Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Этапы жизни Григория. Типическое и индивидуальное. Сочинение на тему: Путь исканий Григория Мелихова в романе Тихий Дон, Шолохов Жизненный путь григория мелехова кратко

В самом начале романа становится ясно, что Григорий любит Аксинью Астахову – замужнюю соседку Мелеховых. Герой бунтует против своей семьи, осуждающей его, женатого человека, за связь с Аксиньей. Он не подчиняется воле отца и уходит из родного хутора вместе с Аксиньей, не желая жить двойной жизнью с нелюбой ему женой Натальей, которая после этого покушается на самоубийство – режет шею косой. Григорий и Аксинья становятся наёмными работниками у помещика Листницкого.

В 1914 году – первый бой Григория и первый убитый им человек. Тяжело переживает Григорий. На войне он получает не только Георгиевский крест, но и опыт. События этого периода заставляют его задуматься о жизненном устройстве мира.

Казалось бы, революции совершаются для таких, как Григорий Мелехов. Он вступил в Красную Армию, но не было у него в жизни большего разочарования, чем реальность красного лагеря, где царят насилие, жестокость и бесправие.

Григорий уходит из Красной Армии и становится участником казачьего мятежа в качестве казачьего офицера. Но и здесь – жестокость и несправедливость.

Он вновь оказывается у красных – в коннице Будённого – и вновь испытывает разочарование. В своих шатаниях от одного политического лагеря к другому Григорий стремится найти ту правду, которая ближе его душе и его народу.

По иронии судьбы, он оказывается в банде Фомина. Григорий думает, что бандиты – это и есть свободные люди. Но и здесь он чувствует себя чужаком. Мелехов оставляет банду, чтобы забрать Аксинью и бежать с нею на Кубань. Но гибель Аксиньи от случайной пули в степи лишает Григория последней надежды на мирную жизнь. Именно в этот момент он видит перед собой чёрное небо и «ослепительно сияющий чёрный диск солнца». Писатель изображает солнце – символ жизни – чёрным, подчёркивая неблагополучие мира. Прибившись к дезертирам, Мелехов прожил с ними почти год, но тоска вновь погнала его к родному дому.

В финале романа умирают Наталья, родители, погибает Аксинья. Остались только сын да младшая сестра, вышедшая замуж за красного. Григорий стоит у ворот родного дома и держит сына на руках. Финал оставлен открытым: осуществится ли когда-нибудь его простая мечта жить, как жили его предки: «пахать землю, ухаживать за ней»?

Женские образы в романе.

Женщины, в жизнь которых врывается война, отнимает мужей, сыновей, разрушает дом и надежды на личное счастье, берут на свои плечи непосильный груз работ в поле и дома, но не сгибаются, а мужественно несут этот груз. В романе даны два основных типа русских женщин: мать, хранительница очага (Ильинична и Наталья) и прекрасная грешница, неистово ищущая своё счастье (Аксинья и Дарья). Две женщины - Аксинья и Наталья - сопутствуют главному герою, они самозабвенно любят его, но во всём противоположны.

Любовь – необходимая потребность существования Аксиньи. Неистовство Аксиньи в любви подчёркнуто описанием её «бесстыдно-жадных, пухлых губ» и «порочных глаз». Страшна предыстория героини: в 16 лет она была изнасилована пьяным отцом и выдана замуж за Степана Астахова, соседа Мелеховых. Аксинья сносила унижения и побои мужа. У неё не было ни детей, ни родни. Понятно её желание «за всю жизнь горькую отлюбить», поэтому она яростно защищает свою любовь к Гришке, которая стала смыслом её существования. Ради неё Аксинья готова на любые испытания. Постепенно в её любви к Григорию появляется почти материнская нежность: с рождением дочери её образ становится чище. В разлуке с Григорием она привязывается к его сыну, а после смерти Ильиничны заботится обо всех детях Григория, как о своих. Жизнь её оборвалась от случайной степной пули, когда она была счастлива. Она умерла на руках у Григория.

Наталья – воплощение идеи домашнего очага, семьи, естественной нравственности русской женщины. Она самоотверженная и ласковая мать, чистая, верная и преданная женщина. Много страданий принимает она от своей любви к мужу. Она не хочет мириться с изменой мужа, не желает быть нелюбимой – это заставляет её наложить на себя руки. Тяжелее всего будет Григорию пережить то, что перед смертью она «простила ему всё», что она «любила его и вспоминала о нём до последней минуты». Узнав о смерти Натальи, Григорий впервые ощутил колющую боль в сердце и звон в ушах. Его терзает раскаяние.

М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».

Роман М.Булгакова многомерен. Эта многомерность сказывается:

1. в композиции – переплетении различных сюжетных пластов повествования: судьба мастера и история его романа, сюжет о любви мастера и Маргариты, судьба Ивана Бездомного, действия Воланда и его команды в Москве, библейский сюжет, сатирические зарисовки Москвы 20-х – 30-х годов;

2. в многотемье – переплетении тем творца и власти, любви и верности, бессилия жестокости и силы прощения, совести и долга, света и покоя, борьбы и смирения, истинного и фальшивого, преступления и наказания, добра и зла и т.д.;

Герои М.Булгакова парадоксальны: они – бунтари, стремящиеся обрести покой. Иешуа одержим идеей нравственного спасения, торжества правды и добра, счастья людей и бунтует против несвободы, грубой власти; Воланд, обязанный в качестве Сатаны вершить зло, последовательно творит справедливость, смешивая понятия добра и зла, света и тьмы, что подчёркивает порочность общества и земной жизни людей; Маргарита бунтует против обыденной реальности, своей верностью и любовью разрушая и преодолевая стыд, условности, предубеждения, страх, расстояния и времена.

Кажется, что дальше всех от бунта мастер, ведь он смиряется и не борется ни за роман, ни за Маргариту. Но именно потому он и не борется, что он – мастер; его дело – творить, и он сотворил свой честный роман вне всякой корысти, карьерной выгоды и здравого смысла. Его роман и есть его бунт против «здравого» представления о творце. Мастер творит векам, вечности, «хвалу и клевету приемлет равнодушно», точно по А.С.Пушкину; ему важен сам факт творчества, а не чья-то реакция на роман. И всё же мастер заслужил покой, но не свет. Почему? Наверное, не за то, что отказался от борьбы за роман. Возможно, за то, что отказался от борьбы за любовь (?). Параллельный ему герой Ершалаимских глав Иешуа боролся за любовь к людям до конца, до смерти. Мастер – не Бог, а всего лишь человек, и как всякий человек – в чём-то слаб, грешен… Лишь Бог достоин света. А может быть, покой – именно то, что больше всего необходимо творцу?..

Ещё роман М.Булгакова – о бегстве от обыденной реальности или о преодолении её. Обыденная реальность – это и жестокий в своей неправедности режим Кесаря, попирающий совесть Пилата, воспроизводящий доносчиков и палачей; это и фальшивый мир Берлиозов и окололитературных кругов в Москве 30-х годов; это и пошлый мир московских обывателей, живущих выгодой, корыстью и сенсациями.

Бегство Иешуа – это обращение к душам людей. Мастер ищет ответы на повседневные вопросы в далёком прошлом, тесно связанном, как оказалось, с настоящим. Маргарита поднимается над бытом и условностями с помощью любви и чудес Воланда. Воланд разделывается с реальностью с помощью своей дьявольской силы. А Наташа и вообще не хочет возвращаться в реальность из потустороннего мира.

Ещё этот роман – о свободе. Не случайно герои, освободившиеся от всяческих условностей и зависимостей, получают покой, а несвободный в своих действиях Пилат терпит постоянную пытку беспокойством и бессонницей.

В основе романа – мысль М.Булгакова о том, что мир во всей своей многогранности един, целостен и вечен, и частная судьба любого человека любого времени неотрывна в нём от судеб вечности и человечества. Этим и объясняется многомерность художественной ткани романа, объединившей все пласты повествования одной идеей в монолитное цельное произведение.

В финале романа все герои и темы сходятся на лунной дороге, ведущей к вечному свету, и спор о жизни, продолжаясь, переходит в бесконечность.

Анализ эпизода допроса Иешуа Понтием Пилатом в романе «Мастер и Маргарита» (2 глава).

В 1 главе романа практически нет ни экспозиции, ни предисловия. С самого начала разворачивается спор Воланда с Берлиозом и Иваном Бездомным о существовании Иисуса. В доказательство правоты Воланда сразу же помещается 2 глава «Понтий Пилат», рассказывающая о допросе Иешуа прокуратором Иудеи. Как позднее поймёт читатель, это один из фрагментов книги мастера, которую клянёт Массолит, но хорошо знает Воланд, пересказавший этот эпизод. Берлиоз позже скажет, что этот рассказ «не совпадает с евангельскими рассказами», и будет прав. В Евангелиях есть лишь лёгкий намёк на мучения и колебания Пилата при утверждении смертного приговора Иисусу, а в книге мастера допрос Иешуа представляет собой сложный психологический поединок не только нравственного добра и власти, но и двух людей, двух индивидуальностей.

Раскрытию смысла поединка помогают несколько деталей-лейтмотивов, искусно используемых автором в эпизоде. В самом начале у Пилата предчувствие плохого дня из-за запаха розового масла, который он ненавидел. Отсюда – мучащая прокуратора головная боль, из-за которой он не двигает головой и выглядит каменным. Затем – весть о том, что смертный приговор для подследственного должен утверждать именно он. Это ещё одна мука для Пилата.

И всё же в начале эпизода Пилат спокоен, уверен, говорит негромко, хотя автор и называет его голос «тусклым, больным».

Следующий лейтмотив – секретарь, фиксирующий допрос. Пилата жгут слова Иешуа о том, что запись слов искажает их смысл. Позже, когда Иешуа снимет Пилату головную боль и тот почувствует расположение к избавителю от боли помимо своей воли, прокуратор будет то говорить на неизвестном секретарю языке, то вообще выгонит секретаря и конвой, чтобы остаться с Иешуа один на один, без свидетелей.

Ещё один образ-символ – солнце, которое заслонял своей грубой и мрачной фигурой Крысобой. Солнце – раздражающий символ тепла и света, и от этих тепла и света всё время пытается спрятаться мучающийся Пилат.

Глаза Пилата сначала мутные, а после откровений Иешуа всё больше и больше блестят прежними искрами. В какой-то момент начинает казаться, что, наоборот, Иешуа судит Пилата. Он избавляет прокуратора от головной боли, советует ему отвлечься от дел и погулять (словно врач), журит за потерю веры в людей и скудность его жизни, затем утверждает, что лишь Бог даёт и отбирает жизнь, а не властители, убеждает Пилата, что «злых людей нет на свете».

Интересна роль влетающей на колоннаду и вылетающей из неё ласточки. Ласточка – символ жизни, не зависимой от власти кесаря, не спрашивающей у прокуратора, где ей вить, а где не вить гнездо. Ласточка, как и солнце, - союзник Иешуа. Она смягчительно действует на Пилата. С этого момента Иешуа спокоен и уверен, а Пилат тревожен, раздражён от мучительного раздвоения. Он всё время ищет повод оставить в живых симпатичного ему Иешуа: то думает заключить его в крепость, то поместить в сумасшедший дом, хотя сам говорит, что тот не сумасшедший, то взглядами, жестами, намёками, недоговорённостью подсказывает арестанту нужные для спасения слова; «с ненавистью почему-то глядел на секретаря и конвой». Наконец, после приступа ярости, когда Пилат понял, что Иешуа абсолютно бескомпромиссен, он в бессилии спрашивает у арестанта: «Жены нет?» - словно надеясь, что она бы смогла помочь вправить мозги этому наивному и чистому человеку.

Тема урока : Путь исканий Григория Мелехова.

(по роману М.Шолохова «Тихий Дон»)

Тип урока – конференция (урок обобщения и систематизации знаний).

Технология: коммуникативная (на этапе подготовки урока – исследовательская).

Цели:

Образовательная: рассмотреть панораму жизни донского народа в трагические моменты истории и отметить, как исторические события отразились на жизни людей на примере героя Григория Мелехова.

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы с текстом и дополнительной литературой и умение высказывать свои мысли о прочитанном.

Воспитательная : воспитывать любовь к Родине, родному краю и историческому наследию своего народа.

Оборудование: художественные тексты, портреты писателя и главного героя, карта Ростовской области, схема «Путь исканий Григория Мелехова», мультимедийные средства.

Этапы урока :

    Организационный момент: Приветствие, представление специалистов (литературоведы, историки, географы, творческая группа),

    Вступление:

Слово учителя о путешествии;

Стих. «Человеку надо мало» Р. Рождественского.

    Основная часть:

Слово о писателе;

Х. Татарский - собирательный населённый пункт;

О мелеховской семье;

О главном герое;

Воинская служба;

В Первую мировую войну;

В революцию;

Гражданская война;

Участие в Верхнедонском восстании;

У Красных;

В банде Фомина;

Душевная пустота, возвращение домой;

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами проводим необычный урок – урок - путешествие. Любите ли вы путешествовать? А что происходит с человеком во время путешествия?

Ответ : Встречи интересные, незабываемые; узнавание чего-либо нового, полезного; испытание чувств радости, удивления, восхищения.

Мы совершим виртуальное путешествие, и будут его проводить специалисты. Вы, ребята, попробуете себя в новой роли, в роли историков, литературоведов, географов. Есть у нас и творческая группа: Кабаргин Сергей, Чеботарев Евгений, которые подготовили слайды, видео. Всё для работы начинающих специалистов у нас есть.

Необычность путешествия заключается в том, что это путешествие по замечательной книге и литературным местам. Мы совершим его по жизненному пути и судьбе не только главного героя, но и всего донского казачества, потомками которого мы и являемся.

У нас есть тайный вопрос, на который мы должны будем ответить в конце путешествия: что скрывается под этим кругом? Может, кто-то уже догадался?(ответы учащихся) Этот вопрос будет загадкой, на которую мы ответим в конце урока.

Итак, ребята, а что самое главное в путешествии?

Ответ : Возвращение домой.

Учитель : Конечно же, главное – это дорога домой.

Начинаем работу: слово – литературоведам.

Стихотворение «Человеку надо мало» Р.Рождественский .

Человеку надо мало:

Чтоб искал и находил.

Чтоб имелись для начала

Друг один и враг один…

Человеку надо мало…

Чтоб тропинка вдоль вела.

Чтоб жила на свете мама.

Сколько нужно ей – жила…

Человеку надо мало:

После грома – тишину,

Голубой клочок тумана,

Жизнь одну. И смерть одну…

Невеликая награда.

Невысокий пьедестал.

Человеку мало надо.

Лишь бы дома кто – то ждал.

Учитель : Ребята вы уже поняли, что путешествие мы совершим с главным героем романа «Тихий Дон» Григорием Мелеховым, а написал это гениальное произведение М.А.Шолохов. И мы отправляемся в путь из родного дома Михаила Александровича, замечательного донского казака, известного писателя и просто человека, влюбленного в свой край! И чем талантливее писатель, тем правдивее его путь.

Географ: Итак, хутор Кружилин. (показ на карте)

Историки: Родился М.А. Шолохов в 1905г. в х. Кружилине станицы Вешенской Донецкого округа (теперь это Шолоховский район Ростовской области). Детство его прошло в ст. Каргинской: здесь он учился, здесь начал писать свои первые литературные произведения. Отсюда ушел добровольцем на Гражданскую войну.

Потом в мирное время была работа в Москве. В 1926г. Михаил Александрович начинает работать над романом « Тихий Дон», часто приезжая в родные места: х. Кружилин, ст. Базковскую, Вешенскую. В Базках он порою ночи напролет беседовал с Харлампием Ермаковым – прототипом Григория Мелехова, нашего проводника в сегодняшнем путешествии.

Как много общего в судьбе реального казака, Харлампия Ермакова, и литературного героя, Григория Мелехова. Даже в происхождении: у Ермакова бабушка - турчанка, привезенная из Турции дедом - участником войны 1877-1878гг. И поэтому внук – Харлампий был по-восточному смугл, горбонос, станичники прозвали его «цыганом». Это описание в романе соответствует и нашему герою.

Учитель: Следующая остановка нашего путешествия в литературном месте.

Литературоведы: Действие романа начинается в х.Татарском. Это чисто литературный хутор, но он существует в произведении среди реальных хуторов и станиц. Попробуем определить его местонахождение. По Шолохову, х. Татарский – у самого Дона, на берегу «воротца со скотиньего база ведут на север, к Дону». Дон находится к северу только по отношению к правобережным хуторам. Значит, х. Татарский на правом берегу. Жители старинных хуторов давно спорят о том, какой хутор описан в романе М.А. Шолоховым. Одни говорят, что х. Татарский – это х. Калининский, другие утверждают, что это х. Базковский. И всё же х. Татарский – это собирательный населенный пункт.

Учитель: очень поэтично начало книги.

Литературоведы: «Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки, и дальше – перекипающее под ветрами воронёной рябью стремя Дона» - вот запевные строки великого романа. Мелеховский курень, стоявший на краю хутора Татарского оказался в самом центре событий мировой и русской истории, так как волны жизни широко расходятся от него и отовсюду сходятся к нему.

Литературоведы : Среди волн бушующего моря народной жизни писатель выбрал семью Мелеховых. Она не лучше других, но она - из самой глубины, подлинная наследница того, что накоплено было веками, она заключает в себе человеческие духовные богатства. Оттого хорошо в кругу Мелеховской семьи: с ними просто, надёжно, уверенно и интересно, хотя и работать надо с утра до ночи, и неожиданностей немало, и взрывы обжигающие бывают. И в то же время, какое отрадное чувство защищённости, чувство дома!

Литературоведы: Здесь прошли детство и юность главного героя романа. Здесь он рос, мужал, научился растить хлеб, косить сено, стал добрым казаком. Здесь встретил свою первую любовь – замужнюю Аксинью. В этом хуторе завел свою семью, по воле отца, Пантелея Прокофьевича, женился на доброй и порядочной Наталье Коршуновой. Уже перед свадьбой Григорий осознал, что судьба его – Аксинья, и понял, что Наталья – нелюбимая. Поэтому немного прожив с женой, он уходит с Аксиньей в имение Ягодное, что недалеко от х. Татарского. Здесь они нанимаются в работники к богатому помещику Листницкому.

Учитель: А помогите, пожалуйста, историки-географы.

Географы : Имение Ягодное – это тоже вымышленное литературное название, но историки нам говорят, что под этим вымышленным названием подразумевается х. Ясеновка.

Географы: Путешествуем дальше: самое яркое и любимое место казаков – станица Вешенская .

Историки: Ст. Вешенская по праву считается одной из самых старейших и красивых казачьих станиц, берега которой омываются чистыми водами батюшки – Дона. Перенесена она с места разорённой при Петре 1 Чигонацкой станицы и переименована в Вешенскую. Здесь перед службой на верность царю и Отечеству давал присягу Григорий Мелехов.

А перед этим старый казак даёт наставления (заповеди казака): « Хочешь живым быть, из смертного боя целым выйти – надо человеческую правду блюсти. Чужого на войне не бери – раз. Женщин упаси Бог трогать, и ещё молитву такую знать».

В этих заветах старины есть и гуманные слова об отношении к женщине, и о том, что армия не должна заниматься грабежами и насилием.

Литературоведы : Достойно проводить служивого в армию было делом чести всей семьи, поэтому Пантелей Прокофьевич, проглотив обиду, приезжает в Ягодное к Григорию и привозит справу: две шинели, седло, шаровары, а Григорий очень волнуется: «подходит Рождество, а у него ничего не было готово».

Историки-географы : В канун Первой Мировой войны призвали Григория в императорскую армию. «Со станции Чертково (это старинная станция названа в честь Войскового атамана Михаила Ивановича Черткова и находится на границе Ростовской области и Украины) казаков срочной службы вёз состав, груженный казаками, лошадьми и фуражом на Воронеж, а дальше Западная Украина, где и началась его военная служба. А в скором времени здесь же застала главного героя и начавшаяся Первая мировая война.

(чтение эпизода романа)

Литературоведы : В небольшом западноукраинском городке – Лешнёве суждено было Григорию участвовать в первом бою и впервые убить человека, солдата-австрийца: «Вдоль железной решетки сада, качаясь, обеспамятев, бежал австриец без винтовки…Григорий встретился с австрийцем взглядом - на него мёртво глядели залитые смертельным ужасом глаза. Австриец, медленно сгибал колени, в горле у него гудел булькающий хрип. Жмурясь, Григорий махнул шашкой. Удар с длинным потягом развалил череп надвое. Австриец упал, топыря руки, словно поскользнувшись; глухо стукнули о камень мостовой половинки черепной коробки. Конь прыгнул, всхрапнув, вынес Григория на середину улицы».

Это была первая боевая атака, в которой принял участие Мелехов, первый бой и первый убитый им человек – безымянный австрийский солдат.

Литературоведы: Впервые Григорий ощутил всей душой дикую, ужасную нелепость бойни, необходимость убивать людей, которые не принесли ему ни малейшего зла, таких же, как он, вчерашних земледельцев или рабочих. Нелегко было забыть ему тот августовский день…Григорий Мелехов…тяжело перемалывал в себе внутреннюю боль, часто в походах и на отдыхе, во сне и в дрёме чудился ему австриец, тот, которого срубил у решётки.

Это была «тяжелая наука войны», после которой герой мужает и становится храбрым воином, защитником Отечества.

Литературоведы : Война продолжается. В одном из боев раненый Григорий спасает жизнь офицера-командира, за что и был он представлен к награде – Георгиевскому Кресту.

Историки:

Здесь же, на войне, впервые он услышал о несправедливости существующего строя. Всё чаще звучала мысль о свержении царского правительства. И хотя Область Войска Донского жила автономно, а казаки были свободными людьми, но у Григория появились первые сомнения. Вспомнил он и беседу с пулеметчиком Гаранжой, который говорил о неизвестных «доселе истинах, разоблачая подлинные причины возникновения войны, едко высмеивая самодержавную власть».

Литературовед - географ : После второго ранения Григория отправляют на лечение в станицу Каменскую. Сейчас это современный город Каменск – Шахтинский. После госпиталя – короткий отпуск домой в х. Татарский. Здесь его с любовью и уважением встречают не только родные и близкие, но и казаки-станичники. И мысли о новой власти большевиков, о новой жизни рассеиваются в голове Григория. Он возвращается снова на фронт. В конце 1916 года Григорий Мелехов за боевые отличия был произведён в хорунжие и назначен взводным офицером.

Историки: Но вот наступает трагический, для нашего героя да и для всего донского казачества, 1917 год. Свершился октябрьский переворот (именуемый ранее как Великая Октябрьская социалистическая революция).

Географ: Город Новочеркасск был центром Области Войска Донского, а в 1918 году стал и центром притяжения всех бежавших от большевистской революции. Сюда, на Дон, где главнокомандующим был Алексей Максимович Каледин, приезжают оставшиеся в живых белогвардейские генералы и офицеры. Они решают, что необходимо защитить свободолюбивый и независимый Дон от новой власти большевиков. И казачество разделилось надвое. Началась Гражданская братоубийственная война. Своим пламенем она охватила всю Область Войска Донского. Особенно ожесточенные бои были под Каменском, в районе пос. Глубокого, Чертково, Миллерово, под Ростовом, Новочеркасском и, конечно же, на Верхнем Дону. (показать по карте)

Историки : Вернувшись с войны «крестовым кавалером», Григорий после революции принимает сторону красных, участвует в свержении Областного правительства генерала А.М. Каледина. И только безвинная кровь убитых Подтёлковым пленных офицеров-чернецовцев заставила Григория отойти от активной борьбы за Советскую власть на Дону. Весной 1919 года вспыхнуло Верхнедонское восстание, Григорий с неохотой принимает в нем участие, но постепенно эта борьба превращается для него в жестокую борьбу за Родину, за Дон. Безжалостно Григорий расправляется с красноармейцами, мстит за убитого брата. Страшное потрясение переживает герой после одной из атак, где зарубил четырех матросов. В истерике кричит он: «Братцы, нет мне прощения! Кого же рубил!» Не находит Григорий оправдания себе за слепую ненависть к красным.

Литературоведы: Почему такое потрясение переживает герой? Может, потому, что «со своими ли работаешь аль с чужими – одинаково тяжело, ежели работа не в совесть». А братоубийственная война – это и есть «работа не в совесть». Много думал Григорий о несправедливости, с которой сталкивался в это время, о бессмысленности и безнадежности этой вооруженной борьбы, в которую был втянут. И то, что зрело, что постепенно накапливалось в сознании, в его душе – прорвалось в решение: добровольно сдаться Красной армии и перейти в её ряды. Он стал бойцом 14-й дивизии, входившей в состав конной армии под командованием Будённого. Они рейдом прошли по Украине, воевали в Крыму, освобождали Симферополь и Севастополь.

Литературоведы : Последняя часть романа – осень двадцатого года. Григорий, демобилизованный красный командир, приехал в х. Татарский. Здесь суждено было Григорию Мелехову до дна испить горькую чашу страданий (из всей большой мелеховской семьи остались только Дуняшка, сестра, и дети, Полюшка и Мишатка, так ласково называет их Григорий), горькую чашу трагических заблуждений и ошибок. Он бежал из родного хутора, вступил в банду Фомина, рыскал с ней по придонским землям, спасаясь от отрядов Красной конницы. Здесь, на Дону, герой осознаёт: навоевался, устал, не страшна смерть, никого не боится, а мысль одна: домой. Он понимает, что самое ценное - дом, семья, любовь. Григорий оставил остатки разгромленной банды, тайно пробрался в х. Татарский, чтобы бежать с Аксиньей, хоть на край света.

Учитель: Последуем мысленно за двумя беглецами.

Литературоведы: На привале Аксинья спрашивает Григория:

Куда ж мы поедем отсюда?

На Морозовскую,- отвечает Григорий.- Доедем до Платова, а оттуда пойдем пеши.

Географы : Морозовская – это наша железнодорожная станция, а х. Платов существует и сейчас, сохранив своё старинное название.

Литературоведы: Первой же ночью Григорий и Аксинья добрались до Сухого Лога: вёрст восемь от Татарского. Провели день в лесу и, когда наступила ночь, снова в путь.

Через два часа пути спустились с бугра к Чиру. (Географ показывает реку Чир).

Здесь и разыгралась последняя трагедия: ночные путники натолкнулись на заставу продотряда, пытались скрыться, но шальная пуля нашла во тьме Аксинью. Хоронил он её при ярком утреннем свете. Григорий попрощался с нею, твёрдо веря, что расстаются они ненадолго… Ладонями старательно примял на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь. Теперь ему незачем было торопиться. Всё кончено.

Учитель: Начало и конец книги перекликаются .

Литературоведы:

«Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветрами вороненой рябью стремя Дона».

На этом самом спуске к Дону через десять лет (а нам кажется – спустя целую жизнь) встречает Григорий своего сына Мишатку. «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома и держал на руках сына…

Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Человеку мало надо.

Лишь бы дома кто-то ждал.

Учитель : Ребята, перед вами помимо географической карты висит ещё и схема. Читая роман, мы составляли её на предыдущих уроках. А теперь давайте внимательно на неё посмотрим и попытаемся её озаглавить, определить тему нашей схемы да и тему нашего урока .

- Путь исканий Григория Мелехова. (отвечают дети).

В заключении хочется сказать, что все чувства, все переживания, испытанные нами при знакомстве с романом отражены в стихотворении Н. Скрёбова:

По дороге от Базков до Вёшек

Я услышал журавлиный крик.

И сказал меня к парому вёзший

На совхозном газике старик:

Журавлиха делится печалью,

Чует беспокойный перелёт:

Слышишь, точно при смерти Наталья

Деток на прощание зовёт…-

Больше мы не говорим ни слова,

И нужны ли здесь ещё слова,

Если вдруг припоминаешь снова

Эту боль, что с детских лет жива,

Это неприкаянное горе,

Этой жизни скомканный конец…

И молчишь ты, как молчал Григорий,

Вспомнив скорбь обиженных сердец.

И встаёт – страница за страницей -

Эпопея давней той войны.

И притихшей кажется станица

С противоположной стороны.

И смолкают крики журавлихи.

И пересекает наш паром

Тихий Дон, давно уже не тихий

В переносном смысле и прямом.

Заключение. Мы много говорили о герое, его пути, сомнениях и страданиях. Какой же он? Григорий Мелехов - казак, человек.

Ребята, что же означает этот вопрос?

Перед вами напечатаны черты характера нашего героя, а, следовательно, и самого писателя – М.А.Шолохова. Выберите те, которые характерны для Григория Мелехова.

Добрый казак, отчаянная смелость, правдивость, заблуждение, жестокость, уважение к старшим, любовь к дому, детям, трудолюбие.

А теперь переворачиваем круг, и что мы видим? - Я

Как всё просто. Каким всё-таки буду Я ?

Ответы обучающихся…

Д.з. Написать мини-сочинение «Григорий Мелехов – добрый казак».

В заключение хочу поблагодарить всех специалистов, подготовивших наш урок. Всем отличные оценки. И особое спасибо географам, которые так точно обозначили исторические места на карте. Посмотрите, ребята, и как богат наш край литературными местами. Так это только по роману М.А.Шолохова.

Путешествие окончено. Доброго вам пути (путешествия) по жизни с заповедями настоящих казаков.

4. Заключение:

Впечатление о прочитанном романе;

Возвращение к теме;

Какими чертами характера обладал главный герой?

Используемые образовательные ресурсы:

    М.А. Шолохов. «Тихий Дон»

    В. Акимов. «На ветрах времени», 1981 г.

    Правда и ложь о М.А. Шолохове, Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2004 г.

    Шолохов в современном мире, изд. Ленинградского университета, 1977 г.

    Интернет-ресурсы: слайды, видео - сайт яндекс.

В самом начале романа становится ясно, что Григорий любит Аксинью Астахову – замужнюю соседку Мелеховых. Герой бунтует против своей семьи, осуждающей его, женатого человека, за связь с Аксиньей. Он не подчиняется воле отца и уходит из родного хутора вместе с Аксиньей, не желая жить двойной жизнью с нелюбой ему женой Натальей, которая после этого покушается на самоубийство – режет шею косой. Григорий и Аксинья становятся наёмными работниками у помещика Листницкого.

В 1914 году – первый бой Григория и первый убитый им человек. Тяжело переживает Григорий. На войне он получает не только Георгиевский крест, но и опыт. События этого периода заставляют его задуматься о жизненном устройстве мира.

Казалось бы, революции совершаются для таких, как Григорий Мелехов. Он вступил в Красную Армию, но не было у него в жизни большего разочарования, чем реальность красного лагеря, где царят насилие, жестокость и бесправие.

Григорий уходит из Красной Армии и становится участником казачьего мятежа в качестве казачьего офицера. Но и здесь – жестокость и несправедливость.

Он вновь оказывается у красных – в коннице Будённого – и вновь испытывает разочарование. В своих шатаниях от одного политического лагеря к другому Григорий стремится найти ту правду, которая ближе его душе и его народу.

По иронии судьбы, он оказывается в банде Фомина. Григорий думает, что бандиты – это и есть свободные люди. Но и здесь он чувствует себя чужаком. Мелехов оставляет банду, чтобы забрать Аксинью и бежать с нею на Кубань. Но гибель Аксиньи от случайной пули в степи лишает Григория последней надежды на мирную жизнь. Именно в этот момент он видит перед собой чёрное небо и «ослепительно сияющий чёрный диск солнца». Писатель изображает солнце – символ жизни – чёрным, подчёркивая неблагополучие мира. Прибившись к дезертирам, Мелехов прожил с ними почти год, но тоска вновь погнала его к родному дому.

В финале романа умирают Наталья, родители, погибает Аксинья. Остались только сын да младшая сестра, вышедшая замуж за красного. Григорий стоит у ворот родного дома и держит сына на руках. Финал оставлен открытым: осуществится ли когда-нибудь его простая мечта жить, как жили его предки: «пахать землю, ухаживать за ней»?

Женские образы в романе.

Женщины, в жизнь которых врывается война, отнимает мужей, сыновей, разрушает дом и надежды на личное счастье, берут на свои плечи непосильный груз работ в поле и дома, но не сгибаются, а мужественно несут этот груз. В романе даны два основных типа русских женщин: мать, хранительница очага (Ильинична и Наталья) и прекрасная грешница, неистово ищущая своё счастье (Аксинья и Дарья). Две женщины - Аксинья и Наталья - сопутствуют главному герою, они самозабвенно любят его, но во всём противоположны.



Любовь – необходимая потребность существования Аксиньи. Неистовство Аксиньи в любви подчёркнуто описанием её «бесстыдно-жадных, пухлых губ» и «порочных глаз». Страшна предыстория героини: в 16 лет она была изнасилована пьяным отцом и выдана замуж за Степана Астахова, соседа Мелеховых. Аксинья сносила унижения и побои мужа. У неё не было ни детей, ни родни. Понятно её желание «за всю жизнь горькую отлюбить», поэтому она яростно защищает свою любовь к Гришке, которая стала смыслом её существования. Ради неё Аксинья готова на любые испытания. Постепенно в её любви к Григорию появляется почти материнская нежность: с рождением дочери её образ становится чище. В разлуке с Григорием она привязывается к его сыну, а после смерти Ильиничны заботится обо всех детях Григория, как о своих. Жизнь её оборвалась от случайной степной пули, когда она была счастлива. Она умерла на руках у Григория.

Наталья – воплощение идеи домашнего очага, семьи, естественной нравственности русской женщины. Она самоотверженная и ласковая мать, чистая, верная и преданная женщина. Много страданий принимает она от своей любви к мужу. Она не хочет мириться с изменой мужа, не желает быть нелюбимой – это заставляет её наложить на себя руки. Тяжелее всего будет Григорию пережить то, что перед смертью она «простила ему всё», что она «любила его и вспоминала о нём до последней минуты». Узнав о смерти Натальи, Григорий впервые ощутил колющую боль в сердце и звон в ушах. Его терзает раскаяние.

В начале повествования молодой Григорий- настоящий казак, блестящий наездник, охотник, рыболов и усердный сельский труженик- вполне счастлив и беззаботен. Он бунтарь по натуре, не терпит насилия над собой. И вот его почти насильно женят. Григорий с Натальей живут внешне мирно, но это только внешне. Он тяготится нелюбимой женой, она чувствует это и молча страдает. Но долго так продолжаться не могло. Бунт, назревший в душе Григория со дня свадьбы, вырвался наружу.

Шолохов наделяет Григория чуткой душой. Она раскрывается в истории его отношений с двумя женщинами Аксиньей и Натальей. Его любовь к Аксинье, полная драматических моментов, потрясает своей силой и глубиной.

Ко времени начала Первой мировой войны мы видим уже другого Григория. Это уже не тот беззаботный юноша. «И тот и не тот», — думает Аксинья в ночь перед уходом Григория в армию. Уже другой человек угнетённый тягостными думами, едет в солдатском вагоне. Традиционная казачья приверженность воинскому долгу выручает его в первых испытаниях на полях кровавых сражений в 1914 году. От братьев по оружию его отличает чувствительность ко всему проявлению жестокости, к любому насилию над слабыми и беззащитными… Война заставила Григория по новому взглянуть на жизнь: в госпитале где он находится после ранения, под влиянием революционной пропаганды у него проявляются сомнения в преданности царю, отечеству и воинскому долгу. В гражданскую войну Мелехов сначала на стороне красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его, и, когда большевики приходят на его любимый Дон, творя грабежи и насилие, он борется с ними с холодной яростью. И опять поиски Григорием истины не находят ответа. Они превращаются в величайшую драму человека, совершенно потерявшегося в круговороте событий. «Все они одинаковы, — говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства, — Все они ярмо на лице казачества!»

Но в среде белого офицерства Григорий чувствует себя чужим. В конце концов он вступает в конницу Буденного и героически воюет с поляками, желая очистится этим от своей войны перед большевиками. Но для Григория нет спасения в советской действительности, где даже нейтралитет считается преступлением. С горькой насмешкой говорит он бывшему вестовому, что он завидует Кошевому и белогвардейцу Листницкому: «Им с самого начала было ясно, а мне доселе все неясное. У них, у обоих свои, прямые дороги, свои концы, а я с 1917 года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь…»

Под угрозой ареста, а, следовательно, и неминуемого расстрела, Григорий вместе с Аксиньей бежит с родного хутора в надежде пробраться на Кубань и начать новую жизнь. Но счастье их недолго. В дороге их застигает конная застава, и они мчатся в ночи, преследуемые летящими им вдогонку пулями. Григорий хоронит свою Аксинью. «Теперь незачем ему было торопиться. Всё было кончено…»

Говоря о нравственном выборе Григория в жизни, нельзя однозначно сказать, всегда ли его выбор был действительно единственно верным и правильным. Но он почти всегда руководствовался своими собственными принципами и убеждениями, пытался найти лучшую дорогу в жизни, и это его стремление не было простым желанием «жить лучше всех». Оно затрагивало интересы не только его самого, но и многих близких ему людей. Несмотря на бесплодные устремления в жизни, Григорий был счастлив, хоть и очень не долго. Но и этих недолгих минут счастья было достаточно. Они не пропали зря, как не зря прожил свою жизнь и Григорий Мелехов.

Цель урока: показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества.

Методические приемы: проверка домашнего задания -корректировка составленного учениками плана, беседа по плану.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме «Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды». 11 класс

Цель урока: показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества.

Методические приемы: проверка домашнего задания -корректировка составленного учениками плана, беседа по плану.

Ход урока

Слово учителя.

Герои Шолохова - люди простые, но незаурядные, а Григорий не только храбр до отчаяния, честен и совестлив, но и по-настоящему талантлив, и не только «карьера» героя это доказывает (хорунжий из простых казаков во главе дивизии - свидетельство немалых способностей, хотя у красных в годы гражданской войны подобные случаи были нередки). Подтверждает это и его жизненный крах, поскольку Григорий слишком глубок и сложен для требуемого временем однозначного выбора!

Этот образ привлекает внимание читателей чертами народности, самобытности, чуткости к новому. Но есть в нем и стихийное, что унаследовано от среды.

Проверка домашнего задания

Примерный сюжетный план «Судьба Григория Мелехова»:

Книга первая

1. Предопределенность трагической судьбы (происхождение).

2. Жизнь в доме отца. Зависимость от него («как батя»).

3. Начало любви к Аксинье (гроза на реке)

4. Стычка со Степаном.

5 Сватовство и женитьба. ...

6.Уход из дома с Аксиньей в батраки к Листницким.

7. Призыв в армию.

8. Убийство австрийца. Потеря точки опоры.

9. Ранение. Известие о смерти, полученное родными.

10. Госпиталь в Москве. Беседы с Гаранжой.

11. Разрыв с Аксиньей и возвращение домой.

Книга вторая, ч. 3-4

12. Вытравление правды Гаранжи. Уход на фронт «добрым казаком».

13.1915 г. Спасение Степана Астахова.

14. Огрубение сердца. Влияние Чубатого.

15. Предчувствие беды, ранение.

16. Григорий и его дети, желание конца войны.

17. На стороне большевиков. Влияние Изварина и Подтелкова.

18. Напоминание об Аксинье.

19. Ранение. Расправа над пленными.

20. Лазарет. «К кому же прислониться?»

21. Семья. «Я - за советскую власть».

22. Неудачные выборы в отрядные атаманы.

23. Последняя встреча с Подтелковым.

Книга третья, ч. 6

24. Разговор с Петром.

25. Злоба к большевикам.

26. Ссора с отцом из-за награбленного.

27. Самовольный отъезд домой.

28. Красные у Мелеховых.

29. Спор с Иваном Алексеевичем о «мужичьей власти».

30. Пьянство, мысли о смерти.

31. Григорий убивает матросов

32. Разговор с дедом Гришакой и с Натальей.

33. Встреча с Аксиньей.

Книга четвертая, ч.7:

34. Григорий в семье. Дети, Наталья.

35. Сон Григория.

36. Кудинов о невежестве Григория.

37. Ссора с Фицхалауровым.

38. Распад семьи.

39. Расформирование дивизии, Григория производят в сотники.

40. Смерть жены.

41. Тиф и выздоровление.

42. Попытка сесть на пароход в Новороссийске.

Часть 8:

43. Григорий у Буденного.

44. Демобилизация, разговор с. Михаилом.

45. Уход из хутора.

46. В банде Филина, на острове.

47. Уход из банды.

48. Гибель Аксиньи.

49. В лесу.

50. Возвращение домой.

Беседа.

Образ Григория Мелехова - центральный в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон». О нем сразу невозможно сказать, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего пути. Григорий Мелехов предстает в романе, прежде всего как правдоискатель.

В начале романа Григорий Мелехов - обыкновенный хуторской парень с привычным кругом хозяйственных забот, занятий, развлечений. Он живет бездумно, как трава в степи, следуя традиционным устоям. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страстную натуру, ничего не может изменить. Он позволяет отцу женить себя, как заведено, готовится к военной службе. Все в его жизни происходит невольно, будто бы без его участия, как невольно рассекает он во время косьбы крошечного беззащитного утенка - и содрогнулся от содеянного.

Не для кровопролития пришел Григорий Мелехов в этот мир. Но суровая жизнь вложила в его трудолюбивые руки саблю. Как трагедия пережита Григорием первая пролитая человеческая кровь. Облик убитого им австрийца является потом ему во сне, вызывая душевную боль. Опыт войны вообще переворачивает его жизнь, заставляет задуматься, заглянуть в себя, прислушаться, присмотреться к людям. Начинается сознательная жизнь.

Большевик Гаранжа, встретившийся Григорию в госпитале, будто открывает ему правду и перспективу перемен к лучшему. «Автономист» Ефим Изварин, большевик Федор Подтелков сыграли заметную роль в формировании убеждений Григория Мелехова. Трагически погибший Федор Подтелков оттолкнул Мелехова, пролив кровь безоружных пленных, поверивших обещаниям захватившего их в плен большевика. Бессмысленность этого убийства и бездушия «диктатора» ошеломили героя. Он тоже воин, много убивал, однако здесь нарушены не только законы человечности, но и законы войны.

«Честный до донышка», Григорий Мелехов не может не видеть обмана. Большевики обещали, что не будет бедных и богатых. Однако уже год прошел, как у власти «красные», а обещанного равенства нет как нет: «взводный в хромовых сапогах, а «Ванёк» в обмотках». Григорий очень наблюдателен, ему свойственно обдумывать свои наблюдения, и выводы из его раздумий неутешительны: «Уж ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже».

Гражданская война бросает Григория то в буденновский отряд, то в белые соединения, но это уже не бездумное подчинение укладу или стечению обстоятельств, а сознательный поиск правды, пути. Родной дом и мирный труд видятся ему главными ценностями жизни. На войне, проливая кровь, он мечтает о том, как будет готовиться к севу, и от этих мыслей у него теплеет на душе.

Бывшему сотенному атаману советская власть не позволяет жить мирно, грозит тюрьмой или расстрелом. Продразверстка поселяет в умах многих казаков желание «перевоевать», вместо рабочей власти поставить свою, казачью. На Дону образуются банды. В одну из них, банду Фомина, и попадает Григорий Мелехов, скрывающийся от преследований советской власти. Но у бандитов нет будущего. Для большинства казаков ясно: сеять надо, а не воевать.

К мирному труду тянется и главный герой романа. Последним испытанием, последней трагической потерей становится для него гибель любимой женщины - Аксиньи, получившей пулю по дороге, как им кажется, к свободной и счастливой жизни. Все погибло. Душа Григория выжжена. Остается лишь последняя, но очень важная ниточка, связывающая героя с жизнью, - это родной дом. Дом, земля, ждущая хозяина, и маленький сын - его будущее, его след на земле.

С удивительной психологической достоверностью и исторической обоснованностью раскрыта глубина противоречий, через которые прошел герой. Многогранность и сложность внутреннего мира человека - всегда в центре внимания М. Шолохова. Индивидуальные судьбы и широкое обобщение путей и перепутий донского казачества позволяют увидеть, как сложна и противоречива жизнь, как труден выбор истинного пути.

Какой смысл вкладывает Шолохов, говоря о Григории «добрый казак»? Почему главным героем выбран Григорий Мелехов?

(Григорий Мелехов - неординарная натура, яркая индивидуальность. Он искренен и честен в мыслях и поступках (особенно по отношению к Наталье и Аксинье (см. эпизоды: последняя встреча с Натальей - часть 7, глава 7; смерть Натальи - часть 7, главы 16-18; смерть Аксиньи). У него отзывчивое сердце, развито чувство жалости, сострадания (утенок на сенокосе, Франя, казнь Ивана Алексеевича).

Григорий - человек, способный на поступок (уход с Аксиньей в Ягодное, разрыв с Подтелковым, столкновение с Фицхалауровым - часть 7, глава 10; решение вернуться на хутор).

В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность Григория? Роль внутренних монологов. Человек зависит от обстоятельств или сам делает свою судьбу?

(Он нигде не соврал перед собой, несмотря на сомнения и метания (см. внутренние монологи - часть 6, глава 21). Это единственный персонаж, мысли которого раскрывает автор. Война развращает людей провоцирует на совершение поступков, каких человек в обычном состоянии никогда бы не совершил. Григорий имел стержень, который не позволил ему нм разу сделать подлость. Глубокая привязанность к дому, к земле - сильнейшее душевное движение: «Моим рукам работать надо, а не воевать».

Герой постоянно в ситуации выбора («Сам ищу выход»). Перелом: спор и ссора с Иваном Алексеевичем Котляровым, Штокманом. Бескомпромиссность человека, который никогда не знал середины. Трагедия как бы переносится в глубины сознания: «Он мучительно старался разобраться в сумятице мыслей». Это не политические шатания, а поиски правды. Григорий тоскует по правде, «под крылом которой мог бы посогреться каждый». А такой правды, с его точки зрения, нет ни у белых, ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался». Эти поиски оказались, как он считает, «зряшными и пустыми». И в этом тоже его трагедия. Человек поставлен в неизбежные, стихийные обстоятельства и уже в этих обстоятельствах делает выбор, свою судьбу.) «Больше всего нужно для писателя,- говорил Шолохов, - ему самому нужно, - передать движение души человека. Я хотел рассказать об этом очаровании человека в Григории Мелехове...»

Как вы считаете, удается ли автору «Тихого Дона» «передать движение души человека» на примере судьбы Григория Мелехова? Если да, каково, на ваш взгляд, основное направление этого движения? Каков его общий характер? Есть ли в образе главного героя романа то, что вы могли бы назвать очарованием? Если да, то в чем его очарование заключается? Основная проблематика "Тихого Дона" раскрывается не в характере одного, хотя бы и основного героя, каким является Григорий Мелехов, а в сопоставлении и противопоставлении многих и многих характеров, во всей образной системе, в стиле и языке произведения. Но образ Григория Мелехова как типической личности как бы концентрирует в себе основной исторический и идейный конфликт произведения и этим объединяет все детали огромной картины сложной и противоречивой жизни многих действующих лиц, являющихся носителями определенного отношения к революции и народу в данную историческую эпоху.

Как бы вы определили основную проблематику «Тихого Дона»? Что, на ваш взгляд, позволяет характеризовать Григория Мелехова как типическую личность? Можете вы согласиться с тем, что именно в нем сконцентрирован «основной исторический и идейный конфликт произведения»? Литературовед А.И. Хватов утверждает: «В Григории таился громадный резерв нравственных сил, необходимых в созидательных свершениях становящейся новой жизни. Какие бы осложнения и беды ни обрушивались на него и как бы тягостно ни ложилось на его душу содеянное под влиянием неверного решения, Григорий никогда не искал мотивов, ослабляющих его личную вину и ответственность перед жизнью и людьми».

Как вы считаете, что дает право ученому утверждать, что «в Григории таился громадный резерв нравственныхсил»? Какие поступки свидетельствуют, по вашему мнению, в пользу такого утверждения? А против него? Какие «неверные решениям принимает герой Шолохова? Допустимо ли, на ваш взгляд, вообще говорить о «неверных решениях» литературного героя? Поразмышляйте на эту тему. Согласны ли вы с тем, что «Григорий никогда не искал мотивов, ослабляющих его личную вину и ответственность перед жизнью и людьми»? Приведите примеры из текста. «В сюжетном сопряжений мотивов художественно действенны в раскрытии образа Григория неизбывность любви, которую дарят ему Аксинья и Наталья, безмерность материнского страдания Ильиничны, преданная товарищеская верность однополчан и сверстников» особенно Прохора Зыкова. Даже те, с кем его интересы пересекались драматически, но кому открылась его душа... не могли не ощутить силу его обаяния и великодушия» (А.И. Хватов).

Согласны ли вы с тем, что особую роль в раскрытии образа Григория Мелехова играет любовь Аксиньи и Натальи, страдания его матери, а также товарищеская верность однополчан и сверстников? Если да, то, как это проявляется в каждом из названных случаев?

С кем из героев интересы Григория Мелехова «пересеклись драматически»? Можете ли вы согласиться с тем, что даже этим героям открывается душа Григория Мелехова, а они, в свою очередь, смогли «ощутить силу его обаяния и великодушия»? Приведите примеры из текста.

Критик В. Кирпотин упрекал (1941) шолоховских героев в примитивизме, грубости, «умственной неразвитости»: «Даже лучший из них, Григорий,- тугодум. Мысль для него - непосильное бремя».

Есть ли среди героев «Тихого Дона» такие, которые показались вам грубыми и примитивными, «умственно неразвитыми» людьми? Если да, то какую роль они выполняют в романе? Согласны ли вы с тем, что Григорий Мелехов у Шолохова - «тугодум», для которого мысль - эта «непосильное бремя»? Если да, приведите конкретные примеры «тугодумства» героя, его неумения, нежелания мыслить. Критик Н. Жданов отмечал (1940): «Григорий мог быть с народом в его борьбе... но он не стал с народом. И в этом его трагедия».

Справедливо ли, на ваш взгляд, утверждение, что Григорий «не стал с народом», разве народ - это только те, кто за красных? Как вы думаете, в чем трагедия Григория Мелехова? (Этот вопрос можно оставить в качестве домашнего задания для развернутого письменного ответа.)

Домашнее задание.

Как соотносятся события, захватившие страну, с событиями личной жизни Григория Мелехова?


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!