Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Публицистический стиль (характеристика одного из жанров, языка одного из печатных средств массовой информации). Публицистический стиль: черты и примеры Маленькая публицистическая статья

Зародился еще на просторах Римской империи. Тогда обращения, которые правители произносили перед свои народом, назывались Publicus. В переводе это значит «общественный» или «государственный», ведь жизнь каждого гражданина тогда зависела от малейших колебаний в законах. Найти столь давнишний пример речи можно в исторических источниках, документах и протоколах. Пересказывать те длинные тексты нет смысла, так как содержали они в себе множество отклонений и вспомогательных фраз. Однако именно на их основе вырос современный «общественный» тип речи, которым пользуются наши политики и патриархи.

Для чего этот стиль нужен

Современный пример публицистического - любое выступление политика в новостях, на дебатах. Суть подобного высказывания заключается в донесении до людей какой-либо информации, которая важна для них и в дальнейшем может повлиять на их жизнь. Речи, которые «толкают» представители власти, наполнены обращениями, носят познавательный характер, акцентируют внимание на важной мысли, однако лишены творческого (художественного) окраса. Также целью такого изречения может быть побуждение народных масс к каким-либо действиям. Яркий пример публицистического стиля речи - агитационная программа любого кандидата в депутаты, а также оглашение новых законов.

Особенности стиля речи

Как ни парадоксально, высказывание, построенное по законам общественного чаще всего носит противоречивый характер. Многие людей нельзя полностью понять, они не однозначны, завуалированы, полны обобщенных фраз и статистики. Оратор делает сравнения, приводит в качестве примеров какие-то факты (часто «перекрученные»).

Сейчас мы приведем пример публицистического стиля речи, и станет понятнее, как с помощью ораторского искусства можно кардинально изменить его характер. Возьмем область биологических экспериментов и представим себе, что удалось скрестить кота породы мейн-кун и собаку - коккер-спаниэля.

Публицистический стиль речи. Примеры

Ученым лаборатории Х удалось совершить нечто! После долгих стараний они все-таки вывели животное, которое сочетает в себе черты внешности и характера как кошки, так и собаки. Этот зверь одновременно верный и своенравный. Он способен защитить своего хозяина, но сделает это не открыто, а хитро, выждав нужный момент. С полной уверенностью можно сказать, что такие животные станут самыми лучшими друзьями в каждой семье.

В лаборатории Х был зафиксирован акт жестокости по отношению к животным. Группа биологов в течение нескольких месяцев проводила изнурительные эксперименты над живыми котами и собаками, в результате чего родился мутант, ранее не виданный миром. Сложно понять, что будет на уме у такого животного, возможно, с его помощью «ученые» постараются захватить власть в государстве!

И в первом случае, и во втором был использован публицистический стиль речи. Примеры текстов показывают, что с его помощью можно то или иное явление представить как чудо или же как настоящий ад.

Сегодня публицистический стиль речи становится популярным, востребованным, поскольку резко возрастает роль публичной речи в современной коммуникации. У человека нашего времени часто возникает потребность конструктивно выстроить диалог, грамотно аргументировать позицию, опровергнуть точку зрения оппонента. Научиться этому можно, постигая секреты публицистической речи.

Вконтакте

Что это такое

Что такое публицистика? Это произведения литературы, журналистики , отражающие злободневные вопросы жизни социума. «публицистический» переводится с латинского как «общественный». Публицисты и журналисты пишут о том, что интересует большую часть общества.

Поэтому главная задача авторов – влиять на мысли, чувства, поступки адресата посредством информации, побуждать к действию, воздействовать на формирование общественного мнения, нравственный выбор, духовное развитие читателей. В публицистике нет места вымыслу, условности, она ориентирует читательскую аудиторию на конкретный факт, размышление о нём.

Важно! Публицистический стиль используется в основном для насущных вопросов политической, социальной, бытовой, экономической, спортивной, культурной жизни общества.

Признаки публицистического стиля

Характеристика публицистического стиля, текста:

  • проблематика сегодняшнего дня;
  • адресация массовому читателю;
  • передача информации;
  • разнообразие тем;
  • эмоциональность;
  • призыв к действию;
  • открытая авторская позиция;
  • логичность;
  • точность фактов;
  • образность.

Языковые особенности публицистического текста

Основной принцип отбора речевых средств в излагаемом автором материале – общедоступность. Выступление в СМИ или на публике строится в соответствии с рассматриваемым стилем. Этим объясняется использование нейтральной .

Лексикон публициста насыщен словами из области политики и экономики, что обусловлено интересом к общественно-политическим темам. Функция воздействия реализуется благодаря оценочным средствам речевой выразительности (писака, бумагомарака, крючкотворец), словам с переносным значением (рассадник нацистов, предвыборная гонка).

Синтаксис отличается сочетанием конструкций разговорной (неполных, назывных предложений) и книжной речи (обособленные члены, придаточные предложения, инверсия).

Языковые особенности публицистического стиля
Лексические · книжные слова (сыны отечества, отчизна);

· общественно-политическая лексика (свобода, демократия, прогресс);

· неологизмы (биотерроризм, марсоход);

· заимствования (спикер, маркетинг);

· устойчивые обороты (иметь значение, здравый смысл);

· эпитеты (роковое стечение обстоятельств);

· сравнения (любовь к сыну, словно безумие);

· (болезнь государства);

· разговорно-просторечные выражения (точить лясы, пустить утку).

морфологические · обилие прилагательных, ;

· формы родительного падежа;

· глаголы прошедшего, настоящего времени;

· с суффиксами -ом-, -ем-;

· употребление единственного числа в значении множественного.

синтаксические особенности публицистического стиля · обращения (друзья, граждане);

· вводные сочетания слов (по утверждению);

· риторические вопросы, восклицания;

· неполные предложения (Дорогу – молодым!);

· изложение мыслей в форме вопроса, ответа;

· градация (страна, родина, отчизна);

· парцелляция (Нужно жить весело. Свободно.)

Жанровое своеобразие публицистики

Большой диапазон общественных, политических, моральных, этических, философских проблем определяет жанровое разнообразие публицистической литературы. Условно их можно разделить следующим образом:

Газетные жанры :

  • заметка (сжатое сообщение о новом событии из жизни общества, значимом для окружающих);
  • репортаж (оперативная информация с места происшествия );
  • интервью (беседа с каким-либо лицом в форме вопросов и ответов, предназначенная для СМИ);
  • статья из журнала, газеты (рассуждение, основанное на анализе фактов в их причинно-следственной взаимосвязи, включающее чётко выраженную позицию по раскрываемым проблемам).

Жанры художественной публицистики :

  • очерк (небольшой рассказ о действительном событии, человеке, явлении, отличающийся от литературного своей достоверностью, отсутствием вымысла, включающий открытые размышления о предмете изображения);
  • фельетон (обличение общественных пороков, построенное на основе одного или группы близких друг другу явлений);
  • памфлет (обличение, направленное на целую систему взглядов, идеологию, например фашизм).

Ораторские жанры:

  • устное выступление (общение с аудиторией с целью донести до слушателя важную информацию, доказать свою точку зрения);
  • доклад (развернутое рассуждение на заданную тему);
  • дискуссия (коллективное обсуждение сложных проблем).

Признаки сходства с другими стилями речи

Публицистический стиль не замкнут, в нем находят отражение черты других функциональных стилей.

Что объединяет научный и публицистический тексты? В основе композиции обоих – рассуждение . Сначала выдвигается важная проблема, волнующая автора. Затем даётся анализ, оценка возможного пути её решения. Публицист приводит примеры из жизни, факты, ссылается на авторитетное мнение, которое использует, подтверждая свою точку зрения. В заключение делаются выводы, обобщения. В таких текстах нет научных исследований, умозаключений, хотя им свойственна логическая последовательность, строгая обоснованность, общенаучная терминология — вот основная характеристика публицистического стиля .

На связь с деловым стилем указывают конкретные цифры, точные факты, которые используются для раскрытия тем, волнующих автора и общественность.

Итак, в отличие от других разновидностей речи, публицистический стиль не является строго регламентированным, ведь по сути, что такое публицистика? Ей свойственна эмоциональность, экспрессивность, слог публициста допускает вариантность норм, например, использование выразительных средств художественного, разговорного языка.

Синтаксические особенности публицистического стиля демонстрируют связь с художественной речью, что проявляется в употреблении тропов и стилистических фигур речи (метафор, сравнений, эпитетов, олицетворений, метонимии, гипербол, литот и др.), в отражении индивидуальности пишущего (говорящего). Посредством слова автор воздействует на воображение и чувства адресата, основываясь только на реальных событиях, не допуская вымысла.

Внимание! Знание сходства и различия стилей поможет избежать ошибок в определении стилистической направленности текста.

Пример текста публицистического стиля

Чтобы более точно понимать, что именно собой представляет описываемый стиль речи, необходимо использовать примеры текстов. Так проще проводить анализ и обращать внимание на ключевые моменты.

Фрагмент статьи А.Н.Толстого «Москве угрожает враг».

Встанем стеной против смертельного врага. Он голоден и жаден. Сегодня он решился напасть на нас и пошёл на нас… Это не война, как бывало, когда войны завершались мирным договором, торжеством для одних и стыдом для других. Это завоевание такое же, как на заре истории, когда германские орды под предводительством царя гуннов Аттилы двигались на запад – в Европу, для захвата земель и истребления всего живого на них.

В этой войне мирного завершения не будет. Россия и Германия бьются на смерть, и весь мир внимает гигантской битве, не прекращающейся уже более 100 дней…

Наша задача в том, чтобы остановить гитлеровские армии перед Москвой. Тогда великая битва будет выиграна нами.

Это следует знать! Как доказать, что текст написан в публицистическом стиле?

  1. Определить, реализована ли задача информирования, воздействия.
  2. Выяснить сферу предназначения излагаемого материала.
  3. Выявить основные стилевые черты публицистической речи.
  4. Найти языковые средства, присущие данному стилю.

Пример стилистического анализа текста

(фрагмента статьи А. Н. Толстого «Москве угрожает враг!»).

Область использования текста ‑ периодическая печать . Произведение, написанное в годы Великой Отечественной войны, содержит пламенный призыв к борьбе с фашистами, обращённый к соотечественникам. В каждом слове, строке ощущается переживание автора за судьбу любимой им родины, народа. Писатель предстаёт перед читателем как настоящий патриот.

Цель автора ‑ рассказать о страшном испытании для советского народа, о приближении врага к столице, побудить к решительной борьбе за свободу отчизны, вселить веру в скорую победу, завоевать которую невозможно, не отстояв Москвы. «Ни шагу назад!» ‑ такова авторская позиция, и каждое предложение подчёркивает это.

Замыслу А. Н. Толстого соответствует жанр произведения – статья. Она предназначена читателю-единомышленнику, разделяющему чувства писателя, поэтому размышление ведётся от 1 лица множественного числа (встанем, наша задача).

  • сравнение (встанем стеной),
  • олицетворение (мир внимает),
  • эпитеты (смертельный враг, трус малодушный),
  • фразеологизм (биться на смерть),
  • экспрессивные повторы (дороже, родина),

Сравнение наступления фашистов с варварским походом гуннов, уничтожавших на своём пути всё живоё, использовано не случайно. В этом случае публицистический стиль используется, чтобы показать бесчеловечность, жестокость врага, тем самым подчёркивая, что советским солдатам предстоит тяжёлое сражение. Таким образом, все признаки публицистического стиля предложенного для анализа фрагмента налицо.

Публицистический стиль: основные черты

Русский язык 11 класс 12 неделя Публицистический стиль речи

Вывод

В завершение вышесказанного хочется ещё раз подчеркнуть значимость публицистики для современного человека. Благодаря ей чувствуешь дух времени, всегда находишься в центре событий, ощущаешь сопричастность к тому, что происходит в стране, мире, формируешься как личность. Кроме того, слушая новости, репортажи, интервью, читая статьи, очерки в периодических изданиях на подсознательном уровне усваиваешь языковые средства выразительности публицистического стиля, что помогает повышать уровень культуры речи.

Газетно-публицистический стиль функционирует в общественно-политической (сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (например, передовая статья, репортаж и др.), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется как в письменной, так и в устной форме.

Одной из основных характерных черт газетно-публицистического стиля является сочетание двух тенденций – тенденции к экспрессивности к тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована огромному кругу людей, всем носителям языка и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной сфере). Для актуальности информации очень значим временной фактор: информация должна передаваться и становиться общеизвестной в кратчайшие сроки, что совсем неважно, например, в официально-деловом стиле. В газетно-публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия на читателя или слушателя, поэтому автор всегда выражает свое отношение к сообщаемой информации, но оно, как правило, не является только его личным отношением, а выражает мнение определенной социальной группы людей, например какой-то партии, какого-то движения и проч. Итак, с функцией воздействия на массового читателя или слушателя связана такая черта газета-публицистического стиля, как его эмоционально-экспрессивный характер, а с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля.

Тенденция к стандарту означает стремление публицистики к строгости и информативности, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Например, к числу стандартных для газетно-публицистического стиля можно отнести неуклонный рост, временная поддержка, широкий размах, дружественная обстановка, официальный визит и т. п. Тенденция к экспрессивности выражается в стремлении к доступности и образности формы выражения, что характерно для художественного стиля и разговорной речи – в публицистической речи переплетаются черты этих стилей. Приведем небольшой фрагмент статьи Д. Смирновой «Женщины на виду»:

«В любом обществе существует ряд проблем, напрямую связанных с социальным функционированием женщины. Именно этими проблемами давно занят феминизм, настаивающий не на равенстве, а на инакости женщин и мужчин. Образование и медицина, права детей и инвалидов, воинская обязанность и уложение о наказаниях - вот поле общественной деятельности, на котором женская мягкость, способность к компромиссу, предпочтение частного общественному должны были бы сослужить свою службу. В сущности, все равно, кто объединит все это в одну программу -мужчина или женщина. Но женщине все же сподручней. Как говаривала бабушка, «что с мужчинами разговаривать - они ведь даже одеться по погоде не умеют» (Пульс. 1998. № 36).

Здесь использованы слова и словосочетания, свойственные научному стилю (ряд проблем, социальное функционирование женщины, предпочтение частного общественному и др.), официально-деловому (права детей и инвалидов, воинская обязанность, уложение о наказаниях), а также разговорные, даже просторечные выражения (сподручней, сослужить службу, как говаривала бабушка),

Газетно-публицистический стиль обладает одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в публицистической речи присутствует достаточное количество штампов, общественно-политических и иных терминов. С другой стороны, стремление к убеждению читателей требует все новых языковых средств, чтобы оказывать на них воздействие. Именно этой цели служат все богатства художественной и разговорной речи.

Лексика газета-публицистического стиля имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы. Здесь используются такие лексико-фразерлогические единицы и словосочетания, которые объединяют в себе функциональную и экспрессивно-оценочную окраски, например оболванивание, желтая пресса, пособник и т. п.; они не просто показывают принадлежность газетно-публицистическому стилю речи, но содержат отрицательную оценку. Многие слова приобретают газетно-публицистическую окраску в том случае, если они употребляются в переносном значении. Например, слово сигнал становится функционально окрашенным, реализуя переносные значения «то, что служит толчком к началу какого-то действия» (Эта статья послужила сигналом к дискуссии) и «предупреждение, сообщение о чем-нибудь нежелательном, что может совершиться» (Поступил не один сигнал о неблагополучной ситуации на заводе).

Газетно-публицистическая речь активно использует иноязычные слова и элементы слов, в частности приставки а; анти-, про-, нео-, ультра- (антиконституционный, ультраправыми др.). Именно благодаря средствам массовой информации в последнее время значительно пополнился активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка: приватизация, электорат, деноминация и др.

Рассматриваемый функциональный стиль не только привлекает весь запас, эмоционально-экспрессивных и оценочных слов, но и включает в сферу оценочности даже имена собственные, названия литературных произведений и т. п., например Плюшкин, Держиморда, Человек в футляре и др. Стремление к выразительности, образности и в то же время к краткости реализуется также с помощью прецедентных текстов (текстов, знакомых любому среднему члену какого-то общества), что сегодня является неотъемлемой частью публицистической речи. В начале статьи Ю. Гладильщикова «Про контракультуру» читаем:

«Бывшие советские интеллигенты продолжают ставить на молодежь. Появится - верят они - новое поколение русских (грузинских, etc.) мальчиков, которое не захочет мириться с подлостью отцов» (Итоги. 13 мая 1997 г.).

Последняя фраза является прецедентной, «русские мальчики» у Ф. М. Достоевского ставили перед собой мировые неразрешимые вопросы. Таким образом, автор статьи очень выразительно характеризует тип «советского интеллигента», начитанного, знающего Достоевского, стремящегося переделать мир (о крылатых словах см. § 4 главы IX «Культура речевого общения»).

Синтаксис газетно-публицистического стиля речи тоже имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально и экспрессивно окрашенных конструкций: восклицательных предложений различного значения, вопросительных предложений, предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, расчлененных конструкций и др. Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской: построений с частицами, междометиями, построений фразеологического характера, инверсий, бессоюзных предложений, эллипсисов (пропуск того или иного члена предложения, структурная неполнота конструкции) и др. Оцените с точки зрения синтаксиса еще один отрывок из статьи Ю. Гладильщикова:

« Пророчить молодежный бунт - как-то банально Но в границах постсоветского пространства подобное пророчество вполне логично. Ведь в СССР так и не было того, что пережил западный мир, - не было контркультуры.

Как это не было? А наши хиппи? А наш андерграунд А рок? А пакостные режиссеры - «параллельщики»? (...) Не вдаваясь в детали, замечу, что это, конечно, никакая не контркультура… И шестидесятники, и семидесятники, сидя по кухням, брались за руки в едином антитоталитарном порыве. Мечтали о свободе для всего общества. Это была не контркультура, а дружба тех, кто мыслил шире, против тех, кто мыслил уже. Не зависевшая от возраста».

В этом тексте пять вопросительных предложений. Последнее предложение разделено на два коммуникативно-самостоятельных предложения, неполное предложение (Мечтали о свободе...), повтор сказуемого в третьем предложении (не было). Кроме того, здесь присутствует экспрессивная и эмоционально-оценочная лексика, имеющая разговорную окраску (пакостные, испоганивший), прецедентная фраза брались за руки... (сразу вспоминается «Возьмемся за руки, друзья» Б. Окуджавы). Все эти средства служат автору для создания эмоционального, образного текста.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы ПРИ Президенте РФ

Кафедра политологии и политического управления


Публицистический стиль (характеристика одного из жанров, языка одного из печатных СМИ)



Введение

Характеристика публицистического стиля

Жанровая дифференциация публицистического стиля

1 Группы жанров

2 Публицистическая статья

Языковые средства публицистического стиля

2 Публицистическая лексика

4 Синтаксис публицистического стиля

Языковые средства статьи

Заголовки в журналах

Заключение

Список литературы


Введение


Когда преподаватель читает лекцию, учёный выступает с докладом на научной конференции, дипломаты участвуют в переговорах, студенты сдают экзамены или школьник отвечает урок, то их речь отличается от той, которая используется в неофициальной, повседневной обстановке: за праздничным столом, дружеской беседе, в кругу семьи. В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор различных языковых средств и образуются своеобразные разновидности единого литературного языка- функциональные стили. Функциональный стиль подчёркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той роли, которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Научные труды, учебники, доклады пишутся научным стилем; докладные, финансовые отчёты, приказы, распоряжения составляются в официально-деловом стиле; статьи в газетах, журналах, выступления по радио и телевидению основаны на публицистическом стиле; когда обсуждают разнообразные бытовые проблемы, используется разговорный стиль.

В рамках публицистического стиля наибольшее распространение получила газетная разновидность, поэтому в лингвистической литературе этот стиль называется газетно-публицистическим. Этот стиль используется и в журналах. Газетно-публицистическая речь призвана прежде всего воздействовать на массы, поэтому она максимальна учитывает интересы читателей. Важной особенностью языка газеты или журнала является его общедоступность, коммуникативная значимость. И задача моей работы- разобраться, действительно ли, с помощью языковых особенностей публицистического стиля можно агитировать, убеждать, пропагандировать. Целью моей работы является изучение функциональных особенностей языковых средств и жанровой дифференциации публицистического стиля в аналитическом журнале-еженедельнике "Коммерсантъ Власть". Актуальность данной работы определяется тем, что изучается язык в его функционировании, и, кроме того, публицистика играет большую роль в коммуникационном процессе (оказывает воздействие на сознание и речь людей). Материалом моего исследования являются слова, словосочетания, фрагменты текстов журналов "Коммерсантъ Власть" №13, 14, 15 за 2013 год.


1. Характеристика публицистического стиля


1 Определение публицистического стиля


Публицистический стиль- это исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных, повседневного быта и прочего. Этот стиль употребляется в агитационно-массовой работе. Используется в общественно-политической литературе, периодической печати (газеты, журналы), радио-и телепередачах, документальном кино, некоторых видах ораторской речи (на собраниях и митингах). Цель публицистического стиля- воздействие на слушателей и читателей для агитации и пропаганды общественно-политических идей.


2 История публицистического стиля


Публицистика как вид литературы появилась на Руси уже в XI веке. Это, например, "Слово о Законе и Благодати" первого русского митрополита Иллариона. Публицистический стиль присутствовал в различных произведениях XV-XVII веков. Дальнейшее его развитие в XVIII веке было связано с выходом первой русской печатной газеты "Ведомости" и созданием ряда журналов. Окончательно публицистический стиль сложился в конце XVIII-начале XIX веков в текстах А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского и др. В XX веке яркими публицистами были А.М. Горький, А.Н. Толстой, К.М. Симонов.


2. Жанровая дифференциация публицистического стиля


1 Группы жанров


Публицистический стиль употребляется во многих жанрах. Выделяют три группы жанров: информационная (интервью, репортаж, заметка, хроника), аналитическая (статья, корреспонденция) и художественно-публицистическая (очерк, фельетон, памфлет, эссе).

Для современной газетной и журнальной речи в целом менее свойственна открытая призывность, лозунговость, риторичность, неаргументированная директивность. Для неё более характерны аналитичность, доказательность изложения. Ведь форма сдержанного, спокойного доказательства способна быть выразительной, то есть экспрессивной и оказываться воплощением воздействующей функции публицистического стиля.

В современных газетах и журналах значительное место занимают диалоговые формы изложения (интервью, беседы, противопоставление двух точек зрения и др.), а также информационно-аналитические (статья, комментарий и т.д.), а, например, очерки и репортажи становятся редким явлением. Ещё появляются новые жанры: "прямая линия", "круглый стол". Жаль, что в моих исследуемых журналах нет пока этих новых жанров.

А есть простые интервью, информационные заметки (например о культурных мероприятиях на текущую неделю), опросы, статистика. Из художественно-публицистической группы есть очерки и эссе. Но больше всего, конечно, в журналах статей. Вот о статье-то мы и поговорим.


2 Публицистическая статья


Публицистическая статья- это аналитический жанр, в котором глубоко и обстоятельно рассматриваются проблемы социальной действительности. Главным стилистическим признаком статьи считается логизированность: формулировка проблемы, её оценка- анализ проблемы, причины её возникновения- программа действий по решению этой проблемы. Например, в статье "Поживём поделим" рассматривается проблема раздела "Газпрома". Причина возникновения раздела- совершенно новая ситуация на газовом рынке Европы: цены на газ снижаются благодаря потоку дешёвого восточного сжиженного природного газа. Для разрешения этой проблемы наше руководство, в связи с принятием третьего энергопакета в 2009 году ("свод правил, запрещающий работать на рынке ЕС компаниям, которые одновременно добывают, транспортируют, и распределяют газ"), задумалось о разделе "Газпрома" на несколько компаний: добывающую, транспортную и распределяющую. Ещё появление новых крупных компаний, добывающих газ, "Роснефти" и НОВАТЭКа должно снизить газовую монополию на рынке не только в России, но и в странах ЕС.

Публицистическая статья предполагает включение различных вставок (яркое описание эпизодов, мини-интервью, иллюстрации) для оживления рассуждения. В данной статье это, например, врезки, что по словам кремлёвских чиновников, "консультации по "Газпрому" пока что носят исключительно неформальный характер" и что "ситуация на газовом рынке всё больше будет напоминать нефтяную отрасль, где есть несколько крупных производителей и одна инфраструктурная монополия". Также в статье есть обращающее на себя внимание мини-интервью с пресс-секретарём Путина Дмитрием Песковым о возможностях исполнения третьего энергопакета. Для воздействующего эффекта в статью ещё включены фотоиллюстрации руководства России и главы "Газпрома" Алексея Миллера, обсуждающих проект трубы Nord Stream, который может оказаться невостребованным в условиях "сланцевой революции". Что такое "сланцевая революция", можно узнать из подзаголовка статьи: это "достигнутый в США процесс технологии, позволяющий начать в промышленных масштабах эксплуатацию залегающих в сланцевых пластах запасов природного газа", что может значительно подорвать авторитет "Газпрома".

Прежде, чем отобразить языковые особенности статьи, я хотел бы рассказать вообще об особенностях языковых средств в публицистическом стиле в исследуемых журналах.


3. Языковые средства публицистического стиля


1 Функции публицистического стиля


Обычная форма реализации публицистического стиля- монолог. И главным принципом публицистической речи, основой и особенностью её организации выступает её "открытость", прямое, непосредственное выражение авторского "я", потому что автор публицистического текста обращается к читателю со своими мыслями, чувствами, оценками. В публицистике все оценки принадлежат автору и неважно, выступает ли он от имени определённой общественной группы, союза, партии, класса, или от своего имени. Поэтому речевой строй публицистики почти всегда носит эмоционально-личностный характер. Публицистическому стилю свойственно много функций. Я бы хотел остановиться на двух основных: информативной (сообщение, передача новой информации) и воздействующей (воздействие на разум и чувства читателя). У журналов нередко выделяют несколько функций: информационную, просветительскую, воспитательную, организационную, аналитико-критическую, развлекательную. Однако основной функцией, вбирающей все вышеуказанные и наиболее непосредственно выражающейся в стилистике речи, является воздействующе-информационная, с акцентом на аспекте воздействия. Эти две функции определяют состав и организацию языковых средств публицистического стиля. Информативная функция стиля требует использования общеупотребительной лексики, стандартов, штампов, потому что нейтральная лексика облегчает восприятие новой информации, облегчает процесс коммуникации Стандарт- исключительное и характерное свойство журналов. Подавляющее большинство журнальных речевых стереотипов имеют позитивный или негативный характер.. Воздействующая функция стиля способствует формированию оценочной лексики, так как задача публициста не только сообщить о событиях, явлениях, фактах, но и объяснить их, дать им социальную оценку, подвести читателя к "нужным" выводам. Газетно-публицистическая речь лишена условности и, как я уже говорил, в публицистике авторское "я" выступает открыто, и мы имеем один стилистический слой- речь автора. Однако одноплановость публицистической речи не признак бедности последней. Напротив, именно в этом свойстве заключается её выразительность и сила. О чём бы мы ни говорил публицист, в структуре прямо выражается его "голос", оценка эмоции, ход мыслей, увлеченность, взволнованность темой. Активность авторской позиции делает публицистику мощным средством воздействия. Использование языковых средств определяется во многом их социально-оценочными качествами и возможностями с точки зрения эффективного и целеустремленного воздействия на массовую аудиторию.

Для публицистического стиля характерны чередования стандарта и экспрессии, логического и образного, оценочного и доказательного, экономия языковых средств, доходчивость, лаконичность, последовательность изложения при информативной насыщенности. Отсюда характерные для публицистического стиля оценочность, призывность, полемичность. Публицистическая речь призвана прежде всего воздействовать на массы, поэтому она максимально учитывает интересы читателей. Важной особенностью языка журналов является его общедоступность, коммуникативная значимость.


2 Публицистическая лексика


Свойство соединения противоположного ярче всего проявляется в лексике публицистического стиля:

это употребление стандартных, штампованных слов и фраз: сыграла ключевую роль, человеческий фактор, пути решения, экономическое содержание, достичь поставленных целей, сталкиваться с проблемами, экспортировать;

Использование экспрессивных, выразительных, эмоциональных речевых средств: олицетворений (земля уходит из-под ног, провалы проглатывают автобусы, оживлённый перекрёсток ), метонимий (правая рука президента, карманные структуры ), метафор (гора книг, сланцевая революция, соль статьи, теплый прием ). Публицистика эмоциональна, действенна, выразительна, но публицист не рисует действительность, а прямо и открыто агитирует, убеждает, пропагандирует. Здесь "убеждение- первично, оно выражается в слове, его значении, эмоциональных оттенках". Журналы остро нуждаются в экспрессивных средствах, но эта экспрессия носит социальный характер, она целенаправлена, оценочна. Метафоры здесь используются не столько для образности, сколько для создания оценочного эффекта, положительного или отрицательного. Обычно метафоризации подвергаются понятия, важные в идеологическом, экономическом отношении: электрические реки, хлеб промышленности;

Совмещение слов, относимых и к книжной и к разговорной лексике: отчизна-беспредел; помыслы-разборка; социализация-бедолага;

употребление общественно-политических слов: власть, депутатский мандат, конституционное усиление, кремлёвские чиновники; заимствованных слов: президент, пресс-служба, интервью, куратор, консалтинг, мониторинг ; различных экономических, политических, философских терминов, которые переосмысливаются и получают публицистическую окраску: стратегическое направление, глава государства, оплот стабильности, понижающий дифференциал. Ведь в отличие от других стилей литературного языка в публицистическом убеждение выступает как главная функция языка, причём оно имеет агитационный характер. Это проявляется прежде всего в выборе языковых средств. А так как вопросы, трактуемые публицистикой, имеют политическое содержание, политическую окраску, то и выбор языковых средств носит осознанный, целеустремлённый характер. Употребление слов, которые связаны с выражением идеологических понятий, не может не испытывать на себе влияние социальных групп, классов, вкладывающих различное содержание, различные оценки в одни и те же слова;

Употребление так называемых газетизмов, профессиональной журналистской лексики, неологизмов: медведевская четырёхлетка, аппарат президента, Путин 3.0., арбитрабельный, дефолт, дежавю, думец ;

Для журналов не характерны, хотя и возможны, узкоспециальные слова и выражения, диалектизмы, арготизмы, поэтизмы, варваризмы, индивидуальные неологизмы, то есть исключается всё, что может вызвать затруднения в понимании сообщения.


3 Морфологические средства публицистического стиля


Своеобразием отличаются морфологические средства публицистических текстов:

активно употребляются существительные с суффиксами- ость, -ств, -ние, -ие (должность, самостоятельность, новшество, сотрудничество, исполнение, объединение ), с интернациональными суффиксами и префиксами -изм, -ист, -ация, анти-, контр-, де- (бюрократизм, администрация, антикоррупция, контрмеры, оптимист ); прилагательные с префиксами меж-, все-, обще-, сверх- (всеобъемлющий, общепризнанный, межведомственный );

часто используются формы страдательных причастий прошедшего времени (осуществлен, ознакомлен, успешен ); прилагательные в превосходной степени (самый важный, ярчайший, самый лучший );

употребительны слова, образованные сложением (общественно-политический, бизнес-ассоциации, торгово-промышленные палаты);

Распространённой является форма глагола 1-го лица, так как повествование обычно ведется от лица автора.


3.4 Синтаксис публицистического стиля


Свои особенности имеет и синтаксис текстов публицистического стиля. Для него характерны:

эллиптические конструкции, т.е. фразы с пропущенным элементом высказывания, отличающиеся краткостью, динамичностью, повышенной энергией: третейское разбирательство-дело добровольное, по итогам каждой-экзамен;

Назывные предложения, особенно в заголовках: "король, дама, балет", Государственная Дума;

Вопросительные предложения (Чем Тетчер войдет в историю? А в чём смысл жизни?);

вводные слова (в первую очередь, во-первых, действительно, кроме того ).


4. Языковые средства статьи


Теперь вернёмся конкретно к нашей статье "Поживём поделим". Наряду со стандартными общественно-политическими фразами (коррупция, инфраструктура, оплот стабильности, государство, национальное достояние, министерство, реформа, нефтяная промышленность) , употребляются узкоспециальные термины: "сланцевая революция", сланцевый газ, лонг-лист кандидатов, газовый рынок, газовый бизнес, газовая монополия, министерство энергетики, менеджмент, власти ЕС, лоббировал строительство, газопровод Nabucco, энергопакет, спотовый рынок . К основным языковым особенностям статьи относятся также средства языковой выразительности: олицетворения (взвесить все аргументы, Евросоюз огрызался, монополия превратилась в инструмент ), метафоры (не доходили руки, краеугольный камень, одним махом решить нельзя) , эпитеты (посягательства "Газпрома" ), аллитерация (поживём поделим ), фразеологизм (предоставлять скидки задним числом ). В статье присутствует обилие средств, выражающих логические связи высказываний: союзы (сочинительные однако, и, а, но, либо , подчинительные если…то, пока, так что, что, как, чтобы, на котором ), вводные слова (скорее всего, наконец, во-первых, во-вторых, правда, впрочем, значит, в частности, по данным "Власти" ).жанровый публицистический стиль статья

Проникнуться или нет проблемой, рассмотренной в статье, согласиться или нет с выводами и мнениями журналистов, дело каждого читателя. Вот так, на примере анализа одной статьи из журнала "Коммерсант Власть" №15, 2013, мы рассмотрели языковые особенности аналитического жанра публицистического стиля. Конечно, каждому жанру свойственны свои особенности, но в целом все они выполняют информативную и воздействующую функции публицистического стиля.

Из всего вышесказанного мы видим, что экспрессивно значимыми оказываются все языковые средства, поскольку они воплощают публицистическую идею. Вот почему в публицистике столь важна проблема выбора точного, яркого, действенного, выразительного слова.


5. Заголовки в журналах


Отдельно хочется рассказать о заголовках в журналах. Ведь именно название рубрик, заголовки статей, заметок, подзаголовки, врезки являются своеобразными путеводителями для читателей журналов. Они привлекают внимание читателя, информируют его о теме публикаций. В журналах выработалась чёткая система рубрикации материалов, сложились модели заголовочных конструкций, их размещение. Для лучшей ориентации публикации группируются в тематические подборки. Журнал имеет свои постоянные рубрики, которые должны привлекать внимание читателей, они не должны иметь нечётких формулировок. В исследуемых журналах есть такие рубрики, как "Вертикаль", "Отставки и назначения", "Они о нас", "Неделя", "Вопрос недели", "Политэкономия". Кратко и понятно. И если рубрика сигнализирует об общем направлении помещённых под ней публикаций, то заголовок называет тему конкретного материала, а с помощью подзаголовков можно подчеркнуть наиболее важные моменты. Например, заголовок "Спору нет" - подзаголовок "Громкие дела третейских судов России" или заголовок "Поживём поделим" - подзаголовок "Что такое сланцевая революция".

Заголовок должен не просто назвать тему, он должен сообщить о факте, событии, формулировать отношение к нему, передавать авторскую позицию. Данные журналы располагают большим количеством структурных моделей заголовков и приёмами их лексико-фразеологического выражения. Среди них явно преобладают безглагольные конструкции: "Командатский час, "Король, дама, балет", "История"; двухсловные предложения: "Держать марки", "Пустить в расход". Такие названия кратки, выразительны, легко воспринимаются читателями. Также для журналов характерны двухсловные конструкции, соединённые союзом, которые могут дать читателю больше информации. Например, "Бур и лёд", "Быль и прибыль". Стилистически значимы вопросительные предложения: "А вы когда каяться будете?", "За что вы не любите американцев?" Для читателя важны, естественно, не только структура названия, но и его содержание. И экспрессивные элементы не должны противоречить содержанию материала, его жанру. Но нередко в журналах встречаются "ляпы", когда заголовок противоречит содержанию или звучит бессмысленно ("Тетчер раздора"), или встречаются орфографические и синтаксические ошибки, или в содержании приводится недостоверная информация, особенно в прошлогодних выпусках, когда статьи регулярно печатал студент исторического факультета МГУ Евгений Понасенков, искажая исторические факты. Например, в своей статье "Коммерсантъ Власть" № 35,2002, с.77-78 он писал: "И тут завистник Наполеона Александр I был вынужден пойти на Тильзитский мир". На самом деле факты зависти Александра I Наполеону ничем не подтверждаются. Это, наоборот, Наполеон всегда завидовал Александру и другим наследственным монархам крупных государств и заискивал перед ними, чтобы они признали его равным себе. Можно даже вспомнить про страстное желание Наполеона породниться с каким-либо монархическим домом Европы.

Таким образом, в журналах должны преобладать заголовки, привлекающие внимание читателей информативностью и точностью содержания. Ведь они помогают читателю выбирать материалы, наиболее заслуживающие его внимания. И они должны быть настоящими ориентирами, своеобразными сигналами на страницах журнала.


Заключение


В заключение хотелось бы сказать, что на основании анализа аналитических журналов "Коммерсантъ Власть" мне удалось ознакомиться с функциональными особенностями языковых средств публицистического стиля и понять все его стилевые черты, а именно логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. Исследуемые журналы в основном состоят из статей, которые относятся к аналитическому жанру и характеризуются наличием как стандартных фраз, так и узкоспециальных общественно-политических терминов, а также обогащены средствами художественной выразительности и различными синтаксическими конструкциями, которые в свою очередь выполняют наряду с информативной функцией самую главную функцию публицистического стиля- воздействующую. Информация в журналах предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства читателя, чтобы у него сформировалось определённое отношение к общественным делам, и не важно, позитивное оно будет или негативное. Ведь для современного публициста главное- донести информацию до читателя так, чтобы он её осмыслил, сделал нужные для себя выводы. И если раньше общественно-политический журнал представлял собой партийный, общественный, профсоюзный или государственный орган и направлен был на убеждении читателя в правоте авторской позиции, то сейчас, в эпоху гласности, демократии и свободы слова, читатель сам формирует своё мировоззрение, соглашаясь или нет с авторской позицией. Да, исследуемые журналы просвещают, информируют, агитируют, читаются легко, заголовки чётки и понятны, в них много экспрессии, они призывают и заставляют задуматься о социальных, политических и экономических проблемах, несмотря на то, что речевой публицистических строй носит эмоционально- личностный характер. То есть публицистический язык прекрасно выполняет свою коммуникативную функцию. Но, я думаю, оценку, эмоциональную, эстетическую или логическую, ставит сам читатель.

И как бы высокопарно ни звучало, что миром сегодня правят новости, донести эти новости до читателя и слушателя- очень сложная задача публициста и журналиста.


Список литературы


1.Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. "Русский язык и культура речи", 2005.

Бушко О.М. "Школьный словарь литературоведческих терминов", 2005.

Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. "Русский язык", 1984.

Кожина М.Н. "Стилистика русского языка", М., 1993.

Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. "Стилистика русского языка", М., 2008.

Майданова Л.М. "Практикум по современному русскому языку", Екатеринбург, 1993.

Караулов Ю.Н. Энциклопедия "Русский язык", 1997.

Кожин А.Н., Крылова О.А, Одинцов В.В. "Функциональные типы русской речи", М., Высшая школа, 1982.

Журналы "Коммерсант Власть" №13, 14, 15 за 2013 и №35 за 2002.


Теги: Публицистический стиль (характеристика одного из жанров, языка одного из печатных средств массовой информации) с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

(газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология , эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы , восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.

Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).

Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

Функции публицистического стиля:

  • Информационная - стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях
  • Воздействующая - стремление повлиять на мнение людей

Задача речи:

  • воздействовать на массовое сознание
  • призывать к действию
  • сообщать информацию

Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально–деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию – создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.

Это очень важный стиль, с помощью него можно передать то, что нельзя передать другими стилями речи.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Публицистический стиль" в других словарях:

    Публицистический стиль - (газетно публицистический, газетный, политический, газетно журнальный) – один из функц. стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П. с. используется в политической… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ (от лат. publicus – общественный) СТИЛЬ. См. функциональные стили …

    публицистический стиль Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Публицистический стиль - (газетно публицистический, газетный, политический, газетно журнальный) Один из функциональных стилей, обслуживающий сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П.с. используется в политической… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    публицистический стиль - см. стиль языка + публицистика … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    публицистический стиль - разновидность литературного языка: один книжных стилей речи, использующийся в сфере политики, общественной, экономической и культурной жизни общества, в средствах массовой информации. См. также публицистика … Словарь литературоведческих терминов

    СТИЛЬ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ - СТИЛЬ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ. См. публицистический стиль … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    - [манера] сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? стиля, чему? стилю, (вижу) что? стиль, чем? стилем, о чём? о стиле; мн. что? стили, (нет) чего? стилей, чему? стилям, (вижу) что? стили, чем? стилями, о чём? о стилях 1. Стилем называют… … Толковый словарь Дмитриева

    стиль речи - ▲ стиль излагать стиль речи характер изложения. разговорный стиль. книжный стиль. художественный стиль. публицистический стиль. научный стиль. наукообразный. официально деловой стиль. канцелярский стиль [язык]. протокольный стиль. протоколизм.… … Идеографический словарь русского языка

    СТИЛЬ В ЯЗЫКОЗНАНИИ - СТИЛЬ В ЯЗЫКОЗНАНИИ, объединенная определённым функциональным назначением система языковых элементов, способов их отбора, употребления, взаимного сочетания и соотношения, функциональная разновидность литературного языка. Композиционно речевая… … Литературный энциклопедический словарь

Книги

  • Контрастивная стилистика. Газетно-публицистический стиль в английском и русском языках , А. Д. Швейцер. В предлагаемой читателю книге известного отечественного лингвиста А. Д. Швейцера определяется предмет контрастивной стилистики, намечаются принципы контрастивно-стилистического анализа,…
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!