Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Вы смотрите, но вы не замечаете? Развивайте наблюдательность! Упражнения на внимательность — или как не упустить самое важное Что такое внимательность и внимание

Если вам необходимо развить свою наблюдательность, то возможно вам помогут эти на первый взгляд несложные упражнения.

Шаг за шагом вы сможете лучше запоминать лица людей, а так же обстановку квартиры, офиса, описывать увиденное вокруг...


Упражнение 1.

Одно из наиболее простых, но лучших упражнений для развития наблюдательности состоит в умении "видеть" обыденные вещи. Может быть, это и покажется легким, но попробуйте, и вы убедитесь в обратном.

Поставьте перед собой какую-нибудь самую обыкновенную вещь (лучше яркого цвета, потому что таковой легче запомнить). Положим, что это будет книга, яблоко... Смотрите спокойно на нее в продолжение некоторого времени, но внимательно и разумно, стараясь запечатлеть ее в своей памяти.

Затем закройте глаза и попытайтесь припомнить эту вещь с максимальной точностью. Постарайтесь вспомнить ее размер, подробности и "сфотографируйте" все это в своей памяти. Затем откройте глаза, взгляните еще раз на вещь и посмотрите, чего еще не хватает вашему представлению.

Внимательно отметьте эти не замеченные подробности, потом снова закройте глаза и постарайтесь усовершенствовать изображение, снова смотрите на вещь и продолжайте таким образом до тех пор, пока вам не удастся составить вполне ясный умственный образ данной вещи во всех подробностях. Небольшая практика даст вам удивительный навык в подобных упражнениях: она вознаградит вас вполне за труд и подготовит к дальнейшей работе.

Упражнение 2.

Вполне овладев первым упражнением, возьмите один из изученных вами предметов и постарайтесь нарисовать его форму и детали. Не страшитесь тем, что вы не художник, вам надо лишь развить вашу наблюдательность и способность запоминать увиденное вами.

Для первого раза возьмите себе что-нибудь легкое, и вы вряд ли разочаруетесь. Успешность ваших рисунков будет зависеть не от художественного дарования, а от подробностей, которые вы запомнили и нанесли на бумагу. Через короткое время вы будете способны взглянуть на вещь только раз, а затем сделать набросок со всеми главными деталями.

Конечно, вам должен служить моделью не сам предмет, а его "умственное" изображение. Заметив все подробности предмета, взгляните на него вторично и посмотрите, не забыли ли что-нибудь, словом, поступайте как в первом упражнении. В обоих упражнениях почаще меняйте предмет наблюдения, потому что это способствует совершенствованию навыка запоминать и даст хороший тренинг вашей наблюдательности.

Упражнение 3.

Начинайте с рассмотрения деталей, а не с запоминания общего вида предмета. Говорят, что разумное наблюдение - наиболее трудное искусство. Не старайтесь «воспринять» весь предмет целиком с первого взгляда. Это дело последующих опытов, по достижении вами уже некоторого прогресса. Воспринимайте отдельные подробности предмета, запомните их в своем уме, затем приступайте к следующим подробностям и т.д.

Например, возьмите лицо. Нет ничего досаднее, как забывать лица встречаемых нами людей. Многие обязаны своей неудачей лишь недостатку наблюдательности в этом направлении.

Ошибка многих из нас заключается в том, что мы пытались запомнить лицо в целом, но не в деталях. Начните упражняться на ваших знакомых, затем переходите на посторонних, и в скором времени вы удивитесь легкости, с которой запоминаете подробности в наружности других.

Внимательно рассмотрите нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы и т.д. Вы увидите, что вам легко будет припомнить нос у одного, глаза у другого, подбородок у третьего и т.д.

Однако еще до этого сядьте и попробуйте описать наружность кого-либо из ваших самых близких знакомых. Вы будете удивлены неясностью вашего представления. Вы ни разу хорошенько подробно не всматривались в них. Если это так, как можете вы надеяться припомнить посторонние лица? Начните с рассмотрения каждого встречного и со старательного изучения внешности, а затем берите карандаш и постарайтесь на словах описать наружность. Это упражнение очень интересно, и с первых же шагов вы заметите быстрый прогресс.

Подобным же упражнением является детальное наблюдение зданий. Сначала постарайтесь описать какое-нибудь здание, мимо которого вы ходите ежедневно. Вы сможете составить себе отдаленное понятие о его общем виде, форме, цвете и т.п. Но что касается числа окон в каждом этаже, местонахождения и размера дверей, формы крыши, ворот, труб, карнизов, украшений и т.д., то вы увидите, что не в состоянии дать себе в этом ясного отчета.

Вам будет казаться, что вы никогда в действительности не видели дома, не так ли? Вы просто смотрели на него. Начните же, приглядываясь к находящемуся на вашем пути зданию, воспроизводить позднее мысленно его подробности и посмотрите, многое ли вы запомнили.

На следующий день займитесь этим же зданием и рассмотрите новые детали (а их будет немало). Продолжайте таким образом, пока вы не составите полный образ данного сооружения. Это очень ценный способ для развития наблюдательности.

Упражнение 4.

Положите на стол по крайней мере семь предметов и накройте их чем - либо, например салфеткой, платком. Снимите салфетку, сосчитайте до десяти, затем, опять закрыв вещи, попросите участвующих в этой игре как можно полнее описать на бумаге виденные предметы.

Присутствующих можно подводить к столу поодиночке и давать им записывать впечатления в другом конце комнаты. Со временем число лежащих на столе предметов может быть доведено до пятнадцати.

Удивительно, какого искусства в наблюдении достигают таким образом некоторые лица. Подобные упражнения очень обычны в Индии, где таким образом практикуются йоги. Развитые этим методом способности обостряют наблюдательность настолько, что вы без труда будете видеть много такого, чего другие не заметят, и тем получите значительную помощь в делах.

К этому разряду упражнений можно отнести и упражнение Удэна, проходившего мимо витрин, а затем припоминавшего выставленные предметы. Эти упражнения разнообразят вашу работу и будут способствовать развитию наблюдательности и сосредоточения в то время, как наблюдатель бывает окружен посторонними звуками и людьми.

Упражнение 5.

Я видел в деревне игру, которая является прекрасным средством для развития наблюдательности. Она несколько отличается от указанных выше упражнений в том смысле, что предметы меняются, и надо быстро сосредоточить на них внимание, чтобы получить ясное впечатление.

Дело вот в чем: кто-нибудь должен встать за ширму или занавес и на одну секунду показать оттуда какой-нибудь предмет стоящим по другую сторону. Развившие способность быстро схватывать, смогут описать предмет удивительно ясно и подробно. Можно одновременно показывать несколько вещей после того, как упражняющиеся достаточно напрактиковались.

Упражнение 6.

Для тренировки показывают кость домино и просят назвать число очков сразу, не считая. Потом кладут две кости и т.д. После небольшой практики всякий сможет мгновенно назвать общее число очков. Более легкая разновидность этого упражнения состоит в том, что быстро проводят перед глазами упражняющегося карту и просят его сказать ее масть и название. Сначала следует действовать медленно, увеличивая скорость постепенно, до тех пор, пока достаточно будет бросить беглый взгляд на карту.

Упражнение 7.

Многие могут схватывать содержание статьи с одного взгляда. Журналисты часто бывают способны схватить смысл статьи, лишь взглянув на нее в течении нескольких секунд. Рецензенты также обладают этой способностью.

Все дело в практике. Начните с прочтения одним взглядом нескольких слов, затем целых фраз, отрывков и т.п. При развитии психических способностей следует поступать, как поступают при развитии мускулов - сначала развиваем один мускул, затем доходим последовательно до целой группы мускулов.

Упражнение 8.

Очень полезно составлять в уме описание комнаты и ее обстановки. Многие женщины делают это без всяких предварительных упражнений. Наблюдательность мужчин в этом направлении не велика и они нуждаются в развитии ее. Многие женщины, по-видимому, «видят» всякую интересующую их вещь и многие из них никогда не забывают увиденного.

Войдите в комнату и произведите быстрый осмотр ее обстановки, стараясь заполучить хорошую "мысленную фотографию" наибольшего числа предметов, размер комнаты, высоту, цвет обоев, число окон и дверей, стульев, столов, ковров, картин и пр.

Затем уйдите из комнаты и, записав виденное, сравните запись с оригиналом. Повторяйте, пока не добьетесь совершенного результата. С такой практикой вы в состоянии будете точно описать любое посещаемое вами место не затрудняясь нисколько, потому что ваша способность наблюдать автоматически заносит впечатления, будучи подвергнута вышеуказанной тренировке.

Упражнение 9.

Вечером следует сделать обзор ваших дневных занятий и постараться припомнить и записать вещи и лица, с которыми вы встречались и которые вы видели. Вы удивитесь незначительности того, что вы можете припомнить сначала, и количеству того, что будете помнить после небольшой практики. Это не только искусство припоминать, но и искусство наблюдать. Ваша подсознательная область мышления поймет необходимость ясно замечать предметы и ставить их на должное место.

Развитие наблюдательности и зрительной памяти

Слабая память – это поверхностное наблюдение и слабое внимание. Запоминаются гораздо легче и лучше те вещи, когда ваш ум не занят ничем посторонним и находится в состоянии покоя. Хорошо развитое внимание укрепляет способности человека, дает очень ясные образы, ясные впечатления и ощущения.

Известные ученые, писатели, люди с высоким интеллектом отличаются развитым вниманием. Их жизнь полна различными сильными впечатлениями и образами. Человек с неразвитым вниманием получает гораздо меньше впечатлений, меньше информации и все время испытывает ее недостаток.

В первую очередь надо развивать зрительную память и внимание, так как человек в основном воспринимает мир через органы зрения.

Из книги Изучение иностранных языков автора Мельников Илья

Развитие мышления и памяти при изучении иностранного языка Память – это основа нашего сознания. В памяти сохраняется все то, что когда-то было, чтобы потом из нашего будущего извлечь все ценное нашего прошлого. Человек без памяти не был бы человеком. Любая деятельность

Из книги Уникальные способности мозга автора Мельников Илья

Из истории памяти Мы живем в мире информации и на нас ежедневно обрушивается огромный поток различных сведений.В десятки раз возрос объем мировых сведений и знаний как по отдельным предметам, специальностям, направлениям, так и в целом. И этот объем информации с каждым

Из книги Методы спецслужб автора Мельников Илья

Развитие слуховой памяти Ухо более чувствительдное, чем глаза. Развить слуховую память гораздо проще, чем зрительную. Упражнение выполняются гораздо быстрее, прочнее и эффект от них проявляется гораздо раньше.Умение слышать, очень многое значит, различные оттенки

Из книги Интересные факты автора Мельников Илья

Виды памяти Память – самая сложная из всех психических функций человека, она имеет различные формы и различные виды. У живых организмов (кроме человека) есть только два вида памяти: генетическая, механическая. Генетическая память передается на генном уровне из поколения

Из книги Суперпамять [Уникальная программа абсолютного улучшения памяти и работы мозга (litres)] автора Хеннер Мэрилу

Уроки памяти Лучший способ создать прочное воспоминание (самый важный компонент ПСВ) – это интенсивное обучение. Именно во время обучения вы делаете шаг назад и внимательно смотрите на все, что сделали ранее, – причем не только что-то хорошее, но и плохое, а также

Из книги Яндекс Воложа [История создания компании мечты] автора Дорофеев Владислав Юрьевич

Из книги Развитие памяти автора Лорейн Гарри

Глава 17 Развитие памяти у детей Дж. Л.: Мои сын и дочь – Джефу девять, а Джули восемь – умеют легко и быстро запоминать разные вещи – в последовательности и по номерам. В общем, они у меня крутые. Г. Л.: Когда моему сыну Бобби исполнилось пять, я попытался научить его

Из книги Пробуждение от проблем, или Как Вася Пупкин нашел себя автора Руль Александр

Потеря памяти Природа нашей памяти тоже хорошо может показать то, что наша истинная сущность – это не просто сгусток мыслей о самих себе. В памяти человека хранится важнейшая составляющая нашей личности – наша личностная история.Представим себе, что человек по какой-то

Из книги Майндсайт. Новая наука личной трансформации автора Сигел Дэниел

Из книги Помнить все! Как развить суперпамять автора Фокс Маргарет

4.2. Упражнения на развитие слуховой и зрительной памяти Для улучшения способности к запоминанию следует развивать не только память, но и сенсо?рное восприятие информации, ведь невозможно запомнить то, что вы просто не смогли ощутить и проанализировать. Поэтому

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Из книги Самая полная книга-тренажер для развития мозга! [Новые тренинги для ума] автора Могучий Антон

4.2. Тренинг памяти Необходимость хорошего развития этой возможности нашей психики вряд ли кто-то поставит под сомнение. Хорошая память – это путь к успеху, познанию, новым открытиям, комфортной жизни!Способности нашей памяти поистине удивительны. Она, как известно,

Из книги Супертренажер мозга для развития сверхспособностей [Активизируй «зоны гениальности»] автора Могучий Антон

Упражнения для тренировки внимания и наблюдательности Упражнение 1. Запомните детали облика Это упражнение можно выполнять всякий раз, когда вам приходится с кем-то общаться – лучше с незнакомым человеком. Можно и просто поставить себе задачу некоторое время

Из книги Развитие памяти по методикам спецслужб автора Букин Денис С.

Упражнения для развития слуховой, зрительной, кинестетической памяти Упражнение 1. Воображаемая фотография Это упражнение для развития зрительной памяти. Смотрите на любой предмет в течение трех-пяти минут, представляя, что вы как бы фотографируете его, чтобы

Из книги автора

Возможности памяти Люди используют возможности своей памяти далеко не в полной мере. Более того, мало кто представляет, насколько велики эти возможности.Несколько примеров. Русский художник Н. Н. Ге детально воспроизвел барочный интерьер комнаты дворца «Монплезир»,

Из книги автора

Виды памяти Современная психология выделяет три вида памяти: мгновенная (или сенсорная), кратковременная и долговременная.В сенсорной памяти хранится то, что мы воспринимаем непосредственно органами чувств: видим, слышим, ощущаем, обоняем и пробуем на вкус после того,

Развитие наблюдательности - одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовывать при изучении окружающего мира. Наблюдение следует рассматривать в единстве восприятия и мышле­ния. Первоначально восприятие выступает как относительно простой акт непреднамеренного отражения той действительности, которая окружает человека. Но в процессе развития восприятие может переходить, с одной стороны, в специфическую теоретическую деятельность - наблюдение, позволяющее глубже проникнуть в мир материальных и социальных явле­ний, с другой - восприятие может переходить и в процесс создания худо­жественного образа и эстетического созерцания мира. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира. Для реализации этой задачи учитель должен знать ведущие свойства восприятия: целост­ность, предметность, осмысленность, обобщенность, константность, изби­рательность. Свойства восприятия, определяющие его продуктивность: Объем - количество объектов, которое может воспринимать чело­век в течение одной фиксации или в единицу времени; Быстрота или скорость - это время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления; Точность - соответствие возникшего образа особенностям воспри­нимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком; Полнота - степень такого соответствия; Надежность - возможная деятельность восприятия с требуемой точностью. Восприятие - это сложная познавательная деятельность, вклю­чающая целую систему действий, которые позволяют: -обнаружить объект восприятия; -опознать его по признакам; -измерить; -оценить. Состав действий зависит от степени осмысленности восприятия, то есть понимания того, что воспринимается, с какой целью человек смотрит, слушает в данный момент. Условия, необходимые для успешной организации восприятия. Что будет в конечном итоге способствовать развитию наблюдательности: 1) Процесс восприятия первоначально носит развернутый характер. По мере развития восприятия количество этих признаков сокращается и происходит формирование оперативных единиц восприятия и организуется сравнение. 2) необходимо учить детей выделять у объектов признаки при нахождении этого объекта в любой ситуации. 3) необходимо учитывать при организации восприятия опираясь на жизненный опыт ребенка. 4) учитель должен уметь осуществлять выбор наглядных средств и их количество, которое он будет использовать. Взаимосвязь между восприятием и наблюдательностью. Наблюдение – организованное восприятие. В организацию восприятия входит: 1) постановка цели или учебной задачи перед детьми; 2) отбор средств наглядности; 3) составление плана или алгоритма для наблюдения. 4) организация фиксации наблюдений – должна быть организована по-разному, т. к. вместе с развитием наблюдения это дает возможность обучать детей учебным действиям. Способы фиксации: 1) зарисовки увиденного 2) дневники наблюдений, настенный календарь труда 3) систематические записи по наблюдениям. Наблюдательность – это важнейшая познавательная способность, необходимая для успешного учения.



В исследованиях Л. В. Зан-кова основное внимание было обращено непосредственно на анализирую­щую деятельность в процессе наблюдения, развитие полноты и много­гранности восприятия предметов и явлений. При исследовании наблюда­тельности авторы исходили из того, что к началу систематического обуче­ния у детей имеется определенная основа, на базе которой и осуществля­ется продвижение учащихся в данной познавательной способности (на­блюдательности). С тем, чтобы выявить исходные данные умения наблюдать, с перво­классниками был проведен констатирующий эксперимент. Методика эксперимента предусматривала задания, которые давали учащимся широкие возможности для наблюдений. Детям предлагалось рассмотреть два объекта: птицу крачку и растение землянику. Анализ всех полученных в эксперименте ответов позволил авторам методики выделить отдельные группы учащихся. К первой группе были отнесены учащиеся с низким уровнем деятель­ности наблюдения. Ответы их не отражают характерных особенностей рассматриваемых объектов. Ко второй группе были отнесены учащиеся, которые односторонне характеризуют объект, выделяя главным образом только цвет. Учащиеся третьей группы достаточно полно выделяли при­знаки объекта. Затем был организован обучающий эксперимент: после чего сравнили результаты экспериментальных и контрольных классов и сделали сле­дующие выводы: 1) одним из важнейших показателей развития наблюдательности яв­ляется полнота воспринимаемых ребенком свойств предмета и явления. У учащихся в процессе обучения проявляется тенденция к увеличению ко­личества подмечаемых свойств; 2) в экспериментальных классах у детей усиливается тонкость и точ­ность анализа - умение подметить малозаметные признаки и свойства; 3) наряду с тонкостью анализа учащиеся после обучения дают обоб­щенную характеристику объекта; 4) некоторые психологи, классифицируя стадии наблюдения, по ко­торым идет развитие ребенка, называют их стадиями осознания, осмысле­ния наблюдаемого в свете прежнего опыта. С. А. Рубенштейн характери­зует их как стадии интерпретации восприятия. Количество элементов ин­терпретации наблюдений у учащихся экспериментальных классов увели­чивается. Кроме того, у них появляется тенденция к объяснению воспри­нятого, к умозаключениям, основанным на наблюдениях. Происходит ка­чественное изменение в умении наблюдать. Например, наблюдая внешний вид птицы, они относят её к водоплавающим или хищным. Наблюдаемость учащихся развивается в школе под руководством учителя. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому учени­ку условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел все, что требуется, не только слушал, но и услышал.

Пути развития наблюдательности при организации "изучения окру­жающего мира разнообразны: использование различных средств наглядно­сти, организация наблюдений к уроку и на уроке; организация работы с дневниками наблюдений, календарями природы; организация наблюдений на экскурсиях и при камеральной обработке материалов. Рассмотрим некоторые из путей развития наблюдательности.

1. Развитию наблюдательности, формированию чувственного опыта способствует использование различных средств наблюдательности: слово «наглядность» означает доступность визуального наблюдения, то очевид­ное, что можно показать, увидеть, непосредственно воспринять. Организация работы с наглядными средствами чаще всего осуществ­ляется учителем на уроках. Типы наглядности разные по содержанию и функциям. Это натуральные средства, печатно-иллюстративные, модели, муляжи, условные и графические изображения. При использовании на­глядности необходимо учитывать какую конкретную роль она выполняет в усвоении, в каком соотношении находятся предметное содержание и спо­соб его наглядного выражения применительно к изучаемому объекту. По­этому наглядность может выполнять разные функции, в частности, иллю­стративную (выступает как самостоятельный объект анализа и преобразо­вания), объяснительную, операторную, то есть не только иллюстрировать содержание знаний, но и интерпретировать, называть способ действия с материалом. В высшем своем проявлении наблюдение - это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но умение организо­вать наблюдение, как утверждал С.Л. Рубинштейн, опирается на достаточ­но обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отно­шения наблюдателя к наблюдаемому.

2. Перед использованием наглядности на уроке учитель должен по­ставить перед учащимися цель наблюдения или учебную задачу, которая может быть в виде вопроса или проблемной ситуации. Например, учите­лем на доску вывешиваются изображения птиц (без подписей). Затем ор­ганизуется беседа следующего содержания:-Рассмотрите внимательно эти изображения птиц, каких из них вы узнали, назовите? (Правильные названия птиц помещает учитель рядом с изображением); -Почему вы не могли назвать всех птиц и допускали много ошибок при их узнавании? -Что надо уметь делать, чтобы узнать любые природные и не природ­ные объекты? (Выделять существенные признаки объекта, заполнить их и при встрече с ним по этим признакам узнать). ...... -Нужно ли этому учиться? -Почему этому надо учиться?

3. Чтобы наблюдение было более эффективным, необходимо не про­сто стимулировать учащихся к рассмотрению объекта, а организовать их деятельность. Это связано с тем, что наглядность, особенно предметная, в силу сво­ей красочности и новизны привлекает внимание учащихся. Но постепенно интерес к ним пропадает, и если учитель специально не организует учеб­ную деятельность учащихся по анализу наглядного материала, они пере­стают работать. Для организации этой деятельности необходимо научить учащихся рациональным приемам наблюдения, которые усложняются по мере обогащения опыта учащихся.

Первая группа приемов – поисковые, которые дадут возможность учащимся опознавать объекты, руководствуясь определенными признаками. Реализация этого приема может быть организована по-разному. Например, признаки объектов могут быть написаны учителем на отдельных карточках. Руководствуясь этими признаками, учащиеся должны узнать виды растений, представленные в виде иллюстраций. Интересно реализуется этот прием, если организовать работу в парах или устроить соревнование, кто больше узнает насекомых по существенным признакам. На этапе закрепления можно предложить задание – узнать объект (например, птицу) и назвать признаки, позволившие это сделать.

Вторая группа приемов – это осуществление сравнительного анализа двух или более объектов на основе сопоставления их сенсорных характеристик. Например, чтобы научить различать такие растения как нивяник, которое все называют ромашкой, и ромашку непахучую необходимо выделить признаки одного и другого растения, затем выделить существенные признаки, руководствуясь которыми, учащиеся смогут их различать и правильно называть. Использование этого приема особенно актуально, если учить детей различать похожие виды, например, рожь и пшеницу, разные виды синиц, осину и липу, ель и сосну.

Третья группа приемов – собственно исследовательские. Цель их – направить внимание учащихся на самостоятельное исследование заданного объекта. Например, учащимся предлагается определить название растений, используя для этого атлас-определитель А. А. Плешакова «

Наблюдательность - свойство нашей психики, основанное на ощущении и восприятии окружающего. Именно благодаря наблюдательности мы различаем похожие друг на друга предметы, тона звуков, оттенки запахов, узнаём знакомые лица в движущейся толпе или на фотографии.

У каждого из нас она развита в той или иной степени. С самого рождения мы воспринимаем массу ощущений: тактильных, вкусовых, обонятельных. Самый же мощный канал восприятия человека - визуальный, поэтому нам с самого детства помогает зрение.

Наблюдательность - свойство ценное. Она максимально сокращает анализ любого объекта, даже при его быстром движении или смене ракурса. А значит, даёт возможность быстро реагировать на происходящие события. А ведь быстрая реакция - это порой наша собственная безопасность.

В природных условиях наблюдательность помогает человеку заметить движение животного, скрип падающего дерева, сверкание молнии. В современном городе наблюдательность - качество не менее ценное: оно вовремя предупредит нас о незакрытом люке или приближающемся автомобиле. Причём от потенциальной угрозы наблюдательность способна защитить человека не только на открытой местности: доказано, что это качество в высшей степени развито у людей, спасшихся при пожарах, землетрясениях и других бедствиях, застающих врасплох в собственном жилище.

Именно развитая наблюдательность позволила им заметить звенящие друг о друга стаканы, непривычный запах, странное поведение домашних животных.

Наблюдательность - не только залог самосохранения. Это полезное качество помогает мозгу развиваться, запуская такие процессы, как анализ, систематизация, обобщение. Люди, события, явления - всё наблюдаемое вместе со сделанными выводами переходит в наш познавательный актив. Так мы получаем тот жизненный опыт, за который младшее поколение испокон веков уважает старшее.

Тот жизненный опыт, с помощью которого мы конструктивно решаем повседневные задачи. Тот жизненный опыт, который даёт уверенность в собственных силах и психологические установки «я это могу», «мне это подвластно».

Надо ли говорить, как важно развить наблюдательность представителям современных профессий? Успешная хирургическая операция, предотвращённое преступление, мягко приземлившийся самолёт - всё это в той или иной мере зависит от человеческой наблюдательности.

Как развить наблюдательность?

Психологи советуют прививать её детям с ранних лет. Вот несколько эффективных упражнений, наглядно демонстрирующих, как развить наблюдательность в форме весёлой игры :

  1. Собравшиеся в круг дети внимательно смотрят друг на друга, после чего ведущий предлагает им за полминуты объединиться по схожим признакам (цвет глаз, волос, одежды, пуговиц, наличие веснушек или родинок).
  2. Каждому ребёнку выдаётся колокольчик или погремушка, глаза завязываются. Ведущий предлагает им объединиться по похожему звуку: ребята с погремушками - в правой части игровой комнаты, ребята с колокольчиками - в левой.
  3. Все приносят на занятие по одному личному предмету в закрытом пакете, никому его не демонстрируя, и отдают ведущему. Доставая предметы по одному, ведущий предлагает каждому представить себя Шерлоком Холмсом и проанализировать вещь (заколку, фонарик, зубную щётку). Чтобы развить наблюдательность ребят, ведущий задаёт наводящие вопросы: «Используется ли этот предмет ежедневно?», «Как именно?», «Какой характер у его владельца?» «Кому из нас, как вы думаете, он может принадлежать?»

Существуют и рекомендации, как развить наблюдательность взрослому человеку . Доказано, что успешно тренировать это свойство психики можно в любом возрасте. Вот несколько советов деятелей науки и культуры, которые и сегодня ложатся в основу различных методик и тренингов по развитию наблюдательности:

Не смотрите вокруг просто так. Воспроизводите всё наблюдаемое мысленным взором. (Леонардо да Винчи)

Поработайте над зрением, держите его в струне. Смотрите на всё с мыслью, что вам предстоит написать это красками. В трамвае, в автобусе - всюду смотрите на людей именно так. И убедитесь, что раньше не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А после вы научитесь видеть глубоко, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому. (Константин Георгиевич Паустовский)

Тема 11. Психология наблюдательности и методика ее развития

ПРАКТИКУМ

(Материалы для студентов)

Наблюдательность - способность человека, проявляющаяся в умении подме­чать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и при­обретается с опытом 1 .

Есть люди, которые от природы обладают наблюдательностью. Они помимо своей воли подмечают и запечетлевают в памяти все, что происходит вокруг. К сожалению, далеко не все сотрудники органов внутренних дел обладают этим необходимым качеством. Однако, при помощи определенных упражнений наблю­дательность можно развить.

Упражнение 1.

Интервал между сидящими в полукруге составляет 10 сантиметров. Локоть каждого слегка касается локтя соседа, сидящего справа и слева. Таким образом, локти играющих соединены в единую непрерывную линию. Один из группы, "водящий", располагается лицом к полукругу так, чтобы хорошо видеть всех.

Сигналом к началу игры может быть слово, звук, жест и т.д. По сигналу "начали" крайний в полукруге легким нажатием "посылает" двигательный "им­пульс" - толчок - локтю своего соседа, который, приняв сигнал, точно так же должен передать его дальше. Таким образом, "импульс" двигается по всему полу­кругу справа налево или слева направо.

Задача играющих в том, чтобы движение "импульса" было непрерывным, но таким, чтобы "водящий" не успел "засечь" по движению локтя момент передачи или приема импульса. Цель же "водящего" как раз и состоит в том, чтобы момент передачи зафиксировать, то есть "умудриться" поймать движение, которое от него скрывают. Если "водящий"правильно "засек" передающего или принимающего импульс, назвав его имя, то "пойманный" становится водящим, последний же занимает его место в полукруге и игра начинается снова.

Движение "импульса" не должно начинаться тотчас вслед за сигналом к игре. Начинающий игру может послать первый импульс с интервалом от 5 до 15 секунд после сигнала, как бы запутывая "водящего", чтобы не оказаться в ситуации пойманного тотчас, а улучая мгновение, когда он сумеет "обмануть" бдительного водящего.

Если "импульс" не ловится "водящим" в течение 1-2 минут, то руководитель занятия временно заменяет "водящего".

Роль "водящего" увлекательна тем, что поймать глазом само движение подчас очень трудно, и. он должен опираться на разные косвенные, дополнительные сигналы, и прежде всего на глаза играющих. В них, как правило, и содержится главный источник информации и движения "импульса", скрыть который, при всем желании, удается не всем и не всегда.



Игра требует честности со стороны играющих, ибо доказательство правоты "водящего" лежит подчас в психологической сфере, в сфере интуиции и трудно объяснимо словами. 1

Упражнение 2.

Одному из членов группы предлагается внимательно "осмотреть" аудиторию в течение нескольких секунд и затем, отвернувшись, ответить на ряд вопросов. В какой последовательности сидит группа?

Кто из присутствующих в форме? Кто в костюме? Кто в куртках? Что делали т.т....? Кто улыбался?

Какие книги лежат на столах? Их названия? Кто пострижен? Кто отсутствует на занятии?

Упражнение 3.

Хорошо ли Вам известен внешний облик товарищей по группе? Присмотри­тесь к соседу справа. Найдите в его облике то, чего не замечали до сих пор. Какие у него глаза, какой формы? Какого цвета? А волосы? Посмотрите на форму уха, подбородка. Сравните с левым соседом. В чем различие? А какие у него руки? Длина пальцев, величина и форма ногтей. Отвернитесь, и вспоминая соседа, опишите его нам. Каждый выбирает индивидуальный объект наблюдения из числа членов группы и внимательно изучает его.

Теперь отвернитесь от своего объекта и подробно опишите его своему соседу так, чтобы он понял, о ком идет речь. 2

Упражнение 4.

Группа образует круг. Испытуемый в центре.

Все отворачиваются от испытуемого на 180 градусов. Испытуемый должен дать описание глаз своих товарищей - их величину, форму, цвет и т. д.

Группа возвращается в исходное положение и испытуемый имеет возмож­ность проверить свою наблюдательность.

Затем ему дается 1-2 минуты на то, чтобы "вглядеться" в глаза своих коллег, стоящих в кругу. Распределите время - надо успеть в отведенное время рассмотреть всех.

Время. Испытуемый приступает к работе.

По команде "стоп" группа вновь отворачивается от испытуемого. А он начинает последовательно описывать глаза каждого из своих товарищей. Остальные члены группы проверяют правильность "описания". Поменяйте состав "круга".

Уменьшите время экспозиции испытуемого вначале на 40 сек., потом до 30, 20 сек., повторите упражнение. Задание должен выполнить каждый. 1

Шмойлов М.Г. Мастерство актера. Л., 1990. с.20-22

Гиппиус С. Гимнастика чувств. М., 1967. с. 81

Упражнение 5.

Группа делится на пары.

Каждый вспоминает о своем партнере, как он сидит, ходит, смотрит, слуша­ет, разговаривает, его излюбленные слова, его привычки, особенности. Попытай­тесь уловить своеобразие его " способа думать", догадайтесь о его самочувствии во время общения с Вами, а не с кем-нибудь другим - поймите его отношение к Вам. 2

Упражнение 6.

Закрыв глаза, нужно пройти через всю комнату к своему месту и сесть. Не спешите. До того, как идти, надо еще много сделать. Внимательно изучите пред­стоящий путь.

Попытайтесь мысленно с открытыми глазами проделать весь путь. Представь­те, как идете к столу, подходите к нему, садитесь. Закройте глаза. И мысленно проделайте тоже самое. Сколько мысленных шагов понадобилось Вам? Откройте глаза. Прикиньте, верно ли Вы рассчитали шаги.

Теперь закройте глаза и идите. У Вас должно быть ощущение, что двигаетесь в хорошо известном Вам пространстве. Нет, не надо считать шаги! Лучше откройте глаза на мгновение, чтобы убедиться, на том ли Вы месте, где предполагали.

Это не спортивное упражнение, не стремитесь пройти лучше всех, не это нам нужно. Цель - развитие осознанного внутреннего видения. Поэтому, самое глав­ное, когда идете - старайтесь увидеть Ваш путь на экране внутреннего зрения.

После уверенного выполнения упражнения, когда ясно, что выполняющий упражнение действует не механически, подсчитывая количество шагов, а активно пользуется внутренним видением, можно ввести усложнение. На пути ставится одно или два препятствия, стулья или столы, которые надо обойти и не задеть. 3

Упражнение 7.

На столе лежат несколько предметов: бумага, ручка, резинка. Испытуемому дается задание: в течение 15 секунд (в следующих сериях соответственно 10 и 5 сек.) "сфотографировать" эти предметы. Затем отвернуться и мысленно попы­таться описать, дав их пространственное расположение.

Упражнение 8.

На столе лежат несколько предметов: часы, ручка, портсигар, бумажник, книга и т. д. Испытуемый входит в аудиторию, 10 сек. "изучает" предметы, а затем отворачивается. Руководитель занятия меняет расположение предметов и предла­гает испытуемому восстановить на столе их исходное расположение.

Этому упражнению можно придать характер состязания, если вызвать не одного, а трех испытуемых.

1 Гиппиус С. Гимнастика чувств. М., 1967. с. 95

2 Там же, с. 210-211

3 Там же. с. 89

Упражнение 9.

Один из выполняющих упражнение садится на стул. Другой берет какой-либо предмет, закрывает его рукой и, подходя к сидящему, на счет " раз, два, три" показывает этот предмет и снова закрывает его. Сидящий рассказывает, что он успел рассмотреть за это время. В качестве предмета, например, может исполь­зоваться связка ключей 1 .

Упражнение 10.

Несколько человек выстраиваются в ряд. Испытуемый входит в аудиторию и рассматривает их 15 сек. После чего он выходит из комнаты. В это время стоящие меняются местами, одеждой, изменяют позы и др.

Задача испытуемого - устранить внесенные изменения.

Время экспозиции от упражнения к упражнению должно уменьшаться.

Упражнение 11.

Испытуемый в течение 15-20 сек. внимательно смотрит на своих товарищей, а затем выходит из аудитории. Во время его отсутствия члены группы пересаживаются на другие места.

По возвращению в аудиторию испытуемый должен указать на происшедшие перемещения.

Упражнение12.

Из спичек составляются сложные геометрические фигуры, их показывают испытуемым. Затем фигуры разрушают. Задача испытуемых - восстановить ис­ходные геометрические фигуры.

Упражнение 13.

Аналогичная процедура проводится и со вторым участником. 1

1 Шихматов Л.М. Сценические этюды. М., 1957. с. 22.

Упражнение 14.

Группе предлагается следующая задача: внимательно осмотрите аудиторию (столы, потолок, пол, окна, мебель и др.) И затем, не глядя на эти объекты, перечислите, что требует ремонта. Практика показывает, что вначале, по большей части, оценки "строителей" не соответствуют истинной картине, и только проде­лав ряд упражнений, они начинают верно описывать то, что видят.

Цель этих упражнений - добиться того, что Станиславский называл " учиться смотреть и видеть, слушать и слышать".

Упражнение 15.

Выполняющего упражнение просят внимательно рассмотреть предложенную монету. Затем она смешивается с другими монетами аналогичного достоинства. Задача испытуемого - найти ее среди остальных.

Упражнение 16.

Когда нам что-нибудь хорошо знакомо, мы говорим, что знаем это, как свои пять пальцев. А хорошо ли нам известны свои пять пальцев? Своя ладонь? Рас­смотрите их внимательно, Вы обнаружите много нового, незамеченного раньше. Возьмите руку соседа для сравнения.

Есть ли разница между ладонями левой и правой руки? В чем она проявляет­ся 2 ?

Упражнение 17.

Кому хорошо знакомы свои ручные часы? Снимите их, пустите по кругу.Рас­сказывайте о них, а группа будет проверять Вас. Возьмите их на минутку. Рас­смотрите. И вновь отдайте товарищам, рассказывайте. Вспомните, какая форма шестерки на циферблате? А тройка? Вспомните часовую стрелку, минутную, особенности корпуса и т. д. 3

Упражнение 18.

Когда Вы идете по улице, упражняйтесь в "мгновенном фотографировании".

Вы видите идущего навстречу человека. Внимательно посмотрите на него одну секунду а затем отведите свой взгляд. Постарайтесь сразу же восстановить его "фотографию" в памяти, а затем сравните "снимок" с оригиналом.

Точно также упражняйтесь на "фотографиях" афиш, витрин магазинов, до­мов. Ваш глаз должен на секунду точно запечатлеть изображение во всех подробностях. Вернее, глаз-то ваш это умеет, он только так и делает. А вот успеть осознать запечатленное памятью изображение мы не всегда умеем. Такое умение надо тренировать. 1

1 III их матов Л. М. Сценические этюды. М., 1957. с.15

2 Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с. 82

Упражнение 19.

Пока руководитель занятия считает до 30, найдите в аудитории предметы, названия которых начинаются с буквы "С".

29, 301 Пожалуйста, кто первый?

Сверток, стул, стол, спички, стена, стекло, створка, сидение, сигареты...
Кто добавит?

Серьги, серебро, сталь...

Сетка, сборник, страницы, скрепка...
-Ступня, стена...

Сукно, строчки... -Солнце, свет... -Синяк...

Сучок! Все!

Итак, общими усилиями, за 1 минуту мы отыскали в комнате 24 предмета на букву "С". Теперь за полминуты отыщите все предметы на букву "Т". 2

Упражнение 20.

Давайте мысленно совершим прогулку по Новому Арбату. Мы с Вами идем по левой стороне от Арбатской площади к Садовому кольцу.

Попытайтесь восстановить видеоряд домов, ничего не пропуская. Помогите себе мысленной речью.

Все дошли до Садового кольца? Теперь озвучим ваш фильм. Пусть это делают по очереди все члены группы.

Теперь вернемся к Арбатской площади по противоположной стороне проспекта. Ход обсуждения может быть изменен.

Попробуем совершить прогулку от станции метро "Площадь Ногина" до здания ВЮЗШ МВД России - по улицам Забелина и Солянке. Ваши наблюдения.

Упражнение 21.

Это упражнение можно проводить на протяжении ряда занятий.

Руководитель пускает по кругу репродукцию (фотографию, открытку) с видом какого-нибудь города, не знакомого аудитории. Репродукция переходит из рук в руки, задерживаясь у каждого члена группы только на один счет.

Эта открытка пускается на 1-2 круга. Затем участники рассказывают об увиденном. На следующем занятии руководитель просит их вспомнить вид горо­да.

1 Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с.86

После обсуждения и восстановления сюжета, руководитель пускает репро­дукцию по кругу для "мгновенного фотографирования" на каждый счет.

То же самое повторяется еще на нескольких занятиях. Каждый раз "момен­тальное фотографирование" усиливает новые, незамеченные прежде детали.!

Упражнение 22.

Участники образуют кольцо. По кругу пускается открытка или репродукция картины. Каждый участник имеет возможность рассмотреть ее в течение 10 сек. и затем передать следующему по цепочке. По завершению круга открытка (ре­продукция) возвращается руководителю занятия.

Теперь попытаемся воспроизвести детали картины.

Упражнение постепенно усложняется введением в круговое восприятие вна­чале двух, а затем трех, четырех или пяти открыток (репродукций). Принцип работы тот же самый с той лишь разницей, что по мере увеличения картин для восприятия должно увеличиваться и число кругов восприятия до трех-четырех.

Затем это число можно уменьшить.

Анализ картин может осуществляться поочередно. 2

Упражнение 23.

Более сложный вариант предыдущего упражнения может начинатьсятакже. Но когда пять открыток пройдут по два круга, руководитель занятия неожиданно добавляет к ним еще три новые открытки, о существовании которых участники упражнения не подозревали.

Когда новые открытки пройдут один круг, все восемь открыток откладыва­ются.

Упражнение 24.

Участники по очереди (или по вызову руководителя занятия) встают и, закрыв глаза, начинают описывать то, что находится от них справа, слева, спереди, сзади. Руководитель может повернуть их лицом к окну, двери, несколь­ко раз повернуть вокруг собственной оси, чтобы у испытуемых изменилась ори­ентация в пространстве. 4

Упражнение 25.

Группа разбивается на пары. В каждой паре один вначале играет роль "натур­щика", второй -"скульптора", затем они меняются ролями. Исходное положе­ние: "скульпторы" стоят спиной к "натурщикам". По первому сигналу руководителя занятия "натурщики" принимают определенную позу и мимическое выражение, по второму сигналу -"скульпторы" поворачиваются и в течение 5 секунд рассматривают своих партнеров. По третьему сигналу "скульпторы" от­ворачиваются, а "натурщики" быстро меняют свою позу. По новой команде руководителя занятия "скульпторы" подходят к "натурщикам" и начинают "ле­пить" исходные позы и мимику. Упражнение может быть выполнено и коллек­тивно. В этом случае выделяются 2-3 "натурщика", а остальные члены группы выступают в роли "скульпторов" и восстанавливают исходные позы совместными усилиями.

1 Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с. 118-119

2 Там же. с. 100-101

3 Там же. с.101-102

4 Основы педагогического мастерства. М., 1989. с. 164

Упражнение можно усложнить следующим образом. Из группы выбирается один "скульптор". Руководитель произносит команду "Замерли" и вся группа неподвижно застывает.

Каждый должен запомнить принятую им позу и мимику, а "скульптор" пытается запомнить позу и мимику всех. Через определенный промежуток вре­мени (его продолжительность определяет ведущий, обычно в интервале 1 -2 ми­нуты, в зависимости от величины группы), внимательно запечатлев мизансцену, "скульптор"отворачивается. В это время (около 10 сек.) участники делают не­сколько изменений в своих позах, мимике, одежде. После того, как изменения внесены, "скульптор" вновь поворачивается к группе. Его задача - обнаружить эти перемены. 1

Упражнение 26.

Преподаватель показывает слушателям изображение (см. рис. 8.1) и предла­гает ответить на следующие вопросы:

1.Вверх или вниз по течению идет пароход?

2.Какое время года изображено?

3.Глубока ли река в этом месте?

4.Далеко ли до пристани?

5.На каком берегу находится пристань?

6.Какое время года изобразил художник?

7.Имеются ли несоответствия в рисунке?
Обработка результатов.

Если испытуемый безошибочно ответил на все вопросы, его ответ оценивается на 5 баллов, что свидетельствует о высокоразвитой способности устанавливать причинно-следственные связи между объектами; если правильно ответил на 5-6 вопросов, то он получает 4 балла, что свидетельствует о хорошо развитых способ­ностях; если ответил на 4-5 вопросов, то его ответ оценивается в 3 балла, что свидетельствует о средних способностях; если ответил на 2-3 вопроса- 2 балла, что свидетельствует о плохо развитых способностях; если ответил меньше, чем на 2 вопроса-1 балл, что свидетельствует о неразвитых способностях.

1. Основы педагогического мастерства. М.. 1989. с. 163

Упражнение 27.

Руководитель занятия показывает аудитории два рисунка (рис. 8.2) и просит членов группы перечислить все детали, которыми отличаются их сюжеты.

Упражнение 28.

Участникам можно предложить по внешним признакам поведения людей на улице, в транспорте, в театре, в кафе и т.д. (предлагается видеозапись) определить их внутреннее состояние, профессию, общественное положение, обстоятельства, которые оказывают влияние на их поведение в данный момент.

Особый интерес представляет наблюдение за взаимоотношениями людей по их поведению.

Упражнение 29.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии лиц в толпе прохо­жих.

Инструкция : руководитель занятия демонстрирует группе несколько секунд фотографию пешеходов на улице. Обучаемые рассматривают снимок, после чего отвечают на вопрос: "Был ли в толпе прохожих человек с определенными приме­тами (приводятся приметы одного из прохожих) ? Что он делал? Как себя вел? При этом целесообразно привести 1-2 описания примет людей, которых нет на фото­графии.

Упражнение может повторятся 8-10 раз на фотографиях более крупного плана с постепенным увеличением числа прохожих в кадре с 5-7 до 12-15. При 5-10 повторениях обучаемым последовательно предъявляются две, потом три фотогра­фии, после чего задаются вопросы по группе снимков.

По мере повторения возможно также уменьшить время экспозиции фотогра­фии до 3 сек.

Упражнение 30.

Назначение: опознание лиц, находящихся в розыске, в потоке движения пе­шеходов по фотографии.

Инструкция: обучаемым демонстрируются фотографии трех лиц, находящих­ся в розыске и предлагается запомнить их. Далее, учащимся дается задание: внимательно просмотреть кино- или видеофрагмент движения пешеходов по ули­це и попробовать опознать разыскиваемых лиц. В чем был одет этот человек, что нес, как себя вел? Целесообразно, чтобы на фрагменте было запечатлено лишь одно или два разыскиваемых лица.

Упражнение может повторятся 5-10 раз на аналогичных фото, кино, видеома­териалах. По мере повторения число предъявляемых фотографий разыскиваемых лиц увеличивается до 5-7. При этом условия опознания разыскиваемых лиц (время пребывания в кадре, измененная внешность) последовательно усложняют­ся.

Вместо кино или видеофрагмента возможно использованиесерии из 5-7 фо­тографий.



Упражнение 31.

Назначение: опознание лиц, находящихся в розыске, в потоке движения пешеходов по словесным портретам.

Инструкция : Порядок выполнения аналогичен предыдущему упражнению.

Упражнение 32.

Назначение: опознание автомашин, находящихся в розыске, по приметам в потоке движения транспорта.

Инструкция: обучаемым зачитываются приметы трех автомашин, находящих­ся в розыске, и предлагается запомнить их. После этого учащихся просят внима­тельно посмотреть кино или видеофрагмент движения транспорта по улице и опознать разыскиваемые автомашины.

Целесообразно, чтобы на кино или видеофрагменте была заснята лишь одна из разыскиваемых автомашин. Вместо кино или видеофрагмента можно исполь­зовать серии из 5-7 фотографий, последовательно раскрывающих движение транс­порта на улице.

Время экспозиции каждой фотографии не более 2-3 сек.

Упражнение может повторятся 5-7 раз на аналогичных кино (видео) или фотоматериалах. По мере повторения число разыскиваемых автомашин увеличи­вается до 5-7, а условия опознания разыскиваемых автомашин (время пребывания в кадре, частичное несоответствие приметам) последовательно усложняются.

Упражнение 33.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии потока автотранс­порта.

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует группе в течение несколь­ких секунд фотографию движущихся по улице автомашин. Обучаемые рассмат­ривают снимок, после чего отвечают на вопрос: "Была ли в потоке движения автомашина с определенными приметами (приводятся приметы одной их автома­шин)? При этом целесообразно привести 1-2 описания примет машин, которых не было на фотографии.

Упражнение может повторятся 8-10 раз на фотографиях более крупного плана с постепенным увеличением числа автомашин в кадре с 5-7 до 12-15. при 5-10 повторениях обучаемым последовательно предъявляются 2, потом 3 фотогра­фии, после чего задаются вопросы по серии фотографий. По мере повторения возможно также уменьшение времени экспозиции фотографиям до 3 сек.

Упражнение 34.

Назначение: нахождение на стоянке автомашины с заданными приметами

Инструкция : порядок выполнения упражнения тот же.

Упражнение 35.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии многоэтажного, многоподъездного дома в вечернее время.

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует группе фотографию пяти­этажного, многоподъездного дома, несколько окон которого открыты, светятся, у подъездов стоят люди. Обучаемые внимательно изучают снимок. После чего им предлагается ответить на следующие вопросы: "Сколько этажей у дома? Сколько подъездов? Сколько квартир с открытыми и светящимися окнами? На каких этажах открыты окна, балконные двери? Кто находиться перед домом, сколько человек, как одеты? Что делают?"

Упражнение повторяется 8-10 раз на фотографиях с большим числом объектов (9 е, 12", 22~этажного дома с большим числом подъездов и окон), людей у дома.

Упражнение 36.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии группы людей в общественных местах.

Инструкция: обучаемым на 15-30 сек. демонстрируется фотография несколь­ких групп людей пред магазином. Одна из групп (3-4 человека), стоящих на переднем плане или чуть в отдалении, распадается. Учащимся задаются вопросы: "Сколько групп людей изображено на фотографии? Сколько человек в каждой группе? Приметы людей в одной из групп. Чем они заняты? Как могут повести себя дальше?"

Упражнение повторяется на аналогичных фотографиях до достижения хоро­ших результатов. Время демонстрации фотографий последовательно сокращается до 3-5 секунд.

Тот же алгоритм выполнения задания приемлем при восприятии группы лю­дей в других общественных местах, перед кинотеатром, в парке, у стадиона, в метро и др.

Упражнение 37.

Назначение: развитие наблюдательности в учебной ситуации "похищение".

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует аудитории фрагмент на­учно-популярного фильма "Я и другие", связанный с похищением преподавателя. После чего обучаемые отвечают на следующие вопросы: "Сколько было похити­телей, как они были одеты, вооружены, способ похищения, что делал каждый из похитителей и др."

При неточных ответах большинства фрагмент демонстрируется еще раз, при этом ставятся дополнительные вопросы, уточняющие детали происшедшего.

В конце занятия может быть показан фрагмент, в котором ситуация "похище­ние" снята в замедленном темпе, а также комментарии и объяснения этой ситуации но фильму.

Упражнение 38.

Назначение: развитие наблюдательности в ситуации хулиганского нападения.

Инструкция: обучаемым демонстрируется короткий кино- или видеофраг­мент следующего содержания. На остановке автобуса вечером подвыпившие парни пристают к девушке. После просмотра учащиеся должны ответить на ряд вопросов: "Сколько человек участвовало в эпизоде; как они были одеты; осо­бенности их внешнего вида; что каждый держал в руках; кто действовал наиболее агрессивно; как реагировала девушка; поведение прохожих и др.?"

Упражнение может повторяться 3-5 раз на аналогичных кино- и видеофраг­ментах. При этом время демонстрации фрагмента постепенно сокращается до 5 сек.

Упражнение 39.

Назначение: развитие наблюдательности в ситуации беседы сотрудника ми­лиции со свидетелями происшествия.

Инструкция: обучаемым демонстрируется короткий (на 20-30 сек.) озвучен­ный кино- или видеофрагмент беседы сотрудника милиции со свидетелями на месте происшествия. Учащиеся должны вспомнить, какие показания дал 1, 2, 3-й свидетель, их приметы, фамилии, имена и отчества, как действовал сотрудник милиции.

Упражнение может повторяться 5-10 раз на аналогичных кино- или видеоф­рагментах. При этом время демонстрации фрагмента постепенно сокращается до 10 сек.

Упражнение 40.

Назначение: определение национальности лиц по фотографиям.

Инструкция: учащимся в течение 3 секунд демонстрируется фотография че­ловека с целью определения его национальности.

Аналогичное задание выполняется на 20-30 фотографиях, с последовательным сокращением их экспозиции до 1 секунды.

Упражнение 41.

Учебной группе на несколько секунд предъявляются для восприятия 3 композиционных портрета (рис.8.3), а после их демонстрации ряд фотографий (рис. 8.4).

Задание обучаемым: из предъявленных фотографий выбрать 3 композицион­ных портрета, которые были показаны ранее.

Упражнение 42.

Учебной группе на несколько секунд предъявляются фотографии нескольких фрагментов лиц (см. рис. 8.6).

Задание обучаемым: по предъявленным фрагментам лицевых частей "со­брать" портреты лиц, фотографии которых были представлены ранее (см. рис. 8.5).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!