение 2 Центры масс однородных фигур 3 В механике … Википедия

Центр Образования № 166 Дир … Википедия

Книги

  • Центр экологического образования. Вчера. Сегодня. Завтра , . Центр экологического образования:вчера, сегодня, завтра…
  • Центр города , . Фишки- Возраст 6+- 60 игр и заданий - 7 увлекательных маршрутов для прогулок- Квест-задания в самом центре Москвы- Игра`Найди и покажи`в столице- Самые известные достопримечательности города-…
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!