Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Суффиксы субъективной оценки примеры из художественной литературы. Суффиксы имен существительных. субъективной оценки и реального умень­шения и. Частотные латинские и греческие суффиксы

В процессе обучения русскому языку школьники знакомятся с основными сведениями о современной словообразовательной системе и об историческом словообразовании. Знание морфемного состава и основных способов словообразования помогает осуществить практическую, коммуникативную направленность обучения, выраженную в усвоении словообразовательных норм и правил употребления языковых единиц в речи, что в целом формирует языковое чутьё школьников [Теория и практика обучения русскому языку, Сабаткоева, 2005]. Знакомство с типовыми для русского языка суффиксами повышает лингвистическую грамотность обучаемых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Суффиксы субъективной оценки в текстах Пригова Д.А. на уроках русского языка

В процессе обучения русскому языку школьники знакомятся с основными сведениями о современной словообразовательной системе и об историческом словообразовании. Знание морфемного состава и основных способов словообразования помогает осуществить практическую, коммуникативную направленность обучения, выраженную в усвоении словообразовательных норм и правил употребления языковых единиц в речи, что в целом формирует языковое чутьё школьников [Теория и практика обучения русскому языку, Сабаткоева, 2005]. Знакомство с типовыми для русского языка суффиксами повышает лингвистическую грамотность обучаемых. К таким суффиксам относятся суффиксы субъективной оценки. Например, такие суффиксы, как еньк/оньк, онк/енк, очк/ечк и другие.

В процессе изучения суффиксов мы обратились к текстам Д.А. Пригова - известного литературного деятеля, художника, прозаика, драматурга и эссеиста. Дмитрий Пригов - автор большого количества графических работ, инсталляций, многих поэтических сборников и книг прозы. В текстах Пригова нами отмечено большое количество суффиксов субъективной оценки, которые образуют не новые слова, а их формы, нередко отличающиеся от тех слов, на базе которых они возникли, только эмоционально-экспрессивной окраской.

В последний раз, друзья, гуляю

Под душем с тёплою водой

А завтра – может быть решётка

Или страна чужая непривычная

А может быть и куда проще –

Отключат тёплую вод ичк у

И буду гряз н ый неприлич н ый я

Но рядом немнож ечк о – то простоял рядом

Как зверь влачит своей супруге

Текущий кровью жар к ий кус

Так я со связ очк ой моркови

С универсама волокусь

Ещё лучок там, может репка

Картош ечк и пакет ик – два

Ещё бутыл очк а там крепкой

Чтоб закружилась голова.
Суффиксы в текстах Дмитрия Пригова весьма многочисленны.

В филологии статус деминутивов проблематичен: если в трудах А.А. Шахматова, Л.В. Щербы, В.А. Богородицкого, А.А. Дементьева, Л.И. Осипова и др. деминутивы относятся к области словоизменения, то для Е.С. Кубряковой, А.М. Родимкиной и др. это словообразовательные явления [Материалы межд.науч.конф.,Араева, 2008].

Суффиксы субъективной оценки используются в текстах поэта как в нарицательных именах, так и в собственных. В журналистских публикациях о Пригове встречаются упрощённые, редуцирующие интерпретации его поэтики: «ироническое обыгрывание советских штампов, абсурдизм, чёрный юмор». Интеллектуальная деятельность Пригова включает в себя гипертрофированный элемент рефлексии, навыки осмысления - не только любых своих художественных и даже бытовых жестов, но и их контекста, ситуационного и исторического [Сорокин, 2007].
Для многих имён в текстах Пригова, в особенности для тех, у которых основа краткой формы оканчивается на твёрдый согласный, основная немаркированная ласкательная форма чаще всего образуется с помощью суффиксов – очка/-ечка. Например:

Эка деточка-Лолиточка

Да Наташечка Ростовочка…

Поэт использует полную и уменьшительно-ласкательную формы личного имени героини романа В.Набокова «Лолита». Особенность поэзии Пригова − в употреблении им прецедентных имен в непривычных формах.

Тем не менее, формы на -очка/-ечка передают нечто большее, чем просто «хорошие чувства». Многие учёные считают, что их основное значение уменьшительно-ласкательное, иногда просто ласкательное, в особенности при обращении к детям. Формы на данные суффиксы сочетают в текстах Дмитрия Александровича «что-то маленькое», хорошие чувства, и ориентацию на детей [Прохоров, 2007]. Суффикс -ечка (Наташечка) придаёт этому имени что-то детское, и, как обычно, выражает лёгкую нежность.

В положении после твёрдой согласной выступает вариант –очк-, в положении после мягкой согласной – вариант –ечк-.

С точки зрения морфологии суффикс -очка – дважды уменьшительный, и это значимо также семантически, поскольку он предполагает маленький размер предмета речи и положительное отношение. Формообразующий суффикс субъективной оценки –очк- безударен, а ударение падает на мативирующую основу [Сиротинина, 2003].

Вот я котлет очк у зажарю

Бульончик маленький сварю…;

Вот заявился дым кол ечк ом

Вышла кошка на крыл ечк о….;

Конфет очк у нарезывает он

И на хлеб кладёт

О, дет очк а болезная

Послевоенных лет;

Гриб очк и мы с тобой поджарим

И со сметанкой поедим…

Такие формы, как котлеточка, крылечко, колечком, конфеточка, грибочки, деточка, вызывают в памяти мир маленьких детей и ту эмоциональную ауру, которая возникает при общении с детьми. Входя в этот мир, взрослый испытывает смесь нежности, умиления, игривости, несерьёзности и т.п. В текстах Пригова таких суффиксов довольно много: бутылочка, связочкой (сущ.), немножечко (нар.) и т.д. [Прохоров, 2007].

Мягкие краткие формы (например, тонкий, худой ) не типичны для взрослых и поэтому не нуждаются в «уменьшении», будучи использованы как обращение к детям. С другой стороны, иногда и их требуется заменить на что-то более нежное и ласковое, это в тестах Пригова осуществляется с помощью суффиксов –еньк/-оньк (Например, глупенький, целёхонькие, худенький ). Формообразующие суффиксы безударны, а ударение падает на мотивирующую основу.

Низкие тучи спускаются над ночной изрытой дорогой

А я мал еньк ий, тон еньк ий мальчонка

Бегу в ужасе от родительского дома…

При помощи суффикса –еньк- образуются существительные женского и мужского рода со значением уменьшительно-ласкательным (маленький, тоненький ); слова с этими суффиксами употребляются преимущественно в разговорной речи.

В чём душа у таракана

Бедн еньк ого и живёт

Ручки-ножки, ножки-ручки

Тон еньк ие и живот…;

Ты помнишь, ко мне ходил

Молод еньк ий такой

Из отряда космонавтов?...

С таким же значением при образовании нарицательных существительных женского рода используется в текстах и суффикс –ка.

Я маленькая балерин ка

Живущая на склоне лет

Моя цветная пелерин ка

Повылиняла весь свой цвет…;

Подумаешь – испачкал нож ки ,

А то начнёшь строить дорож ки …

В данном случае (дорожки, ножки) перед суффиксом –ка- наблюдается чередование заднеязычных согласных с шипящими (нога – ножка, дорога – дорожка). Ударение падает на мотивирующую основу.

Среди русских экспрессивных суффиксов суффикс –ка- самый многосторонний и неуловимый. В лингвистической литературе этот суффикс принято описывать как пейоративный. Он же используется в сфере собственных имён [Сиротинина, 2003].

Ты помнишь этого-то, Кольку ?..;

Вроде, Катька ты!..

А.В Суслова и А.В. Суперанская пишут, что суффикс –ка сохранил до сегодняшних дней исконные черты, заключающиеся в выражении высокомерного отношения к адресату и в принижении его статуса в отношениях с говорящим[Сиротинина, 2003].

При помощи суффиксов –онк/-енк в строках Дмитрия Александровича образуются существительные женского и мужского рода со значением пренебрежительности (книжонка, избенка, мальчонка и др.). Формообразующие суффиксы ударны.

Вы слышите! Слышите – дождик идёт! –

Да нет – это плачет стор онк а восточная вся…;

Рухнул окровавленный отец

Хватавший и обхватывавший меня

Срывавший с меня рубаш онк у и штанишки

Исходя пеной из кривого ухмыляющегося рта…

Необходимо отметить и суффиксы –ин/-атин, которые довольно часто встречаются в стихотворениях поэта. Суффикс –ин- образует существительные со значением одного предмета из ряда одинаковых (лилипутина), а –атин- образует имена существительные женского рода со значением употребляющегося в качестве пищи мяса животного, которое названо мотивирующим именем существительного (волчатина).

Данные суффиксы могут быть как ударными, так и безударными [Ефрёмова, Т.Ф., 1996]. В текстах же Дмитрия Пригова субъективные суффиксы –ин/-атин безударны.

В процессе изучения суффиксов мы обратились и к суффиксам –ячк/-ичк. В текстах Дмитрия Александровича суффиксы –ячк/-ичк выделяются в именах существительных женского рода. Словообразующие суффиксы ударны.

А может быть и куда проще –

Отключат тёплую вод ичк у

И буду грязный неприличный я…;

Помнишь, нас ещё знакомили

С мор ячк ом одним лихим?-

Нет, не помню!

Ну, неважно…

При помощи суффикса субъективной оценки –це- образуются в текстах имена существительные с уменьшительно - ласкательным значением.

В будущем как – нибудь детское тельце

К тельцу прижмётся шепча горячо

Здесь вот покоится дедушка Ельцин,

А рядом покоится вождь Горбачёв…

Суффикс –це- присоединяется к непроизводной основе. При этом наблюдается чередование [л] – [л`].

От большей части слов с конкретным значением с помощью особых суффиксов субъективной оценки образуются существительные с различными дополнительными эмоциональными оттенками значений уменьшительности, ласкательности, пренебрежения, увеличения и т.п. К сожалению, не все тексты Д.А. Пригова можно использовать на уроках словообразования в школе. У поэта – концептуалиста большинство стихотворений написаны для взрослых, поэтому для уроков русского языка необходимо тщательно выбирать тексты, которые будут соответствовать теме и возрасту учащихся.

Литература

1. Пригов, Д.А. Сборник «Домашнее хозяйство»

2. Пригов, Д.А. Сборник «По мотивам поэзии Мишукова»

3. Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка. Лексика/Под ред. О.Б. Сиротининой – 2-е изд. – М.: Едиторил УРСС, 2003. – 256 с.

4. Прохоров, Ю.Е. Русские: коммуникативное поведение/Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин. – 3-е изд.,испр. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 328 с.

5. Пригов, Д.А. Сборник « Законы литературы и искусства ».

6.Сорокин, Владимир. О Вселенной Дмитрия Пригова / http://exlibris.ng.ru/tendens/2007-09-06/8 prigov.html.

7. Теория и практика обучения русскому языку: Учеб.пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений/Под ред. Р.Б. Сабаткоева. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320с.

8. Резниченко, Л.Ю. К проблеме мотивированности языкового знака (некоторые фоносемантические и словообразовательные аспекты исследования диминутивности)/ Л.Ю. Резниченко// Актуальные проблемы современного словообразования. Материалы межд.науч. конф./ Под ред. Л.А. Араевой. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. – с.60 – 65.

9. Ефрёмова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М: Рус.яз., 1996. – 638с.


СУФФИКСЫ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ

Суффиксы, служащие для образования форм имен существительных, качественных прилагательных и наречий с особой, эмоционально-экспрессивной окраской и выражением отношения говорящего к предмету, качеству, признаку. Суффиксы субъективной оценки придают словам различные оттенки (ласкательное, сочувствия, пренебрежения, презрения, уничижения, иронии, также реального уменьшения или увеличения).

Суффиксы имен существительных: -ец (братец, морозец), -ик (билетик, букетик), -чик (кар-” манчик, моторчик), -ок (дружок, петушок), -иц-а (водица, лужица), -к-а (головка, ночка), -инк-а (пылинка, росинка), -очк-а (звездочка, мордочка), -ушм-а (-юшк-а), -утк-о (-юшк-о) (дедушка, головушка, дядюшка, волюшка, полюшко), -ышк-о (гнездышко, стеклышко), -ишк-а, -ишк-о (шалунишка, землишка, городишко, житьишко), -онък-а (-еньк-а) (березонъка, дороженька), -онк-а (енк-а) (книжонка, лошаденка), -г^-е, -ц-о, -иц-е, ец-о (зеркальце, винцо, платьице, письмецо), -ц-а (грязца, ленца),-ашк-а (старикашка, мордашка), -ин-а (домина, уродина), -игц-е, -ищ-а (голосище, бородища), -очен, -ечк-о, -ушек, -ымек (листочек, словечко, воробушек, колышек) и др.

Суффиксы имен прилагательных: -енъи-ий (-оньк-ий) (добренький, сладенький, легонький, плохонький), -ёхоньк-ий (-охоньк-ий, -ёшеньм-ий (-ошеныг-ий) (смирнехонький, горъкохонъкий, скорёшенькай, легошенький).

В наречиях, соотносительных с именами существительными и именами прилагательными, встречаются образования с соответствующими суффиксами. Босичком, рядышком, пешочком, шепотком, утречком, украдочкой, вдогоночку, вприпрыжечку; раненько, помаленьку, близехонъко и т. д.

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СУФФИКСЫ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОЦЕНКИ в Словаре экономических терминов:
    ЭКСПЕРТНЫЕ - см. ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ …
  • СТАТИСТИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ
    оценки, функции от результатов наблюдений, употребляемые для статистического оценивания неизвестных параметров распределения вероятностей изучаемых случайных величин. Например, если X1 ,..., …
  • ОБЪЕКТИВНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ОЦЕНКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    обусловленные оценки, термин, употребляемый для обозначения частных производных целевой функции, взятых по отношению к ограничениям в задачах линейного или …
  • ЦЕННОСТЬ
    представление человека о хозяйственном значении предметов внешнего мира. Оно необходимо связывается с самым понятием хозяйственного блага. Человек становится в особое …
  • ЦЕННОСТЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? представление человека о хозяйственном значении предметов внешнего мира. Оно необходимо связывается с самым понятием хозяйственного блага. Человек становится в …
  • КАТЕГОРИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ в Словаре лингвистических терминов:
    Семантико-грамматиче-ская категория, выражающая субъективную оценку говорящим предмета, признака предмета или признака действия и вносящая в основное предметное значение слова добавочные …
  • КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
    (1850-1931) - русский историк, социолог, гимназический товарищ и биограф B.C. Соловьева. Закончил историко-филологический факультет Московского университета. Профессор Варшавского (1879-1884) и …
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ в Новейшем философском словаре:
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ в Словаре постмодернизма:
    (лат. interpretatio - толкование, разъяснение) - когнитивная процедура установления содержания понятий или значения элементов формализма посредством их аппликации на ту …
  • ДЕТЕКТИВ в Словаре постмодернизма:
    (англ. criminal) - литературный жанр, интрига которого организована как логическая реконструкция эмпирически не наблюдавшихся событий (а именно - преступления). В …
  • ВАДЖРАПАНИ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Санскр.) или Манджушри, Дхиани-Бодхисаттва (как духовное отражение или сын Дхиани-Будд на земле), рожденный непосредственно из субъективной формы существования; божество, которому …
  • МИХАИЛ (МУДЬЮГИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Михаил (Мудьюгин) (1912 - 2000), архиепископ б. Вологодский и Великоустюжский. В миру Мудьюгин …
  • ГРОТ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Грот Николай Яковлевич - профессор философии (1852 - 1899), сын академика; сначала профессор в историко-филологическом институте князя Безбородко в Нежине, …
  • СИНДРОМЫ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    (греч. syndromos - вместе бегущий, syndrome - стечение признаков болезни). Система взаимосвязанных в патогенезе симптомов болезни. Нозологическая диагностика возможна …
  • ПЛЕХАНОВ в Литературной энциклопедии:
    " id=Плеханов.Оглавление > 1. Биография 2. Эстетические взгляды Плеханова в свете его общих политических и философских взглядов 3. …
  • ПЕРЕВЕРЗЕВ в Литературной энциклопедии:
    Валериан Федорович — профессор-литературовед, историк русской литературы. Учился в Харьковском, университете. 502 С 1902 участвовал в соц.-дем. движении, примыкая …
  • ЛАНИЙ в Литературной энциклопедии:
    Шарлотта — венгерская поэтесса; начала лит-ую деятельность в рядах буржуазно-радикальной лит-ой группы «Запад». Ее первые стихи (собранные к трех …
  • ИМПРЕССИОНИЗМ. в Литературной энциклопедии.
  • ИВАНОВ-РАЗУМНИК в Литературной энциклопедии:
    (псевдоним Разумника Васильевича Иванова) — литературовед и социолог. Р. в Тифлисе, в дворянской семье. Учился в I петербургской гимназии, …
  • ЭКСПРЕССИОНИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. expressio - выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920-е гг. Возникло как …
  • СССР. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. …
  • СОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    оценка, статистическая оценка параметра распределения вероятностей, обладающая тем свойством, что при увеличении числа наблюдений вероятность отклонений оценки от оцениваемого параметра …
  • СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, языки славян, живущих главным образом на территории Европы и Азии. Число говорящих на С. я. свыше 130 млн. …
  • САПАРО ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, семья языков индейцев, живущих на В. Экуадора и на С.-З. Перу (между рр. Напо, Бобонаса, Пастаса). Включает языки подгруппы …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР
  • РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    анализ, раздел математической статистики, объединяющий практические методы исследования регрессионной зависимости между величинами по статистическим данным (см. Регрессия). Цель Р. …
  • ПРОГНОЗИРОВАНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    разработка прогноза; в узком значении - специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления. П. как одна из форм …
  • ПРЕСТУПЛЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ ТЕОРИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    полезности теория, буржуазная теория, пытающаяся дать объяснение процессам ценообразования в условиях капиталистическогохозяйства. Возникла в последней трети 19 в. в противовес …
  • ОШИБОК ТЕОРИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    теория, раздел математической статистики, посвященный построению уточнённых выводов о численных значениях приближённо измеренных величин, а также об ошибках (погрешностях) …
  • НАИМЕНЬШИХ КВАДРАТОВ МЕТОД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    квадратов метод, один из методов ошибок теории для оценки неизвестных величин по результатам измерений, содержащим случайные ошибки. Н. к. м. …
  • МУНДА ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, кол языки, одна из древнейших языковых групп Индии. Принадлежит к австроазиатской семье языков. Распространены на плато Чхота-Нагпур (штаты Бихар …
  • МЕНГЕР КАРЛ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Menger) Карл (23.2.1840, Нёй-Сандец, ныне Новы-Сонч, Польша, - 27.2.1921, Вена), австрийский экономист, основатель австрийской школы в буржуазной политической экономии, один …
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    статистика, раздел математики, посвященный математическим методам систематизации, обработки и использования статистических данных для научных и практических выводов. При этом …
  • КРОССЕР ПОЛ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Grosser) Пол (р. 11.8.1902, Вентспилс, ныне Латвийской ССР), американский экономист, историк. В 1921-28 учился в Берлинском университете и Экономическом институте. …
  • КРИТЕРИЙ ОПТИМАЛЬНОСТИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    оптимальности, признак, на основании которого производится сравнительная оценка возможных решений (альтернатив) и выбор наилучшего. Содержание К. о. объективно обусловлено многими …
  • ЗООТЕХНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от зоо... и греч. techne - искусство, мастерство), наука о разведении, кормлении, содержании и правильном использовании с.-х. животных для получения …
  • ГОССЕНА ЗАКОНЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    законы (по имени Г. Г. Госсена), математическая разработка главных принципов буржуазной вульгарной теории предельной полезности, общих основ теорий субъективной …
  • ВУЛЬГАРНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    политическая экономия, система антинаучных буржуазных экономических теорий, дающих описание внешней видимости экономических процессов в целях апологетической защиты капитализма. В. п. …
  • ВИНА (В ПРАВЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в праве. Под В. обычно понимается внутренняя, субъективная сторона вредоносного или общественно опасного действия или бездействия, нарушающего правовую норму, психическое …
  • ВАКАШСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, группа индейских языков на о. Ванкувер и в прилегающих прибрежных районах Британской Колумбии. Представлена языками квакиутль и нутка. Имеют …
  • АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    хозяйственной деятельности социалистических предприятий (экономический анализ работы предприятий), комплексное изучение хозяйственной деятельности предприятий и их объединений с целью повышения её …
  • АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    школа (иногда её называют Венской), субъективно-психологическое направление в буржуазной политической экономии. Возникла в Австрии в 80-х гг. 19 в. как …
  • АВСТРАЛИЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, семья языков, на которых говорят коренные жители Австралии. Известно свыше 600 А. я., из которых около 450 почти полностью …
  • ЭКСПРОПРИАЦИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    принудительное отчуждение частных имуществ, временное их занятие, установление сервитутов или ограничение прав на них в интересах общественной или государственной пользы. …
  • ЧУВСТВОВАНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • УРАЛО-АЛТАЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    известны также под названием "алтайских", "туранских", "финно-угро-татарских"; на них говорят многочисленные народы, населяющие, главным образом, северо-восточную и, отчасти, центральную Азию, …

Суффиксы субъективной оценки

Сердцевину стилистических ресурсов в словообразовании составляют суффиксы и префиксы субъективной оценки. Их иначе называют экспрессивными или эмоционально-экспрессивными. Они служат для образования форм имен существительных, качественных прилагательных и наречий с особой, эмоционально-экспрессивной окраской и выражением отношения говорящего к предмету, качеству, признаку. Оттенок уменьшительности обычно сопровождается экспрессией ласкательности, реже - шутливости, ироничности; оттенок увеличительности - экспрессией грубости, пренебрежения, неодобрения, иронии, а также восхищения. Имя с суффиксом субъективной оценки не всегда бывает эмоционально окрашенным, иногда оно нейтрально окрашено. Взято с сайта http://syrrik.narod.ru/kozhina.htm

Суффиксы субъективной оценки более свойственны устно-разговорной речи, чем книжно-письменной. Однако в художественной речи сложилась традиция стилистического использования суффиксов субъективной оценки. Это также характерно для публицистического стиля Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - 4-е изд. - М., 2002. - 448с..

В народной латыни большое распространение получили образования с уменьшительными суффиксами как более экспрессивные, что нашло соответствующее отражение в лексике современных романских языков (нар. лат. soliculum "солнышко", фр. soleil "солнце", нар. лат. taurellus "бычок", фр. taureau "бык", нар. лат. apicula "пчелка", фр. abeille "пчела", нар. лат. avicellus "птичка", ит. uccello, фр. oiseau "птица", нар. лат. auricula "ушко", исп. oreja, порт. orelha, пров. aurelba, фр. oreille "ухо" и т. д). В современных романских языках эти слова уже не имеют уменьшительного значения Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка под ред. Серебренникова Б. А. - М., 1970. - 600 с..

Передают эмоциональное отношение к предмету речи;

Показывают эмоциональное отношение к предмету речи;

Передают чувствительность героев;

Раскрывают переживания героев;

Для создания произведения, близкого по духу к устному народному творчеству;

Привносят ироничный оттенок;

Выполняют сатирическую функцию;

Прикрывают истинные намерения говорящего;

Помогают высказать расположение к собеседнику, создать непринужденную обстановку;

Придают речи ироничный оттенок;

Воспроизводят бытовую речь людей;

Воспроизводят горькие переживания;

Передают речь простых людей, придают ей национальный колорит;

Служат средством характеристики героя;

Классификация суффиксов субъективной оценки в итальянском языке

В итальянском языке представлено богатое разнообразие суффиксов субъективной оценки. Их принято подразделять на 4 категории в зависимости от той коннотации, которую слово преобретает в результате процесса суффиксации:

Однако, в русском языке с помощью средств словообразования можно создать гораздо больше оценочных значений. Приведем ниже несколько примеров:

1. размерно-оценочные суффиксы (дом - домик, домишко, домина);

2. суффиксальные образования с шутливой окраской (книженция);

3. собирательные существительные с суффиксами, выражающими пренебрежение (солдатня, матросня);

4. отвлеченные существительные, которые благодаря суффиксам, получают отрицательное оценочное значение (кислятина);

5. удвоение/утроение суффиксов субъективной оценки (дочурочка);

В русском языке, особенно в разговорной речи, даже междометия и частицы довольно часто подвергаются суффиксации: баюшки, нетушки и т.д.

Богатейшая система суффиксов в русском идеально приспособлена для выражения огромного спектра разнообразных эмоциональных отношений, причем не только нежных, ласкательных, но и множества других, для которых бывает порой даже трудно подобрать определение. Переводчик сталкивается с проблемой непереводимости значения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Как передать разницу между словами «домик» и «домишко», «ружьишко» и «ружьецо», «тихонько» и «тихонечко», «заинька» и «заюшка» и т.д.? Сложность передачи суффиксов субъективной оценки заключается в том, что их семантика богата и не поддается каким-либо шаблонам. В каждом новом предложении суффикс приобретает иное значение в зависимости от контекста. Более того, как правило, один суффикс передает как минимум два смысла (размер и отношение). При переводе нужно учитывать менталитет народа и не допускать избыточности или существенных потерь. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - 4-е изд. - М., 2002. - 448 с.

Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» — «кустек», «мячик» — «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Когда следует ставить букву «и»?

А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце — «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом -ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик - карандашИка;
  • диванчик - диванчИка;
  • огурчик - огурчИка;
  • калачик - калачИка;
  • кустик - кустИка;
  • носик - носИка;

  • стульчик - стульчИка;
  • пальчик - пальчИка;
  • личико - личИка;
  • мальчик - мальчИка;
  • ключик - ключИка;
  • мячик - мячИка;
  • самолётик - самолётИка;
  • листик - листИка;
  • винтик - винтИка;
  • бантик - бантИка;
  • мостик - мостИка;
  • кирпичик - кирпичИка;
  • дождик - дождИка;
  • садик - садИка и пр.

Когда следует ставить букву «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

Приведем наглядные примеры:

  • звоночек - звоноЧКа;
  • внучек - внуЧКа;
  • огонёчек - огонёЧКа;
  • горошек - гороШКа;
  • ножичек - ножиЧКа;
  • комочек - комоЧКа;
  • свисточек - свистоЧКа;
  • молоточек - молотоЧКа;
  • листочек - листоЧКа;
  • орешек - ореШКа;
  • сыночек - сыноЧКа;
  • стебелёчек - стебелёЧКа;
  • кусочек - кусоЧКа;
  • мешочек - мешоЧКа;
  • цветочек - цветоЧКа;
  • платочек - платоЧКа;
  • пирожочек - пирожоЧКа;
  • котёночек - котеноЧКа и проч.

Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

Имена существительные с суффиксом -ок-

Выше мы рассмотрели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой имен существительных. Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе -ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петушОк;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: «В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких - «о»?» Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса -ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Примеры слов с суффиксом к, ок, ек, ик?

    Слова с суффиксом -к- :

    лапка, утка, примерка, обновка, заварка, рюмочка, марочка, шапочка, курточка.

    Слова с суффиксом -ок- : кружок, листок, ноготок, глазок, волосок, блинок, севок, носок (обуви), пирожок, сапожок, бугорок,

    Слова с суффиксом -ик- : домик, шалашик, носик, жик, огородик, рублик, нолик, ларчик, скверик, карандашик, велосипедик, прутик, коврик, холмик;

    Слова с суффиксом -ек- : веночек, ботиночек, лепесточек, краешек, мешочек, ветерочек, сврточек, флигелчек, ягненочек.

    суффикс -к- елка, грушка, дочка, рыбка, книжка, ручка, венка, пенка, шубка

    суффикс -ок- дымок, бочонок, бочок, бачок, рачок

    сффикс -ик- ломтик, жилетик, пистолетик, нытик, ротик, столик, хвостик, глазик, тортик

    суффикс -ек- барашек, кармашек

    Суффикс -к- — книжка, студентка, пенсионерка, мышка, морковка, рожки

    Суффикс -ок- — лесок, проводок, ободок, теремок, дружок, сынок, щенок

    Суффикс ек- — ножичек, котеночек, горошек, коробочек, денечек, человечек, пряничек

    Суффикс -ик- — козлик, зубик, кораблик, самолетик, мячик, дождик, ослик, гвоздик, кротик


    фонарик,жик,комок,теремок,словарик,колесико

    Примеры с суффиксом к — берзКа, ягодКа, морковКа, осинКа, дорожКа,

    Примеры с суффиксом ок — городОК, дубОК, ветерОК, сахарОК, грибОК,

    Примеры с суффиксом ек — замочЕК, орешЕК, кусочЕК, дружочЕК, платочЕК,

    Примеры с суффиксом ик — домИК, садИК, жИК, котИК, салатИК.

    погребок, ветерок, грибок, дубок, проводок,

    машинка, шторка, мышка, ручка, малинка,пчелка, рамка,

    мешочек, колобочек, цветочек, рисуночек,

    кирпичик, домик, гвоздик, кубик, мячик, листик, ротик, блокнотик, тазик, карандашик.

    ВнучЕК, горошЕК, звоночЕК, комочЕК.- суффикс -ек-

    ДиванчИК, калачИК, карандашИК, кирпичИК.- суффикс- ик-

    НорКа, шпульКа, ведерКо,пульКа- суффикс- к-

    ПодростОК, набросОК, обрубОК- суффикс-ок-

    Примеры слов с суффиксом —к : метка, меткий, ветка, сетка, ножки, ушко.

    Примеры слов с суффиксом —ок : чуток, мелок, белок, желток, морячок, коготок, пруток.

    Примеры слов с суффиксом —ик : братик, пуфик, бортик, котик, носик, кирпичик, зонтик, ножик, кустик.

    Примеры слов с суффиксом —ек : горошек, листочек, цветочек, внучек, комочек.


    Слова с суффиксом -ок-: уголок, теремок, голосок, окорочок, сынок, пригорок, голубок, снежок, ноготок.

    С суффиксом -к-: картонка, бутылка, корка, Светка, ножка, книжка, мягкий, дерзкий, скользкий, овечка.

    С суффиксом -ек-: кусочек, сыночек, платочек, огонечек, дочек, орешек, листочек, коробочек, ноготочек.

    С суффиксом -ик-: мостик, хвостик, дождик, столик, листик, бантик, крестик, кубик, манежик, кончик, пальчик.

    Суффикс -к-. Повозка, березка, калитка, коровка, стрелка, занавеска.

    Суффикс -ок. Дружок, поселок, пригорок, закоулок, переулок, перелесок, лесок, бугорок.

    Суффикс -ек. Перешеек, зверек, платочек, веночек, клубочек.

    Суффикс -ик. Лучик, кролик, дворик, садик, столик, валик.

    Слова, где встречается суффикс к.

    РезКий, весКий, редКий.

    Слова, где встречается суффикс ок.

    КазачОК, морячОК, близОК.

    Слова, где встречается суффикс ек.

    БарашЕК, орешЕК, цветочЕК.

    Слова, где встречается суффикс ик.

    КарандашИК, носИК, кустИК.

    к — книжка,

    к — студентка,

    к — пенсионерка,

    к — мышка,

    к — морковка,


    к — рожки.

    ок — лесок,

    ок — проводок,

    ок — ободок,

    ок — теремок,

    ок — дружок,

    ок — сынок,

    ок — щенок

    ек — ножичек,

    ек — котеночек,

    ек — горошек,

    ек — коробочек,

    ек — денечек,

    ек — человечек,

    ек — пряничек

    ик — козлик,

    ик — зубик,

    ик — кораблик,

    ик — самолетик,

    ик — мячик,

    ик — дождик,

    ик — ослик,

    ик — гвоздик,

    ик — кротик

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом –ик-. Необходимо подчеркнуть, что сделать это нетрудно, но исключительно в том случае, если вам понятно основное правило российского языка, которое разъясняет правописание буковкы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некая часть людей повсевременно совершает одни и те же ошибки, и заместо «ключик» пишут «ключек», заместо «куст» - «кустек», «мячик» - «мячек» и проч. Вот поэтому в школьной программке этой теме уделяется повышенное внимание.

Когда следует ставить буковку «и»?

А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- понимаете вы? К ним относятся последующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, куст, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчишка, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусок, лицо, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождь, орех, садик, котёночек и пр.


Как вы могли увидеть, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает огромные сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а как следует нереально найти, какую гласную нужно ставить в конце - «и» либо «е» (а, может быть, и «о»?). Вот поэтому советуем ознакомиться с надлежащими правилами российского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом –ик- следует писать исключительно в том случае, если при его склонении гласная буковка «и» сохраняется. Для наглядности приведем определенные примеры:

  • карандашик – карандашИка;
  • диванчик – дивана;
  • огурчик – огурчИка;
  • калачик – калачИка;
  • куст – куста;
  • носик – носИка;
  • стульчик – стульчИка;
  • пальчик – пальчИка;
  • лицо – лица;
  • мальчишка – мальчугана;
  • ключик – ключИка;
  • мячик – мячИка;
  • самолётик – самолётИка;
  • листик – листИка;
  • винтик – винтИка;
  • бантик – бантИка;
  • мостик – мостИка;
  • кирпичик – кирпичИка;
  • дождь – дождя;
  • садик – садИка и пр.

Когда следует ставить буковку «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом –ик-, мы поведали чуток выше. Но необходимо подчеркнуть, что в российском языке часто встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему –ек-. И для того чтоб удостовериться, что в этих словах вправду пишется буковка «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (другими словами выпадает), то следует ставить только суффикс –ек-.

Приведем приятные примеры:

  • звоночек – звоноЧКа;
  • внучек – внуЧКа;
  • огонёчек – огонёЧКа;
  • горошек – гороШКа;
  • ножичек – ножиЧКа;
  • комочек – комоЧКа;
  • свисточек – свистоЧКа;
  • молоточек – молотоЧКа;
  • листочек – листоЧКа;
  • орех – ореха;
  • сыночек – сыноЧКа;
  • стебелёчек – стебелёЧКа;
  • кусок – куска;
  • мешочек – мешоЧКа;
  • цветочек – цветоЧКа;
  • платочек – платоЧКа;
  • пирожочек – пирожоЧКа;
  • котёночек – котеноЧКа и проч.

Видите ли, достаточно просто найти, какое пишется слово с суффиксом –ик-, а какое – с суффиксом –ек-. Кстати, такие морфемы в российском языке именуют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание находится в зависимости от тех либо других ситуаций (в этом случае от сохранности гласной при склонении слова).

Имена существительные с суффиксом –ок-

Выше мы разглядели слова с суффиксом –ик-. –Ок- так же является морфемой имен существительных. Но во время словообразования таковой суффикс не вызывает никаких колебаний. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема фактически всегда занимает ударное положение. В итоге, буковка «о» в суффиксе –ок- слышится очень ясно. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петух;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы –ек- и –ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом –ик-, -ек- и –ок- есть, вы понимаете. Но тут появляется новый вопрос: «В каких случаях в 2-ух последних морфемах после шипящих следует ставить буковку «е», а в каких – «о»?» Ведь достаточно трудно найти, как будет верно: петух либо петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буковка «е», и буковка «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему –ок-. Приведем приятный пример:

  • бережОк;
  • петух;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса –ек-, то он ставится только в тех словах, в каких на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную буковку во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусок;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Методы образования слов с помощью суффикса –ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом –ик-/-ек- появляются с помощью прибавления морфемы к базе слова. В конечном итоге мы получаем новейшую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (к примеру, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
Что касается суффикса –ок-, то он присваивает несколько другие значения:

  • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато?к, зятёк, грибо?к, листо?к и пр.).
  • Действие (приведем пример: зево?к, бросо?к, пино?к, глото?к, рыво?к, мазо?к, толчо?к, прыжо?к, шлепо?к, скачо?к, щелчо?к, хлопо?к и пр.).
  • Предмет, а поточнее итог деяния (приведем пример: обло?мок, мото?к, обру?бок, набро?сок, сле?пок, отпеча?ток, стежо?к, посёлок, вы?селок и пр.).
  • Предмет, а поточнее орудие деяния (приведем пример: свисто?к, звоно?к, гудо?к и пр.).
  • Предмет, а поточнее субъект деяния (к примеру, поплаво?к, движо?к, росто?к и пр.).
  • Место деяния (като?к).
  • Уменьшительно-ласкательное либо только ласкательное значение (к примеру, Нино?к, Витёк, Лидо?к, Игорёк, Сашо?к и пр.).
  • Лицо, которое производит действие (к примеру, ездо?к, едо?к, стрело?к, игро?к, ходо?к и пр.).
  • Лицо, которое появляется в итоге деяния (к примеру, недоно?сок, вы?родок, переро?сток, недоро?сток, подро?сток и пр.).
  • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (к примеру, пре?док, пото?мок и пр.).
  • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим именованием прилагательным (к примеру, дичо?к, бело?к, желто?к и пр.).
  • Вещество, которое названо мотивирующим именованием существительным (к примеру, мело?к).
  • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу схожих предметов. При всем этом их ровно столько, сколько именуется мотивирующим именованием числительным (к примеру, пято?к, деся?ток и пр.).

В русском языке суффиксы характеризуются в соответствии с принадлежностью производных слов к разным речевым стилям, а также в соответствии с экспрессивно-эмоциональной окраской, приобретенной словом в результате процесса суффиксации. В одних случаях при суффиксальном словообразовании появляются синонимы, которые, однако, различаются стилистической окраской (жилет-жилетка, щебень-щебенка). Иногда слово лишь приобретает разговорный оттенок. В других более многочисленных случаях синонимы могут отсутствовать, но суффиксальные образования характеризуются экспрессивностью с широкой гаммой значений: от обиходно-разговорного до вульгарно-просторечного: -ль(враль), -аш/ящ (мордаш, кудряш), -ака/-яка (писака, кривляка).

роль в общей экспрессивной оценке слова с суффиксом играет стилистический характер производящей основы: «громила» - разговорное слова, а «вышибала» - просторечное. Играет роль также частота употребления слова, его обычность или необычность, традиция. Следует учитывать разную степень сниженности стиля (разг., простореч.): раздевалка-читалка, сушилка-курилка. Кроме принадлежности к разным стилям речи многие слова со сниженной оценкой характеризуются различными оттенками значения: пренебрежения, презрения (негодяй, солдатье), фамильярности, ласковости, иронии, шутливости (племяш, тихоня, капризуля).

Слова, образованные при помощи суффиксов субъективной оценки (существительные, прилагательные, наречия) отличаются большой выразительностью, часто употребляются в художественной литературе, фольклоре, разговорной речи: букетик, головка, пылинка, звездочка, старикашка, домина, бородище, шепотком, вечерком. Широко используются суффиксы для образования слов книжной речи: -тель (ваятель), -ни(е) (искушение), -ти(е) (открытие), -ость (недвижимость). Прилагательным с суффиксами -уш/-ющ присущ разговорный характер: большущий, худющий, злющий (значение большой степени признака).

Словообразование в русском языке является ярким источником речевой экспрессии благодаря богатству и разнообразию оценочных суффиксов. От существительных, нейтральных в эмоциональном отношении, путем суффиксации можно образовать ряд слов с ярким оценочным значением:

дом-домик, домишко; брат-братец-браток (уменьшительно-ласкательное значение с оттенком положительной оценки);

дом-домина, домище; детина, ножища (размеро-оценочные суффиксы: увеличительное значение с оттенком негативной оценки);

солдатня, матросня, вранье, суетня, кислятина, пошлятина, галдеж, скукота (пренебрежительное значение с негативным оттенком);

Русский язык исключительно богат суффиксальными образованиями существительных, обозначающих лицо: девочка-девчурка-девчушка-девчонка-девчоночка-девонька-двулька-девка-деваха. Словообразование позволяет «нанизывать» суффиксы субъективной оценки, экспрессивное напряжение слова может удваиваться, утраиваться: дочурочка, бабуленция, крохотулечка, духотища. Взято с сайта http://mainstream4sparklet.narod.ru/stilistik_ru/wordbuilding.doc

Также и в словообразовании имен прилагательных в русском языке, как и в итальянском, для выражения различных оценочных значений широко используется прием суффиксации:

маленький-малюсенький (суффиксы субъективной оценки с положительно-эмоциональной окраской);

вертлявый, высоченный, холоднющий (суффиксы субъективной оценки с отрицательной окраской); Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - 4-е изд. - М., 2002. - 448 с.

Числительные обычно не образуют экспрессивных форм с помощью суффиксации. Исключением являются те числительные, которые совмещают значение с другой частью речи: тысяча-тыщонка, миллион-миллиончик. А также неопределенно-количественные слова, совмещающие функции числительных и наречий: немножко, немножечко, маленько, маленечко, многовато, маловато. Ту же ситуацию можно наблюдать и в итальянском языке: mille - migliaio, un pocchino, pochetto, pochettino, tantino.

Местоимениям суффиксы субъективной оценки в русском языке часто придают оттенок иронии, пренебрежения: всяческий, нашенский, ничегошеньки, таковский.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!